Часто владельцы дачных участков для создания собственной канализации прибегают к копке стандартной выгребной ямы. Однако такой подход к организации бытовых стоков грозит экологической катастрофой как минимум для собственного участка и всех его жильцов. Поэтому на смену пресловутой яме пришёл септик из покрышек.
Такое сооружение представляет собой двух- или трехкамерный резервуар, предназначенный для сбора, отстаивания и очистки стоков при помощи специальных бактерий. В результате вся жидкость, прошедшая очистку в подобном сооружении, согласно нормам СНиП, считается очищенной на 97-98%. Стенки такого очистного сооружения делают исключительно из старых автомобильных покрышек, как показано на видео ниже.
Важно: предлагаем не путать стандартную яму под бытовые стоки, выложенную автомобильными камерами. В этом случае грязная вода попросту дренирует из камеры-накопителя в грунт, что не гарантирует качественной очистки стоков и септиком не является. Либо же подобный септик из шин можно делать исключительно для серых сточных вод (от душевой, ванны, раковины), но никак не от туалета.
Качественный и надёжный септик из покрышек при его устройстве требует соблюдения определенных принципов. Это будет гарантировать не только эффективную работу очистного сооружения из колес, но и предотвратит экологические неприятности, которые могут возникнуть в результате игнорирования этих требований. Подробнее на видео ниже.
Итак, септик из покрышек можно делать при таких условиях:
Если вы решили своими руками сделать септик из покрышки для авто, то в некоторых случаях подобная конструкция отличается преимуществами, равно как и недостатками. Основными плюсами очистного сооружения являются:
К недостаткам очистного сооружения из покрышек можно отнести:
Важно: фановую трубу стоит располагать своими руками выше уровня зданий, чтобы запах уносился с потоками ветра, минуя постройки, как показано на видео.
Для выполнения работ своими руками по обустройству канализации частного дома или дачи необходимо запастись автомобильными покрышками. Желательно, чтобы они были достаточно крупными (от грузовых авто). Это позволит создать очистную систему нужного объема. Для получения септика из покрышки необходимого размера правильно использовать 5-7 шин большого диаметра и по 5-7 шин меньшего диаметра для каждой из двух следующих камер.
Итак, работы будем выполнять следующим образом:
Важно: перед укладкой автомобильных шин для септика покрышки нужно обрезать с внутренней стороны. Убираются их загнутые вовнутрь края, которые могут скапливать остатки фекалий и прочего мусора в своих закоулках.
Важно: третью - дренажную камеру лучше обсыпать тем грунтом, который был вынут из котлована. Но при этом его нужно хорошо уплотнить. А для того чтобы улучшить дренаж воды из третьей камеры в нижней её шине на этапе монтажа можно сделать перфорацию, а сами стыки не герметизировать.
Важно: если вы хотите ускорить процесс очистки бытовых стоков в частной канализации и улучшить качество очищенной воды, то можете прибегнуть к помощи бактерий. В этом случае септик из покрышки будет называться биологическим.
При обустройстве частной канализации своими руками из старых шин часто допускаются непростительные ошибки, которые ведут к малоэффективности работы очистной системы. Одной из частых является установка перфорированной трубы в третьей камере в небольшую скважину. Считается, что труба, выступающая вверх на 40-60 см над дном дренажной камеры, ускорит и углубит дренаж очищенной воды. При этом дно не уплотняется песком.
Такой монтаж септика покрышки недопустим согласно отзывам профессионалов. Во-первых, сточная вода не проходит дополнительную фильтрацию через слой песка, что губительно может действовать на грунтовые воды участка. А, во-вторых, даже тот дренажный слой грунта, который имелся, еще больше ухудшается в результате нарушения его структуры через бурение скважины.
Многие дачники, приезжая на свой участок, остаются там ночевать или проводят весь отпуск, ухаживая за своим садом, огородом. И наличие автономной канализации значительно облегчает их проживание, приближая хоть в какой–то мере к городским условиям.
Сделать канализацию из покрышек не составляет большого труда и не требует практически никаких финансовых затрат, в то время как устройство современной системы канализации обходится дорого.
Старые автомобильные покрышки могут стать хорошим бюджетным вариантом для устройства небольшого септика или выгребной ямы, если объем стоков невелик, что случается, когда на даче проживают непостоянно. К тому же, устройство канализации из покрышек не требует специальных знаний и навыков в строительном деле.
Самым главным достоинством такого септика является:
К недостаткам септика из автопокрышек можно отнести:
|
В первую очередь, нужно узнать, на каком уровне располагаются грунтовые воды на вашем участке. Для этого вблизи дома, примерно на расстоянии одного метра, следует выкопать яму глубиной 1,5 м. Если на дне не образовалось лужицы с водой, можете смело приступать к строительству автономной канализации.
Приобрести старые автомобильные покрышки можно в любом автосервисе. Лучше выбирать шины большего диаметра от тракторов или большегрузных автомобилей. В этом случае увеличится объем вашего септика. Количество покрышек рассчитывается, исходя из глубины промерзания грунта в вашей местности. Необходимо, чтобы глубина ямы для канализации из автомобильных покрышек была ниже уровня промерзания почвы. Это делается, если вы предполагаете пользоваться своим септиком и в зимнее время, пусть даже периодически.
Во вторую очередь, после того, как автомобильные покрышки уже находятся у вас на участке, нужно выбрать место для будущего септика.
Помните, что он должен располагаться не ближе 25-30 метров от источников питьевой воды – колодцев, скважин, а также от реки, озера или пруда.
На расположение выгребной ямы или септика из автопокрышек, впрочем, как и любого другого, влияет направленность ветров в вашей местности. Необходимо располагать септик в той стороне, откуда неприятный запах не будет доноситься ветром до жилого пространства.
Выбрав место, решают вопрос, как выкопать канализацию – вручную или нанять небольшой экскаватор. Все дело во времени и в наличии мужских рук. Можно копать вручную, но это займет больше времени, чем рытье ямы экскаватором. А нанимать технику – потребуется вложить некоторые финансовые средства. Выбирать, конечно, вам.
Когда яма выкопана, в её дне садовым буром просверливают несколько отверстий, в которые вставляют две перфорированные специальные трубы длиной до 4 метров.
Это объясняется тем, что вода из септика будет уходить в почву, где происходит её самоочищение.
Дно ямы зачищают, придавая ему ровную поверхность, и насыпают слой гравия или щебня высотой 15-20 см. Трубы, вставленные в пробуренные отверстия, должны выступать над уровнем дна ямы на 60-70 см, а их верх следует закрыть полипропиленовыми сетками, чтобы твердые канализационные отходы не попадали внутрь труб.
Перед тем как укладывать автопокрышки, нужно обрезать все края, завернутые внутрь, с тем, чтобы в этих местах не скапливались твердые фекальные отходы. Обрезку шин можно производить при помощи ножовки по металлу или электролобзика.
К выкопанной яме еще нужно прокопать траншею, в которую будет укладываться канализационная труба, ведущая из дачного домика от сантехнических приборов – мойки, унитаза, душа или ванны. Траншея должна копаться с соблюдением уклона от дома к септику. Уклон следует делать таким, чтобы сточные воды могли самотеком стекать в септик.
После этого следует монтаж канализации из автомобильных покрышек. Обрезанные шины укладываются друг на друга, предварительно проложив между ними жидкий герметик.
Верхняя покрышка должна несколько выступать из поверхности грунта.
Обратную засыпку пространства между стенками ямы и покрышками производят после того, как герметик затвердеет. Лишний грунт, оставшийся после засыпки, можно использовать для других нужд.
При обратной засыпке можно между автомобильными покрышками и стенками ямы засыпать крупный гравий, который не позволит заилиться грунту и станет лишним выходом для сточных вод через щели, которые неизменно образуются между покрышками, как бы их не герметизировали.
Верхнюю автомобильную покрышку накрывают крышкой из полипропилена, металлического листа или другого материала стойкого к влаге и температурным перепадам.
Чтобы избавиться от неприятного запаха, септик оборудуют фановой вытяжной трубой, которая должна возвышаться над септиком.
Длина вытяжки зависит от:
Чем ближе септик находится к жилому дому, тем выше должна быть вытяжная труба.
Верх септика можно задекорировать почвопокровными растениями, для их роста не требуется много грунта, они могут расти, практически, на камнях. А поднять крышку, чтобы проверить уровень канализации, можно прямо с растениями.
Обустроить свой дом всеми благами цивилизации является главной задачей хорошего хозяина. К счастью, сейчас есть все возможности подвести к жилому дому электричество и организовать подачу воды. А вот централизованная канализация есть не везде. Если хватает средств, то можно приобрести готовый заводской септик или соорудить его, например, из бетонных колец. В случае, когда с финансами дела обстоят не очень хорошо, выручают народные умельцы, которые придумали делать септик из покрышек своими руками. Это очень хорошая идея, но годящаяся исключительно для дома с небольшим количеством жильцов.
Людям, не особо сведущим, может показаться, что выгребная яма и септик — это разные названия одного и того же канализационного сооружения. Это в корне неправильно. Септик, в отличие от выгребной ямы, является более современным и модернизированным видом канализации.
Он состоит из двух, связанных между собой, резервуаров. Сточные воды по канализационной трубе попадают в первый — накопительный. В нём происходит первичная очистка: крупные частички оседают на дно и очищающие бактерии начинают их переработку. Во второй резервуар, который обычно несколько меньше, чем первый, попадают уже частично очищенные стоки, где продолжается работа бактерий. Примерно 95% всего объёма, попадаемого в септик, в конечном итоге выводится в виде чистой воды.
Схема стандартного двухкамерного септика с фильтрационным колодцем
Если сравнивать все характеристики выгребной ямы и септика, то станет понятным и очевидным бесспорное преимущество септической канализации. Она показывает гораздо большую эффективность.
Септик из использованных автопокрышек обладает не самым продолжительным сроком службы
Если все «за» и «против» взвешены и принято решение в пользу строительства канализации из покрышек — можно приниматься за работу.
Итак, что потребуется перед тем, как сделать септик из покрышек. Для начала, к месту расположения будущего септика необходимо подвести коммуникации. Канализационную трубу для защиты от промерзания и повреждений нужно утеплить и защитить коробом. После этого определяемся с глубиной и шириной ямы.
Размеры септика должны отвечать среднесуточному объёму стоков, умноженному на три. Исходя из этого, подбираем диаметр и количество покрышек.
Положив одну из автопокрышек на землю, нужно начертить границы ям под септик. Зазор между внешней стороной шины и почвой можно оставить для лёгкости ввода покрышек и для дополнительного утепления септика. Затем копаем ямы для резервуаров и заглубляем покрышки. Верхний уровень жидкости всегда должен быть ниже уровня почвы. При укладке шин это нужно учитывать.
Копаем своими руками котлован для канализации из шин
Дно первой ёмкости септика необходимо засыпать щебнем (ориентировочно 30 см) и выстелить каким-либо материалом, не пропускающим жидкость в грунт. Если позволяют средства, можно забетонировать. В бюджетных вариантах наиболее популярными являются такие материалы как рубероид или очень плотный полиэтилен в несколько слоёв.
Устройство септика подразумевает сброс отстоянной воды непосредственно в грунт, поэтому в дне второго колодца для лучшего дренажа можно сделать буром скважину метров на пять и вставить туда перфорированную гибкую пластиковую трубу. Примерно на 10 см её нужно будет засыпать щебнем, чтобы дно не заиливалось и вода проходила без препятствий. Внутри резервуара из покрышек труба должна возвышаться на один метр, а верх её лучше покрыть мелкой сеткой. Вокруг трубы дно тоже необходимо засыпать щебнем и песком. Но при хорошем уровне поглощения воды почвой, в последнем резервуаре будет достаточно только использования фильтрующего дна.
Схема канализации из покрышек
Для прочности конструкции края шин соединяют проволокой или монтажными «хомутами», а затем обрабатывают любым доступным герметиком.
Покрышки обрезаются, чтобы жидкость в них не скапливалась и соединяются между собой с помощью хомутов
Теперь нужно сделать отверстия для трубы в обоих резервуарах. В первую ёмкость труба должна заходить несколько выше, чем выходить из неё, чтобы происходил перелив. Вставляем трубу и засыпаем края ямы щебнем и песком. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить сооружение. Места, где канализационная яма из покрышек соединяется с трубами, хорошо герметизируются.
Подводим канализационную трубу к автомобильным шинам
Последним этапом в создании септика из покрышек своими руками будет закрепление крышки из материала, не подверженного гниению или повреждениям. Лучше всего подойдёт плотный пластик.
В этом разделе вы можете посмотреть видео по теме нашей статьи.
Прежде всего, нужно разобраться с местом для устройства септика из покрышек для нашей бани. Здесь – несколько минимальных требований, которые надо выполнить неукоснительно:
Выгреб может быть с одним колодцем, или двумя, в зависимости от количества предполагаемых стоков.
Практика показывает, что для водоотведения стоков с кухни и душевой кабинки, если в доме проживает 3 – 4 человека, достаточно одного дренирующего колодца диаметром 1 м и глубиной 3 м.
Желательно, чтобы они были большого диаметра и максимальной ширины – от большегрузных автомобилей – на грузовых шиномонтажах их достаточно. Количество зависит от ширины покрышек. Желательно, чтобы их суммарная высота была 2 – 2,5 м. Для верхней части понадобятся 2 – 3 ската меньшего диаметра, но пожестче.
Если же вы планируете делать септик с переливом во второй (третий) колодец, то количество покрышек увеличьте сообразно задаче.
Также понадобится около 1 куба щебня крупной фракции, с полкуба жирной глины, песок, стальная труба диаметром 100 – 120 мм, канализационный люк в сборе. Не лишним будет иметь обрезки полудюймовой полипропиленовой трубы длиной 15 – 20 см в количестве по 3 или 4 шт. на каждый стык между скатами, расположенными ниже сливной трубы.
Если планируется септик с переливом, то понадобится ж/б тротуарная плита размерами, превышающими внутренний диаметр верхней покрышки, которой нужно будет закрыть приемный колодец, и кусок геомембраны (или заменяющего ее материала) габаритами больше диаметра верхних покрышек приблизительно на 100 мм.
Для резки покрышек может понадобиться мощный острый нож, болгарка с кругом для металла 125 – 150 мм и (или) электролобзик с пилочкой для этого же материала, шуруповерт, саморезы.
Прежде всего, предлагаем просмотреть видеоролик, в котором показана последовательность выполнения работ. Из большого числа подобных видеоматериалов, он – на наш взгляд – содержит наименьшее число ошибок, допускаемых при устройстве подобных септиков, но все же, не лишен их. Из описания вы увидите, в чем они заключаются.
Итак:
1. Подготавливаем скаты большого диаметра к укладке. Для этого срезаем части бортов на всех, кроме верхнего, на который будут укладываться шины меньшего диаметра, и нижнего, устанавливаемого на слой дренажа. На них оставляем по одному борту не срезанными.
Это не только чуточку увеличит полезный объем ямы, но и не даст скапливаться отложениям в углублениях скатов.
2. Укладываем шину в предполагаемом месте устройства септика и размечаем яму с отступом от ее края на 10 – 15 см. Они понадобятся для устройства дренажного слоя вокруг колонны из шин. Если планируется перелив, отступите не менее метра от основного колодца и сделайте то же самое.
3. Глубина ямы должна быть не менее 2, но желательно до 3 м, если позволяет уровень верхних грунтовых вод. Суммарная высота шин (с прокладками из трубочек) + дренажная подсыпка из щебня 200 – 300 мм, частично скорректирует ее. Оголовок канализационного люка, установленного на верхнюю покрышку, должен выступать над поверхностью грунта на 3 – 10 см.
4. Если вы решите устанавливать дополнительную дренажную трубу, то сверлите буром диаметром, превышающим диаметр этой трубы на 8 – 10 см, углубление под нее.
Неплохо будет опустить ее до метра в грунт, а верхний край оставить на высоте, не достигающей уровня сливной трубы на 20 – 30 см. Это позволит усиливать дренаж ямы при резких кратковременных ее наполнениях. В части трубы, входящей в землю, и сверху – на 20 – 30 см от края, необходимо насверлить перфорационные отверстия. Расстояние между трубой и углублением нужно тщательно затрамбовать щебнем большей фракции, чем перфорационные отверстия в ней.
5. На дно ямы на 3 – 5 сантиметровую песчаную подушку укладываем дренажный слой из крупного щебня (200 – 300 мм).
Битый кирпич и подобные материалы использовать не рекомендуем – он размокнет и разрушится, что приведет к проседанию конструкции и ухудшению дренажа.
6. Укладываем нижний скат необрезанным бортом книзу. На него прикручиваем саморезами обрезки трубы и, прежде чем продолжить укладку шин, тщательно затрамбовываем промежуток между ним и краем ямы щебнем. Его фракция должна быть больше диаметра устанавливаемых трубок. Укладку остальных скатов и просыпку щебнем продолжаем до уровня чуть ниже (на 1 скат) сливной трубы.
Вместо трубок можно сделать прорези в шинах, но в месте, чуть повыше показанного на фото или в нижней части шин, чтобы щебень не проваливался внутрь колодца.
Отверстия можно просто насверлить по внешней поверхности шин. Также можно из обрезков бортов нарезать полоски и поприкручивать их саморезами между скатами, обеспечив необходимый дренажный зазор.
7. Определив место вхождения сливной трубы, прорезаем под нее отверстие в скате.
Если планируется устройство второго колодца, делаем на чуть более низком (на 3 – 5 см) уровне отверстие и под него. В любом случае, даже если вы не станете его строить, отверстие рекомендуем вырезать и закрыть его снаружи обрезком борта шины на саморезах. А вдруг понадобится? Тогда вы сможете в любой момент сделать переливной колодец и, сняв эту заглушку, присоединить его к системе. Здесь хотим обратить ваше внимание на то, что приемная труба перелива, как это показано на схеме в первом разделе статьи, имеет небольшой Г-образный опуск для забора стоков не с самой их поверхности.
Это последний скат, который мы расклиниваем щебнем. Он же должен быть с необрезанным верхним бортом, потому что на него уже нужно устанавливать шины меньшего диаметра и обсыпать их глиной.
Стоки не должны достигать уровня сливной трубы. Если даже дополнительная дренажная труба с ними не справится, тогда – только перелив во второй колодец. При этом на приемный колодец люк можно не ставить, а накрыть его ж/б плитой, которую в свою очередь накрыть геомембраной и засыпать грунтом. При этом следующий пункт нашей инструкции нужно будет выполнить уже на переливном колодце. Из него излишки жидкости можно будет использовать для полива.
8. На верхний скат устанавливается пластиковый канализационный люк и вокруг него, как и вокруг верхних шин устраивается глиняный замок. Можно верх также забетонировать, но, на наш взгляд, это лишнее.
Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)
Среди большого разнообразия всевозможных септиков на рынке канализационного оборудования имеется множество вариантов для того, чтобы обустроить автономную канализацию высококлассными установками, правда за приличную сумму денег.
Но что, же делать, если вы не готовы сейчас платить большие деньги для приобретения заводского септика, а устроить автономную канализационную систему вам нужно срочно?
В таких случаях всегда на помощь приходят умелые руки, большое желание сделать септик самостоятельно и все необходимые рекомендации специалистов и профессионалов в деле монтажа септиков своими руками.
Создание наиболее комфортного благоустройства в частном доме, коттедже или даче всегда приводит к довольно масштабным хлопотам.
Для кого-то решить такую проблему не составляет особого труда, особенно же если владелец того или иного частного жилья располагает необходимыми для этого средствами и возможностями.
А кому-то нужно все обустраивать самому. Ведь наличие канализационных сооружений на территории частного сектора или садово-огородных товариществ – это, прежде всего, следование правилам санитарии и элементарной гигиены в том числе.
Самым бюджетным вариантом установки септика для частных домов, которые расположены в удаленных от центральной городской канализации районах, является монтаж септика из старых покрышек.
Безусловно, как и в любом кустарном производстве какого-либо продукта, техники, так и в самостоятельном строительстве есть свои плюсы и минусы.
Даже профессионалам не всегда удается соблюсти все нормы и правила и произвести все работы досконально и без ошибок, а тем более людям, которые решились взяться за это дело впервые.
И, тем не менее, как говорят, дело мастера боится. А потому, чтобы не допускать хотя бы грубейшие ошибки в монтаже септика из покрышек, нужно знать все достоинства и недостатки таких самодельных канализационных сооружений.
Если вы уже решились сделать , но на данный момент не особо располагаете определенной суммой денег для покупки и монтажа заводского септика, тогда обратите внимание на достоинства септика из покрышек:
К недостаткам таких септиков часто относят следующие важные факторы:
Понятное дело, что недостатки таких сооружений, как септик, изготовленный из старых автомобильных шин, превышают его достоинства.
И это еще раз подтверждает, что такие септики целесообразно устанавливать для дач или в тех случаях, когда высока вероятность срочности установки автономной канализации, а средств на дорогое специальное заводское оборудование нет.
Назначение септиков вообще существенно отличается от назначения, к примеру, выгребных ям. Так, ямы необходимо откачивать довольно часто, а септики можно откачивать намного реже.
Принцип работы сливной ямы просто накапливать нечистоты, которые потом утилизируются при помощи откачки ассенизаторной машиной.
Ведь для достаточно оставить часть люка не засыпанным землей, чтобы легко можно было его открыть и поместить внутрь вакуумный шланг от ассенизаторной машины или дренажного насоса, в случае, если вы будете откачивать септик самостоятельно.
Помимо основных этапов монтажа септика из использованных автомобильных покрышек, можно рассмотреть также отдельно и некоторые рекомендации и советы профессионалов в области установок канализационных сооружений из покрышек:
Все эти рекомендации имеют свою ценность и место при самостоятельной установке канализационных колодцев из использованных автомобильных шин для того чтобы в итоге соорудить такое важное и необходимое приспособление для автономной канализации, как , загородного дома или коттеджа. Не все рекомендации, конечно же, могут подойти.
К примеру, если у вас нет проблем с грунтовыми водами, тогда вам незачем укутывать септик рубероидом. Поэтому ориентируясь на советы профессионалов, всегда следует смотреть по вашей ситуации и особенностям грунта и объемов обрабатываемых стоков.