Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

С давних времен женщины украшали свои наряды различной вышивкой, а для обработки края изделия использовали московский шов. Изначально только обеспеченные люди могли себе позволить такое украшение, да и вышивка, чаще всего, осуществлялась золотыми нитками. И только с 18 века она вошла в жизнь различных слоев населения и так началась . В разных странах имеются свои особенности вышивания. Очень интересна русская народная вышивка , ее принято разделять на два вида.


  1. Городская вышивка;
  2. Крестьянская вышивка.

Владимирская вышивка

Девочки из бедных деревенских семей вышивкой украшали свое приданное (скатерти, полотенца, ). Таким же образом изготавливались и подарки для будущей родни. А вот городские рукодельницы вышивали по своему усмотрению, старались следовать европейской моде, стараясь выглядеть как французская дама..
Россия огромная страна, поэтому русская народная вышивка имела свои особенности в каждой области и даже районе. Принято деление территории России на 2 большие группы в зависимости от способа вышивания:

  1. Северная полоса;
  2. Среднерусская полоса.

Северная полоса включает в себя Владимирскую, Архангельскую, Новгородскую, Вологодскую, Ивановскую и прилегающие к ним области. Отдельно принято выделять владимирскую вышивку.

Центром среднерусской полосы является Москва. Есть даже московский шов, который используется для обработки изделий из деликатных тканей.

Удивительно, но славянская вышивка, которая выполнялась, в основном, крестом, использовалась в качестве оберега. Это очень старинная вышивка. Каждая ее деталь была наполнена особенным смыслом. Орнамент очень разнообразен. Часто вышивали женщину, которую окружали олени. Это была мать Рода. Очень часто она вышивалась на свадебной одежде или на одежде младенцев, чтобы оберегала их от всяких напастей. А вот орнамент русской народной вышивки лельник означал защиту от всех напастей.

Интересно, что когда вышивали крестом красной нитью на белой ткани, то это было символом земли, которая вобрала в себя живительную энергетику солнца.

Особенности вышивки в разных уголках России

Чувашия

Очень трепетно относились к вышивке в Чувашии, это было их отличительной национальной чертой. Для вышивки в таком стилеи

Чувашская вышивка

спользовались нити трех основных цветов: черного, красного и белого. Каждый из них имел свое значение. Красный обозначал стремление к новому, хорошему, белый символизировал чистоту, наивность, а черный служил чем-то вроде рамки.

При этом чувашская вышивка выполнялась без специальных приспособлений, которые могли бы облегчить работу. Девушка просто брала в руки ткань и на ней вышивала. В процессе работы использовалось большое количество швов, в сочетании которые давали интересный орнамент. Интересно, что нитки приходилось окрашивать самим, поэтому сам процесс получения готового изделия довольно трудоемкий, а чувашская вышивка не такая уж и простая. В ее основе лежат самые разные геометрические фигуры, имеющие свое значение. Чаще всего вышивали простым швом, крестом, двусторонним швом.

Карелия

Карельская вышивка

Отдельно стоит сказать о рукодельницах из Карелии. Они тоже довольно много времени проводили за вышивкой. Орнамент, вышитый ими изначально имел религиозное назначение, и только намного проще карельская вышивка стала своего рода искусством. Чаще всего при вышивании здесь используют красный цвет, который эффектно смотрится на белой одежде. Очень часто вышиваются животные и растения, они являются центром композиции.

Карельская вышивка используется для украшений белья, столовых принадлежностей, скатертей. Изделия карельских вышивальщиц имеют большую популярность не только в России, но и в странах Европы. Не раз они удостаивались там самых высших похвал. Эта старинная вышивка претерпела различные изменения, но не утратила своей популярности до сих пор.

Марий-Эль

Если чувашская вышивка изобилует красным, белым и черным цветами, то здесь за основу

Марийская вышивка

берется красная нить. При этом вышивают в основном на домотканой одежде. Это искусство девочка осваивали довольно рано. Узоры были достаточно разнообразны, это и геометрические фигуры, и растения, и животные. Они воплощали надежды человека, его мечты. Особый смысл был у вышитых деревьев, они являлись определенной защитой для семьи. Поэтому марийская вышивка и содержит их так много.

И в настоящее время марийские женщины не забыли все тонкости вышивки, они украшают узорами подушки, накидки, полотенца. Очень часто марийская вышивка используется при украшении одежды звезд эстрады. Основным считался красный цвет, это сохранилось и до настоящего времени.

Калуга

Удивительно, но жители этого небольшого городка вышивали особым образом, что позволило выделить их вышивание в отдельный вид, который получил название тарусская вышивка. Есть у нее и второе название «вырезы». Была создана целая артель, которая вышивала таким способом дорожки, скатерти, полотенца. Позже она переросла в фабрику.

Тарусская вышивка

При вышивке использовались исключительно льняные нити. Была здесь и своя техника, цветная перевить и белая строчка. Тарусская вышивка была основной в Калуге и на прилегающей к ней территории. На изделии вышивались деревья, растения, целые картины. Отличительной чертой было то, что у такой вышивке нет изнаночной стороны. Очень интересны блузы с расшитыми на них птицами, деревьями, цветами. Настоящие умелицы вышивали белыми нитками на белой матери, и те, кто не был знаком с азами вышивки, долго не могли понять, как такое возможно.

А свое начало тарусская вышивка берет в небольшом городке близь Калуги Тарусе. Именно там зародилась такая техника вышивания, оттуда и пошло само название.

Видео: узоры в русской народной вышивке

Орнаменты славянских народов и их обозначение


Вышивка в разных уголках мира

Не только Россия славилась своими вышитыми изделиями, но и мастерицы из различных стран смогли добиться невероятных успехов в этом деле. Украинская и белорусская вышивки наиболее схожис российской.

Белоруссия

Самая близкая к русской белорусская вышивка. Здесь также используют для обработки изделия, выполненного из тонкой ткани,московский шов. Основной отличительной чертой является строгий орнамент. Украшались холщевые изделия: рубашки, скатерть и полотенца. Орнамент довольно строгий, преобладают геометрические фигуры. Для украшения полотенец очень хорошо подходит вышивка болгарским крестом.

Украина

Украинская вышивка

Не стоит забывать, что украинские мастерицы создают уникальные вышитые шедевры. Чаще вышивали на рукавах рубашек и блуз, воротничках, подолах. Любили украшать вышивкой полотенца и наволочки. Очень часто вышивали крестом. Красивый орнамент можно увидеть по вороту рубах.

Каждая украинская область, как и в России, имеет свои отличительные черты в вышивке. На Полтавщине отдают предпочтение белым ниткам. Очень редко используют красные и серые. Остальные цвета не используются совсем. В Харьковской и Донецкой областях вышивают преимущественно крестом. В полесье любят вышивать красными нитками на серо-белом фоне.

Украинская Киевщина известна растительными мотивами (виноградная лоза, хмель). Популярны здесь черный и красные нити. А вот в Подольске более сложная техника, цветовая гамма разнообразнее.

А вот украинская свадьба предполагает, что одежду необходимо расшить веточками калины, так как она символизирует продолжение рода. Или сделать . Каждое растение, вышитое на одежде несет свой смысл. Лилия значит невинность и чистота. Хмель – молодость. Павлин – жизненная энергия. Но самой любимой птицей считается ласточка. Очень красива вышивка болгарским крестом.

Вышивка в Европейских странах

Не стоит забывать, что и в Европе много сторонников вышивки. Более того, именно они были в свое время законодателями моды на расшитые одежды. При этом их вышивка значительно отличалась от русской и украинской.

Одной из самых красивых и интересных считается итальянская вышивка. Но имеет она и другое название, связанное с место ее наибольшей популярности флорентийская вышивка. Здесь используются нитки различных цветов, узоры формируются из зигзагов, которые напоминают языки пламени. Вышивка получается как бы нарисованной, так как берутся разные оттенки одного цвета, что придает композиции естественность. При этом вышивают одним видом стежков – прямым вертикальным. Вот только можно варьировать его длину.

В свое время в итальянском стиле были расшиты одежда придворных и находящихся у власти особ. Она очень пришлась по душе семейству Медичи. А вместе с этим флорентийская вышивка завоевала популярность и у простых граждан.

Характерная особенность такой вышивки полное покрытие изделия стежками. На нем не должно быть ни одного пустого места. Все заполняют цветные нити, для обработки изделия используется московский шов, так как он очень тонкий.

Некоторые считают, что правильней было бы говорить венгерская. Так как происхождение вышивки неизвестно, и ее родоначальницей может быть и Венгрия. Изначально для вышивки использовалась красивая ткань, которая приходила с востока. Нити тоже были высокого качества. Простым людям такое удовольствие было не по карману.

Французская вышивка

Еще одной страной, поклонницей вышивки, является Франция. Эта законодательница мод не могла остаться в стороне, и флорентийская вышивка прочно вошла в жизнь французов. Но вместе с тем, у них сформировалось и свое направление в вышивке.

Это очень нежная вышивка, здесь не пользуются крестом, основной стежок узелок. Он еще очень похож на миниатюрную розочку. Он может быть вышит отдельно, например, небольшой бутон, а можно французским стежком вышить и весь узор. Чтобы французская вышивка поучилась аккуратной нужно знать одну особенность. Когда вышивается один стежок, его следует закрепить, а вот если несколько, то этого можно не делать, нить следует к следующему стежку с изнаночной стороны.

Индийская вышивка

Вышивка народов мира

Индия

Но не только в Европе и России вышивали, очень интересна вышивка народов мира. Например, одной из наиболее древних считается индийская вышивка. До сих пор там сохранилась традиция вышивать узоры на свадебных нарядах. А вот свадебную шаль начинают вышивать в очень раннем возрасте, потому что узоры украшают ее всю. И на это понадобится не один год. Как и для , необходимо мвстерство и терпение.

Китай

Как не красива венгерская или индийская вышивка, но самая старинная вышивка китайская. Мастера из Китая давно известны своим умением. Если они что-то начинают делать, то пытаются достичь идеала. Такая особенность их менталитета.

Раньше только обеспеченные люди могли приобрести работы китайских мастеров, так как стоили они довольно дорого. Китайская вышивка имеет отличительную черту – использование шелковой нити. В бразильской вышивке также используются нити из шелка. Они очень тонкие и сама ткань очень нежная, для ее обработки лучше всего использовать московский шов.

Сучжоуская вышивка

Каждая китайская провинция имеет свои особенности выполнения вышивки. Так, сучжоуская вышивка требует усидчивости. Она является настоящим произведением искусства. Для работы берутся тонкие иглы и шелковые нити. Тщательно выполняется каждая деталь. Шелковые нити переливаются, создавая красивый эффект. А при смене освещения меняется и оттенок. Это очень красиво.

Сучжоуская вышивка очень древняя, ей более 2000 лет. Вышивку выполняют гладью. Опытные мастерицы могли вышивать с двух сторон. Сучжоуская вышивка не просто двух сторонняя, так как при работе не было видно узелков. С разных сторон вышивались разные орнаменты. Но они имели одинаковую форму. Здесь надо быть художником, чтобы изменить сам рисунок, но сохранить его очертания.

Не только сучжоуская вышивка прославила Китая, здесь много провинций, которые имели уникальную технику вышивания. Китайская вышивка из провинции Хунань известна одухотворенностью работ.Все рисунки яркие, имеющие насыщенные цвета и приближенные к реальности. Если вышиты животные, то кажется, они сейчас побегут, а птицы полетят. Вышивать можно не только гладью, но и крестом. Тогда китайская вышивка будет смотреться немного подругому.

Бразилия

Бразильская вышивка

Удивительно, но и бразильянки не остались в стороне от этого рукоделия. Бразильская вышивка также использует шелковые нити. При работе используется несколько видов стежков:

  1. витой шов;
  2. наборной стежок;
  3. петличный.

Каждый из них используется для вышивки определенного узора. Элементы,которые содержит бразильская вышивка,очень похожи на настоящие, у них присутствует объем.

Как и многие, имеет бразильская вышивка и отличительные черты в основе вышивки лежат цветы, для вышивания которых использовались специальные длинные иглы и искусственный шелк. А вот китайская вышивка отдает предпочтение натуральному шелку.

Более доступная, но не менее красивая якобинская вышивка. Здесь также изображаются растения, животные, оригинальные узоры, но только используются более доступные шерстяные нити. Но больше всего якобинская вышивка содержит цветов.

Якобинская вышивка

Рисунок фактурный, это объясняется и разнообразием швов, вышивают и крестом, и гладью, и другим швами, а также особенностью шерстяных ниток. Свое распространение якобинская вышивка получила благодаря низкой стоимости шерстяных ниток, которые никак снижали качество работы.

Имеет якобинская вышивка и второе название «крюил». Оно произошло от названия пряжи, смотанной особым образом.

Можно бесконечно долго говорить о различных направлениях вышивки. Каждое из них имеет свои особенности. И для освоения новой техники придется подучиться. Современная вышивка крестом довольно проста, и подходит для начинающих мастериц. Научившись ей, можно будет осваивать и более сложные техники, например вышивку болгарским крестиком.Древнерусская вышивка очень красива, и ей тоже не сложно научиться, но тут стоит помнить, что каждый орнамент имеет свое значение.

Следующая запись Урок объёмной вышивки в технике бути

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:

К первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;

Ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Швы первой группы называют счетными , швы второй группы - свободными.

К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.

Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним относятся полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.

В современных узорах используют и другие швы - вперед иголку, косичка,косая гладь.

В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись


Пример

Им выполнялись как полосы с геометрическим орнаментом, так и сложные сюжетные композиции с изображением лошади, барса, птицы, человека. Контур рисунка обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось тонким кружевным узором.


Крест появился позже шва роспись, примерно в первой половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется значительно быстрее росписи и привлекает своей плотностью, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Тамбовской и Рязанской областях. Помимо простого креста есть еще и двойной крест , двусторонний иодносторонний , в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом , обрамленным четырьмя стежками, это и есть тамбовский крест .

Простой крест


Двойной крест

Двусторонний крест

Односторонний крест

Тамбовский крест

Крест является самым распространенным видом вышивки. Выполнять его можно как по канве, так и по рисунку, ткань должна быть с равномерным переплетением нитей. Вышивка крестом используется всесторонне: для отделки одежды или ее деталей, для украшения столового, постельного белья.

Набор

"козлик" "косичка"

Счетная гладь

Швы народов Поволжья - "косая стежка", звездочка, спираль

"косая стежка"

«Косая стежка» глухой односторонний счетный шов.
Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины

"спираль"

"звездочка"

Прозрачными швами выполняются строчевые работы по заранее подготовленной сетке. Такие швы называются строчкой, которая накладывается на сетку, полученную путем продергивания нитей ткани в двух направлениях - по утку и по основе. Строчевые узоры не расположены на поверхности ткани, а как бы изменяют ее структуру.

Строчевые узоры

Глухими швами выполняются работы по целой ткани. Они называются вышивкой. Кроме уже рассмотренных выше швов для вышики есть еще и вышивки, в которых соединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счетные швы, например орловский спис, владимирские швы, где сердцевины цветов, вышитых по произвольному кругу, заполняются гладьевыми разделками геометрических форм.

Владимирские швы

Для узоров, рисуемых свободным движением руки, используют мотивы растительного характера, животных и человека в весьма условной трактовке. Такие узоры выполняются контурными и гладьевыми швами.

К контурным швам относятся: тамбурный шов, стебельчатый шов, косичка, козлик, шнурок; к гладьевым - белая гладь, владимирские швы, александровская гладь, русская гладь и атласное шитье.

Тамбурный шов

Занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.


Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.


Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.


Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).


Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.


Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.


Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.


Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.


Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.


Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.


Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.


Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.


Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.


Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах
  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.


Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.


В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.


Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити. Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.



С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)


Одним из самых древнейших видов рукоделия всех времен и народов является вышивание. Каждый народ имел свой, уникальный вид шитья, внося в него свои национальные элементы, поэтому такая народная вышивка известна под названием традиционной, например, тарусская вышивка или венгерская. Человек, хорошо в ней разбирающийся, может сразу определить по характерным чертам рисунка, к какой народной традиции относится вышитое изделие.
Яркие, сочные геометрические фигуры говорят о том, что перед нами флорентийская вышивка, цветочные, выпуклые завитки в пастельных тонах – французская вышивка, объемная поверхностная – бразильская вышивка, шелковая гладь – китайская вышивка, строгий геометрический орнамент с красной нитью – чувашская вышивка. Каждая из применяемых техник получила название народа или области, в котором развивалась, например, индийская вышивка или известный всем швеям московский шов. Самым несложным видом счетной техники считается вышивка болгарским крестом. В современном мире техника вышивания крестом так же пользуется популярностью среди рукодельниц всех национальностей. Вышивка народов мира является одним из самых интересных материалов исследования для тех, кого интересует этот вид рукоделия. Так же и старинная вышивка, хранящаяся в музеях разных стран, представляет очень интересный предмет для изучения, особенно сучжоуская вышивка.









Китайская вышивка


Родиной этого вида рукоделия считается Древний Китай, поэтому самой первой стала известна китайская вышивка, ее относят примерно к 4 -5 веку до н. э. Это было шитье на шелковых тканях, так как именно в районах Китая впервые стали производится ткани из шелка. Основными вышиваемыми узорами были элементы природы, животные, птицы (сучжоуская вышивка), восточные иероглифы и узоры, орнамент, традиционные китайская флора и фауна. В современном мире интерес к традициям Китая не уменьшается, поэтому очень популярными являются различные изделия в китайском стиле: одежда, посуда, предметы интерьера. Китайская вышивка по праву считается одной из изысканных и утонченных. Самая известная и старинная – сучжоуская вышивка. В ней использовались только натуральные материалы – шелковые ткани и нити, сюжеты вышивались многосложные, с большим количеством цветов и оттенков, причем изнаночная сторона была без единого узелка, как и лицевая. Очень близок к этой технике аккуратный московский шов. Китайские экзотические мотивы так же использовала якобинская вышивка (гладь, выполняемая шерстяными нитками).

Краткий обзор европейского рукоделия


Флорентийская вышивка «Барджелло»

Тарусская вышивка

Венгерская вышивка

Французская вышивка
Бразильская вышивка Флорентийская вышивка «Барджелло» (иногда это название заимствует итальянская вышивка). Эта техника характеризуется яркими, сочными цветами, среди рисунков преобладает орнамент, зигзаги, геометрические мотивы с плавными переходами, На итальянском языке название этой техники переводится, как «вышивка». В ней используется только прямой стежок с использованием шерстяных ниток.
По яркости цветов к ней близка славянская тарусская вышивка и венгерская.
Изысканная французская техника вышивания. Сочетает в себе множество декоративных видов – рококо, ришелье, бути, вышивку крестом и полукрестом, гладью и другие швы.
Оригинальная бразильская вышивка. В ней очень часто используется французское рококо, наравне с другими видами швов. Эта поверхностная техника, которая возвышает рисунок на ткани. В ней преобладают как яркие, так и пастельные тона, мотивы вышиваются цветочные и растительные, шитье происходит шелковыми нитями по тонкой ткани (как сучжоуская вышивка). В европейской вышивке представлена, в основном, гладь, но также встречается и вышивка крестом.

Как применялась вышивка народов мира


Как на Руси, так и европейских странах первоначальным применением стежков было соединение кусков тканей, которые использовались в одежде. Для подгиба ткани, например, использовался московский шов. Стежки были простыми, практичными, в качестве ниток использовалась шерсть животных.
Применение вышивке находилось везде: в постельном белье, повседневной одежде, в религиозных облачениях. На любом текстильном изделии можно было вышить красивые узоры, бытовые сцены, элементы природы, традиционный орнамент русской вышивки.


Болгарский крестПомимо эстетической стороны, вышивка несла так же сакральный смысл и имела собственное предназначение. Орнамент располагался, в основном, на одежде в местах соприкосновения с внешним миром: рукавах, вороте, головных уборах и исполняла роль оберега. Узоры орнаментов обычно вышивались крестом, которому придавалась магическая сила, название креста использовалось и в названиях техник (вышивка болгарским крестом).

Славянская вышивка


Рукоделие языческого периода на Руси почти все представляет собой магические обереги, защищающие человека от враждебных сил. Русская одежда вся была расшита этими сакральными символами, основными изделиями для такой шитья были метрики, рушники, украинские вышиванки. Основными элементами вышивки русского народного орнамента были геометрические фигуры – ромб и крест. Ромб был символом плодородия, солнца, крест обладал магической силой отгонять злых духов и снимать порчу. Постепенно вышивка крестом перестала нести сакральное значение и служить магическим оберегом. Современная вышивка крестом это просто красивый и увлекательный вид рукоделия, несущий скорее эстетическую нагрузку. Хотя, даже сейчас в некоторых поселениях русская народная вышивка несет характер оберегов. На ярмарках народных промыслов можно нередко увидеть такую одежду в древнерусском стиле, очень часто на ней используется вышивка болгарским крестиком. В современных модных коллекциях русский стиль и сейчас остается очень популярным. С принятием христианства в вышиваемые работы вносятся христианские мотивы, крестом вышиваются иконы и ризы, религиозные предметы, элементы быта. Вышивание становится более дорогим видом рукоделия, с применением дорогих нитей и драгоценных камней.

Древнерусская вышивка золотом и серебром


Богатейшая и красивейшая русская вышивка. Ее расцвет приходится на 16 – 17 века, когда знать украшала свою одежду и головные уборы драгоценными камнями. Золотное шитье с нанизыванием жемчуга использовалась для украшения интерьера, конских упряжек, в праздничной одежде. Этот вид вышивки считался одним из сложных, поэтому владеть им могла только умелая рукодельница, некоторые умелицы обучались этому мастерству в монастырях, иногда и сами монахини были опытными вышивальщицами. Драгоценными нитями вышивался растительный орнамент, сказочные существа, многосложные цветочные композиции, при работе использовались не только вышивка крестом, но и комбинировались разнообразные швы, что придавало изделию изысканность и оригинальность. Сейчас такая старинная вышивка с золотом и камнями сохранилась только в музеях или частных коллекциях. По сюжетной линии к ней очень близка якобинская вышивка, для обработки готовых изделий использовался московский шов.

Украинская и чувашская вышивка


Украинская вышивкаСлавянские, украинские и русские вышивки объединяет применение в работе небольшого количества цветов, геометрический и растительный орнамент, использование вышивки крестом. Особенного внимания заслуживают вышиванки – национальные женские и мужские рубахи. Изображениям на них придавался сакральный смысл (защита от порчи, богатство и плодовитость). Основным элементом был ромб, самый популярный славянский символ, и восьмиконечная звезда. В различных областях использовались разные виды швов, украинские мастерицы использовали вышивку крестом, полукрестом, гладью, мережкой, к традиционным красным нитям добавлялись черные, синие, желтые. Вышивание производилась, в основном, по белому или серому фону.


Чувашская вышивкаОчень близка к украинской чувашская вышивка. В ней также используется серый и белый фон, строгий геометрический орнамент, использование малого количества цветов. Основные используемые цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Украинская и чувашская вышивка используют одни и те же элементы – розетки с восьми лепестками (символ Солнца) и древо жизни, их элементы присутствуют и в государственной символике. Чувашские вышитые рушники, половички, мотивы в одежде очень похожи на украинские, поэтому нередко их путают. Отличить чувашский национальный костюм можно по головному убору, украинские женщины используют в качестве него цветочные венки. На чувашскую и украинскую вышивки очень похожа тарусская вышивка. Такими же похожими свойствами обладает и белорусская вышивка.

Русская народная вышивка


Карельская вышивкаОсобенностью карельской вышивки является использование ниток одного цвета.
Многие народности используют в работе один цвет, таким примером может служить марийская вышивка. Узоры вышивались красной нитью по белой или серой ткани, если шитье было сквозным– белым по белому. В первом случае получалось простое, но изысканное полотно, во втором – ажурная вышивка.
Рукодельницами использовались такие техники, как крест, набор, настил по сетке, двухсторонний шов, тамбур, сочетание тамбура и набора. На вышитом полотне получался прямолинейный рисунок с геометрическими фигурами, вышивался так же орнамент, со множеством крестов и восьмиконечных звезд, узоры соединялись в сложные композиции. Помимо этого вышивались растительные мотивы, люди, животные птицы.


Марийская вышивкаКарельская вышивка очень лаконична, но, тем не менее, очень популярна среди рукодельниц. На нее очень похожа марийская вышивка. В ней использовалась счетная техника вышивки крестом, цветовая гамма состояла из красного, синего, зеленого и черного цветов. Узоры четко выделялись на полотне благодаря прямым линиям. По цветовой гамме к марийской близка тарусская вышивка. Здесь использовалась цветная перевить, вставки из настила, белая строчка.

Вышивка центральных и южных областей

Владимирская вышивкаДля этих регионов характерен геометрический орнамент, с использованием множества ярких нитей – малиновых, золотых, алых, помимо этого вышиваются растения, животные, люди. В южных районах используются цветная перевить и счетная гладь, московский шов, белая строчка с жучками, паутинкой, воздушными петлями, к ней иногда присоединялись разноцветные нити. Это была яркая и красивая вышивка, радующая глаз. В этих областях практиковалась и вышивание по черному шелку, с использованием золотых нитей. Одной из самых известных в центральном регионе является владимирская вышивка. Основной ее элемент – крупный стежок гладью (владимирский шов), им вышивались различные орнаменты, выполнялся он красной нитью, с добавлением других цветов. Московский шов, относящийся к этим регионам, и сейчас активно пользуется швеями и рукодельницами, раньше он выполнялся вручную, сейчас его можно легко выполнить с помощью швейной машинки.

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры , передники, головные уборы, платки, юбки, платья. Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв..

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Основной цвет русской вышивки - это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных). Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента.

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.




Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов - кони по сторонам деревца или растения.



Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.





Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.

Список литературы, который использовала привожу ниже. Конечно, сейчас есть и более современные источники информации, но эти книги мне понравились большой детальностью и тщательностью изложения:

  1. Маслова Г. С. "Орнамент русской народной вышивки". М., 1972
  2. Дурасов Г.П. "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке". М., 1990
  3. Богуславская И. Я. "Русская народная вышивка." М., 1972

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные