Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

1 августа по старому стилю (14 августа н. ст.) Церковь отмечает три праздника.

Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни. История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге. Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.
Отсюда же происходит и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов. Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию. За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище. В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Соответственно семь юношей: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, принявшие смерть от царя Антиоха за исповедание веры в Бога, также стали называться Маккавеями.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Именно по этим причинам, мне кажется, некоторые люди не желают знать, кто такие святые мученики Маккавеи. Они предполагают, что есть лишь непонятное мифическое выдуманное существо «Маковий». И потому нужно в храмах освящать мак. В сознании человеческом духовная святая составляющая праздника превратилась в полуязыческое суеверие.

Конечно же, можно в этот праздник освятить мак по чину из требника «Молитва еже освятити какое либо благовонное зелие». Но, с одной стороны, по Уставу 1 (14) августа освящается только вода и мед нового урожая. А с другой – часто освященный мак нередко используют в суеверных целях: им посыпают дом для защиты от ведьм, кладут в могилы к покойникам, чтобы тот не вышел и не начал вредить людям, как считают суеверы.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время. Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам дал. Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.
Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода. Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Иерей Андрей Чиженко

* Семи мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). ** Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. * Празднование Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице (1164).
Мучеников в Пергии Памфилийской пострадавших Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кирпака, Минеона, Катуна и Евклея (ок. 284-305); Папы Нового; Елеазара; Кирика; Феодора; Полиевкта. Преподобномученицы Елесы на острове Кифирстем (375). Святителя Тимофея, епископа Проконнеса (VI). Воспоминание Крещения Руси (988). Священномученика Димитрия (Павского) протоиерея (1937). Преподобного Александра (Уродова), архимандрита, исповедника (1961).

Успенский пост

Успенский пост установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста установлен так. В 1164 году греческому царю Мануилу и русскому князю Андрею Боголюбскому в один и тот же день выступить на брань: первому - против сарацин, второму - против болгар камских. Андрей Боголюбский, выступая в поход, взял с собой святой крест и икону Богородицы, и их несли священники перед его войсками, совершая молебны и окропляя святой водой войско. Господь помог Андрею победить врагов, и когда он возвращался с победой, то видел чудесное явление: от его княжеского знамени с изображением иконы Спасителя проливался как бы луч света на все войско. Князь написал об этом явлении греческому императору Мануилу, и тот, также одержавши победу над своими врагами, понял, что это было благодаря помощи Божией, и в благодарное воспоминание сей помощи себе и русскому князю, установил праздник. Праздник назван происхождением, т.е. прохождением, или проношением Честнаго Креста Господня потому, что вспоминается ношение креста перед рядами российского войска, и потому, что в этот праздник положен вынос креста для поклонения на всенощной и для водоосвящения на литургии. Праздник 1/14 августа называется в просторечии «первым Спасом», то есть первым в этом месяце праздником Спасителя, так как в течение его еще бывает два праздника Спасителя: - второй Спас, и - третий Спас.

Медовый спас

14 августа издавна отмечался отмечался первый из трех праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, установленный по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Кроме того, день 14 августа посвящался памяти семи святых мучеников Маккавеев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсенона, Адима и Маркелла, а также матери их Соломонии и учителя их Елеазара. На Медового Спаса принято было освящать в церкви мед; после освящения пчельники разговлялись свежим медом, а также пекли пироги с пшенной кашей и медом. Вообще, строгие блюстители народных обычаев и постники начинали есть мед только с этого дня. Первый Спас - начало Успенского поста, о котором в народе говорили: "Спасовка - лакомка, а Петровка () - голодовка". В , кроме лука, у крестьян обычно не бывало другой зелени, а к Успенскому посту уже появлялись многие овощи и фрукты. На первый Спас святили колодцы, а также повсеместно устраивали крестные ходы на воду.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар пострадали в ветхозаветное время. Незадолго до Рождества Христова иудеи подпали под власть сирийских царей, и один из них, Антиох Епифан, начал принуждать иудеев оставить еврейский закон и принять греческий - языческий. Тогда многие из иудеев твердо стояли за свою веру и закон и пострадали за это. Таковы были Маккавеи. Елеазар был всеми уважаемый за свою ученость и добродетельную жизнь 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса в знак отречения от закона Моисеева, Елиазар отвечал, что он согласен скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он хотя бы сделает вид, что ест идоложертвенное мясо; но благочестивый старец сказал: «Не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного примера. Если я избавлюсь мучений от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, также представлена была Антиоху Епифану женщина по имени Соломония с семью сыновьями. Чтобы принудить к принятию язычества, Антиох приказал сечь их бичами и воловьими жилами. Но несмотря на жестокие удары бичей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю: «Мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и велел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу, потом еще живого жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с твердой надеждой на воскресение в жизнь вечную. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь уговорами и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Тогда он приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хоть одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «Дитя мое! Я с таким трудом и нуждой воспитывала тебя, не отрекаясь от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свою мать, отрок обратился к мучителям и сказал: «Чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам через Моисея. Не будет этого! А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь наконец, что Бог Израилев - Единственный Бог». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мучениям. После него была сожжена и доблестная Соломония. Святые Маккавеи пострадали в 166 г. до P. X.

Девять мучеников Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон (Минея), Катун и Евклей происходили из Памфилийской Пергии и пострадали во время гонения от Диоклетиана. Минеон был плотником, а все остальные - земледельцами. Ночью разорили они капище богини Артемиды. За это их жестоко мучили, наконец, бросили на растерзание зверям, но звери не коснулись их. Тогда им всем отсекли головы.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

Начало Успенского поста совпадает с церковным праздником. В народе известно несколько его названий - Медовый, Маковый, Мокрый, Первый или Маккавейский спас. Традиции предков нашли отражение в праздновании религиозного обряда. Православный Спас совпадает с традиционными языческими проводами лета.

Обычаи праздника

В это день в храмах освящают воду и мед нового урожая. Его подают к столу, поминают умерших родителей, раздают нищим, часть оставляют в церкви;

Православные верят, что природное лакомство после освящения приобретает массу целебных свойств, им лечатся при простуде и прочих хворях;

На церковную службу пасечники несли самые богатые, истекающие медом соты, которые срезали в новую, не использованную деревянную посуду;

В преддверии Спаса готовят сладости с добавлением меда - сбитень, пироги, медовые и маковые пряники, блины, булочки. Угощают детей, оставшихся без родителей, вдов, безвозмездно помогают им.

На Руси перед праздником девушки делали «маковийский букет» из пахучих трав - мяты, чабра, ноготков и мака. Плели венки из колосьев ржи. Их также приносили для освящения в церковь.

Высушенным коробочкам мака приписывались магические свойства. Семена оставляли в избе, чтобы отвести от домочадцев беды и хвори. Для лучшего роста волос, девицы вплетали в косы маковый цвет, выращенный из сухих освященных семян. Чтобы был урожай, зерна пшеницы и ржи использовали для новых озимых посевов (к работе приступали тотчас же).

Когда празднуют медовый и яблочный спас

Отмечают прадник 14 августа , не переходящий праздник. Его дата фиксирована. Знаменуя собой начало поста в память об Успении Богородицы, он открывает августовские «Спаски». Дни, когда запрещена скоромная еда, но разрешена постная пища, в изобилии присутствующая в это время года у крестьян - мед, орехи, свежие ягоды, фрукты и овощи.

Яблочный (Второй) спас привязан к празднованию Преображения Господня, отмечается в России 19 августа .

Что можно делать чего нельзя на медовый спас

Чтобы не накликать беду, привлечь удачу, оградить себя от порчи и дурного глаза, в праздник рекомендуется:

  • Обязательно посетить послеобеденную службу, помолиться, освятить мед, попробовать его, угостить им родственников, близких и нищих, церковный причт;
  • Совершить омовение в освященной воде, в деревнях - искупать в водоемах скот;
  • Готовить традиционные сладости кухни восточных славян;
  • Пробовать мед нового урожая (до 14 августа разрешалось употреблять в пищу только прошлогодний);
  • Поминать умерших родственников пирогами, пряниками с освященным медом;
  • Помогать страждущим, сиротам, старикам.

Как и в остальные церковные праздники на Медовый спас нельзя ссориться, драться, ругаться с близкими, отказывать в помощи. Поскольку с этого дня начинается пост, запрещена скоромная пища (мясо, яйца, сливочное масло). Вместо нее вкушают растительные дары природы. После 14 августа купание в природных водоемах запрещено. В остальном жесткое вето на другие действия не налагались.

История и традиция праздника

Впервые христианское Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня установили в IX веке. В Константинополе шло ежегодное водосвятие частями Животворящего креста.

На Руси празднование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы утвердилось из-за знамения, исходившего от икон, которые помогли князю Андрею Боголюбскому в сражении с волжскими болгарами.

  • Первым спас назван, поскольку открывает череду «спасов»: Яблочный (Второй) и Ореховый (Третий);
  • Медовый - пчеловодство было одним из основных занятий славян. Спас знаменовал начало «медовой страды», на него приходилась качка меда;
  • Мокрый - напоминание об освящении колодцев и природных водоемов, совершаемое в память о Крещении Руси;
  • Маккавей, Маковый - к 14 августа спеет мак. Корни названия уходят в религию. Медовый спас - дань почитанию Маккавейских мучеников, отдавших жизнь за Христову Веру.

Служба на медовый спас: религиозный обряд и традиции

Послеобеденная служба посвящена сразу нескольким церковным праздникам. Основному - Происхождению честных древ Животворящего Креста Господня, а также Всемилостивому Спасу Христа Бога и Пресвятой Богородицы, поклонение Кресту с малым водосвятием (в память о крещении Руси) и освещением свежего меда.

Церковь подчеркивает: для истинно верующих православных христиан освящение меда и вкушение его не должны затмевать собой значимость первых двух событий.

Медовый спас: что святить и взять с собою в церковь

На службу приносят мед этого года или соты. Сладостью запасаются впрок, берут больше, чтобы часть оставить в храме или угостить нищих. Традиционно на службу верующие приходят с букетами или пучками трав: мятой, бархатцами, в который добавляют несколько головок зрелого мака.

После освящения травами украшают жилье, мак высушивают и хранят. Его заваривают с травяными сборами при болезни. Оставляют на столе для защиты домочадцев от злых сил.

Заговоры и обряды

В основном «сильные» слова наговаривались на мак или мед. Считалось, что заговор, прочитанный в этот день, имеет особую силу и действует быстро.

  • На хорошую торговлю: на расстеленном на прилавке новом носовом платке и россыпью размещают стакан мака. Девять раз произносят: кто на мой мак наступит, тот весь товар мой купит. Понемногу ежедневно рассыпают семечки у прилавка. Заговор действует примерно месяц;
  • От ссоры между родственниками: в Медовый спас накрывают стол, со сладостями подают чай, в который добавляют ложку меда со словами: «Мед, смягчи ты пыл разгневавшегося, усмири его и убери все обиды». После этого разносят чай родственникам, следя, чтобы каждый отпил хоть глоток.

Обряды праздника связаны с климатическими особенностями местности: запрет на купание в водоемах, озимый посев ржи. В личной жизни Медовый спас помогал женщинам избавиться от «бабьего греха». Считалось, что усердно помолившейся женщине простятся ее измены и мелкие прегрешения.

Вконтакте

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.

Медовый Спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю) каждого года.

Это народно-христианский праздник с языческими корнями, первый из . В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.

Православная Церковь приурочила Медовый Спас к Происхождению (изнесению) Древ Животворящего Креста Господня (слово «Происхождение» означает «крестный ход»). Праздник был установлен в IX веке в Константинополе. Выбор даты неслучаен. Август был самым жарким месяцем в году. В этот период распространялись инфекционные заболевания, которые влекли за собой смерти. Часть Животворящего Креста (на котором распяли Иисуса Христа) проносили по городу, освящали им воду и улицы, после чего болезни утихали.

Другие названия народного праздника

Первый Спас, Маковый Спас, Маковей, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Пчелиный праздник, Проводы лета.

Название «Медовый Спас» праздник получил за то, что в это время собирали мед нового урожая. Мокрым народ именовал его потому, что дата празднования совпала с Крещением Руси в 988 году.

Название «Маковей» он получил за то, что в этот день начинали собирать мак.

Подробней о заговорах и оберегах на Медовый спас читайте .

Медовый спас традиции

— В Медовый Спас в церквях проходит богослужение, освящается мед нового урожая и вода.

— В этот праздник также принято святить букеты из васильков и бархатцев. Люди приносят их домой, засушивают и хранят в качестве оберегов.

— На Руси в отварах этих цветов матери купали детей, чтобы уберечь их от болезней.

— Прежде чем есть мед в этот день его нужно освятить в храме. Освященным медом угощали всех, кто встречался на пути из храма: детей, незнакомых, нищих. Считалось, что первая ложка меда обладает магической силой: нужно было загадать заветное желание, которое обязательно сбывалось.

— С 14 августа мед являлся одним из главных блюда на столе. Хозяйки пекли блины с медом, делали медовые коврижки и, конечно, медовуху.

— В этот день принято помогать по хозяйству вдовам, пожилым и немощным людям.

— Помимо меда в это время начинали собирать озимые культуры.

— На Руси в этот день священнослужители совершали крестные ходы к природным водоемам и освящали воду. После этого люди купались в них и купали домашнюю скотину, чтобы очиститься от грехов и укрепить здоровье.

— Считалось, что с 14 августа купаться уже нельзя, так как вода начинала цвести и была источником разных болезней.

— Помимо меда в этот день собирают и мак. Собранный 14 августа мак обладает целебными свойствами. Поэтому на столе обязательно должны быть пироги и булочки с маком.

— Женщины в этот праздник обязательно молились: считалось, что можно отмолить все бабьи грехи.


Медовый спас приметы и поверья

— По народным приметам в этот день пчелы завершают свой труд по сбору меда и готовятся встречать холода.

— У первого спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер. Журавль на спас в отлет летит.

— На медовый спас даже нищий медку попробует.

— На первый Спас святи колодцы.

— На маковый спас мак собирай.

— На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные.

— В первый спас любой бабий грех прощается.

— После первого спаса в реку не заходят.

— Ласточки три раза отлетают – на три спаса.

— Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.

— Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи Пчела перестает носить медовую взятку.

— Во что Маккавеи, в то и разговенье.

— На Медовый Спас идет дождь – пожаров будет мало.

— Женщинам, которые помолятся в этот день в церкви, отпускаются все грехи.

— На следующий день после Медового Спаса необходимо провести в доме генеральную уборку, чтобы смыть негативную энергетику.

Что нельзя делать в Медовый Спас

В Медовый Спас запрещается ссориться, ругаться, выражаться матом, находиться в плохом расположении духа, желать зла другим людям.

Что можно и что нельзя кушать в Медовый Спас

14 августа у христиан начинается Успенский пост. В этот день запрещается употреблять мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Разрешена пища растительного происхождения. Традиционные блюда, которые употребляют в праздник: домашняя выпечка с добавлением мака и меда, орехов, корицы, ягод и фруктов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные