Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.

Несмотря на свою известность, этруски для нас - одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока

Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова.

Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками.

Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии.

Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски - это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров.

Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта

Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.

Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.

Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции.

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.

Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев.

Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.

«Этруск – это русский»

Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.

Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами.

Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.

Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» - строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонцев.

Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков - это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков – «тиррены».

Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.

Трудности перевода

Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.

Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.

Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.

Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка - некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.

И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.

По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».

Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».

Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.

Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».

Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.

Прежде чем стать мировой державой, Рим на протяжении пяти столетий вёл с ближайшими соседями в Италии войны за собственное выживание. На этих «домашних» фронтах римлянам неоднократно доводилось терпеть поражения. Тем не менее, проигрывая время от времени битвы, они никогда не проигрывали войны. В конечном итоге вся Италия подчинилась римскому оружию. Первыми тяжёлую руку Рима почувствовали на себе этруски.

Этрурия и её жители

Область расселения этрусков находилась на севере Италии, между правым берегом Тибра и Апеннинскими горами, примерно соответствуя территории современной Тосканы. Происхождение и язык этого народа до сих пор остаются загадкой для учёных.

Ближайшими их соседями и конкурентами были греки. Одни из них, как Геродот, считали этрусков выходцами с востока, из Малой Азии. Другие, как Фукидид или Диодор, указывали на их родство с пеласгами - древнейшим догреческим населением Балканского полуострова и островов Эгейского моря. Третьи, как Дионисий Галикарнасский, склонялись к их автохтонному италийскому происхождению. Римляне в целом следовали в русле тех же гипотез, чаще всего полагая этрусков исконными жителями занимаемых ими мест или выводя их происхождение с земель из-за Альп и указывая при этом на их родство с ретами. Среди современных археологов наиболее широко разделяется гипотеза происхождения этрусков от неолитического населения центральной Европы. Возникновение и развитие общества и цивилизации этрусков связаны с археологической культурой раннего Железного века Вилланова, которая сама, в свою очередь, восходит корнями к культуре Террамар позднего Бронзового века.

На протяжении VIII–VII веков до н.э. на территории Этрурии возникали многочисленные города-государства, каждый из которых являлся центром самостоятельной области. Двенадцать крупнейших городов - Цере, Тарквинии, Вульчи, Ветулония в приморской части страны, Вейи, Вольсинии, Клузий, Перузия на территориях, прилегавших к долине Тибра, Волатерры, Арреций, Кортона, Фезулы в долине Арно в северной части Этрурии - создали политический союз, так называемое Этрусское двенадцатиградье, которое являлось формой политической организации страны.

Во главе союза стоял выборный правитель-зилат, которого римляне называли претором. Представители всех городов собирались в святилище Вольтумны, где-то около Вольсиний (современный город Орвието). Святилище было воздвигнуто в честь Тинии, этрусского аналога Юпитера, и здесь ежегодно происходили торжественные религиозные церемонии и спортивные игры. Этот союз оставался скорее религиозным, чем военно-политическим объединением. Несмотря на его существование, связи между отдельными этрусскими городами оставались непрочными. По большей части в международной политике этруски выступали в качестве отдельных, обособленных друг от друга городов-государств.

В древности этрусскими городами правили цари-лукомоны, власть которых со временем была заменена выборным правлением. До нашего времени сохранились этрусские названия ряда выборных должностей, но характер их власти и принципы её осуществления до сих пор остаются неизвестными. Такие атрибуты власти как скипетр, расшитая тога, курульное кресло из слоновой кости, фасции с воткнутыми в пучок розог секирами римляне унаследовали от этрусков.

Само этрусское общество носило ярко выраженный аристократический характер. Знать, этера, владела большими богатствами, обретёнными благодаря войнам и дальней торговле, и вела роскошный образ жизни. Его элементами являлись пиры, спортивные игры и другие развлечения. Аристократы совершали погребения в подземных фамильных склепах в сопровождении роскошных приношений, включая оружие, ювелирные украшения, бронзовые и керамические сосуды, часто импортного происхождения. В поземельной и личной зависимости от знати находилось простонародье, из числа которого рекрутировалась многочисленная клиентелла богатых аристократов. В этрусском обществе было известно рабство, носившее патриархальный характер.

Этрусский погребальный склеп V ека. до н.э., современная реконструкция

Этрусская экспансия в Италии

В представлении греков и римлян этруски были народом воинов, торговцев и морских разбойников, которые осуществляли широкомасштабную экспансию во всех направлениях. Своего пика она достигла в середине – второй половине VI века до н.э. В это время этруски колонизировали долину реки По на севере Италии. Здесь возникло их новое двенадцатиградье, центром которого стала основанная около 525 года до н.э. Бонония.

Два порта, Спина и Адрия, также основанные этрусками, обеспечили им выход в Адриатическое море и позволили установить торговые отношения с западногреческими городами и их колониями в Италии. Результаты раскопок показывают, что на рубеже VI–V веков до н.э. резко вырос объём ввозимого в Этрурию греческого импорта. По альпийским перевалам этрусские торговцы проникли на территорию Южной Германии и восточной части Франции, где установили прочные и взаимовыгодные контакты с жившими здесь предками кельтов . В обмен на вино, бронзовые и керамические расписные сосуды, ювелирные украшения и оружие этруски получали от них золото и серебро, а также олово и, конечно, рабов.

Фреска VI века до н.э., изображающая двух должностных лиц. Оба облачены в пурпурные тоги и красные башмаки, оба сидят на курульных креслах. Национальный этрусский музей Тарквиний

Другим направлением этрусской экспансии был путь на юг, который привёл их сначала в Лаций, а затем в Кампанию. Около 616 года до н.э. Луций Тарквиний Древний (616–579 годы до н.э.) открыл галерею этрусских царей, на протяжении трёх поколений правивших Римом. В это время Рим из группы посёлков, выросших на вершинах окаймлявших долину Тибра холмов, превратился в настоящий город с единым политическим центром на Форуме, святилищем Юпитера на Капитолийском холме, правильной планировкой улиц, окружавшей город стеной и т.д. Под властью этрусских правителей сформировалось римское общественное устройство. Царь Сервий Туллий (578–535 годы до н.э.) разделил народ на имущественные классы и распределил между ними права и обязанности. Он также реформировал военное дело, введя в обиход гоплитское вооружение и построение фалангой .

Последний царь, Тарквиний Гордый (535–509 годы до н.э.), вёл активную завоевательную политику. Он подчинил своей власти бо́льшую часть Лация и учредил Латинский союз, в состав которого входили 30 городских общин. Союзники обязались осуществлять совместную политику и посылать своих воинов для участия в походах. Рим, как наиболее могущественный и крупный город Лация, стал гегемоном союза.


Рим около 500 года до н.э.

Этруски и греки

Главными противниками этрусков в Италии были греки. Их колонии появлялись не только на восточном и южном, но также и на западном побережье Апеннинского полуострова. Ещё около 750 года до н.э. халкидяне основали на берегу Неаполитанского залива свою торговую колонию Кумы. Этот город являлся важнейшим проводником их экономического и культурного влияния в регионе. Около 600 года до н.э. греки-фокейцы основали Массалию на южном побережье Галлии, откуда они вверх по течению Роны проникали в глубину страны. Сперва фокейцы мирно уживались с этрусками, но затем их интересы начали расходиться.

После завоевания Фокеи персами в 546 году до н.э. значительная часть фокеян предпочла выселиться из своего города на запад. Они пополнили население Массалии и попытались основать новую колонию в Алалии на Корсике. Активность фокейцев в регионе и их пиратские нападения на корабли и побережье Этрурии чрезвычайно разозлили этрусков, и те заключили договор с Карфагеном. Карфагеняне также страдали от нападений фокейцев и опасались за свои колонии на Сардинии. В 535 году до н.э. объединённый флот этрусков и карфагенян разбил корабли фокейцев в морском сражении у Корсики и разрушил основанную ими здесь Алалию.

В 524 году до н.э. этруски, жившие в Кампании, собрали огромное войско и вместе со своими союзниками осками и давнами попытались напасть на Кумы с суши. Против их войска, насчитывавшего, по словам Дионисия Галикарнасского, полмиллиона человек, греки выставили всего 4 500 пехотинцев и 600 всадников. В сражении на реке Вольтурн этруски потерпели поражение. Их пехота обратилась в бегство ещё до начала столкновения. Лишь конница мужественно сражалась, нанеся при этом грекам немалый урон. В этом сражении впервые взошла звезда Аристодема из Кум, совершившего славные подвиги и обретшего широкую народную поддержку.


Терракотовые статуэтки, изображающие этрусских воинов. Батальная группа на храмовом фризе из Кьюзи, V век до н.э. Глиптотека, Копенгаген

Двадцать лет спустя, в 504 году до н.э., за помощью к куманцам обратились жители латинского города Ариция, которых осаждало большое этрусское войско. Аристодем во главе 2 000 человек выступил на помощь латинам и в жестоком сражении у стен города вновь одержал победу над этрусками. Их предводитель Аррунт пал в бою. Множество его воинов погибло, остальные разбежались. Вместе с большим количеством пленников и богатой добычей Аристодем вернулся в Кумы. Но затем, опираясь на помощь пленных этрусков, он осуществил государственный переворот и стал тираном. На протяжении 15 лет Аристодем жестоко властвовал над куманцами. Этруски, опасаясь его сурового нрава, предпочитали все эти годы держаться на расстоянии.

После смерти Аристодема в 493 году до н.э. нападения этрусков на Кумы возобновились. На этот раз на помощь грекам явились сиракузские тираны. В 474 году до н.э. Гиерон I привёл свои корабли в Неаполитанский залив и одержал над флотом этрусков победу в морской битве у Кум. Этрусский шлем, взятый в качестве военной добычи, с посвятительной надписью от имени Гиерона, был найден при раскопках Олимпии в Греции и ныне экспонируется в витринах Британского музея. Корабли сиракузян надёжно заблокировали Мессанский пролив для этрусков, перекрыв им путь к берегам Сицилии и южной Италии.


Этрусский шлем с надписью Гиерона I, после битвы при Кумах в составе другой военной добычи посвящённый им в храм Зевса в Олимпии. Британский музей, Лондон.
antoniorandazzo.it

В 452 году до н.э. сиракузяне вновь нанесли этрускам поражение на море, изгнали их с острова Эфалия и разорили побережье Этрурии. Наконец, в 384 году до н.э. тиран Дионисий I снова привёл корабли в Тирренское море, захватил и разрушил этрусскую гавань Пирги. Эти победы сиракузян покончили с морским могуществом этрусков, которые оказались вынуждены навсегда отдать власть над морем грекам.

Этруски и римляне

Наиболее серьёзными последствиями для этрусков обернулись события, приведшие в 509 году до н.э. к изгнанию из Рима царя Тарквиния Гордого и учреждению в городе республиканского правления. Вместе с царём в изгнание удалились его сторонники, в том числе проживавшие в городе этруски. К их соплеменникам Тарквиний обратился за поддержкой. Помощь ему предоставили жители Вей и Клузия, в других городах были навербованы наёмники. С этими силами Тарквиний двинулся на Рим. Навстречу ему выступило войско под командованием консулов Луция Юния Брута и Публия Валерия Попликолы.

Обе армии встретились 28 февраля 509 года до н.э. у Арсийского леса на правом берегу Тибра. В начале сражения сын Тарквиния Аррунт вызвал Брута на поединок, в котором они оба погибли. Сражение между основными силами противников продолжалось весь день, и с наступлением темноты оба войска вернулись на исходные позиции. Потери обеих сторон были огромны. И вдруг ночью из священной рощи раздался голос громче человеческого, воскликнувший: «У этрусков одним павшим больше. Победа за римлянами!» . Этруски в страхе отступили. Валерий Попликола вошёл в город с триумфом, верхом на колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.


Поединок Этеокла и Полиника. Батальная сцена на этрусском саркофаге, II век до н.э. Лувр, Париж

Потерпев поражение, Тарквиний обратился за помощью к царю Клузия Ларсу Порсенне. В 507 году до н.э. тот осадил Рим, причём нападение было столь внезапным, что горожане в спешке не успели даже разрушить свайный мост через Тибр. Тогда Публий Гораций Коклес с двумя спутниками стал на мосту и в одиночку сдерживал этрусков у его начала, в то время как римляне на другом конце ломали сваи. Когда мост рухнул, Гораций, как был в доспехах и с оружием, бросился в Тибр и живым выбрался на другой его берег. Двое его товарищей при этом погибли. Другое предание рассказывает о мужестве юноши Гая Муция Сцеволы, который в одиночку пробрался в царскую ставку, где пытался убить Порсенну, но по ошибке поразил его писаря. Когда его схватили и привели к царю, Муций честно рассказал, кто он такой и зачем пробрался в лагерь. В ответ на угрозу пыток он сам положил в жаровню свою правую руку и держал её в огне, пока рука не обуглилась. Изумлённый его мужеством и самообладанием, Порсенна якобы немедленно прекратил осаду и заключил с римлянами мирный договор.

Вопреки изложению патриотически настроенных Ливия и других римских историков, в источниках обнаруживаются следы менее благоприятной для Рима традиции. Порсенне, по-видимому, всё же удалось захватить город и навязать его жителям тяжёлые условия мирного соглашения. Однако он, по-видимому, не торопился водворять в Рим Тарквиния, а вскоре уже для самого царя-изгнанника обстоятельства изменились в неблагоприятную сторону.


Ларс Порсенна осаждает Рим, реконструкция Питера Коннолли

Сын Порсенны Аррунт желал создать собственное царство. В 504 году до н.э. он взял у отца половину его войска и осадил латинский Ариций. На помощь латинам, как мы знаем, пришли греки из Кум, от рук которых этруски потерпели поражение, а сам Аррунт погиб. После этого поражения латинские города поспешили окончательно отделиться от этрусков и создать собственный враждебный им союз во главе с Тускулом. Власть в нём принадлежала диктатору Тускула Октавию Мамилию, бывшему зятем Тарквиния. Убедившись, что Порсенна не собирается возвращать власть над Римом, Тарквиний уехал от него в Тускул. Здесь он был радушно встречен родственником.

Опасаясь, что Октавий Мамилий попытается восстановить Тарквиния на царском престоле, римляне отказались примкнуть к восставшим латинам и сохранили верность договору с Порсенной. Они даже приняли у себя в городе остатки отступавшей от Ариция этрусской армии. Вопреки их опасению прошло целых восемь лет, прежде чем Октавий Мамилий решил действовать. В 496 году до н.э. латинские общины объединились против римлян и дали им бой у Регилльского озера. На их стороне в битве сражался отряд римских изгнанников, которым командовал последний сын Тарквиния Тит. После упорного боя римляне одержали дорого доставшуюся им победу. Октавий Мамилий и Тит Тарквиний пали в битве. Престарелый царь, раненный, бежал в Кумы к правившему там Аристодему и умер год спустя при его дворе. Римлянам, в свою очередь, победа позволила заключить Кассиев союзный договор с латинами.

Литература:

  1. Немировский, А. И. Этруски. Введение в этрускологию / А. И. Немировский, А. И. Харсекин. - Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  2. Немировский, А. И. Этруски. От мифа к истории / А. И. Немировский. - М.: Наука, 1983.
  3. Буриан Я. Загадочные этруски / Я. Буриян, Б. Моухова. - М.: Наука, 1970.
  4. Нечай, Ф. М. Образование римского государства / Ф. Нечай. - Мн., 1972.
  5. Залесский, Н. Н. Этруски в Северной Италии / Н. Залесский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  6. Залесский, Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII–IV веках до н.э. / Н. Залесский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
  7. Риджуэй, Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира. - Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье около 525–479 гг. до н. э. - М., 2011. - С. 754-808.
  8. Эргон, Ж. Повседневная жизнь этрусков / Жак Эргон; пер. с франц. А. Б. Овезовой. - М.: Молодая гвардия, 2009.
  9. Маяк, И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса / И. Л. Маяк. - М.: Московский Университет, 1983.

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7–5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) – все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Происхождение.

Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах (Гимн Дионису , 8), где повествуется о том, как этот бог был однажды захвачен в плен тирренскими пиратами. Гесиод в Теогонии (1016) упоминает «славой венчанных тирренцев», а Пиндар (1-я Пифийская ода , 72) говорит о воинственном кличе тирренов. Кто же были эти знаменитые пираты, очевидно, широко известные античному миру? Со времен Геродота (5 в. до н.э.) проблема их происхождения занимала умы историков, археологов и дилетантов. Первая теория, отстаивающая лидийское, или восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту (I 94). Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился жестокий голод, и половина населения была вынуждена покинуть страну в поисках пропитания и нового местожительства. Они отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория также уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая (Римские древности , I 30), что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н.Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами. Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силен, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.

История.

Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население. Оставив пиратство, они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие.

С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать; ок. 474 до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.

Политические и общественные институты.

Политическим и религиозным центром традиционной конфедерации двенадцати этрусских городов, каждый из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их общее святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) близ современной Больсены. По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, однако неизвестно, кому принадлежала власть в федерации.

Царские полномочия и прерогативы время от времени оспаривались знатью. Например, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Государственные структуры не претерпели радикальных изменений, кроме того, что был создан институт ежегодно избиравшихся магистратов. Сохранился даже титул царя (lucumo), хотя и лишившийся прежнего политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, исполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus).

Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.

В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными. Меценат , друг и советник Августа, мог похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия.

В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Религия.

Ливий (V 1) описывает этрусков как «народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам»; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как «мать суеверий» (Против язычников , VII 26). То, что этруски были религиозны и суеверны, подтверждают литературные свидетельства и памятники. Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам. Так, римской триаде Юпитера, Юноны и Минервы у этрусков соответствовали Тин, Уни и Менрва. Сохранились также свидетельства (например, в росписях гробницы Орко), указывающие на характер представлений о блаженстве и ужасе загробной жизни.

В т.н. Этрусском учении (Etrusca disciplina ), нескольких книгах, составленных во 2 в. до н.э., о содержании которых мы можем судить лишь на основании отрывочных указаний позднейших писателей, были собраны сведения и наставления относительно этрусских религиозных верований, обычаев и ритуалов. Здесь имелись: 1) libri haruspicini, книги о предсказаниях; 2) libri fulgurales, книги о молниях; 3) libri rituales, книги об обрядах. Libri haruspicini учили искусству выяснения воли богов посредством исследования внутренностей (прежде всего печени) определенных животных. Предсказатель, специализировавшийся в данном виде прорицания, назывался гаруспиком (haruspex). Libri fulgurales касались истолкования молний, их искупления и умилостивления. Священнослужитель, ответственный за эту процедуру, назывался fulgurator. В libri rituales обсуждались нормы политической и общественной жизни и условия человеческого существования, в том числе и в загробном мире. Этими книгами ведала целая иерархия экспертов. Церемонии и суеверия, описанные в Этрусском учении , продолжали оказывать влияние на римское общество и после рубежа нашей эры. Последнее упоминание применения этрусских ритуалов на практике мы встречаем в 408 н.э., когда явившиеся в Рим жрецы предложили отвратить от города опасность со стороны готов во главе с Аларихом.

Экономика.

Когда римский консул Сципион Африканский готовился к вторжению в Африку, т.е. к кампании, которой предстояло положить конец 2-й Пунической войне, многие этрусские общины предлагали ему свою помощь. Из сообщения Ливия (XXVIII 45) мы узнаем, что город Цере обещал предоставить для войск зерно и другое продовольствие; Популония обязалась поставить железо, Тарквинии – парусину, Волатерры – детали корабельной оснастки. Арретий обещал предоставить 3000 щитов, 3000 шлемов и 50 000 дротиков, коротких пик и метательных копий, а также топоры, лопаты, серпы, корзины и 120 000 мер пшеницы. Перузия, Клузий и Руселлы обещали выделить зерно и корабельный лес. Если такие обязательства брались в 205 до н.э., когда Этрурия уже утратила свою независимость, то в годы этрусской гегемонии в Италии ее сельское хозяйство, ремесло и торговля должны были по-настоящему процветать. Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством. Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

ИСКУССТВО И АРХЕОЛОГИЯ

История раскопок.

Этруски были ассимилированы римлянами на протяжении последних 3-х столетий до н.э., однако ввиду того, что их искусство высоко ценилось, этрусские храмы, городские стены и гробницы пережили этот период. Следы этрусской цивилизации были частично погребены под землей вместе с римскими руинами и в средние века в основном не привлекали внимания (впрочем, определенное влияние этрусской живописи обнаруживается у Джотто); однако в эпоху Ренессанса ими вновь заинтересовались и некоторые из них были раскопаны. Среди тех, кто посещал этрусские гробницы, были Микеланджело и Джорджо Вазари. К числу знаменитых статуй, обнаруженных в 16 в., принадлежат знаменитая Химера (1553), Минерва из Ареццо (1554) и т.н. Оратор (Arringatore ) – портретная статуя какого-то официального лица, найденная неподалеку от Тразименского озера в 1566. В 17 в. число раскопанных объектов увеличилось, а в 18 в. широкое изучение этрусских древностей породило огромный энтузиазм (etruscheria, т.е. «этрускомания») среди итальянских ученых, полагавших, что этрусская культура превосходит древнегреческую. В ходе более или менее систематических раскопок исследователи 19 в. открыли тысячи богатейших этрусских гробниц, наполненных этрусскими изделиями из металла и греческими вазами, – в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери (1836, гробница Реголини-Галасси), Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и во многих других местах. В 20 в. особенно знаменательными были открытия храмовых скульптур в Вейях (1916 и 1938) и богатого захоронения в Комаккьо (1922) на Адриатическом побережье. Был достигнут значительный прогресс в понимании этрусских древностей, особенно благодаря усилиям Института этрусских и итальянских исследований во Флоренции и его научному периодическому изданию «Этрусские исследования» («Studi Etruschi»), выходящему с 1927.

Географические распределение памятников.

Археологическая карта памятников, оставленных этрусками, отражает их историю. Древнейшие поселения, датируемые примерно с 700 до н.э., обнаружены в прибрежной зоне между Римом и островом Эльба: Вейи, Черветери, Тарквиния, Вульчи, Статония, Ветулония и Популония. С конца 7 и на протяжении 6 в. до н.э. этрусская культура распространилась на материковые области от Пизы на севере и вдоль Апеннин. Помимо Умбрии, во владения этрусков входили города, которые носят теперь названия Фьезоле, Ареццо, Кортона, Кьюзи и Перуджа. Их культура проникла к югу, до современных городов Орвьето, Фалерий и Рима, и, наконец, за Неаполь и в Кампанью. Предметы этрусской культуры были обнаружены в Веллетри, Пренесте, Конке, Капуе и Помпеях. Болонья, Марцаботто и Спина стали центрами этрусской колонизации областей за горной цепью Апеннин. Позже, в 393 до н.э., в эти земли вторглись галлы. Через торговлю этрусское влияние распространилось и на другие области Италии.

С ослаблением власти этрусков под ударами галлов и римлян сократилась и зона распространения их материальной культуры. Однако в некоторых городах Тосканы культурные традиции и язык дожили до 1 в. до н.э. В Клузии предметы искусства, относящиеся к этрусской традиции, производились примерно до 100 до н.э.; в Волатеррах – приблизительно до 80 до н.э., а в Перузии – примерно до 40 до н.э. Некоторые этрусские надписи датируются временем после исчезновения этрусских государств и, возможно, относятся к эпохе Августа.

Гробницы.

Древнейшие следы этрусков прослеживаются по их захоронениям, часто располагавшимся на отдельных холмах и, например, в Цере и Тарквиниях, представлявшим собой настоящие города мертвых. Простейший тип гробниц, распространившийся примерно с 700 до н.э., – вырубленные в скале углубления. Для царей и их родственников такие могилы, по-видимому, делали более обширными. Таковы гробницы Бернардини и Барберини в Пренесте (ок. 650 до н.э.) с многочисленными украшениями из золота и серебра, бронзовыми треножниками и котлами, а также привезенными из Финикии предметами из стекла и слоновой кости. Начиная с 7 в. до н.э. характерным был прием соединения нескольких камер между собой так, что получались целые подземные жилища разных размеров. В них имелись двери, иногда окна и часто каменные скамьи, на которые клали умерших. В некоторых городах (Цере, Тарквинии, Ветулония, Популония и Клузий) такие гробницы перекрывали насыпями диаметром до 45 м, возведенными поверх естественных холмов. В других местах (например, в Сан-Джулиано и Норче) склепы вырубали в отвесных скальных обрывах, придавая им вид домов и храмов с плоскими или покатыми крышами.

Интересна архитектурная форма гробниц, возведенных из тесаного камня. Для правителя города Цере был сооружен длинный коридор, над которым огромные каменные блоки образовывали ложный стрельчатый свод. Конструкция и техника сооружения этой усыпальницы напоминает относящиеся к эпохе крито-микенской культуры гробницы в Угарите (Сирия) и т.н. гробницу Тантала в Малой Азии. Некоторые этрусские усыпальницы имеют ложный купол над прямоугольной камерой (Пьетрера в Ветулонии и Поджо делле Гранате в Популонии) или над круглым в плане помещением (гробница из Казале Мариттимо, реконструированная в Археологическом музее Флоренции). Оба типа усыпальниц восходят к архитектурной традиции II тыс. до н.э. и напоминают гробницы предшествующего времени на Кипре и Крите.

Так называемый «грот Пифагора» в Кортоне, в действительности являющийся этрусской гробницей 5 в. до н.э., свидетельствует о понимании законов взаимодействия разнонаправленных сил, необходимом для сооружения подлинных арок и сводов. Такие конструкции появляются в поздних усыпальницах (3–1 вв. до н.э.) – например, в т.н. гробнице Великого Герцога в Кьюзи и гробнице Сан Манно близ Перуджи. Территорию этрусских кладбищ пересекают регулярно ориентированные проезды, на которых сохранились оставленные похоронными повозками глубокие колеи. Росписи и рельефы воспроизводят публичное оплакивание и торжественные процессии, сопровождавшие умершего к его вечной обители, где он будет находиться среди предметов обстановки, личных вещей, чаш и кувшинов, оставленных ему для еды и питья. Платформы, возведенные над гробницей, предназначались для поминальных пиров, включавших танцы и игры, и для своего рода гладиаторских боев, представленных в росписях гробницы Авгуров в Тарквиниях. Именно содержимое гробниц дает нам большую часть информации о жизни и искусстве этрусков.

Города.

Этрусков можно считать народом, принесшим в центральную и северную Италию городскую цивилизацию, однако об их городах известно немного. Интенсивная, продолжавшаяся на протяжении многих веков деятельность человека в этих областях уничтожила или скрыла от глаз многие этрусские памятники. Тем не менее немало горных городов Тосканы до сих пор окружено стенами, возведенными этрусками (Орвьето, Кортона, Кьюзи, Фьезоле, Перуджа и, вероятно, Черветери). Кроме того, впечатляющие городские стены можно увидеть в Вейях, Фалериях, Сатурнии и Тарквиниях, а более поздние городские ворота, датируемые 3 и 2 вв. до н.э., – в Фалериях и Перудже. Для обнаружения этрусских поселений и могильников все успешнее используется аэрофотосъемка. В середине 1990-х годов начались систематические раскопки ряда этрусских городов, в том числе Черветери и Тарквинии, а также ряда городов в Тоскане.

Города этрусков в горах не имеют регулярной планировки, о чем свидетельствуют участки двух улиц в Ветулонии. Доминирующим элементом в облике города был храм или храмы, сооруженные на самых возвышенных местах, как в Орвьето и Тарквиниях. Как правило, в городе имелось трое ворот, посвященных богам-заступникам: одни – Тину (Юпитеру), другие – Уни (Юноне), а третьи – Менрве (Минерве). Чрезвычайно регулярная застройка прямоугольными кварталами обнаружена лишь в Марцаботто (близ совр. Болоньи), этрусской колонии на реке Рено. Его улицы были вымощены, а вода отводилась по терракотовым трубам.

Жилища.

В Вейях и Ветулонии обнаружены простые жилища типа бревенчатых хижин из двух комнат, а также дома нерегулярной планировки с несколькими комнатами. Знатные лукумоны, правившие этрусскими городами, вероятно, имели более обширные городские и загородные резиденции. Их, по-видимому, и воспроизводят каменные урны в форме домов и поздние этрусские гробницы. Урна, хранящаяся в музее Флоренции, изображает похожее на дворец двухэтажное каменное строение с арочным входом, широкими окнами на первом этаже и галереями по второму этажу. Римский тип дома с атриумом, возможно, восходит к этрусским прототипам.

Храмы.

Свои храмы этруски строили из дерева и сырцового кирпича с терракотовой облицовкой. Храм простейшего типа, очень похожий на раннегреческий, имел квадратное помещение для культовой статуи и опирающийся на две колонны портик. Сложный храм, описанный римским архитектором Витрувием (Об архитектуре IV 8, 1), был разделен внутри на три помещения (целлы) для трех главных богов – Тина, Уни и Менрвы. Портик был такой же глубины, что и внутреннее помещение, и имел два ряда колонн – по четыре в каждом ряду. Поскольку важная роль в религии этрусков отводилась наблюдениям за небом, храмы возводились на высоких платформах. Храмы с тремя целлами напоминают догреческие святилища на Лемносе и Крите. Как мы теперь знаем, на коньке крыши у них помещались большие терракотовые статуи (как, например, в Вейях). Иными словами, этрусские храмы представляют собой разновидность греческих. Этруски создали также развитую дорожную сеть, мосты, канализацию и ирригационные каналы.

Скульптура.

На раннем этапе своей истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, а также подражали им в собственном производстве. Однако очень скоро они принялись подражать всему греческому. Хотя их искусство отражает главным образом греческие стили, в нем ощущаются здоровая энергия и земной дух, не свойственные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по своему характеру. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До нашего времени сохранились немногие. К числу самых замечательных принадлежат выкованный из металлического листа женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Британский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); бог войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя воина из Тудера (ок. 350 до н.э., ныне в Ватикане); выразительная голова жреца (ок. 180 до н.э., Британский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции). Символ Рима, знаменитаяКапитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в средние века, вероятно, сделана также этрусками.

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. Лучшие из них – найденные возле храма Аполлона в Вейях статуи архаической эпохи, среди которых имеются изображения богов и богинь, наблюдающих за борьбой Аполлона и Геракла из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957–1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480–470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Интересны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграбление галлами Дельф.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них – фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица.

Живопись.

Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она дает возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах – в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях. В древнейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли (гробница Охоты и рыбной ловли в Тарквиниях). Лучшими памятниками этрусской живописи являются танцевальные сцены из гробницы Франчески Джустиниани и гробницы Триклиния. Рисунок здесь очень уверенный, цветовая гамма небогатая (желтый, красный, коричневый, зеленый и синий цвета) и неброская, но гармоничная. Фрески двух этих гробниц подражают работам греческих мастеров 5 в. до н.э. Среди немногих расписанных гробниц позднего периода по праву выделяют большую гробницу Франсуа в Вульчи (4 в. до н.э.). Одна из обнаруженных здесь сцен – нападение римлянина Гнея Тарквиния на этруска Целия Вибенну, которому помогают его брат Элий и другой этруск Мастарна, – вероятно, является этрусской трактовкой римской легенды на ту же тему; другие сцены заимствованы из Гомера. Этрусский загробный мир, с примесью отдельных греческих элементов, представлен в гробнице Орка, гробнице Тифона и гробнице Кардинала в Тарквиниях, где изображены разные устрашающие демоны (Хару, Тухулка). Эти этрусские демоны были, по-видимому, известны римскому поэту Вергилию.

Керамика.

Этрусская керамика хороша в технологическом отношении, но в основном носит подражательный характер. Черные вазы типа буккеро с большим или меньшим успехом имитируют бронзовые сосуды (7–5 вв. до н.э.); они часто украшены рельефными фигурами, обычно воспроизводящими греческие образцы. Эволюция расписной керамики с некоторым отставанием во времени следует за развитием греческих ваз. Наиболее своеобразны вазы с изображением предметов негреческого происхождения, например кораблей тирренских пиратов или следующие манере народного творчества. Иными словами, ценность этрусской керамики состоит в том, что по ней мы прослеживаем нарастание греческого влияния, особенно в сфере мифологии. Сами этруски предпочитали греческие вазы, которые тысячами обнаружены в этрусских гробницах (ок. 80% известных ныне греческих ваз происходят из Этрурии и южной Италии. Так, ваза Франсуа (в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.

Металлообработка.

По сообщениям греческих авторов, этрусские бронзовые изделия высоко ценились в Греции. Вероятно, этрусское происхождение имеет обнаруженная в некрополе Афин древняя чаша с человеческими ликами, приблизительно датируемая началом 7 в. до н.э. Часть этрусского треножника найдена на акрополе Афин. В конце 7-го, в 6 и 5 вв. до н.э. большое количество этрусских котлов, ведер и кувшинов для вина вывозилось в Центральную Европу, некоторые из них достигали даже Скандинавии. Бронзовая этрусская статуэтка найдена в Англии.

В Тоскане из бронзы делались надежные, большие и очень эффектные подставки, треножники, котлы, светильники и даже троны. Эти предметы составляли также часть обстановки гробниц, причем многие были украшены рельефными или объемными изображениями людей и животных. Изготавливали здесь и бронзовые колесницы со сценами героических битв или фигурами легендарных героев. Гравированный узор широко применялся для украшения бронзовых туалетных шкатулок и бронзовых зеркал, многие из которых были сделаны в латинском городе Пренесте. В качестве мотивов использовались как сцены из греческих мифов, так и главные и второстепенные этрусские боги. Наиболее известный из гравированных сосудов – циста Фикорони в римском Музее виллы Джулия, на которой изображены подвиги аргонавтов.

Ювелирные изделия.

Этруски преуспели и в ювелирном деле. Замечательный набор браслетов, пластин, ожерелий и фибул украшал женщину, похороненную в гробнице Реголини-Галасси в Цере: судя по всему, она была буквально покрыта золотом. Техника зерни, когда крошечными шариками золота, напаянными на горячую поверхность, изображались фигуры богов и животных, нигде не применялась столь же искусно, как при украшении дужек некоторых этрусских фибул. Позднее этруски с поразительной изобретательностью и тщательностью изготавливали серьги разной формы.

Монеты.

Чеканку монеты этруски освоили в 5 в. до н.э. Для этого использовались золото, серебро и бронза. На оформленных по греческим образцам монетах изображали морских коньков, горгон, колеса, вазы, двойные топоры и профили разных богов-покровителей городов. На них делали и надписи с названиями этрусских городов: Вельцна (Вольсинии), Ветлуна (Ветулония), Хамарс (Кьюзи), Пуплуна (Популония). Последние этрусские монеты были отчеканены во 2 в. до н.э.

Вклад археологии.

Археологические открытия, совершающиеся в Этрурии с середины 16 в. до наших дней, воссоздали яркую картину этрусской цивилизации. Эту картину значительно обогатило применение таких новых методов, как фотографирование еще не раскопанных гробниц (способ, изобретенный Ч.Леричи) с помощью специального перископа. Археологические находки отражают не только основанные на пиратстве и меновой торговле могущество и богатство ранних этрусков, но и их постепенный упадок, обусловленный, по мнению античных авторов, расслабляющим влиянием роскоши. Эти находки иллюстрируют военное дело этрусков, их верования, развлечения и, в меньшей степени, их трудовую деятельность. Вазы, рельефы, скульптура, живопись и произведения искусства малых форм демонстрируют удивительно полное усвоение греческих обычаев и верований, как, впрочем, и поразительные свидетельства влияния догреческой эпохи.

Археология подтвердила и литературную традицию, говорившую об этрусском влиянии на Рим. Терракотовое убранство ранних римских храмов выполнено в этрусском стиле; многие вазы и бронзовые предметы раннереспубликанского периода римской истории изготовлены этрусками или в их манере. Двойной топор как символ власти, по словам римлян, имел этрусское происхождение; двойные топоры представлены и в этрусской погребальной скульптуре – к примеру, на стеле Авла Велуска, находящейся во Флоренции. Более того, такие двойные топорики помещали в гробницы вождей, как это было в Популонии. По крайней мере до 4 в. до н.э. материальная культура Рима всецело зависела от культуры этрусков

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные