Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.
Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:
В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:
Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:
Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?
Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.
Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.
Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:
Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.
Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.
О его пользе мы уже говорили в статье вот .
Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём
На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методы оценки мышления у подростков.
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подрастающему возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвинические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков при помощи известных тестов.
2.2.Организация и методы исследования.
В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было разработана программа исследования, состоящая из этапов:
1. Изучаем уровень логической связи построенных на абстрактных связях.
2. Анализ полученных результатов.
Нами было опрошено ровно 35 подростков. Опрашивались подростки и ученики старших классов ТСШ №1.
Для решения заявленной проблемы в психологии используется психологический тест «сложные аналогии» Э.Р. Ахмеджанова.
Цель: диагностика абстрактного мышления в подростковом возрасте.
Возрастной аспект: применяется для исследования подростков.
Содержание методики: обследуемым подросткам предлагается на бланке 20 пар слов, отношение между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в «образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения. Например, «Овца-стадо» - часть и целое, «Малина- ягода» - определение, «Море- океан» - различается в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых подростки должны сопоставить с одним из образцов. Например, «Голова-роман» аналогично «Овца-стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава-роман» - 1).
Время выполнения работы 3 мин. Оценка производиться по количеству правильных ответов.
Правильные ответы к методике см. в приложении 2.
1. Овца- стадо.
2. Малина-ягода.
3. Море-океан.
4. Свет-темнота.
5. Отравление-смерть.
6. Враг-неприятель.
Материалы:
1. Испуг-бегство. 6. Пара-два.
2.Физика-наука. 7. Слово-фраза.
3. Правильно-верно. 8. Бодрость-вялость.
4. Грядка-огород. 9. Свобода-независимость.
5. Похвала-брань. 10. Месть-поджог.
11. Десять-число. 16. Прохлада-мороз.
12. Праздность-безделье. 17. Обман-недоверие.
13. Глава-роман. 18. Пение-искусство.
14. Покой-движение. 19. Капля-дождь.
15. Бережливость-скупость. 20. Радость-печаль.
2.3. Анализ и обработка полученных результатов.
Обработка результатов заключается в подсчете правильных ответов.
Результаты исследования в ТСШ № 1 оказались следующими:
11 подростков из 35 опрошенных набрали 5 баллов. Считается, что подростки имеют очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях (0 ошибок).
4 балла набрали 9 подростков. Хороший уровень, умеют логически четко выражать свои мысли в понятиях (1 ошибка).
У 7 подростков сумма баллов была 3+. Хорошая норма большинства подростков, иногда бывает неточность в использовании понятий (2 ошибки).
5 подростков набрали 3 балла. Средняя норма, допускаются ошибки, неточность в использовании понятий (3-4 ошибок).
3- балла набрали 3 подростка. Низкая норма, часто «путанно», нечто выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения (5-6 ошибок).
Ниже 3- балла ни у одного подростка не было, то есть это означает, что ниже среднего уровня понятийного мышления нет (7 и более ошибок).
Таким образом, из исследования видно – все подростки справились с заданием. У большинства подростков понятийное мышление на высоком, хорошем и среднем уровне, улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях. И только у троих подростков низкая норма, они выражают свои мысли путанно и неточно понимают чужие рассуждения. А ниже низкой нормы ни у одного подростка не было.
Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.
Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.
Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:
Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.
При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.
Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:
Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.
Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .
Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:
Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:
Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.
Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.
Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:
В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .
Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.
Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.
Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:
Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.
Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.
Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:
Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).
А теперь давайте поговорим об упражнениях:
Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.
В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .
В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!
Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.
Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:
Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.
Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.
Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:
Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.
Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.
В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.
Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.
Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?
Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:
Опишите каждый из представленных предметов:
Вообразите Красоту, Богатство, Успех.
Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.
Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.
Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).
Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.
У абстрактного мышления выделяют 3 формы:
У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?
Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.
Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:
Чем отличаются:
У каждой пары найдите минимум 3 отличия.
Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.
За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)
(жук, жаба, журнал, жестокость…).
Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.
Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.
Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.
У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».
Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.
Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.
У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.
Абстрактное мышление у ребенка нужно развивать обязательно, это не только поможет ему в обучении, но и позволит выявить скрытые таланты. Какие методики наиболее действенные и можно ли их применять дома?
Абстрактное мышление отвечает за несколько сфер в жизни малыша; оно развивает творчество, воображение и помогает смотреть на любую проблему с новой стороны. Как помочь ребенку раскрыть свои способности? Развивать абстрактное мышление.
Если мышление - это познавательная деятельность человека, то абстрактное мышление - это процесс исследования и узнавания мира, который:
То есть саморазвитие, любознательность, интерес ко всему новому провоцируются как раз этим типом мышления.
Активнее всего мозг развивается в возрасте от двух до одиннадцати лет. Но, чтобы сохранить живость ума, мозг нужно тренировать регулярно до глубокой старости, тогда скорость мышления можно увеличить в 4 раза.
Простой пример: у ребенка есть игрушечная машинка, он видит на улице автомобиль и говорит «бибика» или любое другое определяющее машину слово. То есть он вспомнил, как выглядит его игрушка, провел сравнительный анализ и по общим признакам сделал вывод.
Если понаблюдать за своим ребенком некоторое время, то можно заметить, что он регулярно погружается в свой собственный вымышленный мир. Игры, разговоры с предметами или растениями, истории и фантазии - это абстрактное мышление в действии, без него ребенок просто не сможет развиваться гармонично.
Чтобы развить абстрактное мышление, нужно предлагать ребенку как можно больше новых занятий и впечатлений
Этот тип мышления помогает сыну или дочери найти себя в творчестве, да и математические способности до определенного возраста опираются на умение представлять себе числа и их взаимодействие. Затем развитое абстрактное мышление будет отвечать за возможность делать несколько дел одновременно, справляться с трудными ситуациями, находить решение самых сложных задач.
Какой способ развития своего ребенка вы бы ни выбрали, нужно помнить, что результат он даст только в случае регулярных тренировок и постоянного взаимодействия с ребенком.
Самый простой метод, который можно использовать в повседневной жизни. Попросите ребенка придумывать ассоциации ко всему, что он видит или слышит. Например, на что похоже вон то маленькое облако? А эта зеленая машина? Слышишь, птичка щебечет, как, думаешь, она выглядит? Если игра понравится малышу, то, при регулярных занятиях, через несколько недель вы заметите, насколько он стал лучше воспринимать окружающий мир, выстраивать причинно-следственные связи и усваивать информацию.
Эта методика чем-то похожа на игру в ассоциации. Установите лампу или свечу так, чтобы ваши руки отбрасывали на стену тень. Складывайте ладони в разнообразные фигуры (зайчик, собака, орел) и просите малыша угадывать, что вы показываете; рассказывать истории про этого персонажа. Также можно использовать вырезанные из бумаги фигурки.
Чтобы развить абстрактное мышление, нужно чтобы оба полушария активизировались регулярно, а занятия создавали в мозге ребенка новые нейронные сети
Более серьезная, но очень действенная методика. Рекомендуется начинать занятия в 5 лет, потому что в этом возрасте ребенок уже может воспринимать нужное количество информации и концентрироваться на необходимое время.
Ментальная арифметика - особый принцип счета, который помогает задействовать одновременно оба полушария мозга. Такая тренировка позволяет развивать абстрактное мышление гораздо интенсивнее, чем любые другие методы. Помимо повышения скорости восприятия и обработки информации, МА дает еще и очень высокую скорость устного счета. В Белоруссии есть несколько школ, которые не только учат детей принципам МА, но и гарантируют быстрые и впечатляющие результаты.
Хотите больше узнать о способах развития абстрактного мышления, получить новую информацию о развитии и воспитании ребенка? Заходите в наш блог , тут собраны не только популярные методики развития интеллектуальных способностей детей, используемые во всем мире, но и практические советы по их применению.