Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Большинство наркомов вокруг Сталина были старообрядцами

В школе меня учили, что Петр СТОЛЫПИН, чья 155-я годовщина со дня рождения отмечается в апреле, был палач и реакционер. Позже стали говорить, что лишь такой смелый и мудрый политик мог бы спасти Россию. Царский премьер-министр действительно был патриотом. Только, как и большевики, старался русский народ осчастливить насильно. Что, в частности, касается русского мужика, уникальность быта которого при внимательном рассмотрении просто потрясает.

— Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как то чувство голода, половое чувство и т.п. И одно из самых сильных чувств этого порядка — чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею, — писал Столыпин .

Казалось бы, все логично. Целью Петра Аркадьевича было интегрировать крестьян в рыночную экономику, ликвидировав сельские общины, где, выражаясь современным языком, процветала уравниловка. С точки зрения нынешних рыночников-реформаторов, где все определяется выгодой, он был абсолютно прав. А вот с точки зрения справедливости в понимании русского землепашца — это еще большой вопрос!

Впрочем, все началось задолго до Столыпина.

Народ Божий

Император Николай I внимательно вчитывался в доклад некоего майора Третьего отделения Васильева . В 1838 году он по высочайшему повелению проводил инспекцию в 20 губерниях. Задача была поставлена четко: выявить влияние иностранных агентов, источников смуты. Нового восстания декабристов царь категорически не желал. Однако доверенный офицер докладывал, что обнаружил другой источник опасности. Староверы — вот в чьей среде «тлится дух дерзновеннейшего отвержения власти царя и гражданских законов».

Так называемые раскольники появились в конце XVII века, когда патриархНикон провел церковную реформу, чтобы привести церковные обряды в соответствие с греческими. Появились недовольные, случались бунты, самосожжения в знак протеста.

К XIX веку проблема, казалось, потеряла остроту. Согласно официальной переписи, староверов было всего два процента населения. Однако, как удалось выяснить по приказу Николая I, реальные цифры были занижены в десять раз. Раскольников в стране было не менее 20 миллионов человек. Каждый пятый! Они имели огромный нравственный авторитет и жили по своим удивительным правилам.

— Раскольники вели хозяйство не для извлечения прибыли отдельными лицами и их семействами, а для укрепления институтов своей веры и поддержания своей общины — «народа Божия», — пишет профессор Александр Пыжиков .

Русские Ротшильды

Никакой аристократии. Любой крестьянин мог стать наставником или настоятелем, были бы к этому способности. Любой имел право заявить свои требования, и «обчество» было обязано их выслушать. При этом раскольники оперировали колоссальными капиталами. Но конкретного владельца у них не было! Действовал принцип: «Твоя собственность — это собственность твоей веры».

Ученый XIX века Дмитрий Шелехов с изумлением описывал свою встречу в старообрядческом Владимирском крае с «русскими Ротшильдами » — братьями Большаковыми . Те выдавали купцам заем без оформления какой-либо документации — «по совести». В присутствии Шелехова мужику в тулупе ссудили пять тысяч рублей с устным условием возврата денег через полгода. Когда ученый поинтересовался, не боятся ли банкиры обмана, те искренне удивились. И пояснили, что в их среде обманщик потеряет сразу все: «Глаз не показывай и не живи на свете, покинь здешнюю сторону и весь свой привычный промысел». Шелехов с восхищением писал: «Вот вам русская биржа и маклерство!.. Господа писатели о финансах и кредите! В совести ищите основание кредита, доверия, народной совестью и честью поднимайте доверие и кредит».

Деньги даром

А вот еще пример. В 40-х годах XIX века полиция заинтересовалась деятельностью Преображенского кладбища в Москве, которую контролировали «беспоповцы». Выяснилось, что погост вместе с хозяйственными строениями и больницей являлся финансовой артерией староверов. Здесь хранились капиталы наставников и попечителей, которые выделялись на открытие или расширение предприятий. Притом допускался не только беспроцентный кредит, но и безвозвратный! Если дело знаешь, людям пользу приносишь — не жалко. Но выкупить компанию в собственность управленец-старовер не мог. Это же готовый развитой социализм, уверенно шагающий к коммунизму! Только без советской бюрократии.

Но правительство такое государство в государстве категорически не устраивало. К 50-м годам XIX века было сделано все, чтобы его уничтожить. Раскольникам стали выдавать лишь временное членство в купеческой гильдии, побуждая сменить веру. Решения «обчества» о смене управленца без соответствующих процедур и бумаг, что староверы не практиковали в принципе, чиновниками не признавались. И такое поведение власти стало ее фатальной ошибкой.

Слесари с бомбами

В результате появился целый класс миллионеров из крестьянской среды, которые благодарить правительство за это не собирались. В 1897 году в Замоскворечье старообрядцами были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о… социализме. К 1905 году на курсах обучалось 1500 человек. Больше не помещалось в классы. Не беда: предприниматель-старообрядец Савва Морозов тут же внес 85 тысяч рублей на строительство 3-этажной марксистской школы.

Деньги рекой текли в карманы революционеров, которых для отвода глаз устраивали на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, но зарплату они получали исправно. Ежемесячный доход таких псевдослесарей колебался от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции и увольняли.

На революцию 1905 года в Москве, где свило «гнездо» старообрядческое купечество, средств и людей не жалели. К примеру, баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины. Много представителей было от фабрики старообрядца Мамонтова и мебельного завода старообрядца Шмидта .

Достижения московских раскольников впечатлили. Они добились, чтобы почту и телеграф, стратегическую по тем времена область, передали московскому купечеству. А итогом боевых действий в Москве стал перевод в местные банки огромных финансовых средств, «необходимых для восстановления нормальной экономической жизни».

Беспоповцы вождя

Так же щедро московские банкиры финансировали и Февральскую революцию, восприняв свержение царя как свою победу. Но тут опомнились лидеры большевиков, которым удалось перехватить инициативу. Октябрь 17-го уничтожил банкиров и миллионеров из раскольнической среды как класс. Что же, звезда приверженцев старой веры закатилась? Ничуть.

— Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80 процентов составляли старообрядцы-беспоповцы. После революции 1917 года именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, — пишет Пыжиков.

Беспоповцы составили основу «сталинского» поколения управленцев и партработников, которое вытеснило «ленинскую гвардию» из власти.

Выходцами из старообрядческой среды были Михаил Калинин , Клим Ворошилов , Виктор Ногин , Николай Шверник (Шверников ), Иван Москвин , Николай Ежов , Александр Косарев , Павел Постышев , Георгий Маленков (лидер староверческого крыла партии в эпоху зрелого сталинизма), Николай Булганин , Дмитрий Устинов , Михаил Суслов , Михаил Первухин , Андрей Громыко , Николай Патоличев и многие другие.

К 1939 году из 139 членов ЦК 115 были новыми людьми. Значительная часть из них воспитывалась в семьях, где представления о правильной жизни перекликались с лозунгами большевиков. Не погоня за выгодой, не рыночная конкуренция, а жизнь по правде и справедливости, строительство «рая Божия на земле». Если бы психологию своего народа понимали его правители, включая Петра Аркадьевича Столыпина, русская история могла пойти бы по другому пути.

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

14 апреля 1682 г. ярким пламенем вспыхнул костер православной ин­квизиции, на котором был сожжен протопоп Аввакум, руководитель и идеолог религиозно-общественного движения на Руси, известного под названием раскола. Раскол в православной церкви послужил началом оформления одной из старейших русских религиозных сект - старообрядцев.

Старообрядчество явилось идеологической формой выражения клас­совых противоречий в XVII в. в связи с разрушением натурального хо­зяйства, ростом товарно-денежных отношений, усилением крепостниче­ского гнета. При царе Алексее Михайловиче был введен целый ряд новых законов, укрепивших власть крепостников, установлены новые порядки отбывания государственных повинностей и военной службы, подушная подать и т. п. Целью этих нововведений, проводившихся при поддержке патриарха русской православной церкви, было усиление самодержавия, а вместе с тем эксплуатации широких народных масс. Укреплялся союз церкви и самодержавия, создавалась более централизованная и крепкая церковная организация.

Новые законы вызвали недовольство в различных социальных сло­ях. В самой русской церкви давно назревал конфликт между верхушкой духовенства, утопавшей в роскоши, и рядовыми церковнослужителями,

озлобленными поборами, вымогательствами и жестокостью православной знати.

Церковная оппозиция встретила поддержку со стороны угнетаемых крепостническим государством масс, всех недовольных укреплением са­модержавия.

Несмотря на то что раскол отражал стихийный протест народных масс против усиления крепостничества и самодержавия, он уводил мас­сы от активной и сознательной борьбы, толкая их на путь религиозного фанатизма, ухода от мира, отрешения от земных интересов.

Поводом для раскола послужило решение патриарха Никона изме­нить некоторые обряды православия и исправить церковные книги по современным ему греческим источникам. Изменения эти были совершен­но несущественными. Так, до Никона крестились двумя пальцами, а он поставил креститься тремя, как крестились в то время в Греции. Имя Христа до этого произносили и писали через одно «и» - «Исус», почи­тали только восьмиконечный крест. Никон же велел писать «Иисус», почитать шестиконечный крест и т. п. Главные отличия заключаются, таким образом, лишь в обрядах. Вероучение же старообрядцев ничем от православного не отличалось.

Против патриарха выступила группа духовенства во, главе с прото­попом Аввакумом, недовольная изменениями в церковной жизни. Вдох­новителями раскольников с самого начала стали родовитые бояре и бо­гатые купцы, боровшиеся против всех нововведений, желавшие ограни­чить царскую власть. К расколу примкнули отстаивавшие свои старые феодальные привилегии торговцы, недовольные льготами купцам-ино­странцам. Основной силой этого движения стали крестьяне, выступавшие против жестокой эксплуатации, и городская беднота, обездоленная не­имоверными податями и налогами. Под религиозной оболочкой развер­нулась, таким образом, жестокая классовая борьба. Преследуемые властями, старообрядцы бежали на окраины Московского государства, на Урал, в леса Севера, на Дон. С середины XVIII в. идейное руководство расколом постепенно переходит в руки богатого купечества, которое использовало это религиозное движение для духовного порабощения трудящихся. Из силы враждебной старообрядчество превращается в си­лу, во многих отношениях полезную самодержавию. Со временем это движение распалось на два основных направления: поповцев и беспо­повцев. В поповщину отделилась та часть старообрядцев, которая по своим экономическим интересам была неразрывно связана с господствующим классом и ввиду этого готова была идти на компромисс с господствую­щей церковью. Для них вера без церкви или часовни и без попов была немыслима. Царскую власть они считали богоустановленной, молились за царя и требовали от всех верующих исполнения царских законов.

Поповцы со временем разделились на более мелкие направления и толки: единоверцы, беглопоповцы (лужково согласие, уставщина, перемазанцы и др.), белокриницкая иерархия, беловодская иерархия. Бес­поповцы - часть старообрядцев, непримиримо относившихся к господ­ствующей православной церкви и государству, в которых они видели воплощение антихриста. Они долго и тщетно ожидали второго прише­ствия Христа для уничтожения антихриста, ожидали скорого конца ми­ра, отказываясь от всякого сношения с никонианами, от попов, обособля­ясь, таким образом, от мира, в котором не видели своего места.

В XIX-XX вв. руководителями старообрядцев стали крупнейшие ка­питалисты: Гучков, ставший после Февральской революции военным ми­нистром Временного правительства, Рябушинский, грозивший задушить Октябрьскую революцию костлявой рукой голода, Рахманов, Сироткин, Щербаков. Беспоповщину возглавляли известные фабриканты Морозо­вы. Понятно, что все они активно включились в борьбу против Со­ветской власти, стараясь увлечь за собою и верующих. Старообрядческий архиепископ Мелентий, так же как и православный патриарх Ти­хон, призывал к вооруженной борьбе против большевиков.

Старообряд­ческие скиты (монастыри) долго служили пристанищем для контррево­люционеров.

Большинство старообрядцев впоследствии изменило отношение к Со­ветской власти. Они поняли, что враждебное отношение может только оттолкнуть от них оставшихся верующих.

Вред их учения и деятельности заключается во враждебном отноше­нии ко всему новому, возникающему в нашей жизни. Главари секты запрещают своей пастве ходить в театры, учиться грамоте, читать газе­ты и книги, смотреть кинофильмы. Они запрещают даже брить бороду, носить платье современного покроя, пить чай и кофе и т. п. Фанатизм некоторых из старообрядцев доходит до того, что они не едят из посуды, к которой прикасался человек другой веры. Всякий посторонний, верующий или неверующий, для них «поганый»: собьется с дороги, спро­сит, как выйти, - не скажут; попросит пить - не дадут, попросится погреться - не пустят в дом; дотронется до посуды - разобьют ее. Эти и многие аналогичные требования направлены на то, чтобы оторвать человека от той бурной, кипучей, творческой деятельности, которая на каждом шагу заставляет верующего задумываться над действительным смыслом жизни и уходить из темного царства старообрядческих сект к жизни, к свету.

Особые усилия главари старообрядчества направляют на то, чтобы оградить от влияния новой жизни молодежь, всячески ограничивая ее духовные интересы. Пережитки домостроевской морали в быту здесь можно встретить и в наши дни.

Старообрядчество - секта, заскорузлая в своей вражде к новому. Но, в отличие от других сект, она не занимается активно пропаган­дой своего учения. Пополняется она в основном за счет членов семей сектантов.

Но старообрядчество, как и другие секты, не выдерживает столкно­вения с советской действительностью. Молодежь все чаще, несмотря на запреты, бунтует против мертвящих традиций старой веры, число ста­рообрядцев неуклонно уменьшается. Сохраняется секта по преиму­ществу в глухих местах, отдаленных от промышленных и культурных центров.

Это, конечно, не значит, что старообрядчество исчезнет само собой, что оно не может принести вреда. Это религиозное течение, с его фана­тизмом, приверженностью к старому, враждебностью к новому, прино­сит большой вред. Именно поэтому борьба со старообрядчеством долж­на занимать важное место в антирелигиозной работе наших пропаган­дистов.

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален : они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы —это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы —это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера ? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви . Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I , эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик указывал:

Заб-лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру ». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин :

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу-дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой , а послераскольное реформированное исповедание — новой верой .

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера », а людей, исповедующих её, стали называть «староверы », «староверцы ». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры . Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы ». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.


Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками ». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол . Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники », а как « », что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы , однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни » Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы » и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории » издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы ». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772-1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы » — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы , «староверцы » всё чаще стали употреблять «старообрядцы ». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости ». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев , взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами . Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина », издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец .

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — , погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы , однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы -поповцы

Староверы -поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами ?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы ». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами ».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов ». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов », даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы » стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами ».

Г. С. Чистяков

Старообрядчество – это течение, возникшее в России в середине XVII века среди верующих православных христиан. После церковных реформ, проведенных патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1653-1655 годах, общество разделилось на сторонников и противников этой реформы. Противников стали называть старообрядцами.

Главой старообрядцев и идеологом был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682).

С юных лет посвятил себя христианству, был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Входил в состав «Кружка ревнителей благочестия», где познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Реформы Никона принял отрицательно, считал, что надо обращаться к первооснове веры в русских, а не греческих источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе и сослан в Сибирь. По царскому указу 1682 года протопоп Аввакум и его сподвижники были заживо сожжены. За время, проведенное в ссылке, Аввакум написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Церковный собор 1666-1667 отлучивший старообрядцев от церкви.

Победа официальной церкви над «ревнителями» веры привело к расколу общества. Суровые меры, которые принимались властями, вызывали к ним симпатию разнообразных слоев населения. Движение СТАРООБРЯДЦЕВ (раскольников) приобрело большой размах. Оно объединило разные слои общества, по - своему понимавших приверженность традициям старой веры. Формы протеста были разными – от самосожжения и голодной смерти, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. В рядах старообрядцев было много представителей черного и белого духовенства и представителей известных фамилий. Боярыня Феодосья Морозова, вдова брата Б.И.Морозова – любимца царя. Подвергалась пыткам за старую веру и умерла в земляной тюрьме вместе со своей сестрой княгиней Урусовой.

В XVII веке события в старообрядческом движении оставили важный след в истории страны.

Вооруженное восстание на Соловках в 1668-1676 гг. Еще его называют Соловецким сидением.Духовенство монастыря сопротивлялось церковной реформе. Монахи отказались проводить богослужение по новым обрядам, обратились к царю с челобитной, звучавшей как ультиматум: «Не посылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь, книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». На что в ответ власти послали стрелецкого сотника и карательное войско в тысячу человек с предписанием взять монастырь блокадой. Через много лет 500 защитников монастыря были уничтожены.

Если движение в Соловецком монастыре перерастало из религиозного в политическое, то стрелецкий бунт в Москве в 1682 году начался под политическими лозунгами, а завершился под религиозными. Сначала стрельцы истребили Нарышкиных и их сторонников, а потом под руководством старообрядца князя Хованского обратились к властям с призывом «постоять за старую православную веру».

5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля встретились патриарх, царевна Софья с царями Иваном и Петром со старообрядцами во главе с суздальским протопопом Никитой Добрыниным. Старообрядцы явились на диспут с камнями. Страсти разгорелись, начался «великий вопль».

Ни казни расколоучителей, ни уговоры «еретиков» проповедниками официальной церкви не могло преодолеть раскол. Протест «старообрядцев» был направлен против новшеств в церковных обрядах и представлял консервативное начало в церковной жизни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные