Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Деревянные или каменные четки тоже встречаются в Православии, однако пришли они к нам из других культур.

Перед покупкой четок для молитвы принято брать благословения священника.

Виды православных четок

Брояница

Брояница является сербским вариантов православных чёток. Это упрощенная и компактная версия вервицы, а потому напоминает домашнее шитьё. Брояницу нужно носить на руке как браслет. Брояницу изготовляют из шерсти, синтетической ткани или кожи. Данные чётки состоят из 33 узелков, которые символизируют число лет пребывания на земле Иисуса Христа. Главная деталь чёток — в месте соединения концов шнура крепится небольшой равносторонний крест из дерева или металла, часто драгоценного, на котором может быть выгравирована или нарисована маленькая иконка.

По народному преданию, получить брояницу можно только в качестве подарка.

Вервица

Вервица — чётки из верёвки с навязанными узелками. Это основной вариант православных чёток. Именно их продают в церковных лавках и приходских магазинах. Плетутся особым способом из цельного куска шерстяной ленты. Иногда в виде креста.

В отличии от брояницы, вервица имеет 100 узелков, которые разделены между собой через каждые 10 или иногда 25 бусин узелком другого размера. Бывают вервицы большего количества узелков (до тысячи) и меньшего (33 и 10), которые можно носить в виде браслета или кольца.

Лестовка

Лестовка — старообрядческие чётки. Выглядят как соединённая в кольцо лента со специальными петлями-бобочками, в которые вставлены свернутые бумажные валики. В бумажные валики вписываются краткие молитвы (например, «Господи, помилуй») для облегчения молитвенного труда верующих.


Преподобный Серафим Саровский на иконах часто изображается с четками-лестовкой. Кроме Серафима, лестовки использовали Сергий Радонежский, матушка Александра, первоначальница Дивеевская, Илия Муромец, Еразм Киево-Печерский, Марк Молчальник Саровский, праведная Иулиания Лазаревская. На фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого мы также видим лестовку — символ духовного восхождения от земли на небо

Исконно русские четки

На Руси православные пользовались, в основном, чётками лестовкой. Лестовка представляет плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих». Они располагаются по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Эти ступени обозначают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка.

В первом участке расположено 12 ступеней. Эти ступени символизируют 12 апостолов.

На втором участке находится 38 ступеней. Они обозначают 38 недель, которые Пресвятая Богородица носила во чреве Младенца Иисуса Христа.

До третьей великой ступени нанизано 33 ступени (годы земной жизни Спасителя).

В последней четвёртой ступени идут 17 ступеней, символизирующих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе.


Традицию использования чёток в Православии заложил Пахомий Великий — египетский монах, живший в III в. Также есть сведения, что чётками пользовались Василий Великий и Антоний Великий

Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.

Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Как молиться по четкам

Четки — обязательный предмет для монашествующих. Мирянам можно молиться без четок. Строгих правил, как молиться по четкам нет.

Протоиерей Игорь Фомин:

«Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом...»

Часто чётки используются для молитвы по Богородичному правилу. В этом случае, нужно зажать пальцем одну бусинку и прочитать: «Богородице, Дево, радуйся!». И так десять раз. После этого, на большой бусинке скачать особую молитву. Так же молимся и в других случаях. Например, Иисусовой молитвой.


Преподобный Паисий Святогорец рассказал интересную историю о зарождении традиции молиться по чёткам. Во времена, когда ещё не было часов, один древний монах усердно молился по чёткам. Но лукавый постоянно мешал ему в молитве. То и дело, бес развязывал узлы на чётках подвижника, и тот не мог сосчитать, сколько нужно делать молитв и класть поклонов. Поэтому монах кланялся до изнеможения, пока не падал от усталости. Тогда Ангел Господень пожалел монаха и показал, что надо связать чётки так, чтобы на каждом узле было девять крестов. Бес боялся креста и уже не мог помешать монаху в молитве. А девять крестов в чётках символизируют девять ангельских чинов

Перед покупкой четок принято брать благословения. При этом, батюшка может дать наставление, на сколько именно звеньев приобрасти четки и какие молитвы читать.

Во время молитвы четки держат левой рукой, перебирая звения большим пальцем после каждой молитвы.

Нежелательно использовать четки не по назначению. Некоторые носят четки на шее, вешают в машину или даже крутят на пальце. Конечно же, поступать так с православными четками не следует.

Четки это ожерелье из бусин, которые перебирают, повторяя мантры или мистические слоги. Они служат для подсчета числа произнесенных мантр и успокоения ума. Трудно сказать, когда и где они появились впервые.

Четки являются неотъемлемым атрибутом для многих религий. Они активно используются в христианстве, старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. Но в каждой религии на первый план выступает что-то свое. В буддизме - медитация, в исламе и христианстве - отсчет молитв и их наращивание. Кроме того, везде заложена и определенная философская концепция. Отсюда выбор определенного числа зерен. И форма часто имеет значение, и материал. Почему одни четки используют практики тантры, а другие - буддисты-миряне? Это что-то вроде древнего компьютера, в котором заложено несколько программ. Во-первых, программа самосовершенствования. Во-вторых, программа философского знания, понимания, осмысления мира. Есть и терапевтический аспект, успокаивающее действие четок.

Считается, что чётки пришли к нам из Индии; именно там были найдены самые древние, возраст которых насчитывает четыре тысячи лет. Христианские чётки появились примерно в IV веке нашей эры, в обиход их ввел, согласно летописям, святой Пахомий. Поначалу чётками пользовались неграмотные монахи, которые не могли молиться по книгам, чётки им были нужны для подсчета количества произнесенных молитв.

Существует несколько основных традиций изготовления четок, среди которых наиболее известными являются индуистско-буддистская, мусульманская и христианская. Можно предположить, что восточные традиции (индуистские, тантрические и буддистские) совершили путешествие на Запад, где были ассимилированы и стали частью христианских традиций.

В книге Трофимова С.А. «Чётки» (М., 2001) наиболее полно охарактеризованы их история и традиции. Сокращенный вариант данной книги можно найти в интернете http://ec-dejavu.ru/r/Rosary.html .

"Четки - учебник небесной философии; все книгохранилища мира за восемь тысяч лет могут быть заключены в восьми словах Иисусовой молитвы. Четки видимое делают невидимым, а невидимое - видимым. Четки это лестница, ведущая вниз и ввысь: вниз - вглубь сердца, где душа встречается сама с собой, а ввысь - к небу, где дух, не выходя из сердца, встречается с Богом. Четки мера любви человека к Богу.

Четки это черная роза, выросшая на одинокой могиле; она шепчет сердцу о неизбежной смерти и указывает, куда ведут и где кончаются все дороги мира. Четки утром говорят душе - спасайся, в полдень - трудись, вечером - кайся, ночью - бодрствуй. Узелки четок это лепестки цветка, которые расцветают друг за другом от прикосновения пальцев. Четки это бич в руке укротителя тигров, с которым он входит в сердце как в клетку зверя и укрощает страсти души. Четки это свирель, звуки которой слышат ангелы на небесах, а мертвые в могилах. Четки это губка, которая впитала в себя слезы преподобных и кровь мучеников.

В четках звучат стоны из снежной сибирской тайги и опаленных солнцем степей Казахстана. Четки - отвержение от мира ради Того, Кто выше мира. Четки это голоса из могил: «Не забывай нас! Мы нищие, мы просим хлеба у дверей живых». Четки это подвиги неведомых праведников, ради которых еще существует мир. Четки дышат тишиной Афона и запахом цветов Назарета. Четки это перо, которым писались патерики в уединенных келлиях и пещерах..." Размышления о четках


Для чего служат четки в современном понимании?

Что сделало их такими популярными, необходимыми и церковнослужителю, и человеку светскому? Почему живут они и поныне, несмотря на долгие годы гонения на церковь и ее атрибуты?

Главная причина здесь - благотворное влияние четок на самочувствие их владельца. Известно, что нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами. Поэтому простое перебирание четок снимает их утомление, успокаивает.

На этом свойстве был основан обычай, принятый в древнем Китае задолго до появления четок: перебирать в руках грецкие орехи. Знали об этом и в Японии. В знаменитом труде ученого Токухиро Намикоши «Шиацу - японская терапия надавливания пальцами» указывается, что даже простое потирание рук помогает успокоиться. Построенная на этом эффекте шиацу, стимулируя прилив крови к кончикам пальцев, к ладоням, способствует устойчивости, укрепляет здоровье.

Древнегреческий философ Анаксагор как-то заметил: "Рука у каждого человека... таит в себе чудодейственную силу излечения болезней".

Ученые Е. С. Вильховер и Г. В. Кушнир приводят в своих трудах схему связи пальцев с определенными внутренними органами. Так, первый («большой») палец связан с головным мозгом, второй (указательный) - с желудком, средний - с кишечником, четвертый (безымянный) - с печенью и пятый (мизинец) - с сердцем.

Изучив механизм взаимодействия, ученые, занимающиеся рефлексотерапией, применили его на практике. Известно, что воздействие на I и II пальцы дает облегчение при головной боли, облегчает дыхание, лечит некоторые заболевания органов дыхания.

Воздействие на III палец регулирует различные эмоциональные состояния, снимает депрессию, раздражение или гнев. Воздействие на IV палец повышает устойчивость организма к влияниям внешних факторов: магнитным бурям, перепадам атмосферного давления, иными словами, помогает в лечении метеопатии (так называются в медицине болезненные состояния, связанные с погодными явлениями).

Нервные окончания IV и V пальцев связаны с регулированием очень важной стороны жизнедеятельности - волевых качеств человека. А нервные окончания, расположенные на ладони, «управляют» деятельностью всех без исключения внутренних органов.

Вот теперь, зная всю «подоплеку» благотворного воздействия рефлексотерапии кончиков пальцев с помощью четок, легче понять феномен их «долгожительства». Оказывается, благодаря четкам, можно влиять на самые разнообразные стороны жизнедеятельности организма, корректировать нарушенные по тем или иным причинам физиологические функции, лечить ряд заболеваний, связанных с этим.

Еще одно благотворное воздействие четок связано и с ритмом их перебирания. Известно, что деятельность практически всех наших органов и систем подчиняется определенному ритму: вспомните сокращения сердца, легких... Попробуйте нарушить эту ритмичность, скажем, задержать дыхание! Что уж и говорить о работе сердца - здесь нарушение ритма может привести к трагическим последствиям.

Одним из эффективных способов восстановления нормальной работы внутренних органов - «навязанная» извне ритмичность. Вы замечали, что многие люди имеют привычку постукивать пальцами, покачивать ногой и т, п.? Причем делают это ритмично? Таким образом, они совершенно бессознательно регулируют ритмичность работы организма.

И вот что интересно - установлено, что нормальные ритмы функционирования различных внутренних органов взаимосвязаны, кратны друг другу и подчиняются определенным суточным ритмам.

При этом суточные ритмы, несмотря на свое название, связаны не только со временем суток, но и с лунным календарем, и с солнечной активностью, и со многими другими, еще не до конца исследованными внешними факторами. Вполне возможно, что, перебирая четки, мы инстинктивно стараемся добиться ритмической гармонии в условиях сиюминутного конкретного воздействия внешней среды на организм.

Четки к тому же незаменимы для тренировки чувствительности и профессиональной точности пальцев у хирургов, музыкантов, художников, программистов, кассиров, часовщиков... Вы перенесли травму кисти, перелом руки? Четки помогут быстрее разработать руку, восстановить подвижность.

Вам необходимо запомнить важную информацию, да не одну, да еще в определенной последовательности? Повторяйте ее про себя, перебирая при этом четки: усвоение будет более прочным, так как подкрепляется дополнительными мышечными «впечатлениями». Четки же и помогут извлечь заложенную информацию из «кладовой» вашей памяти.

А знакома вам такая ситуация: человек застенчивый, неуверенный в себе, во время беседы не знает, куда деть руки, что с ними делать. Такой собеседник и вас заражает нервозностью! А если предложить ему в этот момент четки? Человек успокоится, беседа пойдет приятно, легко.

С одинаковым положительным эффектом четками пользуются мужчины и женщины, старики и дети, независимо от религиозного выбора, гороскопа. Их можно держать в одной или обеих руках, перебирать или поглаживать зерна, вращать их вокруг нитки. Четки хорошо смотрятся, если их надеть на кисть руки или навить на запястье.

В настоящее время четки изготавливаются из стекла, металлов, керамики и пластмассы. Они красивы, отвлекают, но пользы от таких четок мало. Природные минералы недаром были выбраны нашими предками для изготовления четок, причем черного цвета - гагат и лидит. Эти минералы - носители иньской энергии. Своим черным цветом они действуют, как магнит, поглощая отрицательную энергию и "выводят" ее из организма. Этим обусловлен и целебный эффект четок. Ими можно нейтрализовать, рассеять отрицательные эмоции - гнев, обиду, ревность и прочее. Важно при работе с четками периодически их очищать, как и любой другой камень, стирать с них негативную энергию.

Человек с четками в руках возбуждает интерес, добавляет к своему облику некоторый романтический штрих. К тому же четки, привлекая внимание на себя, отвлекают его от возможных невыгодных деталей вашей внешности или костюма.

Четки должны быть постоянно с вами, они вам будут напоминать о духовной практике. Это — мощное орудие для управления умом. Это кнут, направляющий ум к сверхзнанию . Четки — большая дух овная ценность, чем золотое ожерелье, ибо они помогают в достижении духовных вершин. Недаром в тантрах говорится, что четки — это Девата, само Божество.

Четки следует содержать в чистоте, не беритесь за них, не омыв предварительно руки. Четки, на которых долго повторяют мантру, обладают магической силой, способной заживлять раны и исцелять болезни .

Если вы хотите использовать их в этом качестве, носите четки, надевая на кисть, на запястье, как браслет, навивая на палец. Их можно просто держать в руке, потряхивать, перебирать, поглаживать, струить из ладони в ладонь, вращать зерна вокруг нити...

Все полезно! И все эти манипуляции будут уместны дома, в гостях, на улице, в театре, на работе. Если к тону же четки подобраны в тон платью или костюму или по контрасту с ним - они послужат еще и украшением. Черные четки строги, изящны и всегда уместны к любому наряду независимо от возраста.

Функции чёток:

1 - счётное приспособление:

По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру на лестовке), становится проще отсчитывание большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больших чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.

2 - напоминание:

Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, соединённые в кольцо — о молитве непрерывной. Устройство чёток часто согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть зёрна чёток напоминают последовательность слов и (или) действий.

3 - задание ритма:

Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задается и поддерживается перебиранием чёток.

4 - сохранение концентрации:

Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно «возвращает» внимание верующего к молитве.

5 - символизм:

Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), и даже «лестницей в небо».

6 - отличительный знак:

По виду чёток могут делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, степень его подготовки.

7 - дидактическая и «вероучительная» функция:

Посредством чёток могут передаваться аспекты того или иного учения.

8 - лечение:

В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки может помочь при лечении болезней суставов.

9 - оружие:

Кроме символического значения «духовного оружия» против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.

10 - статус:

Чётки, применяемые вне религиозных целей, например, комболои, или плоские чётки-«болтухи» могут символизировать собой особый статус, «крутость» владельца.

11 - украшение

Во многих культурах используются плоские перекидные чётки :


Они представляют собой плоскую ленту, которая не соединена в кольцо, как это принято для классических четок. Данная линия состоит из небольшого числа прямоугольных пластинок. Перекидные четки обычно имеют 13 элементов - пластинок, но так же, возможен вариант с 8, 10 и 12 пластинками. Перекидные четки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони.

В брахманизме

В Индии чётки, как культовая принадлежность, существуют с незапамятных времен. И служат они для визуального изображения учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений. Все это созвучно с буддизмом. Но не стоит забывать,что буддизм вышел из недр, собственно, брахманизма.Так вот, чётки брахманов имеют существенное отличие от чёток тех же буддистов и тем более от чётокдругих религий. Много веков назад (приблизительно15 000 лет) только брахманы-жрецы имели право носить чётки. Причем, чётки имели черный цвет и назывались «рудракшас», то есть «Очи Рудры».

Брахманысоздали традицию изготовления чёток, взяв за основу изображения своих богов, а точнее ожерелий, которые были надеты на них. Эти ожерелья являлись не банальными украшениями, а символом почитания Солнца, которому приписывалась особая сверхъестественная сила. Брахманы отдавали себе отчёт в том, что они не боги, а уровнять себя с ними, значит погибнуть. Если боги могут себе позволить носить символ Солнца на своей груди, то брахманы, являясь жрецами культа Солнца, могут позволить себе носить тот же символ, но не на груди, а хотя бы на руке. А это уже избранность и принадлежность к высшему сословию; если боги карают брахманов, то брахманы могут карать нижестоящих на кастовой лестнице иерархии людей. Проповедуя культ Солнца, брахманы отметили, что Солнце, совершая годовой оборот, с каждым днем двигаясь слева направо и вперед, имеет различное положение относительно звезд, константно повторяющееся из года в год. Жрецы-брахманы вели свой аналогичный счёт движения Солнца относительно 12 планет, путем «перекатывания» зёрен на ручных чётках. А раз «наверху, также как и внизу», то микромир человека - это отраженная модель макромира Вселенной. Чётки, таким образом, отражают модель Солнца и его круговращения в Космосе, и являют собой религиозный символ поклонения.

В индуизме

Классические индийские четки называются мала и состоят из 108 бусин и еще одной — Сумеру. Последняя является символом духовной вершины мира, горы Меру, и одновременно опорной точкой при повторении молитв по четкам. Индуистские и буддистские мантры повторяются также с использованием сумирни — четок с меньшим количеством бусин. Это количество чаще всего кратно 108 (то есть 54 или 27 бусин).

В буддизме

Восточные страны, такие как Индия, Китай, Корея,Япония, Цейлон, Памир, Гималаи, Тибет, Монголия, Манчжурия, Средняя Азия и иже с ними, издревле считаютсярегионами, где чётки являются основным атрибутомбуддийской веры. Здесь чётки находятся в самом широком употреблении и разнообразном исполнении. Употребление чёток восходит здесь к седой древности. Появление буддизма - повременно появлению чёток,а само применение по назначению по аналогии приписывается основателю буддизма Сакья Муни Будде(Будда - Озаренный, Муни - Святой, Сакья - из родаСакья, в миру - Сиддхартха). Использование чёток описывается в разных буддийских источниках за 500 с лишним лет до Рождества Христова. Из индийских «Вед» известно, что Будд а чётки не изобретал, а только лишь ассимилировал под свою веру и идеологию из истоков буддизма-брахманизма.

Буддийские чётки традиционно насчитывают , 54, 27, 21 или 18 бусин (узелков). Известны с III века . Хрустальные чётки — один из атрибутов Авалокитешвары .

Количество зёрен в традиционных буддийских чётках равно 108. Это число является священным у буддистов, так как это установлено самим Буддой. Так же есть чётки, содержащие в себе и большее, и меньшее количество зёрен от ключевого числа 108. Это обусловлено, прежде всего, назначением конкретных чёток для конкретных целей применения. Например, чётки в 21 зерно посвящены культу богини Тары (женский эквивалент Архата в буддизме). Вообще, количество зёрен в буддийских чётках говорит о принадлежности к той или иной буддийской школе (Хинаяна, Махаяна, Тантра), а также о принадлежности к конкретному направлению, течению и даже секте в лоне буддизма.

В Христианстве


Чётки в христианстве появляются не позднее IV века. Считается, что начальной формой чёток была верёвка с навязанными узлами — так называемая «вервица». В различных источниках указываются разные личности, введшие чётки в христианскую практику. Чаще всего называется святой Пахомий. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге. Чётки являются атрибутом в иконографии архангела Селафиила.

Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта - нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются - лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых "бабочек" (или иной вариант - "бобочек"). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев.

Вервица (уменьшительное от др.-русск. вьрвь, ст.-слав. врьвь — верёвка) — устаревшее и церковнославянское название чёток. В более узком смысле — узелковая разновидность чёток, традиционная для Православной церкви. Предание приписывает создание вервицы Василию Великому. Первоначально вервица не замыкалась в кольцо, а представляла собой верёвку с навязанными на ней 103 узлами для отсчитывания молитв неграмотными монахами. Также чтение определённого числа молитв по вервице заменяли при необходимости общее богослужение. Использование вервицы закреплено в Номоканоне (87-е правило).(Номоканон (греч. закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные.)

Церковнославянское слово «вервица» позже использовалось для обозначения чёток разного устройства: как ременных (типа современной лестовки старообрядцев (Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. «лествица», то есть лестница) — разновидность чёток для счёта молитв, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 «ступеней» (по-иному «бобочек»), разделённых на неравные группы.)), так и с нанизанными на нить зёрнами.

В то же время сохранилась традиция вязания чёток из нити или шнура особыми узлами. Традиционно вязанные чётки-вервица насчитывают 100 узлов, разделённых обычно на четверти (по 25) или декады (по 10) более крупными узлами или нанизанными разделителями. Также используются более мелкие вервицы — на 50, 33 (в виде браслета) и 10 (в виде кольца на палец) узлов. В келейной монашеской практике возможно использование длинных (по 1000 и более узлов) вервиц. Вязаная вервица, соединённая в кольцо обычно оканчивается кистью и/или крестом, образованным из нескольких узлов.

На Балканах род вязаных из овечьей шерсти чёток, по сути вервица, имеет особое наименование — брояница и служит одним из национальных символов.

Жизнь христианского подвижника — труд и молитва. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), — эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

В православии долгое время считалось, что четками могут пользоваться только монахи. Но сейчас четки делают при каждом монастыре и продают любому верующему. Хотя мирянам в принципе нельзя пользоваться четками; если уж они ими пользуются, то пусть хотя бы не делают этого в храме.

Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз — 50, 100, 200... за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.

Современные четки — это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» — 50 или 100.

Так же в христианстве признаны четки, имеющие на нитке 33 зерна, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Они также изготавливаются из различных материалов и камней (за исключением серпентина - "камня змея-искусителя", по библейским представлениям).

Келейные четки монахов иногда содержат 1000.

Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся», затем вновь Иисусову молитву. По окончании положенного числа принято читать «Достойно есть». По четкам можно совершать и любые другие молитвы.

В древности на Руси четки имели другую форму -замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника. Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах — достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки».

Роза́рий (лат. rosarium) — традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам; в переводе с латинского означает «венок из роз». Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии св. Доминику в 1214 г. Особую роль в распространении молитвы святого Розарии сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября)

Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста. Существуют также другие, менее распространенные разновидности.

Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям.

Во времена преследования католиков в Англии и Ирландии с 1540 по 1731 за ношение католической атрибутики можно было получить серьёзное наказание. Вследствие этого появлялись компактные, скрытые формы розариев, такие как ирландский розарий и кольцо-розарий для скрытого ношения.

Кольца-розарии также назывались солдатскими, потому что их часто брали с собой на битву солдаты. Данный тип представляет собой кольцо с десятью отметками и крестом, что означает одну декаду розария. Подобное кольцо носится, как правило, на указательном пальце правой руки и при работе чаще всего помещается на вторую фалангу пальца для обеспечения свободного вращения кольца. Также встречаются кольца-розарии, составленные из двух частей — собственно кольца и подвижной шины с отметками и крестом. Кольца такой конструкции удобнее в работе и не требуют снятия с первой фаланги при использовании.

Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый «францисканская корона», «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».

Чётки в исламе

Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха ), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:

  1. Намерение молитвы.
  2. Стояние на ногах.
  3. Произнесение слов «Аллах велик» (Алла ху акбар).
  4. Коленопреклонение.
  5. Падение ниц.
  6. Произнесение молитвы.
  7. Повторение имени Бога.
  8. Произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — пророк Его».
  9. Приветствие.
  10. Произнесение разных имен Аллаха (до 99 имен).
  11. Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом.

В отличие от христианских чёток вместо крестика, перед кисточкой, находится овальная удлиненная косточка (камушек). Она символизирует одно из главенствующих учений пророка Магомета - веру в Единого Бога.

Большие чётки (99 зёрен) зачастую составляются из двух нитей и в местах соединения образуют два узла по разные стороны друг от друга, на каждом из которых крепятся кисточки. Число 99 означает 99 имен (эпитетов) Аллаха и называются они «прекрасные имена», по-арабски - «ал-асма ал хусна». Например: «Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!» (Коран, 59:22-24).


Привески

К соединённым в кольцо чёткам часто привешивается какой-либо элемент. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды. Во многих традициях на свободных концах чёток оставлять несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток. Индуистские чётки чаще всего имеют два одинаковых свободных конца. Христианские чётки часто имеют в своём составе крест, медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.

2.

Практически в каждой религиозной традиции есть методики многократного повторения имен Господа или прославления Всевышнего при помощи разнообразных гимнов и молитвословий. Такая практика имеет существенную духовную пользу, и в христианстве тоже есть методики многократной и длительной молитвы. Для учета количества повторений используются четки православные, как пользоваться этим приспособлением правильно.

Сейчас по всему миру активно распространяются различные религиозные течения, страны не являются такими закрытыми как ранее. Известно много подробностей о других религиях и культурах.

Практически везде в духовных практиках есть однообразное молитвословие:

  • мантры в буддизме и индуизме;
  • начитывание сур из Корана в исламе;
  • зикры в суфизме;
  • ритмичное дыхание и повторение звуков в шаманизме.

Многие даже могут вспомнить своеобразные «молитвословия» времен коммунизма, которые повторялись на партийных собраниях и прославляли вождей и теоретиков коммунизма.

Таким образом, отсюда легко сделать общий вывод – эти молитвословия имеют эффект и позволяют определенным образом работать с сознанием, укреплять веру. Только вот нужно представлять, для чего нужны эти практики. Ведь многое зависит от того, кого они прославляют и к кому направляют сознание верующего.

Проще говоря, коммунисту, который на протяжении своего земного пути взывал к Марксу, навряд ли Маркс поможет вознестись, а православный, который молился Спасителю и Богородице, имеет куда более благоприятные перспективы.

Хотя некоторые могут об этом не догадываться или просто не обращать внимания, но в православии непрестанная молитва предписывается вообще всем верующим. Не только исихастам или монахам нужно непрестанно молиться. В идеале даже простой человек, занимаясь своими мирскими делами, может мысленно произносить короткие молитвенные фразы (к примеру, Иисусова молитва или «Богородице Дево радуйся») и таким образом трудиться не только телом, но и душой, совершая простые мирские дела.

Использование приспособлений

Непрестанная молитва, по тем или иным причинам, является доступной не для каждого. Остается только отводить какой-то период в течение дня, чтобы прочитать некоторое количество молитвословий, и для этого нужны четки, дабы вести отсчет. Например, Серафим Саровский советовал своим духовным чадам начитывать (помимо утреннего и вечернего правила) 150 раз «Богородице Дево», понятное дело, такое количество отсчитывать в уме неудобно, требуется какой-то дополнительный инструмент.

На четках удобнее измерять количество произнесенных молитвословий в течение дня. К примеру, некоторые читают какое-то количество «кругов» на протяжении суток, когда удается уединиться.

Обратите внимание! Не следует делать на четках чрезмерный акцент, в частности, на красоте этого предмета и каких-то эстетических функциях.

Конечно, подбирать аксессуар надо по собственному вкусу, чтобы он был приятен взору и настраивал на положительный молитвенный лад. Никогда не следует «красоваться» четками, считать этот предмет какой-то приятной игрушкой или чем-то подобным модному элементу гардероба. Такое отношение совершенно недопустимо, нужно чтобы этот предмет не отвлекал от молитвы, а наоборот, служил своеобразным духовным посохом, который помогает в молитвенном пути.

Полезное видео: православные четки, зачем они нужны?

Разновидности

Некоторые подвижники вообще не видят особого потребности в использовании какого-то предмета, ведь, как они говорят, не нужны четки помимо данных Господом, то есть собственных пальцев. И, действительно, если отсчитывать на одной руке каждую фалангу, а на другой руке тоже каждую фалагну, то за «круг», пройденный на другой руке, такие «четки» дают 144 молитвы – вполне удобный вариант для использования. Поэтому за неимением дополнительного предмета, всегда есть возможность воспользоваться руками.

Собственные четки (которые не ваши собственные руки), тоже могут пригодиться. Они являются религиозным предметом, могут приносить вдохновение и помогать укреплять веру.

Осталось только выбрать четки православные по собственному вкусу, а вариантов предлагается немало:

  • брояница – наиболее распространены в Сербии и других балканских странах, являются частью православной традиции, напоминают веревку с 33 крупными узлами, которые плотно прилегают друг к другу, в итоге получается своеобразный браслет, помимо узлов в одной части есть равносторонний крест из драгметаллов с изображением небольшой иконки, который представляет собой отдельную центральную бусину, на фото смотрятся довольно приятно;
  • вервица — тоже делается из ткани или веревки, чаще всего из плотной шерсти, завязываются узлы, между которыми через определенный промежуток (10, 25) завязываются более крупные узлы или вставляются бусины, в верхней части может располагаться кисточка с центральной бусиной или крестом, количество узлов не регламентировано, но, как правило, составляет 25, 33, 50, 100, некоторые есть и особенно длинные по 1000 узлов, в принципе такие четки своими руками сделать не составляет труда, нужна только небольшая веревка;
  • лествица (лестовка) – чаще всего считаются старообрядческими, но и сейчас в ходу во всем монашеском сообществе, выглядят как кусок материи, с одной стороны которого располагаются плотно прижатые друг к другу бугорки, которые символизируют собой как бы ступеньку этой лествицы, под такими бугорками нередко вставляют валики ткани для твердости и прочности, иногда на этих свернутых валиках пишут Иисусову или другую молитву, количество «ступенек» — 33, символика числа не требует разъяснения.

Какие православные четки выбрать, зависит от личных предпочтений, но не имеет существенного значения. Ценен не сам предмет, но регулярная и искренняя молитва верующего, которому он способствует. Помимо указанных вариантов, вполне возможно подобрать любой другой, который удобно держать в руке и который больше соответствует практическим и духовным потребностям.

В православной традиции не существует такого представления, как правильные и не правильные четки. Изначально в писаниях об этом предмете ничего не сказано и не дается никаких указаний. Четки появились позднее как вспомогательный инструмент, и все их вариации являются изобретениями монахов или обычных верующих людей.

Как молиться на четках

Теперь следует разобраться, как пользоваться этим «инструментом» в процессе молитвенного делания. В храмах, как правило, четки с собой не носят, а молятся в рамках службы, перед иконами просто ставят свечу и произносят прошения или молитвословия тихим голосом небольшое количество раз.

По большей части четки православные используются для келейной молитвы в рамках индивидуальной духовной практики. Именно в процессе уединения верующий может лучше настроиться, отвлечься от остального мира и потратить существенное количество времени для повторений. Тем более в келейном делании не следует обращать внимания на остальных и собственный облик.

Обратите внимание! Чаще всего четки носят на основной руке, то есть на той, которой и перебирают.

У православных не особенно принято публичное ношение этого предмета. Поэтому даже, если и берут четки с собой (к примеру, как браслет, чтобы всегда иметь возможность помолиться) то носят под одеждой, не выставляя перед другими взорами. Ведь длительная молитва может вызвать, к примеру, слезы или огромную радость умиления. На людях такое поведение не совсем удобно, а вот когда молишься отдельно, об этом не следует заботиться.

Познавательно! Когда читают от осквернения женщин

Из основного о том, как правильно начитывать молитвословия, следует отметить следующее:

  • выбрать уединенное пространство, чтобы никто не мешал и не отвлекал;
  • выбрать оптимальную молитву, разобраться зачем нужны используемые в ней слова, понять их смысл, ощутить и принять всей душой;
  • выбрать определенное количество повторений, но не гнаться за количеством, стремиться к душевной «работе», а не к автоматическому повторению;
  • предварительно перед практикой настраиваться, а в процессе стараться взращивать веру, молиться искренне.

Если быть по-настоящему искренними, то со временем то, как молиться на четках, будет становиться яснее и понятнее. Такая практика приносит духовные результаты, но нужно непрестанно стараться и всячески избегать греха начетничества, то есть бездумного повторения слов.

Полезное видео: священник Максим Каскун о том, как пользоваться четками

Вывод

Итак, какой бы вариант четок не выбрал для себя православный человек, основой всегда остаются вера и молитва. Именно на этом и держится духовная практика, а четки просто помогают, как своеобразная опора, которая позволяет прогрессировать дальше и дальше.

В этом смысле наиболее ярким является образ старообрядческой лестовки, символизирующей собой ступени, по которым верующий как бы взбирается к Господу. Каждая ступень, то есть произнесенная молитва, отрешает читающего от мирского и временного, делая ближе к Небесам.

Четки представляют собой нитку с нанизанными на нее бусинами. Нить соединена одной бусиной, на конце которой может быть крест, кисточка или несколько цветных нитей. Четки являются изначально атрибутом для проведения молитвы, и встречается этот атрибут практически во всех основных современных религиях.


Какие виды четок существуют

Мусульманские четки представляют собой нить с нанизанными на нее бусинами. Самое распространенное колиество бусин в мусульманских четках - 33 иногда разделены они на три группы по 11 бусин при помощи более крупной бусины. Также существуют более длинные четки из 99 камней, также в некоторых случаях разделенные на три группы по 33 камня.


Четки буддистов и последователей иных индийских религиозных течений представлены нитью с нанизанными 108 камнями. Такое количество бусин связано в обычаем произносить мантру 108 раз.


Христиане тоже используют в обиходе четки. В таких четках может быть число бусин, кратное 10, в зависимости от вида молитвы. Также считается допустимым 33 бусины - количество лет Христа, и 120 - по числу последователей Христа. Из 10 камней состоят так называемые перстные четки, совсем крохотные, которые надеваются на палец. Нить, на которую нанизаны бусины, смыкается маленьким крестиком.


На Руси по некоторым данным также были свои четки. Число камней в них соответствовало славянским магическим (сакральным) числам: 3, 7, 9, 12, 21, 33, 39.


Четки изготавливаются традиционно из натуральных материалов: дерево, камни, кость. Размер костей в четках обычно одинаков, но иногда встречаются четки с бусинами разного размера.

Как использовать четки

Сегодня четки уже не выполняют исключительно религиозную функцию. Наиболее распространенное использование четок - снятие стресса. Этому способствует массаж кончиков пальцев, а также соприкосновение кожи рук с натуральными материалами. Четки, изготовленные из ароматной древисины, используются в качестве средства ароматерапии для лечения головных болей, хронической усталости, бессонницы, депрессии и других состояний, связанных с нарушением психического состояния человека. При этом играет роль то, какими пальцами перебираются четки. Так, считается, что излечить депрессию и снизить пагубное влияние стресса можно воздействием на средний палец; справиться с головными болями поможет воздействие на указательный палец; воздействие на ладонь поможет поднять общий тонус организма, вернуть бодрость и хорошее настроение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные