Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Показывать химические эксперименты и рассказывать о мире органическое и неорганической химии ребенку можно во приготовления обеда. В книге Елены Качур «Увлекательная химия» представлены необычные и в то же время простые опыты с «домашними реагентами»: содой, лимонной кислотой, солью. Главными персонажами книги выступают Чевостик и дядя Кузя.

Кислоты

Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды. Она есть на кухне у любой хозяйки. Мы нальём в прозрачный стакан чистую воду. Добавим в неё щепотку соды. Хорошенько размешаем.
- Белый порошок соды растворился, в стакане снова прозрачная вода.
- Не вода, а раствор соды. Добавим к нему лимонный сок...
- Ой! Жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки какого-то газа.

Химия_2.png

Его формула CO2. С - сокращённое название элемента углерода. О - кислород.
- А «два» означает, что рядом с каждым атомом углерода есть целых два атома кислорода.
- Ай да Чевостик! Правильно!
- Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
- Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит - тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле - алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название - углекислый газ.

uvlekatelnaya_himiya_3d_800.jpg

Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
- Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи.

Химия_3.png

Углерод встречается в самых разных формах и видах. Немного углерода есть и в человеке!
- А зачем в этих вкусностях газ, да ещё углекислый?
- Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным. Они добавляют в него специальный порошок для печения или пищевую соду с чем-то кислым, и в тесте начинает идти реакция, похожая на ту, что мы только что наблюдали.
- Пузырьки газа остаются в тесте, и блинчики получаются кружевными! Какой полезный газ. Только у нас в стакане их почти не осталось.
- Химическая реакция закончилась. Вся сода и лимонная кислота прореагировали.

Химия_4.png

Дядя Кузя, а почему ты лимонный сок назвал кислотой? Потому что он кислый?
- Наоборот, это кислоты получили своё название из-за кислого вкуса. Кислоты - это название группы химических веществ. Некоторые кислоты мы буквально знаем на вкус: это щавелевая, яблочная, лимонная, молочная, уксусная кислоты. Всем известный и полезный витамин C - тоже кислота. Аскорбиновая.
- Теперь я буду знать, почему щавель и яблочки - кислые. Из-за кислот!
- Но большинство кислот никакого отношения к еде не имеют. И пробовать их нельзя ни в коем случае: многие кислоты очень жгучие, а некоторые ядовиты.
- А зачем химикам изучать такие вредные вещества?
- Кислоты вовсе не вредные, они приносят большую пользу. Например, серная кислота необходима для получения удобрений, без которых не вырастить хороший урожай. Без неё не сделать бумагу, краски, ткани, обувь, лекарства. У других кислот тоже много работы. У нас в желудке есть соляная кислота, её формула HCl. Эта кислота помогает нам переваривать пищу.
- Удивительные вещества эти кислоты. А какие ещё бывают группы веществ?

Об оксидах мы уже говорили. Кроме кислот и оксидов есть щёлочи. Они, как и кислоты, едкие, их нельзя пробовать и трогать, чтобы не обжечься.
- Но из них наверняка тоже получается что-то очень нужное.
- Например, моющие средства и мыло, которыми мы пользуемся каждый день. А теперь я хочу рассказать, как с помощью химии усмирить жгучую кислоту и едкую щёлочь. Для этого их нужно… смешать.

Химия_5.png

Да разве так они не станут в два раза опасней?
- Наоборот! Они превратятся в раствор соли. Дело в том, что в любой кислоте обязательно есть атом водорода. А в каждой щёлочи есть неразлучная пара: атом кислорода с атомом водорода. Если смешать кислоту и щёлочь, водород из кислоты соединится с кислородом-водородом из щёлочи. И получится знакомая нам компания - два атома водорода и один кислорода.
- Да это же H2О! Вода! И она совсем не жгучая!

Химия_6.png

Оставшиеся атомы кислоты и щёлочи тоже соединяются, и получается какая-нибудь соль. Соли -название ещё одной группы химических веществ.
- Я это запомню. Дядя Кузя, а теперь давай проделаем следующие химические реакции. Мне это занятие очень понравилось.
- Тогда предлагаю разобраться, где рядом с нами есть кислоты и щёлочи.
- А как мы это сделаем? Если кислоты нельзя брать в рот, а щёлочи лучше не трогать?
- Опасные кислоты и щёлочи у нас дома вряд ли водятся. А разобраться с теми, что имеются, нам поможет капуста. Правда, не обычная, а краснокочанная.
- Я её знаю, у неё листья красивого фиолетового цвета. Но как она поможет отличить кислоту от щёлочи, мне совершенно непонятно.
- Сейчас всё станет ясно. Для начала нам нужно выжать из капусты сок. Включаем соковыжималку... Готово!
- Получился сок тёмно-фиолето вого цвета.
- Теперь нальём в стакан воду, добавим к ней лимонный сок, а потом прильём немного сока краснокочанной капусты.
- Ах! Фиолетовый капустный сок перекрасился! Он стал красным!
- Продолжим наши исследования. В другом стакане разведём в воде немного мыла. Как ты думаешь, Чевостик, если добавить к мыльной воде капустный сок, какой цвет получится?
- Красный? Или фиолетовый?

Ваши дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться? Хотите порадовать их чем-то необычным? А может быть, планируете детский день рождения, и думаете, чем занять гостей? У вас в руках есть неисчерпаемый ресурс познавательного времяпрепровождения! Этот ресурс – законы природы, демонстрируя действие которых вы можете не только занять время, но и выступить в роли учителя физики и химии для ваших детей.

Демонстрация опытов – хорошая возможность заинтересовать ребенка естественными науками. Для этого нужно лишь желание, элементарные познания в области физики, простейшие реактивы и оборудование (которые есть у вас на кухне).

Главные принципы домашнего физика

  • Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя – «Почему?»
  • Правило второе. Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему! Это будет свидетельствовать о том, что физика и химия – реальность, окружающая нас, подвластная ему. Это будет говорить ему о том, что законы природы – в его руках! Он – творец, оказывающий влияние на окружающий мир!
  • Правило третье. Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным. Оно должно восходить к конкретному физическому или химическому закону, демонстрировать его работу. Объяснение должно не усложнять понимание, а упрощать. Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…».
  • Правило четвертое. Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят не феи и гномы, а законы природы.
  • Правило пятое. Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы.

Какие опыты можно провести в домашних условиях?

Выбирая тему, вовсе не обязательно ограничивать себя рамками школьных знаний: можно сделать опыт на любую тему, доступную пониманию и объяснению. Достаточно назвать общеизвестные предпосылки (возможно, о них уже говорили в школе), от которых вы будете отталкиваться в демонстрации опыта и последующем объяснении закона природы. Например, начать опыт можно вопросом: «Вы, конечно же, знаете, что все предметы падают вниз. Кстати, почему они падают вниз? Правильно, потому что существует закон земного тяготения! А вот давайте посмотрим, что будет…»

Перед вами несколько примеров опытов, которые легко провести в домашних условиях.

1. Варим яйцо в бумажной кастрюле
Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно сделать, проткнув стенки колпачка у кромок) и закрепите держатель над пламенем свечи. Даже если пламя свечи будет облизывать бумагу, она не загорится! Таким образом, воду в этой бумажной кастрюле можно довести до кипения и даже сварить яйцо. Но пока вода не испарится, пламя не сможет навредить этому сосуду.

Объяснение этого опыта довольно простое: вода может быть нагрета только до температуры кипения (+100°С), после этого происходит превращение ее в пар. Вода поглощает избыток тепла от нагретой бумаги и не дает ей нагреться выше 100°С, т.е. не дает воспламениться.

2. Иголка в воде не тонет
Налейте в кастрюлю воды. Осторожно, при помощи пинцета, положите на поверхность воды лоскуток тонкой бумаги, а на бумагу положите стальную иголку. Необходимо условие – иголка должна быть сухой! Затем, также аккуратно, используя пинцет, удалите из под иглы бумагу. Делается это так: погрузите сначала краешки листа в воду, а затем и весь листок. Вы увидите, что игла останется плавать на поверхности воды!
Почему стальная игла не тонет в воде? Ведь все металлические предметы (за исключением тех, в которых есть воздух) тонут? Разгадка заключена в силе поверхностного натяжения. Именно им пользуются клопы-водомерки, скользящие по воде.

3. Вода не выливается из стакана
Еще один опыт, демонстрирующий работу атмосферного давления, известен всем. Для его исполнения не требуется особых приготовлений. Возьмите стакан, наполните его водой, накройте плотным листом бумаги. Крепко прижимая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Аккуратно уберите руку, поддерживающую лист. Вода из стакана не будет проливаться, потому что лист прижмется к отверстию. Лист бумаги создаст границу между водой и воздухом. Внутри стакана создается низкое давление, которое прижимает лист и не дает воде разлиться.

4. Вода морская и пресная
А этот опыт демонстрирует плотность воды. Для его реализации возьмите две прозрачные емкости с водой (можно взять две литровые банки), в одну из которых добавьте три столовых ложки соли. Дайте соли раствориться. Затем возьмите два сырых куриных яйца и положите в каждую из банок. Вы увидите, что в соленой воде яйцо не тонет, а всплывает на поверхность. Почему это происходит? Все дело в том, что плотность соленой воды гораздо выше, чем пресной. Жидкости, имеющие большую плотность, легче удерживают тело на поверхности. Для иллюстрации можно рассказать о Мертвом море в Израиле: концентрация соли в его воде более 30%. Именно поэтому в Мертвом море невозможно утонуть!

5. Непослушный лёд
Еще один опыт, демонстрирующий плотность жидкостей, можно провести, используя лёд, воду и растительное масло. Возьмите прозрачную емкость (можно стакан), налейте в него воды до половины. Затем в воду поместите кубик льда. Вы увидите, что лед плавает на поверхности воды. Влейте в этот же стакан растительного масла, доведя объем жидкостей но полного наполнения сосуда. Оказывается, что лёд не будет всплывать сквозь масло, а «зависнет» между двумя жидкостями! Это доказывает, что лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло. По этой причине он всплывает в воде, но тонет в масле.

6. Течет ли вода вверх?
Опыт демонстрирует свойства воды, способной подниматься вверх по капиллярам корней растений. Возьмите салфетку, отрежьте от нее ленточку шириной 3 – 4 см. На этой полоске отметьте маркером деления, с расстоянием в один сантиметр.

Опустите один кончик ленты из салфетки в тарелку с водой, а второй конец закрепите на высоте 10 см от поверхности воды. Можно пронаблюдать, как вода поднимается по салфетке вверх (это очевидно, если смотреть на деления, нанесенные на ленту). На этом простом примере можно объяснить, что вода заполняет пустоты целлюлозы и поднимется вверх. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают питание.

7. Облако в домашних условиях
Для того, чтобы объяснить ребенку процесс образования облаков, можно предложить его вниманию простой эксперимент. Возьмите стеклянную банку (2–3 литровую), наполните ее горячей водой на? часть от общего объема. На отверстие банки положите металлическую пластину (можно использовать противень из духовки). Сверху на пластину положите несколько кусочков льда.

Через несколько минут, когда крышка охладится, внутри банки будет образовываться пар: теплый воздух, поднимаясь вверх, будет встречаться с холодной поверхностью, и выделять в виде пара мельчайшие частички воды. Этот простой опыт показывает механизм образования облаков.

8. Вода в твердом состоянии
Продолжая опыты с водой, объясните, что она может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Жидкое состояние воды – привычное для всех, его не нужно специально демонстрировать. Газообразное состояние можно показать в опыте «Облако в домашних условиях». Для того чтобы продемонстрировать третье состояние воды, и объяснить механизм образования льда, проделайте простые действия.

Налейте в небольшую емкость воды до самых краев, прикройте ее крышкой из картона. Поставьте емкость в морозильную камеру на несколько часов. Когда вода полностью замерзнет, вы обнаружите, что крышка уже не прикрывает плотно отверстие сосуда. Это свидетельствует о том, что при замерзании вода расширяется и «ищет место» куда бы ей «вылезти». Поскольку крышка – самое «слабое место» у емкости, вода приподнимает ее. Этот опыт не только демонстрирует третье состояние воды (лёд), но и показывает то, как она себя ведет при замерзании.

9. Что мы выдыхаем?
Этот опыт из области химии, он иллюстрирует тему о газах в природе. Для его исполнения возьмите пластиковую бутылку, наполните ее водой на одну треть. В эту воду всыпьте одну ложку пищевой соды и три ложки уксуса. Все это нужно делать быстро! Затем наденьте на горлышко бутылки воздушный шарик и крепко обхватите горлышко руками. Воздушный шарик будет надуваться! Углекислый газ, образующийся в результате химической реакции соединения воды, соды и уксуса, будет наполнять шарик!

Объясните ребенку, что это за газ, и как он образуется. Для ребенка будет интересно узнать, что этот же самый газ мы выдыхаем.

Все перечисленные опыты взяты из замечательной книги Я. Перельмана «Занимательная физика». Это довольно старая книга. Сегодня легко найти массу литературы, в которой можно почерпнуть идеи для проведения домашних опытов по физике и химии. Вот некоторые из источников:

1. Книги из серии «Мастерилка»

  • Забавные физические опыты. Репьев С.А. Издательство: Карапуз.
  • Крутится-вертится. Мудрак Т.С. Издательство: Карапуз.
  • Забавные химические опыты. Репьев С.А. Издательство: Карапуз.
2. Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о земле. Ненси К. О Лири, Сьюзен Шелли.
3. Большая книга занимательных наук, Я. Перельман.
4. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей. Шапиро А.И.
5. Увлекательные опыты с магнитом. Булкагов В.Н.

Материнство.ру желает приятного развивающего досуга вам и вашим детям!

Фото - фотобанк Лори

Когда дочка узнала, что я хочу написать негативный отзыв о ее наборе для химических опытов в домашних условиях, она сказала "Мам, ну не надо плохой отзыв". Но все же отзыв пишу Я, мама, и отзыв для таких же мам и пап, поэтому мнение буду высказывать свое личное.

Был у меня в детстве набор "Юный химик" - любила я его, хотя уже и не помню за что. Не помню, какие химические опыты он позволял делать, но помню, что любила я этот набор, хотя химией особо не увлекалась. Вот и купила (дура!) под впечатлениями детства подобный набор для дочки - набор для экспериментов "Опыты по химии на кухне" от Ranok-Creative...


Перед тем, как возмущаться, приведу таки диалог с дочерью (13 лет) по поводу отзыва:

Мам, ну не надо плохой отзыв.

Тебе набор понравился?

Доця, у тебя он уже больше года. Сколько раз ты им пользовалась?

Как говорится, без комментариев.

А вот несколько из заявленных 100 опытов я все же прокомментирую , даже в картинках прокомментирую, чтоб не быть голословной! Картинки - фото со страниц инструкции.

Пример №1. Вот описания двух разных опытов по удалению накипи из чайника (не смотрите, что там номера 3 и 4 - эти опыты вообще из разных разделов даже, просто совпало):



Единственная разница только в том, что в одном случае берут уксус, а в другом сок лимона.

Пример 2. Снова два разных опыта из двух разных разделов, на этот раз смешиваем кислоту и соду:



Единственная разница только в том, что в одном случае берут уксус, а в другом лимонную кислоту и воду.

Пример 3. Теперь делаем "субмарины" - изучаем плотность пресной и соленой воды (разделы снова разные):



Единственная разница только в том, что в одном случае берут картофелину, а в другом яйцо.

Примеры брала навскидку, там таких море!

ТЕПЕРЬ У МЕНЯ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ:

Вопрос 1: А причем здесь вообще набор??? В приведенных примерах ничего из набора не используется! С тем же успехом выпустите просто инструкцию, как самостоятельную брошюру, и не будут родители переплачивать за красивую коробку!

Вопрос 2: На каких детей рассчитаны эти опыты? Написано 10+, но меня интересует не возраст, а скорее уровень знаний. Если ребенок поймет приводимые формулы, то он уж точно знает, что реакция соды с кислотой будет одинаковой, хоть уксус возьми, хоть раствор лимонной кислоты. А если ребенок настолько мал, что ему прям интересно отдельно эти опыты сделать, то нафига вы вообще формулы даете?!

Вопрос 3: Сколько опытов вы говорите? 100? А если убрать вот эти повторения? Если просто написать в первом моем примере, что вместо уксуса можно взять сок лимона? И в других примерах если сделать аналогично? Это уже получится 50 опытов? Это ж даже брошюра вдвое тоньше будет!

Вопрос 4: В последнем моем примере с яйцом и картошкой химия вообще где?! Мне одной кажется, что это физика?! Наверное, не одной, ибо опыт с яйцом в инете везде описан в разделе физики...

ФИГНЯ, а не НАБОР!

90% опытов проводятся без участия набора вообще!

Дочка уговорила поставить оценку не 2, а 3, мотивируя это тем, что "все же есть несколько интересных опытов" . Ок, ставлю 3. С натяжкой. Скрипя сердцем. Исключительно ради "нескольких интересных опытов"...

P.S: Купите лучше электронный конструктор Знаток - точно не пожалеете! И девочке, и мальчику подходит. В отзыве я описала разные реальные приколы с ним - очень веселая штука, если немного фантазии проявить

Кто любил в школе лабораторные работы по химии? Интересно, ведь, было смешивать что-то с чем-то и получать новую субстанцию. Правда, не всегда получалось так, как было описано в учебнике, но по этому поводу никто не страдал, не так ли? Главное, чтобы что-то происходило, и мы это видели прямо перед собой.

Если в реальной жизни вы — не химик и не сталкиваетесь с куда более сложными опытами каждый день на работе, тогда эти эксперименты, которые можно провести в домашних условиях, вас точно позабавят, как минимум.

Лава-лампа

Для опыта нужно:
— Прозрачная бутылка или ваза
— Вода
— Подсолнечное масло
— Пищевой краситель
— Несколько шипучих таблеток «Супрастина»

Смешиваем воду с пищевым красителем, заливаем подсолнечное масло. Перемешивать не нужно, да у вас и не получится. Когда будет видна чёткая линия между водой и маслом, бросаем в ёмкость пару таблеток «Супрастина». Смотрим на потоки лавы.

Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остаётся на поверхности, с шипучая таблетка создаёт пузыри, которые выносят воду к поверхности.

Зубная паста для слона

Для опыта нужно:
— Бутылка
— Небольшая чашка
— Вода
— Моющее средство для посуды или жидкое мыло
— Перекись водорода
— Быстродействующие пищевые дрожжи
— Пищевой краситель

Смешиваем в бутылке жидкое мыло, перекись водорода и пищевой краситель. В отдельной чашке разбавляем дрожжи водой и заливаем получившуюся смесь в бутылку. Смотрим на извержение.

Дрожжи выделяют кислород, который вступает в реакцию с водородом и выталкивается наружу. Из-за мыльной пены получается плотная масса, извергающаяся из бутылки.

Горячий лёд

Для опыта нужно:
— Ёмкость для нагревания
— Прозрачный стеклянный стакан
— Плита
— 200 г пищевой соды
— 200 мл уксусной кислоты или 150 мл её концентрата
— Кристализированная соль


Смешиваем в кастрюле уксусную кислоту и соду, ждём когда смесь перестанет шипеть. Включаем плиту и выпариваем лишнюю влагу, пока на поверхности не появится маслянистая плёнка. Получившийся раствор переливаем в чистую ёмкость и остужаем до комнатной температуры. После чего добавляем кристалик соды и смотрим, как вода «замерзает», а ёмкость становится горячей.

Нагретые и смешанные уксус и сода образуют ацетат натрия, который при плавлении становится водным раствором ацетата натрия. При добавлении в него соли он начинает кристализироваться и выделять тепло.

Радуга в молоке

Для опыта нужно:
— Молоко
— Тарелка
— Жидкий пищевой краситель нескольких цветов
— Ватная палочка
— Моющее средство

Наливаем молоко в тарелку, капаем красителями в нескольких местах. Смачиваем ватную палочку в моющем средстве, опускаем в тарелку с молоком. Смотрим радугу.

В жидкой части находится взвесь капелек жира, которые соприкасаясь с моющим средством расщепляются и устремляются от введённой палочки во все стороны. А правильный круг образуется из-за поверхностного натяжения.

Дым без огня

Для опыта нужно:
— Гидроперит
— Анальгин
— Ступка и пестик (можно заменить керамической чашкой и ложкой)

Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Измельчаем таблетки гидроперита до порошка, то же самое делаем с анальгином. Смешиваем получившиеся порошки, немного ждём, смотрим, что получится.

Во время реакции образуются сероводород, вода и кислород. Это приводит к частичному гидролизу с отщеплением метиламина, который взаимодействует с сероводородом, взвесь его мелких кристалликов которого и напоминает дым.

Фараонова змея

Для опыта нужно:
— Глюконат кальция
— Сухое горючее
— Спички или зажигалка

Кладём на сухое горючее несколько таблеток глюконата кальция, поджигаем. Смотрим на змей.

Глюконат кальция разлагается при нагревании, что приводит к увеличению объёма смеси.

Неньютоновская жидкость

Для опыта нужно:

— Миска для смешивания
— 200 г кукурузного крахмала
— 400 мл воды

Постепенно добавляем воду в крахмал и размешиваем. Постарайтесь сделать так, чтобы смесь стала однородной. Теперь попробуйте скатать шарик из получившейся массы и удержать его.

Так называемая неньютоновская жидкость при быстром взаимодействии ведёт себя как твердое тело, а при медленном - как жидкость.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Исследовательская работа

« Занимательная химия на кухне»

Выполнила:

ученица 4 «а» класса

Щетинина Дарья

Руководитель:

Ивашова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

г.Печора

2017 г.

1.Введение ………………………………………………………………..стр.3

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия ……………………………………………..стр.4

2.2. Химические вещества на кухне…………………………….стр.4

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения…………………………….стр.5

3.2. Опыты на кухне……………………………………………….стр.5-7

4. Заключительная часть ……………………………………………….стр.8

5. Использованные источники ………………………………………. стр.9

1. Введение

Моя мама - химик. Это удивительная профессия! Я часто бываю у неё в кабинете и каждый раз удивляюсь, как смело, интересно мама проводит разные опыты, как настоящая волшебница, превращает одни вещества в другие. И всё это без волшебной палочки и волшебных заклинаний. Каждый раз меня это завораживает. Химия – это наука «настоящего волшебства».

Нравится наблюдать за мамой и дома, когда она на кухне. Заметила, что она добавляет в тесто для блинчиков что-то шипящее и бурлящее. На вопрос: «Что это такое и зачем это надо класть в тесто?» мама улыбнулась и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.

О химии я уже имела какое-то представление, видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными блинами и химическими веществами и превращениями? Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями. Так родилась идея исследования - провести собственные опыты на кухне.

Объект исследования - продукты и вещества, которые используются для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Цель : доказать, что на кухне можно проводить химические опыты.

З адачи:

1. Расширить знания о химии, изучив литературу

2. Провести на кухне химические опыты с продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Гипотеза: предположила, что у нас на кухне можно проводить занимательные опыты.

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия?

Химия наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир химических веществ. Первый вздох, и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока - и белок начинает работать в организме малыша.

Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяет энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна и строителю, и фермеру, и врачу, и домохозяйке, и повару. Так что же такое химия?

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней.

В словаре С. Ожегова сказано, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! В природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие. Кроме полезных, есть вредные вещества, которых с каждым годом становится все больше и больше! Вредные вещества - это вещества, которые вызывают болезни и травмы у человека. Например, выхлопные газы от машин и дым от заводских труб, ртуть в градусниках, хлор в чистящих средствах.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2.2. Химические вещества на кухне

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал, мясо.Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. Мама сказала, что у этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза;

мясо- белки и жиры

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения

Мы составили анкету и изучили мнение учащихся (24 человека)

Вопросы

Варианты ответов

Что изучает химия?

Знаю-9

Не знаю-15

Знаете ли вы химические вещества?

Да-7

Нет-17

Можно ли дома проводить химические опыты?

Да-10

Нет-14

Хотели бы дома провести опыты?

Да-17

Нет-7


Результаты: ребята мало знают о химии и химических веществах, почти у всех есть большое желание проводить опыты в домашних условиях! (17 человек из 24).

3.2. Опыты на кухне.

Опыт №1 «Яйцо -подводная лодка»

Понадобится: литровая банка с обычной водой, пищевая соль, в качестве «подводной лодки» - обычное яйцо.

Ход действий : Налить полбанки воды и опустить в неё яйцо. Видим, что яйцо утонуло. Всыпать в банку стакан соли и тщательно размешать. Результат - яйцо всплыло, как подводная лодка. Солёная вода помогает держаться на поверхности. И поэтому в море плавать гораздо легче, чем в реке. А в Мёртвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно солёная.

Вывод: яйцо тяжелее обычной воды, но легче солёной., поэтому не тонет.

Опыт №2- « Весёлые пузыри»

Понадобится: стакан или небольшая баночка, лимон, пищевая сода.

Ход действий:
На дно стакана или небольшой баночки насыпать пищевую соду. Разрезать лимон, выдавить лимонный сок. Добавить лимонный сок в стакан с содой. И что же мы видим? появились пузырьки на дне стакана.

Вывод: кислота, соединяясь с содой, выделяет углекислый газ , тот самый, который мы выдыхаем. А если уксуса и соды взять побольше, то газом можно надуть даже воздушный шарик!

Опыт №3- «Сортировка»

Нам понадобится: Бумажное полотенце, поваренная соль - 1 ч.л. молотый перец - 1 ч. л., воздушный шарик.

Ход действий : тщательно перемешать ложкой соль и перец. Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяную ткань или голову. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что мы видим? Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Вывод: При помощи шарика можно сортировать рассыпанные вещества.

О
пыт №4-«
Лимон-волшебник»

Понадобятся: два стакана, два пакетика чая, лимон, кипяток.

Ход действий: Нужно заварить в 2 стаканах чай, чтобы был одинаковый цвет. В один из стаканов добавить кусок лимона. И что же мы видим? Чай на глазах посветлел!

Вывод: лимон- настоящий волшебник- отбеливатель!

Опыт № 5 «Секретное письмо»

Понадобятся: маленькая ёмкость, молоко, лист чистой бумаги, кисточка, утюг.

Х
од действий:
Наливаем молоко в емкость. Берём лист бумаги и кисточку. Смачиваем кисточку в молоке и пишем на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые надписи. Через 10 минут проглаживаем лист бумаги с молочными записями. В результате секрет письма раскрылся! Увидели надпись- «ХИМИЯ» Почему? В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

Вывод: молоко может быть секретной краской! И им можно писать!

Опыт № 6 « Чудотворное масло».

Понадобятся: воздушный шарик, подсолнечное масло, шпажка

Х
од действий:
Надуваем воздушный шарик, берём узкую деревянную палочку и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Вывод: Благодаря маслу, шарик не лопнул!

Опыт № 7 «Седой шоколад»

Понадобятся: стакан с водой, плитка шоколада, ложка

Ход действий: Нанести ложкой воду на шоколад, завернуть шоколад в фольгу и поместить в холодильник (не в морозильное отделение! ). Через 1-2 недели достать шоколад.

На поверхности шоколада появился белый налет - шоколад «поседел». Это выступили кристаллики сахарозы, так как вода их притягивает.

Вывод: Шоколад из-за воды может «поседеть»

Опыт № 8 «Пепси-кола - людоед»

П
онадобятся:
пустой стакан, пепси – кола, кусок сырого мяса

Ход действий: Налить в стакан пепси – колу, добавьте в него кусок сырого мяса и оставить на несколько дней. Кусок мяса растворился, а в стакане появился неприятный осадок.

Вывод: пепси-кола способна растворять даже кусочки мяса!

Опыт № 9 « Желанный желатин»

Желатин - это животный клей, получаемый из хрящей, жил и костей телят, поросят и высушенный для длительного хранения. Когда его заливают водой, то он набухает.

Понадобятся: пищевой желатин, вода, ёмкости, формочка для желе

1. В ёмкость высыпать желатин и налить стакан тёплой кипяченой воды, оставить на 30 минут.

2. Набухший желатин размешали ложкой и вылили в кастрюльку.

3. Подогрели на плите, помешивая ложкой. Желатин растворился и получился «волшебный» раствор.

4. Залили в формочку. Дали остыть.

5. После этого поставили в холодильник до застывания.

6. Вынули из формочек и получилось красивое желе

Вывод: при помощи желатина можно получить съедобные фигурки!

Опыт № 10 « Цветные пузырьки»

Понадобятся: подсолнечное масло, вода, гуашь, стакан, шприц

Ход действия:

1. Налить в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапать в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.

4
. Опустить в масло таблетку шипучки.

Вывод: Это был один из самых красивых опытов! Пузырьки углекислого газа стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх! Просто красота!

4. Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит, моя гипотеза подтвердилась - на кухне можно проводить опыты!

Поставленные задачи выполнены: узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

5. Использованные источники

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель».

2.www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml - электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные