Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Гоголь Н. В. сказка "Страшная месть"

Жанр: литературная мистическая сказочная повесть

Главные герои сказки "Страшная месть" и их характеристика

  1. Данило Бурульбаш. Знатный казак, мужественный, бесстрашный, неумолимый, даже жестокий. Очень любит жену и сына, свою землю
  2. Катерина. Жена Данило. Робкая, красивая, пугливая, мнительная.
  3. Колдун, отец Катерины. Жестокий, страшный старик. Безжалостный, коварный, греховодник.
Кратчайшее содержание сказки "Страшная месть" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На свадьбе появляется страшный колдун, добыть золото которого мечтает пан Данило.
  2. Катерине снится, что колдун на самом деле ее отец, и Данило убеждается, что это правда.
  3. Колдуна садят в подвал, но Катерина тайно отпускает отца и тот бежит к ляхам.
  4. Кодун во время сражения убивает Данило, а потом и сына Катерины.
  5. Колдун видит страшного рыцаря и пытается убежать, но конь приносит его к рыцарю
  6. Рыцарь убивает колдуна и бросает мертвеца в пропасть, где его грызут другие мертвецы.
Главная мысль сказки "Страшная месть"
Приходит время, когда переполняется чаша людского терпения и настает час расплаты злодеев за совершенные злодеяния.

Чему учит сказка "Страшная месть"
Эта сказка учит любить свою Родину, учит защищать ее от врагов, учит гордиться и любоваться ее красотами. Учит быть смелыми и отважными, учит не сдаваться и бороться до конца. Учит тому, что не дело человека вершить суд, а дело Бога. Учит тому, что место колдуна на костре, и любая жалость к нему непреемлима.

Отзыв на сказку "Страшная месть"
Мне очень понравилась эта мистическая и очень страшная история. В ней нет счастливого конца, в ней все очень мрачно, но тем не менее это очень интересная повесть. Мне было очень жалко и Катерину и ее мужа, пана Данило. Ведь если бы Катерина не отпустила отца-колдуна, то все остались бы живы.

Пословицы к сказке "Страшная месть"
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
Век злодея невелик, злодей и с юности старик.
Зла за зло не воздавай.
Бог терпел и нам велел.
Бог видит, кто кого обидит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Страшная месть" по главам:
Глава 1.
На свадьбу сына есаула Горобца в Киев съехалось много гостей. Был среди них запорожец Микитка, был названый брат есаула Данило Бурульбаш с другого берега Днепра с женой Катериной и годовалым сыном. Не приехал правда старый отец Катерины, который 21 год был в плену, а потому мог рассказать много интересного.
И вот выносит есаул две старые иконы, которые достались ему от святого схимника, чтобы благословить молодых. И вдруг закричал народ и в стороны раздался. Ибо молодой казак, который до этого успел весело поплясать, вдруг переменился в лице увидев иконы. У него изо рта вырос клык, сам он сгорбился и стал стариком.
Со всех сторон закричали "Колдун!", а есаул выставил вперед иконы и проклял старика. И тот зашипел и вдруг исчез, как его и не бывало.
Вскоре забыли гости о колдуне и снова начались веселые пляски и песни.
Глава 2.
Ночью плыл Данило с женой и казаками по Днепру. Спрашивает жену Катерину о причине ее печали. А супруга его и отвечает, что напугал ее колдун, про которого страшные истории рассказывают. Будто если встретит он человека, так сразу кажется колдуну, что человек тот над ним смеется. И находят на следующий день несчастного мертвым.
Но ответил Данило, что не так страшен колдун, что знает он где его притон, в котором хранит колдун свои несчетные богатства. И обещает Данило добыть это золото.
Поплыл дуб мимо кладбища и почудилось казакам, что зовет кто-то на помощь. Притихли они, слушают.
И видят вдруг как зашатался крест на могиле, как поднялся иссохший мертвец и закричал "Душно мне!". А потом ушел под землю. И зашатался второй крест. И поднялся другой мертвец, выше первого. Точно так же крикнул и ушел в землю. И поднялся третий мертвец, всех выше, протянул руки в небо и закричал страшно.
И все стихло. Сказал тогда Данило, что то просто пугает колдун незваных гостей. А решимость добыть колдовское золото в казаке не уменьшилась
И причалил скоро дуб к берегу. И показалась соломенная крыша дедовских хором пана Данила.
Глава 3.
Не рано проснулся Данило после ночного гуляния. Сидел, миро точил саблю.
Тут появился тесть его, и ругаться на Катерину стал, что поздно та домой воротилась. Обиделся Данило, ведь давно он из пеленок вырос, много раз за православную веру бился.
Слово за слово, поругались тесть с Данило. За сабли схватились. Долго бились, никто не может верха взять. Но вот отлетели сабли, за пистолеты противники взялись.
Выстрелил Катеринин отец, попал в левую руку Данило. Потянул Данило из-за пояса пистолет верный, турецкий. Но тут Катерина вмешалась. Стала слезно молить не оставлять сына их Ивана сироткой, ведь умрет она вслед за мужем. И тронули женские слезы мужские сердца.
Отставил пистолет Данило, первым тестю руку протянул. Помирились казаки. А отец целует Катерину и очами странно блестит.
Странным показался этот поцелуй Катерине и странным показался блеск очей.
Глава 4.
Утром Катерина рассказывает мужу, что ей приснилось, будто ее отец и есть тот самый колдун. А Данило не слушает жену, про ляхов рассказывает, кои вновь поднялись на казаков. А про тестя неважно отзывается. Не нравится он Даниле - не веселится как казак, горилки не пьет. словно турок какой-то.
Тут и отец появился. Обедать сели. Отце хмурится, говорит, что не любит галушек. А Данило поддевает его, говоря, что это христианское кушанье. Отец говорит, что не ест свинины, а Данило вновь его задирает, спрашивая, не турок ли он.
Вечером смотрел Данило на Днепр и почудилось ему будто в колдовском замке огонек мелькнул. Собрался он, верного Стецько кликнул. А Катерина боится одна оставаться, просит, чтобы закрыл ее Данило в комнате на ключ. Данило так и сделал.
Пошли они со Стецько к замку. Смотрят мелькает кто-то в красном жупане. Узнает Данило своего тестя и понимает, что тот в замок колдуна потащился.
Добрались казаки до замка, видят верхнее окошко светится. Залез Данило на дуб, смотрит. Нет свечей в комнате, а огонек откуда-то горит. По стенам оружие развешано странное. Вдруг входит кто-то в красном жупане, тесть! И начинает в горшок разные травы бросать. Комната сразу голубым светом озаряется. Потом розовым. И видит Данило, как некая женщина появляется в комнате. Стоит колышется пола не касается. Узнает Данило Катерину, но слова сказать не может.
А Катерина спрашивает отца, зачем он ее мать зарезал, зачем снова призвал ее. Она говорит, что покинула Катерину и Данило понимает, что это душа Катерины.
А колдун говорит, что сделает так, что Катерина его полюбит. Но возражает душа. Говорит, что никогда не предаст мужа своего и не даст это сделать Катерине. И смотрит в окно прямо на Данило.
А Данило уже спускается и в страхе великом бежит домой.
Глава 5.
Данило будит Катерину и та благодарит мужа за избавление от страшного сна. А Данило пересказывает ей, что видел у колдуна и говорит, что ее отец антихрист. Только антихрист может вызывать чужие души. Он обещает защитить Катерину.
Катерина отказывается от отца.
Глава 6.
Колдун сидит в подвале Данило, скованный цепями. Сидит за предательство, за то хотел продать родную землю врагам-католикам. И жить ему осталось только ночь. Утром сварят его живым в котле и сдерут кожу.
Смотрит колдун в окно, Катерина идет. Зовет он дочь, но та мимо проходит. Но она возвращается и колдун начинает умолять Катерину помочь ему спасти свою душу. Он говорит, что не хочет, чтобы его душа горела в аду. Он просит отпустить его и обещает одеть власяницу, уйти в пещеры, и день и ночь молить бога.
Катерина отвечает, что даже если откроет ему дверь, то цепей ей не снять.
Но колдун говорит, что цепи - ничто. Он вместо рук подсунул палачам деревяшки. Но сквозь стены он пройти не может. Ведь их строил святой схимник.
И Катерина выпускает колдуна. Тот целует ее и убегает.
А Катерина мучается, не зная, правильно ли она поступила, ведь она обманула мужа. Она слышит чьи-то шаги и падает в обморок.
Глава 7.
Катерина приходит в себя в комнате. Ее вынесла из подвала старушка-прислужница. Баба даже закрыла дверь подвала, чтобы на Катерину не пало подозрение.
Вбегает Данило и говорит, что колдун сбежал. Катерина мертвеет лицом и спрашивает не выпустил ли кто колдуна. Но Данило уверен, что того выпустил черт, ведь он видит, что цепи надеты на дерево. И он говорит, что если бы колдуна выпустила Катерина, он бы утопил ее.
Глава 8.
В корчме гуляют и богохульствуют ляхи. С ними богохульствует их ксендз. Не было такого посрамления еще на земле русской. Обсуждают ляхи и хутор Данило, и красавицу жену его. Не к добру это.
Глава 9.
Пан Данило сидит, грустит, размышляет о скорой смерти. Он просит Катерину не бросать сына, если с ним что-то случился.
Данило вспоминает прошлые годы, лихие битвы, добытое золото. Ругает жидовство.
Стецько говорит, что едут ляхи с луга. И разгорелась страшная битва. Не час и не два бились казаки с ляхами. И Данило успевал везде и не было пощады врагам от его руки. И вот уже разбегаются ляхи, а Данило хочет погоню снаряжать. Но вдруг замечает на горе Катерининого отца. В страшном гневе он скачет к горе и колдун стреляет в него из мушкета.
Падает Данило, пробита у него грудь. Он умирает с именем Катерины на устах.
Плачет, убивается Катерина на груди мужа. А вдали скачет на выручку есаул Горобець.
Глава 10.
Чуден Днепр при тихой погоде, страшен Днепр в грозу.
В эту страшную пору причалила к берегу лодка. Вылез из нее колдун и спустился в свою землянку. Поставил горшок, колдовать начал. И вот стало появляться в землянке облако. Радостью осветилось лицо колдуна. Но вдруг видит он незнакомое лицо чудно, которое незваное явилось к нему из облака. И волосы на голове колдуна встают дыбом. Вскрикнул колдун и опрокинул горшок и пропало видение.

Глава 11.
Десять дней гостит Катерина в доме есаула Горобца, но покоя не находит. Говорит, что думала в тиши растить сына на месть, но во снах является к ней колдун и обещает взять ее в жены. Успокаивает ее Горобець, и сын его. Говорят, что не дадут Катерину в обиду. Вспоминают Данило и его последний бой, тризну, которую они устроили.
А ребенок уже за люлькой тянется и говорит есаул, что в отца сын пойдет, уже курить хочет.
Но ночью просыпается Катерина с криком. Приснилось ей, что сын зарезанный лежит. Бежит народ к колыбели и видят все мертвое дитя.
Глава 12.
Далеко от Украины лежат островерхие Карпатские горы. Не услышать в них уже русскую речь, живут там венгры, лихие гуляки и рубаки.
И едет кто-то по горам на вороном коне. В доспехах, с копьем, следом паж скачет. Но закрыты глаза всадников, словно спят они.
Приехали они на Криван, самую высокую гору и встали там. А тучи закрыли их, сонных.
Глава 13.
Тайком сбежала Катерина из Киева. После смерти сына сошла она с ума и безумной явилась в свою хату. Плачет, глядя на нее старая няня, плачут хлопцы. А Катерина нож турецкий достает, но отбрасывает. Не пробить им железное сердце ее отца, что выковала на огне старая ведьма.
Говорит Катерина, что мужа ее живым похоронили, песни поет.
Бегает ночами Катерина по лесу с ножом, отца ищет, русалок не боится.
Но вот приехал на хутор гость в красном жупане. Про Данило спрашивает. Рассказывает, что воевал вместе. А Катерина сперва безумно смотрела, потом вслушиваться в слова гостя стала.
И вдруг бросилась на него с ножом, крича,что колдун то. Боролись Катерина с гостем и убил отец свою безумную дочь. А пока казаки не опомнились, ускакал.
Глава 14.
Над Киевом появилось чудо неслыханное. Вдруг видно стало далеко во все концы света. Видно стало море Черное, лиманы, видны стали Карпатские горы.
И показался на самой высокой горе рыцарь с закрытыми глазами.
И пока другие на это чудо дивись, колдун вскочил на коня и погнал его прочь из Киева. Узнал он в рыцаре то лицо, что явилось однажды в землянку и перепугался страшно.
Но только хотел колдун перескочить через узкую речку, как конь его вдруг остановился. оглянулся и засмеялся.
Дыбом встали волосы на голове у колдуна, заплакал он и развернулся к Киеву. И казалось ему, что деревья хотят схватить его и что сама дорога гонится за ним.
Мчался колдун в святые места, в Киев.
Глава 15.
В пещере сидел одиноко схимник, который уже и гроб для себя сделал. И вдруг вбежал к нему дикий человек с вытаращенными глазами и криком потребовал молиться о спасении его души.
Достал схимник святую книгу и в ужасе отступил. Неслыханный грешник стоял перед ним, и не было для него спасения. Ведь буквы в книге кровью налились.
И показалось колдуну, что смеется святой схимник и убил он старца.
Застонало тут что-то в лесу. Сухие руки поднялись из леса и пропали.
А колдун поскакал в Канев, думая оттуда в Крым податься. Но вдруг оказался в Шумске. Изумился колдун, поворотил коня, обратно в Киев скачет. Приезжает в Галич, город почти рядом с венграми. Опять поворачивает колдун коня, но все равно чувствует, что не в ту сторону едет.
И вот уже Карпатские горы встают перед ним, и высокий Криван впереди. Силится колдун остановить коня, но конь его несется прямо к рыцарю. А тот вдруг открыл глаза и засмеялся.
Схватил рыцарь колдуна, поднял его над землей и умер колдун.
А потом открыл глаза, но был это уже мертвец. И видел мертвец, как по всей земле поднимаются мертвецы, лицом как две капли на него похожие.
Один другого выше, столпились они вокруг рыцаря и его страшной добычи. А самый старый так велик был, что и подняться не смог. Только пошевелился, а от того шевеления пошло трясение по всей земле. И много хат повалило и людей задавило.
Бросил рыцарь колдуна в пропасть и мертвецы кинулись следом. И вонзили в колдуна свои зубы.
И сейчас еще ночами в Карпатах слышится звук, словно от тысячи мельниц - то мертвецы грызут зубами колдуна. А когда трясет землю, то умные люди знают, что то пытается встать самый большой мертвец.
Глава 16.
В городе Глухове народ давно слушает старого бандуриста. И вот под конец захотел тот спеть про одно давнее дело.
Жили давным-давно два брата, Иван и Петро. Жили дружно, горой друг за друга стояли, все поровну делили. И вот случилась очередная война с турками. И нашелся у турок паша, который целый полк один порубить мог. И объявил король Степан, что тому, кто поймает пашу даст жалования, как целому войску.
И пошли братья пашу ловить. Да только поймал его Иван. Получил награду от короля, поровну с братом разделил. А Петро деньги взял, но задумал месть страшную, не в силах вынести того, что обскакал его брат.
И вот едут братья по горной дороге, на жалованную королем землю, в Карпаты. Позади Ивана его сын малолетний привязан. А дорога узкая, с одной стороны пропасть. И тут Петро толкает брата и падает тот с конем в пропасть. Но успевает ухватится за корень. Стал наверх карабкаться. А Петро наставляет на Ивана пику и сталкивает в пропасть.
Жил Петро как паша, но вот он умер и призвал Бог его и брата Ивана души на суд. Объявил, что Петро великий грешник и пусть наказание ему сам Иван придумает.
А тот говорит, что мало того, что его Петро убил, но и сына его не пощадил. Весь род погубил. А потому пусть в роду Петро каждый новый потомок будет более страшным злодеем, чем предыдущий. А последний в роду был бы таким страшным злодеем, что от его злодеяний мертвецы бы поднимались из могил.
А когда придет час меры в его злодействах, то хотел бы Иван сбросить его в пропасть, чтобы мертвецы грызли его кости, и чтобы сам он грыз себя, но встать не мог.
И сказал Бог, что страшную месть задумал Иван, но пусть так и будет. Но не может он дать Ивану Царствия небесного. И будет тогда Иван вечно сидеть на коне своем и смотреть, как мертвецы грызут друг друга в пропасти.
Так спел бандурист. И долго сидели люди, размышляя о том минувшем деле.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Страшная месть"

В 1831 году написал повесть «Страшная месть» Гоголь. Краткое содержание произведения приведено в данной статье. Это творение знаменитого автора входит в сборник его рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Читая это произведение, можно отметить, что в нем много общего с сюжетом мистической повести Гоголя «Вий»: ключевые фигуры рассказов - сказочные существа из древних народных легенд.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Вступление

Есаул Горобец праздновал в Киеве свадьбу сына. На ней было много гостей. В числе приезжих был названный брат его Данила Бурульбаш со своей красавицей женой Катериной, которая считалась круглой сиротой. Мать ее умерла, а отец пропал. Когда вынесли из дома чудотворные иконы, чтобы благословить молодых, выяснилось, что среди гостей есть колдун. Он выдал себя тем, что устрашился святых образов и исчез.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Развитие событий

После свадьбы возвращался Данила с молодой женой домой. В народе говорили, что отец его Катерины - злой колдун, продавший душу дьяволу. Недавно он объявился в их семье. Молодцу тесть его не понравился, между ними часто вспыхивали ссоры. По хутору ходили слухи, что как только отец Катерины объявился, здесь стали происходить странные вещи: то кресты на кладбище качаются, то мертвецы встают из могил, что слышатся их стоны в полночь. Недалеко от селения стоял родовой замок колдуна, где он некогда жил. Любопытство взяло Данилу, и он решил сходить в это логово дьявола, чтобы своими глазами увидеть то, что там творится. Вечером, забравшись на высокий дуб, видит молодец, что в горит свет, что входит туда его тесть и начинает ворожить. Колдун меняется в обличии и вызывает душу дочери Катерины, уговаривая ее полюбить его. Увидев все это, Данила возвращается домой и рассказывает обо всем Катерине. Та, в свою очередь, отрекается от отца. Утром зять обвиняет своего свекра в дружбе с ляхами, которые напали на его Родину, но не в колдовстве. За это отца Катерины сажают в темницу. Его ждет Он просит дочь простить его и выпустить на волю. Катерина. Сжалившись над отцом, открывает решетки и выпускает колдуна на свободу. А тем временем Данила отправляется на войну с ляхами и погибает там. Настигла его пуля колдуна. Безутешна Катерина, узнавшая о смерти мужа. Она страшно переживает за жизнь маленького сына. Но и его погубил злой колдун, наслав злые чары. Проснувшись среди ночи, женщина находит ребенка в своей кровати мертвым.

От горя она С тех пор жители хутора стали видеть видение, как будто среди Карпатских гор скачет исполинский всадник на вороном коне. Глаза богатыря закрыты, в руках он держит младенца. А бедная Катерина ищет отца, чтобы убить его за все несчастия, которые он ей причинил. Однажды ей является странник, который уговаривает ее стать его женой. В нем она узнает колдуна и бросается на него с ножом. Но отец успевает убить свою дочь.

Н.В. Гоголь «Страшная месть» (краткое содержание). Концовка

Колдун бежит из этих мест, где появилось видение с всадником. Он явно знает, кто и зачем он здесь объявился. Старик бежит к старому схимнику, чтобы отмолить свои грехи. Но тот отказывается это делать, и колдун его убивает. Теперь, куда бы направился этот сын дьявола, дорога приводит его к Карпатам, где ждет его всадник с младенцем. Никуда не скрыться ему от этого исполина. Открыл очи всадник и засмеялся. Умер в тот час колдун и провалился в пропасть, где мертвецы вонзили в него свои зубы, чтобы он мучился. Заканчивается эта быль старины песней, которую исполняет старец-бандурист в городе Глухове. В ней рассказывается история о двух братьях Петре и Иване. Иван некогда отличился на войне, за что его щедро наградили. Несмотря на то, что он поделился с братом, Петр позавидовал ему и решил убить его. Он столкнул Ивана с маленьким сыном в пропасть, а добро его забрал себе.

Когда добрый брат оказался в Царствии Небесном, Бог позволил его душе выбрать наказание для его убийцы. Иван проклял все потомство кровного родственника и предрек ему, что последний из его рода будет ужасным злодеем. Душа погибшего явится с того света и низвергнет страшного грешника в пропасть, где его будут грызть все мертвые предки его. Захочет Петр отомстить брату, но не сможет с земли подняться. Удивился Господь такому страшному наказанию, но повелел, чтобы так было.

Вот так закрутил сюжет Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание повести приведено в этой статье) - это одно из менее популярных произведений мастера. Оно не изучается в школе на уроках литературы. Но для нас данная повесть представляет фольклорный интерес. Она основана на реальных древних народных преданиях. Не зря в первом издании произведение было снабжено подзаголовком «Старинная быль». Именно так охарактеризовал его Н. В Гоголь. «Страшная месть» - это рассказ, написанный более полутора веков назад. Но и сейчас мы с трепетом и интересом его читаем.

В 1831 году написал повесть «Страшная месть» Гоголь. Краткое содержание произведения приведено в данной статье. Это творение знаменитого автора входит в сборник его рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Читая это произведение, можно отметить, что в нем много общего с сюжетом мистической повести Гоголя «Вий»: ключевые фигуры рассказов - сказочные существа из древних народных легенд.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Вступление

Есаул Горобец праздновал в Киеве свадьбу сына. На ней было много гостей. В числе приезжих был названный брат его Данила Бурульбаш со своей красавицей женой Катериной, которая считалась круглой сиротой. Мать ее умерла, а отец пропал. Когда вынесли из дома чудотворные иконы, чтобы благословить молодых, выяснилось, что среди гостей есть колдун. Он выдал себя тем, что устрашился святых образов и исчез.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Развитие событий

После свадьбы возвращался Данила с молодой женой домой. В народе говорили, что отец его Катерины - злой колдун, продавший душу дьяволу. Недавно он объявился в их семье. Молодцу тесть его не понравился, между ними часто вспыхивали ссоры. По хутору ходили слухи, что как только отец Катерины объявился, здесь стали происходить странные вещи: то кресты на кладбище качаются, то мертвецы встают из могил, что слышатся их стоны в полночь. Недалеко от селения стоял родовой замок колдуна, где он некогда жил. Любопытство взяло Данилу, и он решил сходить в это логово дьявола, чтобы своими глазами увидеть то, что там творится. Вечером, забравшись на высокий дуб, видит молодец, что в старом замке горит свет, что входит туда его тесть и начинает ворожить. Колдун меняется в обличии и вызывает душу дочери Катерины, уговаривая ее полюбить его. Увидев все это, Данила возвращается домой и рассказывает обо всем Катерине. Та, в свою очередь, отрекается от отца. Утром зять обвиняет своего свекра в дружбе с ляхами, которые напали на его Родину, но не в колдовстве. За это отца Катерины сажают в темницу. Его ждет смертная казнь. Он просит дочь простить его и выпустить на волю. Катерина. Сжалившись над отцом, открывает решетки и выпускает колдуна на свободу. А тем временем Данила отправляется на войну с ляхами и погибает там. Настигла его пуля колдуна. Безутешна Катерина, узнавшая о смерти мужа. Она страшно переживает за жизнь маленького сына. Но и его погубил злой колдун, наслав злые чары. Проснувшись среди ночи, женщина находит ребенка в своей кровати мертвым. От горя она сходит с ума. С тех пор жители хутора стали видеть видение, как будто среди Карпатских гор скачет исполинский всадник на вороном коне. Глаза богатыря закрыты, в руках он держит младенца. А бедная Катерина ищет отца, чтобы убить его за все несчастия, которые он ей причинил. Однажды ей является странник, который уговаривает ее стать его женой. В нем она узнает колдуна и бросается на него с ножом. Но отец успевает убить свою дочь.

Н.В. Гоголь «Страшная месть» (краткое содержание). Концовка

Колдун бежит из этих мест, где появилось видение с всадником. Он явно знает, кто это исполин, и зачем он здесь объявился. Старик бежит к старому схимнику, чтобы отмолить свои грехи. Но тот отказывается это делать, и колдун его убивает. Теперь, куда бы направился этот сын дьявола, дорога приводит его к Карпатам, где ждет его всадник с младенцем. Никуда не скрыться ему от этого исполина. Открыл очи всадник и засмеялся. Умер в тот час колдун и провалился в пропасть, где мертвецы вонзили в него свои зубы, чтобы он мучился. Заканчивается эта быль старины песней, которую исполняет старец-бандурист в городе Глухове. В ней рассказывается история о двух братьях Петре и Иване. Иван некогда отличился на войне, за что его щедро наградили. Несмотря на то, что он поделился с братом, Петр позавидовал ему и решил убить его. Он столкнул Ивана с маленьким сыном в пропасть, а добро его забрал себе. Когда добрый брат оказался в Царствии Небесном, Бог позволил его душе выбрать наказание для его убийцы. Иван проклял все потомство кровного родственника и предрек ему, что последний из его рода будет ужасным злодеем. Душа погибшего явится с того света и низвергнет страшного грешника в пропасть, где его будут грызть все мертвые предки его. Захочет Петр отомстить брату, но не сможет с земли подняться. Удивился Господь такому страшному наказанию, но повелел, чтобы так было.

Вот так закрутил сюжет Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание повести приведено в этой статье) - это одно из менее популярных произведений мастера. Оно не изучается в школе на уроках литературы. Но для нас данная повесть представляет фольклорный интерес. Она основана на реальных древних народных преданиях. Не зря в первом издании произведение было снабжено подзаголовком «Старинная быль». Именно так охарактеризовал его Н. В Гоголь. «Страшная месть» - это рассказ, написанный более полутора веков назад. Но и сейчас мы с трепетом и интересом его читаем.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

II

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные