Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы, который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая, одетая в темную вуаль. Она настолько сильно выбивается из общей картины окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства. Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности. Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. Кроме того, этот образ помогает создать эффект двоемирия и показать раздвоенность сознания рассказчика. Несмотря на то, что благодаря незнакомке он мимолетно отвлекается от грубой и тяжелой действительности, окружающий его мир никуда не исчезает, хотя и уходит временно на второй план. В этой женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в добро. Она является воплощением романтики и непорочности, которая очищает и поэта, помогая ему, в конечном итоге, отказаться от пьянства и сделать выбор в пользу жизни.

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Главная идея

Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».

Тематика

Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.

Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Размер и жанр

Произведение написано четырехстопным ямбом (размер, при котором на каждый четный слог ставится ударение) с пиррихиями (пропуск ударения при чтении вслух, для достижения легкости и мелодичности), катренами (законченными по смыслу отдельными строфами), рифма перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее), с клаузулами (слогов, идущих за ударными). Жанр «Незнакомки» — рассказ в стихотворной форме.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Образ лирического героя

Главный герой — это одинокий скиталец. Человек, который отвергает окружающую его действительность. Он недоволен собственной жизнью, попросту утратил к ней интерес и потерял всякий стимул к существованию, он слаб и не видит смысла противостоять ударам судьбы, пуская себя по течению «алкогольных» рек. Вся окружающая его действительность напоминает шумный балаган, где нет ничего святого, духовного и прекрасного. Мир убивает его, сжимая в своих удушающих объятиях хмельного угара. У него нет друзей, которые могли бы его поддержать и направить в нужное русло. Все, кто его окружает, — это любители ругани и дешевой выпивки.

Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.

Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).

Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поэзии символистов была философия интуитивного творчества, выражение неясных чувств и едва уловимых идей посредством несвязных бессистемных символов. Так называемая тайнопись невысказанного. Второй по важности символистской категорией была обязательная музыкальность стиха.

Читатель должен самостоятельно расшифровать поэзию намеков Александра Блока и принять участие в творчестве, дополнив картину фантазии или условной реальности поэтического пейзажа, мироощущения или неизреченного переживания создателя.

Одним из увлечений Блока была философия Владимира Соловьева, из идеала всеединства которой в его творчество пришел символ вечного женского начала, или женственности. Окружающий же мир начала века с его трагическими противоречиями и социальными катастрофами казался поэту страшным, так даже был назван центральный поэтический цикл этого периода.

Блок. «Незнакомка» (анализ)

В результате ухода от «страшного» существования, лирический герой стихотворения образует свой, красивый и поэтичный, мир. Если взять стихотворение, которое в этот период написал Блок - «Незнакомка» - анализ покажет, что условно его можно разделить на две части. Причем в первой, состоящей из шести четверостиший, почему-то окажется все, что он не любил: дикий и глухой горячий воздух; пыль и скука, детский плач; шумные парочки, гуляющие между канав; скрип, визг; лакеи и пьяницы с красными глазами.

А.Блок «Незнакомка» (анализ 1-й части)

Стихотворение было создано в 1906 году. Этот период жизни для Блока был трудным, - начиная с семейных неприятностей, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было неспокойным также в плане социальных потрясений. Поэта не покидало ощущение неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак».

Родилось оно в результате бесцельных скитаний по петербургским окрестностям и поездок в Озерки на дачу. Возвышенно-торжественные четверостишия, где героиня прекрасна в своей загадочности, перемежаются четверостишиями-высказываниями разочарованного жизнью героя, у которого на душе неосознанная тревога. Он считает, что мир гибнет, катится во мрак, в бездну, его нужно спасать. В нем царит беззаконие и неверие.

Лирический герой стихотворения в поисках выхода уходит в разгул и пьянство. Теперь он сам себе и друг, и собутыльник. Вино «смиряет» и «оглушает» его. Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, бессмысленно кривящийся диск луны, отходит на второй план, когда в «назначенный» час в помещение входит Она.

Блок. «Незнакомка» (анализ 2-й части)

Герой сомневается в реальности происходящего. В наличии символы неясности: сон и туман («снится», окно - туманное). Ее образ герой не в состоянии охватить весь, целиком, в сознании возникают детали (охваченный шелками стан девушки, шляпа с вуалью и перьями, рука в кольцах, Вторая часть тоже состоит из шести четверостиший. Последнее - итог, вывод.

Тайна этого стихотворения в том, что нельзя сказать точно, реальна или воображаемая Незнакомка. Блок анализ своего творения, разложение на составляющие своего чудесного волшебного мира, наверное, не одобрил бы. Да это ничего и не даст! Каждый читатель должен решить все для себя сам.

Сделать более подробный анализ? «Незнакомка», Блок, а также его другие стихи вряд ли в нем нуждаются. Лучше читать, чувствовать, следовать за воображением поэта и получать от красоты и музыкальности его фантазий несказанное удовольствие!

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
“Незнакомка” - одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир - грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков - [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Стихотворение "Незнакомка" А. Блока написано в Озерках 24 апреля 1906г. Оно принадлежит к циклу "Город", в котором поэт затрагивает одну из главных для него проблем - народ и интеллегенция.
В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане. она является ему только в пьяных мечтах. Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной женщиной.
Идея данного стихотворения - встреча лирического героя со своей возлюбленной, которая предстает перед ним в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Это стихотворение, рисующее загадочно-пленительный образ незнакомки, строится на системе контрастов: лирическому герою резко противостоит дисгармоничный мир петербургского пригорода, скука "загородных дач", разлитая повсюду. она ощущается в неприятных звуках (в пьяных окриках, скрипе уключин, женском визге), в уродливых картинах ("кривится" даже лунный диск), мертвенности, "разложении и тлетворном духе".
У лирического героя лишь один собеседник - "друг единственный", отраженный в стакане, то есть он сам или его двойник. Но этот двойник нем, ибо, как и сам пьющий терпкую влагу, "смирен и оглушен". Значит одиночество абсолютное!
Трактирному, угарному миру и противопостоит появляющаяся незнакомка. Она одинока ("Всегда без спутников, одна..."), и в этом отношении она - душа, родственная лирическому герою. К тому же она как и он, трагична (перья на её шляпе "траурные"). В то же время незнакомка явно принадлежит этому ресторанному миру, вписывается в него. В своем поэтическом облике героиня является как чудо, как что-то необыкновенное, редкое, исключительное. И одновременно она буднична. Примечательно, что с появлением её образа в звуковом мире стихотворения возникает нагнетание свистящих и шипящих:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным (л, н, м, р), оттеняя их шипящими и свистящими (ч, ш, с), напоминающими о шуршании шёлка.
Лирический герой поддается очарованию красоты незнакомки, он "закован" её "странной близостью"; но он же и не принимает её образа, скользит мимо него, смотрит сквозь него. Его идеал, очевидно, шире, он не "покрывается" образом Незнакомки, он выше его. И лирическому герою открывается иной мир, новый образ, соответствующий его идеалу ("И вижу берег очарованный / и очарованную даль"). С этой иной далью связанна какая-то особая пленительная тайна, возникает образ очей, "синих, бездонных"; принадлежащих героине другого, "дальнего" берега. Этот образ тоже таинственен и туманен, он совершенно лишен плоти и осязательности. Он назван "солнцем", наделён ярким, ослепительным светом, рождается очередной контраст земного и небесного, реального и лирического.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Но в переживании колдовского очарования неожиданно поселяется тревога. А вдруг это просто пьяные галлюцинации ("Иль это только снится мне?"). Тут ещё признание героя: сокровище лежит в глубине души. Зыбко и призрачно это душевное богатство, если лишено опоры в действительности, если образ вечной женственности исчезает, как пропала в тумане и Незнакомка. И герой возвращается к страшной действительности: "Ты право пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине".
Возникает образ огромной трагической силы: пьяницы соединяются в "пьяном чудовище", тупо и властно взирающее на героя и заставляющее признать свою правоту ("истина в вине").
Для раскрытия темы и идеи произведения автор использует следующие изобразительно-выразительные средства: метафоры ("воздух глух", "очи бездонные", "пронзило вино"), олицетворение ("очи цветут", "ко всему приученный"), сравнение ("пьяницы с глазами кроликов"), эпитеты ("таинственная влага", "глухие тайны"), анафора ("и каждый вечер"), звукопись ("скрипят уключины", "веют древними поверьями"), живопись ("золотится крендель булочной").
Главным принципом, определяющим композицию произведения, является контраст. Именно в контрастных сопоставлениях реализуется тот конфликт между желаемым и данным,идеалом и действительностью, который и составляет основу романтического искусства и широко используется Блоком - символистом на всём протяжении его творчества. В этом стихотворении резкое противопоставление двух частей находит выражение темы лексики, звуковой организации стиха. Только ритмический рисунок (четырёх строчный ямб с редким для этого размера чередованием дактилической и мужской рифм) остаётся неизменным.
Стихотворение "Незнакомка" начинается и завершается рестораном, оглушительным криком, одинаковым девизом - "истина в вине". В забвении всех унизительных мерзостей "страшного мира", в "электрических снах наяву", в экстазе, хотя бы дарованном вином, автор искал выход в иные миры - так легче было вспоминать "глухие тайны", и "очи синие, бездонные" расцветали только тогда, когда терпкое вино пронзало все "излучины души", и обычная проститутка превращалась в прекрасную Незнакомку.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.

Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:

А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск

что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.

Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.

И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики.

Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.

Кроме анализа превосходного стихотворения «Незнакомка», рекомендуется ознакомиться с другими сочинениями:

  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные