Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Характеристика литературного героя

Власов Павел Михайлович – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. – сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив “перерождение”, П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери “со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину”: “Теперь все для меня по-другому встали – жалко всех, что ли?” В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: “Для всех нас впереди – тюрьма”. Аскетизм и суровость П. кажутся матери “монашескими”: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи “для дела”, причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. “железным человеком”. Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что “силу” дает сердце, а не “голова”, и полагает, что нужно “веру новую придумать… надо сотворить бога – другим людям”; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики (“история с “болотной копейкой”) П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной “слабосильности”. Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: “Есть любовь, которая мешает человеку жить”. Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной “героизм” перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. С юношеских лет Горький мечтал о настоящем человеке. Он искал, но нашел лишь красивую романтическую сказку о гордом и смелом Данко. Живое воплощение своей мечты Горький увидел только после знакомства с революционерами – профессионалами. Эти люди поразили его своей духовной Read More ......
  2. Мать Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из Read More ......
  3. Раскрывая историко-литературное значение романа “Мать”, его действенное влияние на революционное воспитание масс, поможем учащимся увидеть непреходящую идейно-эстетическую ценность книги, созданной на заре возникновения новой литературы, созвучность ее нашей современности. Постановка в ходе анализа таких вопросов, как выбор жизненного пути, важность Read More ......
  4. В 1909 году М. Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в Read More ......
  5. Пелагея Ниловна Власова Характеристика литературного героя Ниловна, Власова Пелагея Ниловна – главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. “мать-Родина”), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения – общечеловеческое, “народное” восприятие событий. Динамика характера Read More ......
  6. Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих Read More ......
  7. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом… Да мало ли достоинств у человека! Но главное его до-. стоинство, на мой взгляд, – это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, Read More ......
  8. “Достойный человек – это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства”. Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Read More ......
Павел Власов (Мать Горький)

Принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово. Теперь это часть современной Самары.

В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом Коммунистическая партия (тогда еще РСДРП), а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни. «В холодном сумраке» угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов» , каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики» . Автор использует ряд олицетворений , представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков» , «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение» , поднималось чувство «подстерегающей злобы» , которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок. Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни. Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье» .

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни» , за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа. Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть - Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел. Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди» , она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть – запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью. И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу. А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди – тюрьма. Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви. Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой» . Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием - бороться за свои права. Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова» .

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой. И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как «крупинки железа к магниту» . И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя. Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара» , и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью. И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел – центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так – нежно и уважительно – обращался Павел к Ниловне. Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы» , но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!» . Ее потрясло слово «мать» , сказанное Павлом с «горячей силой» .

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город. Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую – не убьют» . Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна – яркое тому свидетельство.

«Мать» Горького М.Ю.

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе « » (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?

Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».

Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.

Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.

— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.

— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.

И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».

Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны - рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны - представители господствующих, эксплуататорских классов: директор фабрики, лавочники, жандармский офицер, издевающийся над матерью, становой пристав, избивающий Рыбина, судьи, защищающие власть фабрикантов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Павла Власова в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Они все вместе противостоят революции, полны ненависти к ней, стремятся задушить ее в самом зародыше.

В борьбе за освобождение крепнут и растут лучшие черты человеческого характера. Сжато и сильно рисует Горький этот рост рабочего человека вместе с ростом революционного движения.

Каждый образ, связанный с рабочей средой, выполняет в романе свою особую роль, имеет свое особое значение. Отец Павла Власова принадлежит к наиболее отсталым представителям старшего поколения рабочих. Он сломлен жестокой капиталистической эксплуатацией, которая высосала из него все жизненные силы. Представительница этого поколения и Ниловна - мать Павла. Лишь связь с революционной молодежью, пример сына помогают ей найти подлинную цель жизни, присоединиться к делу борьбы за ее переустрой-ство.

Любовно рисует Горький образы самоотверженных революционеров- Павла Власова и его товарищей по борьбе: рабочих Андрея Находку, Самойлова, Сизова, Николая Весовщикова и многих других.

Рабочий революционный кружок, участниками которого были Павел Власов, Андрей Находка, Сизов и другие рабочие, ставил большие политические задачи. Горький его явно противопоставляет распространенным в конце 90-х годов социал-демократическим кружкам, на которых сказывалось буржуазное влияние «экономизма». Как и в революционном кружке сормовских рабочих, с которым был связан Горький, работа кружка Павла Власова имела боевой, большевистский характер. Агитация среди крестьянства, расширение револю-ционного влияния на широкие массы рабочих, укрепление связи с руководящими социал-демократическими подпольными организациями, листовки, выпускаемые не только с целью борьбы против злоупотреблений на фабрике, но и против всей системы капитализма и самодержавия, изучение революционного движения за рубежом - все это говорит о политических революционных задачах, которые ставил перед собой рабочий кружок, изображенный в романе «Мать».

Павел Власов - представитель нового поколения рабочих. Простой рабочий паренек, мечты которого ограничены хорошей одеждой, воскресными развлечениями в кругу товарищей, - таков Павел в начале романа. Но знакомство с идеями социализма преображает его, открывает высокую цель - служение народу. Эта цель будит все силы его могучего духа.

Первая неудавшаяся попытка в деле с «болотной копейкой» поднять рабочих против «хозяев» не разочаровывает Павла ни в правоте своего дела, ни в силах рабочих и в их способности к борьбе. Он приходит домой «сумрачный, усталый, странно обеспокоенный». Ему обидно не за рабочих, а за себя. «Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит - не умел я сказать ее!..» - говорит он матери. А когда мать, желая утешить, тихонько сказала: «Ты - погоди! Сегодня не поняли - завтра поймут...», он с глубоким убеждением восклицает: «Должны понять!»

Глубокая уверенность в правоте своего дела, целеустремленность всей жизни к борьбе за правое дело, убежденность в конечной победе - наиболее характерные черты Павла Власова.

Когда солдаты, присланные для разгона и подавления первомайской демонстрации, возглавленной Павлом, двинулись на толпу, он с глубоким убеждением восклицает: «Товарищи!.. Солдаты такие же люди, как мы. Они не будут бить нас. За что бить? За то, что мы несем правду, нужную всем? Ведь эта правда и для них нужна. Пока они не понимают этого, но уже близко время, когда и они станут рядом с нами, когда они пойдут не под знаменем грабехсей и убийств, а под нашим знаменем свободы. И для того, чтобы она поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. Вперед, товарищи! Всегда - вперед!»

Вся жизнь Павла - движение вперед трудным путем революционной борьбы. Он знает, чем грозит ему вступление на этот путь. Он готов отказаться от личного счастья, он предупреждает мать, что впереди его ждет тюрьма, быть может и смерть.

Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. На предложение уступить другому это право он отвечает решительным «нет!» Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Павел бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди - знамя!»

Павел Власов - человек огромной внутренней красоты и силы; мужество, воля, благородство, способность к подвигу - все эти лучшие человеческие качества у Павла и его товарищей подчинены самой высокой цели - служению родному народу. Они находят выс-шее счастье в самоотверженной революционной борьбе.

Среди товарищей Павла Горький показывает различных по уровню развития и стойкости в борьбе рабочих.

Андрею Находке не хватает воли и собранности Павла, он не до конца осознал всю суровость тех испытаний, которым должен подвергнуть себя всякий вступивший на путь революции. Николай Весовщиков - молодой рабочий, только что пришедший в ряды борцов за революцию. В нем еще нет партийной дисциплинированности, он способен на анархические, необдуманные поступки, которые могут вредить общему делу. Партийное руководство со стороны таких стойких и выдержанных революционеров, как Павел Власов, помогает ему стать настоящим бойцом революции.

О времени, когда развертываются события романа, В. И. Ленин писал: «Мы переживаем крайне важный момент в истории русского рабочего движения... Последние годы характеризуются поразительно быстрым распространением социал-демократических идей среди нашей интеллигенции, а навстречу этому течению общественной мысли идет самостоятельно возникшее движение промышленного пролетариата, который начинает объединяться и бороться против своих угнетателей, начинает с жадностью стремиться к социализму».

На живом примере деятельности Павла, его товарищей и идущих рука об руку с ними Саши; Наташи, Николая Ивановича и Софьи Горький осветил в своем романе эту важную сторону революционного движения и показал связь рабочих с революционной интеллигенцией, которая несла в рабочую массу учение Маркса.

В романе отразились различные моменты революционной борьбы рабочего класса: подпольная работа (кружки самообразования, печатание и распространение прокламаций, нелегальных изданий, конспиративные собрания, революционная пропаганда в деревне, среди крестьян), использование экономических столкновений рабочих с предпринимателями для политической борьбы (выступление против сбора «болотной копейки»), призыв к стачке, организация демонстраций, использование царского суда как трибуны для революционной пропаганды.

В романе отчетливо показана руководящая роль партии в рабочем движении. В Павле Власове и его товарищах, в Егоре Ивановиче и Софье мы видим большевиков - по их поведению, по тому, как разрешают они важнейшие вопросы руководства революционным движением рабочих и крестьян. В освещении этих вопросов в романе прежде всего сказалась большевистская позиция самого Горького.

По-большевистски решен в романе очень важный вопрос об участии и роли крестьянства в назревшей революции. Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) писал: «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится Масса крестьянства».

Горький в романе «Мать» раскрыл, что рабочее движение оказывает свое влияние и на крестьянство. В ряде образов крестьян - Рыбина, Игната, Ефима, Савелия, Татьяны, Степана и Петра Рябинина - изображена растущая в крестьянстве сила сопротивления угнетателям.

Характерно отношение крестьян к избиению Рыбина становым приставом: «Толпа враждебно загудела, закачалась, надвигаясь на станового, он заметил это, отскочил и выхватил шашку из ножен. «Вы так? Бунтовать? A-а?.. Вот оно что?..» - кричит пристав. Вместо арестованного Рыбина агитационную литературу у Ниловны забирает Петр Рябинин. «Книжки нам требуются... Место всему найдем!.. Случай так сказать, удивительный!.. - говорит он. - В одном месте порвалось, в другом захлестнулось! Ничего! Л газета, мамаша, хорошая, и дело свое она делает - протирает глаза!»

В своем романе Горький говорил о неудержимом росте в народе солидарности с рабочим классом. Безмолвное сочувствие видит Ниловна в глазах людей, окруживших ее плотным кольцом в момент ареста: «...глаза ее не угасали и видели много других глаз - они горели знакомым ей смелым, острым огнем - родным ее сердцу огнем». И призывно звучат слова матери, обращенные к собравшемуся народу: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Павла Власова в романе Мать – художественный анализ. Горький Алексей Максимович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный Подъем революционного движения в начале 900-х годов, героические события 1905 года дали Горькому чрезвычайно богатый материал для создания революционного романа. Революционное Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира,
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

С юношеских лет Горький мечтал о настоящем человеке. Он искал, но нашёл лишь красивую романтическую сказку о гордом и смелом Данко. Живое воплощение своей мечты Горький увидел только после знакомства с революционерами – профессионалами. Эти люди поразили его своей духовной красотой. «Русский революционер – это феномен, равного которому по красоте духовной, по силе любви к миру я не знаю», — говорил он. Этот идеал человека раскрывается Горьким в романе «Мать» в образе Павла Власова – рабочего парня, поднявшегося до высоты вожака народных масс.Средь мира дальнего Для сердца вольного Есть два пути. Одна – это даже не дорого, а тропинка, по которой «громадная, к соблазну жадная идёт толпа. Ведёт эта тропинка в ущелье, где тепло и сыро». Другая – трудный, тернистый путь, по которому идут «лишь души сильные, любви обильные, на бой, на труд».Путь этот труднее, но он прекрасен. И по нему пошёл Павел. Вступив на путь борьбы за освобождение человечества, Павел подверг ревизии свой характер, воспитал в себе человека, борца, большевика. В анчале своего жизненного пути Павел ничем не отличался от своих сверстников. После смерти отца он «сделал всё, что надо молодому парню: купил гармошку, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, трость. Ходил на вечеринки, научился танцевать кадриль и всегда сильно страдал от водки». Но вскоре мать заметила, что Павел стал куда – то уходить. Стал задумчив, глаза смотрели серьёзнее, губы были плотно сжаты. В доме появились книги, из которых он что-то выписывал и которые прятал. Вскоре Павел признался, что читает запрещённую литературу. На вопрос матери: «Зачем тебе это?» — он ответил тих и твёрдо «Хочу знать правду». Постепенно под вилянием книг и новых друзей произошло перерождение Павла в сознательного борца-революционера. Изменились его взгляды на жизнь. В тёмном царстве всеобщего невежества и горя, Павел нашёл залитую светом борьбы дорогу к всеобщему счастью людей, и эта дорога стала его жизненным путём. «Труд, свобода, равенство, братство и счастье всех народов. На эти великие идеалы поднимаются на борьбу в наши дни лучшие сыны рабочего класса всего мира». Павел власов, рабочий-большевик, со скамьи подсудимых провозгласил: «Мы социалисты! Наши лозунги просты – долой частную собственность, все средства производства – народу, труд обязателен для всех!». Так были сформулированы важнейшие принципы человека, борющегося во имя братства всех народов. Павел и его друзья не одиноки в своей борьбе. Плечом к плечу рядом с ними стоят рабочие всего мира, ибо «все они – дети одной матери – непобедимой мысли о братстве народов». «Человек человеку друг!» — вот их девиз. Мать убеждает Павла остерегаться людей, она говорит, что люди злы, что они ненавидят друг друга. На это Павел отвечает: «Люди плохи, но не все виноваты в грязи своей». Показать этим людям путь к правде – вот его цель. Ради этой цели Павел поднимает знамя на первомайской демонстрации. Ему грозит арест, каторга, но чтобы люди поверили его словам, их надо выстрадать; кровью омыть, и Павел, гордо подняв знамя, идёт на штыки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные