Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

"Все действительное - разумно, и все разумное - действительно"

1. В "Философии права" Гегель писал: "Все действительное - разумно, и все разумное - действительно". Это означает, что Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное или действительное есть само развитие Идеи, и наоборот. Чтобы смягчить парадоксальную окраску своих утверждений, Гегель пояснял, что данное положение придает философскую форму тому, что говорит религия, когда утверждает, что миром правит Божественное провидение, что все, происходит по воле Божьей, и что нет ничего более реального, чем Бог.

Смысл этого важнейшего положения станет понятнее, если усвоить, что, по Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. Точно так же утверждение "сущее и должное совпадают" означает: есть то, что должно быть, ибо все существующее не что иное, как момент Идеи и ее развития. (То, что происходит, всегда "заслуживает" того, чтобы произойти.)

"Все действительное разумно и все разумное действительно". Безусловно, можно подвергнуть это утверждение прямолинейному сомнению: действительно ли все существующее (например, политические институты) разумно? Дать ответ на этот вопрос можно, по-видимому, следующим образом: установить, что в данном случае мы понимаем как разум (Мировой Дух Гегеля, законы общественного развития и т.п.) и проверить, находят ли все исторические факты последовательное объяснение в первой или второй теории. Скорее всего, в обоих случаях ответ будет положительным: да, все известные нам факты этой теории объясняются как разумные. Утвердительным этот ответ будет "скорее всего", потому что создатели этих теорий располагали почти тем же запасом исторических фактов, что и мы, во-первых, а, во-вторых, потому что в обоих случаях критерии "разумности" события это не что иное как его логическая согласованность (непротиворечивость) с законами социального развития (которые мы еще знаем, либо с Мировым Разумом, о котором судить рационально еще сложнее). Не углубляясь в этот вопрос, заметим, что только опыт советской исторической науки показал исключительные возможности логического оправдания подчас противоположных теорий при одинаково понятом "разуме".

На мой взгляд, это тезис, доказывающий сам себя. "Всё разумное - действительно, всё действительное - разумно".

Всё логичное, стройное, упорядоченное, достаточно доказанное, обоснованое - имеет понятийный корень и, следовательно, имеет место быть - действительно, т.е. существует, наполняя собой всеобъемлющее бытие. И наоборот, - действительное (если мы посмотрим от обратного на эту проблему) - это то, что существует, а значит имеет своё собственное строение и форму, внутренне содержание, глубинную суть, т е. разум...

На мой взгляд, это не тавтология, а воплощение принципа дедуктивного и индуктивного в философии.

Кто хочет сохранить власть, должен иметь в руках орудие власти, кто хочет управлять, должен обладать, правом наказывать. И Кальвин не упускал малейшей возможности издать распоряжение о высылке из города за проступки против церкви. Советники призвали "толкователя священного писания", чтобы он изложил его верующим, проповедника - чтобы проповедовал и призывал общество к истинной вере. Но право наказывать горожан за нарушение законов и безнравственное поведение они, само собой, разумеется, полагали своей собственной юрисдикцией. Ни Лютер, ни Цвингли, никто другой из реформаторов никогда до сих пор не оспаривали у городского начальства этого права и этой власти, но Кальвин, как натура авторитарная, немедленно прилагает всю свою гигантскую волю, чтобы превратить магистрат в исполнительный орган своих приказов и распоряжений. А так как у него для этого не было никаких законных средств, он. создал их сам на основании собственного права отлучения от церкви: с помощью гениального хода он превратил религиозное таинство причастия в средство насилия и давления на личность. Потому что кальвинистский проповедник допустит к господней трапезе только того, чья нравственность ему лично кажется безупречной. Для того же, кому проповедник отказывает в причастии, и здесь проявляется вся сила этого оружия, - все кончено. Никто не смеет с ним больше разговаривать, никто ему ничего не продаст и не купит у него; тем самым введенная духовной властью, казалось бы, чисто церковная мера воздействия превращается тотчас же в общественный и деловой бойкот; если же отлученный не только не капитулирует, но еще и противится предписанному публичному покаянию. Кальвин отдает распоряжение о его изгнании. Противник Кальвина, будь он хоть самый почтенный гражданин, не может долго оставаться в Женеве; каждый, кого не возлюбило духовенство, подвергается отныне гонениям в своем гражданском существовании.

С этой молнией в руках Кальвин может изничтожить каждого, кто противоречит ему; с помощью единственного смелого приема он овладел огнем и мечом, что до него никогда не удавалось городскому епископу. Потому что по правилам католической церкви требовалось проделать бесконечный путь по инстанциям, все выше и выше, прежде чем церковь решалась публично изгнать одного из членов своей паствы; отлучение же по новым законам было актом пренебрежения к личности и целиком зависело от произвола одного человека; Кальвин, целеустремленный и непреклонный в своей жажде власти, предоставил проповедникам и консисториуму полную свободу повседневно пользоваться этим правом, превратил эту страшную угрозу почти в регулярное наказание и как психолог, сознавая действенность террора, с помощью страха перед наказанием непомерно возвысил свое могущество.

Лишь с трудом удается магистрату добиться, чтобы причастия происходили раз в квартал, а не ежемесячно, как требовал Кальвин. Но Кальвин теперь уже никогда не выпустит из рук своего сильнейшего оружия, так как только с его помощью может он начать основное сражение: борьбу за тоталитарную власть.

С открытым сердцем приняли горожане Реформацию, добровольно собрались на городской площади, чтобы как независимые люди открытым голосованием признать новую веру. Но их республиканская гордость восстает против того, чтобы их, как каторжников, под стражей, десяток за десятком вели через весь город, дабы они в церкви торжественно поклялись каждому параграфу господина Кальвина. Не затем поддержали они строгую нравственную реформу, чтобы теперь ежедневно жить под угрозой опалы и изгнания только за то, что за стаканчиком вина споют веселую песню или нарядятся в одежды, которые господин Кальвин или Фарел сочтут пестрыми или роскошными. И кто они, в конце концов, эти люди, которые, держатся, как господа, начинает спрашивать себя народ. Разве они коренные жители Женевы? Разве это старожилы, которые сообща трудились над величием и богатством города, испытанные патриоты, связанные столетним родством с лучшими семьями? Нет, это только что явившиеся, беглецы, попавшие сюда из другой страны, из Франции. С ними обошлись гостеприимно, им дали хлеб, и содержание, и хорошо оплачиваемые должности, а теперь этот сын сборщика податей из соседней страны, которого они как брата, как родственника приютили в теплом гнезде, осмеливается их, самостоятельных граждан, оскорблять и устраивать им разнос! Он, беглец, их служащий, будет решать, кому дозволено, а кому не дозволено оставаться в Женеве!

Поэтому я не могу согласиться с Кальвином. На мой взгляд, в его высказывании очень много авторитарности и богоравности и мало смирения.

Вдумаемся в первую часть фразы: «Все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, который говорит как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной сама по себе, так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), то совершенно необходимо предположить реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел все материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное – не выдумка, не фантазия, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «Все разумное действительно»).

Разумность мира проявляется как его закономерность. Все, что происходит в мире, происходит в нем неспроста. Знаменитое утверждение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно, имеет и тот смысл, что все происходящее в мире закономерно. Наличие в истории законов предполагает, что история не предоставлена случайности. Это можно интерпретировать таким образом, что история человечества целесообразна.

Феномены по Канту-это?

– способ каким этот предмет является нам, каким мы можем его себе представить.

Явление "вещь для нас"

Познаваемая при помощи чувств

Экономическая формация - это уровень развития общества

1. Первобытно-общинный

2. Рабовладельческое

3. Феодальная

4. Капитализм

5. Коммунизм

Ноумен по Канту-это?

– предмет, который навсегда останется недоступен, нашему познанию, таким как он есть.

"вещь в себе"

Человек есть одновременно и феномен и ноумен, сам для себя, я являюсь феноменом, то есть могу познать сам себя, но для другого человека, я ноумен, вещь в себе.

Не познаваемая.

Структура формации по Марксу.

Уместно ли называть Канта агностиком почему?

Агностицизм – это учение отрицающее возможность достоверного познания.



Кант считал, что мир непознаваем сам по себе. Человек способен познать только внешнюю сторону предметов и явлений, а вот сторона внутренняя навсегда останется для него загадкой.

Вся окружающей нас реальности согласно Гегелю?

Согласно Канту, свободен ли человека? Почему?

Отношения Фейербаха к креационизму?

КРЕАЦИОНИЗМ-религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Отрицал идею Креационизма, т.к. отрицал существование Бога как некое трансцендентальное вещество.

Бог-некий идеальный образ человека к которому он стремится.(существующий в его сознании)

Императив-что это? Кто вводит это понятие? (Кант)

Обозначающий основной закон, или правило, его этики.

Имеет две формулировки:

Согласно Канту, является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения.

Выделяются два императива:

1. Гипотетический императив (когда мы совершаем нравственные поступки, не искренне, а заведомо с какой-то целью)

Гегель материалист или идеалист? Почему?

Гегель объективный идеалист

1.существует какой-то мировой дух абсолютный который является синтезом.

Этот мировой дух выполняет роль (является) первоначалом

термин обозначающий противоположность между двумя

Формы существования Абсолютная идея по Гегелю.

Ступени 3:

Отношение Гегеля к теории феноменов и ноуменов Канта, агностик гностик?

Гегель-мир познаваем

Кант-мир не познаваем.

Он не разделял позицию Канта тождество Бытия=Мышление

Согласно ему, границы между феноменами и ноуменами не существует. Это единое целое!

Всё действительное разумно

Всё действительное разумно
Слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831): «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».
Аналогичное суждение было и у английского философа Александра Попа (1668- 1744): «Всё существующее разумно».
Используется: , как правило, иронически, применительно к совершенно неудовлетворительному положению дел.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Всё действительное разумно" в других словарях:

    См. Всё действительное разумно. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    - — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

    Гегель Георг - Жизненный путь Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… … Западная философия от истоков до наших дней

    Объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория Д. употреблялась уже в антич. философии:… … Философская энциклопедия

    - (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) нем. философ, создатель развернутой филос. системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом… … Философская энциклопедия

    - (Marcuse) Герберт (1898 1979) нем. амер. философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфурт, школы. С 1917 МАРКУЗЕ социал демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал демократ, партии. В… … Энциклопедия культурологии

    Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. Родился 1 июня 1811 г. в Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое Белинский провел в городе Чембаре, в 1820 г. поступил в уездное училище, а с 1825 г. учился в пензенской… … Биографический словарь

    Виссарион Григорьевич , рус. революц. демократ, лит. критик, философ. Род. в семье флотского врача, в 1829 1832 студент словесного отделения Моск.… … Философская энциклопедия

    - (лат. ratio разум) 1) в широком смысле слова определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети середины 19 в. со свойственными ей установками на… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Гегель , Пол Стретерн. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – последний крупный представитель немецкого идеализма, создавший всеобъемлющую систему философии, какой, по словам Энгельса, еще не было с тех пор,… аудиокнига
  • Диагностика кармы. Книга 12. Жизнь, как взмах крыльев бабочки , С. Н. Лазарев. "Поезд мерно отстукивает километры пути. Взгляд выхватывает отдельные фрагменты жизни, проплывающей за окном. Сначала происходит встреча. Я с интересом рассматриваю лужайку, небольшой огород,…

Рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фоктором и для природы и, для всего мира). Гегель - исходная точка раздвоения философской мысли (рационалисты, иррационалисты). Система абсолютных категорий задается абсолютной идеей. Это самое существенное для науки. Они определяются через сопоставление друг с другом. Отказывается от априорных структур познавательной деятельности субъекта. Признает существование абсолютного начала вне самого субъекта. Тождество мышления и бытия отличается от позиции Шеллинга. Все то, что подвластно сфере логики, проявляется и в действительности. «Все что разумно - действительно, а все что действительно - разумно». Существует абсолютное идеальное начало, которое диктует все и вся. А внутри все на уровне логики.

Диалектическая логика (элементы есть и у Канта, и у Фихте, и у Шеллинга) формулируется как теоретическая система. Вначале в сфере абсолютного духа, затем трансформируется в природу и, наконец, через человека, сознание и историю абсолютный дух возвращается к самому себе через процесс познания. «Наука логики» (развитие чистых сущностей, понятий, ...) Философия природы: каким образом дух резвится в природе? Пpиpода это окаменевший дух. Гегель совсем не пантеист. Дух привносится в природу (самое слабое место у Гегеля). Гегель создает систему абсолютного идеализма. Основная идея - существование абсолюта, все остальное в мире инобытие абсолюта. Трансцендентальный идеализм - выявление предельных возможностей познания внутри человека. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне.

Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Индивид обнаруживает абсолют на индивидуальном уровне. 1. Чувственное созерцание - первый опыт индивидуального познания. 2. Потом идет рассудочное познание - оформление представления в слове; объект целостен, обозначен. 3. Разумное познание - появление понятий, сетка понятий. Это процесс эмбриологии субъективного духа. Объективный дух - индивидуальный дух, но в контексте окружающей культуры, истории. Понятие рабского сознания. Связано со средой, зависит от истории, присуща как рабу, так и господину.

Господин зависит от раба. Там где есть рабы, никто не свободен. Понятие отчуждения. У этого процесса есть объективность. Природа - отчуждение абсолютного духа. Вынесение вовне духовной сущности из человека. Религия - отчуждающая сущность человека, его отчужденное Я. Возникает феномен несчастного сознания. Происходит отчуждение от себя самого. Должное - сущее противопоставляется. Пример: христианин. Более высокая стадия - разорванное сознание. Несчастное переходит в него в новое время, ощущает свое несоответствие со своими идеалами, невозможность следовать им. Но это связано с самосознанием. Важно знать, что идеал недостижим. Древний грек не был разорван. Абсолютный дух - отчуждение абсолюта в реальных формах: мораль, право, религия, искусство, философия. Основное произведение: «Энциклопедия философских наук». Чистая логика развития абсолютного духа. Шествие этого духа в природе - философия природы. Философия истории - дух возвращается к самому себе. Религия, право, искусство, мораль, философия - объективные формы человеческой деятельности в истории. В истории есть законы. Государство подавляет личность, делает ее винтиком в своей машине. Сущность человеческой личности - свобода; государство подлежит уничтожению. Логика - идея чистого развития абсолюта, абсолютное тождество бытия и мышления. У Шеллинга: идея точки абсолютного безразличия.

У Гегеля: логика, природа и человеческое познание это в принципе одно и то же, это стадии абсолютной идеи. Все это различные формы. Принцип единства логического и исторического. «Логическое есть рафинированное историческое». Более ста категорий у Гегеля. Есть системные, есть опорные и есть рациональные. Есть отличие категорий от всего остального: философия понятий, морали. Гегель хотел подходить научно. Философия природы. Природа - окаменевший дух.

У Гегеля были проблемы с естествознанием: защищал теплород, флагистон, был против атомизма и преломления света. Философия духа. Как дух после природы возвращается к самому себе? Стадии развития истории. Первая стадия: деспотизм (свободен только один). Вторая стадия: греческие полисы. Третья стадия: личность свободна, но в государственном устройстве (германские народы). Другие народы неисторические. Прогресс осуществляется через избранные народы. Понятие хитрости мирового разума: дает делать каждому то, что он хочет, но свобода наталкивается на свободу, на выходе возникает результирующая сила; чужими руками разум достигает цели. Фатализм исторического процесса.

Объективный идеализм есть учение, признающее объективность (независимость от сознания) первичной идеи. Диалектика - учение о развитии и противоречии. С позиций диалектики мир представляет собой противоречивое единство, развивающееся по спирали.

В противовес Фихте Гегель полагал, что познание несводимо к самосознанию субъекта, оно имеет всеобщее объективное начало. Мышление есть не только свойство познающего субъекта, но независимая от человека первичная сущность, основа бытия. Гегель сформулировал принцип тождества бытия и мышления , что стало одной из визитных карточек его теории. Принцип звучит так: Все действительное разумно , все разумное действительно. Различие между мыслью и бытием есть выражение их единства; мышление, мысля самое себя, делает себя объектом или предметом мышления, тем самым раздваивается, разделяясь на субъективное и объективное.

Таким образом, в философии Гегеля онтология и гносеология слились воедино. Мир в основе своей логичен, проявление этой логичности можно увидеть в его закономерности, но главное - мир един, а фундаментом единства является абсолютная идея. Сама по себе она неподвижна и неизменна, но в желании познать самое себя она разворачивается, овеществляется, отчуждая природу, общество, историю и т.п. Все, что отчуждается от абсолютной идеи, является ее продуктом, ее выражением, ее носителем. Природа разумна, история разумна, право, религия, мораль и т.п. тоже имеют разумное основание. Процесс самореализации абсолютной идеи продолжается до тех пор, пока идея не познает себя во всей своей полноте. Самопознание абсолютной идеи и есть процесс миросозидания.

Идея отчуждает себя сначала в природу, потом в историю; разворачиваясь во времени и пространстве, порождает все многообразие явлений, которые в снятом виде содержатся в ней изначально. Закономерность есть свидетельство рациональности природы, которую постигает наука; та же закономерность присуща и истории. Гегель первым заговорил о том, что история не есть арена для волеизъявления великих людей (государей, воинов, духовных лидеров и т.п.), а закономерное и объективное развитие общества , которое он связывал с самопознанием абсолютной идеи в форме мирового духа.

Следовательно, у процесса познания есть цель и конечный результат, другими словами, то, что в философии принято называть абсолютной истиной. Высшую ступень саморазвития абсолютной идеи составляет абсолютный дух. Изначальная логичность мира является гарантом его познаваемости; каждый предмет познаваем, поскольку его сущность логична. Другими словами, Гегель рассуждает о познаваемости мира в традициях гносеологического оптимизма и в определенной мере возрождает пантеистические традиции философии XV-XVII вв., так как его абсолютная идея представляет собой некий аналог Бога, воплощенного в своем творении.

Гегель сам часто называет изначальную идею Богом. Если для теологических систем вопрос о цели божественного творения, т.е. ответ на вопрос: «Зачем бог сотворил мир?», оставался неразрешимым, то в гегелевской философии он ясен. Идея творит мир ради самопознания, именно поэтому познание и бытие тождественны: быть - значит, быть познаваемым; познавать - значит, существовать. Легко заметить здесь связь со знаменитым тезисом Декарта «Мыслю - значит, существую». У Гегеля, как и у Декарта, мышление полагается не только процессом познания, но и способом существования вещей и явлений:

Понятие, - пишет Гегель, - есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет, следовательно, осознать его понятие .

Главный труд Гегеля был назван им «Наука логики» и описывал законы мышления как законы развития мира вообще, называя логику «учением о сущности вещей». Гегель выделяет объективную логику как учение о бытии и субъективную логику как учение о понятии. Но это противопоставление условно. Для Гегеля и объективная, и субъективная логика являются логикой и самих вещей, и познающего субъекта.

Традиционно в качестве основных частей гегелевской системы выделяют логику , философию природы и философию духа , к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, философия религии, эстетика, история философии. Гегелевская философия, как уже говорилось, стала вершиной рационализма. Отождествив законы бытия (природы, истории и др.) с законами мышления, Гегель пришел к выводу о том, что законы мироздания всеобщи и универсальны, это законы развития, основанные на внутреннем противоречии, или диалектические законы.

Понятия, как их описывает Гегель в «Науке логике», находятся в непрерывном движении, проникают друг в друга, развиваются, переходят в свою противоположность. Движение категорий совершается путем обнаружения и разрешения противоречий, содержащихся в них. Противоречивость же, как отмечалось выше, изначально присуща идее. То же происходит и в природе, и в истории. Анализируя понятия количества и качества , Гегель выясняет их взаимозависимость и взаимообусловленность. Они не существуют друг без друга и в то же время противоположны друг другу. Количественные изменения, накапливаясь, приводят к изменениям качественным, которые происходят в форме скачка. Единство количества и качества есть мера - этой категорией обозначены количественные границы, в пределах которых предмет остается собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности, т.е. скачкообразно.

Например, студенты ничего не знали о Гегеле, поэтому качество их информированности можно определить словом «незнание»; они прочитали учебник, законспектировали работы Гегеля и т.п., и количество информации о Гегеле увеличилось, но можно ли сказать, что их «незнание» перешло в «знание»? Можно рассуждать еще о качестве самого знания, которое будет количественно оцениваться на экзамене, но это уже другой пример. В первом случае мы получили переход от одного качества (незнания) к другому качеству (знанию) через количественные изменения. Однако можно ли сказать, что студенты знают Гегеля, прочитав учебник и несколько работ? Ответьте сами на этот вопрос, а потом подумайте о стратегии развития знаний студентов.

Традиционно используют также пример с изменением агрегатных состояний вещества: влажное , остывая (изменяя количественные показатели), превращается в твердое (лед - новое качество), а нагреваясь - в газообразное. Очевидна зависимость качества от количества, а главное - от предела возможных количественных изменений в пределах старого качества.

Разрабатывая диалектическую логику, Гегель критикует метафизические воззрения, основанные на формально-логическом непринятии противоречия в мышлении. Так термин метафизика приобретает свое второе значение антидиалектического учения, не признающего противоречия, описывающего мир в статичности и неизменности.

Гегель утверждает, что мышление, а следовательно, и бытие развивается за счет противоречия , потому он предлагает для описания реальности систему парных категорий: сущность и явление, тождество и различие, возможность и действительность, единичное и общее и пр. Так, любая сущность является, и явление существенно, это две противоположности, которые неразрывно связаны друг с другом. Говоря о тождестве, мы подразумеваем различие, и наоборот. Например, можно сказать, что сущность музыки есть красота, но мы никогда не узнаем ее, если она не явится нам в звуках (сущность и явление). В любой сущности содержится то, чем явления отличаются друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Тождество всех красивых явлений заключается в их красоте; сюда можно отнести не только музыку, но и живопись, театр, природу, тело, поступки и т.п.; вместе с тем они суть разные качества, т.е. содержат в себе различие (тождество и различие). Такая сущность, как красота, объединяет множество различных явлений. Сущность выступает как тождество, равенство самому себе; это абстрактное множество, которому Гегель противопоставляет конкретное тождество, включающее в себя момент различия. Нет двух вещей до такой степени похожих, чтобы они не могли быть различены (например, близнецы); нет двух вещей до такой степени несходных, чтобы они не могли быть сравниваемы в различных отношениях, с разных сторон (например, паровоз - кирпич). Две вещи, как бы они ни были различны, сходны уже постольку, поскольку они вещи и каждая из них качественно определена (т.е. у всех вещей есть качество и количество).

Наблюдая за действительностью и мышлением, мы можем узреть множество парных диалектических категорий, в которых легко описать все процессы: сходство и отличие, множественность и единство , целое и часть, движение и покой и др. Со многими из них мы встречались в предыдущих главах. Итак, мыслить диалектически означает мыслить через противоречие, ибо с точки зрения диалектики все возникает через противоречие, и «нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие» .

С учением о противоречии органично связано и гегелевское учение об отрицании отрицания , которое сам он изображал схематически в виде триады: ТЕЗИС (утверждение) - АНТИТЕЗИС (отрицание) - СИНТЕЗ (отрицание отрицания). Глобальная триада Гегеля включает в себя ЛОГИКУ - ПРИРОДУ - ДУХ. Если учение о противоречии объясняет источник развития всех явлений и процессов (мыслительных, социальных, природных и т.д.), то учение об отрицании отрицания фиксирует направление развития, показывая его преемственность.

Так, знание студентами Гегеля отрицает незнание. Следуя логике Гегеля, зададим вопрос: «Что в таком случае является отрицанием отрицания?» Отрицанием отрицания является в данном примере незнание. Прочитав учебник, студенты узнали кое-что о Гегеле, но их знание не является полным, а потому содержит в себе незнание. Студенты перешли от полного незнания к незнанию, содержащему в себе знание. Произошло ли развитие? Совершился качественный скачок? Можно предположить, что да. Итак, мы совершили скачок от старого качества к новому, а затем вернулись к старому качеству, но на более высокой ступени развития, двигаясь но спирали. В процессе развития каждый его последующий этап содержит в себе предыдущий в снятом виде.

У каждого развития есть объективная цель. Цель познания - истина , которая являет собой совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна, но это уже не конкретность чувственно воспринимаемого предмета, а иная, логическая конкретность, которая достигается за счет того, что понятия берутся не отдельно друг от друга, а в их взаимных противоречивых связях и переходах. Мир - это органическое целое, основанное и обнимаемое мышлением, а истинное знание о нем представлено в системе категорий, и оно достижимо.

Таким образом, немецкая классическая философия предложила нам различные ответы на традиционные философские вопросы, синтезировав весь предшествующий опыт философской рефлексии, разработав схему понимания мира через его базовое единство, основанное на мышлении, как у Гегеля, или на универсальном «Я», как у Фихте. Вопросы познания так или иначе выводили философов на разговор о бытии, что и вылилось в единство онтологии и гносеологии у Гегеля. За исключением Людвига Фейербаха все представители немецкой классической философии были идеалистами, т.е. признавали первичность идеи.

Фейербах слушал лекции Гегеля в Берлинском университете и относил себя к числу его сторонников. Однако вскоре он отказался от принципа идеализма, признавая реальным лишь существование природы (материи), полагая дух (идею) производным от нее. Фейербах назвал свое учение «философией будущего», ибо предложил рассматривать мышление не в отрыве от человека, но лишь как его свойство. Мыслит только человек, являющийся продуктом природы, следовательно, первична не идея, а природа:

Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого действия берется человек .

Философию Фейербаха часто называют антропологическим материализмом , потому что он поставил в центр своей системы человека и отказался от традиционного для платоновско-христианской традиции дуализма души и тела, полагая, что идеальное (сверхъестественное) есть порождение человеческого сознания. Человек - существо природное, наделенное способностью мыслить, и только он является источником всех идей. Идеальное, включая искусство, религию, философию и т.п., не существует вне человека, его фантазии и познания, для которого нет никаких закрытых «вещей в себе».

Таким образом, позиция материализма в онтологии сопровождается обычно позицией Материализм - учение, признающее первичность материи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные