Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Из Вики:
Фертоинг - способ постановки корабля на два якоря, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями. Для кораблей класса линкор - тяжелый крейсер, постановка на два якоря способом фертоинга - весьма сложный маневр, требующий отличной выучки швартовой команды и безукоризненной исправности швартовой оснастки корабля. По нормам Адмиралтейства этот маневр должен занимать 1,5-2,5 часа.

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах Мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе визита крейсера "Свердлов" в Англию.

В начале 1950-х годов началась "холодная война". Значительно обострилась международная напряженность, страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам. Империалистические государства активно использовали их для устрашения потенциальных противников. Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер.
В этих условиях Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. ВМС переименовали в ВМФ) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии по пропаганде миролюбивой политики Советского Союза среди населения стран Запада. Особенно эффективными в этом отношении были дружественные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали уровень развития науки и техники в стране, ее реальную военную мощь и высокий культурный уровень наших моряков. Это служило прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде грубых варваров.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся кораблями, боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй и крейсера проекта 68-бис типа "Свердлов". Они предназначались для боевых действий в составе эскадры, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым целям. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов" под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. В 1937 году он в составе экипажа линкора «Марат» принимал участие в военно-морском параде на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный» Северного флота.

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. При спасении экипажа командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Состоялся суд, О.И. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков вернулся на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы занять свое место в парадном строю, которое должны были обозначить сигнальным буем с государственным флагом СССР. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. Надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса как "Свердлов" отличной считалась постановка за 45 минут.

"Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет, крейсер вышел точно. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Это привлекло к нашему кораблю всеобщее внимание. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.

Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщению нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.
Владимир Додонов - автор статьи

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Разгоралась «холодная война», резко сократились торгово-экономические и культурные связи Советского Союза. Буржуазная пропаганда представляла наших людей в виде врагов и грубых варваров. Эффективным противодействием этому стали зарубежные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, показывали ее реальную военную мощь и культуру наших моряков. Это способствовало укреплению доверия и уважения к России.

И вот, в начале 1953 года советские ВМС (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ) получили приглашение принять участие в торжественном морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время визит в военно-морскую базу одного из наиболее вероятных противников. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии «68-бис» - «Свердлов» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Интересно, на флоте в тот период было немало опытных командиров, но это чрезвычайно ответственное задание доверили О.И. Рудакову. Его вызвали в Москву на прием к министру обороны Н.А. Булганину, который поставил задачу - быть на военно-морском параде лучшим! И Рудаков с блеском выполнил её. Он был единственным из командиров иностранных кораблей, который буквально влетел на Спитхедский рейд без помощи лоцмана и встал на якорь за время в три раза меньшее, чем было отведено на подобную процедуру в Британском флоте.

Крейсера проекта 68-бис

Постройка легких крейсеров проекта 68-бис, типа «Свердлов», производилась в рамках первой послевоенной программы кораблестроения, принятой в 1950 году. При ее разработке исходили из экстренной необходимости усиления флота и оживления судостроительной промышленности. К постройке было запланировано 25 кораблей, но в строй ввели - 14. Вплоть до середины 1960-х годов крейсера проекта 68-бис составляли основу мощных флотских группировок, способных вести боевые действия, как в прибрежных морях, так и на просторах мирового океана.

По совокупности боевых характеристик, легкие крейсера проекта 68-бис были, как минимум, на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. По сравнению с тяжелыми крейсерами, они несли более легкую артиллерию калибром 152-мм, вместо 203-мм. Но высокая эффективность их орудий компенсировала меньший вес снаряда, зато были обеспечены хорошие мореходные качества и повышена живучесть корабля. Для своего времени это была определенная вершина эволюции военно-морской техники.

При разработке этого проекта стремились создать корабль нового поколения с учетом опыта войны и возникших новых задач. После 1945 года не было ни одного боестолкновения крупных кораблей, зато в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов оказалось соизмеримым с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе Второй мировой войны. Исходя из этого, артиллерия крейсера была прекрасно приспособлена для стрельбы по береговым целям. Хорошо продуманным и достаточно мощным было и его зенитное вооружение.

Олимпий Иванович Рудаков


Портрет О.И. Рудакова
Фотография 1950-х годов

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. Окончив в 1937 году Высшее военно-морское училище, он в составе экипажа линкора «Марат» прибыл в Англию для участия в военно-морском параде 1937 года на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. Затем проходил службу на эсминцах Северного флота. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный».

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. Большинство экипажа было снято на другие корабли. При этом командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Дело о гибели «Сокрушительного» рассматривал военный трибунал. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков был отозван на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

Прибытие в Портсмут

За сутки до выхода крейсера «Свердлов» из Балтийска на корабль прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу, он заявил: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»



Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы точно встать в парадный строй. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль к месту якорной стоянки, которое должно было быть обозначено сигнальным буем с государственным флагом СССР. «Свердлов» подошел к указанной точке, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет.

Теперь надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса отличной считалась постановка за 45 минут. Взоры всех присутствовавших на рейде обращены к советскому крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры. Американский крейсер встал на якорь за 2 часа, французский – за 4 часа, а завершения постановки шведского просто устали ждать. «Свердлов» встал на якорь за 12 минут. Это произвело настоящую сенсацию. Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет.

Военно-морской парад

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно привлекал большое внимание населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.



Крейсер «Свердолов» на морском параде в Портсмуте

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным «Ура!» После парада на флагмане эскадры состоялся прием. Старшие офицеры не приглашались, однако О.И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых.

Дружественный визит нашего крейсера в Англию прошел очень успешно. По сообщению советского посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера «Свердлов» в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его ждала торжественная встреча. Министр обороны СССР Н.А. Булганин лично вручил награды каждому члену экипажа. О.И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Заключение

После визита крейсер «Свердлов» сразу же стал известен на всю Европу. Он еще много лет находился в боевом строю, совершив несколько заграничных визитов. Однако физическое и моральное старение корабля привело к тому, что 30 мая 1989 года он был исключен из боевого состава флота, а затем продан индийской фирме для разделки на металл. К концу 2001 года в составе флота не осталось ни одного крейсера пр. 68-бис. Олимпий Иванович Рудаков более 20 лет служил на различных командных должностях Военно-Морского флота, и скончался в 1974 году в Ленинграде.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Скалкин Ф. Фертоинг на Спитхеде. Газета «Московская правда» 4.06.1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.
  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Корабли Императорского флота России, советского ВМФ и современной России регулярно посещают иностранные порты с дружественными визитами. Зачастую это не привлекает особого внимания общественности, но этот визит крейсера «Свердлов» в Англию сразу и заслуженно стал мировой сенсацией. Его до сих пор вспоминают с гордостью за наш флот и наших моряков...

Крейсер «Свердлов» на коронационных торжествах на Спитхэдском рейде, июнь 1953 года.

5 июля 1950 года на воду спустили головной корабль серии, ставшей основой надводных сил ВМФ на два десятка лет

Великую Отечественную войну СССР встретил, имея один из самых крупных флотов в мире: 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. Но за четыре военных года советский ВМФ понес существенные потери и потому к концу 1940-х был намного слабее, с трудом обеспечивая безопасность страны на морских рубежах. Тем временем бывшие союзники СССР стремительно превращались в его противников в холодной войне, и прежде всего США, имевшие самый мощный на тот момент военный флот. Чтобы компенсировать отставание в этой области, в 1950 году была принята первая послевоенная программа военного судостроения Советского Союза, в рамках которой началось строительство крупнейшей серии отечественных крейсеров - проект 68 бис «Свердлов». Свое название он получил по имени головного крейсера серии, который спустили на воду 5 июля 1950 года.

Хотя программа строительства флота, в рамках которой велось строительство крейсеров типа 68 бис, принималась в 1950 году, тактико-техническое задание на разработку проекта выдали тремя годами ранее. А в целом создания крейсеров - точнее, поначалу они назывались легкими крейсерами, хотя в итоге стали самыми крупными кораблями крейсерского класса в советском ВМФ - проекта 68 началась еще в конце 1930-х. Их фактическими предшественниками были легкие крейсера типа «Чапаев», первый из которых заложили еще в августе 1939 года. Всего до начала войны успели заложить и спустить на воду пять кораблей этого проекта, но достраивались они уже в послевоенные годы: все пять вступили в строй в 1950-м.

Именно этот проект и взяли за основу корабелы, начиная работу над новыми, послевоенными артиллерийскими крейсерами для советского ВМФ. Фактически это были последние в СССР корабли такого класса и ранга, поскольку условия холодной войны требовали совсем другого, океанского флота и совсем другого вооружения - ядерного и ракетного. Но в условиях послевоенного восстановления страны и спешной разработки того самого нового флота и новых систем вооружения требовалось спешно вооружить военных моряков хотя бы средствами обороны - а уже потом усиливать наступательными вооружениями. Именно такими «оборонительными» кораблями и стали крейсера проекта «Свердлов».

Впрочем, спешка и некоторая «устарелость» проекта не помешали крейсерам типа «Свердлов» стать первыми в истории отечественного крейсеростроения военными кораблями, получившими цельносварной корпус. Создателям кораблей удалось разработать и ввести в практику систему сварки толстых и крупногабаритных листов броневой низколегированной стали - и за счет этого сроки постройки одного крейсера сократились вдвое по сравнению с постройкой методом клепки корпуса. А разработать новую методику удалось, используя опыт как немецких корабелов, хорошо освоивших сварку брони, так и… советского танкостроения, где подобные технологии за годы войны отработали на отлично на десятках тысяч Т-34 и других машин.

Поскольку советскому ВМФ конца 1940-х - начала 1950-х требовалось большое число новых кораблей, а технология постройки крейсеров проекта 68 бис позволяла выпускать их достаточно быстро, в планы заложили постройку серии из 25 единиц. Но в итоге построены были только четырнадцать - шесть в Ленинграде (на трех заводах: Балтийском имени Орджоникидзе, имени Андре Марти и заводе «Судомех»), три в Николаеве и два в Молотовске (позднее переименованном в Северодвинск). Корабли получили имена знаменитых флотоводцев, военачальников, политических деятелей СССР и городов: «Адмирал Сенявин», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов», «Александр Суворов», «Александр Невский», «Дмитрий Пожарский» и «Михаил Кутузов», «Свердлов», «Жданов», «Орджоникидзе» и «Дзержинский», а также «Молотовск» и «Мурманск». Еще 11 крейсеров были заложены, но не достроены, поскольку руководство страны пришло к выводу, что флоту нужны другие корабли. Пять из них успели спустить на воду, еще четыре - только заложить, а заказы еще на два попросту отменили.


Крейсер «Орджоникидзе», 1960 год

Несмотря на то что проект 68 бис во многом был еще довоенным, а строились крейсера в условиях более чем непростых, они получились крепкими боевыми кораблями, которые прослужили в Военно-морском флоте СССР достаточно долго. Самая короткая служба выпала на долю крейсеров «Орджоникидзе» и «Адмирал Нахимов» - они числились в списках кораблей по 11 лет. В среднем же крейсера проекта 68 бис прослужили по три с лишним десятка лет, что неудивительно. После того как военный флот вынужден был списать самые крупные корабли, сохранившиеся в его составе еще со времен Первой мировой войны - линкоры типа «Севастополь», именно крейсера типа «Свердлов» заняли их место. Хотя, конечно, они уступали линкорам по своим боевым возможностям: вооружение этих кораблей состояло из двенадцати 152-мм орудий в четырех башнях и двенадцати 100-мм орудий в шести двухорудийных спаренных установках. Кроме того, на их борту располагались шестнадцать сдвоенных 37-мм артиллерийских установок, предназначенных для противовоздушной обороны кораблей: военные и корабелы в полной мере учли опыт недавно закончившейся войны.

Первоначально все крейсера проекта «Свердлов» распределялись по трем флотам: Балтийскому, Северному и Черноморскому, в соответствии с местом постройки. Но в итоге четыре корабля - «Адмирал Лазарев», «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов» - оказались на Тихоокеанском флоте, где и служили до конца 1980-х. А самая долгая судьба выпала на долю черноморского крейсера «Михаил Кутузов». В отличие от всех остальных своих собратьев, он после окончания боевой службы не был продан за рубеж, его не пустили на иголки и не оставили гнить в чужих водах (как не дошедший до покупателей «Мурманск»). Списанный последним, в августе 1998 года, два года спустя он встал на вечную стоянку в Новороссийске, превратившись в корабль-музей.

В истории боевой службы крейсеров типа «Свердлов» было множество заметных событий. Они наносили международные визиты, в том числе в честь коронации королевы Великобритании Елизаветы II («Свердлов»), выходили в дальние рейды в район экватора, следя за американскими авианосцами, участвовали в программах испытаний корабельных крылатых ракет, помогали египетскому флоту во время арабо-израильских конфликтов, спасали рыбаков и пострадавших от землетрясений, оказывали помощь советским атомным субмаринам, потерпевшим аварии… На два десятилетия именно эти крейсеры стали настоящим символом возрождающегося советского ВМФ - и ядром его надводных сил, пока им на смену не пришли более современные, быстроходные и лучше вооруженные корабли. Но свою роль в истории отечественного военного флота крейсеры типа «Свердлов» сыграли, и весомую. Именно им выпала честь доказать всему миру, что русский флот перенес все тяготы только что закончившейся войны и готов в любую минуту отразить любое нападение. То есть дать стране и ее морякам и корабелам время и возможности спроектировать и построить те самые новинки, которые и вытеснили крейсеры проекта 68 бис из боевого строя флота.

Артиллерийского крейсера проекта "68-бис Свердлов" - одни из первых послевоенных проектов. Его рождению предшествовала большая работа, длившаяся почти 15 лет. Дело в том, что в качестве корабля-прототипа для крейсеров данной серии был выбран легкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ Военно-морской флот , крейсер пр. 68-k Чапаев , в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68.

Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса «броневой цитадели», конструктивно сформированной из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза- 120 мм, кормового-100 мм, нижней палубы - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях.

Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр. 68-k Чапаев .

Особенностью крейсеров пр. "68-бис Свердлов" также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС Радио-локационная станция «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры.

Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис А».

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя - побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь».

Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой «Зенит-68-бис».

Корабли типа "68-бис Свердлов" были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. "68-бис Свердлов", флот пополнился лишь 14 крейсерами данного проекта, ставшими после списания линкоров типа Петропавловск основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ Военно-морской флот .

Большая часть крейсеров "68-бис Свердлов", получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России, либо известных партийных деятелей, либо по названию городов.

Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ Военно-морской флот с середины пятидесятых вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа "68-бис Свердлов". Была осуществлена замена части прежних зенитных систем сначала на автоматы В-11-м, а затем дополнительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 мм. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа "68-бис Свердлов" осуществлялось по проекту 68-а.

Свердлов1952 /1990

Строительство крейсера под заводским номером О-408 осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе (в то время - завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности). На воду он был спущен 5 июля 1950 г. После достройки на плаву корабль прошел заводские и государственные испытания, а с 29 ноября 1951 г. по 16 января 1952г. в районе о-вов Осмусаар-Пакри, в условиях волнения моря 4-7 баллов - мореходные. 15 мая 1952 г. Комиссия государственной приемки кораблей подписала акт о включении его в состав Военно-Морского Флота.

Дзержинский1952 /1988 Орджоникидзе1952 /1972

В феврале 1960 года в Индонезию прибыл Никита Хрущев. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер проекта "68-бис Свердлов" . До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал.

Для передачи ("объект 055") был выбран легкий крейсер "Орджоникидзе" из состава Балтийского флота. 11 января 1961 года вышло специальное постановление, по которому ЦКБ Центральное конструкторское бюро -17 приступило к разработке проекта "тропикализации" корабля. Предполагались крупные модернизационные работы для следующих климатических требований: температура воздуха +40 град. С, влажность 95 проц., температура воды +30 град. С. Работы шли с размахом, однако прибывшие в Балтийск представители индонезийского ВМФ Военно-морской флот намекнули, что денег на столь крупные работы они не дадут. Требования понизились, и все обошлось лишь заменой дизель-генераторов на более мощные (для установки дополнительных вентиляторов, в основном индивидуальных).

14 февраля 1961 года "Орджоникидзе" прибыл в Севастополь и встал в завод, а 5 апреля 1962 года вышел на ходовые испытания. К тому времени офицерский состав от ВМС Военно-морские силы Индонезии уже был сформирован и находился на корабле. Между прочим механик крейсера Ятиджан впоследствии "вырос" до начальника технического управления ВМС Военно-морские силы Индонезии. Большинство моряков также получили руководящие должности.

5 августа 1962 года крейсер "Орджоникидзе" прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан" 24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ Военно-морской флот СССР.

Не имея прежде своего флота, индонезийцам пришлось осваивать дорогостоящие корабли и достаточно сложную технику методом проб и ошибок. В ноябре 1962 года при всплытии от гидравлического удара вышли из строя дизели у одной из подводных лодок, один из эсминцев разбил себе корму, а на крейсере прекратили работу три котла из шести. Влияли на состояние флота высокая температура и влажность воздуха, а также агрессивность забортной воды, да и обслуживалась техника не должным образом.

К 1964 году крейсер практически потерял боеспособность. Вот почему было принято решение отправить "Ириан" на ремонт в СССР, во Владивосток. В марте 1964 года крейсер прибыл на "Дальзавод". И морякам, и судоремонтникам бросились в глаза запущенность корабля и огромное количество мелких работ, которые обычно выполняются силами экипажа. Тем не менее все пункты, отмеченные в договоре на проведение ремонта, были выполнены. В августе того же года в сопровождении нашего эсминца "Ириан" ушел в Сурабайю.

А уже в 1965 году произошли известные события, в результате которых к власти пришел "отец созидания" Сухарто. Отношение к флоту у него было совсем иным, нежели у предыдущего правительства. Крейсер стоял на рейде Сурабайи и со временем превратился в плавучую тюрьму для противников нового режима.

В 1970 году брошенный и забытый "Ириан" прибило к отмели. Корпус наполнился водой. Спасательных работ никто не проводил. И, по сообщениям западных источников, в 1972 году флагман индонезийских ВМС Военно-морские силы начали разбирать на металлолом.

Жданов1952 /1992

Заложен 11.02.1950 г., дата спуска на воду 27.12.1950 г., а вступил в строй 31.12 1952 года.(в/ч 63834) Получил наименование в честь Ан.А. Жданова – видного советского партийного и государственного деятеля.

25.01.1953 г. – поднят военно-морской флаг СССР, вошел в состав 8-го ВМФ Военно-морской флот .

27.03.1960 г. – выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой.

В 1965 году крейсер расконсервирован и вновь введен в строй. Затем совершает переход в Севастополь. В конце этого года был поставлен к причалу Севморзавода для ремонта и переоборудования. Вошел в состав КЧФ.

В течении 1966 -1970 годов - переоборудуется по проекту 68У1 под корабль управления.

В 1971 году в мае-сентябре проходит швартовые и заводские ходовые испытания, в октябре – ноябре государственные испытания. Приемный акт подписан 27 ноября, а в конце года был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ). Корабль предназначался для управления силами флота с размещением командира соединения со штабом. Оснащен средствами для сбора информации и ее переработки, а также новейшими средствами связи, в том числе спутниковой. Так в 1971 году на вооружение поступила первая боевая космическая навигационно-связная система "Циклон". В ее состав вошли три аппаратных комплекса: "Цунами–АМ" на искусственных спутниках Земли, "Цунами-БМ" (P-790) на кораблях и "Цунами–ВМ" на береговых объектах. Соответственно КРУ "Жданов" получил аппаратуру "Цунами–БМ".

1977-1978 год. 7 февраля КРУ поставлен в Севморзавод на капитальный ремонт. В ходе которого прошла и модернизация средств связи. Так на кормовой автоматной площадке установили новые антенны космической связи. В 1976 году на вооружение принимается аппаратура системы единой космической связи МО СССР "Кристалл", в которую входила корабельная аппаратура "Кристалл-К". Именно она и устанавливается на крейсере. Затем докование. К концу года крейсер вошел в строй.

1986-1988 год. В сентябре корабль становится в Севморзавод на последний капитальный ремонт и модернизацию. Через два года, в том же сентябре, принимает участие в учениях Черноморского флота "Осень88".

1989 год. Выведен в резерв и поставлен в Севастополе на отстой в Троицкой бухте. В феврале снято наименование "Жданов". Нового не присваивалось, числился как "КРУ 101".

1990 год. 19 апреля спущен флаг ВМФ Военно-морской флот , далее началось разоружение крейсера, исключение из состава военно-морского флота и передача в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

1992 год. Крейсер продан на металлолом частной фирме в Индию.

Александр Невский1952 /1989 Адмирал Нахимов1953 /1962 Адмирал Ушаков1953 /1992 Адмирал Лазарев1953 /1991 Александр Суворов1953 /1991 Адмирал Сенявин1954 /1992

13 июня 1978 г. день артиллерийский крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские практические стрельбы главным калибром. При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились, приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Когда отдраили бронированную дверь, живых в башне не оказалось. Все тридцать семь человек - расчеты боевого и перегрузочного отделений, а также присутствующие на стрельбе - погибли».

Молотовск1954 /1988 Михаил Кутузов1954 /1989

Крейсер "Михаил Кутузов" был заложен 22 февраля 1951 года на судоверфи в г. Николаеве. 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг Союза ССР. 31 января 1955 года приказом МО СССР крейсер зачислен в состав эскадры Черноморского флота.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело боевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ Военно-морской флот России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы.

Директивой ГШ ВМФ Военно-морской флот от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Или Свердлов еврейская фамилия топонимического происхождения. Происходит от названия местечек Свердлы Дисненского уезда Виленской губернии и Полоцкого уезда Витебской губернии. Соответственно на начало 20 века имела локальное… … Википедия

«СВЕРДЛОВ» - 1) монитор Амурской воен. фл и. Заложен в 1907 в С. Петербурге как речная канонер. лодка. В 1908 корабль по частям перевезён по ж.д. в Кокуй (Читинская обл.) и собран на р. Шилка, вступил… … Военный энциклопедический словарь

Лёгкий крейсер - боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века, продукт эволюции бронепалубных крейсеров под влиянием опыта русско японской войны. Лёгкие крейсера являлись относительно крупными (в сравнении с эсминцами, минными … Википедия

Максим Горький (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). «Максим Горький» … Википедия

Красный Крым (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» … Википедия

Молотов (крейсер) - Молотов … Википедия

Красный Кавказ (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ. «Красный Кавказ» … Википедия

Киров (крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. «Киров» … Википедия

Червона Украина (крейсер) - «Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» … Википедия

Кагул (бронепалубный крейсер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул. «Кагул» с 25 марта 1907 г. «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. «Коминтерн» … Википедия

Книги

  • Легкие крейсера типа «Чапаев» , Аркадий Морин. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию об этапных кораблях советского флота. Коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. Символично, что…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные