Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В июле 1940 года Британская империя оказалась на грани гибели.

Вермахт превосходил сухопутные войска гордых островитян в 3 раза.После капитуляции Франции немцы получили господство в воздухе

Но их разделял Ла-Манш.Вся битва за Англию теперь зависела от того кто выиграет битву за небо.

В Британии были крайне слабы позиции 5 колонны.Британская элита большей частью и мысли не допускала об оккупации своей страны нацистами

Гитлер не мог расчитывать на предателей в руководстве Британии,теперь ему приходилось воевать по честному

Судьба Королевства была в руках немецких асов и их противников—асов королевских ВВС.

ГИТЛЕР ХОТЕЛ…..МИРА.

20 мая 1940 г. после занятия Аббевилля, Гитлер заявил, что готов подписать сепаратный мир с Англией в любое время.

Вскоре последовало еще одно очень существенное высказывание.

2 июня Гитлер заявил командующему группы армий "А" Рунштедту, что если Англия сейчас пожелает закончить войну и даст согласие на разумный мир, которое он от неё ожидает, то он (Гитлер) был бы, во всяком случае, свободен для выполнения своей настоящей большой задачи - борьбы с Большевизмом..

В июне 1940 г. произошел ряд событий укрепивших Гитлера в решимости проведения военной компании против СССР - ноты Прибалтийским государствам 14/16 июня и, особенно, решение "бессарабского" вопроса 23-28 июня.

22 июня сдалась Франция и Гитлер наложил запрет Luftwaffe на полеты над Британией, чтобы не провоцировать англичан. Геринг разрешил своим пилотам пересекать запрещалось.

30 июня Ф. Гальдер встречался с госсекретрем Министерства Иностранных Дел Вайцзеккером, который сообщил, что внимание Гитлера обращено на Восток . Однако, если Англия по- прежнему не будет проявлять желания заключить мир, вероятно, потребуется еще одна демонстрация военной силы.

1 июля начальники штабов Ф.Гальдер (OKH) и Шнивинд (OKM) обсуждали практические проблемы высадки. На следующий день эти вопросы обсуждались с главнокомандующим сухопутными силами на совещании в Фонтенбло.

3 июля, в дневнике Франца Гальдера появляется запись об оперативных задачах Генштаба - помимо Британии, "восточная проблема" выдвигается на первое место .

Можно сказать, что уже к началу июля Россия прочно заняла свое место в планах германских военных по прямому и неоднократному указанию А. Гитлера.

Важный факт:

Планирование агрессии против СССР началось ещё летом 1940 года…очередное опровержении версии о превентивном нападении Германии

13 июля на совещании высшего военного руководства пришли к общему мнению, что Англия не идет на заключение мира, т.к. надеется на Россию.

ПЕРЕД БИТВОЙ

Угроза оккупации заставила сплотится прежних противников.

Советский посол в Англии с удивлением сообщал, что

«Среди кое-кого из коммунистов вырастает примерно такая концепция---нынешняя война, вопреки воле ее инициаторов, превращается в войну оборонительную и справедливую со всеми вытекающими отсюда последствиями… Все думают только об одном — как бы отбить предстоящую германскую атаку…

Чтобы сломить единство островитян Гитлер приказал люфтваффе делать то что они умели лучше всего—бомбить мирное население

Но патриотические настроения масс не изменились и после начала систематических бомбардировок Лондона и гибели тысяч, а затем и десятков тысяч мирных жителей.

«Сегодня шестой день концентрированной воздушной атаки на Лондон… Не подлежит сомнению, что немцы бьют не только и даже не столько по военным объектам, сколько по широким массам населения.

Иначе нельзя объяснить тот факт, что они широко разбрасывают бомбы по всем частям города, и притом, что особенно характерно, бомбы малого калибра, в 10–15 кг, которые явно не пригодны для удара по целям военного порядка. Сброшено также большое количество зажигательных бомб… На каждом шагу разрушенные дома, развороченные мостовые, выбитые стекла…

Паники не было и нет. Немалую роль тут сыграла твердая позиция, занятая британским правительством. Конечно, беспокойство, тревога, неуверенность в завтрашнем дне остались, однако какого-либо пораженчества пока не заметно»

БОМБЁЖКИ

Начиная с 7 сентября Лондон бомбили 65 дней подряд.В ночь на 15 ноября 1940 года в ходе одного массированного авианалета 437 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город Ковентри 394 тонны фугасных и 56 тонн зажигательных бомб.

В целом, до конца января 1941 года потери гражданского населения составили 86 тысяч человек, было разрушено более 1 млн жилых домов — но пораженческие настроения так и не появились.

СООТНОШЕНИЕ СИЛ

Черчилль писал свои знаменитые слова:

«Никогда за всю историю конфликтов столько граждан не были обязаны столь многим такой малой горстке людей».

И он был прав.Только асы королевских ВВС могли остановить Гитлера

10 июля 1940 года в распоряжении Истребительного командования было 49 эскадрилий, к 15 сентября это число несколько выросло — до 52 эскадрилий. Большая часть (33 эскадрильи) была вооружена «Харрикейнами», и только 19 эскадрилий — «Спитфайрами».

Англичанам удалось, несмотря на средние ежедневные потери в 15–20 самолетов, поддерживать на начальном этапе сражения численность боеготовых истребителей в диапазоне от 704 (17 августа) до 754 (31 августа) самолетов.

Hurricane 565

Spitfire 239

Defiant 22

Blenheim78

Итого—896 истребителей 1 класса

Противник --2-й, 3-й, 5-й Воздушные флота люфтваффе располагали следующими силами:

Бомбардировщики («He-111», «Do-17», «Ju-88»)1736 ,Пикировщики («Ju-87»)360 ,Истребители («Bf-109»)1226 ,Многоцелевые истребители («Me-110»)319

Итого---1542 истребителей 1 класса

НАЧАЛО БИТВЫ

В первом официальном исследовании, посвященном Битве за Британию, вышедшем в свет в первой половине 1941 г. , период воздушного сражения определялся с 8 августа по 31 октября 1940 г. Там же выделяют 4 фазы сражения:

Британские лётчики с первых дней боёв показали своё превосходство над люфтваффе

За первые десять дней над Великобританией были сбиты 367 самолетов Люфтваффе, тогда как англичане потеряли 183 машины.

Но силы были слишком не равны….В то же время большая часть их аэродромов была разрушена, а половина радаров и оружейных заводов были выведены из строя..

24 августа Англия стояла на грани катастрофы, когда немецкий летчик сбросил бомбы на лондонский пригород. Этот просчет оказался куда более серьезным, чем может показаться на первый взгляд… На самом деле он, сам того не желая, изменил ход всей войны.

Бомбардировка Лондона не на шутку разозлила англичан. И в первую очередь - Черчилля. Премьер-министр Ее Величества посчитал произошедшее намеренным маневром Люфтваффе и буквально вскипел от гнева: Гитлер посмел ударить по мирному населению!

Поэтому он решил провести контратаку. 26 августа Черчилль отдал королевским ВВС приказ сбросить бомбы на Германию и уничтожить Берлин. Это «абсурдное решение» называли по-разному, однако оно оказалось чрезвычайно эффективным в долгосрочной перспективе. Назад на британские аэродромы смогла вернуться лишь треть из 81 британского самолета, которые вылетели в рейд на Берлин.

Если оперировать цифрами, авианалет на Берлин окончился полным провалом. Тем не менее, нужно принять в расчет и его психологические последствия для немцев, которые оказались просто огромными: впервые с начала войны рейху пришлось защищаться на его собственной территории.

Гитлер был не на шутку уязвлен. Как и Черчилль за несколько дней до этого, он потерял терпение и приказал летчикам ударить в ответ по английским агломерациям. Эмоции, безусловно, взяли верх над стратегией.

«Мы уничтожим большие города - заявил Гитлер в берлинском дворце спорта.

С 6 сентября 1940 года самолеты Люфтваффе начали сбрасывать бомбы на Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер.

ЧЁРНЫЙ СЕНТЯБРЬ

Уже с середины сентября 1940 года немецкое командование вынуждено было отказаться от массированных дневных рейдов и перейти к террористическим ночным бомбардировкам английских городов.

Это позволило вывести из сражения остатки истребительных групп и резко снизить потери бомбардировщиков,за три месяца — октябрь, ноябрь, декабрь — было потеряно «всего» 283 бомбардировщика…

15 сентября немецкие эскадрильи были обнаружены на радарах, и их операцию ждал оглушительный провал. Британские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе.

Но если немцы рассчитывали бомбардировкой сотен самолетов в течение всего дня показать англичанам их беспомощность предотвратить разрушительные налеты на столицу, то британское правительство, со своей стороны, заявив о победе, показало свою решимость продолжать борьбу даже перед лицом возможных крупных разрушений и жертв (рейтинг Черчилля в октябре - 89%,)

АНТИФАШИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Лучшей эскадрилья королевских ВВС было—501-я летавшая на «Харрикейнах»--за 35 дней сбившая 43 немецких самолёта

Но мало кто знает что в королевских ВВС сражались и герои антифашистского интернационала.

Подданными английской королевы были люди самых разных языков, вер и рас.

Летом 1940 года в небе Британской империи сражался подлинный «антифашистский интернационал». Среди летчиков Королевских ВВС были поляки, чехи, французы, новозеландцы, канадцы, южноафриканцы, австралийцы…

Четвертая по результативности эскадрилья Истребительного командования — «польская» 303-я (за 6 недель, летая на «Харрикейнах», эскадрилья сбила 44 самолета противника):

Четвертый по результативности ас «битвы за Британию» — чех Йозеф Франтишек (17 побед).

Среди «поляков» обнаруживается летчик по фамилии Шапошников (8 побед).

Станислав Скальский родился в России, первый немецкий самолет сбил в небе Польши в первый день войны — 1 сентября 1939 года, воевал в Королевских ВВС до конца войны (21 победа).

Еще один «поляк» — князь по фамилии Голицын.

Князь Голицын стал знаменит тем, что исхитрился сбить «Мессершмитт» на….высоте более 10 км — сделать такое на «Харрикейне» технически невозможно, но….как говорят французы, noblesseoblige (благородное происхождение обязывает…)….

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

Данный факт уничтожил надежду Гитлера на возможность принудить Англию к миру бомбардировками, а также угрозой высадки, поэтому не удивительно, что на очередном совещании 17 сентября (соответственно, высадка могла быть назначена на 27-е), было решено определиться в сроках позднее.

Для сохранения десантных средств от дальнейшего уничтожения во время регулярных налетов Бомбардировочного Командования, Гитлер приказал рассредоточить по удаленным портам, однако с расчетом, что их вновь можно будет собрать в 10-дневный срок. Факт рассредоточения был установлен фоторазведчиками 23 сентября.

Между 18 и 30 сентября британские фоторазведчики зафиксировали 30% уменьшение количества сосредоточенных для высадки барж.

Впрочем, авиаторы только подтвердили то, что уже вечером 17 сентября знал Черчилль - из перехватов "Ультра" стало известно о распоряжениях отданных инстанциями Luftwaffe о свертывании транспортного обеспечения вторжения. Угроза высадки миновала.

ЧЕРЧИЛЬ ВЫБРАЛ ДАТУ ОКОНЧАНИЯ

С датой окончания всё сложнее. Немцы её не определили. Англичане выбрали 31 октября 1940 г.

Очевидно, что Черчилль был свободен в выборе даты окончания Битвы за Британию, и это могла быть любая дата, начиная с 18 сентября.

Наиболее вероятно, что одной из главных причин, по которой не было объявлено о победе раньше, была угроза полномасштабных дневных бомбардировок по образцу 15 сентября.

Было просто неразумно объявлять населению, находящемуся практически каждый день и ночь под бомбами, сообщать, что свершилась победа.

К концу октября масштабы дневных налетов значительно уменьшились, перспективы борьбы с ночными приобрели внятные временные рамки.

Наступило 31 октября 1940 г., не было привычного завывания сирен воздушной тревоги, стояла странная тишина, которую не нарушал рев моторов ни своих ни вражеских самолетов, люди на аэродромах приготовились к очередному налету, который так никогда и не состоялся.

Отвага не только храбрых пилотов, но и всех тех, кто обеспечивал вылеты их истребителей, наводил на самолеты противника, не позволили Германии осуществить свои планы вторжения в Британию.

В этот день германская тактика кардинально изменилась, теперь планировалось уничтожить надежду в сердцах британцев постоянными бомбардировками их городов.

В этот день, 31 октября 1940 г. Королевские ВВС вырвали у Люфтваффе сердце и официально закончили последнюю фазу вторжения в Англию.

Битва за Британию закончилась

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ

К 6 октября безвозвратные потери люфтваффе составили: бомбардировщики всех типов--685 самолетов

Истребители всех типов--753 самолета,.

Общие итоги воздушной битвы:

Люфтваффе потеряло 1887 самолётов,королевские ВВС—1547….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Королевские ВВС несмотря на подавляющее приемущество противника-- сумели опровергнуть люфтваффе.

Битва за Англию

Не трудитесь искать информацию о битве за Англию на страницах старых учебников. В лучшем случае найдете упоминание о воздушных боях над Британией и начале ее массированных бомбардировок. До сих пор многие наши дипломированные историки, не говоря уже о рядовых читателях, заблуждаются, считая, что никакой «битвы за Англию» не было!

На самом же деле летом - осенью 1940 года в небе над туманным Альбионом развернулось крупнейшее воздушное сражение Второй мировой войны, в значительной степени определившее ее дальнейший ход.

22 июня 1940 года под натиском вермахта капитулировала Франция. До начала кампании на Востоке против Советского Союза Гитлер хотел окончательно ликвидировать Западный фронт, то есть вывести из войны Англию. Рассчитывая на практический ум англичан, Гитлер проявил чрезвычайную осторожность, предложив им исключительно легкие (в той, по его мнению, безнадежной ситуации) условия мира. В ответ нацист № 1 услышал воинственные речи ставшего накануне премьер-министром Уинстона Черчилля. «Давайте же так исполним свой долг и так будем держаться, - призывал он соотечественников, - чтобы и через тысячу лет, если будут еще существовать Британская империя и Содружество, люди могли сказать: „Это был их звездный час“».

После того как Лондон отказался от каких-либо переговоров, 16 июля 1940 года фюрер отдает распоряжение готовить операцию по высадке десанта На Британские острова, которая была названа «Морской лев». Ее осуществление серьезно затруднялось господством на море британского флота, а также ограниченностью времени для подготовки: по погодным условиям операция могла быть проведена не позже сентября. Приготовления к «Морскому льву» решено было завершить к 9 сентября. К этому времени германский военно-воздушный флот (люфтваффе) должен был установить контроль над проливами с воздуха.

Командующий люфтваффе рейхсмаршал Геринг на совещании у Гитлера хвастливо пообещал, что нацистские летчики даже без поддержки ВМС и сухопутной армии поставят Англию на колени. Против Британии было брошено около 1,5 тыс. бомбардировщиков «Юнкере» (Ю-87, Ю-88) и «Хейнкель-111», более 900 истребителей «Мессершмитт» (Me-109 и Me-110), а также 150 самолетов-разведчиков. Британские Королевские военно-воздушные силы могли противопоставить этой армаде около 700 истребителей «Спитфайр» и «Харрикейн», более 400 бомбардировщиков. Кроме того, британская ПВО располагала 2 тыс. зенитных орудий, 1,5 тыс. заградительных аэростатов и самой передовой на тот момент системой радаров, способной обнаруживать самолеты на расстоянии 160 км.

Битва за Англию началась в 20-х числах июля 1940 года ударами немецкой авиации по караванам английских транспортных судов и портам южного побережья. Затем объектами массированных атак с воздуха стали промышленные предприятия, аэродромы английской авиации, а с 7 сентября - Лондон. Нацисты намеревались вымотать и уничтожить британские военно-воздушные силы, запугать правительство и народ и в конечном счете принудить их к миру на выгодных для Германии условиях. Одна из бомб попала в Букингемский дворец, где находилась королевская семья, отказавшаяся покинуть страну и укрыться в Канаде. Сломить мужество англичан не удалось. Более того, однажды вечером 50 британских бомбардировщиков совершили налет на столицу Германии. Гитлер, берлинцы были шокированы, ведь Геринг клялся в том, что ни одна бомба не упадет на территорию рейха. В своих воспоминаниях «Вторая мировая война» У. Черчилль называет 15 августа и 15 сентября, а также период с 24 августа по 6 сентября «решающими фазами борьбы не на жизнь, а на смерть». Только за 15 августа немцы потеряли 90 самолетов, англичане - почти в 2 раза меньше. 15 сентября (в день битвы за Англию) в небо поднялись одновременно 200 немецких бомбардировщиков и 600 истребителей. Черчилль, находившийся на командном пункте ВВС, стал свидетелем того, как на специальном табло погасли все лампочки - это означало, что в резерве не осталось ни одного самолета. К счастью, немцам также не было за счет чего усиливать натиск. Обе волны налетов оказались малоэффективными, Королевским ВВС удавалось расстраивать боевые построения люфтваффе, заставляя большинство бомбардировщиков сбрасывать бомбы беспорядочно, мимо целей.

Не добившись превосходства в воздухе, 17 сентября Гитлер отложил операцию «Морской лев» на неопределенный срок, а 27 сентября Геринг вынужден был отказаться от идеи решить судьбу войны силами люфтваффе. Битва за Англию закончилась. С июля по сентябрь 1940 года гитлеровцы потеряли около 2,5 тыс. самолетов (английские данные) против порядка 800 у англичан (по немецким данным - не менее 1,4 тыс.). Неудача агрессора в крупнейшей воздушной битве Второй мировой войны имела большое значение для дальнейшего развития событий. Германии не удалось закрыть Западный фронт до нападения на Советский Союз.

Великобритания выстояла и в скором времени стала одним из основателей и лидеров антигитлеровской коалиции. В США усилились позиции ратующих за вступление в войну на стороне Англии. Еще в ноябре 1939 года Рузвельт добился отмены эмбарго на вывоз оружия. Правительство США стало поставлять его Англии и Франции на условиях оплаты наличными. 2 сентября 1940 года было подписано англо-американское соглашение, по которому в обмен на арендованные для создания военных баз британские территории Соединенные Штаты передали Англии 50 эсминцев. И наконец, 11 марта 1941 года Конгресс принял закон о ленд-лизе, позволявший предоставлять вооружение противникам Германии на условиях аренды.

Из книги Свастика в небе [Борьба и поражение германских военно-воздушных сил, 1939–1945 гг.] автора Бартц Карл

Глава 6 БИТВА ЗА АНГЛИЮ 7 августа 1940 года Кессельринг долго не мог заснуть. На следующее утро должна была начаться большая атака, от которой очень много зависело. В приказах были учтены все детали, и, насколько он мог видеть, было сделано все, что возможно, для того, чтобы это

Из книги Асы Люфтваффе пилоты Bf 109 D/E 1939-41 автора Иванов С. В.

Битва за Англию и после Операция "Adlertag" повторилась снова. Практически все боеспособные одномоторные истре­бители люфтваффе участвовали в налете на побере­жье Великобритании. И снова JG 77 остался в тылу. Все три дивизиона этого полка были разбросаны по берегу Северного

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

ОТПРАВЛЕНИЕ РУССКИХ ЭСКАДР В АНГЛИЮ В 1795 г. В соответствии с этим договором весной началась подготовка к отправлению эскадры к берегам Англии. 1 мая Екатерина подписала Высочайшее повеление: «Вследствие заключенного между Нами и королем Великобританским договора

Из книги Gloster Gladiator автора Иванов С. В.

Битва за Англию В первые месяцы Битвы за Англию лишь одна эскадрилья первого эшелона летала на «Гладиаторах». Это была 247-я эскадрилья, прикрывавшая доки Плимута. Эскадрилья располагала 12 «Гладиаторами» и 18 пилотами. 1 августа 1940 года эскадрилью переформировали в Раборо.

Из книги Hawker Hurricane. Часть 3 автора Иванов С. В.

Битва за Англию Оставшаяся в одиночестве Англия спешно готовилась к отражению неминуемого немецкого десанта. Защиту страны с воздуха обеспечивала истребительная авиация. Главной ударной силой истребительных частей в этот момент стали «Харрикейны», простые в

Из книги XX век авиации автора

Из книги Советник королевы - суперагент Кремля автора Попов Виктор Иванович

Призрак «пятерки» пугает Англию К вопросу об английских спецслужбах и советской разведке английское правительство и парламент обращались еще не раз. Последствия деятельности «кембриджской пятерки» продолжали сказываться еще долго и в 80-е годы.Когда в середине

Из книги Миф «Ледокола»: Накануне войны автора Городецкий Габриэль

Глава 9. Полет Рудольфа Гесса в Англию

Из книги XX век ВВС. Война авиаконструкторов автора Больных Александр Геннадьевич

Попытка с негодными средствами, или Битва за Англию В июне 1940 года, после разгрома Франции, на какое-то время по обе стороны Ла-Манша воцарилась недоуменная тишина. Результаты весеннего наступления вермахта оказались настолько потрясающими, что их не сумел предугадать

Из книги С английским флотом в мировую войну автора Шульц Густав Константинович

Командировка в Англию. В марте 1915 г. я был телеграммой вызван из Гельсингфорса, где находился мой крейсер, в Морской Генеральный Штаб в Петербург. Здесь мне предложили Англию в качестве офицера для связи и представителя русского флота при Гранд Флите. История этого

Из книги Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной. Битва за Орел автора Щекотихин Егор

Возвращение в Англию. Уже внешний вид улиц, вокзалов и публичных мест показывал, что здесь господствует совершенно другое настроение, чем в Петербурге. На главных улицах города было такое же оживленное движение автомобилей, как и в начале войны. Бодро маршировали, часто

Из книги Другая победа. Если бы победил Гитлер автора Коллектив авторов

БИТВА ЗА ОРЕЛ - РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЛЕТА 1943 ГОДА Вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории, величайшая трагедия, поставленная человеком на ее сцене. В громадных масштабах войны отдельные драмы, которые составляют целое, легко могут затеряться. Долг историка и его

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Чарлз Мессенджер Битва за Англию: Триумф Люфтваффе Восемнадцатого июня 1940 года, выступая в Палате общин, премьер-министр Уинстон Черчилль сказал: «Битва за Францию закончилась. Я полагаю, что теперь должна начаться битва за Англию». В это время Франция вела переговоры о

Из книги Хейнкель He 111. История создания и применения автора Иванов С. В.

Битва за Сталинград. Ржевская битва как прикрытие и отвлекающий фактор 12 июля 1942 года решением Ставки Верховного Главнокомандования был сформирован Сталинградский фронт под командованием маршала С. К. Тимошенко, перед которым была поставлена задача не допустить

Из книги Разведчики и шпионы автора Зигуненко Станислав Николаевич

Ночные налеты на Англию В ночных налетах на Англию Не 111 играли главную роль. Дело в том, что эти самолеты были приспособлены для установки специального вооружения, поэтому некоторые специфические задания могли выполнить только Не 111. Машины, изготовленные на заводах

Из книги автора

Возвращение в Англию В июне 1946 года английское правительство решило создать собственную атомную бомбу, так как американцы не спешили делиться своими секретами, и попросило вернуться из Америки наиболее ценных специалистов. В их числе оказался и Клаус Фукс.В Англии он

К середине лета 1940 года план Германии под кодовым названием «Морской лев» был готов. Планировалось высадить с моря и воздуха 25 немецких дивизий на Британские острова. Но реализация задуманного все время откладывалась. Гитлер медлил. И на это были веские причины.

Осуществить вторжение через пролив Ла-Манш – это для гитлеровского командования задача не из простых. Для того чтобы начать наземную операцию, Гитлеру нужно было получить господство в воздухе и уничтожить базы английских ВВС. Шеф люфтваффе Герман Геринг заявил, что на это уйдет всего лишь четыре дня.

Но сначала Гитлер оккупировал Францию в надежде, что Англия сама начнет просить его о мире. Этого не произошло.

Лондон против Берлина

Наконец, в пятницу 13 августа 1940 года фашисты предпринимают первое массированное воздушное наступление. Чтобы усилить нажим, немцы бомбят английскую территорию по ночам. Это привело к неожиданным результатам. Несколько бомбардировщиков Хейнкель-111 сбились с курса и сбросили бомбы на Лондон. Это была первая атака на гражданский объект. На следующий день 80 самолетов королевских ВВС ответили бомбежкой в Берлине. Гитлер пришел в ярость. Он потребовал в ответ провести массированный бомбовый удар. Приказ фюрера был выполнен. 7 сентября немцы разбомбили доки и мирные кварталы. Погибло более 450 человек. Но это было главной ошибкой Геринга. Он отвлек значительные силы от бомбардировки английских военных аэродромов и перекинул их на Лондон. Так английские ВВС смогли получить необходимую передышку.

«Битва за Британию»

Самолеты люфтваффе проигрывали королевским военно-воздушным силам. Это со всей очевидностью показали результаты грандиозной воздушной битвы за Британию, развернувшейся с 9 июля по 30 октября 1940 года. Немцы потеряли 1887 самолетов, англичане – 1547. Причем немецкие силы были оснащены большим количеством самолетов: 4074 единицы против 1963 английских самолёта.

Командующий люфтваффе Герман Геринг не смог объяснить, почему его подразделения не смогли победить малочисленные английские силы под командованием Хью Даудинга.

К 17 сентября Гитлер приостановил операцию «Морской лев» несмотря на то, что ему предлагали другой вариант ведения боевых действий: пролив Ла-Манш нужно заминировать полностью и высадить десант при поддержке авиации с воздуха. Но этого немецкие летчики сделать не смогли. Имея численное преимущество по количеству самолетов почти в три раза, они не победили королевские ВВС.

Даже в случае успешной высадки немецкого десанта, 28 английских дивизий, в том числе три танковые, с легкостью одолели противника.

Английская воздушная стратегия

По приказу английские летчики были разделены на высший, средний и низкий классы. Летчикам высшего класса позволялось атаковать в воздухе любого противника. Некоторые из них совершили по 100 боевых вылетов. Средний класс летчиков постоянно обучали, а летчиков самой низкой ступени старались держать на земле как можно дольше.

Одно из условий для летчиков высшего класса – по сигналу воздушной тревоги нужно было добежать до самолета за три минуты.

Летчики вылетали на задание малыми группами, вместо одной большой, как это было раньше.

Англичане дрались в небе настолько самоотверженно, что поражали хваленых немецких асов. 20 немецких самолетов сбил сэр Дуглас Роберт. Его ноги были обуты в протезы.

Немцы были избалованы легкими победами в небе над Польшей, Данией, Францией, Голландией и Норвегией. Они оказывали поддержку своим войскам в блицкриге и не смогли перестроиться на новые методы ведения воздушных боев в небе над Британией, поскольку необходимо было выполнять стратегические задачи.

Наука помогает побеждать

Английские ученые разработали радар преждевременного предупреждения. Командование люфтваффе недооценило этот радар. Это было первой серьезной тактической ошибкой. Именно это техническое новшество спасает королевские силы в первые недели от разгрома. Летчики могли видеть противника задолго до непосредственного физического контакта с ним.

ВМФ Англии – на первом месте

У Англии было 12 авианосцев, включая легкие и малые, у немцев – всего лишь четыре.

Английские восемь тяжелых больших крейсеров сражались против шести немецких.

Количество эсминцев превосходило в несколько раз: 230 против 42 немецких эсминцев.

Несмотря на то, что в Великобритании количество подводных лодок – 147 против 1170 немецких - было намного меньше, немецкие подлодки оставили в техническом оснащении. Они не были оснащены радарами, которые Гитлер запретил использовать не только в авиации, но и на флоте. Из-за этого в 1943 году немецкие подводники понесли огромные потери, десятки субмарин были пущены ко дну.

Политический талант английского руководства

Если бы Советский Союз капитулировал, то переоснащенная армия и флот Германии могли нанести мощный удар по Великобритании. Предвидя такое развитие событий, Черчилль заручился поддержкой Америки и приобрел надежного союзника, который стал поставлять по ленд-лизу необходимое вооружение. В свою очередь Англия организует помощь Советскому Союзу, своему мощному и единственному сухопутному союзнику.

Военное снаряжение, боеприпасы идут морским путем и через Персидский коридор. В Англии со всей очевидность понимают хрупкость своего положения рядом с фашистской Германией. В стране появляется новая система обороны, передовое вооружение. Создаются специальные подразделения по борьбе с Германией. Каждый год строятся новые корабли, оснащенные средствами борьбы с подводными лодками. Затраты из государственного бюджета на военные цели идут многомиллионные. Англия лучше своих противников была подготовлена к долгосрочной обороне и оказалась в выигрышной позиции.

Воздушная битва за Англию

«Битва за Англию» - общепринятое название периода , когда люфтваффе при помощи массированных налетов и бомбежек попытались перед запланированным вторжением в Великобританию с моря и по воздуху в рамках операции «Морской лев» завоевать воздушное пространство, уничтожить авиационные заводы и запугать гражданское население

По мнению премьер-министра Великобритании У. Черчилля Битва за Англию началась 10 июля 1940 года, закончилась 18 июня 1941 года

История Битвы за Англию. Кратко

  • 1940, 4 июня — на фоне поражений французской армии У. Черчилль от имени правительства Великобритании выразил готовность его страны бороться с Гитлером:
  • 1940, 10 июня — Англии объявила войну Италия
  • 1940, 14 июня — немецкие войска вступили в Париж
  • 1940, 17 июня — французское правительство Петена, убедившись, что армия более не может оказывать сопротивление Гитлеру, запросило перемирия

«Битва, которую генерал Вейган называл битвой за Францию, закончена. Я полагаю, что сейчас начнется битва за Англию. От исхода этой битвы зависит существование христианской цивилизации» (У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, июнь — «У нас почти не было противотанковых пушек и боеприпасов и даже обыкновенной полевой артиллерии…Я посетил наше побережье в заливе Сен-Маргарет, вблизи Дувра. Бригадный генерал сообщил мне, что в его бригаде имеются всего три противотанковые пушки, прикрывающие четыре или пять миль этой весьма угрожаемой береговой линии обороны. Он заявил, что имеет только по шесть снарядов на пушку…» (У. Черчилль)
  • 1940, 2 июля — первая директива Гитлера о составлении плана вторжения в Англию. Он считал, «что при определенных условиях, самым важным из которых является обеспечение превосходства в воздухе, высадка в Англии могла бы состояться»
  • 1940, начало июля — германские военно-воздушные силы пополнили и перегруппировали свои соединения и разместились на всех французских и бельгийских аэродромах, с которых предполагалось повести наступление
  • 1940, 10 июля — начало воздушной битвы за Англию
  • 1940, 16 июля — «Поскольку Англия, несмотря на ее безнадежное в военном отношении положение, не проявляет признаков готовности прийти к соглашению, я решил подготовить десантную операцию против Англии и в случае необходимости – осуществить ее… Подготовку к операции следует завершить к середине августа» (Гитлер)
  • 1940, 21 июля — встреча руководителей трех видов германских вооруженных сил с Гитлером. Он сообщил им, что решающий этап войны наступил и осуществление операции «Морской лев» является самым действенным средством быстрого её завершения
    «Время года служит важным фактором, поскольку погода в Северном море и в Ла-Манше во второй половине сентября бывает очень плохой, а в середине октября начинаются туманы. Поэтому главная часть операции должна быть завершена к 15 сентября»
  • 1940, 31 июля — Гитлер сказал адмиралу Редеру: «Если после восьми дней интенсивной воздушной войны немецкая авиация не уничтожит значительную часть вражеской авиации, портов и военно-морских сил, всю операцию придется отложить до мая 1941 года»

«В эти летние дни 1940 года после падения Франции мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион не мог оказать нам …помощь. Победоносные огромные германские армии, прекрасно вооруженные, обладающие большими запасами захваченного оружия и арсеналами, готовились к последнему удару. Италия с ее многочисленными и внушительными войсками объявила нам войну и энергично добивалась нашего поражения на Средиземном море и в Египте. На Дальнем Востоке Япония держалась загадочно… Советская Россия была связана пактом с нацистской Германией и оказывала Гитлеру значительную помощь сырьем. Испания … могла…в любой момент…напасть на Гибралтар, либо установить батареи, чтобы закрыть проход через пролив. Франция Петэна…могла быть вынуждена в любой момент объявить нам войну. Поистине у нас не было недостатка во врагах» (У. Черчилль)

  • 1940, июль-начало августа — беспрерывные и жестокие воздушные бои над Кентским мысом и побережьем Ла-Манша
  • 1940, 15 августа — крупнейшее за тот период войны сражение в воздухе: было проведено пять ожесточенных боев на фронте в 500 миль. Около 100 бомбардировщиков в сопровождении 40 истребителей Me-110 были брошены против долины реки Тайн. Более 800 самолетов было направлено на юг, чтобы сковать английские силы, которые, по предположениям немцев, уже были там сосредоточены. Немцы потеряли 76 самолетов против 34 английских
  • 1940, 22 августа — немецкие батареи впервые открыли огонь по каравану судов в проливе Па-де-Кале и позже подвергли обстрелу Дувр. Им ответило только одно из английских 14-дюймовых орудий, которое уже было готово к действию
  • 1940, 24 августа — первая бомбардировка пригорода Лондона
  • 1940, 24 августа-6 сентября — истребительная авиация Англии серьезно ослаблена. За две недели погибли 103 летчика, 128 были ранены, 466 самолетов уничтожены и повреждены
  • 1940, 26 августа — первая бомбардировка англичанами Берлина. Из 81 одного самолета вернулись только треть. Но психологические последствия оказались огромными: впервые с начала войны Германии пришлось защищать собственную территорию
  • 1940, 30 августа — германский военно-морской штаб имел 168 транспортов (водоизмещением в 700 тысяч тонн), 1910 барж, 419 буксиров и траулеров, 1600 моторных катеров. Всю эту армаду нужно было укомплектовать личным составом и доставить по морю и по каналам в порты сосредоточения. Однако к 15 сентября успеть сделать это не представлялось возможным. Вторжение было перенесено на 21 сетнября
  • 1940, 1 сентября — началось передвижение большого потока судов, на которых предполагалось совершить вторжение
  • 1940, 6 сентября — 68 немецких самолетов бомбили Лондон
  • 1940, 7 сентября — Геринг публично объявил, что берет на себя командование воздушным сражением, и перешел от дневных налетов к ночным и от налетов на базы истребителей к налетам на обширные, тесно застроенные районы Лондона
  • 1940, 7 сентября — Налет 300 самолетов на Лондон.
  • 1940, 7 сентября-3 ноября — каждую ночь на Лондон совершали налет в среднем 200 германских бомбардировщиков
  • 1940, 9 сентября — тяжелый обстрел Дувра. По городу было выпущено свыше 150 снарядов
  • 1940, 10 сентября — вторжение перенесено на 24 сентября
  • 1940, 12 сентября — запись в журнале германского военно-морского штаба: «Война в воздухе ведется как «абсолютная воздушная война» без учета нынешних требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В ее нынешней форме воздушная война не может помочь подготовке к операции «Морской лев»,…поэтому по оперативным причинам пока еще нельзя думать об осуществлении высадки»
  • 1940, 14-15 сентября — крупнейший массированный авианалет на Лондон. Английские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков врага

«15 сентября явилось переломным моментом в битве за Англию. Той же ночью наша бомбардировочная авиация совершила массированный налет на суда в портах между Булонью и Антверпеном. Особенно тяжелый ущерб был нанесен противнику в Антверпене». Англичане называют 15 сентября «днем битвы за Британию»

  • 1940, 17 сентября — дата вторжения отложена на неопределенный срок

«Теперь наша судьба зависела от победы в воздухе. Германские руководители признали, что успех всех их планов вторжения в Англию зависит от того, удастся ли им добиться превосходства в воздухе над проливом и пунктами намеченной высадки на нашем южном побережье. Подготовка портов погрузки, сосредоточение транспортов, очистка от мин проходов и установка новых минных полей – все это было невозможно без защиты от налетов английской авиации. Для практической переброски и высадки десантов установление полного господства в воздухе…имело решающее значение. Таким образом, успех зависел от уничтожения английской авиации и системы аэродромов между Лондоном и морем.
Геринг отнюдь не возражал против этого, считая, что благодаря своему большому численному превосходству германская авиация через несколько недель…разобьет английскую противовоздушную оборону, уничтожит английские аэродромы..и установит полное господство над проливом. Но, помимо этого, он был уверен в том, что бомбардировка Англии, и особенно Лондона, доведет вырождающихся миролюбивых англичан до такого состояния, что они запросят мира, особенно если на их горизонте будет непрерывно расти угроза вторжения»
(У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, 27 сентября — Геринг, ранее убеждавший Гитлера в том, что массированные бомбардировки Лондона сыграют решающую роль в битве за Англию, отказался от надежды добиться победы таким образом. «Несмотря на то что в течение октября Лондон получал сполна всю причитавшуюся ему долю, усилия немцев дробились на частые дневные и ночные налеты, предпринимавшиеся в небольших масштабах и во многих местах. Сосредоточение сил уступило место их распылению; началась битва на истощение»
  • 1940, 15 октября — около 480 германских самолетов сбросили 386 тонн бомб большой взрывной силы и, кроме того, 70
    тысяч зажигательных бомб. Это был самый ожесточенный налет на Лондон за весь месяц.
  • 1940, 14 ноября — Авианалет на город Ковентри. Ночью почти 500 немецких самолетов сбросили 600 тонн бомб большой мощности и тысячи зажигательных бомб. Центральная часть Ковентри была совершенно разрушена, и жизнь в ней была на некоторое время полностью парализована. 400 человек было убито и еще большее количество тяжело ранено. Однако важнейший завод авиационных моторов и инструментальный завод не прекратили работу; через неделю жизнь в Ковентри была восстановлена
  • 1940, 15 ноября — жестокая бомбардировка Лондона
  • 1940, 19-22 ноября — Бомбардировки Бирмингема, около 800 человек было убито, свыше 1000 ранено
  • 1940, конец ноября-начало декабря — крупные налеты на Бристоль, Саутгемптон, Ливерпуль, Плимут, Шеффилд, Манчестер, Лидс, Глазго
  • 1940, 29 декабря — Очередная жестокая бомбардировка Лондона, пострадал район Сити

«Наступила зима с обычными в это время штормами. Угроза вторжения определенно ослабела. Воздушная битва за Англию была выиграна. (И поскольку) господство на море или в воздухе не было обеспечено, представлялось невозможным двинуть германские армии через Ла-Манш. Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах»

  • 1941, 31 мая — бомбардировка Дублина

Уинстон Черчилль установил дату окончания Битвы за Англию 18 июня 1941 года. Одной из причин этого была его уверенность в том, что Германия уже не в состоянии проводить массированные бомбардировки английских городов. Таким образом, периодом Битвы за Англию считается 10 июля 1940 года — 18 июня 1941-го

  • 1942, 13 февраля — командующий кригсмарине адмирал Редер в последний раз беседовал с Гитлером об операции «Морской лев» и убедил его дать согласие на прекращение какой-либо подготовки в этом направлении

Итог Битвы за Англию

« Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах... Удивительно ли, что Гитлер... обратил свои взоры на Восток? Как и Наполеон в 1804 году, он отказался от мысли напасть на наш остров, по крайней мере, до тех пор, пока не устранит восточную угрозу. Он считал, что сейчас должен любой ценой урегулировать дела с Россией, прежде чем поставить все на карту вторжения в Великобританию...
Нужно отдать справедливость Сталину, он всеми силами старался лояльно и верно

(в России принято название "Битва за Англию") в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по Великобритании и борьбы английских воздушных сил по их отражению (август 1940 года — май 1941 года) во Второй мировой войне. Целью германских бомбардировок было вывести Англию из войны и создать благоприятные условия для готовящегося нападения на СССР.

Битва за Британию: хроники пикирующих "Юнкерсов" 15 сентября англичане будут отмечать День битвы за Британию, в юбилейный, 75-раз. В этот день, в 1940 году королевские ВВС сбили более 50 самолетов люфтваффе. В ходе этой ожесточенной компании Второй мировой немцы потерпели поражение и перенесли свою агрессию на СССР. Вспоминает Сергей Варшавчик.

Летом 1940 года правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии (предусматривалось внезапное форсирование Ла-Манша и высадка на южном побережье Англии 25 дивизий с целью оккупировать Великобританию), а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции.

Для этого были выделены 2-й, 3-й воздушные флоты и частично 5-й (свыше 2,6 тысячи самолетов). Британские силы противовоздушной обороны (ПВО) насчитывали свыше 700 истребителей, до двух тысяч зенитных орудий, около 1,5 тысячи аэростатов заграждения. Вдоль восточного побережья страны располагались радиолокационные станции, что позволяло английскому командованию заблаговременно обнаруживать воздушного противника и своевременно организовывать отражение налетов.

В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям.

12 и 13 августа 1940 года немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам.

Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, 5 сентября отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон.

Второй этап воздушного наступления начался 7 сентября 1940 года, когда немецкие военно-воздушные силы нанесли бомбовый удар по Лондону. После этого германские бомбардировщики стали регулярно появляться над городом. Особенно сильным был налет 15 сентября, когда немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие.

Противник потерял 60 самолетов, а англичане — 26. После 15 сентября напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать.

Немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе, так как перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь и усилить сопротивление противнику. С августа по октябрь 1940 года английской ПВО было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета).

Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны — Белфаста, Бирмингема, Бристоля, Кардиффа, Манчестера и других. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.

С середины ноября 1940 года до середины февраля 1941 года из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, девять — на промышленные города в глубине Англии и восемь налетов — на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.

С февраля 1941 года стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 года немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.

Всего немецкая авиация совершила свыше 46 тысяч самолето-вылетов и сбросила около 60 тысяч тонн бомб, потеряв при этом 1733 самолета (англичане — 915 самолетов). Жертвы среди населения Великобритании составили свыше 86 тысяч человек (в том числе около 40 тысяч убитыми), повреждено и разрушено свыше одного миллиона зданий, ряд городов был сильно разрушен.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что 15 сентября стало переломным моментом в "Битве за Британию". По его мнению, немецкое командование военно-воздушных сил, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

В результате немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе. Поэтому операция "Морской лев" не состоялась, путь для нее расчистить не удалось. Тем более не удалось принудить англичан сдаться. 17 сентября 1940 года Гитлер отложил операцию "Морской лев" "до дальнейшего извещения".

Затем (директивой от 12 октября) отложил на весну — лето 1941 года. Продолжавшиеся мероприятия по плану "Морской лев" превратились исключительно в средство стратегической маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчетам фашистского руководства, должна была решиться в результате "победоносного похода" против СССР.

Поэтому в Великобритании считается решающим днем, когда англичане избавились от опасности вторжения.

Битва за Британию, в которой участвовали прежде всего британские военно-воздушные силы, стала ключевым сражением в ходе Второй мировой войны для Великобритании. Наряду с британскими летчиками, в битве участвовали военные из Польши, Чехословакии, Австралии, Канады, Новой Зеландии, США, Бельгии, Франции, Ирландии, Родезии, ЮАР и Ямайки.

В сентябре 2005 года в Лондоне был открыт памятник в честь 65-летия Битвы за Британию. Монумент на набережной Виктории открыли принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корнуоллская Камилла, а также министр обороны Великобритании. Кроме них на церемонии присутствовали министры обороны Австралии и Чехии, а также послы всех стран, которые участвовали в Битве за Британию 1940 года.

Официальную церемонию его открытия завершил пролет раритетных самолетов Королевских ВВС Великобритании "Спитфайр" (Spitfire), "Ураган" (Hurricane), и "Тайфун" (Typhoon).

(Дополнительный

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные