Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Правильно расположенный свет - залог того, что ваш интерьер будет выглядеть современным и законченным. Для любых комнат свет подбирается индивидуально, он должен дополнять общий комфорт для жильцов. Факторы, которые следует учесть при создании освещения: общее назначение комнаты, размещение рабочих зон, функции, выполняемые осветительными приборами. Комбинированное и гибкое освещение - залог того, что оно будет комфортным и удобным для жильцов, но неудачное размещение осветительных приборов вызовет дискомфорт и неудобство.

Современное освещение прихожей

Прихожая - помещение, практически лишенное дневного света. Здесь можно применять различные источники света, варьируя их расположение, исходя из планировки и площади комнаты. Можно применять люстры, точечные и настенные светильники, которые одновременно могут служить ярким элементом декора.


Обязательным видом является только общее освещение. Оно может быть приглушенным, поскольку в прихожей большинство ограничивается минимумом функций. При желании освещается зеркало: используется и местное освещение, и модели с регулируемым направлением света. Декоративное освещение (подсветка карманов двухуровневых потолков или открытых полок) не является обязательным, но способно сделать комнату и уютнее, и привлекательнее.

Для визуального расширения небольшой прихожей можно использовать точечные светильники с зеркальным эффектом, благодаря которым создается иллюзия большего объёма комнаты и высоты потолков. Другим эффектным приемом станет подсветка по периметру пола при использовании подвесной мебели.

Современным и крайне удобным приемом освещения этой комнаты станет использование датчиков движения или присутствия. Отрегулировав дальность действия датчика, можно обеспечить автоматическое включение общего или местного освещения лишь в момент присутствия в зоне. Если прихожая по форме - длинный или Г-образный коридор, то таких датчиков может потребоваться несколько. В проходной часто используемой зоне можно применить также энергоэкономную светодиодную подсветку, которая позволит удобно передвигаться в вечернее время.

Комфортное освещение гостиной

Гостиная - комната, где мы любим и почитать лежа на диване под негромкое звучание телевизора, и поиграть с ребенком, и принимать гостей. Обычно в этой многофункциональной комнате есть несколько локальных зон разного назначения. Помимо обязательного и яркого основного источника освещения потребуются дополнительные осветительные элементы. Это поможет комфортно провести свое время. Ведь если мы любим, читать, вязать или заниматься любимым делом, то дополнительное освещение просто необходимо.

В современной гостиной практически всегда используется все три вида освещения:

  • общее освещение обычно включает яркую центральную люстру или споты либо несколько встроенных светильников. Используя направленные источники света, можно одновременно решить задачу местного освещения отдельных зон;
  • зональное освещение позволяет осветить отдельные сектора комнаты, чтобы использовать их даже при отключении общего освещения. Как правило, дополнительно создается мягкое освещение рядом с мягкой мебелью, яркая подсветка в зоне занятий, рассеянная приглушенная подсветка за телевизором (чтобы уменьшить зрительную нагрузку), подсветка проходной зоны или арок;
  • декоративное освещение используется для создания дополнительных эффектов, как чисто эстетических, так и психологических. Например, подсветка напольными светильниками в углах комнаты зрительно расширяет ее, яркое освещение потолка делает комнату выше.

Функциональное освещение спальни

В спальнях необходимо создать общее освещение и, как минимум, местную подсветку в изголовье. В этой комнате принято использовать мягкое освещение. Дополнительно могут быть освещены дополнительные зоны: кресло для чтения, компьютерный и туалетный столики. Весьма удобно, когда освещены полки в шкафах.

Кроме функционального освещения, в спальне немалую роль играют декоративные световые схемы, позволяющие создать необходимое расслабляющее или романтическое настроение. Можно даже придумать несколько разных подобных схем, выбирая их по настроению. Световой декор - лучший способ придать одной комнате разный стиль и энергетику, т.к. ночью и по утрам мы нуждаемся в разном психологическом настрое. Для декоративного освещения можно использовать световые приборы с разными фильтрами, привнося новые оттенки в комнату.

Грамотное освещение кухни

Кухня - очень важная комната, особенно для женщин. Эта рабочая зона квартиры нуждается в хорошем и продуманном освещении:

  • основной свет предпочтительно использовать мягкий. Неплохо подойдёт светильник с регулируемым направлением, чтобы освещать рабочее место и обеденный стол. Если не используется вытяжка, то постарайтесь выбрать модели, которые легко мыть. Общее освещение можно создавать как встроенными, так и потолочными светильниками;
  • отдельно освещается рабочая зона кухни: разделочный стол, раковина, варочная плита. Для этого целесообразно применять люминесцентные яркие лампы. При выборе светильников помните, что современные энергосберегающие лампы могут светить холодным или теплым светом. Покупайте те, что комфортны для вас;
  • удобно использовать встроенную подсветку в шкафчиках, облегчающую поиск нужных продуктов или посуды;
  • декоративная подсветка создается для открытых полок с красивой посудой, в дизайне потолка, встроенных ниш и стен;
  • одновременно декоративную функцию или удобную возможность ориентации на кухне в темноте выполняют современные светящиеся кухонные полки или смесители с встроенной светодиодной подсветкой.

Если вы часто обедаете в гостиной либо столовой, то удобно оборудовать кухню датчиком движения, чтобы не тянуться к выключателю, когда руки заняты подносом с едой или сервировкой.

Удобное освещение столовой

Чаще столовая представляет собой отдельную зону на кухне либо в гостиной, чем изолированную комнату, но принципы освещения одинаковы для любого случая. В зоне приема пищи освещение создается ярким, со спектром солнечного света, если вы предпочитаете видеть неискаженный цвет еды. Яркое освещение также обязательно для праздничных обедов. Этой цели служит основное освещение комнаты.

Над столом принято размещать локальную подсветку, чтобы можно было обедать при отключенном общем свете. Постарайтесь найти красивый светильник для этого, так как нарядный световой декор улучшит настроение обедающих. Крайне уютно выглядят длинные свисающие светильники над столом. Также необходимо мягко осветить сервировочные столы, если они имеются в комнате. Такой прием позволит хозяйке удобно менять посуду и блюда.

Правильное освещение детской

При освещении этой комнаты нужно учитывать много особенностей, ведь в детской ребенок отдыхает, активно играет и сосредоточенно занимается. Если детская предназначается для нескольких ребятишек, то придется продумывать освещение так, чтобы занятия одного не мешали другому ребенку.

Основное освещение лучше создать ярким, но не режущим глаза. Старайтесь создать достаточно мягкое освещение, разместив потолочный светильник над зоной игр. В детских удобно использовать споты, чтобы световые потоки могли освещать зону с разных сторон, не создавая резких теневых областей в процессе детских игр.

Рабочий стол обязательно должен иметь местную подсветку, желательно, с регулируемым положением приборов. Во время работы свет должен освещать столешницу слева. Если несколько детей занимаются одновременно, лучше купить настольную лампу для каждого.

Рядом с кроватью обязательно наличие местных светильников, которые позволят удобно читать или осветить комнату в темноте. В детских для нескольких детей настольные лампы или бра над изголовьем желательно использовать с узким пучком света, чтобы не мешать другим спать.

В комнатах малышей обязательно наличие ночников. Мощность таких светильников должна быть минимальной. Большинство детей с удовольствием воспримут стиль потолка с дизайном ночного неба со светящимися звездочками. Альтернативой дорогому потолку станут наклеенные флуоресцентные стикеры, которые могут светиться в темноте несколько часов.

Очень важно подбирать для детской оригинальные светильники, специальных детских моделей выпускается множество. Для комнат подростков можно найти яркие нестандартные модели ультрасовременного дизайна.

Современное освещение ванной

Если комната небольшая, то можно обойтись и одним ярким потолочным светильником. Однако, гораздо удобнее дополнительно осветить зеркало, чтобы можно было комфортно бриться или наносить макияж. Освещение зеркала должно быть рассеянным, причем, намного удобнее подсветка, встроенная за зеркалом или вокруг него. Помните, что все светильники для ванной должны быть предназначенными для влажных помещений, а стеклянные плафоны - быть толстыми и прочными.

В современных ванных очень популярно декоративное освещение, придающее особый стиль комнате и невероятный комфорт водным процедурам. Такое освещение может быть встроенным в душевую кабину или джакузи, но также можно создавать его самостоятельно, используя подсветку полок, встраивая цветные светильники воды в ванной, придумывая альтернативное приглушенное освещение для комнаты.

Встроенную светодиодную подсветку сегодня можно встретить в дизайне керамической плитки, корпусе ванны, смесителе или насадке для душа. Подобные модели также способствуют созданию неповторимого светового декора ванных комнат. Помните, что электрическая проводка здесь монтируется только скрытой. Еще лучше, чтобы кабель при монтаже был уложен дополнительно в защитные гофрошланги. Рекомендуем использовать электропроводку для влажных комнат в двойной изоляции.

Выбирая светильники для конкретной цели, не забывайте об общем стиле комнаты, иначе даже красивая модель будет выглядеть в интерьере нелепо. Энергосберегающие светильники позволят создавать сложные световые схемы без высоких затрат на электричество. Хотим также напомнить, что в продаже есть светильники на батарейках с дистанционным управлением, которые помогут быстро решить вопросы освещения квартиры без необходимости электрического монтажа, например, в период между ремонтами.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Световое зонирование уже давно используется в оформлении жилых и рабочих помещений, ведь грамотное сочетание естественного и искусственного света способно преобразить любое пространство. Освещение в квартире требует тщательной подготовки и соблюдения определённых правил оформления. Удачно подобранная схема может визуально увеличить площадь помещения, скрыть дизайнерские ошибки, а неудачная лишь усугубит недостатки интерьера. В этой статье мы рассмотрим, как подобрать источники света для разных комнат, а также разберём современные тенденции в данном направлении.

Как правильно организовать освещение?

Планирование освещения является неотъемлемой частью ремонтных работ. К данному процессу необходимо приступать ещё на этапе проектировки дизайна. Организацию света в квартире следует начинать с разделения помещения на несколько тематических зон. В классическом варианте освещение делится на два вида: общее (базовое) и местное.

Местное освещение предназначено для подсветки конкретных элементов интерьера либо уголков квартиры, общее же выполняет роль ключевого элемента искусственного света.

В свою очередь, местная подсветка бывает следующих типов: рабочая и точечная. В большинстве комнат предусмотрено наличие так называемой рабочей зоны (кухонный стол, кабинет, детский игровой уголок). Для обеспечения достаточной освещённости используют крупные люстры, торшеры и бра.

Точечная подача света чаще всего применяется в качестве дополнительного элемента, она выполняет чисто декоративную функцию.

Отличительно чертой искусственного света является возможность использования в любое время дня и ночи. Меняя цвет светового зонирования, можно в одночасье изменить пропорции помещения и разделить комнату на функциональные зоны.

Стоит также отметить, что оттенок света сильно влияет на человеческое восприятие реальности. Приведём пример: зелёный цвет успокаивает, а жёлтый поднимает настроение. Таким образом, при выборе схемы освещения в квартире необходимо учитывать функциональность, безопасность и эстетичность оформления.

Нормы мощности и количества светильников

Чтобы добиться максимально эффективного и комфортного освещения в интерьере квартиры, следует учитывать единые стандарты мощности и количества светильников на освещаемой площади. Так, специалисты советуют размещать приборы мощностью около 70 Квт на каждые пять квадратных метров помещения. Этот показатель может варьироваться, в зависимости от специфики помещения. Причём речь идёт только о центральном освещении, оно может быть дополнено разного рода декоративные или точечными источниками света.

Изучив основные требования к освещённости жилых помещений, можно самостоятельно высчитать необходимое количество светильников в квартиру. Вы также вправе использовать всевозможные дизайнерские советы. Чаще всего в них рассматривается организация электроосвещения в квартирах-студиях.

Для однокомнатного жилья, площадь которого равняется 30 квадратным метрам, нужно около восьми светильников (одна центральная люстра, рабочее освещение, три точечных светильника, торшер и несколько бра).


Пример освещения в однокомнатной квартире

Как проверить качество света?

Приобретая люстру или любой другой осветительный прибор, в первую очередь необходимо узнать, какая лампа применяется в установке. Самым распространённым вариантом является лампа накаливания – она даёт яркое равномерное свечение. Однако минус такого рода устройств – это быстрый расход электричества.

Сегодня большинство компаний, выпускающих осветительные приборы, переходят на энергосберегающие лампы. Их стоимость несколько выше, но надёжность и низкие электрозатраты беспокоят покупателей ничуть не меньше цены.

Есть один простой способ, как проверить качество света в люстре, для этого вам понадобится мобильный телефон. Поднесите устройство к осветительному прибору и включите камеру, следите за движущимися световыми полосами на экране. При обнаружении значительного мерцания и многочисленных полос знайте, что качество света оставляет желать лучшего. В таком случае лучше сразу же заменить товар, ведь со временем у вас и членов вашей семьи могут начаться проблемы со зрением.

Цветовая температура

Как уже говорилось, важную роль в световом зонировании играет цветовая температура ламп. Выделяют три цвета: тёплый белый (до 3300 К), стандартный белый (до 5000 К) и холодный белый (от 5000 К). В соответствии с европейскими стандартами в жилых комнатах принято использовать тёплый белый свет, а вот во второстепенных помещениях, таких как прихожая, рекомендуется применять классический белый.

Источники света

На сегодняшний день для освещения квартир используются самые разные лампочки, всевозможные типы люстр, бра и торшеров. В специализированных магазинах в Москве и других крупных российских городах представлен широкий выбор подобной продукции на любой вкус и кошелёк.

В качестве же прямого источника света применяются:

  • лампы накаливания;
  • светодиодные устройства;
  • люминесцентные лампы;
  • оптическое волокно;
  • металлогалоидные лампочки;
  • галогенные лампочки.

Все вышеперечисленные виды имеют как преимущества, так и недостатки использования. Приведём простой пример: популярные ранее лампы накаливания не соответствуют современным тенденциям, так как потребляют большое количество электроэнергии, а качество света весьма низкое.

Естественный свет

Лучшим украшением деревянного загородного дома, да и обычной квартиры является естественное освещение. Оно не только не вредит зрению и положительно влияние на самочувствие людей, но и эффектно смотрится в любом интерьере. Чтобы в полной мере насладиться живым светом, в частных домах делают окна во всю стену, выглядит это просто изумительно. Однако такого эффекта очень сложно добиться в условиях однокомнатной или двухкомнатной квартиры.

Искусственное освещение

Вариантов освещения в квартире придумано множество, но не каждый подходит к выбранному стилю помещения. Стоит помнить, что искусственный свет предполагает не только монтаж дорогостоящих светильников. К данному процессу следует подходить ответственно, ведь от конечного результата зависит здоровье глаз и нервной системы человека.

Чтобы создать функциональную систему светового зонирования квартиры, необходимо заранее ознакомиться с возможностями установки приборов. На фото ниже изображён универсальный вариант дизайна гостиной с использованием светильников разных видов.

На видео: что нужно учесть при проектировании освещения.

Виды освещения

Выделяют четыре типа искусственного света: общее, местное, комбинированное и аварийное. Последний вид нечасто встретишь в жилых помещениях, но он незаменим в помещениях, где выключение света грозит серьёзными травмами. Далее рассмотрим все виды освещения в квартирах более подробно.

Общее или базовое освещение предполагает равномерное (направленное) рассеивание света по всей площади комнаты. Чаще всего этот вид применяется в гостиных и на кухне. За счёт одинакового расстояния между светильниками достигается оптимальный уровень освещённости. Ещё одним вариантом подобного светового зонирования является единичный источник света, локализованный в одной точке. Как пример, расположенная в центре крупная люстра.

Местное освещение в квартире используется с целью привлечения внимания к определённым частям помещения. Таким образом, источник света находится непосредственно около освещаемого предмета интерьера (на рабочем столе, в спальной зоне или на кухне). Как отмечают дизайнеры, именно этот тип светового зонирования привносит в интерьер пространства завершённость и целостность восприятия.

По отдельности общее и местное освещение имеют определённые функциональные недостатки. Именно поэтому была разработана комбинированная схема светового зонирования.

С тех пор, когда в российских квартирах стал повсюду проводиться евроремонт, на потолках, стенах и декоративных объектах появились точечные светильники. Такие встроенные осветительные приборы со временем становятся все популярнее. Теперь уже никого не удивишь многоуровневым потолком с галогеновыми лампочками.

Стоит отметить, что выделяют два вида точечных светильников – фиксированные и поворотные. Последние очень удобны в использовании, и при желании можно самостоятельно менять направление света.

При выборе подобных приборов обращайте внимание на ширину луча. Приведём пример: 40-50 градусов отлично подходит для подсвечивания крупных предметов, а для незначительных элементов декора подойдут галогенки с лучом в 10-20 градусов.

Неоновая подсветка – особый тип искусственного света, представляющий собой газоразрядную лампу в форме трубки (внутри под низким давлением содержится неон). «Родной» оттенок ярко-оранжевый, но цвет подсветки может меняться в зависимости от того, какие инертные газы добавлены в состав.

Привнести в интерьер квартиры красок поможет неоновая лампа. На фото ниже показан дизайн освещения в квартире в розово-фиолетовых тоннах.

Светодиодные ленты

В последнее время для декоративного освещения комнат стали использоваться различные светодиодные приборы. Самой же популярной остаётся светодиодная лента. Это гибкая плата, покрытие которой выполнено из светодиодов. Яркие неоновые цвета, необычный внешний вид и низкая цена – все это делает данный источник света отличным дополнением наружной подсветки деревянного дома.

При внутреннем оформлении помещений подобная подсветка может применяться как на потолке, стенах, так и на небольших встроенных конструкциях. Для большего эффекта, можно расположить ленту в виде графики, создавая тем самым уникальную атмосферу.

Светодиодный дюралайт

Для дополнительной подсветки отдельных частей помещения используют различные светодиоды, а также новинку на рынке «дюралайт». Это функциональное устройство представляет собой гибкий шнур, выполненный из эластичного пластика. В основу запрессована непрерывная гирлянда из led-лампочек — светодиодов.

Гибкий неон

Также представляет собой гибкую трубку, внутри которой закреплена осветительная схема. Это не что иное, как электролюминесцентный провод. Внешне он действительно ничем не отличается от обычного провода — такой же гибкий, его можно даже завязать в узел.

В отличие от светодиодных лент, гибкий неон светится со всех сторон, он безопасен и даже водонепроницаем, имеет широкое применение.

Варианты размещения светильников

Главное правило дизайна – яркий свет увеличивает пространство. Из этого следует, что отделка потолка и стен должна проходить с использованием всевозможных светоотражающих материалов. Направленные вверх светильники визуально делают выше потолок. А чтобы затемнить часть помещения, нужно просто грамотно распределить источники света по комнате.

Новые идеи в светодизайне гласят, что универсальное электроосвещение дома должно сочетать в себе общее и местное (точечное) освещение. Это гарантирую так называемое многоуровневое зонирование.

Не существует строгих правил организации электроосвещения в квартирах, но есть определённые советы, которых стоит придерживаться при самостоятельном планировании интерьера.

Гостиная (зал)

Основным источником света в зале является центральное освещение, это может быть роскошная люстра или ряд точечных светильников, выложенных по периметру помещения. Для классических интерьеров подойдёт первый вариант, а при обустройстве современных квартир следует в первую очередь ориентироваться на предпочтения и материальные возможности жильцов.

Для гостиной (зала) в стиле хай-тек подойдёт и неоновая лампа, и светодиоды, и даже световой пол.

Спальня

Как и в других жилых помещениях, в спальне разумнее всего использовать комбинированное освещение. В качестве базового света подойдёт люстра и несколько торшеров, а точечные светильники по периметру потолка лишь дополнят общую картину. Вы также можете преобразить свою спальню с помощью локальных осветительных приборов – они стоят совсем недорого, а спектр их предназначения весьма разнообразен.

Детская

Большую часть времени ребёнок проводит в своей комнате. Этим и обусловлено большое количество требований к световому оформлению детской. Необходимо подобрать осветительные приборы подходящей мощности и оттенка, ведь от грамотного планирования зависит настроение и психологическое здоровье малыша. Особое внимание в детской комнате стоит уделить и декоративной подсветке. Ниже на фото показаны варианты светового зонирования детских.

Кухня

Для кухни характерно многоуровневое освещение. Оно предполагает визуальное разделение помещения на функциональные зоны: столовая, рабочее место и уголок для отдыха. В кухне необходимо предусмотреть возможность регулирования яркости света – это особенно актуально для тёмного времени суток.

На кухне выбранный тип подсветки может работать независимо от других световых элементов. Даже если в комнате установлено только центральное освещение, позаботьтесь, чтобы его можно было включать по частям.

Прихожая

В прихожей и коридоре полностью отсутствует естественное освещение, поэтому помещение нуждается в большом количество встроенных светильников. Особых требований по организации света в коридоре нет, все зависит лишь от вкусов жильцов.

Ванная

В ванной отсутствует какое-либо естественное освещение (нет окон), за счёт чего значительно возрастает роль искусственного света. Для ванной комнаты неприемлемо использование локальных приборов высокой мощности. Подсветка должна быть достаточной, но не слишком яркой. При выборе светильников для ванны необходимо учитывать и повышенную влажность помещения.

Световое зонирование в квартире-студии

Чаще всего световое зонирование используется именно в квартирах-студиях, так как в подобных помещениях существует проблема нехватки свободного пространства. Разделение квартиры на тематические зоны позволяет визуально увеличить площадь комнаты и придать жилищу логическую завершённость.

В таких условиях можно поэкспериментировать с осветительными приборами – применяйте локальные устройства, крупные люстры, декоративные элементы.

Освещение потолка

Современные идеи светодизайна отдают потолочному освещению особую роль. В большинстве случаев выбор осветительных приборов вызывает положительные эмоции, а вот разместить приобретённые лампочки, скрыть их (при создании скрытой подсветки своими руками) не всегда бывает легко. Перед началом монтажа спотов рекомендуется выделить три основных источника света в интерьере (местный, локальный и декоративный).

При низких потолках

Если в квартире потолок довольно низкий, то ни о каких натяжных и тем более подвесных конструкциях речи быть не может. Не подойдут люстры подвесного типа, а также массивные светильники. Встраиваемые точечные светильники здесь невозможно встроить, зато можно установить накладные их варианты. Гармонично впишутся потолочные люстры плоской формы, трековые системы освещения и led-панели.

Скрытое освещение потолка

Своими руками можно соорудить скрытую подсветку двух типов: с применением ниши из гипсокартона и с карнизом из пенополистирола. А комбинирование гипсокартонного короба и натяжного потолка со скрытой подсветкой отлично скрывает незначительные ошибки, возникающие при самостоятельном возведении потолка.

Многоуровневое освещение

Для комфортного проживания не обойтись без грамотного освещения помещения. Уже больше десяти лет все дизайнеры склоняются в своих работах к системе многоуровневого света в квартирах. Такое световое зонирование представляет собой оптимальное разделение пространства на несколько функциональных зон.

Принято выделять четыре основных уровня:

  • верхний (споты, бра и люстры);
  • средний (лампы, торшеры);
  • нижний (локальная подсветка);
  • внутренний (используется для подсвечивания гардеробных и шкафов).

Многоуровневое зонирование комнат с помощью света не требует особых навыков и знаний. При желании вы можете своими руками кардинально преобразить внешний облик гостиной или детской комнаты. Для этого вам понадобится немного воображения и набор разных по функциональности осветительных приборов. Грамотное сочетание люстр, спотов на стенах и на полу привнесёт уют и спокойствие в ваш дом.

На видео: многоуровневое освещение в квартире.

Декоративная подсветка

Для декоративной подсветки больше всего подходит недорогая светодиодная лента. К положительным чертам этого товара относится простота эксплуатации, лёгкий и быстрый монтаж. Если же интерьер комнаты выполнен в классическом стиле (с деревянной мебелью, пастельными оттенками стен и гобеленом), то светодиоды заменяются локальными светильниками и специальными светящимися элементами для декора.

Отличительной чертой декоративной подсветки является специфика её использования. Она применяется в случае необходимости спрятать светильники и сделать свет более приглушённым.

Неоновая подсветка в квартире

Такую декоративную подсветку возможно обустроить с использованием различных светодиодных и led-устройств. Чаще всего они устанавливаются в подвесном потолке, в нишах из гипсокартона. Нередко применяют гибкие трубки или шнуры, которые светятся неоновым светом.

Стеклоблоки в интерьере квартиры с подсветкой

Стеклоблоки представляют собой полые кубы со стенками из стекла толщиной около одного сантиметра. В советские времена такие элементы декора использовались часто, их можно было увидеть в интерьере бань, больниц, лестничных площадок. Сегодня стеклоблоки усовершенствованы — в них установлена декоративная подсветка.

Подсветка пола

Подсветка пола — еще одно решение, с помощью которого можно придать помещению необычный вид. Для подсветки используются разные приборы, это могут быть точечные светильники, светодиодная лента, шнур дюралайт, которые монтируются в пластиковый корпус плинтуса или в стеклянные полы.

Современные тенденции освещения

Светодизайн представляет собой уникальное сочетание технического прогресса и художественного планирования. Все новые тенденции дизайна приходят сначала в световое зонирование помещений, а потом уже распространяются на весь интерьер. Отличительной чертой современного дизайна является высокая функциональность, это так называемый умный дизайн, который направлен на удовлетворение всех потребностей своего владельца. Эта тенденция получила название персонализация освещения.

Если внимательно изучить внешний облик современных светильников, то становится ясно, что они полностью утратили чётко выраженные границы. Сейчас особой популярностью в дизайне интерьеров пользуются круглые, асимметричные, небольшие по размеру встроенные споты. Трековые системы стали неотъемлемой частью потолка, который также потерял свои границы.

Ночное освещение не является существенной необходимостью при оформлении внутренних помещений. Однако оно позволяет избежать несчастных случаев в тёмное время суток. Установить ночной свет можно по периметру стратегического движения либо в отдельных участках комнаты.

С датчиком движения

В последнее время при строительстве загородных домов стали все чаще использоваться датчики освещённости или по-другому сумеречный выключатель. Датчик освещённости – это устройство автоматического управления источниками света, в зависимости от уровня светового зонирования окружающего пространства.

Если вы все ещё пользуетесь лампами накаливания в вечернее время, то смело заменяйте их новейшей системой ночного освещения. Так, всего за месяц вы сэкономите несколько тысяч.

Беспроводное освещение

Что такое беспроводное освещение? Это особая конструкция, единая панель с вмонтированными внутрь светящимися элементами. В свою очередь, лампочки отвечают за движение тока. Функционирование таких панелей полностью «мобильное», что позволяет монтировать их на любых поверхностях и не волноваться о повреждении проводов.

Принцип действия такой установки сравним с ночной подсветкой – при перемещении жильцов с одной комнаты в другую происходит автоматический запуск осветительных приборов.

В заключение хочется отметить, что организация освещения в квартире должна быть продумана по всем направлениям. Современные тенденции тяготеют к свободе, отсутствию чётких границ источников света, что, в свою очередь, гарантирует комфорт и высокую функциональность помещения. Всего пара встроенных светильников могут изменить восприятие пространства, сделав его более выразительным и глубоким.

Как разместить светильники на потолке (2 видео)

Освещение в дизайне интерьера (90 фото)

Красота и уют интерьера во многом зависит от его правильного освещения. Любой дизайнерский проект начинается с этапа выбора осветительных приборов и проработки их расположения, так как в процессе оформления квартиры исправить эти детали будет уже сложно.

Понятие «световой дизайн» гораздо сложнее и многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Он должен выставлять в выгодном свете достоинства помещения и скрывать его недостатки, делать его уютным и комфортным, подчеркивать индивидуальность хозяина.

Световой дизайн принято подразделять на три составляющие, каждой из которых отводится особая роль в создании стильного и гармоничного освещения интерьера.

  • Общий дизайн – является фоном, от которого стоит отталкиваться при проработке расположения других источников света.
  • Световая архитектура – подразделяется на внутреннюю, внешнюю и интерьерную. Определяет общую стилистику, делает световой дизайн более индивидуальным и выразительным.
  • Светодизайн – все то, что можно менять местами и перемещать. Наиболее пластичный элемент освещения, выражающий индивидуальность хозяина.

Обычно грамотный проект включает в себя все три элемента, ведь только их умелое сочетание способно создать интересный и стильный интерьер.

Красивый дизайн во многом зависит от освещения

Продумывать световой дизайн нужно осторожно

С помощью света можно выделить или скрыть элементы интерьера

Существует несколько видов освещения, каждое из которых имеет свои функции и правила выполнения:

Правильно подобранное освещение может изменить интерьер до неузнаваемости

Существует несколько видов освещения

Влияние освещения на эмоциональное состояние

От выбора светильников зависит не только внешний вид вашей квартиры, но и психическое и эмоциональное состояние ее обитателей. Ученые установили, что освещение, воздействующее на нас, обладает множеством свойств, которые могут приносить как пользу, так и вред.

    Желтый свет – классический вариант, от которого люди вряд ли когда-нибудь откажутся. Этот цвет создает атмосферу уюта и полезен для глаз.

    За счет белого освещения происходит повышение работоспособности человека. Но при слишком высокой резкости такого света наступает быстрое утомление.

    Красный заряжает энергией и бодростью, повышает давление.

    Оранжевый цвет провоцирует улучшение аппетита и увеличение пульса.

    Голубое сияние действует расслабляющее, а давление при этом понижается.

    Зеленое освещение используют в спальнях и детских комнатах. Оно успокаивает и расслабляет, а также очень комфортно для глаз.

    Фиолетовый и синий свет не используется для жилых помещений и комнат с длительным пребыванием. Эти цвета угнетают и действуют раздражающе.

Голубой свет поможет расслабится

У каждого цвета есть свое влияние на человека

От освещения может зависеть эмоциональное состояние

Как регулировать естественный свет

При прохождении через стекла и отражении от зеркал естественное освещение становится чересчур жестким и резким. Сгладить этот световой эффект можно с помощью полупрозрачных и ажурных преград – тюли и органзы. Рассеивая свет, они делают естественное освещение плавным и комфортным.

Еще один способ управления световым потоком, льющимся из окон – вертикальные жалюзи. Они делают его менее жестким, а при определенном повороте задают ему необходимое направление. С их помощью уровень освещенности помещения регулируется всего несколькими движениями рук.

Светом можно выделить нужные предметы в интерьере

В некоторых случаях можно обойтись и без естественного света

Принципы искусственного освещения

К освещенности любого пространства предъявляется множество санитарно-гигиенических требований, определенных различными ГОСТами и нормами. Изучать их можно долго и упорно, но удобнее будет ознакомиться лишь с наиболее важными из них.

Все значения в этой таблице являются лишь необходимым минимумом, верхних граничных значений никакие нормы не устанавливают.

Понятия КЕО и UGR знакомы далеко не каждому читателю. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и чем они отличаются друг от друга.

В спальне можно обойтись без сильных источников света. Достаточно будет нескольких светильников

Для каждого дизайна освещение стоит подбирать индивидуально

Существую некие нормы для освещения разных комнат

КЕО

Коэффициент естественной освещенности – это отношение естественной освещенности к общей. Параметр определяет долю естественного света, попадающего в пространство комнаты. Приведем простейший пример.

Пусть мы измерили освещенность посреди гостиной, и она составила 300 лк. Выйдем на открытый балкон смежный с этой комнатой, и измерим уровень освещенности там. Допустим, он составил 500 лк. Тогда КЕО будет рассчитываться как 300/500=0,6. Сравнивая этот показатель с табличным значением, приходим к выводу, что норме свет соответствует.

UGR

Коэффициент дискомфорта определяется международными стандартами и служит показателем жесткости света. Измеряется он в пределах от 1 до 100 и определяется поляризацией, когерентностью и спектром светового потока.

Говоря простыми словами, эта величина показывает, насколько мягок и благоприятен свет в комнате для человеческого глаза.

Освещением можно выделить некоторые предметы в интерьере

Если в комнате много естественного света, можно обойтись люстрой

Основные правила

Разобравшись с нормами, стоит поговорить и об основных правилах, которые отвечают уже не за отсутствие вреда здоровью человека, а за гармоничное эстетическое оформление интерьера.

    Световое оформление должно быть обязательно согласовано с цветом интерьера.

    Поток света визуально растягивает помещение, удлиняя его в сторону своего направления.

    Светлые помещения освещают равномерно, выполненные в темных тонах – каждую зону отдельно.

    В рабочей зоне идеальный свет – белый.

    Светлые предметы лучше подсвечивать цветным светом, а для ярких деталей выбирают светлое местное освещение.

    Насыщенных теней и отсутствия света в отдельных зонах лучше избегать.

Поток света визуально растягивает помещение, удлиняя его в сторону своего направления

В спальне можно обойтись люстрой и несколькими светильниками

Световое решение обязательно должно сочетаться с интерьером комнаты

Плюсы и минусы люстр

Наиболее распространенный вид светильников, который применяется в интерьере любой комнаты и стилистики – подвесные и потолочные люстры. В них используются разные типы ламп, они отличаются по стилю и конструкции, но наиболее важный параметр при выборе – это материал, из которого люстра изготовлена.

Материал

    Прочность, долговечность

    Легко поддается чистке

    Из-за большой массы люстра требует более прочного крепления к потолку

    Высокая стоимость

    Многообразие форм и расцветок

    Отсутствие деформаций

    Легкость чистки

    Хрупкость

    Экологичность

    Гармоничное сочетание с деревянной мебелью

    Требовательность к уходу

    Неустойчивость к воздействиям влаги

    Подверженность воздействию света

    Недолговечность

Хрусталь

    Роскошный презентабельный вид

    Создание игры света

    Высокая стоимость

    Хрупкость

    Минимальная стоимость

    Легкость

    Имеет свойство выгорать на свету

Текстиль

    Оригинальность

    Умеренная цена

    Недолговечность

    Маркость

    Неустойчивость к возгораниям

Люстры однозначно смотрятся достаточно стильно и обыгрывают общую стилистическую задумку интерьера, создавая вокруг себя атмосферу тепла и уюта, однако имеют они и минусы:

  • Затруднительный монтаж.
  • Сложности в уборке. Для того, чтобы хорошо почистить люстру, сначала придется выкручивать плафоны, а затем вкручивать их на место.
  • Высокая стоимость по сравнению с обычными светильниками.
  • Не подходят для комнат с низким потолком.
  • Маркость. Декоративные люстры, расположенные под потолком, собирают на себя много пыли из-за обилия подвесных элементов.

Не смотря на свою красоту они очень трудны в монтаже и уходе

Люстры смотрятся всегда очень стильно

Плюсы и минусы светильников

Последнее поколение светильников, пользующееся огромной популярностью – светодиодные или led-светильники. Их успех на рынке объясняется множеством преимуществ такого освещения:

    Долговечность. Срок службы более 50 тысяч часов.

    Энергосбережение.

    Экономичность.

    Высокий КПД.

    Возможность изменять цвет, яркость и температуру освещения.

    Компактные и гибкие модули, позволяющие реализовать множество дизайнерских задумок.

    Прочность.

    Экологичность.

    Безопасность. У таких светильников крайне низкий риск возгорания.

Относительно минусов светодиодного освещения стоит сказать следующее:

    Высокая стоимость может сначала напугать, однако она полностью компенсируется длительным сроком службы и экономичностью таких приборов.

    Необходим LED-драйвер для обеспечения питания прибора.

    Светодиоды имеют свойство терять яркость, и их свет становится более тусклым.

    Заменить перегоревший светодиод бывает проблематично.

С помощью светильников можно подсвечивать конкретные зоны

На данный момент очень популярны светодиодные светильники

Иногда светильники используют как элемент декора

Уличное освещение

Наружное освещение дома выполняется с декоративной, охранной или функциональной целью.

Функциональной подсветке принято уделять особое внимание в проекте, так как именно она отвечает за безопасное перемещение во дворе. Основными объектами являются садовые тропинки, ступени и крыльцо, а наиболее популярным решением – небольшие светильники на коротких ножках. Они отлично впишутся в любой ландшафтный дизайн и не займут много места, а в темное время суток отлично справятся со своей задачей.

Совет для самых экономных хозяев – использовать светильники на солнечных батареях, их выбор так же огромен.

Для экономии можно использовать светильники на солнечных батареях

Наружное освещение дома выполняется с декоративной, охранной или функциональной целью

Декоративная подсветка предназначена для того, чтобы с помощью света акцентировать внимание на самых привлекательных деталях вашего сада. Ее можно установить у фонтана, водоема, зоны отдыха или садовой скульптуры.

Правильно организованный световой дизайн интерьера способен творить настоящие чудеса, преобразовывая пространство, изменяя направление потока света и благотворно воздействуя на психику человека. Главное в погоне за стильным и современным проектом интерьера – соблюдать правила освещения и не забывать о собственном комфорте и здоровье.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные