Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Довольно трудно говорить о музыкальной культуре Древнего Египта, потому что в отличии от других видов искусства, музыка практически не оставляет следов в истории. Но ученые смогли сделать выводы из инструментов и текстов, барельефов и различных изображений, на которых были представлены музыканты, певцы, исполнители, инструменты. А вот настоящего значения музыки Древнего Египта нам уже не узнать никогда.
Арфа и флейта являются сами древними музыкальными инструментами. Вначале все основывалось на певце. Он исполнял песню, а музыканты ему аккомпанировали. А вот в период правления XVIII династии стали появляться оркестры. На одной фреске было изображение слепого музыканта. Вокруг него танцевали девушки, которые одновременно играли на арфе, флейте и лютне. Помимо мелодии большую роль играл ритм. В связи с этим музыка сопровождалась хлопаньем в ладоши. Когда исполнялась вокальная музыка, ударные инструменты не применялись. Существует один забавный папирус, которые относят к периоду правления XVIII династии. На нем изображена сцена выступления оркестра. В нем осел играет на арфе, лев играет на лире и одновременно поет, на лютне играет крокодил, а обезьяна на двойной флейте.
Женщины-музыканты во время танцев только аккомпанировали. Они могли либо танцевать и играть на музыкальных инструментах одновременно, либо только играли, а другие женщины танцевали под их музыку. Женскими считались арфа и инструмент похожий на современную гитару. Во время танца женщины отбивали ритм инструментом, который состоял из двух дощечек в форме ладоней, сделанных из слоновой кости. Это прообраз испанский кастаньет.

Когда же исполнялась духовная музыка, главным инструментом являлся систр. Это церемониальный музыкальный инструмент, который был атрибутом богини Хатхор. Состоял систр из металлической пластины, имевшей форму продолговатой подковы. К более узкой части инструмента крепилась ручка. По бокам подковы делались небольшие отверстия, сквозь которые продевались металлические прутья. Они были разной величины, а концы загибались крючком. Колотушками били по прутьям, либо сотрясали весь инструмент, чтобы привести прутья в движение. на некоторых систрах были металлические кольца, которые надевали по три на каждый прут. этот инструмент использовался в церемониях, так или иначе связанных с богиней Хатхор, религиозных процессиях, а также во время богослужений. Существуют придания, в которых говориться о том, что гармоничный и таинственный звук систра имел магические свойства. Он дарил любовь, вдохновение, счастье, возвращал надежду и радость, лечил душу и тело, пробуждал человека к жизни. Тамбурин использовался как ударный инструмент. С этим инструментом на изображениях показан бог Бес, танцующий вокруг новорожденного младенца.
Также египетскими являлись такие духовные инструменты, как флейта и трубы. Флейты были чуть меньше метра в длину, но имели разную величину, а также были простыми и двойными. Самая ранняя из найденных учеными флейт, принадлежит периоду правления IV династии. А вот первые двойные флейты появились только при XII династии. Только в период правления XVIII династии появляются трубы. Их использовали только в армии. В гробнице Тут-анх-Амона были обнаружены боевые серебряные трубы.

Самым древним струнным инструментом являлась арфа. В период Древнего царства на ней играли женщины-музыканты, которые аккомпанировали мужчине-певцу. А в период Нового царства стали появляться маленькие арфы, которое можно было переносить, а также средние арфы с подставкой. в это же время появляются большие арфы, на которых наносился растительный или геометрический орнамент, на нем были резные головки, украшенные позолотой. Часто присутствующие на изображениях, лютня и лира являются иноземными инструментами. Лира появилась в период правления XII династии. На одной из фресок изображен музыкант цыганской внешности, который играл на лире. Однако она была не так распространена, как лютня. В период Нового царства на лютне часто играли танцующие девушки.

Вадим Ивкин


Если посмотреть на инструменты, которыми работали египетские мастера (рис. 3), мы заметим, что они мало чем отличаются от современных. Однако с помощью этих инструментов египтяне создавали пирамиды и храмы, высекали великолепные статуи и строили дворцы. Видимо, кроме инструментов у мастеров Древнего Египта были еще какие-то маленькие хитрости, которые помогали им в работе.

Попробуйте ответить на вопрос: как распилить вдоль длинное бревно? А как просверлить отверстие в стекле или керамической плитке без алмазного сверла? В этой статье мы расскажем, как эти и некоторые другие вопросы решали египетские мастера. В этом нам помогут находки археологов, работающих в Египте.

Одна из таких находок была сделана вблизи древнего города мастеров в местечке Дейр-эль-Медина, на западном берегу Нила в районе города Фивы. Там ученые обнаружили несколько тысяч глиняных табличек — остраконов, на которых подробно описана жизнь города мастеров. Другая важная находка была сделана на юго-восточном склоне горы Шейх-Абд-эль-Курны, в гробнице ФГ № 100 «Правителя города» Рехмира, жившего при фараонах Тутмосе III и Аменхотепе II. На западной стене святилища этой гробницы археологи нашли восьмиярусную фреску — на ней изображены все виды работ, которые выполняли мастера храма бога Амона.

Посмотрим на фрагмент этой фрески (рис. 1). В верхней ее части работник распиливает бревно вдоль. Кажется, в этом нет ничего необычного. Однако это не совсем так. Если бревно короткое, как на фреске, тогда все делалось как и у нас, а вот если требовалось распилить длинное бревно... Кто пытался это сделать, тот меня поймет. Через какое-то время ножовку начинает заклинивать, да и держать неудобно. Вот мы и подошли к разгадке первой хитрости египетского матера. Он привязывал длинное бревно вертикально к невысокому столбику, врытому в землю, и начинал пилить (рис. 2). Через некоторое время ножовка застревала между половинками бревна, тогда мастер брал длинную жердь с привязанным на одном конце грузом и вставлял ее в пропил. При этом конец с грузом оказывался в воздухе, а свободный конец опирался о землю. Под действием груза жердь все больше и больше входила в пропил и раздвигала половинки бревна в стороны. Когда мастер доходил до столбика, врытого в землю, бревно отвязывали и переворачивали.

Рядом с первым мастером сидит второй и вытачивает углубление в бревне (рис. 1). Для того чтобы углубление получилось ровным, камень, которым его вытачивали, вставлялся в отверстие в прямоугольном бруске; по мере работы камень опускался все ниже и ниже. Вот вам и прообраз современного рубанка, только он не срезает дерево, а сошлифовывает. Кстати, если внимательно посмотреть на это изображение, можно заметить, что рубанок и бревно нарисованы в разрезе. Вот вам и истоки современного черчения. У египтян существовал и другой инструмент, который можно назвать прародителем современного рубанка (см. рис. 3.11).

Внизу два мастера сверлят отверстие лучковой дрелью (рис. 1). Один из них с помощью специального бруска прижимает сверло к заготовке, а второй водит взад-вперед лук с привязанной к нему веревкой. Веревка обмотана вокруг сверла и заставляет его вращаться. С помощью такой же дрели сверлили отверстия в камне. И вот еще одна маленькая хитрость. Дело в том, что инструменты в Египте делались из меди или бронзы. Сталь египтяне узнали во времена эпохи Птолемеев от греков. Возникает вопрос: как с помощью медного сверла им удавалось просверливать отверстия в камне, даже в таком твердом, как базальт или диорит. Если внимательно рассмотреть медное сверло, то можно заметить мелкие кварцевые песчинки, прочно вдавившиеся в медь. Перед тем как начинать сверлить, египетский мастер насыпал горку мелкого кварцевого песка в том месте, где должно было быть отверстие. Поскольку медь — материал довольно мягкий, песчинки вдавливались в нее, образуя на поверхности очень твердое покрытие, которое и резало камень. Таким образом египтяне получали то, что сейчас называют «инструмент с алмазным покрытием». А дальше — согласно русской пословице: «Терпение и труд все перетрут». Многие ее слышали, но в отличие от нас египтяне применяли ее на практике. Терпение, упорство в достижении поставленной цели и творческий подход к делу позволяли египтянам делать вещи, которыми мы восхищаемся до сих пор. Кстати, возвращаясь к примеру с дрелью: если вам надо просверлить отверстие в стекле, можете последовать примеру древних египтян. Конечно, сейчас не надо сооружать лучковую дрель, можно воспользоваться и электрической, а в остальном все то же самое: берем медную трубку и зажимаем ее в патрон дрели; в то место, где должно быть отверстие, насыпаем мелкого песка (лучше карьерного, а не речного, потому что речной песок круглый, а карьерный — с острыми краями) и на малых оборотах начинаем сверлить — на больших нельзя, потому что стекло может нагреться и треснуть.

Вот еще один пример творческого подхода к делу. Для строительства египтянам нужны были большие каменные блоки. Как их добыть? Ведь египтяне не знали взрывчатых веществ. Они поступали очень просто. Вначале в скале по периметру каменного блока вырубался узкий проход. Но как отделить этот блок от остальной породы? Снизу под блоком вырубались узкие щели, куда вбивались деревянные клинья. Затем проход вокруг блока заполнялся водой. От воды дерево разбухало и отрывало каменный блок от основной породы. Существовал и другой метод, если каменный блок находился на краю скалы. В этом случае с той стороны блока, которая была свободна, также вырубались узкие щели, а затем туда загонялись каменные или бронзовые клинья. Потом каждый из работников становился напротив одного из клиньев, и по команде все дружно били, каждый по своему клину. Поскольку все делалось одновременно, очень скоро в этом месте возникала трещина, и блок отделялся от скалы. Эффект достигается только тогда, когда удар наносится одновременно всеми, в этом случае усилие равномерно распределяется по всей длине блока и отрывает его от скалы. Более того, если ударить вразнобой, блок может расколоться на несколько частей, и тогда все придется начинать сначала.

В заключение хочется сказать несколько слов об измерительных инструментах. Начнем с отвеса. Тот, кто когда-нибудь пытался проверить вертикальность стены, знает, что делать это не очень удобно: то грузик мешается, то сбоку не заглянешь. Египтяне усовершенствовали отвес (рис. 3.4). Теперь и грузик не мешается, и сбоку посмотреть можно.

А как быть, если нужно проверить горизонтальность? Древние мастера и здесь не растерялись (рис. 3.3). У этого инструмента нижние края находятся в одной плоскости, а посередине центральной перекладины нарисована линия. Если нитка совпадает с линией, значит, поверхность горизонтальная, а если нет, то по расстоянию между линией и ниткой можно определить угол наклона. Кстати, верхний угол у этого инструмента прямой. Вот вам заодно и угольник.


И на прощание хочется процитировать совет, дошедший до нас из Древнего Египта:

Да не гордится и не хвастает сердце твое
Своими знаниями.
Всегда проси совета как у мудрого,
так и у незнающего.
Ибо подлинное искусство не имеет границ,
И не было еще мастера, который в искусстве своем
Достиг бы совершенства.
Птаххотеп

Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.
Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".
Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.
В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса" .

Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт..." .

Каков же был музыкальный инструментарий Древнего Египта? Три инструмента боролись за главенствующую роль - арфа, флейта, лютня. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных - угловых. Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же- на полутонах.

Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом - удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии,-одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона) . Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.
Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.
Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.
Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".

У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".

Статья А.Е.Майкапара

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные