Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.

Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) - деятельные механизмы К.

Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.

К. - исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. "Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение" (Jaspers K., 1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является "подтверждение такого признания сердцем" (Юнг, 1988). В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения.

Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. - это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. - явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).

При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием "катарсическая психотерапия". В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.

См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

КАТАРСИС

от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

КАТАРСИС

Cathersis; Katharsis) - исповедь, признание; черная (из четырех) стадия юнговской аналитической терапии; исповедальный подход к лечению некроза, использующий эмоций, связанных с

"Начало психоанализа фактически является не чем иным, как научным первоткрытием древней истины: даже само имя, данное древнему метолу - катарсису, или очищению. является изначальным в классических ритуалах инициации (посвящения). Изначально китарсичсекнй метод состоял в том. что нацист в состоянии гипноза или без оною включался но взаимодействие со своими умственными "тылами", в то состояние, которое системы йоги на Востоке описывают как медитацию или созерцание. Однако, в отличие от йоги, целью катарсиса является достижение спорадическою возникновения в форме образов или чувств тех смутных изображении, которые отделились во мраке от невидимого царства бсссознаюльного и маячат, словно тени, перед внутренним взором. этим путем возвращаются назад вещи подавленные и забытые. Само по себе что то же приобретение, хотя подчас и болезненное, поскольку и низменное, неполноценное, и даже вовсе ничего не стоящее, никудышное все равно принадлежат мне в виде моей тени и также составляют мою суть и содержательную "массу". Разве я могу быть вполне сущностным. не прояснив свою тень? Я должен иметь и темную сторону, если претендую на целостность, - осознавая свою тень, я еще раз подтверждаю, что ничто человеческое мне не чуждо. Во всяком случае, если такое персотрытие своей собственной целостности остается частным и скрытым, то оно воспроизводит изначальные условия, из которых проистек невроз, т. е. отщепленный комплекс (the split-off complex). Скрытность продлевает мою изоляцию, и ущерб удается исправить лишь отчасти. А пугем исповеди, признания я отдаю себя "в руки" людского рода, освобождаясь, наконец, от ноши морального изгнания. Цель катарсичсского метода - полное признание: не просто мысленное осознание самих фактов одной лишь головой, но их сердечное признание и подлинное освобождение подавленной эмоции" (CW К), par. 134; ЮПП, пар. 134).

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение) - психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КАТАРСИС

катарзис) - первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (=> катартический; метод катартический). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения. Согласно ей у человека, перенесшего психическую травму и не отреагировавшего на нее вспышкой аффекта, остаются комплексные переживания, подвергающиеся вытеснению из сознания. Такого рода аффективно-насыщенные неосознаваемые комплексные переживания, находясь в сфере подсознания, являются причиной болезненных отражений в сознании и соматике. Их символами становятся симптомы невроза, психосоматического заболевания. По мнению J. Breuer и S. Freud , путь лечения таких состояний - оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний, освобождение и отреагирование "ущемленного" аффекта.

С этой целью были разработаны специальные методы психокатартической терапии (см. Брейера метод гипнокатарзиса, S. Freud применял метод свободных ассоциаций.

Современные психотерапевты, даже не принимающие психоаналитических концепций, используют в своей практике отдельные методики и приемы психокатартического лечения.

КАТАРСИС

от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.

Аристотель в "Поэтике" ввел сам термин "К." в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л. С. Выготский в "Психологии искусства" (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: "никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств"; "в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции".

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название "катартический метод" Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу. (Б. М.)

Катарсис

Catharsis) . Эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум "высвобождает" энергию агрессию либо посредством агрессивного действия, либо за счет воображаемой агрессии.

Катарсис

catharsis) Термин "К." употребляется в эстетике и в психологии иск-ва применительно к реакции зрителя, а в психотер. - в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психич. энергии. В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало "очищение", в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), "совершающего путем сострадания и страха очищение (К.) подобных чувств". В психоаналитической литературе этот термин впервые появляется в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства - часто, но не всегда травматические, - и связанные с ними чувства. Фрейд предположил, что в таких случаях психич. или нервная энергия, к-рая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название - "отреагирование". Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоан. В совр. психотер. вне психоаналитической традиции словом К. в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включ. и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. К. - центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотер. и кризисного вмешательства. Иногда то же самое наз. "выговариванием" ("talking out"), "отыгрыванием" ("acting out") или "вентилированием" ("ventilation"). В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения. См. также Сокращенная терапия, Кризисное вмешательство, Имплозивная терапия Ф. Хансен

Культурология. Словарь-справочник

Катарсис

(греч. katharsis – очищение)

термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание.

духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Педагогический терминологический словарь

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение)

процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие "К." разработано в древнегреческой философии искусства. В дальнейшем К. получил распространение в психологической науке (З. Фрейд, Л.С. Выготский и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 114)

Словарь лингвистических терминов

Катарсис

(др.-греч. καθάρσίς, очищение)

У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) духовное просветление и очищение зрителя трагедии, только что пережившего страх, гнев, сострадание и др. сильные чувства;

это же понятие имело многочисленные иные толкования в др. философских системах;

К. в психоанализе – метод психотерапии, при котором у больного вызывают сильные переживания, глубокое, очищающее изумление, чем помогают избавиться от навязчивых страхов, вредных привычек.

Античный мир. Словарь-справочник

Катарсис

(греч. κάθαρσις - очищение)

понятие, употребленное Аристотелем при определении трагедии, к-рая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» (Поэтика. Гл. 6). Это краткое и недостаточно ясное высказывание породило множ-во толкований, в т. ч. нравственное (К. воспитывает зрителя), психиатрическое (дает душевное облегчение), медицинско-ритуальное (исцеляет подобным), интеллектуальное (освобождает от ошибочного мнения).

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Гаспаров. Записи и выписки

Катарсис

♦ "Цель риторики раздваивает цель поэзии: обвинитель нагоняет на слушающих страх, а защитник вызывает сострадание. Чтобы из театра зритель вышел, душевно переродившись, но сложа руки, а из суда - не переродившись, но сделав справедливое дело. Поэзия - душевная гимнастика, риторика - душевная практика".

♦ И. Бабель к А. Слоним 26 дек 1927: "Мой отец лет 15 ждал настроения, чтобы пойти в театр. Он умер, так и не побывав в театре".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Катарсис

Катарсис

♦ Catharsis

В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей, достойных насмешки; по мнению некоторых современных психоаналитиков, психоанализ есть катарсис наших эмоций или психологических травм. Сильно сомневаюсь, что и в первом, и во втором, и в третьем случаях подобного очищения достаточно.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Катарсис

(греч. katharsis - очищение)

категория психологической эстетики, характеризующая процесс восприятия произведения искусства и то сильное внутреннее потрясение, которое при этом происходит и оказывает благотворное, очистительное воздействие на состояние челрвеческой души. В качестве эстетического переживания катарсис является атрибутом прежде всего театрально-драматического искусства. Он возникает в тот момент, когда герой трагедии переживает финальную катастрофу, а зритель, находящийся с ним в эмоциональном контакте, оказывается в состоянии смешанного аффекта страха, сочувствия, сострадания. Буря переживаний в его душе приводит в итоге к эффекту внутреннего очищения, когда человек, спустя некоторое время, начинает чувствовать себя обновленным, наполненным новыми чувствами, мыслями, силами, готовым к новым свершениям.

Во времена Пифагора древние греки считали, что душа способна засоряться, загрязняться темными желаниями, порочными вожделениями и потому нуждается в периодических очистительных процедурах посредством самых разных воздействий - мистериальных, музыкальных, театральных и др. Переживание состояния катарсиса имеет двойную целительную силу, оздоровляя как душу, так и тело.

Аристотель Поэтика ») создал психолого-эстетическую концепцию катарсиса в ее связи с восприятием зрелища театральной драмы-трагедии. Тяжелый финал трагедии, в котором главный герой как правило гибнет, потрясает зрителя до глубины души. Он ужасается происшедшему, скорбит о погибшем, сетует на несправедливость судьбы. Но самое удивительное состоит в том, что все эти, казалось бы, тяжелые и мрачные переживания, не погружают его в состояние депрессии. Парадоксальное действие трагедии заключается в ее способности рождать катарсис. Зритель движется сквозь мрак к свету. Его душа, испытавшая чувство отчаяния, вдруг воспаряет ввысь, наполняется силой. Тяжесть сменяется чувством облегчения. На смену страху и состраданию приходит освобождение, очищение души от всего темного, тяжелого, вредоносного, что обременяло ее до этого. Зрелище как бы вымывает из пространств внутреннего «я» накопившийся там моральный «мусор».

Феномен катарсиса занимает важное место в современной психологии. Психоаналитики активно используют практику терапевтических воздействий на психику пациентов, в результате которых патогенные переживания, причинявшие душевные страдания, уходят и человек начинает испытывать заметное облегчение. При этом допустимо привлечение разнообразных форм художественного творчества. Так, в начале 1990-х гг. в российской печати («Известия» от 17.9.1992) появилось сообщение о 45-летнем армянском психиатре Назлояне. Увлекавшийся скульптурой, он лепил портреты своих пациентов. За 15 лет врачебной деятельности им было создано 400 портретов Во время работы он разговаривал с душевнобольным. В процессе такого общения возникал психологический контакт, исчезало отчуждение. Это было крайне важно для пациента, чья больная душа была одинока, оторвана от мира, пребывала, словно в одиночном заключении, в тюремной камере своего внутреннего мира. Врач предлагал больному рассказывать о себе, о своей жизни и своих страданиях, утверждая, что тогда болезнь выйдет из того и перейдет в портрет. На каждую скульптуру уходило в среднем по 50 часов. В конце работы наступал катарсис, совпадавший с тем моментом, когда портрет обретал глаза. Больные в эти минуты испытывали сложнейшие переживания: одни плакали, другие смеялись, третьи пугались, четвертые негодовали или впадали в истерику. Такая вспышка чувств свидетельствовала о действительном освобождении души; она исцелялась если не от всей болезни, то от ее значительной части.

Катарсисом принято называть процесс мощного негативного переживания , которое, дойдя до своей верхней точки, трансформируется в позитивное , не менее острое ощущение. В душе человеческой, как в котле, кипят и бурлят страсти, в результате такой работы тёмные и тяжёлые переживания в какой-то момент превращаются в свою противоположность, — в чистые и благородные помыслы, светлые чувства.

Это понятие было впервые предложено ещё в Древней Греции . В философии искусств катарсис понимался как в первую очередь "очищение ", чаще всего — от чувства собственной вины.

Позднее понятие катарсиса изучали такие передовые психологи, как З. Фрейд и Л. Выготский.

Кроме того, слово катарсис вполне допустимо к применению в эстетике, а также в психологии искусства , — катарсис нередко упоминают, описывая реакцию восторженных зрителей на спектакль.

Психотерапия же подразумевает под катарсисом резкое высвобождение психической энергии.

Современные психологи разделяют два вида катарсиса: бытовой и высокий . При бытовом человек может через страдания, слёзы и горечь прийти к прощению, к переосмыслению своих проблем. Высокий катарсис подразумевает глубокое сопереживание произведениям искусства, сопричастность к трагедии, показанной мастером.

Гении психоанализа всегда интересовались катарсисом и старались понять его феномен. Впервые в специальной литературе он упоминается в произведении Й. Брейера и З. Фрейда "Исследования истерии". Метод, который был назван термином "катарсис", подразумевал введение пациентов в состояние гипноза , находясь в котором, человек вспоминал давно забытые детские ощущения и воспоминания, часто трагические. Часто подобный метод позволял избавить пациента от симптомов истерии. Фрейд считал, что только с помощью катарсиса, через гипноз, можно вывести травматическое переживание из подсознания в сознание и тем самым разрядить полученное когда-то состояние аффекта, а значит, убрать симптом психического заболевания.

Современные психотерапевты понимают катарсис как высвобождение эмоций и следующее за ним снятие накопившегося напряжения. С целью "освободить" пациента от тяжёлых переживаний специалист старается "разговорить" его, побуждает высказать свои страхи, тёмные чувства и гнетущие эмоции. Проговорив то, что его гнетёт, человек чувствует громадное облегчение, его захлёстывают позитивные переживания. Собственно, это и является катарсисом в современном понимании этого слова. Ещё Аристотель объяснял катарсис как "душевную разрядку ".

Катарсис может наступить под воздействием искусства, после искренней молитвы, прослушивания музыкального произведения, выполнения каких-то ритуалов. Сильная страсть, душевное волнение перетекает в благостные, приятные ощущения, просветление, чувство очищения. По большому счёту, конечная цель всякого искусства — вызвать в человеке катарсис, коснуться очищающей рукой его души, снять с неё тяжесть, направить его переживания в позитивное русло.

При изучении психологии и других направлений, многие интересуются вопросом, что это - катарсис. Само понятие появилось еще в древнегреческой философии. Оно описывается, как процесс острого негативного переживания, которое имеет длительный характер, но при достижении пиковой точки, превращается в позитивное.

Что значит катарсис?

Что означает катарсис, зависит от того, в каком аспекте используется термин. Как правило, он обозначает процесс очищения от . Понятие было предложено Аристотелем, в его произведении «Поэтика». Главные герои находились в состоянии внутреннего очищения, которое направлено на достижение гармонии души и тела. В разных учениях и практиках, его упоминали многие философы, психологи и психоаналитики.

Завершение процесса катарсиса предусматривает высвобождение или вытесненного аффекта. Процесс катарсиса состоит из следующих этапов и, в зависимости от ситуации, человек должен уметь контролировать себя:

  • накопление негативных переживаний;
  • достижение пиковой точки эмоций;
  • преобразование негативной энергии в позитивную.

Катарсис - психология

Катарсис - это в психологии особый метод, позволяющий выполнить эмоциональную и чувственную разрядку. Методика позволяет достигнуть таких результатов, которые окажут влиятельное значение на человека:

  • уменьшение или полное устранение ;
  • ослабление состояния фрустрации;
  • лучшее понимание внутреннего мира и потребностей;
  • общее благоприятное воздействие на личность.

Некоторые психологи утверждают, что катарсис – это искусство, и что это подтверждается на практике. Считается, что термин в психологии появился благодаря Зигмунду Фрейду, который предложил катартический метод, предусматривающий перенос в сознание воспоминаний и чувств с отрицательной энергетикой, что в последующем приводит к эмоциональной разрядке.

Катарсис в психоанализе

В практиках психоанализа, использование катартического метода - частое явление. Он был создан для анализа и выявления мотивов поведения человека. Эмоциональный катарсис рассматривается, как совокупность способов выявления переживаний и действий человека, которые обусловлены неосознанными мотивами. Методики позволяют выявить вытесненные представления, что способствует их эффективному устранению. Применение метода в психотерапевтических целях, предусматривает такие техники:

  • свободные ассоциации;
  • интерпретация слов;
  • обмолвки.

Катарсис в философии

Катарсис - это в философии представляет собой достижение культовой чистоты. Его целью является подготовка к встрече с сакральной реальностью, посредством устранения разных видов соблазнов. Духовное очищение происходит с помощью следующих эмоций, проявленных человеком:

  • сострадание ближнему своему;
  • сопереживание;
  • страх перед потерями и негативом.

Термин древнегреческой философии и этики предусматривает эмоциональную разгрузку, а мистического очищения души. Человек избавляется от проявлений чувственности и телесной грязи, являющихся страстями в определенные моменты жизни. О таком понятии упоминали Аристотель, Гераклит, Пифагор, Платон и многие другие философы, что можно наблюдать в их учениях.

Механизм катарсиса

Достижение катарсиса требует наличия определенных факторов. Человек должен пройти несколько этапов, среди которых:

  • признание необходимости изменений в жизни;
  • готовность преодолеть свои собственные страхи;
  • достижение спокойного состояния;
  • сенсорная депривация;
  • сознательное решение преодоления неприятных эмоциональных ощущений;
  • признание неудач.

Эффект катарсиса наступает только когда человек осознанно применяет методику и стремится решить свои внутри-личностные проблемы. Для того, чтобы достигнуть катарсиса, проделайте несколько манипуляций.

  1. Сосредоточьте все внимание на существующей проблеме.
  2. Воспроизведите в точности свои ощущения.
  3. Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые достигли пиковой точки.

Как достичь катарсиса?

Состояние катарсиса наступает вследствие усердной работы над собой. Как правило, чтобы его достигнуть, необходимо иметь определенный опыт в психологии или психоанализе. Опытный психолог или психотерапевт, может применять представленный метод, чтобы выявить у пациента негативные эмоции, которые могут быть спрятаны очень глубоко. Для этого он должен осознанно желать решения внутри-личностного конфликта.

Как правило, изначально человек испытывает страх перед прохождением случаев, которые имели негативных характер. Еще он не желает осуществлять сознательное движение навстречу фрустрации. Чем дольше он не хочет принять происшедшее, тем дальше от него наступление катарсиса. Как только появится желание идти вперед, проблемы постепенно будут решаться, и приближать эмоциональный катарсис, который позволит достичь гармонии.

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля . Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. - очищение духа от тела ), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров .

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев - как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

Влияние на культуру

В 1981 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии «Катарсис » впервые в русской и мировой литературе показал связь катарсиса в театральной драматургии русского классицизма с катарсисом в повседневной жизни просвещённых современников XVIII века .

См. также

Примечания

    • Ка тарсис // Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М. : Русский язык , 1988. - С. 220. - 608 с. - 200 000 экз. - ISBN 5-200-00317-2 .
    • Ка тарсис, Ката рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов . - СПб.: Норинт, 1998
    • Ка та рсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - 2-е изд., доп. - М. : Русский язык , 2000. - С. 312. - 856 с. - (Библиотека словарей русского языка). - 5000 экз. - ISBN 5-200-02699-7 .
    • Ка та рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
    • Зарва М. В . Ката рсис // Русское словесное ударение. Словарь. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 600 с. - 6000 экз. - ISBN 5-93196-084-8 .
  1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. - М., 1999.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 1999.
  3. Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  4. http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  5. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  6. Владимир Карев. "Катарсис" // Альманах "Киносценарии" : Москва, Госкино СССР. - 1988. - № 3 . - С. 41-64 . - ISSN 0206-8680 .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные