Деятельность педагога дополнительного образования предполагает специализацию на обучении детей вне школьной обязательной программы. Такой работник должен заниматься в первую очередь с объединениями учеников, например кружками по интересам. Зачастую работа педагога дополнительного образования предполагает курирование секций, студий. Такой взрослый должен направлять доверенный ему клуб, помогая детям реализовывать свой потенциал.
Педагог, занимающийся с детьми вне строго ограниченных рамок школьной программы, должен ориентироваться в области интересов доверенной ему молодежи, а также здраво оценивать способности тех, кто находится под его кураторством. Профстандарт педагога дополнительного образования предполагает умение работать с группами детей и способность комплектовать из них объединения, внутри которых работа будет слаженной и успешной.
Работать в такой специализации непросто. Занимающиеся дополнительным образованием детей педагоги должны самостоятельно определять оптимальные методики, формы для взаимодействия с доверенными им лицами. Нужно уметь подобрать такие воспитательные средства, которые покажут положительный результат при взаимодействии с конкретной группой, имеющей свои специфические особенности.
В то же время стандарт педагога дополнительного образования предполагает умение организовывать мероприятия с участием большого числа лиц, а также способность и опыт проведения постоянных занятий с группой учеников. Концерты, выставки, праздничные вечера - все это ложится именно на такого учителя, чьей основной задачей становится развитие творческого потенциала каждого доверенного ученика.
Как следует из действующих на территории нашей страны стандартов, педагоги дополнительного образования - это такие лица, которые работают с учащимися вне рамок общеобразовательной программы, в то же время образовательная система должна учитываться при разработке каждого занятия. Ответственный за кружок, секцию учитель не просто должен поддерживать ее в рабочем состоянии. Именно педагоги дополнительного образования - это те люди, которые призваны заинтересовать учеников и сохранить их интерес при длительном посещении объединения.
Учитель должен с педагогической точки зрения уметь обосновать, почему он отдает предпочтение той или иной форме взаимодействия с группой. Задача педагогов дополнительного образования - это не только творческое развитие учеников, но еще и применение для этого новых, результативных методов, показывающих наилучшие результаты.
Не секрет, что педагоги дополнительного образования - это люди, которые должны профессионально, научно подходить к вопросу создания непринуждённой атмосферы. Дополнительное - это необязательное образование, поэтому учитель - то лицо, которое больше всех заинтересовано в высокой посещаемости его кружка. А это возможно только тогда, когда детям интересно. В то же время учитель обязан применять только педагогические методики. Вот и получается, что план педагога дополнительного образования - это целая научная работа, посвященная вопросу о том, как сделать познание нового для детей веселым и увлекательным процессом.
Любой учитель, занятый в сфере дополнительного образования, должен уметь применять педагогические методики, психологические и физиологические. При этом педагог года дополнительного образования - это такой лучший учитель в своей области, который чувствует баланс между целесообразностью, затратами сил и времени и результативностью.
В своей работе педагог дополнительного образования (вакансии, кстати, показывают, что такие специалисты получают довольно низкую зарплату) должен уметь применять новейшие технологические средства, вычислительные машины. Не будет лишним пользоваться источниками в интернете для поиска самых интересных решений и методик организации занятий. Образовательные ресурсы, которые должен применять в своей работе учитель, довольно разнообразны, и лучшие результаты показывают специалисты, пользующиеся советами разных изданий.
В то же время вакансии педагогов дополнительного образования наглядно демонстрируют, что в большинство современных школ принимают на работу только тех учителей, кто умеет обращаться с компьютером. Ситуация складывается таким образом, что администрация поощряет новые подходы к образовательному процессу, новые методы подачи информации детям так, чтобы им было интересно, и персонал должен подстраиваться под эти требования.
Между прочим, специализированное образование нужно не только детям для реализации творческого потенциала. Довольно велик в наше время спрос на педагогов дополнительного профессионального образования. Их задача - занятия со взрослыми. Преимущественно это специальное профессиональное образование - повышение квалификации, расширение базы зданий об используемых в своей сфере методиках. Но не только: учителя для взрослых в рамках дополнительного образования также могут давать своим ученикам возможности для творческой самореализации.
С кем бы ни работал учитель, его задача - использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой - нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.
Задача занимающегося дополнительными образовательными программами учителя - внимательно относиться к каждому, кто изъявил желание записаться в кружок или секцию. При этом именно педагог - гарант соблюдения свобод, прав, положенных по Конституции каждому гражданину страны вне зависимости от возраста.
Одновременно с этим специалист в сфере дополнительного образования должен готовить образовательные программы и воплощать их в жизнь таким образом, чтобы все доверенные ему ученики развивались и открывали для себя что-то новое. Для этого нужно уметь прорабатывать программу, план, прикладывать усилия для воплощения в реальность задуманного.
Основная задача дополнительной образовательной программы - помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя - те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.
Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, - это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя - мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.
Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача - обучить детей самостоятельности. Очень важно, чтобы школьники осознали - исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации.
В то же время дополнительное обучение - это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования - дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.
Педагог дополнительного образования должен быть в курсе достижений доверенных ему воспитанников. Его задача - вовремя уметь поддержать, повлиять и стимулировать в достижении поставленных целей. Кроме ощутимой помощи и поддержки задача учителя - проанализировать происходящее в жизни воспитанника, ученика, для чего необходимо уметь применять свои педагогические навыки и специфические профессиональные знания.
Еще одна важная задача педагога дополнительного образования - это умение оценить эффективность программы и понять, насколько успешно доверенные ему воспитанники овладевают навыками, заложенными в дополнительный образовательный курс вне рамок школьного обучения. При этом творческая деятельность также должна анализироваться и оцениваться совместными усилиями взрослых и детей. Все это позволяет активизировать познавательный интерес. Профессионалы рекомендуют прибегать к новейшим компьютерным технологиям, чтобы стимулировать интерес школьников и сделать процесс анализа более наглядным и точным.
Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.
Педагог должен не просто уметь собрать свою группу в классе, но и знать, как можно мотивировать участников кружка на массовое мероприятие. В его зоне ответственности будет организация такого события и поддержка интереса в группе участников. Для этого придется прибегнуть к опыту и знаниям, накопленным в области массовой работы. Одновременно с этим такой специалист должен уметь выступить в методическом совете, на собрании педагогов, выразить свое профессиональное мнение, провести презентацию составленного плана работ. Словом, несмотря на факт того, что дополнительное образование не входит в обязательную программу, ответственный поход в такой работе нужно практиковать нисколько не менее тщательно, нежели при работе в рамках установленной законами программы.
Дополнительное образование - это в первую очередь работа с детьми, но все же педагог вынужден контактировать и с их родителями. В частности, регулярно нужно организовывать родительские собрания, общаться со старшим поколением, донося информацию об их чадах, их потенциале, возможностях, нуждах. Учитель должен консультировать родителей, помогать им, а также оказывать посильную помощь в создании диалога между поколениями, что особенно сложно в подростковом бунтарском возрасте.
Педагог охраняет жизнь доверенных ему воспитанников и отвечает за их здоровье в рамках организованных им занятий. Он должен соблюдать правила безопасности, охраны труда, законы и порядки, установленные в нашей стране. В некоторых случаях педагог также координирует работу тех, кто ниже его по должности в своей школе и тоже занимается дополнительным образованием школьников.
Структурное подразделение федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», координирующее деятельность по созданию и развитию системы дополнительного образования в университете.
ИДОиПК разрабатывает и реализует программы дополнительного образования для организаций всех видов собственности, а также для широких слоев населения. Современная система дополнительного образования ИДОиПК обеспечивает непрерывное обновление знаний специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности.
ИДОиПК открыт для каждого, кто хочет стать высококлассным профессионалом, соответствовать времени и быть востребованным экономикой и обществом!
За последние годы в России открылся не один центр дополнительного образования. В настоящее время в отечественной педагогике повышается интерес к внеклассному обучению. Подобная ситуация вполне объяснима. Педагоги дополнительного образования - это штатные сотрудники. Работают они на постоянной основе. Именно эти люди отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся.
Деятельность педагога дополнительного образования подразумевает:
Такие специалисты не должны иметь судимости. В качестве подтверждения предоставляется справка о её отсутствии.
Так как деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности ребёнка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном общении, он должен быть настоящим профессионалом. В учебных заведениях нет специализации «педагог внеурочного обучения». Высшее образование можно получить на любом из факультетов классического университета. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, имеющие диплом, в котором указана специализация «учитель начальных классов», «преподаватель физической культуры» и т. д. Несмотря на специфику работы, есть и довольно много сходных моментов с классическим учебным процессом. Например, внедрение инновационных методик в воспитательную работу.
Дополнительного образования аналогична обязанностям обычного учителя. Она подразумевает права и обязанности, указывает варианты повышения квалификации, способы поощрения за качественно выполненный труд. Их деятельность предполагает владение содержанием, методиками, современными педагогическими приёмами. Достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки конкретных целей, поиска содержательного компонента, а также без тесного сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям педагог дополнительного образования обучается на курсах повышения квалификации. Их он обязан проходить не реже, чем раз в 4 года (как и учителя обычных школ).
Перспективный план педагога дополнительного образования предполагает прогнозирование конечного результата своей работы, поиск оптимальных форм и методов развития ребёнка. Именно от степени профессионализма, заинтересованности, нравственных ценностей напрямую зависит желание детей в получении новых знаний и навыков. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, которые не жалеют своего личного времени на воспитанников. Они всегда готовы дать совет детям, помочь ребятам в трудных ситуациях.
Центр дополнительного образования есть не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных городках РФ. Всего в стране насчитывается более 20 тысяч таких заведений. В них занимаются тысячи девчонок и мальчишек. дополнительного образования подразумевает именно внеурочную деятельность с детьми. Такие люди занимаются комплектацией состава разнообразных творческих студий, стараются сохранять контингент, использовать специальные программы. Подобная структура подразумевает наличие множества секций и кружков разнообразной направленности: художественных, спортивных, вокальных, интеллектуальных.
Периодическая аттестация педагога дополнительного образования проводится по тем же правилам, что и в обычных учебных учреждениях. Профильное министерство РФ, осознавая значимость внеучебной работы, сделало её обязательной теперь и в самих школах, гимназиях, лицеях. Если в отдельных центрах дополнительного образования ребятам предлагают разнообразные виды деятельности, то в учебных учреждениях часто выбирают 2-3 приоритетных вида внеурочной работы. Например, в школе функционируют спортивные секции, есть танцевальная студия. Безусловно, такая ограниченность в выборе досуга не способствует формированию гармонически развитой личности, не удовлетворяет в полной мере запросы обучающихся и их родителей. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные отдельные учреждения, предназначенные именно для внеурочной работы со школьниками и подростками.
Самообразование педагога дополнительного образования - обязательное условие его успешной аттестации. Существует классификация специалистов. Они могут принадлежать к высшей, первой категории или иметь статус таких, что «соответствуют занимаемой должности».
Сам термин «профессиональная компетентность» был введён в обиход конце 90-х годов XX века. Согласно терминологии, педагоги дополнительного образования - это учителя. Они имеют средний специальный либо высший педагогический диплом. Такие люди обладают личностными и профессиональными качествами, позволяющими им вести успешную деятельность. Педагог получает высшую категорию, если им осуществляется на высоком уровне образовательная деятельность. При этом он обязан демонстрировать стабильные результаты своей работы.
Для того чтобы совершенствовать свои приходится постоянно развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость ко всем научным инновациям. Педагог должен легко адаптироваться в реалиях образовательной среды. Ему необходимо откликаться на все изменения, происходящие в современной школьной программе. На профессионализм педагога напрямую влияет его духовное и интеллектуальное развитие. Все те изменения, которые происходят в современной образовательной системе, заставляют учителей улучшать свой профессионализм, квалификацию. Они постоянно совершенствуют собственную компетентность. Основной целью российского дополнительного образования является формирование разносторонне развитой личности ребёнка, настоящего патриота, способного встать на защиту Родины. Выпускник центра внеурочного обучения должен быть подготовлен к социальной адаптации, самосовершенствованию, самообразованию.
Именно учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с этим резко возросли требования к профессионализму педагога. В настоящее время идёт открытая дискуссия о тех качествах, которыми должен обладать учитель XXI века. По результатам общественного опроса будет создан стандарт, который станет эталоном для аттестационных комиссий. Учитывая современные требования, можно выделить основные способы формирования профессиональной компетентности педагога:
Для улучшения своих способностей педагог дополнительного образования должен пройти следующие этапы:
Дети, которые приходят в центры дополнительного образования, самостоятельно подбирают себе секцию или кружок. Та атмосфера, которая царит на занятиях, увлекает школьников, придаёт им уверенность в себе, позволяет развивать лидерские качества, чувство здорового соперничества. Разные формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают возможность ребятам обучаться в той области, которая им понятна и интересна. Для того чтобы работа кружка была результативной, руководитель составляет программу обучения, тематическое планирование. Он должен владеть всей законодательной базой, защищать и соблюдать права своих воспитанников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время занятий.
Педагог периодически подтверждает соответствие занимаемой должности путём прохождения аттестации. Проводят такие проверки специальные комиссии, группы, создаваемые из учителей, имеющих статус экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства педагога. Её результат напрямую отразится на уровне его заработной платы. В заявлении, которое подаётся в аттестационную комиссию, перечисляются все достижения самого учителя, а также его воспитанников за последние пять лет. В качестве доказательства предоставляются копии дипломов, грамот, благодарностей. Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами, проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. Интерес к дополнительному образованию свидетельствует о желании детей жить активной и яркой внеурочной жизнью.