Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове.

Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве».

Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?

Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?»

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

Требует от Захара почитания и послушания

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Агафья Матвеевна

Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни- покой и удобство Ильи Ильича.

Сближается с героиней, но не любит ее.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей.

Для этого ребята подготовили задания. Слушайте внимательно выступление, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

Начнем с Захара — слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

- Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Ребята, есть вопросы к выступающему?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Вывод: Захар -верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей.

Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

- "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вывод: Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Вывод: Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Обломов и Ольга Ильинская Урок 3. Урок литературы в 10классе Учитель МБОУ СОШ 17 п. Тырма Кулыгина Е.Г. ПОДУМАЙТЕ…

  • Прав ли Добролюбов, утверждая, что Обломов - «коренной народный наш тип», «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых - «легион»?
Подумаем над значением диалога Обломова и А.Штольца в части 2, главе 4 (стр.149) ЧТЕНИЕ отрывка.. ВЫВОДЫ
  • Каков идеал жизни Обломова?
  • Как такой образ жизни назвал Штольц?
  • Весь образ жизни и мыслей Обломова Штольц назвал одним словом
  • «ОБЛОМОВЩИНА»
Повторение пройденного материала.
  • Каков образ жизни самого Андрея Штольца?
  • Каковы его нравственные принципы?
Идеал жизни Штольца в труде.. Постоянном, непрерывном..Он сам говорит:
  • ..Даже когда удвою, учетверю капитал не перестану трудиться..
  • «.. Жить для труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание,цель жизни»
Что решил сделать Штольц, узнав об идеалах Обломова? Решение Штольца Спасти друга. Приподнять его, «может быть, в последний раз» Есть мнение,
  • что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.
  • Согласны ли вы с ним?
Работа в парах: (интерактивная работа по принципу «снежный ком»)
  • Подумайте над несколькими вариантами ответов, но каждая пара должна дать лишь одну версию ответа. Мы их по очереди запишем:
  • Что может спасти Обломова?
Были у вас такие версии?
  • Работа?
  • Дружеская поддержка?
  • Увлечение (хобби)?
  • Путешествие?
  • Любовь?
Можно ли определить, какие из вариантов и почему не сработают с людьми подобного типа? Освоение темы: Обломов и Ольга Ильинская.
  • Автор проводит своего героя через испытание любовью.
  • Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь - это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
В романе появляется женский образ.
  • От кого впервые Обломов услышал об Ольге Ильинской?
  • Что Штольц о ней говорит?
Есть мнение, что..
  • образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога.
  • В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
Штольц и автор об Ольге:
  • Ольга – «очаровательное дитя»
  • Лукавая, задорная, умная, глубоко чувствующая, достаточно хороша собой, образованная
  • Характер сложился в эпоху эмансипации..
Всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини:
  • “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”
Автор выделяет в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую
  • “В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка...
  • Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Ольга чужая в своей среде.
  • Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать свою жизненную позицию,
  • Её поведение не ориентировано на общепринятые нормы.
Знаком ли вам такой тип женщин? По жизни, по фильмам, или по произведениям?
  • Легко ли таким женщинам? Почему?
Пришло чувство…
  • Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил.
  • Едва Ольга спела “Casta diva” (это его любимая ария), он сразу “узнал” ее.
  • Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его.
Что узнаем об Ольге..
  • Уровень её требований высок: она не ограничивается женскими идеалами семейного счастья.
  • Мужчины её побаиваются, так как не уверены, что могут быть ей достойной парой.
  • Ольга ценит себя высоко
Для чего Штольц решил познакомить Обломова с Ольгой? Как он сам относился к Ольге?
  • Штольц надеется, Ольга сможет возродить Обломова, спасти его от разрушительной лени
Что же увидела Ольга в Обломове?
  • Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые чужды и ей.
  • Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть сочувствие.
Сумела ли она его изменить?
  • Да. через три месяца общения с Ольгой на лице Обломова нет усталости, скуки, нет сна.
  • Снят халат, на нем чистые манжеты, воротнички
  • Он рано просыпается, что проворно пишет
  • И с утра первый образ перед глазами - ОЛЬГА
Он ходит в библиотеки, ищет по её просьбе книги, пересказывает их, взбирается в гору ради цветочка Ольге Подумаем над текстом..
  • Была ли это любовь?
  • Если это была любовь, за что Ольга полюбила Обломова?
  • Возможно ли счастье для них? Есть ли у них будущее?
Домашнее задание
  • Прочитать часть 3, главы 11-12.
  • часть 4
  • Подготовиться к разговору о роли Агафьи Пшеницыной в жизни Обломова
Использованные материалы:
  • Роман И.А.Гончарова «Обломов»
  • Зинин С.А., СахаровВ.И.. «Русская литература XIX века» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2010.
  • Литература 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова. /С.А. Зинина Г.Х.Ахбарова. Т.О. Скиргайло- 4-е изд._ М.:ОО ТИД «РУССКОЕ СЛОВО»-РС», 2012
  • Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Мосфильм, 1979). 2 серии
Интернет-ресурсы
  • Обложка книги с портретом И.А. Гончарова - http://aldebaran.ru/author/goncharov_ivan/kniga_oblomov/
  • Обломов (кадр из к\ф) - http://briefly.ru/static/films/x22.jpg.pagespeed.ic.o6OE1iPQLI.jpg
  • Иллюстрации к роману: http://library.donntu.org/exhib/obraz_gen/oid.jpg
  • http://900igr.net/datai/literatura/Oblomov-v-romane-Goncharova/0009-007-Olga-Ilinskaja.jpg
  • http://900igr.net/datai/literatura/Oblomov-v-romane-Goncharova/0005-003-Oblomov-na-divane.jpg
  • Н. В. Щеглов “Ольга” - http://oblomov.omsk.edu/galereja/Olga1.html
  • Обломов и Ольга (кадр из к\ф) - http://img15.nnm.me/c/e/f/7/1/9a45f632bf4aabcc72b890cea9f.jpg
  • Обломов читает Ольге (кадр из к/ф) http://soub.ru/images/stories/uploads/www.dvdclassik.com.jpg
  • Диалог Штольца и Обломова – аудиозапись -http://www.youtube.com/watch?v=oQcytxI5hNg
  • Обломов и Штольц- http://www.dv-reclama.ru/upload/blog/f9c/vmeste.jpg
Дополнительные ресурсы
  • Для просмотра эпизодов художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Мосфильм, 1979). 2 серии
  • Режиссер - Никита Михалков. Сценарий - Никита Михалков, Александр Адабашьян. В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко,


Цель:
Познакомить с фактами биографии и творческой деятельности А. де Сент-Экзюпери; с понятиями «философская сказка», «притча», «символ»;
Развивать умение понимать философский смысл сказки; что бывает, когда открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать дети; определять сказочные и реальные элементы сказки;
Прививать любовь к книге.
Методы: слово учителя, беседа.
Тип урока: изучение художественного произведения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация Pover Point.
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь.
Сообщение целей и задач урока.
Ученик 1.
Он идет уверенной походкой По пылающей от солнца полосе, Из-под синей форменной пилотки Улыбаясь отражению в росе, Той, что в дальних странах незнакомых Остывает бриллиантами в траве, А муссоны стайкою бездомной Бродят в запредельной синеве. Может быть, и не было в помине Этой встречи в знойных выжженных песках - Просто в жарком мареве кабины Злой мираж пульсировал в висках: Точно инверсивный след обманчив, Свет звезды далёкой и живой Вдруг возник в ночи печальный мальчик С золотистым шарфом за спиной. Как под небом чёрно-просмоленным Вдруг порвал привычных истин сеть Этот мудрый и доверчивый ребёнок, Так упорно не желающий взрослеть. И хранит ответ на все вопросы Под брезентом спрятанный алмаз: Кем он был - пилот, писатель и философ С цепким взглядом ясных детских глаз?
Ребята, мы с вами сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Мы познакомимся с творчеством французского писателя, философа Антуана де Сент-Экзюпери и его сказкой-притчей «Маленький принц». Именно о нем рассказывается в стихотворении Людмилы Пельгасовой. Мы попытаемся ответить на вопрос: «Чему же учит нас сказка «Маленький принц»?». Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд 1)
Изучение новой темы
Биография писателя
Ученик 2.
А.де Сент-Экзюпери родился в 1900г., в городе Лионе во Франции. Отец Антуана – граф де Сент-Экзюпери был страховым инспектором. У Антуана было три сестры: Мари-Мадлен, Симона, Габриель и брат Франсуа.
В 1919-21 учился в Школе изящных искусств. В 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком. В 1933-34 лётчик-испытатель.
В годы 2-й мировой войны (1939-1945) Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте.
После оккупации Франции фашистскими войсками (1940) эмигрировал в США.
С 1943 военный лётчик в Северной Африке.
31 июля 1944 не вернулся из разведывательного полёта. (Слайд №2)
Ученик 3.
1926г. Опубликован первый рассказ «Лётчик» . 1929г. Выходит роман «Южный почтовый» .
В 1931 опубликован роман «Ночной полёт». В 1939 книга «Планета людей» отмечена премией Французской академии
В 1942г. написана повесть «Военный лётчик» и «Письмо к заложнику» (1943). Незаконченная книга «Цитадель» опубликована в 1948г. (Слайд №3)
Но мировую известность получила философско-лирическая сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943г.) . Иллюстрировал книгу сам автор.
Работа с текстом сказки
Ну, а сейчас давайте поработаем непосредственно над текстом произведения. И это будет викторина, которая выявит самых внимательных читателей.
Литературная викторина «Внимательный читатель»
От чьего лица ведется повествование? (летчик)
Где произошла встреча героя с Маленьким принцем? (пустыня Сахара)
С кем отправился Маленький принц в свое путешествие? (с перелетными птицами)
Сколько вулканов было на планете Маленького принца? (3)
С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц? (астероид Б-612)
Что больше всего любил наблюдать Маленький принц? (закат солнца)
На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий? (планета с фонарщиком)
У какой планеты неплохая репутация?
Какой цветок рос на планете маленького принца? (роза)
Кто жил в ящике у Маленького принца? (барашек)
Как рассказчик оказался в пустыне?
Кто скучен, по мнению лиса? (охотники и куры)
Работа с иллюстрациями
Как я уже говорила, иллюстрировал книгу сам автор. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Внимание на экран! Посмотрите на изображенные иллюстрации и найдите в сказке цитаты, соответствующие им.
Жанровое своеобразие
Большинство исследователей считает «Маленький принц» сказкой. Причем сказкой философской. Давайте вспомним определение термина «сказка».
Что реального в «Маленьком принце»?
А сказочного?
Некоторые же считают, что это притча. Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
Как вы думаете, а кому адресовал автор свою притчу-сказку? Давайте обратимся к эпиграфу сказки.
Почему мальчик увидел слона в удаве, барашка в ящике?
А вы видите их?
Проблемные вопросы
Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?
Почему Маленький принц решает умереть?
«Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
«Среди людей тоже бывает одиноко».
В сказке много мудрых мыслей. Зачитайте те, которые вам понравились больше всего.
Подведение итогов.
Домашнее задание. Список литературы на лето.


Приложенные файлы

МБОУ «Домаховская СОШ»

Предмет – литература Класс – 10 Учитель- Козина Т.А.

Тема: Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

Цель урока. Осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

Планируемые образовательные результаты

Самостоятельность оценки идейно-художественного содержания произведения.

Умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.

Формирование качества речевых навыков и умений (виды речевых высказываний)

Коммуникативные.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Способность участвовать в речевом общении.

Регулятивные.

Способность извлекать информацию из разных источников.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Рефлексивные.

Оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать.

Совершенствование духовно-нравственных качеств.

Уважительное отношение к русской литературе.

Форма урока: школьная мастерская.

Тип урока: открытие нового знания.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение.

Ресурсы урока: роман И.А.Гончарова «Обломов», учебники: Ю.И. Лебедев. Русская литература XIX века ч.2 10 класс, Литература 10 класс под ред. В.И.Коровина 2ч.

Музыка: Ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма».

Ход урока.

1.Организационный (мотивационный) этап.

Звучит ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?

Ответы обучающихся.

II . Актуализация знаний.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- О любви.

- Об Обломове и Ольге Ильинской.

- О взаимоотношениях героев.

- Об испытании Обломова любовью.

А что такое любовь?

Какое место в романе занимает любовь?

-Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.

-Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.

«Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том, что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.

Что Гончаров писал о любви?

- Одной из своих знакомых Иван Александрович писал: « Вы правы, подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять её к деятельности»

-Прекрасные слова о любви говорит один из героев Гончарова Штольц: «Любовь с силой архимедова рычага движет миром».

Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?

- Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?

Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?

Формулирование темы урока.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Любовь в жизни Обломова.

- Испытание любовью.

- Обломов и Ольга Ильинская.

Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.

Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?

- Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.

- Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.

Основная часть. «Открытие» нового знания.

Чем Ольга привлекла внимание Обломова?

-Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …

Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.

- Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»

Ведь именно после исполнения Ольгой арии « Casta Diva » у Обломова вырывается признание:

-Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!

Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».

Почему Обломов заинтересовал Ольгу?

- Ольге с Обломовым было легко и свободно. Он был добрее и проще Штольца. Ольга не чувствовала себя с ним ученицей.

- Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. (Чтение фрагмента с.168).

Но настоящий источник сближения заключён в самих героях: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей присуще обоим.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их.

Как изменилась жизнь Обломова после встречи с Ильинской?

- Встаёт в 7 часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём: выходит в сюртуке. Он весел, напевает: отчего же это?

Отчего же Это?

- Любовь к Ольге разбудила этого большого ребёнка.

Какой вывод можно сделать из этого?

Истинная любовь способна возродить человека, сделать его деятельным.

Значит, Обломов проснулся?

Но почему в отношениях героев звучит диссонанс?

-« Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность» Она уже не радует, а скорее омрачает. Обломов приходит к выводу: «Любовь – претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я – вор!.» Он пишет своей возлюбленной страстное одухотворённое письмо.

Глубокое чувство и желание счастья любимой девушке читаются в его письме: «Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня. «люблю, люблю, люблю!» - сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я. Вы не любите меня, но вы не лжёте – спешу прибавить, не обманываете меня, вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить…» Обломов честен в своём письме: «Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения, а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Это письмо приносит ему чувство облегчения: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело!- думал он. – Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз в письмо».

Учитель. Для того чтобы сказать, что настоящей гармонии в отношениях Обломова и Ольги Ильинской не было, необходимо обратиться к их объяснению (ч. 2, гл.9). Именно здесь выясняется разница между любовью Ольги и любовью Обломова. Если Обломов – «Сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь долг: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить». Именно после этого объяснения Обломов понимает разницу в их отношениях. Им руководит чувство, ей – воля.

Но только ли Обломов чувствует отсутствие гармонии в отношениях?

- Ощущение какого-то несовершенства отношений ощущается уже обоими героями: «Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворённость счастия! Чего недостаёт ей? Что ещё нужно? Ведь это судьба – назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины».

-Она смотрела на него с спокойной гордостью и твёрдо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твёрдости, а слёз, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уж пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя»

Мы видим, что воля Обломова молчала «на призыв её воли», а страсть, которая могла бы пробудить душу Обломова ото сна, так и не проснулась в Ольге.

Каков финал этих отношений?

- Обломов возвращается на диван, а Ольга разрывает их отношения: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Так почему же Обломов вновь возвращается на Диван, вновь засыпает?

- Он не находит гармонии ни в общественной деятельности, ни в любви.

Подведём итоги.

Свободен ли Обломов в своей любви?

Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?

-Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».

-Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.

-Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»

Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.

- Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.

- Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.

Почему же всё заканчивается Выборгской стороной, халатом, диваном?

- Ольга не поверила в Обломова. Она верила только в свою высокую миссию. Видела себя лучом света и путеводной звездой для Обломова. Для неё Обломов «Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

- Ольга видела в мечтах деятельного активного Обломова, а он мечтал об идиллии в Обломовке. Это приводит к отсутствию гармонии в отношениях.

- Замыслы Ольги тоже не были высокими. Она хотела того же, что и Штольц: Программа пробуждения исчерпывалась: хлопотами по устройству имения, поездкой в приказ, чтением газет. Вот что предлагает Ольга взамен лежания на диване.. А где же высокие цели? Может быть, поэтому увядает любовь Обломова и Ольги.

-Духовно возродить Обломова Ольга не смогла. В этом вина прежде всего Ильи Ильича. Судьба посылает ему настоящее счастье, но в тоже время тяжкое испытание. Герой начинает борьбу с «обломовщиной», собственной леностью. Это борьба в нём самом. И проигрывает он самому себе. Обломов не может преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдаётся. Что приводит его к духовной гибели.

Но не будем заканчивать урок на этой печальной ноте

Нельзя не согласится с мнением известного литературного критика А.В.Дружинина: «… нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – может ли быть иначе, с чистою, по-детски ласковой русской душой, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою…»

Домашнее задание: Прощальный разговор Обломова и Ольги. Ч.3 11 глава.

Ответ на вопрос. Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего»?

"Обыкновенная история" и "Обломов" последний роман занимает особенное место и является самым знаменитым.

Коротко о романе

Замысел нового произведения сложился у Гончарова еще в 1847 году, однако читателю пришлось еще 10 лет ждать появления этого романа, целиком вышедшего в 1859 году и принесшего автору огромный успех. Особенностью этого произведения является то, что Иван Андреевич впервые в отечественной литературе рассмотрел жизнь человека от рождения до смерти. Сам герой, его жизнь - главная тема произведения, поэтому оно и названо по его фамилии - "Обломов". Она относится к разряду "говорящих", поскольку ее носитель, "родов дряхлеющий обломок", напоминает нам известного героя былин Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи (когда мы знакомимся с Обломовым, ему было тоже примерно 32-33 года). Однако былинный герой после того как встал с печи, сделал много великих дел, а Илья Ильич так и остался лежать на диване. Гончаров использует повтор имени и отчества, как бы подчеркивая этим, что жизнь идет по установленному кругу, сын повторяет судьбу своего отца.

Любовь в романе "Обломов", как и во многих других отечественных романах, - одна из главных тем. Здесь, как и во многих произведениях, она является духовного развития героев. Давайте подробно проанализируем любовь Обломова в романе "Обломов".

Любовь к Ольге

Начнем наше рассуждение со взаимоотношений Ильи Ильича и Ольги. Любовь в жизни Обломова, краткое описание отношений между героями, которое мы представляем вам в этой статье, можно разделить на две части: чувства Ильи Ильича к Ольге Ильинской и к Агафье Матвеевне.

Ольга была первой возлюбленной главного героя. Чувства к Ольге приносят ему счастье, оживляют, в то же время заставляя страдать, поскольку с уходом любви у Обломова пропадает желание жить.

Светлое чувство к Ольге приходит к герою внезапно и полностью поглощает его. Оно воспламеняет его пассивную душу, для которой подобные сильные потрясения были новы. Обломов привык хоронить все свои чувства где-то глубоко в подсознании, а любовь пробуждает их, возрождает его к новой жизни.

Никогда не думая о том, что он может полюбить такую девушку, как Ольга, герой со своей романтичной и светлой душой страстно влюбляется в нее.

Настоящая ли это любовь

Ольге удается изменить характер Ильи Ильича - выбить из него скуку и лень. Ради возлюбленной он готов меняться: отказаться от послеобеденного сна, от обеда, читать книги. Однако это не означает, что Илья Ильич действительно этого хотел. Герою свойственна обломовщина, его неотъемлемая часть.

Во сне, как известно, раскрываются скрытые в подсознании желания и мотивы. Обратившись к главе мы видим, что же на самом деле нужно этому герою. Его спутницей должна быть тихая домашняя девушка, но отнюдь не Ольга, стремящаяся к саморазвитию и активной жизни. И Обломов пишет ей, что ее "люблю" - не настоящая, а будущая любовь. И действительно, Ольга любит не того, кто перед ней, а того, кем он станет, победив свою апатию и лень. Отмечая предостерегает Ольгу, пишет о том, что им необходимо расстаться и больше не встречаться. Однако, как и предсказывал Илья Ильич в своем письме ("вам будет досадно и стыдно за свою ошибку"), героиня изменила Обломову, полюбив Андрея Штольца. Значит ли это, что ее любовь была лишь вступлением к будущему роману, ожиданием настоящего счастья? Ведь она бескорыстна, чиста, самоотверженна. Ольга верит в то, что действительно любит Обломова.

Любовь Ольги

Вначале эта героиня, не пользующаяся большим вниманием среди кавалеров, кажется нам взрослым ребенком. Однако именно она была способна вытащить Обломова из омута его бездействия, хотя бы на время возвратив к жизни. Штольц ее заметил первым. Он шутил, смеялся, развлекал девушку, советовал правильные книги, в общем, не давал скучать. Она ему была действительно интересна, однако Андрей оставался лишь учителем и наставником. Обломова же в ней привлек голос и складка надо лбом, в которой, по его выражению, "гнездится упорство". Ольга же любит в Илье Ильиче ум, хотя и задавленный "всякой дрянью" и заснувший в праздности, а также чистое, верное сердце. Самонадеянная и светлая, она мечтала о том, что заставит героя читать газеты, книги, рассказывать новости, откроет подлинную жизнь и не даст снова задремать. Обломов влюбился, когда Ольга на первом его приеме у Ильинских пела Casta Diva. Своеобразным символом их любви стала упоминающаяся несколько раз на страницах романа ветка сирени, то на вышивке Ольги во время встречи в парке, то брошенная героиней и подобранная Ильей Ильичем.

Конец романа

Но эта любовь в романе Обломова была для него пугающей, обломовщина оказывается сильнее столь высоких и искренних чувств. Она поглощает желание творить и действовать - столь неподходящий образ для Обломова, и возлюбленные вынуждены завершить отношения, так и не перестав любить друг друга. Любовь Ольги и Обломова с самого начала была обречена. Ольга Ильинская и Илья Ильич семейное счастье, любовь, смысл жизни понимали по-разному. Если для героя взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это страсть, болезнь, то для Ольги - долг. Обломов полюбил ее искренне и глубоко, отдавал ей всего себя, боготворил ее. В чувствах героини был заметен последовательный расчет. Она взяла жизнь Обломова в свои руки, договорившись со Штольцем. Несмотря на свою молодость, ей удалось разглядеть в нем добрую душу, открытое сердце, "голубиную нежность". Вместе с тем Ольге нравилось осознание того, что она, неопытная молодая девушка, возродит к жизни человека, подобного Обломову. Разрыв между ними неизбежен и естественен: слишком уж они несхожие натуры. Эта история любви Обломова таким образом была завершена. Жажда сонного, безмятежного состояния оказалась дороже романтического счастья. Идеал существования Обломову видится в следующем: "спит безмятежно человек".

Новая возлюбленная

С ее уходом главный герой так и не находит, чем можно занять образовавшуюся и снова целые дни напролет лежит без дела и спит на своем любимом диване в Петербурге, в доме хозяйки Агафьи Пшеницыной. Она привлекла героя полными голыми локтями, шеей и хозяйственностью. Новая возлюбленная была трудолюбива, однако умом не отличалась ("она поглядела на него тупо и молчала"), зато отлично готовила и следила за порядком.

Новая Обломовка

Вжившись в размеренный и неторопливый ритм жизни этой хозяйки, со временем Илья Ильич смирит порывы своего сердца и начнет вновь Все его желания, как и до встречи с Ольгой, будут ограничиваться едой, сном, пустыми редкими разговорами с деловитой Агафьей Матвеевной. Она противопоставляется писателем Ольге: верная добрая жена, отличная хозяйка, но в ней нет высоты души. Илья Ильич, окунувшись в незатейливую полудеревенскую жизнь в доме этой хозяйки, словно попал в прежнюю Обломовку. Медленно и лениво умирая в душе, он влюбляется в Пшеницыну.

Любовь Пшеницыной

А что же сама Агафья Матвеевна? Разве такова ее любовь? Нет, она преданна, самоотверженна. В своем чувстве героиня готова утонуть, отдать все плоды своих трудов, все свои силы Обломову. Ради него она продала некоторую часть своих драгоценностей, золотых цепочек и украшений, когда Тарантьев хитростью заставил Илью Ильича выплачивать ему крупную сумму в размере десяти тысяч ежемесячно. Складывается впечатление, что вся прежняя жизнь Агафьи Матвеевны прошла в ожидании появления человека, о котором можно заботиться, как о сыне, кого можно преданно и самоотверженно любить. Главный герой произведения именно таков: он мягок, добр - это трогает женское сердце, привыкшее к невежеству и грубости мужчин; он ленив - это позволяет заботиться о нем и ухаживать, как за ребенком.

До Обломова Пшеницына не жила, а существовала, не задумываясь ни о чем. Она была необразованна, даже туповата. Ничего, кроме ведения домашнего хозяйства, ее не интересовало. Однако в этом она достигла истинного совершенства. Агафья постоянно находилась в движении, понимая, что работа есть всегда. В ней был смысл и содержание всей жизни героини. Именно этой своей активности Пшеницына была обязана тем, что пленила Илью Ильича. Постепенно, после того как возлюбленный поселился в ее доме, в натуре этой женщины происходят значительные перемены. Любовь Обломова в романе "Обломов" способствует духовному возвышению героини. В ней пробуждаются проблески размышлений, тревоги и, наконец, любовь. Ее она выражает по-своему, ухаживая за Ильей во время болезни, заботясь о столе и одежде, молясь о его здоровье.

Новые чувства

Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали "обломовщине". Именно эта героиня починила любимый "восточный халат", от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.

Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.

Мнение Андрея Штольца

Андрею Штольцу, другу Обломова, эта любовь в жизни Обломова непонятна. Он был деятельным человеком, ему были чужды порядки Обломовки, ее ленивый домашний уют, а тем более огрубевшая в своей среде женщина. Ольга Ильинская - вот идеал Штольца, романтичная, тонкая, мудрая. В ней нет ни тени кокетства. Андрей предлагает Ольге руку и сердце - и она соглашается. Его чувства были бескорыстны и чисты, он не ищет никакой выгоды, несмотря на то, что является неугомонным "дельцом".

Илья Ильич о жизни Штольца

В свою очередь, Илье Ильичу непонятна жизнь Андрея Штольца. Заглавный герой произведения продолжает галерею "лишних людей", открытую М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. Он избегает светского общества, не служит, ведет бесцельную жизнь. Илья Ильич не видит никакого смысла в бурной деятельности, поскольку не считает ее истинным проявлением сущности человека. Он не хотел чиновничьей карьеры, погрязшей в бумагах, отрицает и высший свет, где все фальшиво, затвержено наизусть, лицемерно, нет ни свободной мысли, ни искренних чувств.

Брак Штольца и Ольги

Тогда как отношения между Обломовым и Пшеницыной приближены к жизни, естественны, следует отметить, что брак Штольца и Ольги утопичен. В этом смысле Обломов оказывается, как ни странно, ближе к реальности, чем такой, казалось бы, явный реалист Штольц. Андрей вместе со своей возлюбленной живет в Крыму, в их доме находят место как необходимые для работы вещи, так и романтические безделушки. Даже в любви их окружает идеальное равновесие: страсть утихла после женитьбы, но не угасла.

Внутренний мир Ольги

Однако Штольц совсем не подозревает, какие богатства таит в себе возвышенная душа Ольги. Она переросла его духовно, поскольку не стремилась упорно к одной конкретной цели, а видела разные пути и выбирала самостоятельно, по какому из них идти. Выбрав Штольца, она хотела найти равноправного мужа или даже спутника жизни, пытающегося подчинить ее своей силой. Сначала Ильинская действительно находит в его лице счастье, однако по мере того, как они лучше узнают друг друга, начинает осознавать, что в такой жизни нет ничего особенного, что она точно такая же, как и все. Штольц живет исключительно разумом, не интересуясь ничем, кроме дел.

След в душе Ольги

Любовь Ольги и Обломова оставила огромный след в сердце героини. Она стремилась полюбить и понять жизнь Обломова, поскольку для нее жизнь - это любовь, а любовь - долг, но сделать это ей не удалось. После замужества Ильинская ощущает в своей жизни некоторые черты былой идиллии Обломова, и это наблюдение настораживает героиню, она не хочет так жить. Однако любовь Штольца и Ольги - это чувства двух развивающихся людей, которые во всем друг другу помогают, и они непременно должны найти выход, чтобы продолжить поиски собственного пути.

Ильи Ильича

Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: "Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!". Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.

Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном "уровне" с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.

Роль любви в жизни героя

Роль любви в жизни Обломова, таким образом, была очень велика. Она, по мысли автора, есть важнейшая движущая сила, без которой невозможно ни духовное развитие людей, ни их счастье. Как считал И.А. Гончаров, любовь в жизни Обломова была важным этапом его внутреннего становления, поэтому ей отведено так много места в развитии романа.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные