Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Танк Т-34, по общему мнению историков и специалистов, был наиболее удачным среди всех, участвовавших во Второй Мировой войне. А если такой машине везло с экипажем, то враги трепетали. О легендарном танковом асе Лавриненко и его чудесной "тридцатьчетверке" - в этом материале.
Дмитрий Федорович Лавриненко родился в 1914 году в кубанской станице с говорящим названием Бесстрашная. В Красной армии служил в кавалерии, затем окончил танковое училище. Уже там друзья-сокурсники прозвали его "снайперский глаз" за феноменальную точность стрельбы.

С сентября 1941 года Лавриненко числился в 4-й гвардейской танковой бригаде полковника Катукова, где спустя месяц "настрелял" свои первые четыре танка. А ведь вначале ситуация не сулила ничего хорошего. Так, 6 октября недалеко от Мценска немецкие танки и пехота неожиданно атаковали позиции советских мотострелков и минометчиков. Несколько противотанковых пушек было уничтожено, и в результате пехота осталась практически с голыми руками против целой танковой колонны врага.

Узнав о внезапной атаке немцев, полковник Катуков срочно отправил на помощь четыре танка Т-34, командиром был назначен старший лейтенант Лавриненко. Четыре танка должны были прикрыть отступающую пехоту и по возможности тянуть время до подхода основных сил, но все вышло иначе. Из воспоминаний механика-водителя танка Лавриненко старшего сержанта Пономаренко:

"Лавриненко нам сказал так: "Живыми не вернуться, но минометную роту выручить. Понятно? Вперед! Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко - удар! По тяжелому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими легкими танками БТ немецкий средний танк - разбили и его. Видим еще один танк - он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются.

В 300 метрах вижу еще один танк, показываю его Лавриненко, а он - настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвертый по счету. И Капотов - молодец: на его долю тоже три немецких танка досталось. И Полянский одного угробил. Так вот минометную роту и спасли. А сами - без единой потери!".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Фото: РИА www.ria.ru
Как устроен самый массовый танк СССР Т-34
Одним из самых распространенных мифов о Великой Отечественной войне является то, что советские танки повсеместно были слабее и примитивнее танков Германии. Действительно, основной парк советской бронетехники составляли легкие танки и "танкетки", которые ввиду слабости брони и орудия были мало на что способны. Но приближающаяся военная угроза со стороны Третьего Рейха заставила руководство страны и конструкторов задуматься о новых перспективных моделях техники. По данным на 22 июня 1941 года, было выпущено более полутора тысяч новейших танков Т-34 и КВ-1, тех самых "заговоренных" машин, которые проклинали немецкие танкисты. В ситуации с Дмитрием Лавриненко быстрые и подвижные "тридцатьчетверки" буквально растерзали немецкую колонну, которую составляли танки PzKpfw III и PzKpfw IV. Эти немецкие танки - гордость и гроза всей завоеванной Европы - оказались абсолютно бессильны против новейших советских танков. Орудия калибром 37 и 75 миллиметров упорно не хотели причинять вред броне танков под командованием Лавриненко, а вот 76-миллиметровые пушки Т-34 исправно прошивали немецкую сталь.


Но вернемся к нашему герою, ведь бой у Мценска был не единственным подвигом экипажа Лавриненко. Вот например, кто знает, как посещение парикмахерской может обернуться боем в одиночку против целой автоколонны противника? Очень просто! Когда бои за Мценск прошли, вся 4-я танковая бригада отбыла на защиту волоколамского направления. Вся, кроме танка комвзвода Лавриненко, который пропал в неизвестном направлении. Прошел день, два, четыре и только тогда к товарищам вернулась заблудшая машина вместе со всем экипажем, да не одна, а с гостинцем - трофейным немецким автобусом.

Которую поведал командир взвода взволнованным однополчанам, была удивительна. Его танк был оставлен на сутки для охраны штаба по распоряжению полковника Катукова. По истечению суток танк своим ходом попытался нагнать бригаду по шоссе, но оно было переполнено техникой, и всякого рода надежды успеть вовремя пришлось оставить. Тогда экипаж решил свернуть в Серпухов и там заглянуть в парикмахерскую. Уже здесь, во власти ножниц и помазков, наших героев нашел красноармеец. Забежав в цирюльню, он попросил танкистов срочно прибыть к коменданту города. Там оказалось, что Серпухов через несколько часов окажется во власти немцев, если, конечно, не случится какого-либо чуда. Таким чудом мог оказаться экипаж Т-34.

"Тридцатьчетверка", замаскированная ветками и павшей листвой, практически полностью сливалась с окружающим пейзажем лесной опушки. Поэтому можно было легко заманить немецкую танковую колонну как можно ближе, а уже потом, начав обстрел и посеяв панику, приступить к уничтожению врага.

Танкисты расположились в засаде и вскоре на дороге показались мотоциклы и танки противника. Началось. Подбив первую и последнюю машину в колонне, Т-34 стал петлять по дороге, попутно давя орудия и технику противника. Сказать, что немцы были ошеломлены - не сказать ничего. За несколько минут были подбиты шесть танков, уничтожено несколько орудий и автомашин, противник обращен в бегство. Наградой Лавриненко за эту операцию стал штабной немецкий автобус, который он с разрешения коменданта и привез с собой в часть.

Не раз еще экипаж демонстрировал свою находчивость. Так, 17 ноября в бою около села Шишкино Т-34 Лавриненко уничтожил шесть машин противника, выгодно используя местность. Танк был предусмотрительно выкрашен белилами и на свежем снегу был совершенно невидим. Двигающаяся колонна танков противника неожиданно превратилась в груды металла, а "тридцатьчетверка" моментально скрылась в лесу. На следующий день танк лейтенанта подбил еще семь танков, правда, и сам был поврежден, кроме того, погибли механик-водитель и радист.

Во время битвы около села Горюны 18 декабря 1941 года Лавриненко подбил свой последний, 52-й, танк. Сразу после боя он побежал с докладом к начальству и по трагической случайности был убит осколком разорвавшейся рядом мины.

Дмитрий Федорович Лавриненко является лучшим танкистом-асом СССР Великой Отечественной войны. Количество уничтоженной им техники просто поражает. Если за два с половиной месяца он смог уничтожить пятьдесят два танка, то сколько бы он смог настрелять, если бы не нелепая смерть?

Звание Героя Советского Союза им было получено лишь спустя 49 лет, в 1990 году.

Гавриил Антонович Половченя к моменту начала Великой Отечественной войны уже был опытным солдатом. В армию его, уроженца села Языль Бобруйского уезда Минской губернии Российской империи, призвали в 1927 году.

Начал с рядового в кавалерийском полку. После окончания срочной службы отучился на курсах механиков-водителей, затем – курсы среднего комсостава. Принимал участие в Польском походе РККА, Советско-финской войне. 22 июня 1941 года он встретил в звании старшего лейтенанта. К началу ноября 1941 года Г. А. Половченя был произведен в капитаны и получил назначение на должность заместителя командира 141-го отдельного тяжелого танкового батальона.

В январе 1942 года батальон принимал участие в Торопецко-Холмской операции в составе Северо-Западного фронта. Перед батальоном была поставлена задача: прорвать оборону противника и развить наступление в направлении Луги, Андреаполя и далее до Велижа.

9 января 141-й отдельный танковый батальон прорвал передний край обороны противника и устремился в прорыв. Танкисты форсировали по льду озеро, взяли деревню Охват и пошли в сторону Луги. Капитан Половченя вел бой в танке Т-34. В азарте он оторвался от своего батальона, поскольку тяжелые танки КВ не поспевали за ним. 11 января танк Половчени в одиночку ворвался в деревню Луги. Там был расквартирован немецкий полк.

Экипаж танка капитана Половчени, действуя пушкой, пулеметом и гусеницами, уничтожил 2 противотанковых орудия, 6 минометов, а еще пулеметы, повозки с боеприпасами. В бегство были обращены два батальона пехоты. Потери немцев исчислялись сотнями убитых.

Помимо блестящего выполнения боевой задачи, рейд Половчени спас от верной смерти 85 жителей деревни. Фашисты обвинили их в связи с партизанами, согнали в один из домов и назавтра собирались публично сжечь.

Но это еще не все. 12 января танк Половчени ворвался в соседнее село Алексино. Здесь немцы обстреляли танк и повредили его, заставив остановиться. Фашисты попытались взять экипаж в плен, а когда это не получилось, они набросили на танк брезент, облили бензином и подожгли. Однако, экипажу удалось завести танк и сбить пламя. Танк благополучно вернулся в Лугу.

На следующий день, 13 января 141-й отдельный танковый батальон подошел к городу Андреаполь. Капитан Половченя получил приказ двумя танками выйти к железнодорожной станции, где готов был к отправке немецкий эшелон с советскими гражданами, которых собирались угнать в Германию. Танки Половчени должны были блокировать эшелон.

Однако, танк, в котором находился Гаврила Антонович, провалился под лед речки, и как ни старались танкисты, выбраться из ледяного капкана у них не получалось. Нужен был тягач. Половченя принял решение дожидаться подхода частей Красной армии. Экипажу второго танка он приказал идти к железнодорожной станции и выполнить боевую задачу.

Застрявший в реке танк вскоре заметили немцы. Трофей был знатный, и упустить его было никак нельзя. Немцы осторожно приблизились к танку. Экипаж тихо сидел внутри, не подавая признаков жизни. Замысел Половчени был прост и дерзок: пусть-ка немцы сами вытащат танк из реки, а уж оказавшись на свободе, экипаж найдет возможность использовать первый же удобный момент.

Обойдя танк, постучав прикладами, попытавшись открыть башенный люк и не преуспев в этом, немцы решили, что танк брошен.

Надо сказать, мороз стоял под 35 градусов, и немцы даже и предположить не могли, что в такую стужу кто-то сможет так долго находиться внутри танка, застрявшего во льду.

Наконец, немцы пригнали тягач, зацепили танк и вытащили его на берег. Это было 15 января. К этому времени танкисты уже очень страдали от холода, но по-прежнему не выдавали себя.

Тридцатьчетверку притащили в Адреаполь, на территорию промкомбината. Здесь была охрана, поэтому бойцам пришлось продолжать скрытно сидеть внутри танка. Тем временем, рация у них исправно работала, и капитан Половченя имел возможность связаться с командованием и получить нужные инструкции.

16 января в пять часов утра экипаж трофейного танка пошел на прорыв. Тридцатьчеверка вырвалась на улицы города, открыла огонь по врагу, посеяв панику среди немцев. В ходе боя экипаж Половчени уничтожил 12 орудий, 30 автомобилей с боеприпасами, и более 20 солдат и офицеров противника. Дезорганизованные немцы не смогли оказать должного сопротивления подошедшим частям Красной армии, и город Адреаполь был в тот же день освобожден.

За эти подвиги в ходе Торопецко-Холмской операции Гавриил Антонович был произведен в майоры, и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Половченя так же умело и храбро сражался до самого окончания Великой Отечественной войны, а когда война кончилась, продолжил службу в бронетанковых и механизированных войсках СССР. Уйдя в отставку, Г. А. Половченя жил на Украине, работал главным инженером и директором машинно-тракторной части, на Черноморском судостроительным заводе. Умер он в 1988 году.

«Смелость превосходит количество» – эти слова принадлежат древнему греку по имени Вегетий. Но они не потеряли своей актуальности даже во времена танковых сражений.

Очень часто рассказы о подвигах советских героев-танкистов в годы Великой Отечественной Войны связаны с машиной КВ. В особенности если дело касается первого года войны: танк КВ-1 даже без дополнительных модификаций превосходил немецкую боевую технику как по огневой мощи так и по бронированию. Например известный подвиг старшего лейтенанта, командира танковой роты Колобанова, под командованием которого танк КВ-1 из засады в ходе более чем часовой «дуэли» с противником уничтожил немецкую танковую колонну (22 танка), произвёл из неподвижного положения более 98 выстрелов, сам получил более 100 прямых попаданий по броне, но что характерно – ни одного пробития при этом. Все повреждения КВ-1 Колобанова ограничились «разбитым» триплексом и заклиненым механизмом поворота башни. И подобных историй, когда танкисты на КВ-шках просто давили противника мощью, не мало…

Но рассказ пойдет о другом легендарном советском танковом экипаже, на стороне которого не было ни гарантирующего защиту рекордного бронирования, ни превосходящей противника огневой мощи, как у экипажей КВ…

Только бесшабашная смелость, находчивость и здоровая военная наглость.

17 октября 1941 года перед отдельной 21-й танковой бригадой была поставлена задача: совершить глубокий рейд по маршруту Большое Селище–Лебедево, разгромить противника в Кривцово, Никулино, Мамулино, овладеть городом Калинином (Тверь), освободив его от немцев. Если короче – провести разведку боем, прорваться через город и соединиться с обороной на Московском шоссе.

Танковый батальон майора Агибалова выходит на Волоколамское шоссе. В авангарде колонны идут Т-34: танки старшего сержанта Горобца и командира взвода Киреева с задачей выявлять и подавлять огневые точки противника. На шоссе танки нагоняют немецкую колонну бронетехники и автомашин с пехотой. Немцы замечают преследование, разворачивают противотанковые орудия и начинается бой. Танк Киреева подбит и сползает в кювет. Танк Горобца вырывается вперёд, утюжит немецкую противотанковую батарею, после чего не снижая скорости вламывается в деревню Ефремово, где вступает в бой с остальными силами немецкой колонны. Обстреляв на скорости немецкие танки, раздавив три грузовика и проредив пулемётным огнём пехоту 34-ка ст.сержанта Степана Горобца с бортовым номером «03» проносится по деревне и выскакивает обратно на шоссе: Путь на г. Калинин (Тверь) открыт…

Одновременно с этим танковый батальон майора Агибалова, следующий за авангардом двух Т-34 попадает под авиа-налёт юнкерсов, несколько машин подбиты и командир останавливает колонну. Но у танка Горобца после атаки на окопавшихся в деревне немцев повреждена радиосвязь. Оторвавшийся от основной колонны более чем на 500 метров экипаж Т-34 не знает о том, что колонна остановилась! Горобец, не зная ещё, что он остался один, продолжает выполнять задачу авангарда: не снижая скорости проводить разведку боем и движется на г. Калинин (Тверь). Прямо на шоссе настигает колонну немецких мотоциклистов и уничтожает её…

А теперь представьте себе ситуацию: октябрь 1941 года, уже срывается ранний снег, немцы наступают на Москву. Основные оборонительные бои за Калинин (Тверь) уже отгремели, немцы заняли город и укрепились в нём, оттеснив советские войска и занимают оборонительные позиции на подступах к городу. Задача поставленная перед танковой бригадой – разведка боем – фактически представляет собой танковый рейд по тылам от Волоколамского шоссе до Московского шоссе: прорваться, наделать шуму, постараться отбить город и соединиться с фронтом на другом участке. Но вместо танковой колонны к городу прорывается один танк – «тройка» ст. сержанта Горобца.

При выходе из деревни Лебедево справа от шоссе танкисты обнаруживают немецкий аэродром с самолетами и бензозаправщиками. 34-ка вступает в бой, обстреливает аэродром, уничтожает два Юнкерса Ju–87 и взрывает цистерну с топливом. И когда немецкие зенитки разворачиваются, чтобы вести огонь прямой наводкой по нахальному советскому танку… В этот момент ст.сержант Горобец понимает, что его атаку не поддерживают танки батальона, которые по идее должны бы уже нагнать ввязавшийся в бой авангард, поддержав огнём и манёвром, и раскатать весь этот немецкий аэродром, зенитки и прочее охранение как бог черепаху. Радио молчит, связи нет. О судьбе колонны ничего не известно, как и неизвестно расстояние, отделяющее «тройку» Горобца от танкового батальона…

А поскольку зенитки уже начинают бить прямой наводкой по танку, Горобец принимает смелое и в некотором роде наглое решение: уходя из-под обстрела, прорываться в Калинин в одиночку. От подобной военной наглости русских у немецких солдат и офицеров всегда рвало шаблон на мелкие кусочки, причём так, что даже спустя многие годы они в своих мемуарах сокрушались о том, что не могут понять, как можно, например, атаковать пехотный батальон на марше из засады силами пятерых стрелков?…

Как можно атаковать занявшего в городе оборону противника силами одного танка?

А вот как: уходя из под обстрела зениток в направлении Калинина машина Горобца снова встречает немецкую автоколонну, таранит три автомобиля и расстреливает пехоту. Не снижая скорости танк врывается в город, на улице Лермонтова поворачивает налево и проносится с посвистом и гиканьем грохотом и стрельбой по улице Тракторной, затем по 1-й Залинейной улице… В районе парка Текстильщиков танк Горобца сворачивает вправо под виадук и влетает во двор «Пролетарки»: горят цеха хлопчатобумажного комбината и завода №510, здесь держали оборону рабочие… Экипаж замечает, что на танк наводится немецкое противотанковое орудие. Горобец наводится на противника, но немецкая пушка стреляет первой, от попадания снаряда в танке начинается пожар…

Федор Литовченко, мехвод 34-ки Горобца ведёт танк на таран и давит противника гусеницами, в это время оставшиеся трое членов экипажа борются с пожаром, используя огнетушители, коврики, ватники, вещмешки… Пожар потушен, огневая позиция противника уничтожена, но от прямого попадания в башню заклинило орудие: стрельба невозможна. Из вооружения теперь действуют только пулемёты.

Машина Горобца движется дальше по улице Большевиков, затем по правому берегу реки Тьмаки мимо женского монастыря, затем сходу форсирует реку по ветхому мосту, рискуя обрушить не рассчитанную под 30тонный вес танка переправу, и вылетает на левый берег Тьмаки. Танк входит в створ Головинского вала, но при попытке выйти на улицу Софьи Перовской встречает неожиданную преграду: установленные рельсы, которые глубоко врыты в землю – ещё один привет от державших здесь оборону заводских рабочих. Рискуя быть обнаруженными, танкисты используют танк как тягачь и расшатывают вкопанные в землю рельсы, отодвигаят их в сторону и расчищая тем самым проход. Машина Горобца выходит на трамвайные пути, проложеные по широкой улице…

По широкой улице занятого немцами города идёт чёрный, закопчёный от пожара танк, вздымая траками свежий снег. Ни звезды ни номера на борту танка просто не видно. Немцы на него не реагируют – принимаю за своего. Вдруг экипаж замечает двигающуюся навстречу по левой стороне улицы колонну трофейных ЗИСов и ГАЗиков с пехотой: машины перекрашены, в кузовах сидят немецкие солдаты. Помня о бездействующем орудии танка Горобец отдаёт приказ мехводу: «Федя, давай прямо на них». Резкий поворот и танк на полной скорости врезается в автоколонну: грохот, треск, немцы в панике спрыгивают с машин, стрелок-радист Иван Пастушин начинает поливать их огнем из пулемета… Танк проутюжил всю колонну, не оставив ни одной целой машины. Немцы начинают спешно радировать о том, что «русские танки в городе», не зная что это единственная машина.

Вылетая на улицу Советскую, 34-ка натыкается на немецкий танк. Используя эффект неожиданности танк Горобца обходит немца и таранит вражеский танк в борт, отбрасывая его с улицы на тротуар и глохнет. Атмосфера лучше некуда: немцы высовываясь из люков орут «рус, сдаваяся», экипаж 34-ки пытается завести двигатель… Удаётся это не с первой попытки и вдруг – хорошая новость: заряжающий Григорий Коломиец смог оживить орудие!..

Когда говорят об асах Второй мировой войны, то обычно имеют в виду летчиков, но роль бронетехники и танковых войск в этом конфликте также нельзя недооценивать. Были асы и среди танкистов.

Курт Книспель

Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка - 42 танка противника (10 неподтвержденных).

Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности - вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.

Курт Книпсель скончался 28 апреля 1945 года, после ранения, полученного в бою с советскими войсками около чешского города Востиц. В этом бою Книпсель уничтожил свой 168-ой официально зарегистрированный танк.

Михаэль Виттман

Михаэля Виттмана, в отличие от Курта Книпселя, было удобно делать героем Рейха, даже несмотря на то, что не все в его "геройской" биографии было чисто. Так, он утверждал, что во время зимних боев на Украине в 1943-1944 годах уничтожил 70 советских танков. За это 14 января 1944 года он получил внеочередное звание и был награжден Рыцарским крестом и дубовыми листьями к нему, однако по истечении некоторого времени выяснилось, что на этом участке фронта РККА вовсе не располагало танками, а Виттман уничтожил две "тридцатьчетверки", захваченных немцами и состоявших на службе Вермахта. Экипаж Виттмана в темноте не разглядел опознавательных знаков на башнях танков, и принял их за советские. Тем не менее, немецким командованием было решено не афишировать эту историю.
Виттман принимал участие в боях на Курской дуге, где, по его словам, уничтожил 28 советских самоходных орудий и около 30 танков.

По информации немецких источников, по состоянию на 8 августа 1944 года, на счету Михаэля Виттмана числились уничтоженными 138 танков и САУ противника и 132 артиллерийских орудия.

Зиновий Колобанов

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию. Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.

За свой подвиг члены экипажа Колобанова были представлены к званию Героев Советского Союза, но награда опять не нашла героя. 15 сентября 1941 года Зиновий Калабанов получил тяжелое ранение (были повреждены позвоночник и голова), когда во время дозаправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 взорвался немецкий снаряд. Однако летом 1945 года Колобанов снова вернулся в строй и служил в советской армии ещё 13 лет.

Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.

19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.

5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.

Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили только в 1990 году.

Крейтон Абрамс

Нужно сказать, что мастера танкового боя были не только в немецких и советских войсках. Были свои "асы" и у союзников. Их них можно отметить Крейтона Абрамса. Его имя сохранилось в истории, знаменитый американский танк М1 назван в честь него.

Абрамс был тем, кто организовал танковый прорыв от нормандского побережья до реки Мозель. Танковые части Крейтона Абрамса дошли до Рейна, при поддержке пехоты спасли окруженную немцами десантную группу в немецком тылу.

На счету частей Абрамса около 300 единиц техники, правда, по большей части не танков, а грузовиков снабжения, бронетранспортеров и прочей вспомогательной техники. Количество подбитых танков среди "трофеев" частей Абрамса невелико - примерно 15, из них 6 числится лично за командиром.

Основная заслуга Абрамса была в том, что его частям удалось перерезать коммуникации противника на большом участке фронта, что существенно усложнило положение немецких войск, оставив их без снабжения.

Весь ветреный ноябрь ушел у нас на поиски братской могилы бойцов 6-й Танковой бригады. Искали в роще и на пустырях неподалёку от поселка Чкалова. Расспрашивали местных жителей, возможных свидетелей того ноябрьского боя, надеялись встретить тех, кто видел, где похоронили танкистов погибших осенью 1941-го.

Так мы, участники Поискового Объединения «МИУС-ФРОНТ», познакомились с Дядей Лешей и Дядей Сережей.

«Нам с Серегой тогда лет по 10 было и мы прекрасно запомнили тот Ноябрьский день. Как такое забудешь?» - начал свой рассказ Алексей Алексеевич, «дядя Леша».

«Наши семьи здесь неподалеку в заводских бараках жили, а когда немец обстреливать и бомбить нас стал, выкопали возле рощи землянки и прятались там».

Ну а мы, детвора, всюду лазили, все видели, хотя и ругали нас за это. Страшно нам не было, это взрослым было страшно, а нам детям все любопытно, интересно. Страшно стало потом, когда мы увидели тела наших танкистов, лежащих на белом снегу».

«Они лежали на снегу возле своих разбитых и искореженных танков. Лежали, как-то скрючившись, в прилипших к обугленной коже обгоревших комбинезонах» - принял участие в разговоре дядя Сережа, слушавший молча до этого воспоминания своего друга. «В танкисты брали ребят невысокого роста, а смерть в огне сделала их тела какими-то совсем маленькими, почти детскими. Страшнее всего было смотреть на лица танкистов, хотя лиц у них не осталось - только глаза. На месте носа, рта, ушей - одни угли! И запах… запах сгоревшего человека - сладковато приторный запах мяса, брошенного гореть на угли. Его не мог заглушить даже едкий дым от тлеющей техники с запахом проводки, пороха, горящего масла, керосина. Это был запах страдания, запах смерти - даже мы дети понимали это. Мы видели, что гибель этих ребят была мучительна. Я видел, как горели они в своих машинах, слышал, как кричали они от боли, от отчаяния пытаясь выбраться из горящих танков.

Сгоревшие советские танкисты легкого танка БТ-2 (пулеметный вариант). Деревня Романищи, Белоруссия

И мы, пацаны, чувствовали досаду, обиду и жуткую злость от увиденного и пережитого. До войны любой мальчишка мечтал стать летчиком или танкистом. Это были наши герои, наши кумиры. Сражения, битвы, виделись нам красивой атакой танков и самолетов, громящих низкорослых, карикатурных вражеских солдат, где-нибудь далеко за границами нашей страны. И вдруг война пришла прямо к нам в дом, а наши кумиры и герои лежат сгоревшие на снегу. А враг - враг вот он - здоровые немцы в черных куртках с черепами на петлицах ходили между трупами наших танкистов и фотографировали их. На нас, детей, фашисты не обращали никакого внимания. У всех, детворы, взрослых - была только одна мысль - что же будет? Что будет теперь со всеми нами?» - тяжело вздохнул дядя Сережа, достав из красной пачки сигарету без фильтра.

«Сам бой, в котором погибли наши танкисты, был недолгим», - продолжил воспоминания Алексей Алексеевич. «Наши танки приехали еще с утра, а пожгли их уже после обеда. Наших было пять больших Т-34 и ещё несколько маленьких Т-26… Я, тогда модели всех танков и самолетов знал. Серега правильно сказал - любой пацан мечтал стать танкистом и летчиком, поэтому знали мы всю технику очень хорошо. «Т-26, четыре машины было» - поправил друга дядя Сережа, пыхтя сигареткой. «Да-да четыре, - продолжил Алексей Алексеевич - подъехали они к рощице ещё утром. Очень спешили, начав сразу выбирать себе позиции. Тридцать четверки прятались возле сараев и бараков, а легкие танки маскировали срубленными деревьями. Здесь ведь недалеко дорога старая проходила на Ростов, вот ее то и должны были охранять наши танкисты. Один Т-26 стал совсем близко от этой дороги, чтобы дать знать, когда появятся немцы.

«Его, кажется, первого сразу и сожгли. Радиосвязи не было в тех танках, флажками передавали команды. Высунется танкист из люка и машет красными вымпелами. И это посреди боя, пули летят кругом, осколки, дым, невидно ничего - а он флажками машет. Я лично видел, как они друг другу сигналы подавали» - дядя Леша заметно волновался. И вот этот маленький танк, на верную гибель к дороге послали» - продолжил он, - «вообще все они хорошо понимали, что из боя живыми не вернуться, еще, когда свои позиции оборудовали, они нам, детям все свои запасы раздали. Ну что у них в кабинах было - хлеб, тушенка, галеты. Мне даже плитка шоколада досталась, ее лейтенант подарил, у которого в бою потом ноги оторвало. А как раздали нам все, стали гнать нас подальше от своих позиций: «Уходите пацаны, нельзя здесь Вам больше! Бегом отсюда!!!» С неохотой, но что делать, разбрелись мы по домам, хотя кое-кто из наших сверстников все равно из-за кустов наблюдал за действиями наших танкистов», - Алексей Алексеевич чуть прищурившись, посмотрел на своего друга.

Я тогда домой не пошел обедать, - продолжил дядя Сережа, - мать на смене была, а сестра на рынок с утра ушла, так что дома никого не было. Вот я в кустах и остался наблюдать за танкистами. Галеты грыз, которые мне наши солдаты подарили. Неожиданно все пришло в движение. Как-то вдруг выстрелил маленький Т-26, который стоял вдалеке, рядом с дорогой. Потом еще залп, еще и еще. Птицы, сидевшие на верхушках деревьев в роще, вороны, галки, потревоженные шумом выстрелов, кружили, громко каркая в белом, зимнем небе. Танк у дороги громыхнул из своей пушки еще несколько раз. Из люка показался командир танка и замахал красным флажком, куда-то вперед. В этот момент наш Т-26 взорвался. Взрыв был такой силы, машину буквально разнесло на куски. В одну сторону отлетела башенка, в другую ствол, куски брони. Голова и туловище лейтенанта из этого танка отбросило шагов на 50-ть к деревьям.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные