Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. (Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально
- техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  • Организационную
  • подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  • Социально-психологическую подсистему
  • . В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  • Технологическую подсистему
  • , состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  • Управленческую подсистему
  • . В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  • Эстетическую подсистему
  • . Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

    Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

    Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

    Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

    Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

    Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” (

    V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1 ). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника (I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2 ). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

    Рисунок 2

    Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

    Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

    Список использованной литературы

    Законы и иные нормативные акты.

    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
    3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
    4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
    5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
    6. Национальная доктрина образования.

    Справочные материалы.

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
    3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
    4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
    5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
    6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Краевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на годы Проект «Сетевой край. Образование» Программа развития гимназии Программа по информатизации гимназии Нормативные документы




    К результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Каждый стандарт включает в себя требования:


    Условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты; достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения Взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой


    Комплекс информационных образовательных ресурсов, в т.ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:


    Информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:




    Устав Совета по информатизации Программа информатизации МБОУ «Гимназия 85» на годы План мероприятий по реализации программы на 2012|2013 План оснащения компьютерной техникой МБОУ «Гимназия 85» Совет по информатизации


    2.1. Аккумулирует информационные потоки, связанные с информатизацией образовательного пространства школы и обеспечивает их доступность для всех заинтересованных участников образовательного процесса Рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию процесса информатизации образовательного пространства школы, его техническому и научно-методическому обеспечению, способствует их внедрению Организует разработку, экспертизу и корректировку инновационных программ, дидактических презентаций, тестовых заданий, наглядных материалов, творческих проектов и других электронных работ учителей и учащихся школы Принимает участие в анализе состояния и результативности работы педагогического коллектива по развитию информационных технологий Вносит предложения администрации и Совету школы по обеспечению процессов информатизации необходимыми финансовыми, техническими и иными ресурсами Организует консультирование учителей и учащихся по проблемам информатизации образования, исследовательской работы, совершенствования практических навыков Осуществляет тьюторскую деятельность, направленную на помощь учителям и учащимся в овладении компьютерной грамотностью Пропагандирует идеи информатизации образования в микрорайоне школы. Принимает участие в организации дополнительных платных услуг Участвует в формировании банка образовательных программных продуктов. Совет по информатизации


    Техническая составляющая В гимназии 80 ПК, 22 принтера, 11 сканеров, 24 проектора, 9 интерактивных досок. Соотношение на 1 компьютер приходится 15 обучающихся. 69% учебных помещений оснащены компьютерами. 82% педагогов имеют базовую ИКТ подготовку. 94% педагогов применяют ИКТ на своих уроках. большинство предметов, обучение по которым ведется с использованием ИКТ. К локальной сети и сети Интернет подключены 77 ПК. В библиотеке обеспечен свободный доступ в Интернет для учеников и учителей. Электронный адрес гимназии Школьный сайт размещен по адресу





    Обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто- графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся Медиацентр










    Автоматизированное рабочее место учителя: –Компьютер –Проектор –Интерактивная доска или экран –МФУ –Документ-камера Портфолио учителя Комплект ЦОР по предмету Методическая копилка (программы учебных предметов и предметных курсов, электронные разработки уроков, внеклассных мероприятий) Электронные лаборатории Лаборатория учителя:




    –для учителей гимназии и школ округа: «Электронный портфолио учителя», «Сайт учителя» «Работа в системе «Сетевой город» –для учеников: «Создание электронного портфолио» –для родителей: «Создание электронного портфолио ученика» «Работа в системе «Сетевой город» Семинары в гимназии:









    Модульные курсы Навыки профессиональной и личной эффективности Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса Управление имиджем, или Как создать свой стиль Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка











    Привлечь учителей-предметников, использующих информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, к постановке и решению практических задач применения современных информационно-педагогических технологий Повысить информационно-технологическую культуру учителей Создать условия для выявления и распространения передового педагогического опыта эффективного использования современных информационно- педагогических технологий Цели и задачи:










    С 1989 года в школе ежегодно проходят научно- практические конференции. В прошлом учебном году (14 марта 2012г.) состоялась XXII научно- практическая конференция, посвященная Году Отечественной истории. В ней приняло участие 136 школьников. Что составляет более 11,3% от всех учащихся гимназии. Школьные НПК



















    Заранее собираются вопросы по определенной теме, обсуждение которых интересно родителям или детям Психолог или другой педагог готовит выступление на заданную тему, отвечая на вопросы Выступление записывается на видео и выставляется на сайте Онлайн-консультации психологов и педагогов гимназии для родителей и учеников (проект)




    АИС «Сетевой город. Образование» - это средство: планирования образовательного процесса (Учебный план), размещения и хранения информации (базы данных, Портфолио – личный и проектов), фиксации результатов освоения программы (Электронный журнал и дневник), взаимодействия между участниками образовательного процесса и с органами управления (почта, рассылка форум, доска объявлений).


    АСУ РСО «Сетевой город» В декабре 2007 года гимназия вступила в единое городское информационное образовательное пространство АСУ РСО «Сетевой город». Классными руководителями 2-11 классов (40 классов) выставлены четвертные, годовые и экзаменационные оценки; получены из системы отчеты по успеваемости I четверть в 29 классах в 33 классах II четверть в 40 классах в 38 классах в 37 классах III четверть в 30 классах в 29 классах IV четверть в 40 классах в 38 классах годовые в 40 классах в 38 классах экзамены в 10 классах в 9 классах итоговые в 40 классах в 38 классах


    Выставление пропусков уроков в четырех 1-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в четырех 2-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в двух 5-х классах Выставление итоговых отметок во всех остальных классах «Сетевой город» сегодня











    70


    Проведение семинаров, мастер-классов по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе Проведение фестивалей открытых уроков с приглашением учителей округа в качестве участников и гостей Проведение конкурсов (в том числе дистанционных), НПК среди школьников округа Базовая школа школьного округа




    Тема стажёрской практики: «Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий учеников, учителей в рамках реализации ФГОС» Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации организация внеурочной деятельности средствами ИКТ использование современных информационных технологий в учебном процессе сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса роль ЕИС в организации системно-деятельностного подхода Базовая площадка


    Тема стажировочной практики: Сайт на основе системы управления контентом, как механизм сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса (сайт ОУ, персональный сайт педагога, сайт-портфолио учащегося. Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации создание портфолио учителя, ученика средства организации информационного пространства создание сайтов на основе системы управления контентом Joomla, сервисами Google электронная школьная газета дистанционное образование Базовая площадка Для ученика повышение информационной культуры в целом; доступ к мировым информационным ресурсам; повышение интереса к изучаемым предметам; приобретение практических навыков жизни в информационном обществе; получение новых электронных средств обучения; использование компьютерных технологий в самостоятельной и внеклассной работе; участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях


    Для учителя повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя; создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий; получение принципиально новых возможностей своевременного доступа к информации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса; повышение качества преподавания за счет использования средств мультимедиа; повышение квалификационной категории учителей; распространение и обобщение опыта учителей через публикации в Интернет- формах; создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;


    Для администрации школы создание единого информационного пространства; повышение эффективности образовательного процесса; автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы; повышение оперативности и качества управленческих решений; обеспечение прямого доступа к нормативным правовым актам и организационно-распорядительной документации органов управления образования; повышение роли семьи в учебно-воспитательном процессе за счет информированной открытости образовательного процесса.


    Для родителей получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы и программу «Сетевая школа»; Интернет-общение с руководством школы и учителями; Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса

    Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении

    В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

    В системе «Школа 2100» под образовательной средой понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.

    В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению компонентов образовательной среды. Рассмотрим подходы отдельных авторов.

    Г.А. Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров; легкость трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы; возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д. к человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания и характер контроля и т.д.



    Е.А. Климов в «среде существования и развития человека» предлагает выделить следующие части среды: социально – контактную, информационную, соматическую и предметную. К социально-контактной части среды автор относит опыт, образ жизни, личный пример, деятельность, поведение, взаимоотношение окружающих; учреждения и их представителей, с которыми человек взаимодействует; реальное место человека в структуре своей группы, устройство этой группы и т.д.

    Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

    Е.А. Климова, Г.А. Ковалева и другие исследователи опираются на эколого – психологический подход, который согласуется с теорией «экологического комплекса» О. Дункна и Л. Шноре – одной из фундаментальных теорий функционального единства человеческого сообщества и среды. В «экологическом комплексе» авторами выделяется 4 компонента: население, или популяция, окружающая среда, технология и социальная организация. Вслед за данными авторами В.А. Ясвин строит четырехкомпонентную модель, в которой выделяет пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты и субъектов образовательного процесса.

    1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

    2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах вуза.

    3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

    Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

    Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

    Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:

    * отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

    * режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;

    * внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;

    * организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;

    * включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.

    Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда "наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду" (по В. Слободчикову).

    Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные