Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Свой реестр угасших и угасающих деревень Камско-Устьинского района ведёт Роза Чумакова. По архивам она восстанавливает историю этих населённых пунктов с XVIII века и родословные семей.

Исчезнувшая деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«В районе исчезли: Казыево-Ключище, Шершалан, Менситово, Кайпердино, Чернышовка, Эмикеево, Барские Каратаи, Чапай, Тарловка, Комаровка, - перечисляет Роза Ибрагимовна. - Живут только кладбища. Деревень нет, а на погостах - свежие могилы. Родители просят детей: «Похороните в родной деревне».

Деревня Брынка в XX веке. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

О деревнях, которых уж нет на карте, Роза Ибрагимовна написала книгу «Утерянный рай». Её отец из Бикеево. Раньше это было большое село. В начале XX в. здесь было волостное правление, мечеть, школы, мельницы. А осталось три дома. Газа нет, добраться до деревни можно только летом в сухую погоду - с двух сторон болота, мост через реку разрушен. Вместе с Бикеево угасают и Бишалабы, хотя и стоят на асфальтированной дороге. Два-три дома осталось в Бибеево. Кое-как держатся Балчиклы, Архангельские Кляри, Малаевка, Азимово-Курлебаш и Менгличево.

Ирина Коновалова

Люди противятся исчезновению деревень как могут. Одни приезжают на кладбище на субботник. Другие строят мечети. Третьи благоустраивают родники, устанавливают указатели, мол, эта дорога вела в такую-то деревню. На повороте к д. Эмикеево, что исчезла в 1979 году, установили памятный знак - белый камень-куб. Памятник стоит и на месте деревни Казыево-Ключище, исчезнувшей в 1981 году 77-летний Николай Соловцов в одиночку пытается сохранить д. Ново-Сергиево. Поставил летнюю кухню с названием «Родина», рядом с домом - обелиск павшим в Великой Отечественной войне землякам, самодельную мини-часовню. Он живёт без электричества и газа, пьёт из родника.

В Рыбно-Слободском районе на берегу реки Ошнячки каждый год встречаются жители несуществующей ныне деревни Брынка. Они ночуют в палатках, варят уху, поют. Раньше тут кипела жизнь, был сад, потом большой колхоз, ферма, кузница, клуб, теперь всё поросло травой. Деревня исчезла в 1971 г. Через 45 лет на её месте установили камень с памятной надписью. Готовят к изданию книгу о Брынке по воспоминаниям старожилов.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 - в Пестречинском, по 7 - в Агрызском, Альметьевском, Зеленодольском, по 6 - в Заинском, Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, - с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек - всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«Для опустения деревень были предпосылки, - рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия - за зарплатой».

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском, Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл - в Новошешминском, Менделеевском, Ютазинском и Бавлинском районах.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг - на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само-обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само-обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте «Казань - Богатые Сабы», ехать 45 минут, - рассказывает Халиуллин. - Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание - три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, - говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б.Сабы.

Пока теплится надежда…

И всё же приходят из малых деревень радостные вести. Так, первую за 25 лет свадьбу сыграли в Смысловке Нижнекамского района. А в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского района родился первый за 45 лет малыш. Каждое такое событие даёт сельчанам пусть и маленькую, но всё же надежду на возрождение.

Если у вас душа болит за родное село, которое раньше славилось на весь район, а потом зачахло, напишите в редакцию и не забудьте указать телефон для обратной связи. Самые интересные письма и истории мы опубликуем.

На чём держимся?!

Елена Кузнецова, жительница с. Чирпы Лаишевского района:

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи - это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском - расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

Почему нас тянет в деревню?

Замдиректора Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова:

«Вернуться на малую родину, человека толкают воспоминания детства. Они всегда приятные. Во-вторых, сейчас модно знать историю рода, люди идут в архивы. Многие берут фамилии предков. Закончился советский период, когда все были равны, не было связей между поколениями. Теперь родословная - ресурс, которым человек хочет подчеркнуть своё достоинство, что он не из неоткуда появился, а у его рода есть история. В-третьих, есть те, кто за свой счёт обустраивает родные места. Таким образом, они также показывают свою значимость. Те же, кто просто приезжают на субботники, проявляют уважение к предкам. Они восстанавливают кладбища, мемориалы, а фактически происходит то, что называют реконструкцией памяти».

Памятник умершему селу

Свой реестр угасших и угасающих деревень Камско-Устьинского района ведёт Роза Чумакова. По архивам она восстанавливает историю этих населённых пунктов с XVIII века и родословные семей.

«В районе исчезли: Казыево-Ключище, Шершалан, Менситово, Кайпердино, Чернышовка, Эмикеево, Барские Каратаи, Чапай, Тарловка, Комаровка, - перечисляет Роза Ибрагимовна. - Живут только кладбища. Деревень нет, а на погостах - свежие могилы. Родители просят детей: «Похороните в родной деревне».

О деревнях, которых уж нет на карте, Роза Ибрагимовна написала книгу «Утерянный рай». Её отец из Бикеево. Раньше это было большое село. В начале XX в. здесь было волостное правление, мечеть, школы, мельницы. А осталось три дома. Газа нет, добраться до деревни можно только летом в сухую погоду - с двух сторон болота, мост через реку разрушен. Вместе с Бикеево угасают и Бишалабы, хотя и стоят на асфальтированной дороге. Два-три дома осталось в Бибеево. Кое-как держатся Балчиклы, Архангельские Кляри, Малаевка, Азимово-Курлебаш и Менгличево.

Люди противятся исчезновению деревень как могут. Одни приезжают на кладбище на субботник. Другие строят мечети. Третьи благоустраивают родники, устанавливают указатели, мол, эта дорога вела в такую-то деревню. На повороте к д. Эмикеево, что исчезла в 1979 году, установили памятный знак - белый камень-куб. Памятник стоит и на месте деревни Казыево-Ключище, исчезнувшей в 1981 году 77-летний Николай Соловцов в одиночку пытается сохранить д. Ново-Сергиево. Поставил летнюю кухню с названием «Родина», рядом с домом - обелиск павшим в Великой Отечественной войне землякам, самодельную мини-часовню. Он живёт без электричества и газа, пьёт из родника.

В Рыбно-Слободском районе на берегу реки Ошнячки каждый год встречаются жители несуществующей ныне деревни Брынка. Они ночуют в палатках, варят уху, поют. Раньше тут кипела жизнь, был сад, потом большой колхоз, ферма, кузница, клуб, теперь всё поросло травой. Деревня исчезла в 1971 г. Через 45 лет на её месте установили камень с памятной надписью. Готовят к изданию книгу о Брынке по воспоминаниям старожилов.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 - в Пестречинском, по 7 - в Агрызском, Альметьевском , Зеленодольском, по 6 - в Заинском , Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, - с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек - всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

«Для опустения деревень были предпосылки, - рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия - за зарплатой».

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском , Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл - в Новошешминском, Менделеевском , Ютазинском и Бавлинском районах.

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг - на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само­обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само­обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте »Казань - Богатые Сабы», ехать 45 минут, - рассказывает Халиуллин. - Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание - три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, - говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б. Сабы.

Пока теплится надежда…

И всё же приходят из малых деревень радостные вести. Так, первую за 25 лет свадьбу сыграли в Смысловке Нижнекамского района. А в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского района родился первый за 45 лет малыш. Каждое такое событие даёт сельчанам пусть и маленькую, но всё же надежду на возрождение.

Если у вас душа болит за родное село, которое раньше славилось на весь район, а потом зачахло, напишите в редакцию и не забудьте указать телефон для обратной связи. Самые интересные письма и истории мы опубликуем.

На чём держимся?!

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи - это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском - расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

Почему нас тянет в деревню?

Замдиректора Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова:

«Вернуться на малую родину, человека толкают воспоминания детства. Они всегда приятные. Во-вторых, сейчас модно знать историю рода, люди идут в архивы. Многие берут фамилии предков. Закончился советский период, когда все были равны, не было связей между поколениями. Теперь родословная - ресурс, которым человек хочет подчеркнуть своё достоинство, что он не из неоткуда появился, а у его рода есть история. В-третьих, есть те, кто за свой счёт обустраивает родные места. Таким образом, они также показывают свою значимость. Те же, кто просто приезжают на субботники, проявляют уважение к предкам. Они восстанавливают кладбища, мемориалы, а фактически происходит то, что называют реконструкцией памяти».

Писать про эти заброшенные лагеря особо нечего, ну был когда-то детский лагерь, ну кормили детишки местных комаров своей кровью, а потом лагеря не стало. Все эти лагеря напоминают мне поездку в Зону отчуждения Чернобыльской АЭС.

Чтобы вам было интересней смотреть фотографии, я решил добавить к ним детские страшилки, помните были раньше такие? Все страшилки авторства Эдуарда Успенского. В сюжет вошли сразу три лагеря: Ласточка (Высокая Гора), ДОЛ им. Гайдара (Семиозерка) и ДОБО Здоровье (Ташевка).

У одной женщины умер муж. Она поплакала-поплакала и решила отрубить себе его палец на память. Обычно на память отрезают локон. Видимо, муж был лысоват. Взяла и отрубила. Прошло несколько дней. Встала она ночью доить корову. И вдруг муж заходит. Она спрашивает: «Ты что здесь, за пальцем пришёл?».
А он:
- Да!

К одной женщине часто приходили гости. Это были мужчины. Они целый вечер ужинали. А потом оставались. А что было потом, никто не знал. У этой женщины были дети - мальчик и девочка. Женщина всегда кормила их красным печеньем. И ещё у них было красное пианино. Однажды к детям пришли гости - дети. Они играли на красном пианино и случайно нажали кнопочку. Вдруг пианино отъехало. И там открылся ход. Дети по нему спустились вниз и увидели бочки, а в бочках были мёртвые люди. Из их мозгов женщина делала красное печеное и давала детям. Они его ели и всё забывали. Женщину посадили в тюрьму, а детей отдали в детский дом.

Одна женщина работала в морге. У неё была странная привычка: когда она ложилась спать, то клала свою руку под подушку. Её товарищи узнали об этом. Как такое можно узнать? Очевидно, она спала на работе. И решили над ней подшутить. Однажды они пришли к ней в гости и незаметно положили ей под подушку руку мертвеца. На следующий день женщина не пришла на работу. Шутники пришли к ней домой. А она сидит на полу, растрёпанная, и грызёт эту руку.

Женщина сошла с ума.

В одном городе-жила девочка со своими родителями и двухлетним братишкой. Однажды семья собралась к родственникам в другой город. Вещей было много, а чемодана не было. И девочку послали в магазин за чемоданом. Чемоданов, как ни странно, в магазине не оказалось. Девочка вышла на улицу и увидела дряхлую старушку, продававшую чёрный чемодан. Делать нечего, девочка купила чемодан и принесла домой. После обеда, как обычно, она легла спать. Когда она проснулась, в квартире не было ни родителей, ни братишки.

Начиналась гроза. В комнате стало темно. Девочка перепугалась. В чемодане что-то зашуршало. Девочка пригляделась и увидела на нём три красных пятнышка. Чей-то голос в чемодане сказал: «Ни с места, а то убью!». Девочка застыла на месте и дрожала от страха, пока не пришли родители.

Оказалось, что они ездили по магазинам - искали нужные вещи. Отец открыл чемодан. В нём ползал сынишка. В руке он держал нитку, к концу которой был привязан таракан. Кряхтя, он шептал: «Ни с места, а то убью!». Выяснилось, что он испугался грозы и забрался в чемодан. Чтобы не было скучно, он взял с собой таракана, а так как в чемодане было темно, проделал в крышке три дырочки, через которые виднелась его красная рубашка.

Жили в квартире мать и дочь. У них была одна комната, а посреди этой комнаты из пола торчал большой гвоздь. Девочка не знала, откуда он взялся, а мать ей ничего не рассказывала. Дочь все время спотыкалась об этот гвоздь и просила его выдернуть, но мать отвечала, что этого делать нельзя, - произойдет несчастье.

Девочка выросла. Умерла её мать. А гвоздь так и торчал посреди комнаты, потому что дочь не осмеливалась ослушаться материнского наказа. Но однажды к девушке собрались на вечеринку друзья. Начались танцы, и всем этот гвоздь стал мешать. Друзья стали уговаривать девушку вынуть гвоздь из пола и уговорили. Выдернули гвоздь…

Раздался страшный грохот, и погас свет. Вдруг слышат звонок в дверь. Открывают - на пороге стоит женщина, вся в чёрном, и говорит:
- Вам-то что, а у меня люстра упала…

Спит ночью семья: отец, мать, дочь и сын. Вдруг слышат на кухне: кап-кап-кап. Встал отец, пошёл и не вернулся. Снова слышится: кап-кап-кап. Пошла мать и не вернулась. Опять: кап-кап-кап. Пошла дочь и тоже не вернулась. И снова слышится: кап-кап-кап.

Лежит мальчик один, боится пошевельнуться, но набрался смелости и тоже пошёл. Идёт, идёт, заходит на кухню…

… А там вся семья кран закручивает.

Одна девочка увидела на потолке небольшое жёлтое пятно. Пятно росло и росло, становилось всё больше. Девочка испугалась и позвала бабушку. Бабушка посмотрела на потолок, увидела растущее пятно и упала в обморок.

Девочка позвала маму. Маме тоже стало плохо. Девочка позвала папу. Увидев пятно, папа испугался и вызвал милицию. Милиционеры полезли на чердак, а там в углу писал котенок. Потом пришлось делать ремонт! Потому что в этом месте писало не одно поколение котят.

Одна семья переехала в новый дом. А там на полу было большое чёрное пятно. Мать велела дочери оттереть пятно. Дочь тёрла-тёрла, но пятно не оттиралось. А ночью девочка пропала. На следующий день пятно стал оттирать сын. Пятно начало шевелиться, но не оттёрлось. Ночью мальчик пропал. Мать сообщила в милицию. Милиция приехала и обнаружила люк в подвал. В подвале стоял негр, а рядом с ним - связанные дети. Милиция спросила: «Ты зачем крадёшь детей?» Негр ответил: «А чего они мою голову трут!».

У одного мужчины была собака, которую он очень любил. Но когда он женился, его жена Татьяна невзлюбила собаку и велела ему убить её. Мужчина долго сопротивлялся, но жена стояла на своем. И ему пришлось убить собаку.

Прошло несколько дней…

И вот спят они ночью. Вдруг видят - летит челюсть собаки. Влетела в комнату и съела жену. На следующий вечер мужчина закрылся на все замки и лёг спать. Вдруг видит: залетает через окно челюсть и бросается на него…

Проснулся он утром, думая, что это сон. Поглядел на себя и видит, что лежит не он, а его скелет… Пролежал он три дня, а через три дня стал челюстью и ел своих родных.

Ехал поезд. Вдруг машинист видит: на рельсах стоит женщина в чёрном и машет платком. Машинист остановил поезд, вышел. Смотрит - никого нет. Поехал дальше. Смотрит - опять женщина стоит. Он вышел - её опять нет. Он стал смотреть кругом и увидел двух детей, привязанных к дереву.

Вот что потом выяснилось. У этих детей умерла мать, и отец женился на другой. Мачеха невзлюбила детей, отвела их в лес и привязала к дереву. А сама ушла. Машинисту стали показывать фотографии родственников, ведь надо узнать, кого он видел. И он показал на фотографию матери.

Когда ребята возвращались домой после дискотеки, к ним всегда подходил бледный мальчик и говорил: «Дайте мне деньги». И все ему давали деньги. Однажды шла группа ребят, они не хотели давать деньги, они пошли к этому мальчику, а он стал уходить. А ребята всё шли и шли. И вдруг они зашли в старую часовню. И пол под ними провалился. Когда они очнулись, они уже были в больнице. Они там долго лежали, и никто к ним не приходил навещать. Однажды только к ним пришёл бледный мальчик.

Однажды мама с дочкой пошли в магазин покупать банты. Мама купила девочке несколько красных и большой белый бант. Она сказала: «Не надевай белый бант без меня!» - а сама ушла на работу. Девочка вышла погулять и всем показывала красные банты. «А есть у тебя ещё банты?» - спросили подружки. «Да, есть, - сказала девочка. - У меня ещё есть белый бант». И она побежала домой за бантом. Девочка забыла, что говорила ей мама, и надела белый бант. Но внезапно бант развязался, обвился вокруг шеи девочки и задушил её!

Одной девочке мать купила пёстрые туфли. Но предупредила, чтобы та не надевала их раньше, чем через год. Вечером мать ушла из дома. А к девочке пришел жених и пригласил её на танцы. Девочка и говорит: «Мне нечего надеть, только старые тапочки!» А жених отвечает: «А это что за туфли стоят?» Девочка по-думала-подумала и надела пёстрые туфли. Поздно вечером она вернулась домой с танцев и видит, что мать её без ног сидит. «Мама, - спрашивает, - кто тебе ноги отрубил?»
- Ты!

В заброшенных населенных пунктах когда-то кипела жизнь, они имели свою неповторимую культуру и устройство быта, свой колорит и свою судьбу. С исчезновением деревень для нас и будущих поколений навсегда теряется и история деревень Татарстана.

Суть проблемы заброшенных сел в Республике Татарстан

В Татарстане за последние 80 лет в статус заброшенных перешли более 1300 деревень, примерно 790 тысяч человек по какой-либо причине покинули свои сельские дома. Сейчас на грани вымирания около 250 сел (численность их не более 10 человек) из 3070 сельских населенных пунктов. Деревня в республике, как и в стране в целом, остается еще существовать благодаря энтузиастам или тем, кому некуда деться.

Причин исчезновения деревень огромное количество: была затоплена или подверглась воздействию иного стихийного бедствия, промышленное или городское строительство на ее территории, деревню объявили бесперспективной, закрыли в ней образовательные или лечебные учреждения и многие другие.

История процесса исчезновения сел и деревень на территории Республики Татарстан

Значительное сокращение количества деревень и сел в Татарстане произошло в 50-е и начале 60-х годов 20-го века. Мелкие и малоперспективные сельскохозяйственные деревни-колхозы стали объединять в крупные хозяйства. В результате этой политики мелкие деревни или объединились, или были присоединены к более крупным, или исчезли с лица земли.

В 60-80-х годах увеличилось количество совхозов, но процесс исчезновения мелких деревень продолжался. Связано это с тем, что в мелких сельских населенных пунктах практически отсутствовала инфраструктура, и следствием стала миграция населения в более крупные и более развитые поселки.

С 1980 по 2000 год происходит замедление темпов сокращения сельских населенных пунктов. Это связано с некоторыми улучшениями социального и культурного уровня жизни населения в Но отток населения из села все равно продолжается.

Миграция сельского населения как причина исчезновения деревень

За период с 1970 по 2013 год количество сократилось в 2 раза. Связано это прежде всего с миграцией населения из сел в города и более развитые в социально-культурном отношении населенные пункты. Массовый отток населения приходится на 50-70-е годы 20-го века. С уменьшением количества сельского населения запустился механизм по сокращению количества мелких деревень в Татарстане.

Процесс их исчезновения происходит и сейчас, несмотря на государственные инвестиции в сельскохозяйственную отрасль. Деревни из крупных превращаются в малонаселенные, затем в заброшенные и в итоге исчезают вовсе с лица земли. Так, в 49 населенных пунктах в 2010 году при переписи населения, не найдено ни одного человека. Число таких населенных пунктов может увеличиться с каждым годом, так как в настоящее время насчитывается около 250 деревень с численностью не более 10 человек, которые со временем могут пополнить списки заброшенных деревень Татарстана.

Пути решения проблемы

В настоящее время для Республики Татарстан и России характерен процесс роста агломераций (крупные города поглощают рядом расположенные населенные пункты) и процесс урбанизации (переселение населения из сел и деревень в города). Села, которые удалены от крупных городов, уступают таким агломерациям в наличии рабочих мест, в инфраструктуре, в качестве предоставляемых услуг. И отток населения из этих территорий в города - это нормальный закономерный процесс.

Для того чтобы сохранить оставшиеся села, необходима грамотная государственная политика, которая должна заключаться не только в финансировании, дотациях и программах поддержки сельхозпредпринимателей, но в идейном подходе: объяснение населению перспектив жизни в сельской местности, воспитание чувства хозяина, развитие у людей уважения к сельскохозяйственному труду и земле.

Энтузиазм или некуда деться? Малые деревни Татарстана

Люди на местах всеми силами пытаются остановить процесс исчезновения и опустошения деревень. Одни из них приезжают на кладбища, другие строят мечети, третьи благоустраивают родники, пытаясь сохранить то наследие времен, которое дошло до нас.

Жители малых деревень оказываются в замкнутом пространстве своих проблем. При обустройстве дорог такие поселения не входят в программу по дотации на строительство. Экономически невыгодно строить дороги там, где почти никто не живет. Крупные села еще могут собрать собственные средства и получить дополнительную материальную помощь от государства, но мелким селам, где всего 5-6 дворов, осуществить это нереально.

Даже если решена проблема дорог, возникает следующая проблема малых сел - отсутствие регулярного сообщения к ним. Перевозчики отказываются от таких маршрутов, потому что они экономически невыгодные.

Закрытие школ и лечебных учреждений происходит тоже по причине неокупаемости затрат на их содержание.

С закрытием социально-культурных объектов, при отсутствии дорог и регулярного сообщения, отсутствии водоснабжения, газификации, а иногда и электричества село постепенно начинает умирать.

Исчезнувшие деревни Агрызского района

Перейдем к конкретным примерам. К заброшенным деревням Татарстана этого района относятся: Егорово, Сочнево, Пирогово, Михайловск, Мушакский кордон, Прокошево. Живут только деревенские погосты, которые изредка навещают родственники.

Деревня Прокошево, Агрызский район

В настоящее время поселение не существует. С 1859 по 1873 год на территории селения насчитывалось 8 домов, проживало 57 человек, из них мужчин - 23, женщин - 34. В 1891 году проживало 15 семей и 105 жителей. Территория деревни была расположена между трактом Сарапульско-Елабужским и проселочной дорогой, идущей по правому берегу реки Кама. По некоторым сведениям, родом деятельности жителей деревни был извоз. Достоверные сведения о деревне после 1891 года не сохранились. Она перешла в статус заброшенных, по всей видимости, из-за переселения жителей в более развитые населенные пункты.

Исчезнувшие деревни Альметьевского района

В районе к статусу заброшенных деревень относятся: Олимпиадовка, Керлей, Александровка, Осталькино, Гильмановка, Кублицкая, Самарканд, Коммуна, Мочиловка, Соколка, Юсупкино, Нариман, Новая Ильтень, Туктар.

Деревня Олимпиадовка Альметьевского района

Была расположена в долине реки Багряж. Основана примерно в 1830 году поручиком Рюминым, он же владел другим селением - Багряж-Никольским, переселенцы из которого и образовали население Олимпиадовки. Населенный пункт назван в честь жены Олимпиады Александровны. Благоприятные природные условия, живописная местность, удачное местоположение превращают селение в достаточно крупное по тем временам.

Население Олимпиады в 1858 году составляло 590 человек, в 1897 году - 705, а 1912 году - 836 человек, 1930 году - 818 человек.

Село было достаточно развитое, в 1900 году было открыто земское училище, в котором обучались все дети селения.

Населенный пункт просуществовал 156 лет и распался в 1986 году, когда жители покинули свои дома, переселившись в город или в деревню Кителгу.

Исчезнувшие деревни еще одного региона

В Нижнекамском районе для нашего и последующих поколений навсегда исчезли деревни Саболеково, Ильинка, Никошновка, Куаклы.

Село Соболеково Нижнекамского района

Было основано в 17-м веке крестьянами из близлежащих селений. Удачное географическое местоположение деревни превращает ее в большое село со своей церковью, построенной в 1871 году и освященной во имя Илии Пророка. Село позже вошло в состав поселка Нижнекамский, который в 1966 году получил статус города. В 30-е годы церковь была закрыта, в здании создан клуб с библиотекой, а затем здание варварски использовали под скотобойню. В настоящее время село входит в состав города Нижнекамска, а православная церковь полуразрушена и заброшена.

Внимание общественности и органов государственной власти к проблеме исчезновения деревень

Трагическая судьба более 1300 исчезнувших или заброшенных деревень Татарстана требует более тщательного внимания со стороны органов государственной власти и общественности. Начало было положено в декабре 2013 года, когда в Интернете появился сайт «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан», где собрана информация о 500 населенных пунктах. Уточнение и пополнение информации продолжается и сейчас.

Затрудняет поиск таких деревень отсутствие специализированных топографических карт. На современных заброшенные деревни обычно обозначают пометкой «нежилые» или как урочище. Для поиска заброшенных деревень Татарстана и пополнения базы данных на сайте необходима инициатива со стороны местных органов власти и населения и их содействие в этой нелегкой работе.

Сбалансированная социальная и культурно-образовательная политика государства на селе и широкое внимание общественности, возможно, помогут сохранить оставшиеся сельские населенные пункты.

Как учитель информатики из Актанышского района воссоздает историю для будущих поколений

Революция, урбанизация и ряд других социальных и политических факторов стали палачами для сотен населенных пунктов республики. Сегодня о многих деревнях и селах напоминают только заброшенные кладбища. Несколько лет назад энтузиаст из Актанышского района решил встать на защиту истории. Так появился проект «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан». Специально для «БИЗНЕС Online» автор проекта Ильназ Шарипов написал статью, в которой размышляет о том, зачем нужно спасать свою малую родину.

В ТАКИХ МЕСТАХ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОТЕРЯЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ

Все началось два года назад. Тогда у нас в Актанышском районе проходил ежегодный молодежный форум. В то время я еще не знал, что буду серьезно заниматься созданием карты исчезнувших сел и деревень Татарстана. На этом форуме собирается инициативная молодежь. Наш район в последние годы заметно развивается, сюда приезжают молодые специалисты - больше всего обновлений в сфере образования. Особенно это заметно в нынешнем году.

И вот тогда, в 2013 году, нас собралось человек 20, мы сели в «ПАЗик» и поехали в одну деревню. Вернее, туда, где она когда-то располагалась. Чувства, которые нас посетили, - это, конечно, в первую очередь уныние и печаль. Потому что когда находишься в таких местах, возникает ощущение того, что это твоя родная земля, что это твой родной дом время стерло с лица земли. В той, первой деревне, не осталось уже ни единого дома - чистое поле. Сейчас о том, что в тех краях жили люди, напоминает только старинное кладбище, пришедшее в запустение. Последние старожилы покинули те места еще в конце 70-х. А то, что творится на кладбище, - это вообще кошмар. Все завалено деревьями, ограждения полностью развалены, поросло кустами. Некоторые камни упали и лежат на земле. Там есть очень древние захоронения, на плитах которых надписи сделаны арабскими буквами.

После той поездки и появилась идея создать сайт и сохранить память о деревнях и селах, которые мы потеряли. Я изучал этот вопрос, у нас в республике нет информационного ресурса в сети интернет, где бы были приведены данные о вымерших населенных пунктах республики. В «Википедии» есть несколько разделов, посвященных городам Татарстана, но чего-то более полного нет.

Я работаю один, периодически мне помогают, но в основном все делаю в одиночку. Просто тогда, те 20 человек - это были участники форума, и эта поездка была, можно сказать, в рамках патриотического воспитания, а массового интереса к этой теме, к сожалению, нет. Так как преподаю в школе, иногда мне помогают мои ученики. Правда, преподаю не историю, а информатику. А интерес к истории Татарстана - это просто увлечение, которое появилось еще во времена учебы в школе.

ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, КАК В ТАТАРСТАНЕ, НЕТ НИ В ОДНОЙ ИЗ СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ

Каждое село, каждая деревня имеет свою судьбу. Когда и каким образом, почему появилась деревня, кто был первым поселенцем в этой деревне? Почему ее не стало? Попала в зону затопления гидроэлектростанции, попала под пресс государственной политики, попала в разряд бесперспективных или в деревне просто закрыли образовательное учреждение и магазин? Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою «малую родину»? На эти вопросы и пытаюсь найти ответ.

Я создал сайт avyllarrt.com в декабре 2013 года - спустя несколько месяцев после той первой поездки. На поездки по отдаленным районам республики, к сожалению, пока нет времени, но как только появится возможность, хочу снять документальный короткометражный фильм на эту тему. В прошлом году мой проект выиграл поощрительный грант. На полученные деньги приобрел фотокамеру, чтобы двигаться дальше к осуществлению своей задумки. До начала осени по плану у меня была поездка в одну деревню на реке Белой - деревня Дербышка. Она была достаточно крупной - там даже была пристань. Предметы крестьянского быта или антикварные вещи нам еще ни разу не попадались - это все нашли те, кто был там до нас. Перед нами открываются только природные просторы, и мы уже дальше можем только фантазировать о той жизни, которая когда-то здесь бурлила.

На территории нашей республики в настоящее время известно свыше 5 тыс. археологических памятников. Такого количества археологических объектов нет ни в одной из соседних областей и республик. В книге «Очерки по археологии Татарстана» под редакцией П. Н. Старостина этому дается следующее объяснение: «Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Татарстан - это зона слияния крупнейших рек Восточной Европы: Камы и Волги, это территория стыка двух природных зон - леса и степи. Широкие пойменные луга и степи всегда привлекали к себе скотоводов. Плодородные земли края тысячелетия назад позволяли заниматься земледелием. С глубочайшей древности в наш регион стремились собиратели, охотники, рыболовы. Во-вторых, большое количество археологических памятников на территории Татарстана - один из убедительных показателей богатой и сложной истории нашего края».

НА ПРОСЬБУ ПОМОЧЬ ОТКЛИКНУЛИСЬ ГЛАВЫ РАЙОНОВ И ПРОСТЫЕ ЖИТЕЛИ

Мы работаем и с сообщениями бывших жителей деревень, и с архивными документами. Часть информации находим в книгах по истории Татарстана. Часто нам отправляют информацию директора музеев. В мае прошлого года я разослал официальные письма главам районов, где рассказывал о том, что существует такой проект. Мне хотелось подключить к работе все районы. И главы поселений пошли на контакт - они по мере возможности стали отправлять уже готовую информацию. Например, очень много информации имеется об исчезнувших селах и деревнях по Актанышскому району: там прекратили существование более 60 населенных пунктов. В Азнакаевском районе таких сел и деревень более 70... В Мензелинском районе тоже много вымерших деревень. И процессы исчезновения везде запустились примерно в одно и то же время - сначала в 30-х годах, а потом в 70-х прошлого века.

На сайте есть формуляр, заполнив который, люди рассказывают о тех местах, где они или их предки когда-то жили. Я верю, что люди не обманывают, зачем им это? После обработки и проверки подлинности информации выставляю сообщения об этой деревне на сайт. Я хочу обобщить имеющуюся информацию, а этот сайт оставить будущим поколениям. Хочется собрать всю разрозненную информацию в единую базу, чтобы было удобно смотреть и изучать историю, которую мы потеряли. Деревня должна процветать. Если деревня умрет, то и город не проживет, потому что корнями все уходит именно туда - в деревни.

На страничке группы в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Фарит Галимов написал: «Может, причины исчезновения деревень больших и малых в природных катаклизмах и стихийных бедствиях, страшных засухах и наводнениях, но наши края ничем не хуже других мест, а где-то и лучше, и более благосклонней к разумному земледелию». Но для меня основная причина этого бедствия видится в другом. Это причина, которую я склонен считать стихийным бедствием вселенского масштаба, разрушавшим устои, связь между человеком и землей. Эти непомерные аппетиты в преобразовании мира, государств, людей и стали тем самым бедствием, которое и без ураганов и наводнений уничтожило естественное сельское хозяйство, вытравило из душ людей села чувство единения с землей, чувство подлинного хозяина на им же обрабатываемой земле. Земле, которая кормила и обеспечивала не одно поколение людей. И это стихийное бедствие - революция, да-да, та самая Великая октябрьская социалистическая революция, именуемая на современный манер теперь переворотом. Но не слишком ли много у революций всяких «пере»: перестройка, перековка, перегибы, еще тысяча всяких «пере»... А ведь за каждой «пере» стоит ошибка или заблуждение, а за каждой ошибкой - тысячи и миллионы искалеченных судеб, а часто и загубленных жизней простых и незаметных людей, чья вина только в том, что они невольно стали тем самым «исходным материалом» для этих грандиозных целей: преобразование Мира и преображение Человека.

Я сам с удовольствием живу в селе. Даже больше скажу, я бы с радостью возродил какую-нибудь вымершую деревню, если бы были возможности оснастить местность всем необходимым - провести электричество и газ. Такая альтернатива городской жизни меня не пугает, главное, чтобы условия были.

Ильназ Шарипов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные