Биография
Морис
Метерлинк родился 29 августа 1862 года
в Генте, в семье состоятельного
юриста. С детства интересовался
литературой и поэзией, но родители
настояли на юридическом образовании.
Получив в 1885 году диплом юриста, Морис
едет в Париж для совершенствования
в юриспруденции. Полгода, проведенные
в Париже, он целиком посвящает литературе.
Вернувшись
в Гент, Метерлинк работает юристом
и продолжает занятия литературой.
Он начинает печататься в парижских
изданиях, получая хвалебные рецензии
критиков. Пьеса-сказка «Принцесса Мален»
была отнесена влиятельным французским
критиком Мирбо к шедеврам, а ее автора
он сравнил с Шекспиром. Вдохновленный
похвалой, Метерлинк оставляет юридическую
практику и целиком посвящает себя литературе.
Склонный
к метафоре и символизму, Метерлинк пишет
в основном сказки и пьесы, где герои говорят
мало, короткими, многозначительными фразами,
где многое остается в подтексте. Особо
удаются ему пьесы для кукол-марионеток
– в отличие от живых актеров, куклы могут
сыграть символ, передать архетип его
героев.
В
1895 Морис встретил Жоржетту Леблан,
актрису и певицу, которая становится
его спутницей, секретарем и импрессарио,
оберегает его спокойствие, ограждает
от посторонних. В 1896 году они уезжают
в Париж. В эти годы Метерлинк
пишет метафизические эссе и трактаты,
которые вошли в сборники «Сокровище смиренных»,
«Мудрость и судьба», и «Жизнь пчел», где
проводится аналогия между активностью
пчелы и человеческим поведением.
Самая
популярная пьеса драматурга, «Синяя
птица», впервые была поставлена Станиславским
в Москве в 1908; впоследствии она с успехом
была представлена на сценах Лондона,
Нью-Йорка, Парижа, завоевав популярность
не только своей сказочной фантазией,
но и иносказательностью.
В
1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская
премия «за многогранную литературную
деятельность, в особенности за драматические
произведения, отмеченные богатством
воображения и поэтической фантазией».
Во
время первой мировой войны Метерлинк
пытался записаться в бельгийскую
гражданскую гвардию, но не был принят
из-за возраста. В это время его отношения
с Леблан испортились, и после войны они
расстались. В 1919 он женился на Рене Даон
– актрисе, игравшей в «Синей птице».
В
последние годы жизни Метерлинк
писал больше статей, чем пьес; с
1927 по 1942 годы вышло 12 томов его сочинений,
наиболее интересным из которых является
«Жизнь термитов», иносказательное осуждение
коммунизма и тоталитаризма.
Умер
Метерлинк 6 мая (по некоторым источникам
– 5 мая) 1949 года от сердечного приступа.
Символизм
Символи?зм
(фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений
в искусстве (в литературе, музыке
и живописи), возникшее во Франции
в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего
развития на рубеже XIX и XX веков, прежде
всего в самой Франции, Бельгии
и России. Символисты радикально изменили
не только различные виды искусства, но
и само отношение к нему. Их экспериментаторский
характер, стремление к новаторству, космополитизм
и обширный диапазон влияний стали образцом
для большинства современных направлений
искусства. Символисты использовали символики,
недосказанность, намеки, таинственность,
загадочность.
Термин
«символизм» в искусстве впервые
был введён в обращение французским
поэтом Жаном Мореасом в одноимённом
манифесте - «Le Symbolisme», - опубликованном
18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». К
тому времени существовал другой, уже
устойчивый термин «декадентство», которым
пренебрежительно нарекали новые формы
в поэзии их критики. «Символизм» стал
первой теоретической попыткой самих
декадентов, поэтому никаких резких разграничений
и тем более эстетической конфронтации
между декадентством и символизмом не
устанавливалось. Следует, однако, отметить,
что в России в 1890-е гг., после первых русских
декадентских сочинений, эти термины стали
противопоставлять: в символизме видели
идеалы и духовность и соответственно
так его манифестировали, а в декадентстве
- безволие, безнравственность и увлечение
лишь внешней формой. В своих произведениях
символисты старались отобразить жизнь
каждой души - полную переживаний, неясных,
смутных настроений, тонких чувств, мимолётных
впечатлений. Поэты-символисты были новаторами
поэтического стиха, наполнив его новыми,
яркими и выразительными образами, и иногда,
пытаясь добиться оригинальной формы,
они уходили в считаемую их критиками
бессмысленной игру слов и звуков. Огрубляя,
можно сказать, что символизм различает
два мира: мир вещей и мир идей. Символ
становится неким условным знаком, соединяющим
эти миры в смысле, им порождаемом. В любом
символе есть две стороны - означаемое
и означающее. Вторая эта сторона повернута
к ирреальному миру. Искусство - ключ
к тайне.
Понятие
и образ Тайны, таинственного, мистического
проявляется как в романтизме,
так и в символизме. Однако, романтизм,
как правило, исходит из того, что
«познание мира есть познание самого
себя, ибо человек - величайшая тайна,
источник аналогий для Вселенной» (Новалис).
Иное понимание мира у символистов: по
их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее»
или Тайна - есть абсолютное, объективное
начало, к которому принадлежат и Красота,
и мировой Дух. В отличие от других направлений
в искусстве, использующих элементы характерной
для себя символики, символизм полагает
выражение «недостижимых», иногда мистических,
Идей, образов Вечности и Красоты целью
и содержанием своего искусства, а символ,
закреплённый в элементе художественной
речи и в своём образе опирающийся на многозначное
поэтическое слово, – основным, а иногда
и единственно возможным художественным
средством.
Самое
яркое изменение, привнесённое символизмом,
касается формы художественного воплощения
его поэтики. В контексте символизма произведение
любого вида искусства начинает играть
именно поэтическими смыслами, поэзия
становится формой мышления. Проза и драма
начинают звучать поэзией, зрительные
искусства рисуют её образы, с музыкой
же связь поэзии становится просто всеобъемлющей.
Поэтические образы-символы, как будто
приподнимающиеся над реальностью, дающие
поэтический ассоциативный ряд, воплощаются
у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной
форме, причем звучание самого стихотворения
имеет не меньшее, а то и большее значение
для выражения смысла того или иного символа.
Обобщая, можно сказать, что метод символизма
предполагает воплощение основных идей
произведения в многозначной и многоликой
ассоциативной эстетике символов, т.е.
таких образов, значение которых постижимо
через их непосредственное выражение
единицей художественной (поэтической,
музыкальной, живописной, драматической)
речи, а также через её те или иные свойства
(звукопись поэтического слова, цветовая
гамма живописного образа, интервальные
и ритмические особенности музыкального
мотива, тембровые краски и т.д.). Основным
содержанием символистичного произведения
являются выраженные в образности символов
вечные Идеи, т.е. обобщённые представления
о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый
лишь в символе, а также Красота, в нём
воплощённая.
«Синяя птица» главные герои произведения проживают невероятные события, которые помогают им стать лучше.
Тильтиль и Митиль восхищаются красотой окружающего мира, бережно относятся к природе. Герои ничего не боятся, они мужественно смотрят в лицо Судьбы, подчиняют природные стихии, побеждают смерть, очень любознательны. Хотя дети жили в небогатой семьи, но были окружены родительской и материнской любовью. Они хорошо помнят о своей семье, где бы ни оказались. Вежливые и внимательные к старшим. Умеют делать выводы из полученного опыта.
Метерлинк утверждает, что человек не решает свою судьбу, но он имеет высокое назначение в жизни: он должна оставить после себя след на земле. Счастье заключается не только в познании природы и мира, в постижении истины. Счастье — в добрых делах, которые следует делать для ближних. В своем доме дети обретут счастье в простом. И тогда все дни недели станут «как воскресенья», надо только внимательнее присмотреться, «открыть глаза к самым сокровенным глубинам души».
В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица ", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.
«Синяя птица» - вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие «Синей птицы», «простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной». Пьеса проникнута идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое», это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "… я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".
«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых - рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью.. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.
Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «… счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».
Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.
Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое «всегда с нами, только не бойтесь его искать». Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.
33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)
В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».
Герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "… я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".
Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.
Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака - преданности
Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.
Замечательная пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица» повествует о приключениях двоих детей из семьи бедного дровосека. Брат и сестра, Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски волшебной синей птицы. Эта птица – символ счастья и любви. По сюжету сказки синяя птица волшебна, и только она может излечить больную девочку, внучку Феи.
Прежде, чем добыть птицу, дети попадают в разные приключения в символических волшебных странах: Страну Воспоминаний, Сады блаженств. Там они встречают множество живых существ, которые тоже являются символами: Время, Душу Света, Материнскую любовь. Дети учатся понимать Души вещей: хлеб, сахар, вода и молоко предстают перед ними, как живые личности.
Но ни в садах Блаженств, ни в Стране воспоминаний, ни во дворце Ночи, ни в Лазоревом дворце будущего дети не находят птицы. Точнее, все птицы, которых они там ловят и сажают в клетку, либо умирают, либо меняют цвет. Видимо, счастье не заключается ни в удовольствиях, ни в воспоминаниях, ни в мечтах о будущем. Дети проходят весь путь, а когда просыпаются дома в своих кроватках, Тильтиль узнает волшебную синюю птицу в своей горлинке.
Хотя ничего в домике не изменилось, в нем поселилось счастье. Дети по-новому, с любовью и благодарностью, смотрят на самые простые вещи, целуют родителей и домашних животных. Тильтиль дарит горлинку больной соседской девочке, и она выздоравливает. Затем птица улетает, потому что ощущение счастья привязать к себе невозможно.
Идея автора в том, что счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» от повседневных забот и мелочей. Мир становится светлым и волшебным, если смотреть на него, как на волшебство, если дарить любовь, как Тильтиль подарил свою горлинку. Тогда произойдут чудеса.
Счастья нельзя добиться насилием, как нельзя посадить в клетку синюю птицу. Но «нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое». Я думаю, автор не зря выбрал героями сказки именно детей. Ведь они храбры, чисты душой и верят в сказку больше, чем взрослые.