«Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»
Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже
Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.
Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.
Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.
Формировать и развивать УУД
нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями
1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)
1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.
Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры
Основная часть
Откройте свои тетради и запишите число.
(Снег+сугроб)*Д.п
(Снег+пурга) *Р.п
Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)
Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)
Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»
3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)
Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.
Упражнение на подбор окончаний с Логошей
С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?
4.Улица окончаний. (работа с таблицей)
Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)
5. Гимнастика для глаз
М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов
6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.
Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)
Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.
Слова для справок:
Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.
Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.
Какие знания мы с вами закрепили?
Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.
7.Физминутка
8.Площадь рассказов
Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.
Зима, стояла, суровая.
Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти
Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.
Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.
У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?
Комфортно ли вам было?
Что было сложного?
Что нового узнали?
Что было сложного?
прислала
Кулагина Е.Г.
Учитель-логопед
Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .
1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):
Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).
Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:
Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.
2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:
Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.
3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.
Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).
Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).
Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.
Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.
Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.
Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):
Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.
Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.
1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.
2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:
С пригорка было видно две заснеженных вершины.
Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.
Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:
Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.
Сначала проверьте, насколько правильно ребенок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изображенного на картинках предмета, ставя для этого соответствующие вопросы («Карандаш какой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕРНАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ребенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специально взяты безударные окончания имен прилагательных).
Что касается правильности употребления ребенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склонении» имен существительных, а именно: «Кто сидит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБРЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБРЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картинки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существительным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Обратите внимание на различие окончаний прилагательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания прилагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.
Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.
Задание 1.
Предложите ребенку одно и то же имя прилагательное употребить с именами существительными мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.
Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);
Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);
Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);
Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).
Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);
Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);
Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);
Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).
Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпадение окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выборе окончаний имен прилагательных.
Во второй группе примеров окончания прилагательных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-
Задание 2.
Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к названному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗКОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).
Задание 3.
Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем несколько примерных словосочетаний, число которых при необходимости может быть увеличено.
Голубое небо
Соленый соль
Красивая роза
Красивый ромашка
Большая стакан
Серебристый роса
Колючий елка
Горячий чай
Горький горчица
Душистая сирень
Голубая цветы
Белый облака
Помимо специального упражнения в правильном употреблении окончаний имен прилагательных нужно следить и за правильностью их употребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.
Разделы: Логопедия
Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение “Подбери слово”.
Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.
Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.
2. Повторение пройденного.
Упражнение “Где слово живет?”
Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).
Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.
3. Сообщение темы занятия
Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.
1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)
2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.
4. Основная часть.
1. Магазин “Игрушка”
Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)
Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.
Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.
2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)
Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.
Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).
Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).
Учащиеся составляют предложения из 3 слов.
Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).
Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.
Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.
Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).
Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.
Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.
5. Физкультминутка. Посчитаем.
Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.
6. Основная часть
1. Соедини.
Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)
Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.
Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.
2. Признаки-противники.
Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.
“Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),
“Далекий” скажу, вы ответите... (близкий),
Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,
А “кислый” скажу, вы ответите... (сладкий).
Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.
3. Заполни таблицу.
Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)
Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.
8. Итог занятия. Муха .
Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Логопед: “Что нового вы узнали на занятии?
Что понравилось на занятии?
Вы сегодня хорошо занимались”.
Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:
el plan anual (годовой план),
la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
el día estival (летний день)
Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.
Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.
Например:
Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.
Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:
В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .
Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.
Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).
Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.
Например:
el papel blanco (белая бумага)
la mesa blanca (белый стол)
Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.
Например:
el libro común (общая книга)
la causa común (общая причина)
el papel verde (зеленая бумага)
la mesa verde (зеленый стол)
la casa grande (большой дом)
el país grande (большая страна)
Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:
socialista (социалистический)
idealista (идеологический)
Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :
Например:
el periódico inglés (английская газета)
la revista inglesa (английский журнал)
el baile andaluz (андалузский танец)
la canción andaluza (андалузская песня)
От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.
Это относится к таким прилагательным:
Испанский вариант слова | Перевод в положении перед существительным | Перевод в положении после существительного |
недавно приобретенный | недавно сделанный |
|
несчастный | ||
обыкновенный | грустный |
|
определенный | известный |
Например:
un buen hombre (добрый человек)
un hombre bueno (хороший человек)
un triste empleado (обыкновенный служащий)
un empleado triste (грустный служащий)
Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .
Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).
Например:
el gran hombre (великий человек)
un buen camino (хорошая дорога)
el mal libro (скверная книга)
Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.
Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:
En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кинотеатр).
Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.
Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь