Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Очевидно, по крайней мере, три основные ствола возникли очень давно. Об этом свидетельствуют находки в Африке черепов негроидного типа, в Азии - монголоидной. Европейские кроманьонцы, в свою очередь, были европеоидами. Последнее время близость рас исследовали методами биохимической генетики. По этим данным получается, что общий предок всех рас жил 90-92 тыс. лет назад. Именно тогда произошло разделение двух стволов - великого монголоидного (включая америиндов) и европеоидно-негроидного (включая австралоидов). Австралийцы проникли на свой материк 50 тыс. лет назад. Видимо, они сохранили больше черт общего нашего предка. Разделение европеоидов и негроидов произошло 40 тыс. лет назад, причем долгое время они жили вместе. Раса монголоидов также формировалась долго. Еще не имели всего набора черт монголоидов, древние охотники проникли из Азии в Северную Америку, а затем в Южную Америку. Наверное, были три волны миграций, привели к возникновению америндов: палеоиндианская (40-16 тыс. лет назад, последние данные "удревняют" эту дату до 70 тыс. лет), языковая группа на-дене (ее язык обнаруживают еще определенное сходство с языком как древнем населения Сибири - 12-14 тыс. лет назад) и эскалеутская (около 9 тыс. лет назад, давшая начало эскимосам и алеутам). Только участники первой, палеоиндианськой волны проникли в Южную Америку. Это лишь самая, грубая схема возникновения рас. Многое в ней еще придётся уточнять.

Теории Моноцентризма и Полицентризма . На протяжении многих лет в антропологии шли споры: может ли образоваться каждая раса в одном месте (моноцентризм) или же в разных, независимо друг от друга (полицентризм)? Решительные исследователи предполагали, что каждая раса ведет начало от «своих» неандертальцев или даже архантропов. Высказывалось мнение, что вид Человек Разумный возникал в разных местах независимо и даже от разных видов обезьян. Последняя точка зрения уже не воспринимается серьезно. Исключено, чтобы процесс эволюции несколько раз приходил к одинаковому результату. Сторонники полицентризма указывали, что китайские архантропы (синантропы) имели признаки, например, лопатообразные резцы что их сближает их с монголоидами. Но такие резцы имели все палеоантропы, в том числе и европейские неандертальцы. Логичнее считать, что этот древний признак, утерян европеоидами и негроидами. Сейчас моноцентризм считается более обоснованным . Другое дело, что многие расовых группировок человека оказались искусственными, в них объединились не родственные популяции. Например, негроидов и австралоидов объединяли в общую экваториальную расу. На всем протяжении тропического пояса в условиях влажных джунглей, от бассейна р.Конго в Индонезии, возникали карликовые племена. Сейчас считают, что они возникли независимо, возможно, вследствие дефицита микроэлементов. Но была мысль, что это остатки древней расы негриллей , ранее распространенной по всей экваториальной.

Разногласия существуют и в вопросе о происхождении чело­века современного вида. Большинство зарубежных исследователей отрицают неандертальскую стадию в эволюции человека разум­ного, считая, что он развивался независимо от неандертальцев, представляющих якобы боковую ветвь эволюции. По их мне­нию, эта изолированная группа вымерла в эпоху последнего оле­денения и не имела отношения к возникновению человека со­временного вида.

Концепция неандертальской фазыв эволюции человека была сформулирована в 1927 г. американским антропологом А. Грдличкой. Аргументом в пользу данной теории служило то, что находки неандертальцев, как правило, располагались в слоях более ранних, чем костные остатки людей современного типа.

Новые находки костных останков неандертальцев подверга­лись научному пересмотру, новейшими методами определялась их древность. Было отмечено, что по физическому типу неан­дертальцы неоднородны. Среди этого вида гоминид встречаются индивидуумы, более близкие к современному человеку, но с не­которыми примитивными чертами строения, т.е. выраженными признаками специализации. Так, по скелетным остаткам из Ля-Шапель-о-Сен (Франция), по фрагментам черепов из Ля-Ноллет, Спи (Бельгия) и некоторым другим было установлено, что большая емкость мозговой коробки у отдельных неандертальцев сопровождалась низким ростом и тавродонтизмом (своеобраз­ным строением корней и наличием большой полости коренных зубов), а также большими многоугольными костями запястья. Древность этих находок, по данным самых точных методов, не превышала 40-50 тыс. лет.

Сочетание примитивных черт облика неандертальцев и вы­сокоразвитой культуры способствовало возникновению в науке мнения о том, что человек современного вида появился намного раньше того времени, которое показывают его ископаемые на­ходки. Он якобы существовал в центральных районах Азии вме­сте с австралопитековыми обезьянами в начале плейстоцена (200 тыс. лет назад), а в начале вюрмского оледенения расселился по Западной Европе, откуда вытеснил и истребил неандерталь­цев. Эта теория получила название «пресапиенса», а наиболее последовательными защитниками ее были западногерманский антрополог Г. Хеберер, французский ученый Л. Валлуа и венгер­ский исследователь А. Тома.

Обобщение новейших находок показало, что неандерталоидные формы человека, как в Европе, так и в Африке, Передней, Средней и Восточной Азии, а также в Индонезии предшествуют человеку современного вида. По геологическому возрасту неан­дертальцы разделяются на более ранних, абсолютный возраст которых достигает 100-150 тыс. лет (находки из Эрингсдорфа и Штейнгейма в Германии, Саккопасторе в Италии, Сванскомба в Великобритании и др.), и более поздних (находки в Ля-Шапель-о-Сен, Ля-Феррасси, Спи и др.), живших около 30-35 тыс. лет назад. В морфологическом типе ранних неандертальцев со­четались прогрессивные признаки, характерные для человека современного типа, и классические неандертальские черты. Культура их была примитивнее солютрейской культуры (солютре - период позднего палеолита, характеризующийся появлени­ем разнообразных типов костяных орудий человека разумного). Следовательно, в данном случае имела место культурная преем­ственность между палеоантропами и Ноmо sapiens.В антрополо­гическом облике более поздних неандертальцев при их высокоразвитой культуре, как правило, проявлялись черты более или менее выраженной специализации. Эти особенности поздних неандертальцев типа Ля-Ноллет, Спи наводили на мысль о боковой ветви эволюции. В дальнейшем появилось много фак­тов, свидетельствовавших в пользу неандертальской фазы.

Морфологические особенности остатков палеоантропов в Пе­редней Азии (стоянки горы Кармел, Схул, Табун) свиде­тельствуют в пользу трансформации их в неоантропов. Открытие скелетных остатков ребенка-неандертальца в пещере Тешик-Таш в Узбекистане также опровергало миф о теории «пресапиенса». Ведь, согласно этой теории, на территории Азии в то время должны были обитать лишь люди современного вида.

По мере развертывания процесса антропогенеза все больший удельный вес в эволюции человека стала занимать не столько биологическая, сколько социальная адаптация.Племена, имев­шие более совершенные орудия и организацию, выживали в са­мых неблагоприятных условиях среды. Взаимодействие между группами, стоящими на разных ступенях эволюционного разви­тия, приобретало различные формы - от биологического сме­шивания до взаимоуничтожения.

Противоречивые мнения концентрировались вокруг ранних этапов социогенеза. Социогенез- это развитие общественных отношений, тесно связанное с начальными этапами трудовой деятельности, формирование абстрактного мышления и речи. Первые этапы социогенеза, особенно переходный период, когда животный способ жизнедеятельности был уже преодолен, а со­циальные институты еще полностью не сформировались, явля­ются самыми трудными для реконструкции.

Полемику между учеными вызывали вопросы, связанные с формированием человеческих рас, определением прародины человечества и экологическим окружением предковых форм че­ловека.

Эти взгляды получили название гипотез моноцентризма, дицентризма и полицентризма, отличие между которыми состоит в разной оценке степени архаичности или прогрессивности географических и хронологических групп древнего населения.

Разные ученые считают возможным происхождение современных расо­вых типов человечества, как от различных типов палеоантропов, так и от разных архантропов. Аргументами в этих спорах служат обычно костные остатки древнего человека и его предшественников.

1. Моноцентризм.

Часть антропологов считает, что существовало единое место возникновения человечества из какого-то одного для всех людей предкового ствола, то есть, человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. Гипотеза существования пресапиенса в Европе, предшествовавшего неандертальцам, была убедительно подвергнута критике с биологической стороны. Лемурийская и южноамериканская версии явно страдают отсутствием хоть каких-то доказательств. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу.

Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ. Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными.

На этой стадии фигура человека стала более стройной, несколько увеличился рост, лицевая часть черепа стала занимать меньшее место, отодвинутая мощной мозговой частью. Емкость черепа, а соответственно и величина головного мозга не изменилась в целом, однако в строении мозга произошли значительные перемены: большее развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.

После этого началось широкое и активное расселение возникших неоантропов по планете. Расселяясь из единого центра, люди современного типа широко смешивались с аборигенными популяциями, живших сравнительно оседло, неандертальцев. Расселение приводило к резкой смене примитивной культуры неандертальцев значительно более развитой культурой кроманьонцев.

Это было не простое вытеснение или уничтожение, а различные формы слияния, при которых с генетической точки зрения происходило скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры – начинала безраздельно преобладать новая, прогрессивная культура кроманьонцев.

Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

2. Полицентризм.

Homo sapiens возник в нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам. Одна из особенностей - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх.

Он выделил четыре центра формирования современных рас:

европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе;

негроиды - в Африке;

монголоиды - в Восточной Азии;

австралоиды - на Больших Зондских островах.

Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые.

Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым.

Полицентрические концепции защищали также отечественные антропологи и археологи - Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, Ю.И. Семенов, А.А. Формозов и ряд других. Однако они исходили из принципиально других соображений, нежели западные ученые. Непрерывность развития палеоантропов в неоантропов на разных территориях обосновывалась влиянием труда и законами развития общества, едиными для всех человеческих коллективов. Миграция же неоантропов из единого центра возникновения слишком напоминала мысль о завоевании жизненного пространства "высшей расой".

В современной зарубежной науке гипотеза полицентризма переросла в мультирегиональную гипотезу. Ее сторонники стараются особенно подчеркнуть два основных момента: преемственность биологических признаков от архантропов до современного человека в Африке, Европе и Юго-Восточной Азии и Австралии, с одной стороны, и неравнозначность терминов "полицентризм" и "полигенность" - с другой. По мнению современных полицентристов, единство человеческого вида всегда поддерживалась путем многочисленных миграций - генных и культурных потоков между регионами. Так сохранялось и единство, и разнообразие человечества.

3. Дицентризм.

Вариантом полицентризма является дицентризм. Наиболее стройный вариант дицентризма предложен отечественным антропологом А.А. Зубовым. Проанализировав мировое распределение одонтологических признаков, он предположил, что человечество на стадии архантропов делилось на два главных расовых ствола - восточный (монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Особенность такого подхода заключается в том, что признаки зубов имеют высокую генетическую детерминацию, напрямую не зависят от условий окружающей среды и потому не подвержены прямому действию естественного отбора. Они возникают достаточно случайно. Следовательно, они могут быть хорошим индикатором древности группы и степени ее изолированности от других популяций. По этим признакам А.А. Зубов выделяет два очага сапиентации, которые оказались изолированными в глубокой древности. В последующем тропические популяции обоих стволов вследствие одинаковых условий приобрели значительное физиономическое сходство и ныне выделяются в единую экваториальную расу.

В.П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса. Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В.П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного.

Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек?

В настоящее время не вызывает сомнения лишь то, что Америка, Австралия и Океания не явля­лись прародиной человечества, так как здесь не обнаружено не только переходных к человеку форм, но даже и ископаемых форм высших обезьян. Эти континенты были заселены сравни­тельно поздно человеком современного вида.

По поводу времени появления сапиенса существует три точки зрения. Более распространено мнение о средне - или ранне-верхнеплейстоценовом времени появления линии сапиенса. В качестве предка в этом случае у разных авторов фигурируют различные формы: или один из поздних прогрессивных эректусов, или ранний архаический сапиенс, или ранний прогрессивный неандерталец.

Кроме этого существует мнение о позднем происхождении сапиенса. В этом случае предками считаются прогрессивные палестинские палеоантропы или даже “классические” неандертальцы вюрма.

Скоре всего процессы сапиентации протекали в разных популяциях палеоантропов, но разными темпами, и в силу ряда причин (например, условий обитания) не всегда достигали завершающего этапа.

Видимо, некоторые признаки “сапиентного” комплекса могли возникать в эволюции отдельных групп гоминид давно и неоднократно. И в этом смысле можно сказать, что сапиентация имеет глубокие корни, хотя древнейшие “настоящие” сапиенсы все же пока не известны ранее 0,1-0,07 млн. лет назад.

Экологическое окруже­ние предковых форм человека

Не утвердилось единого мнения и об экологическом окруже­нии предковых форм человека.

После находок в Юго-Восточной Африке высказано мнение, что начальные этапы антропогенеза связаны с экологической нишей тропиков. Это мнение не вступает в противоречия с фактами. Гоминиды, как известно, относятся к приматам, а этот отряд млекопитающих появился и до сих пор обитает в тропическом поясе. Утверждение о том, что гоминиды появились в тропической среде, базируется на трех независимых источниках: географическом распространении современных приматов, распространенности ископаемых приматов (исключая человека) и изменении распространения ископаемых гоминид в процессе эволюции.

Все биотипы тропических сред характеризуются практически постоянной температурой воздуха и количеством осадков как основного фактора разнообразия, а также равностью долготы дня и продолжительности ночи на протяжении года, что выработало определенную суточную организацию активности гоминид.

Палеограф Д.В. Панфилов считает, что человек заселил саванны после овладения огнем. По его мнению, становление человека происходило на побережьях теплых морей и океанов, в так называемых литоралях. На мелководьях литорали у предков гоминид при сборе пищи выработалась прямая походка, исчез волосяной покров на теле, сформировалась сводчатая стопа и выступающий нос с направленными вниз ноздрями, что препятствовало попаданию воды в дыхательные пути. Одновременно изменилось строение зубов и приобретены другие морфологические признаки, отличающие человека от человекообразных обезьян.

В противовес креационизму (религиозному догмату о сотворении человека) вплоть до модернизированных его «теорий» о развитии человека на других планетах и последующем пересе­лении на Землю наука приводит многочисленные факты близости человека к другим млекопитающим планеты. Согласно данным молекулярной биологии (сходство по гибридизации ДНК), наи­большая близость обнаружена между человеком и крупными че­ловекообразными обезьянами. Таким образом, наука выстроила не только косвенные, но и прямые доказательства, подтвер­ждающие длительную эволюцию, в результате которой появился человек.

Список использованной литературы

1. Антропология: Учебное пособие / Тегако Л., Кметинский Е. - М.: Новое знание, 2004.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И., и др. История первобытного общества. (Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «История»). М.: Высшая шк., 1990.

3. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.

4. Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию (под ред. Т.И. Алексеевой). - М., 2004.

5. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. (под ред. В.П. Алексеева). – Артия – Прага, изд.3-е, 1985.

6. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. – М., 1993.

7. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. – М., 1999.

8. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза (Этнографическое обозрение № 6, 1994).

9. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991.

10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

11. Рогинский Я. Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1978.

12. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Антропология –системная наука о человеке: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

13. Россолимо Т.Е., Москвитина-Тарханова И.А. Антропология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов. – М.: Изд-во МПСИ, 2004.

14. Сегеда С. Антропологія. – К.: Либідь. – 336 с.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

16. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.

17. Фоули Р. Еще один неповторимый вид.: экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.

18. Фридман Э.П. Занимательная приматология. – М., 1985.

19. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.

20. Хрисанфова Е.Н., Мажуха П.М.Очерки эволюции человека. – Киев, 1985.

21. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов н/Д: Феникс,изд.3-е, 2004.

22. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1991.

23. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб.: Лань, 1997.

24. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1989.

Среди простых обывателей, особенно в последнее время , распространено убеждение, что якобы эволюционная теория Дарвина не нашла подтверждения наукой, потому что мол вероятность возникновения жизни ничтожно мала. Она дескать не... мнению, спроектировал и создал вселенную, снабдив её необходимыми законами. Они же иногда приводят в виде аргумента невозможности самопроизвольного возникновения жизни энтропию, как стремление материи к хаосу. Хотя, по сути, энтропия – это стремление материи к равновесию. ...

https://www..html

От былого материка Атлантов Атлантиды. Естественно, что Вход в Шамбалу был на самых задворках Атлантиды и в самом труднодоступном месте , чтобы случайные люди не смогли найти его. НИКТО, кроме Учителей НЕ должен был обнаружить этот Вход. По обыкновению, ... будущей 5 расы, но и те из людей, кто пошёл вместе с ними в Легендарную Шамбалу. Или, скорее всего, в то время - Время Атлантов у неё было другое название - Гиперборея. Но, как и сейчас, эта Страна Учителей и богов была страной мифов и сказок, ...

https://www.сайт/religion/19095

Настроения, появление каких либо неожиданных мыслей, образов, навязчивых состояний, желание петь, плясать или наоборот, необъяснимая тревога или печаль. Во все времена люди совершали паломничества к Местам Силы, в том числе и для обретения физического и душевного здоровья, избавления от бед и неудач в жизни, получения дополнительной энергии для решения важных...

https://www.сайт/journal/140214

Пищи, но и получая её непосредственно из пространства на “местах силы”. Вторая группа положительных “мест силы” - те, которые активируют какую-либо энергоструктуру организма (чакру... Места силы” есть везде. Я их встречал и в Москве, и в Петербурге, и в Варшаве, и в Праге, и в городах, и в лесах, и в болотах, и в горах. У вас, естественно, уже возник вопрос: а как самим находить их? Первое, что для этого нужно, - это выйти сознанием из головы: ум должен замолчать. Второе - мы должны в это время ...

https://www..html

Чувствах. Хотя за внешнюю основу мы всегда принимаем обстоятельства и поступки других. Явная, сразу заметная основа мести , то, почему я хочу мстить- это нанесенный мне ущерб, который вызывает ранящее чувство небезопасности. Предательство, ... . В моем мире от этих смыслов теплее и устойчивее не становится - это важно. Вместо того, чтобы тратить силы и время на восстановление собственных границ, своего дома - я трачу последнее на другого. Тяжелый путь - окунуться, прочувствовать и наконец отпустить...

https://www.сайт/psychology/111562

Вспомним хотя-бы замкнутые касты средневековых ремесленников. А что-же говорить о раннем средневековье, к которому относились и времена рунические или времена саг. Не даром предпочтение воинами скандинавами смерти- ведь жизнь в чертогах Одина вечна, там всегда есть... причём индивидуумом может быть либой проявленный обьект бытия, а в общем смысле, даже планета вся целиком. И его места в пространстве- времени. Тут термин человек не совсем приемлем.,ибо говорит лишь об одной плоскости бытия, И об...

https://www.сайт/journal/18888

Время же не ждет случайно встречи,
Время и не дышит мне в лицо,
Время не садится мне на плечи,
Не пытайся чувствовать его.

Время не поплачет с тобой вместе,
Время не подарит счастья миг,
Время не жалеет горькой мести,
Будет слышен только...

Главная >  Wiki-учебник >  История > 5 класс > Возникновение христианства: место и время, отличие от язычества

Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время (I век н. э.), находилась под властью Римской империи. В первые годы своего существования Христианство смогло значительно расшириться на ряд других стран и этнических групп. Уже в 301 году христианство приобрело статус официальной государственной религии Великой Армении.

Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына- мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов. Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос, прямой потомок Давида, что также было указано в Писании. Возникновение Христианства в какой-то мере осуществило раскол в Иудаизме: первыми новообращенными христианами стали евреи. Но значительная часть евреев не смогла признать Иисуса мессией и таким образом сохранила Иудаизм как самостоятельную религию.

Согласно Евангелии (учению Нового Завета), после вознесения Иисуса Христа на небеса, его верные ученики, путем схождения священного пламени, приобрели возможность разговаривать на разных языках, и отправились распространять Христианство по разным странам мира. Так до наших времен сохранились письменные памятки о деятельности апостола Петра, Павла и Андрея Первозванного, который проповедовал Христианство на территории будущей Киевской Руси.

Отличие Христианства от язычества

Говоря о зарождении Христианства, следует отметить, что первые последователи Иисуса были подвержены ужасающим гонениям. Первоначально деятельность христианских проповедников была принята в штыки со стороны еврейского духовенства, которое не приняло учения Иисуса. Позже, после падания Иерусалима, начались преследования римских язычников.

Христианское учение представляло собой полный антипод язычеству, оно осуждало роскошь, многоженство, рабовладение – все то, что было свойственно языческому обществу. Но главным его отличием была вера в одного Бога, монотеизм. Естественно, такое положение вещей не подходило римлянам.

Они приняли строгие меры, чтоб остановить деятельность христианских проповедников: к ним применялись кощунственные казни. Так было вплоть до 313 года, когда к всеобщему удивлению римский император Константин не только остановил гонения на христиан, но и сделал Христианство государственной религией.

В Христианстве, как и в каждой религии, есть свои плюсы и минусы. Но его появление, бесспорно, подняло мир на более возвышенный духовный уровень. Христианство проповедует принципы милосердия, добра и любви к окружающему миру, что немаловажно для высокого ментального развития человека.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Преемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон
Следующая тема:   Золотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм Авелия

Исторические условия и географические пределы возникновения христианства. Социально-политические (тиранический характер правления императоров) предпосылки и экономический кризис: восстания рабов и порабощение народов. Назвать самое известное историческое восстание рабов в 74-71 гг. до н.э. По каким причинам покорённые Римом народы обращались к религии. Почему существовавшие религии не могли дать рабам утешения? Какие идеи выходят на первый план в качестве утешения в раннем христианстве?

Место время и условия возникновения Ислама, Христианство

Какое учение в Христианстве вытеснило первичные идеи о конце света, Страшном суде и уничтожении несправедливости, и обеспечивало духовное утешение (райское блаженство) беднякам и обездоленным?

Различные воззрения на авторитетность и достоверность текстов Священного писания учёных, религиоведов: назвать направления этих воззрений. Перечислить и пояснить различные точки зрения на историчность Христа учёных атеистического и материалистического направлений. Назвать древние (нехристианские) тексты I века н.э. и их авторов, в которых упоминается Мессия Христос («Иудейские древности» Иосифа Флавия, иудейский Талмуд – гл IV, «История» Тацита, Жизнеописание императора Нерона писателя Светония и др.). Назвать важнейшие христианские святыни, служащими основным доказательством историчности Христа для верующего христианского мира.

6. Формирование христианского вероучения и обрядности. Заимствования из религий древнего мира.

Географическая точка и исторический фон возникновения христианства. Раскрыть религиозную ситуацию в Палестине в 1 в. н. э.: секты (течения) фарисеев, саддукеев, ессеев (община кумранитов), их религиозные воззрения. Объяснить причины разрыва христиан с иудаизмом и становление христианства в качестве самостоятельной религии. Назвать ряд элементов вероучения, перешедших из иудаизма в христианство. Что такое дуализм зороастризма и чем он является по аналогии в учении христианства. Перечислить собственные, отличительные догматы христианства (триединство Бога, Боговоплощение, искупление, воскресение и вознесение Христа) и пояснить сущность каждого догмата. Охарактеризовать античные (древнегреческая философия) философские системы: орфиков, пифагорейцев, сократических школ, платонизма, стоицизма, эпикуреизма, неоплатонизма, патристики. Назвать какие из них играли важную роль в становлении и формировании христианства.

7. Книги Нового завета: общая характеристика, Евангелия.

Состав Нового Завета. Какое количество сочинений включено в Новый Завет? Пояснить понятия «канон», «Евангелие» и «апокриф». Как относилась церковь к апокрифам и на какие группы были разделены апокрифические произведения? Как называются первые три Евангелия и кто является их авторами? Пояснить отличие синоптических Евангелий от Евангелия от Иоанна. Назвать самое существенное отличие синоптиков от Иоанна, объяснить, по какой причине Иоанн не приводит родословной Иисуса, и рассказа о его рождении.

8. Книги Нового завета: Деяния и Послания апостолов.

Пояснить, какими по содержанию является книга Деяний апостолов. Как изображено христианство в книге Деяний апостолов по отношению к иудаизму? По каким причинам апостол Павел даёт объяснения синедриону (пояснить термин «синедрион») относительно своего учения? Раскрыть причины полного разрыва христианства с иудаизмом и обращения апостола Павла к язычникам. Какие две тенденции боролись в раннем христианстве. Дать пояснение понятиям: петринизма (иудеохристианства) и паулинизма (языкохристианства). С именами каких апостолов связаны названия этих понятий и почему. Объяснить, почему книга Посланий апостолов занимает второе место после Евангелий. Какими по характеристике являются Послания апостолов (изложения христианского вероучения, морали, нравственности, обрядности) и почему их считают религиозно-назидательными произведениями? По каким причинам Послания апостолов названы «открытыми письмами». Разъяснить, на какие две основные части церковная традиция делит Послания апостолов. Какие послания апостолов называют соборными (Петра Иоанна, Иакова, Иуды) и почему? Назовите имя апостола, в посланиях которого рассматриваются важнейшие вопросы догматики, этики, культа. Почему апостола Павла называют вторым основателем христианства?

14.Книги Нового завета: Апокалипсис.

Что обозначает с греческого «Апокалипсис»? Рассказать о главной сюжетной линии Апокалипсиса. Кем является «зверь» в Апокалипсисе и с какими силами будет он вести решающую битву? Кого ожидает воскресение после битвы зверя с небесными ангелами во главе с Христом? Пояснить понятие Армагеддон (последнее и решающее сражение) и в какой местности на Ближнем Востоке будет происходить событие перед Страшным Судом.

Возникновение и ранняя история христианства.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 14Следующая ⇒

Возникновение христианской религии в I-II веках. Канонические Евангелия как источник по древнейшему христианству.

Общие вещи. Вообще I век – некий нравственный кризис. Это уже не ужасы гибели республики, но люди явно переросли римский пантеон, тянет на что-то новенькое, нужны новые идеи. «Культ императора» слишком официозен, он внешний, это традиция, а не реальная вера. Со времён эллинизма есть интерес к восточным культам (Митра, Серапис). Кроме того, популярны идеи «вечной жизни», явственно проглядывает из многих вопросов мессианство. Поклонники «воскресших» божеств: Осириса, Адониса. Отдельно – «богини матери», боги для всех: Кибела.

Много похожего у Митры (есть даже идея о сошествии Митры с небес и гибели всего живого – Судный День). В среде этого – иудеи. Уже тогда – довольно многочисленная диаспора в Риме и около него. Торговцы, вообще сплочённый народ. Вера в Яхве. К рубежу тысячелетий уже сформировалась Тора, вера цветёт (особенно сильно из-за постоянного угнетения: Птолемеи, Селевкиды etc.).

Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства

Иудея захвачена Римом руками Помпея, которого позвали сами иудеи, ссорясь внутри государства. Рим сохранил свободу вероисповедания, но во главе стоял ставленник Ирод, ему в помощь римский легат Сирии + прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Три группировки в Иудее: саддукеи (первосвященники), фарисеи и ессены (сектанты, не любят первых двух). Источник по этому периоду – Иосиф Флавий. Началось. Восстание 66 года после. Особо проявила себя диаспора, говорящая о «мессии», «конце света», пришествии Бога и его 1000летнем царствовании. Того же времени – «Откровение» Иоанна Богослова. К 73 году – Иерусалим сожжён и восстание полностью раздавлено. Новое учение как раз для униженных и оскорблённых. Кумранские пещеры, 66-73 год упоминания о Христе в рукописях ессенов. Божий Сын Христос, проповедовавший в конце правления Тиберия (30-33 годы). Поскольку послания мы не трогаем, Евангелий было около 10. Каноническими стали 4: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. «Изречения Христа», «Акты Пилата» — стали апокрифами. Краткая биография героя: Иешуа. Родился в Вифлееме. Бежала его семья в Египет из-за избиения младенцев. Потом – живёт в Назарете (север Палестины). Крещён в 30 лет в Иордане Иоанном Крестителем. Ученики (12 шт.) : Андрей, Матфей, Пётр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Леввей (Фаддей), Симон и Иаков Алфеев. 3 года ходил, проповедовал, творил чудеса. На третий год, в Пасху схвачен в Иерусалиме после предательства Иуды, приговорён Синедрионом к смерти. На 3 день воскрес, на 40 – вознёсся, обещал вернуться и судить всех. Ждём.. Вывод: Реальность его доказать нельзя. Единственное место у Тацита – доказанная позднейшая вставка. Это – вопрос веры. Я верю. И вам советую. 46. Создание христианской церковной организации.

«Где один или двое соберутся во имя моё – там и я среди них». Известное дело, у апостолов есть «преемство» идей Христа, они получают право проповедовать от его имени. Потенциал к созданию Церкви.

Это путь исканий и поиск канона. Разные идеи околомессианского толка + проблемы с иудеями, которые видят в христианстве подмену идей иудаизма (ещё бы!). В Сирии, Египте выступают гностики. Очень восточный дуализм. Противопоставление духовного и телесного. Борьба возвышенного творческого духа с «демиургом» плоти. Христос – эон, духовный посланец. Известнейшие гностики: Василид, Валентин, Сатурнин. К концу II-го века усилиями Павла один вариант устаканивается как ортодоксальный, остальные постепенно приобретают статус еретических.

Что такое тогда собственно христианство:

— это сходки ночью или рано утром в укромных местах, очень часто в подземных кладбищах (катакомбах).

— Там проповедают, пьют разбавленное вино

— Это постепенно упорядочивается: есть старшина – пресвитер, ему помогают диаконы и диаконессы. Особенно крупный хозяйственный управленец – епископ.

С конца II века – первые изображения Христа, его символика (добрый пастырь, овцы, роза, крест). Выдвигаются епископы – они лидеры общин, диаконы их помощники. Появляется название – клирики и общепринятые белые одежды. Из разрозненных сект – в единое целое. Общие праздники (особо – Пасха). Первые таинства – пресуществление.

Взаимоотношения с властью.

– эдикт Траяна против тайных сборищ.

– Обычные слухи: оргии, «Божество с ослиной головой», непотребства всякие. Особенно неприятно, что нет там социальных критериев – все со всеми.

– Два христианских послания Антонину Пию (Юстин и Аристид): апология христиан, пишут о клеветниках, хотят признания как силы, отдельной от евреев.

– Разрабатываются первые догмы: Тертуллиан и Киприан.

– Ориген – философ апологет христианства. Считает возможным некоторые его идеи связать с Платоном и Аристотелем.

– Гонения: при Нероне (64 год, обвинены в поджоге Рима + есть у Флавия), Домициане.

– Очень жёстко за культ императора боролся Деций (249-251), при нём куча христиан в тюрьмах.

– 257 г. Валериан решил постричь купоны с христианских общин, объявил их врагами. Разграбил, многих убил (на мученичество идут охотно – за веру).

– Фактическая остановка преследований: 260 год, Галлиен. Путь к признанию.

– Дальше – две вехи: гонения при Диоклетиане При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Диоклетиан усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

– И признание при Константине: (есть в 51ом), но – особо ереси, осуждённые Никейским собором. Донатизм. Донат – лидер нонконформистов, он считает, что не должно быть никаких контактов с властью. Арианство. Очень сильно. Разделили Бога-Отца и Бога-Сына («единоподобен», а не «единосущен»). Это легко усваивается, сделали всё понятнее. Много последователей. Резкий протест ортодоксов. Константин принял христианство в самом конце жизни, и есть версия, что в арианском обряде. На том же соборе в Никее (325 год) установлен церковный календарь. Три главных иерарха: Рим и Александрия (папы) и Антиохия (патриарх). Чуть ниже – архиепископы, ещё ниже – епископы. Вспомнить, что есмь «Константинов дар»?

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Геологический факультет

Возникновение и распространение христианства

Реферат выполнен

студенткой 4 курса

Суховой Юлией Вячеславовной

Основы христианского вероучения

Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

История возникновения христианства

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не еллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» — и равны по достоинству — «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученники»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений — схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине — господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V — VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы — подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках.

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»

В первом члене говорится о Боге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором — о вере в Сына Божия единородного — Иисуса Христа.

Третий — это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый — о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры — о вере в Духа Святого.

В девятом — об отношении к церкви.

В десятом — о таинстве Крещения.

В одиннадцатом — о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене — о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога.

Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней — это первые шаги в истории христианизации всей Руси.

Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце 18-го века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

  1. Распространение христианства на Руси

    Доклад >> Исторические личности

    Распространение христианства на Руси Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси … богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного …

  2. Христианство : история возникновения и античные критики

    Реферат >> Религия и мифология

    … борьбы – весьма многообразны. Возникновение и распространение христианства не было связано напрямую с … обвинения не могли остановить распространение христианства и уж, во … регионах античного мира. За распространение христианства Павел был обезглавлен в …

  3. Христианство (15)

    Реферат >> Религия и мифология

    … богоподобным по своей природе2. 2. Христианство . 2.1. Возникновение христианства . Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства .

    Христианство возникло в Палестине в 1 в. н.э. О несомненной …

  4. Зарождение христианства (1)

    Реферат >> История

    … среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлость на период глубокого … с одной стороны, и довольно широкое распространение хрисианства по миру — с другой, … , являющийся центральной фигурой христианства , которое рассматривает его …

  5. Три мировые религии — буддизм христианство ислам

    Реферат >> Религия и мифология

    … завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса … в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой, породили среди …

Хочу больше похожих работ…

Место, время и исторические условия возникновения христианства.

виникнення Православ’я


виникнення Православ’я
Історично так склалося, що на території Росії, в основному, знайшли своє місце і споконвіку мирно співіснували кілька Великих світових релігій. Віддаючи данину поваги інших релігій, я хочу звернути Вашу увагу на Православ’я, як основну релігію Росії.
Християнство (виникло в Палестині в I столітті н.е. з іудаїзму і отримало новий розвиток після розриву з іудаїзмом в II столітті) — одна з трьох основних світових релігій (поряд з буддизмом і ісламом).

В ході формування християнство розпалося на три основні гілки:
Католицизм,
Православ’я,
Протестантизм,
в кожній з яких почалося формування власної, практично не збігається з іншими гілками, ідеології.

ПРАВОСЛАВ’Я (що означає — правильно славити Бога) — один із напрямів християнства, обособившееся і організаційно оформилася в XI столітті в результаті поділу церков. Розкол стався в період часу з 60-х рр. IX ст. до 50-х рр. XI ст. В результаті розколу в східній частині колишньої Римської імперії виникла конфесія, яку по-грецьки стали називати ортодоксією (від слів «ортос» — «прямий», «правильний» і «доксос» — «думка», «судження», «вчення») , а в російськомовному богослов’ї — православ’ям, а в західній частині — конфесія, яку її послідовники назвали католицизмом (від грецького «католікос» — «загальний», «вселенський»).

Православ’я виникло на території Візантійської імперії. Спочатку воно не мало церковного центру, так як церковна влада Візантії була зосереджена в руках чотирьох патріархів: Константинопольського, Олександрійського, Антіохійського, Єрусалимського. У міру розпаду Візантійської імперії кожен з правлячих патріархів очолив самостійну (автокефальну) православну церкву. Згодом автокефальні та автономні церкви виникли і в інших країнах, в основному на Близькому Сході і в Східній Європі.

Для православ’я характерний складний, детально розроблений культ. Найважливішими постулатами православного віровчення є догмати триєдності бога, боговтілення, спокутування, воскресіння і вознесіння Ісуса Христа. Вважається, що догмати не підлягають зміни та уточнення не тільки за змістом, але і за формою.
Вероисповедную основу православ’я становлять Святе письмо (Біблія) і Священний переказ.

Духовенство в православ’ї ділиться на біле (одружені парафіяльні священики) і чорне (ченці, що дають обітницю безшлюбності). Є чоловічі і жіночі монастирі. Єпископом може стати тільки монах. В даний час в православ’ї виділені

Російська Православна Церква входить до складу Церков Вселенського православ’я.

Православ’я на Русі

Історія православної церкви в Росії залишається досі однією з найменш розроблених областей російської історіографії.

Історія Російської православної церкви була однозначної: вона була суперечливою, рясніла внутрішніми конфліктами, відображаючи суспільні протиріччя на всьому протязі свого шляху.

Введення християнства на Русі було закономірним явищем з тієї причини, що в VIII — IX ст. починає виникати класовий ранньофеодальний лад.

Основні події в історії російського православ’я. У історії російського православ’я можна виділити дев’ять основних подій, дев’ять основних історичних віх. Ось як вони виглядають в хронологічному порядку.

Перша віха — 988 рік. Подія цього року отримало назву: «Хрещення Русі». Але це образний вислів. А фактично мали місце такі процеси: проголошення християнства державною релігією Київської Русі і утворення Російської християнської церкви (в наступному столітті її будуть називати Російською православною церквою). Символічним дією, який демонстрував невідому, що християнство стало державною релігією, було масове хрещення киян у Дніпрі.

Друга віха — 1448 рік. Цього року Російська православна церква (РПЦ) стала автокефальною. До цього року РПЦ була складовою частиною Константинопольської патріархії. Автокефалія (від грецьких слів «авто» — «сам» і «кефаль» — «голова») означала повну самостійність. У цьому році великий князь Василь Васильович, прозваний Темним (в 1446 році він був засліплений своїми суперниками в міжфеодальні боротьбі), повелів митрополита з греків не брати, а вибрати на помісному соборі свого митрополита. На церковному соборі в Москві у 1448 році першим митрополитом автокефальної церкви був обраний рязанський єпископ Іона. Константинопольський патріарх визнав автокефалію Російської православної церкви. Після падіння Візантійської імперії (1553 г.), після захоплення турками Константинополя Російська Православна Церква, будучи найбільшою і значною серед Православних Церков, стала природним оплотом Вселенського Православ’я. І до сих пір Російська Православна Церква претендує на звання «третього Риму».

Третя віха — 1589 рік. До 1589 року Російську православну церкву очолював митрополит, і тому вона називалася митрополією. У 1589 році її став очолювати патріарх, і Російська православна церква стала патріархією. Патріарх — вищий сан в православ’ї. Установа патріаршества підняло роль Російської православної церкви як у внутрішньому житті країни, так і в міжнародних відносинах. Разом з тим одночасно підвищилося і значення царської влади, яка спиралася вже не на митрополію, а на патріархію. Заснувати патріархію вдалося за царя Федора Івановича, а головна заслуга в підвищенні рівня церковної організації на Русі належить першому міністру царя Бориса Годунова. Саме він запросив до Росії константинопольського патріарха Єремію і домігся від нього згоди на заснування патріаршества на Русі.

Четверта віха — 1656 рік. Цього року Московський помісний собор зрадив анафемі старообрядців. Це рішення собору виявило наявність розколу в церкві. Від церкви відокремилася конфесія, яку стали називати старообрядництва. У своєму подальшому розвитку старообрядництво перетворилося в сукупність конфесій. Головною причиною розколу, на думку істориків, були соціальні протиріччя в Росії того часу. Старообрядцями стали представники тих соціальних верств населення, які були незадоволені своїм становищем. По-перше, старообрядцями стали багато селян, яких в кінці XVI століття остаточно закріпачили, скасувавши право переходу до іншому феодалові в так званий «Юріїв день». По-друге, в старообрядницьке рух включилася частина купецтва, бо цар і феодали економічною політикою підтримки іноземних купців заважали розвивати торгівлю своєму, для російського купецтва.

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………. 20

ВВЕДЕНИЕ

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене — христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство — (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Библия- это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис).

Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автономных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство — и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты, адвентисты и другие.).

Как же возникла эта религия?

1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

В Библии нарисована такая картина ее возникновения. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию.

При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» – небесное божье царство.

2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные правопорядки, — весь гнет государственной машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских произведений – «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» – восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой, — Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов – столько врагов», — утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, — говорил он, — одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе.

Studepedia.org — это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

У всех нас общий родитель – мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям – все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники – постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя … ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой – об умершем – говорится, что его простодушие, «немудрствование» и доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами. Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид – прощение». Здесь сопротивление злу – способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

9. Время и место возникновения H.sapiens. гипотезы моно-и полицентризма.

Заключительный этап сапиентации занял широкий хронологический период. Пока точно неизвестно, происходил ли этот процесс путем ветвления линий или путём ароморфоза - постепенным изменением одного таксона в другой при общем подъеме уровня организации (более вероятно). М.б. и сочетание этих двух путей.

Гипотеза ранней дивергенции: Дивергенция линии сапиенса от австралопитекоидного предка. В целом гипотезы ранней дивергенции, исключающие из эволюции сапиенсов не только неандертальцев, но и homo erectus , пока мало обоснованы. → крайне сложно выделить конкретных предков. Настоящие древнейшие сапиенсы не известны ранее 300 тыс.

Вторая теория представляется наиболее вероятной→ неадертальская фаза - закономерный этап на пути сапиентации. Пока остается невыясненным: произошло ли около 40.000 вытеснение неандертальцев сапиенсом или их эволюционная трансформация в неоантропов.

По вопросу возникновения homo sapiens существуют 2 точки зрения:

1. Моноцентризм . Человек современного облика появился на одной территории Ñ Вост. Африке или передней Азии. Эволюционные процессы привели к формированию расовых особенностей.

2. Полицентризм. Закономерности эволюции человека действовали на нескольких территориях. Центров возникновения современных людей было несколько. Уже неандертальцы на разных территориях обладали зачатками расовой принадлежности. Процесс появления человека Современного облика и расовых различий человека шел одновременно.

Полицентрическая гипотеза появилась несколько позже моноцентрической. В советской антропологии выделяли 2 центра возникновения человека, связанные с одонтологическими стволами. В настоящее время ученые более склоняются к точке зрения моноцентризма, т.к. она позволяет учесть большее количество фактов. Но возникла модификация этой гипотезы: популяции людей современного вида переселялись на территории, где уже имелись местные неандертальцы, т. обр. современные люди получили небольшой объем признаков неандертальцев

Варинты теории моноцентризма:

Происхождение сапиенса на одной, но достаточно обширной, территории Средиземья (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная и Юго-Восточная Европа).

Концепция афро-европейской прародины. Происхождение неоантропов связывается с Африкой, откуда протокроманьонцы мигрировали в Европу. Предок homo sapiens и неандертальца обладал комплексов архаических и прогрессивных признаков. Классические неандертальцы сформировались в результате изоляции, а homo sapiens смешивались с неандертальским населением- потомком более ранней волны переселенцев. При этом только африканский homo erectus являлся предком homo sapiens . . Происхождении homo sapiens от азиатского ствола homo erectus , обосновывается большей частью краниологическими (размеры и форма черепа) данными.

Варианты теории полицентризма.

Выделяют 4 региона формирования человека современного типа:

  • Юго-Восточная Азия (австралоиды)
  • Южная Африка (негроиды)
  • Восточная Азия (монголоиды)
  • Передняя Азия (европиоиды)

эволюция происходит внутри одного вида- homo sapiens , куда включены все, вплоть до архантропов. Но эта схема полностью пока не соответствует палеонтологическим данным.

У нас доминируют гипотезы дицентризма с выделением 2 первичных очагов сапиентации:

  • западного (европеоидно-негроидного)
  • восточного (австрало-монголоидного).

В целом современные расы возникли в результате внутривидовой дифференциации уже сложившегося раннего homo sapiens , уак как homo sapiens древнее больших рас → процессы сапиентации и расообразования совпадали лишь частично. На этом сходятся моноцентристы и «умеренные» полицентристы (признают происхождение рас от 1-го вида homo sapiens .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные