Осложнено | Определение | Обособление | Пример |
1. Однородные члены предложения | члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом | обычно обособляются друг от друга запятыми. | Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии. |
2. Определения | второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.
Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без; Причастие или причастный оборот; Редко числительное |
обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. | 1) Дорога, мощенная булыжником
, поднималась на вал (обособленное определение)
2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению) 3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение) |
3. Приложения | определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). | обособляются:
Любые при личных местоимениях, Распростра-ненные приложения после определяемого слова; С союзом как Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения |
1) Вот оно, объяснение
.
2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы. 3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль. 4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов. |
4. Дополнения | второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей | как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. | 1) Я ничего не слышал, кроме
шума листьев
.
2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. |
5.
Обстоятельства |
второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? | обособляются всегда:
Деепричастия и деепричастные обороты; Несмотря на + сущ. |
1) Улыбаясь
, он заснул.
2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча. 3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна. |
6. Обращения и вводные конструкции | Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.
Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли) |
Выделяются запятыми.
Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире. |
1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых),
будет снежная.
2) Однажды – не помню почему - спектакля не было. 3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна. 4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей. |
7. Уточняющие члены предложения | Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.
Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. В роли уточняющих членов часто выступают и определения. |
Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. | Впереди, у самой дороги,
горел костер.
Гроза началась вечером, часу в десятом . Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели. |
Алгоритм действий.
Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).
1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.
2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.
3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.
Разбор задания.
Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
Выделяем основы:
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .
Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.
В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.
В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).
Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).
Таким образом, выписываем номер предложения 7 .
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.
(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.
2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.
3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.
(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.
Осложненное простое предложение - это что такое? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос будет дан в представленной статье. Кроме того, мы поведаем вам о том, чем может осложниться простое предложение, а также о том, какие действуют в том или ином случае.
Осложненное простое предложение - это предложение, в которое включается какая-либо синтаксическая конструкция. Причем она не должна иметь грамматическую основу.
Следует отметить, что среди конструкций, усложняющих простое приложение, выделяются определения, дополнения, обстоятельства и проч. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Как выглядит простое осложненное предложение? Примеры представлены в данной статье.
Если вам необходимо осложнить какое-либо предложение, то для этого идеально подойдут однородные члены. Как правило, данный термин используется по отношению к тем лексическим единицам, которые отвечают на одни и те же вопросы, а также связаны с одним и тем же словом. Следует отметить, что такие члены предложения обычно обособляются запятыми (друг от друга). Приведем наглядный пример: «Он собирал информацию для статьи и в Москве, и в Оренбурге, и в Уфе».
Чем осложнено предложение (простое), которое представлено далее: «Дорога, выстеленная плиткой, уходила в лес». Оно осложнено определением. Это второстепенный член, обозначающий признак какого-либо предмета и отвечающий на следующие вопросы: "какой?", "каков?", "чей?" В данном случае это обособленное определение. Следует отметить, что такие выражения могут являться именами прилагательными или местоимениями с зависимыми словами и без них, а также причастиями или причастным оборотом и (редко) числительными.
Приведем наглядный пример:
Как обособляется такое осложненное простое предложение? Это можно увидеть из вышепредставленных примеров. Запятыми следует выделять определения, которые стоят после определяемой лексической единицы или относятся к личному местоимению.
Простое осложненное предложение (тест на проверку знаний по этой теме очень часто дается после теоретической части) может включать в себя какое-либо приложение, то есть определение, выраженное именем существительным. Как правило, оно дает совершенно другое название, которое своеобразно характеризует выбранный предмет. Приведем несколько наглядных примеров:
Пунктуация простого осложненного предложения с приложением:
Дополнением называют второстепенный член предложения, обозначающий какой-либо предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Обособляются такие обороты, если они включают в себя следующие слова: помимо, кроме, сверх, включая, за исключением, наряду с, исключая, вместо и пр. Для наглядности приведем пример:
Обстоятельством называют второстепенный член предложения, указывающий на время, место, образ действия и причину, а также отвечающий на вопросы "когда?", "где?" "почему?", "как?" Приведем пример:
Следует отметить, что обстоятельства всегда обособляются, если они выражены деепричастием или а также оборотами «несмотря на + имя существительное».
Осложненное простое предложение - это то предложение, в котором присутствует (обращение), называющее того человека или предмет, к кому или чему обращаются с определенной речью. Также вместо обращения могут использоваться и вводные конструкции. Это слова, сочетания или целые предложения, при помощи которых говорящий человек выражает свое субъективное отношение к содержанию того или иного высказывания (например, чувства, не/уверенность, порядок мыслей, источник высказывания, способы выражения мысли и проч.).
Следует отметить, что обращения всегда выделяются запятыми. Что касается вводных конструкций, то они могут обособляться при помощи тире или скобок. Для наглядности приведем несколько примеров:
Уточняющими называют члены предложения, поясняющие другие. Следует отметить, что чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места. Кроме этого, в роли таких членов предложения иногда выступают и определения.
Приведем несколько примеров:
Уточняющие члены всегда отделяются запятыми.
Если вам попалось задание, в котором необходимо найти простое осложненное предложение, то, возможно, вам поможет следующий алгоритм:
вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули (А. Пушкин) - здесь однородные сказуемые: вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались, угасали, вспыхнули; группа однородных дополнений относится к сказуемому поднялись (вверх), а вторая - к сказуемому посыпались.
Примечание. В некоторых предложениях слова могут повторяться: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин); Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (А. Куприн). Слова ждала, ждала; назад, назад однородными членами не являются. Они употребляются в предложении для того, чтобы подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д., а также для большей выразительности сообщения. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения.
Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.
Однородными определения бывают тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью (допускают вставку союза и) и произносятся с перечислительной интонацией, например: На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы.
Неоднородными определения бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации, например: Кругом всей поляны стояли густые высокие ели (М. Пришвин).
Однородные члены предложения могут соединяться сочинительными союзами: