Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Образование постоянно меняется. В соответствии с изменениями в обществе оно обрастает новыми методами, способами и собственными трендами. Каким будет образование через 10 лет? Через 15, через 50? Мы собрали самые популярные прогнозы того, как будет устроена система обучения в ближайшем будущем.

1. Портфолио вместо оценок

Мы часто говорим о том, что знания важнее оценок. Они субъективны, они стандартизированы, они не могут дать конкретного представления о способностях человека, зато могут мотивировать школьников даже больше, чем получение знаний.

В школе будущего на первый план будут выставляться именно знания. Портфолио станет важнее оценок. Во время обучения школьник будет получать грамоты за победы в олимпиадах, награды за участие в конкурсах, а также создавать проектные работы и выступать с ними. Это даст гораздо больше информации работодателю, который тоже сможет оценить вас по достоинству. Написанное в седьмом классе приложение для мирового рынка скажет ему гораздо больше, чем «отлично» по информатике в аттестате.

2. Акцент на творчество

Собственные проекты будут цениться больше отметок - и этому есть ещё одно подтверждение. Взглянув на историю в разрезе, мы можем заметить, как люди постепенно отходят от ручного труда. В современном технологичном обществе автоматизация процессов становится обычным делом.

Вполне возможно, что необходимость физического труда рано или поздно сведётся к нулю. Автоматизировать можно будет даже большинство когнитивных процессов - ведь вычислительные мощности машин также растут в геометрической прогрессии.

Технологии подарили нам множество ресурсов и возможностей для того, чтобы проявить себя, творить и двигать искусство вперёд. В связи с этим многие прогнозируют, что в приоритетах обучения будут творческие способности, а основной прослойкой общества станет креативный класс.

3. Школа-конструктор

Система общего образования окончательно потеряет свой смысл. Базовые предметы, которые сначала навязывают школьникам, а потом и студентам, уступят место углубленному изучению выбранных по собственному желанию. Конечно, нельзя недооценивать пользу разностороннего развития, но обучение может стать гораздо эффективнее, если не обязывать учеников знать столицу Австралии и имя снохи Петра I.

Таким образом, будущее может предоставить нам более гибкую систему школьного обучения, где предметы могут быть подобраны с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений ученика. Это позволит уже с малых лет приобретать не только любовь к определённой сфере, но и получать определённые навыки, которые в этой сфере можно будет применить. В университете, где система выбора предметов представлена частично, она станет гораздо более гибкой и индивидуальной.

Эксперты из агентства стратегических инициатив даже предполагают появление так называемого «алмазного учебника» : искусственного интеллекта на основе нейросетей, который будет подбирать индивидуальную литературу под особенности читателя.

4. Отход от идеи одновозрастного образования

Изменение системы школьного образования может затронуть и другие стандарты. Например, идею о том, что в одном классе обязательно должны обучаться ученики одного возраста. Что, если один школьник прорешал все задания контрольной за четыре варианта и скучает, а его сосед не смог осилить и одного? Встаёт вопрос о том, а не стоит ли игнорировать возраст и объединить учеников только по уровню знаний.

На заочном образовании уже нет никаких возрастных рамок, и ничто не мешает 89-летнему дедушке сидеть в одной аудитории с двадцатилетними студентами. В школах такой подход (за исключением случаев, когда учеников оставляют на второй год) неприемлем вовсе. Некоторым выходом из ситуации являются разные образовательные проекты. Например, Летняя школа, организаторами которой являются авторы журнала «Русский репортёр».

Предполагается, что такой подход станет нормой для будущих школ, а «выровненный» по знаниям класс будет работать гораздо более эффективно.

5. Изменение роли преподавателя

Предполагается, что в школе будущего границы будут размыты не только между возрастами, но и между социальными ролями. Усилится напор на индивидуальный подход: учитель может взять на себя роль персонального наставника и курировать отдельно взятого школьника или группу школьников.

С другой стороны, с учётом «конструкторного» подхода к среднему образованию, динамика социальных ролей может стать ещё сильнее. Так, например, учитель может преподать ученику физику элементарных частиц, а спустя сорок минут уже ученик будет преподавать учителю урок филологии.

6. Уклон в самостоятельное обучение

С уровнем развития современных технологий, а, что самое главное - с их распространением, информация становится гораздо более доступной, а обучение - дешёвым. Все затраты могут упереться в наличие интернета, а в электронных энциклопедиях и информационных ресурсах недостатка нет.

Уже сейчас имеется огромное количество онлайн-курсов, которые вы без проблем можете пройти самостоятельно в любое удобное время, не выходя из дома. На самом деле, их настолько много, что одной из современных тенденций стали агрегаторы онлайн-курсов , которые делают систему самостоятельного обучения ещё более гибкой.

7. Уклон в дистанционное обучение

Время «учителей на дом» прошло: на смену пришли беседы с педагогами по Скайпу и те же онлайн-курсы. Но быстрый интернет и автоматизация процессов может позволить воспроизвести целые онлайн-классы, позволяя и учителю и ученикам не покидать собственного дома.

Многие возражают, что это может навредить социализации. Что школа и вуз позволяют пообщаться со сверстниками, тогда как онлайн-обучение напрочь лишает нас подобной возможности.

Однако на другой чаше весов стоит тот факт, что дистанционное обучение может по-настоящему разрушить границы: так, преподаватель из США может вести лекцию на аудиторию студентов из США, Китая, России и прочих уголков Земли. И, на самом деле, такой проект уже существует: это онлайн-университет Coursera, в котором задействованы преподаватели из Стенфордского, Пристонского и некоторых других престижных университетов страны. Причём, вы сможете как посмотреть записи лекций, так и просмотреть одну из таких вживую, задавая вопросы онлайн.

Возможностей развития такого подхода - вагон и маленькая тележка: не стоит забывать хотя бы об активном развитии устройств виртуальной реальности. Проблем тоже хватает: например, всё та же социализация, или отсутствие какой-либо системы оценки полученных таким образом знаний. Но по сравнению с уже проделанной работой для появления подобных технологий, дело осталось за малым.

Итоги

На протяжении всей истории образование претерпело множество изменений, но похоже, что самые главные только ждут впереди. В самом ближайшем будущем учёба будет гораздо более доступнее, быстрее, эффективнее и индивидуальнее. А самое главное - она получит более объективную систему оценки личных качеств, и мы сможем рассчитывать, что в скором времени все самые престижные должности будут занимать только самые умные, талантливые и креативные люди, независимо от их статуса.

Будущего практически невозможно. Однако, судя по тому, каким путем сегодня развивается мир в целом, и образовательная сфера в частности, можно выделить основной вектор этого развития – технологии.

Технологии стремительно распахивают дверь и уверенно входят в нашу жизнь так, что этот процесс движение кажется уже необратимым. Изменяя способ выполнения заданий, образ мышления, предоставляя совершенно новые средства для обработки данных и информации, технологии изменяют людей.

Процесс получения знаний все в большей степени зависит от технологических новшеств.

Образование будущего будет строиться вокруг новых инновационных, и в большинстве своем цифровых, технологий и инструментов. Медийная среда и интернет ресурсы предоставят возможность процессу обучения становится более гибким, и более индивидуальным. Возможно, место классных комнат частично займут интерактивные образовательные платформы, образовательные социальные сети и .

Визуализация

Как известно, большую часть информации человек получает от зрительного анализатора. Другими словами, ученику гораздо важнее то, что он видит, скорее, чем слышит. Визуализация обучающего материала в будущем будет достигать качественно нового уровня. Анимация, графические изображения, динамические таблицы, графики и диаграммы, инфографика, видеоматериалы и многое другое. Визуальные продукты играют основополагающую роль в процессе донесения знаний и информации.

Персонализация

Образование и обучение будет более персонализованным и индивидуальным. Персонализованные, то есть подобранные с учетом потребностей ученика или студента, платформы. Индивидуальный подбор предметов на основе интересов и способностей. Темп подачи материала также будет приспособлен к особенностям восприятия каждого ученика.

Диверсификации

Методики подачи материала, стратегии обучения, методы и формы оценки знаний будут становиться еще более разнообразными и креативными.

Доступ к информации

Сейчас уже можно говорить о том, что буквально на расстоянии вытянутой руки (а именно расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы выйти в Интернет, будь-то дотянуться до смартфона, ай пада или компьютера) находится любая информация на любую заданную тематику.

Использование облачных технологий

Которые в свою очередь упрощают вышеупомянутый доступ к ресурсам, программному обеспечению, и предоставляют возможность комфортной дистанционной работы над проектами совместно с другими участниками, в режиме реального времени.

Геймификация

Иными словами, это привнесение элементов игр в процесс образования. Примером могут служить введение системы достижений, очков, баллов, уровней, значков отличия. Особым преимуществом является мгновенная обратная связь. То, как ты справляешься с заданием, с предметом, ты узнаешь не в результате оценки в аттестате, а сразу же, по мере освоения материала.

А также представьте, что неотъемлемой частью образования будущего станут:

К 2020 году :

  • ЗД принтеры и 3Д модели,
  • экранизированные цифровые парты,
  • проекционные модели на всю стену

К 2030:

  • Цифровые очки
  • Огромные возможности виртуальной реальности
  • Голография
  • Нейроинформатика
  • Экраны на сетчатке глаз

В будущем образование станет непрерывным взаимосвязанным процессом, позволяющим ученикам получать знания необходимые для выживания в постоянно изменяющихся условиях существования.

В будущем обучение будет идти быстро, будет давать надежный результат и не будет требовать больших расходов. Очевидно, что указанными свойствами должна обладать идеальная система образования. Как учебные заведения обретут необходимые свойства? Об этом сказано ближе к концу статьи. Ну, а чтобы ответ был обоснованным, в статье будут рассмотрены некоторые аспекты учебного процесса и будут отмечены возможности для модернизации.

Темой конкурса обозначено будущее именно российской системы образования, но сравнивая учебные заведения разных стран нетрудно убедиться, что их проблемы, не зависят от границ. На первом месте в списке проблем, конечно же, стоит недостаток финансирования. Также имеются недоработки в обеспечении качества образования. Ну, а раз проблемы в разных странах близки, то в статье учебные заведения России выделяться не будут.

Говоря о будущем, полезно знать прошлое, а точнее, истоки рассматриваемого явления. Для выполнения общественно-полезных работ человеческому обществу необходимо иметь квалифицированные кадры. Но человеческая жизнь не долговечна и рано или поздно даже занятые рабочие места становятся вакантными. Ну, а приходящие на смену поколения не рождаются с набором необходимых навыков и знаний. Поэтому, молодых людей необходимо обучать.

Также, часто требуется учить и уже не молодых людей, ведь благодаря техническому прогрессу со временем появляются новые сферы деятельности. Поэтому можно уверенно сказать, что в человеческом обществе сфера образования будет существовать всегда.

Метод обучения

За всю историю школ метод обучения никогда не менялся: обучение производилось с помощью учителя. Учитель преподает учебный материал и производит контроль усвоения. Обе учительские функции важны, без первой обучение невозможно, а без второй результат нельзя гарантировать. Поэтому не вызывает сомнения то, что обучение всегда будет производиться с учителем. Другое дело - кто будет учителем, и как учитель будет исполнять свои обязанности?

Например, учитель может работать неявно, или на его место может быть поставлена окружающая среда или ее модель. Также возможно, что на месте учителя человек будет заменен какой-нибудь автоматической системой. Но, при любых раскладах, учительские функции все равно кто-то должен будет исполнять.

Форма обучения

Говоря о работе учителя, следует отметить, что ее можно построить бесчисленным количеством способов. Но какими бы способы ни были, они должны обеспечивать полноценный обмен информацией между учителем и обучаемым.

Сейчас наибольшей популярностью пользуется традиционная форма обучения, при которой учитель очно общается с учениками. Но традиционная форма обучения не лишена недостатков, которые ограничивают возможность вести учебный процесс. Проделав подробный анализ можно будет выявить все эти недостатки, но для уменьшения объема статьи анализ проводиться не будет, а будут просто перечислены некоторые проблемы, и будут указаны возможные решения.

1) Обучение производится в специализированных аудиториях, которые должны быть рассчитаны на размещение достаточно большого количества обучаемых. Необходимость иметь аудитории будет снята, если эффективность дистанционного образования приблизится к эффективности очного.

Так как обучение - это в первую очередь процесс обмена информацией, то и решения должны лежать в информационной плоскости. Необходимо, чтобы появились развитые средства передачи информации и появились средства эффективного вовлечения в учебный процесс. Работы над этим активно ведутся и уже сейчас есть возможность проводить эксперименты над формами заочного обучения.

Например, в Старой Пустыни, что находится в Нижегородской области, на базе летнего лагеря исследуется модель обучения посредством выделенного каждому ученику компьютера. Пользуясь беспроводной связью, ученик обращается к школьному Wiki-сайту и выполняет некоторую работу. Надо сказать, что модель обучения, принятая в Старой Пустыни, очень проста, что является как ее преимуществом, так и недостатком. Большего эффекта присутствия можно было бы добиться организуя вебинары.

Если идею дистанционного образования развивать смелее, то учеников можно собирать в виртуальных аудиториях. В этом случае традиционные школы можно будет заменить на школы размещенные в виртуальной реальности. К примеру, в игре "Second Life" уже сейчас некоторые западные институты проводят семинары и занятия. Очевидно, что широкое распространение трехмерных очков высокой четкости и распространение средств упрощенного манипулирования сделает эффект присутствия в виртуальном классе достаточно сильным.

Но особые перспективы есть у метода, при котором обмен информацией будет идти минуя органы чувств. Например, уже сейчас производятся искусственные глаза и уши для слепых и для глухих. Возможно, что в будущем эти "гаджеты" будут использоваться для создания прямого канала связи с учителем, некоторого третьего глаза и третьего уха. Возможно даже, что связь с учителем будет происходить уникальным способом и станет некоторым шестым чувством.

2) От профессионализма учителя зависит качество образования, а профессиональных кадров не хватает. По той же самой причине учитель вынужден одновременно обучать несколько десятков учеников, что практически лишает его возможности применять индивидуальный подход. Для искоренения проблемы необходимо увеличить количество высококлассных учителей и максимально автоматизировать работу преподавателей.

В данный момент проблема решается благодаря обучению новых учителей и проведению с ними регулярных курсов повышения квалификации. Но если остроту проблемы сбить получается, то искоренить нехватку хороших учителей при этом не удается. В результате, уровень образования, получаемого в отдаленных регионах и на селе, все еще недостаточно высок, и чем дальше, тем больше увеличивается разрыв между регионами в интеллектуальном потенциале.

Решить проблему можно создав полностью автоматизированную систему обучения с достаточно высоким уровнем обучающего функционала. Выпуская эту систему крупными тиражами можно будет, с одной стороны, ликвидировать разницу между регионами в уровне образования, а с другой - сократить расходы на обучение.

Следует отметить, что уже сейчас создано множество обучающих программ, но еще ни одна из них не смогла полноценно заменить человека. Необходимо и дальше формализовывать преподаваемые знания и процесс обучения, что поможет постепенно автоматизировать работу учителя. Некоторым шагом в эту сторону стало, например, введение системы ЕГЭ. При всех своих недостатках, ЕГЭ позволяет значительно сократить участие человека в проведении контрольных работ.

В дальнейшем можно будет надеяться на появление программ способных проводить полноценное обучение. Конечно, создать эти программы будет не очень просто, но, очевидно, создать их будет возможно. Ну, а люди, после того как они будут освобождены от текущей учебной работы, смогут переориентироваться на развитие обучающих программ.

3) Первоначальная неопытность обучаемых ограничивает возможность проводить практические занятия. Одно неосторожное движение практиканта может стать причиной трагедии. Например, на практических занятиях летчик может разбиться, а студент-медик может погубить пациента. Для того, чтобы избежать непоправимых последствий, практические занятия приходится откладывать на более поздний срок и процесс обучения затягивается.

Для решения проблемы необходимо создавать тренажеры наиболее приближенные к реальности. С их помощью требуется максимально реалистично воссоздавать условия труда и обеспечивать максимальную безопасность участников практики. В будущем количество тренажеров должно быть увеличено, а спектр тренируемых навыков должен быть расширен. Также очевидно, что обучаемый будет больше заинтересован в учебе, если у него расширятся возможности практиковать приобретенные знания.

4) Не все знания удается представить наглядно. Обучаемые зачастую не понимают суть и смысл предлагаемых им знаний. Потеряв нить рассуждения обучаемый теряет возможность сложить полученные знания в цельную картину. В этом случае учеба превращается, в лучшем случае, в зубрежку.

Чтобы избежать недопонимания, необходимо излагать материал в такой форме, чтобы ученик смог выстраивать максимальное количество ассоциативных связей с понятными ему явлениями.

Некоторые учителя так и пытаются вести обучение, но при этом они показывают в основном индивидуальное мастерство. Например, в 30-40-е годы физик Гамов Г.А. публиковал мини сериал о некоем мистере Томпкинсе. В рассказах Гамова физические явления описывались на бытовом уровне, что позволяло наглядно представить и строение ядра атома, и смысл теории относительности, и многое другое. В рассказах мистер Томпкинс помещался в выдуманный мир, где описываемые физические явления можно было сравнить с явлениями обыденными. По сути, Гамов мастерски превращал лекцию в роман. Безусловно, стиль описания способствовал усвоению материала, и нет сомнений, что в будущем процесс обучения должен будет активно эксплуатировать близкие ассоциации.

В частности, эксплуатация причинно-следственных связей позволит визуализировать картину будущего. То, как будет выглядеть обучение с визуализированным будущим, показано в кинофильме 2007 года "Пророк". В этом фильме главный герой как-то видел будущее, и видя это будущее, он мог корректировать свои действия в настоящем.

Список проблем, которые ограничивают возможность производить обучение, можно, наверное, и продолжить. Но, очевидно, список будет слишком длинным, а статься в результате полного перечисления станет излишне объемной, поэтому, чтобы сократить объем статьи, на этом перечисление будет закончено, а работа по восполнению пробела пусть будет проделана при более серьезном исследовании.

Практика обучения

Переходя от теории обучения к учебной практике также можно увидеть перспективы для модернизации. Например, сейчас образовательная система рассчитана на обучение людей. В будущем возможно расширение преподавательской практики на некоторые искусственные системы, например, на искусственные нейронные сети. Не исключено, что в будущем будут создаваться специальные учебные программы для роботов и что в будущих аудиториях роботы будут занимать место рядом с живыми людьми.

Новые категории обучаемых могут появиться и за счет экзотических существ, например, из других планетных систем. Впрочем, экзотики хватает и на Земле, ведь даже на Земле существует огромное количество живых существ способных к обучению. В частности, на обучении обезьян для выполнения неквалифицированного труда построен сценарий кинофильма 1972 года "Покорение планеты обезьян".

Как бы то ни было, но успешность обучения зависит от того, насколько хорошо известны реакции обучаемого на те или иные воздействия. Поэтому, необходимо будет собирать практический материал и составлять на его основе модель поведения обучаемого. Ориентируясь на составленную модель, можно будет выбирать наиболее эффективные учебные стратегии, и чем больше индивидуальных особенностей будет учтено, тем продуктивнее можно будет провести учебу. Поэтому, в будущем учеба будет начинаться с максимально полного изучения индивидуальных особенностей ученика.

Особые ситуации

Обучение не всегда бывает успешным. Иногда ученик не может или не хочет осваивать материал. Причин этому может быть много, но одни из них преодолеть возможно, а другие нет. В школе будущего все предпосылки ведущие к ухудшению успеваемости необходимо будет выявлять и, по возможности, преодолевать.

Сейчас для выявления проблем с учебой используется метод контроля успеваемости. Периодически проводятся контрольные работы, а также проводится выборочная оценка усвоения материала. На основе полученной информации делаются определенные выводы и производятся некоторые внушения.

Очевидно, что применяемый метод не позволяет осуществлять полноценный контроль, а поэтому можно легко пропустить момент, когда у отдельных учеников начинается отставание по успеваемости. Необходимо восполнить недостаток контроля и создать комплекс полноценного мониторинга, чтобы ни один из значимых факторов не остался упущенным.

Также в будущих школах потребуется расширить спектр методов повышения успеваемости. Сейчас мотивирование неуспевающего практически полностью возложено на совесть учителя, на сознательность ученика и на участие родственников. Очевидно, что эти меры недостаточны. В учебном процессе необходимо будет использовать более действенные методы стимулирования к учебе. Очевидно, что необходимо будет взять на вооружение весьма тонкие и весьма изощренные технологии. Ну, а существенную помощь в стимулировании окажет знание реакции обучаемого на те или иные воздействия.

В идеале, все препоны мешающие освоению материала должны будут преодолеваться. В этом случае результат обучения можно будет гарантировать и можно будет проводить продуктивное обучение вне зависимости от желания обучаемого. Появление в образовательной практике принципа гарантирования качества должно сократить спектр выпускных отметок до двух значений: "материал усвоен" и "материал не усвоен".

Вопрос цены

Сейчас учеба - это практически всегда обременительный процесс. Если подсчитать, сколько времени уходит на цикл обучения грамотного специалиста, то оказывается, что требуется потратить порядка 10-20 лет, чтобы человек смог стать профессионалом в некоторой узкой области. Получение всесторонних знаний и навыков, зачастую, оказывается задачей попросту непосильной. Но даже 10-20 лет - это колоссальное количество времени, оно составляет существенную часть средней продолжительности жизни человека. Велики затраты на обучение и в денежном измерении. Очевидно, что все расходы на получение хорошего образования необходимо будет существенно сократить.

Как это можно будет сделать? Путь сокращения издержек известен издревле: необходимо учесть все траты, и, по возможности, заменить расточительные элементы на более экономные, но не менее надежные и не менее функциональные.

Чем дальше будет идти прогресс, тем больше будет инструментов для оптимизации расходов. Некоторые элементы образовательной системы, которые поддаются оптимизации, рассмотрены выше, но очевидно, что в образовательной системе существуют и другие гибкие места. Выявить все эти места поможет подробный анализ учебного процесса.

Надо сказать, что удешевление стоимости образования происходит практически постоянно. Если в древние времена хорошее образование могли оплатить только редкие единицы, то сто лет назад учиться могли уже очень многие люди. К середине же XX века во многих странах образование стало всеобщим, а зачастую даже и обязательным.

Если говорить о финансовой стороне дела, то сейчас, например, в России средние расходы государства на обучение одного школьника составляют 2835 рублей в год. Высшее образование, конечно же, требует на порядок больше расходов, но и они не предельно велики.

Тем не менее, прогресс не стоит на месте, со временем появляются все новые и новые инструменты, которые оказывают помощь в уменьшении стоимости образования. Поэтому не вызывает сомнения то, что реальные затраты на обучение будут снижаться и далее. Другое дело, что лучшее - это враг хорошего, но это проблема скорее хорошего, чем лучшего. Очевидно, что современная образовательная система будет сопротивляться приходу обновленного конкурента. Но как только новая форма обучения покажет свое неоспоримое преимущество традиционные школы и ВУЗы будут вынуждены уйти в прошлое.

Как далеко можно продвинуться на пути сокращения расходов? Ответ зависит от тех пределов, в которых будет существовать система образования. С одной стороны, образовательные учреждения действуют в человеческом обществе и должны мириться с границами человеческих возможностей. С другой стороны, учебные заведения действуют в правовом поле и должны соответствовать нормам закона. Анализ указанных факторов, собственно, и даст ответ на искомый вопрос.

Но если учесть, что границы человеческих возможностей интенсивно расширяются, и что законы принимаются для регулирования жизни общества, а не для нанесения ему вреда, можно уверенно сказать, что все до сих пор существующие ограничения со временем будут сняты, и что расходы на учебу удастся сократить до весьма незначительных величин.

Что мы увидим в результате оптимизации? Здесь уместно вспомнить сцену из фильма "Матрица", в которой Нео обучался техникам восточных единоборств. Если современные школы борьбы потребовали бы от Нео потратить на обучение большую часть жизни, то в фильме процесс шел в автоматическом режиме и завершился за несколько часов.

Перспективы, которые нас ждут после появления компактных и очень эффективных обучающих систем, конечно же впечатляющие. Имея набор образовательных программ можно будет быстро менять сферу деятельности и быстро перепрофилировать людей на новые виды работ.

Также можно будет получать навыки только при необходимости. Ну, а курсы повышения квалификации будут проходить подобно обновлению программ на компьютере. Возможно, что обучение со временем станет столь же простым, как и копирование данных на компьютере. Возможно будет разработана технология непосредственной записи знаний в мозг человека, и история показанная в кинофильме 1990 года "Вспомнить все" может оказаться реальной.

Возможен и другой вариант, при котором к человеческому мозгу будет непосредствено подключено хранилище знаний и навыков. При необходимости они будут извлекаться из хранилища и применяться для того или иного дела. Развивая идею еще смелее можно допустить, что благодаря непосредственному подключению к мозгу, личность человека сможет мигрировать в искусственное тело, которые будет иметь улучшенные возможности к мышлению и усвоению информации.

Завершая статью про обучение следует отметить, что хорошая учебная программа всегда должна иметь завершающую стадию. Если оказывается, что во время практической работы человеку требуются постоянные консультации, то это свидетельствует о том, что учитель не дал полноценные знания или не привил достаточный набор навыков. Если между учителем и учеником не перерезать пуповину, то это породит проблемы обеим сторонам. Ученик не сможет избавиться от зависимости от учителя, а учитель и в дальнейшем будет вынужден тратить время и силы на консультирование уже обученных людей.

Учитывая, что мир со временем меняется, и что практически всегда может найтись место для освоения чего-нибудь нового, то оказывается, что учиться требуется всегда и всегда есть потребность в учителе. Решение проблемы заключается в том, чтобы давать обучаемому навыки самообразования. Если после окончания учебы человек для себя сам сможет выступать учителем, то это позволит ему обрести полную самостоятельность, а также не оставит его без возможности к самостоятельному развитию.

При определенных условиях, не останутся в накладе и учебные заведения. Давая полноценное образование они смогут избавиться от лишней работы и смогут рассчитывать на благодарность со стороны своих выпускников. Правда, во время учебы необходимо будет позаботиться о том, чтобы благодарность выпускников была соответствующей.

Рассказываем, каких предметов не хватает в школьной программе, как онлайн-образование поможет традиционному, и даём советы, с чего ребёнку начать обучение важным навыкам.

Школьное образование - важнейший социальный институт, который даёт фундаментальные знания. Сейчас большую роль играют информационные технологии и автоматизация, а это значит, что школы должны адаптироваться к новым реалиям. Мы выяснили, какие предметы стоит ввести в школьную программу, а также спросили у основательницы рекрутингового агентства Pruffi Алёны Владимирской, как должна меняться современная школа.

Вводить предметы в школе исходя из текущих потребностей рынка труда опасно. Среднестатистический школьник выйдет на рынок труда минимум через пять лет. Поэтому вводить предметы в школу нужно с перспективой, с «горочкой».

Сложность заключается в том, что, когда школьник выйдет на рынок труда, его базовое образование сильно устареет. Как и устаревало, например, наше базовое образование во время очередной научно-технической революции, которая наступила в начале XXI века. Прогресс развивается скачками, накапливается критическая база знаний, умений и открытий.

Алёна Владимирская

Чему учить

Дроны, VR, интернет вещей и другие замечательные технологии не появились бы без программирования. Спрос на программистов на рынке труда велик, многие компании в кризис стараются уходить в интернет и автоматизировать процессы, чтобы идти в ногу со временем.

Текущий школьный курс информатики явно рассчитан не на сегодняшний день. Дети с малых лет знают, как обращаться с компьютером, пользоваться интернетом и совершать другие базовые действия. Нужно привести школьную программу в соответствие и ввести курс базового программирования.

Конечно, не все дети в будущем станут ИТ-специалистами. Но как минимум понимать, как устроены эти процессы, нужно. Многие вузы уже сейчас открывают специальные курсы по программированию для школьников, есть множество обучающих онлайн-программ. Почему бы не ввести этот курс в школы на постоянной основе?

На Западе об этом задумались несколько лет назад. Например, в статье Should Everybody Learn to Code? («Стоит ли каждому учиться программированию») обсуждается повсеместное введение программирования в американских школах.

«Каждый должен освоить computational thinking (математическое мышление. - Прим. ред.). Оно развивает абстрактное мышление и учит разделять задачи на мелкие части. Программирование - один из способов приобрести этот навык», - говорит Жанетт Винг (Jeannette Wing), корпоративный вице-президент Microsoft Research.

Надо обязательно учить программировать, особенно на начальном уровне, даже если ты девочка-гуманитарий и никогда не будешь программистом и инженером. Это очень систематизирует мышление, даёт понимание системности и структурности, и в мире, в котором мы будем жить, это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • «1C» проводит курсы базового программирования для школьников по всей России. Попробуйте записать своего ребёнка туда.
  • Воспользуйтесь нашей для тех, кто хочет научиться программировать. В ней мы рассказали, с чего начать и где ещё можно освоить базовые вещи.
  • Просмотрите образовательных платформ для обучения программированию.

В 2015 году российское Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) изучило уровень финансовой грамотности подростков. Эксперты выяснили, что российские подростки имеют смутное представление о кредитах и депозитах. Только в старшей возрастной группе (14–17 лет) смогли дать определение понятиям «вклад» и «сберегательная книжка», но почти никто не смог объяснить, что такое депозит.

По мнению экспертов, столь низкий уровень грамотности связан с тем, что и родители не имеют должных навыков управления финансами. По данным опроса, проведённого НАФИ в 2015 году, 34% взрослых россиян оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, ещё 46% - как удовлетворительный.

Согласно исследованию Standard & Poor’s, лишь 38% россиян финансово грамотны. Это уровень таких стран, как Зимбабве и Монголия. По этому поводу мы даже сделали , который поможет определить ваш уровень финансовой грамотности.

Очевидно, что в школах необходимо внедрять основы финансовой грамотности и объяснять детям, что такое деньги, как ими распоряжаться, что такое депозит и кредит, что такое процентная ставка, курс валют и прочее.

С финансовой грамотностью тесно связана и грамотность правовая. Мало знать названия кодексов и главы конституции. Необходимо учить прикладным вещам, которые пригодятся детям в будущем: составлению договоров и других типовых документов, базовым правилам оформления страховок, кредитов и вкладов.

Правовая и финансовая грамотность, безусловно, тоже важны. Я бы это определила, скорее, как гражданскую сознательность, которая выражена в правовой, финансовой составляющих, толерантности. Это умение жить в разнообразном обществе и не воспринимать это как угрозу и как некую форму насилия. Школа может дать и финансовую, и правовую грамотность, основы толерантности.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Скачайте бесплатную книгу «Дети и деньги », которая познакомит ребёнка с азами личных финансов.
  • Если ваш ребёнок - подросток, предложите ему пройти курс Сбербанка «Финансы просто ».
  • Прочитайте на тему личных финансов, многие из которых будут полезны и понятны детям.

Умение учиться

Сейчас российское образование много критикуют, однако оно остаётся на высоком уровне. По мнению Алёны Владимирской, российская школа даёт хорошие фундаментальные знания, но плохо учит учиться . Что это значит? Это значит, что в российских школах мало объясняют, как добывать знания, обрабатывать и анализировать информацию. Особенно важно научить детей находить знания в неочевидных источниках.

В английском языке есть понятие intellectual curiosity . Его суть в том, чтобы учить ребёнка не просто зубрить материал, а разбираться в нём и отвечать на вопрос «почему?». В целом похоже по смыслу на то, о чём говорит Алёна Владимирская.

Главное, чему надо учить школьника, - учиться. На самом деле российское образование даёт очень хорошие фундаментальные знания. И в этом смысле мы действительно впереди планеты всей.

Но, в отличие от европейской и американской школ, мы не учим учиться. Это значит, мы не учим критически смотреть на знание, не учим добывать знания, особенно из неочевидных источников. Умение учиться - это самое важное, потому что сегодняшние школьники будут жить в другом мире, и умение адаптироваться, быстро учиться на основе тех фундаментальных знаний, которые есть, - это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Альберт Эйнштейн говорил: «Я не имею никаких особенных талантов. Я просто чрезвычайно любопытен». Это лишний раз подтверждает, что ваш ребёнок может добиться успехов, если будет любознательным. Познакомьте его с одного из величайших учёных XX века, возможно, они его замотивируют.
  • Дети любят задавать самые разные вопросы взрослым. Отвечайте на них , чтобы не погасить огонь любознательности, но в то же время не раскрывать всех карт. Пусть ребёнок проводит собственные исследования.

Уметь представлять информацию, продавать себя в широком смысле слова - очень важно. Об этом написано много книг, есть курсы по сторителлингу и оформлению презентаций, множество , но базовые навыки лучше получить ещё в школе. По мнению Алёны Владимирской, в современном мире это играет определяющую роль.

Школьникам надо давать презентационные навыки. С этим проблемы. Мы не умеем продавать ни себя, ни проекты, мы в ту или иную сторону обязательно врём - либо в плюс, либо в минус. Мы не умеем говорить, аргументировать, спорить качественно, не переходя на личности и оскорбления. Это чрезвычайно важно в мире инноваций, где ценится понятийный аппарат и умение правильно аргументировать.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Посоветуйте ребёнку книгу « » Алексея Каптерева. В ней раскрываются многие аспекты публичных выступлений: правильное оформление слайдов, выстроенная история, вербальное и невербальное общение с аудиторией.
  • Сет Годин (Seth Godin) даёт простые , как сделать презентацию лучше. Его рекомендации поймёт даже ребёнок.

Профориентация

Как определить будущую профессию и специальность школьника? В школах проводят короткие курсы профориентации, но для полной картины этого недостаточно. Зачастую они заточены под профессии прошлого и сегодняшнего дня. Но важно смотреть на перспективу, правильно?

Во-первых, профессию школьник должен выбирать сам. Это значит, что он должен изучать то, что ему действительно интересно. Во-вторых, ему нужна помощь сведущих в этом вопросе людей. Они помогут составить «карту профессии», где будут чётко расписаны шаги. Если вы думаете, что эти две линии - школьника и эксперта - не пересекаются, то очень ошибаетесь. Профессий гораздо больше, чем вы думаете.

Сейчас вся профориентация нацелена на настоящее и прошлое. То есть, даже если вашего ребёнка профориентируют, то, вероятнее всего, его загонят в те профессии, которых к моменту окончания вуза уже не будет.

Да, юристов старого формата не будет. Точно не будет маркетологов старого формата. И экономистов старого формата не будет. И переводчики в том виде, как сейчас, исчезнут.

Мы сами толкаем наших детей в будущую безработицу. Сами толкаем. Своими руками.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Недавно запустился курс «Профориентация для школьников ». Он состоит из шести этапов. Сначала ребёнок проходит тест, где определяются его интересы и подходящие профессиональные сферы. Затем он общается с ментором, вместе они подбирают профессию и специализацию. Следующий шаг - подбор вуза с учётом места проживания, результатов ЕГЭ, предпочтений ребёнка и финансовых возможностей родителей.
  • Если ваш ребёнок по какой-то причине не любит посещать кружки и секции, наша поможет разобраться в проблеме.
  • Не обязательно воспитывать ребёнка как будущего предпринимателя, но точно не помешает привить ему . Они, скорее, про здравый смысл в целом.

Онлайн-образование в тренде. Судите сами: в последние несколько лет запустились и раскрутились такие платформы, как Coursera, Codeacademy и другие. Алёна Владимирская считает, что онлайн-образование сможет если не заменить, то точно помочь традиционному стать лучше и сделает обучение доступнее.

Онлайн не должен быть основной обязательной формой образования. Он не заменит офлайн. Но, конечно, онлайн будет заменять некоторые куски образования. Например, мы сталкиваемся с тем, что у нас в далёких районах дефицит учителей. Учитель преподаёт сразу несколько предметов и учит плохо, из-за этого очень плохой уровень английского языка, математики. Для детей из отдалённых районов важно сделать уроки частично онлайн.

Во-вторых, есть передовые вещи, которым надо обучать. Школьники из далёких регионов, к примеру, вообще не могут изучать робототехнику. Это удел лишь нескольких крупных городов. Чертовски обидно, что талантливые ребята в малых городах фактически должны повторять подвиг Ломоносова. На уровне средней школы это очень странно.

В-третьих, должно быть больше дополнительных предметов. Есть основной каркас, есть дополнительные знания и навыки, которые нужно приобретать. Например, девочка хочет участвовать в мюзиклах, живя в маленьком городе. Или, например, ребёнок хочет заниматься у конкретного преподавателя за рубежом.

Алёна Владимирская

Российские онлайн-проекты

Мы выбрали три самых интересных образовательных проекта, которые позволяют освоить профессию, получить дополнительную специализацию, больше узнать о гуманитарных науках и лучше понимать российскую историю и культуру.

В России цифровая экономика имеет потенциал к тому, чтобы вырасти втрое к 2025 году - с увеличением ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей . Причина этих изменений – меняющееся потребительское поведение людей. Меняется то, что они дают рынку – данные о себе, собираемые гаджетами. И получают взамен максимально точно подобранное для них предложение.

Так, укореняется экономика совместного потребления. К 2025 году её объём обещает увеличиться двадцатикратно и превысить $300 млрд . Более двух третей компаний и потребителей готовы делиться данными, если увидят в этом интерес и выгоду.

В основе такой экономики и нашего общего будущего - искусственный интеллект. Огромная часть действий совершается «умными помощниками», часто без нашего ведома. Реклама, которую вы видите в телефоне, подсказки системы управления автомобилем. Интернет вещей - везде и всюду.

Что происходит с рынком труда

К 2025 году 47% сегодняшних профессий имеют все шансы исчезнуть .

Под ударом окажутся эти профессии

Совершенствуются системы управления автомобилем на основе искусственного интеллекта → К 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах достигнет 87% → В пересчете на российские реалии, 30–40 тыс. таксистов только в Московском регионе могут остаться без работы.

Ожидается, что в 2020 годы удостоверять юридические документы будут с помощью технологии блокчейн → 8 тыс. нотариусов в России рискуют потерять работу.

По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет. Уже сейчас интеллектуальные алгоритмы российской юридической системы Pravo.ru позволяют предсказывать исход судебного разбирательства с точностью 82%.

Компьютеризации подвергнутся процессы и их исполнители в логистике и транспортных услугах, исчезнут офисные клерки, обрабатывающие массивы данных, кассиры и продавцы услуг по аренде.

О сокращении 30% чиновников, занимающихся рутинной работой и замене их роботами говорит в своей стратегии 2024 Алексей Кудрин. Даже профессия, ультрасовременная сегодня, не гарантирует пожизненной востребованности. 65% нынешних младшеклассников предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует .

Какие профессии будут востребованы через 5–10 лет

  • Разработчики (в том числе веб-разработчики, создатели приложений), их численность, как и численность специалистов по маркетингу и анализу рынка, возрастёт.
  • Инженеры-робототехники. Создают и настраивают роботов, программируют их взаимодействие. К 2024 году таких специалистов потребуется как минимум на 33 тыс. больше, чем сегодня.
  • Агрокибернетики. Контролируют эффективность хозяйства как единой системы, отслеживают и используют в работе большие данные, получаемые с датчиков «в поле».
  • «Конструкторы команд». До четверти работников, трудящихся в наши дни на полную ставку, через восемь лет будут работать «по запросу». Востребованы будут коммуникаторы-управленцы, способные быстро объединять фрилансеров из разных точек мира в слаженно работающие проектные команды .
  • Преподаватели - «инженеры опыта». Сама методика преподавания часто будет предлагать создание окружения, в том числе с использованием VR, где обстановка будет приближена к реальной. Возможно, вплоть до инсценировки аварии на нефтяной платформе, как в фильме «Глубоководный горизонт».

Кто будет нужен?

Остро востребованы в новом мире будут те, кто:

  • обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту;
  • способен совершенствовать машины и организовывать их взаимодействие;
  • занимается целеполаганием - решает, зачем решать ту или иную задачу;
  • владеет навыками объединения людей и организации совместной работы.

Таким образом:

  • разделение на технические и гуманитарные специальности перестанет быть строгим;
  • значимость soft skills многократно возрастёт;
  • минимальные технические навыки (обращение с данными, кодинг) станут такой же нормой, как сегодня - умение заказать билет по интернету или доехать на автомобиле до работы;
  • ещё важнее, чем сейчас, будет умение учиться новому и понимать, чему учиться.

А что с новым образованием?

Вероятно, многим из нас - особенно нашим детям - предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нужны будут не отдельные курсы и инструменты, а экосистема, позволяющая человеку обогащать себя новыми знаниями и навыками и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.

1. «Смешанное обучение»

Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).

2. «Большие данные»

Чем больше мы знаем о студенте, его навыках, предпочтениях, успехах и неудачах в обучении, тем с большей точностью сможем предсказывать, в каком направлении и с какими промежуточными точками ему двигаться дольше. «Большой брат» адаптирует темп, формат и содержание обучения под личные особенности каждого ученика и даёт измеримый результат.

Как показало исследование McKinsey, в Университете Аризоны использование адаптивных технологий помогло сделать так, что бросать учебу студенты стали на 7% реже.

По небольшим вступительным экспресс-тестам в «личном кабинете» «Нетология» определяет уровень подготовки своего будущего студента, рекомендует программу обучения, и дальше, с помощью таких коротких «срезов» везет через весь процесс обучения и стажировки. «Срезы» студенты проходят с удовольствием, так как получают за выполненный тест виртуальные деньги, которыми можно расплачиваться за обучение.

3. «Вовлечение в процесс»

Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность. «Цифровая хроники», в которой школьники ведут учет изученного и могут делиться достижениями с одноклассниками, учителями и родителями. Студенты-второклассники гимназии «Сколково» выполняют задания по английскому языку, чтобы получить доступ к призовой мини-игре на британском обучающем сайте ReadingEggs.

4. «Малые прикладные достижения»

Современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки «добывают» в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое.

Сегодня российские школьники в начальной школе умеют делать цифровые презентации, анализировать информацию и подавать ее в удобном аудитории формате или снимать видео, обрабатывать его и выкладывать на Youtube.

Наши знания устаревают также быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Поэтому они требуют постоянного обновления, совершенствования в профессии и в смежных областях деятельности.

Умение обладать актуальными знаниями высоко востребовано на рынке, и трудоустроен будет тот, кто не упустит возможности учиться. Сегодня технологии позволяют это сделать из любой точки мира и под любые запросы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные