Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Башкирское восстание 1705-1711 годов оставило заметный след в истории России. Этот период не слишком широко освещен. На фоне Северной войны и реформ Петра Первого бунты порой представляются историками как незначительные внутренние проблемы.

Вместо предисловия

Канули в Лету зачинщики, поднявшие башкирское восстание. Участники этих событий не упомянуты в художественных произведениях в отличии, например, от крестьянского Между тем история народов, вошедших в состав Российской империи, стала и ее историей. Стоит отметить, что границы расселения, язык и обычаи башкир в прошлом отличались от современных. Перед тем как описывать башкирские восстания начала восемнадцатого века, ненадолго обратимся к истории этого народа.

Географическая справка

Возможных предков башкир упоминают в своих трудах Птолемей и Геродот. Считается, что их этническая территория - это степи Южного Урала. Арабские источники девятого века прямо свидетельствуют об этом. По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живущие на южных склонах Урала, занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке являются печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы.

Шариф Идриси, географ двенадцатого века, сообщал, что башкиры селились у истоков Камы и Урала. Он говорил о большом поселении под названием Немжан, расположенном в верховьях реки Лики (возможно Яика или Урала). Башкиры занимались плавкой меди, добычей лисьего и бобрового меха, обработкой драгоценных камней. В городе Гурхане, в северной Агидели, башкиры изготавливали украшения, сбрую и оружие.

Происхождение народа

Письменные источники свидетельствуют о том, что башкиры уже издавна населяли Южный Урал. Долгое время они являлись самым многочисленным народом этого региона. О том, когда именно башкиры пришли на Южный Урал, как сложилась их общность, сформировался язык, доподлинно неизвестно. Дело в том, что находились они на столь низком уровне развития, что не оставили чётких следов. Одновременно эти земли населяли многочисленные угорские племена, владевшие искусной обработкой металла и другими ремеслами. Об их пребывании свидетельствуют курганы и другие археологические находки.

Более или менее четкое представление о башкирских народах появилось только в 16-17-м веках. Первоначально это были разрозненные этнические группы. Впоследствии у этих групп сформировались глубокие различия в культуре. По одной из версий, башкиры пришли на Южный Урал из приуральской низменности, по другой - это группа финно-угорских племен, подвергшаяся значительной тюркизации. Третья и наиболее точная версия заключается в том, что башкиры - это остатки кочевых племен, перешедших на оседлый образ жизни. Резкая смена образа жизни способствовала исчезновению одних культурных традиций и замене их другими. По времени смена кочевого скотоводства на полукочевое произошла в период с 17-го по 19-й век. В это же время Южный Урал активно осваивался русскими. Таким образом, культурные традиции башкир заменялись русскими или финно-угорскими. У башкир появились охотничьи промыслы и земледелие. Часть же традиционной культуры была утеряна. Колонизация народа проходила относительно мягко, так как многие сохраняли кочевой образ жизни. Лишь слухи о насильственной христианизации башкир вызвали недовольство.

Языковая принадлежность

Башкирский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе, входящей в кыпчакскую группу, тюркской ветви алтайской группы языков. Выделяют три диалекта: южный, восточный, северо-западный. В древности башкиры пользовались тюркским руническим письмом, в период становления ислама - арабским алфавитом. Была предпринята попытка перевести язык на латиницу, на данный момент в башкирском алфавите тридцать три русские буквы и девять дополнительных, обозначающих специфические звуки.

Религия

По свидетельству древних арабов, исконно у башкир были языческие верования. Древние племена поклонялись двенадцати богам, воины отождествляли себя с дикими животными. Очевидно, что древняя религия напоминала шаманизм. Период описания народов Предуралья арабскими историками совпадает с началом принятия мусульманства башкирами. Отстаивание башкирами права исповедовать ислам повлекло кровопролитные, разрушительные восстания.

Вхождение в состав России

В 13-14-м веках башкиры входили в состав Золотой Орды. После ее падения нация была разделена территориально. Западные и северо-западные башкиры находились под властью Население центральной, южной и юго-восточной части Башкирии было под властью Зауральская часть относилась к В период башкиры всех ханств поочередно приняли московское подданство.

Условия принятия предопределили башкирские восстания. Произошло это после Вхождение было добровольным, чему способствовало обращения русского царя к башкирам. Иван грозный пошел на беспрецедентные уступки башкирам, дав им вотчинное право на землю, сохранив мусульманство и местное самоуправление.

История восстаний

Попытка в дальнейшем нарушить манифест вызвала массовое недовольство со стороны народа Башкирии. После вступления на престол Романовых башкирские земли начали активно раздавать помещикам, тем самым нарушая вотчинное право народа на владение землей. Первый бунт произошел в 1645 году. Далее башкирские восстания случались с 1662 по 1664 год, с 1681 по 1684 год, с 1704 по 1711 (1725) год. Самое долгое по времени выступление связывают с попыткой искоренить мусульманство. Все башкирские восстания доставили немало хлопот российскому государству и усложнили освоение новых земель. Царская власть еще раз утвердила вотчинное право и даровала башкирам новые привилегии для примирения.

Башкирское восстание 1705-1711 годов

По одной из версий, восстание породили слухи о запрете мусульманской религии, по другой - захват вотчинных земель и повышение налогов. В августе 1704 года в Башкирию прибыли сборщики налогов Дохов, Жихарев и Сергеев. Они объявили о новом государственном указе. Было заявлено о введении налогов на мечеть, муллу и прихожан молитвенного дома. Мечети надлежало строить по образцу православного храма, кладбище устраивать рядом с церковью, вести записи смерти прихожан и регистрации браков, проводить их в присутствии православных священников. Все эти нововведения воспринимались как подготовка к запрету мусульманской религии.

В ходе Северной войны требовались ресурсы, и с башкир потребовали дополнительно 200 000 лошадей и 4000 воинов. Всего указ, привезенный сборщиками податей, содержал 72 новых налога. В частности, был введен налог на цвет глаз. Башкирская знать воспротивилась и стремилась отделиться для вхождения в состав Османской империи. Первые бунты произошли под предводительством Алдара и Кузюка.

К 1708 году башкирами были захвачены Самара, Саратов, Астрахань, Вятка, Тобольск, Казань. Восстание удалось лишь ограничить, но только к 1711 году подавить окончательно. Государственные «прибытчики» - сборщики налогов Дохов, Сергеев и Жихарев - были осуждены и понесли наказание за сбор незаконных и непредусмотренных указом податей. Тем самым были устранены причины башкирского восстания 1705-1711 гг. Несмотря на установившийся мир, лишь в 1725 году башкиры вновь присягнули на верность российскому императору. Итоги башкирского восстания были неутешительны. Погибло много русских и башкир, недовольство по-прежнему сохранялось.

Стремление народа к самоопределению не утихало после уступок царского правительства, однако новое восстание поднялось не скоро. Все без исключения бунты подавлялись, а зачинщики жестоко карались.

Этапы восстания

Рассмотрим, как развивалось башкирское восстание. Таблица, представленная ниже, наглядно демонстрирует этапы и события.

Начало восстания, сбор лошадей для нужд армии превратился в грабеж и вызвал ответную реакцию у местного населения

Этап наивысшего размаха движения, захват российских городов, выдвижение хана Хази Аккускарова, попытки повстанцев наладить связь с Османской империей, восставшими крестьянами и казаками с Дона

Борьба в Зауралье. Объединение повстанцев с каракалпаками. Разгром бунтовщиков с помощью колымского войска

Окончание восстания

Подписание присяги

Поражение

Причины поражения башкирского восстания многочисленны. Разрозненность этнической группы и ее полукочевой образ жизни служили как на пользу царским войскам, так и против них. Поймать и уничтожить небольшие конные отряды бунтовщиков, защитить от них русские поселения было крайне сложно. В свою очередь, бунтовщики, не имея жесткой централизации, действовали разрозненно. Цели отдельных групп - от банальных грабежей до создания независимого государства. Башкиры были плохо вооружены, не имели укреплений, не умели вести осаду. Победы их объясняются помощью местного населения, подавляющим превосходством в численности и фактором внезапности. Причины поражения башкирского восстания также кроются в неумении вести переговоры, постоянной междоусобной борьбе и политических просчетах зачинщиков.

Последнее башкирское восстание

Следующая попытка башкир поднять бунт была даже более кровопролитной. Причины башкирского восстания схожи с предыдущими. Раздача вотчинных земель служилым людям повлекла бунт коренного населения. В ходе восстания башкирами был избран собственный правитель - султан-гирей. Благодаря «верным» России башкирам восстание было подавлено. Башкирское восстание 1735-1740 годов унесло жизнь каждого четвертого башкира.

В 1755 -1756 годах, воспользовавшись плодами победы, Российская империя решает обратить башкир в христианство. Вспыхивает новая волна бунта. Восставшие не имели единства, под натиском русских войск многие из них ушли в казахские степи. Елизавета II привлекла на свою сторону волжских татар, и восставшие снова были разгромлены.

В 1835-1840 годах в связи со слухами о переходе башкирских крестьян под крепостное право помещиков вспыхнуло крестьянское восстание. Участвовало в нем всего около 3000 человек. Крестьяне не могли дать достойный отпор войскам и были разбиты. На этом заканчиваются башкирские восстания. Крепостное право в России приходит в упадок, и вотчинные земли более не трогают. Развивается промышленное производство и добыча ресурсов, которые благоприятно влияют на экономику края.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

ТЕМА: «История Сибири в составе России»

Контрольная работа по дисциплине

Студента 3-го курса заочной формы обучения

Руководитель
______________________________
__________________________
Москва 2010

План

Введение ………………………………………………………………………… стр. 2

1. Причины движения русских в Сибирь ……………………………………… стр. 3

2. Югра. Печорский «Чрезкаменный» и морской пути в Сибирь …………. стр. 10

3. Деятельность Строгановых …………………………………………………. стр. 12

Заключение ………………………………………………………………………. стр. 13

Литература ………………………………………………………………………… стр. 16

Введение.

СИБИРЬ - большая часть азиатской территории Российской Федерации, от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахстана и границы с Монголией на юге. Площадь около десяти млн. км2. В природном отношении выделяются Западную Сибирь и Восточную Сибирь, в пределах, которых расположена Западносибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Южной Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Тувы, Прибайкалье, Забайкалье) и система горных хребтов на северо-востоке Сибири, которые обрамляются Верхоянским хребтом и Колымским нагорьем.

Перевод слова Сибирь на русский язык означает «ты первый» или «ты главный». Сибирь от названия народа шибир, который упоминается в одной из монгольских хроник среди лесных народов, попавших под власть монгольских завоевателей. Сибирь происходит от названия народа, населявшего в конце 1 тысячелетия до н. э. территорию лесостепной полосы Западной Сибири. Это были предки древних угров - племена сипыр.

Первые знания русских о Сибири: в конце XV-XVI вв. неизвестный русский автор написал «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране», в котором дал описание народов северной Сибири, проживающих в тундре и лесотундре. Это были предки современных ненцев, нганасан, энцев, которых в научной литературе называют самодийскими племенами. Впервые они упомянуты ещё в «Повести временных лет» за 1096г. как «Самоядь».

1. Причины движения русских в Сибирь

Потребность в товарах и полезных ископаемых. Продвижение русских на восток стало закономерным результатом экономического возвышения России во второй трети XVII в. Определяющим в этом процессе стало развитие товарно-денежных отношений. Пушнина, которой был богат Дальний Восток, требовалась не только царской казне, она способствовала росту доходов купцов и промысловиков-добытчиков. Якутскую администрацию интересовало наличие хлеба.

Хлеб. Земледелием население Восточной Сибири не занималось, и хлеб приходилось завозить из Западной Сибири и даже из-за Урала. Проблема была вполне серьёзной. Хлеб был дороже золота, поэтому участники походов в Приамурье обязаны были проводить «опыты» по определению урожайности, сообщая результаты в Якутск и Москву, что земля годна для хлебопашества.

Русские землепроходцы неоднократно пытались заниматься хлебопашеством на вновь открытых дальневосточных землях. Однако в большинстве случаев они терпели неудачу: северные почвы оказались малопригодными для выращивания хлеба. Только самые южные районы, расположенные в верхнем и среднем течении Амура, были удобны для ведения сельского хозяйства.

Соболь. Потребность в драгоценной пушнине определялась не только развитием товаро-денежных отношений в стране (складывался единый всероссийский рынок), но и необходимостью укрепления её экономики, подорванной интервенцией польско-литовских и шведских феодалов, султанской Турции и Крымского ханства. Разорительным было и страшное Смутное время. Государство только начало возрождаться, набирая силу, и ему нужны были денежные средства. Соболь соперничал с золотом. Его пушнина была основной валютой при заморской торговле. Русь поставляла меха почти для всего мира.

Соболь вёл промышленников (промысловиков), казаков, охочих людей на север и восток, заставляя открывать и осваивать новые земли. Следовательно, не слепое бескорыстие и не простое любопытство двигало этими людьми. Каждый стремился поправить своё материальное положение, добыть здесь пушнину или, как её тогда называли, «мягкое золото», «мягкую рухлядь». Получение в казну ясака (дани) «мягкой рухлядью» с коренных жителей, а также десятой части добычи звероловов было главное заботой властей. Доходы государства от соболиного промысла были достаточно велики. Не на эти ли «соболиные» деньги содержалась армия, заслонявшая западные и южные рубежи государства?

Рыба. Богатые рыбой реки, озёра и прибрежные морские воды способствовали развитию рыбного промысла. Долгое время для служилых и «охочих» людей рыба оставалась едва ли не основным продуктом питания, особенно зимой. Е. Хабаров писал об этом в 1652 г.: «И жили холопы государевы служивые и вольные охочие казаки в том городе зиму, а кормились мы казаки во всю зиму в Ачанском городе рыбою».

В своих отчётах о разведанных местах землепроходцы обязательно указывали, какая река какой рыбой богата. Они были по-настоящему потрясены рыбным изобилием дальневосточных рек, особенно в период хода лососёвых. «А рыба большая, в Сибири такой нет, - сообщал казак Н.И. Колобов, - по их языку кумжа, голец, кета, горбуня, столько де её множество, только неводь запустить и с рыбою никак не выволочь. А река быстрая и ту рыбу в той реке быстредью убивает и вымётывает на берег, и по берегу её лежит много, что дров, и ту лежачую рыбу ест зверь».

Испытывая серьёзные трудности при освоении земель, тем не менее, русские переселенцы уже в первые годы жизни здесь достигли немалых успехов, осваивая земли, пригодные для хлебопашества, скотоводства и промыслов. Важную роль играли торговые люди в хлеботорговле. Помимо доставки хлеба, они сами заводили пашню. К 1680-м годам в Приамурье била ключом новая жизнь.

Полезные ископаемые. Велись поиски рудных ископаемых. В начале 70х годов началась опытная эксплуатация свинцовых и серебряных месторождений.

Деньги того времени были серебряными, а открытых месторождений в стране ещё не было и приходилось приобретать серебро за рубежом. Отсюда рос интерес царской администрации к рассказам о серебряных рудах и соболях далёкой восточной окраины.

Важное значение придавалось поиску соли.

Землепроходцы не только продвигали к океану и к Амуру восточную границу России, но и материально помогали удерживать и западный её рубеж.

Гнёт крепостного права. Значительную роль в освоении Дальнего Востока сыграло русское крестьянство, составлявшее основную массу переселенцев, жаждавших получить избавление от крепостного гнёта землю, свободную от помещика. Миграционные потоки направлялись на не освоенную ранее землю. Именно крестьяне - земледельцы сделали Приамурье, как и всю Сибирь, российской землёй с вольнолюбивыми традициями служилых людей и крестьян.

Среди прибывших на Дальний Восток переселенцев преобладали крестьяне - 69,1 %, казаков было 30,2 %. В этом движении на восток участвовали крестьяне из 20 губерний и областей Европейской и Азиатской России. Так, население Амурской области увеличилось за счет крестьян из Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пермской, Полтавской, Самарской, Томской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Приморская область пополнялась переселенцами из Астраханской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Тобольской и других губерний, а также за счет Амурской и Забайкальской областей. Крестьянская колонизация принесла в Приамурье более передовые способы ведения хозяйства.

Большинство вновь обретенных владений России, в том числе на востоке, обладало огромным фондом земель для колонизации и одновременно имело весьма редкое население. Ограниченность людских ресурсов и технических возможностей, а также утвердившееся с середины XVII века крепостное право препятствовали достаточно широкому и свободному расселению жителей, искусственно задерживая их в старинных областях государства. В то же время потребности хозяйственного освоения и обороны присоединенных земель заставляли правительство несколько ослаблять крепостнический курс и в конечном счете признавать перемещения населения, даже самовольные («бегства»). Эти противоречия феодального общества стимулировали миграцию: эксплуатируемые стремились изменить к лучшему условия своего существования путем переселения на новые земли. Этим объясняется вольно-народный характер колонизации восточных окраин.

Отмена крепостного права в России открыла эпоху массовых переселений из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток, где имелись большие площади для разработки земель и не было помещичьего землевладения. 26 марта 1861 г. решением российского правительства Амурская и Приморская области были объявлены открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет». Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. За плату 3 рубля за десятину поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность. С небольшими изменениями эти Правила действовали до начала ХХ века. Именно в это сорокалетие, с 1861 по 1900 гг., образовался самый зажиточный слой сельского населения Дальнего Востока России - крестьяне-старожилы.

Таким образом, хотя эта территория и оказалась под властью царя его наместников, она так и не узнала крепостного ига. Крестьяне - труженики предопределили и принципиально иные отношения коренных народов с русскими, чем те, что имели место в колониальной политике европейских держав.

Внешние причины колонизации. Активное освоение Дальнего Востока Россией началось при Петре I практически сразу после Полтавской победы и окончания Северной войны с заключением мира со Швецией в 1721 году. Петр I интересовался морскими путями в Индию и Китай, распространением влияния России на восточную часть Тихого океана, достижением “незнаемой части” Северной Америки, куда еще не успели добраться французы и англичане.

Великое движение русского народа к побережью Тихого океана и на Амур поощрялось правительством России. Путь в Европу для неё был закрыт - на Балтике и Чёрном море хозяйничали недруги. Надо было искать дорогу на восток.

После открытия Сибири русскими землепроходцами встал вопрос об установлении государственной границы. Граница была необходима для защиты от набегов кочевников, а также от колонизации другими государствами, от бесконтрольной эксплуатации во вновь открытых землях.

Число иностранных китобоев в Охотском и Японском морях увеличивалось. Не могли не вызывать тревогу попытки всё более активного проникновения в дальневосточные моря Англии, Франции и США.

Правительство России в пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос об разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения приступить к переговорам.

Двадцать восьмого мая 1858 года был заключён Айгуньский договор, по которому происходило деление дальневосточных областей. Это был очень важный этап в освоении Дальнего востока в целом. Так как теперь любая экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать принадлежность той или иной территории.

В итоге Россия получила дополнительные богатства и поселения, с которых можно собирать подати. Исследования же территорий теперь приобретали и аспект разведки полезных ископаемых.

Тенденции мировой колонизации. Осваивая Дальний Восток, Россия тем самым принимала участие в мировой колонизации. Взор таких крупных держав, как Англии и Франции, был обращён к южным территориям, где природные условия были более благоприятны, нежели на севере.

К началу русской колонизации южные страны в большинстве своём были захвачены Европейскими странами, поэтому России оставалось двигаться только на восток и север.

Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства. Мощь государства заметно увеличилась. «Изумленная Европа, в начале княжения Ивана Третьего, едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах».

Главное отличие многонациональной России от империй Запада заключалось в том, что своим возникновением она обязана не только и даже, быть может, не столько завоеванию, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению к ней нерусских народов. Основные черты крестьянской колонизации сохранялись и в XVI, и в XVII-XIX веках. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье и Средней Азии, землю не отобрали..

Нигде русские переселенцы не ущемили жизненно важных интересов и кочевого населения. Нигде русская община не напоминает английскую колонию, нигде не держится обособленно - высокомерно по отношению к «туземцам». Повсеместно она органично врастает в окружающую иноплеменную среду, завязывает с ней хозяйственные, дружеские и родственные связи, повсеместно срастаясь с ней, служит связующим звеном между нерусскими и Россией. Не было комплекса «народа-господина», с одной стороны; не было и реакции на него - с другой, а потому вместо стены отчужденности выковывалось звено связи.

Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Дальнего Востока. Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который иногородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах дань была ничтожна, в то время, попав в списки «ясашных» иногородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного» иногородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала.

За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя.

Таким образом, колонизация Дальнего Востока русскими не была похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих «деяний» и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей «цивилизованностью».

2. Югра. Печорский «Чрезкаменный» и морской пути в Сибирь

Камень так называли тогда Уральские горы,- путь через который был доступен только летом; лишь в исключительных случаях через горы осмеливались перебираться зимой на оленях или собаках. В те времена новгородцы открыли путь в Югру - мансийские и хантыйские земли к востоку от Урала в нижнем течении Оби. Проникновение новгородцев в Югру стало результатом освоения Поморья. Местность, расположенную по реке Вычегде и её притокам называли Пермской землёй. Дальше находились земли Печоры.

Экономические перемены в жизни России XVI в. ускорили освоение Поморья. Когда в 1514г. у Польши был отвоёван Смоленск, открылся сухопутный торговый путь на Запад. В 1553г. англичане открыли морской торговый путь в Россию. В устье Северной Двины в летние месяцы велась оживлённая торговля, центром которой позже стал Архангельск, основанный в 1587г.

«Чрезкаменный» путь: перевал через Уральские горы был, конечно, самый опасный. «Камень», грандиозная горная цепь, вершины которой в «облаках не видети, а коли ветрено, ино облака раздирает, а длина его от моря и до моря», пугал своей неприступной дикостью: «место пустое», а жилецких людей на Камени нет.

Морской путь: к началу XVII в. русским мореходам был известен полуостров Ямал. Морские походы совершали на малых судах, хорошо приспособленных для плавания в водах Ледовитого океана, называемых кочи. Морской путь был долгий, всё зависело от случайностей погоды, «а коли бог не даст подобных ветров, тогда все кочи ворочаются в Пустоозёро». В среднем путь из Пустоозёрска до полуострова Ямал занимал 3-4 месяца.

Колонизация поморья: в середине XVI века после разгрома Казанского и Астраханского ханств и укрепления обороны на протяжении всего течения Волги постоянная угроза с Востока была ликвидирована. Борьба с Крымским ханством и Османской империей затянулась вплоть до конца 18 века. Разрешение этих политических задач в большой степени определялось двумя волнами миграций населения, в результате которых хозяйственно осваивались Уральский и Поволжский регионы и Сибирь, с одной стороны, и лесостепная и степная часть Восточно-Европейской равнины, с другой.

В Поморье со 2-й половины 16 века наиболее характерными явлениями были расширение внутренней колонизации в целом на Восток и отток населения, особенно в 17 веке, через Урал в Сибирь. На землях Верхнего Прикамья оседлое русское население появилось относительно поздно - в 14 - начале 15 века. В конце 15 и в 1-й половине 16 века русская колонизация Приуралья ещё не приняла массового характера.

Ко 2-й половине 17 века русское освоение Пермской земли проходило очень интенсивно, чему способствовало развитие местных промыслов. Рост населения в Приуралье происходил за счёт переселенцев из разных областей Поморья. В Пермской земле русские переселенцы столкнулись с финно-угорским населением - коми, хантами и манси, но их этническое взаимодействие имело свои особенности. Если в Западном и Центральном Поморье, как и в центре Восточно-Европейской равнины, преобладала естественная ассимиляция славянами финнов, то в Приуралье этническая ситуация складывалась сложнее. Так, по Вишере во все периоды русского освоения края проживали манси. Территория Соликамского уезда за исключением Обвенского поречья была менее освоена коми-пермяками, и русские переселенцы часто занимали там пустые места.

Важнейшим следствием массовых миграционных движений в Восточном Поморье (или Приуралье) было образование в 17 веке историко-этнической территории русского народа на Севере Восточно-Европейской равнины от Карелии до Урала. Разгром Казанского ханства создавал предпосылки для массового заселения русским народом Приуралья. Продолжением его освоения были миграционные движения за Урал. Русское государство, распространившее свою власть на огромную территорию вплоть до Тихого океана к середине 18 века, становилось государством евроазиатским. Русское заселение Сибири и её хозяйственное освоение - внедрение в 17 веке пашенного земледелия как ведущей отрасли хозяйства, становление в 18 веке горнорудной промышленности, образование местных областных рынков с их вовлечением в общероссийские торгово-экономические связи - были следствием административной деятельности государственной системы и стихийных миграций населения в Сибирь.

3. Деятельность Строгановых

Из среды поморских разбогатевших крестьян ведёт своё начало род Строгановых. Началась деятельность Луки Кузьмича Строганова, его сын Фёдор Лукич уже прочно поселился в Сольвычегодске, с этим городом начался расцвет дома Строгановых. Сын Фёдора Аника Строганов смог увеличить свои владения, создать обширное хозяйство. Аника рано привлёк к делу своих сыновей - Якова, Григория и Семёна, которые стали его деятельными помощниками. Предприятие Строгановых, кроме соляного промысла, имело железодутное и кузнечное дело, вело оптовую торговлю печорской красной рыбой, железными изделиями, иконами и разнообразными товарами собственного производства, а так же розничную торговлю по сёлам Поморья.

Приглашение Строгановых. Сибирское ханство со столицей Кашлык, расположенной на берегу Иртыша, поддерживало добрососедские отношения с Москвой, Сибирские ханы платили ежегодную дань пушниной, размеры которой устанавливали сами.

В 1563 году, власть в сибирском ханстве захватил Кучум, потомок Чингисхана. Хан Кучум перестал посылать дань в Москву, его войны стали совершать набеги во владения Строгановых, богатых солепромышленников.

Строгановы получили у царя Ивана IV разрешение провести набор казаков для защиты своих владений. Гонцы Строгановых поехали на Волгу и там вступили в переговоры с вольными казаками. Однако, вместо приглашенной 1000, во владения Строганновых прибыло 2 отряда в 540 казаков с двумя атаманами, Ермаком и Иваном Кольцо. Ермак был назначен старшим.

Заключение.

Подвиг русских людей в деле освоения непокорных Сибирских просторов переоценить очень трудно, так же как нельзя отрицать положительного влияния присоединения народов Сибири к России и для Европейской России и для Сибирских народностей. Взаимопроникновение и дополнение экономики, культуры, религий народов центральной России и сибирского населения позволили сформироваться в России самобытному колориту, а героизм, сила духа и физическая выносливость русского народа породила мифы о загадочном русском характере.

Но, изучая данную тему, задумываешься не только о том, какое значение имеет колонизация Сибири в общероссийских рамках сегодня, но и о том, как происходило это тогда, в каждом конкретном населенном пункте, с каждой конкретной народностью.

Для этого необходимо разграничить понятия колонизация и освоение.

Под освоением территорий понимается ее завоевание с правом проживающего там населения на свое автономное развитие, колонизация же подразумевает завоевание территории с целью использования ее ресурсов и населения для пополнения национального достояния народа-завоевателя.

Что происходило в Сибири? Безусловно, колонизация.

А если колонизация, могло ли навязывание чужой воли, воли России, безоговорочно приниматься покоряемыми народностями? Вероятно, нет.

Являлось присоединение сибирских народов к России добровольным или принудительным? Этот вопрос и сейчас ставят перед собой ученые-историки. Ведь не секрет, что зачастую русские экспедиции просто варварски грабили местное население, сжигали непокорные деревни и поселки. Возможность большой и достаточно легкой наживы кружила головы многим, от казачьих отрядов, посланных по царскому указу часто отбивались группы людей с единственной целью - обогащения любой ценой. Воеводы, поставленные государем править в уездах и острогах превышали свои полномочия, злоупотребляли властью, брали себе наложниц из местного населения и жестоко наказывали за неповиновение.

Например, документы свидетельствуют о расправе, учиненной Хабаровым в захваченном стойбище туземцев. Иногородцы заверили атамана в том, что они готовы и будут платить ясак русскому царю, но он «мужчин приказал утопить, а жен и детей их продуванить», то есть поделить между служилыми людьми. В числе захваченных была жена местного князька Шилгинея, которую Хабаров хотел сделать своей наложницей. Она воспротивилась, и атаман велел удавить ее. Почти всех заложников он засек кнутом. В отчете Москве было известие о том, что многие жители сами лишили себя жизни. (из статьи Н.П. Чулкова о Хабарове в журнале «Русский Архив» 1898, кн 1, с.177-190)

На мой взгляд, именно здесь лежат истоки несколько пренебрежительного и потребительского отношения центральной России к Сибири. Сибирь и Дальний Восток и сейчас можно назвать колонией России, из них продолжают выкачиваться ресурсы без должного их восстановления и выгодного для Сибири экономического обмена, отсюда очень низкий уровень жизни.

Помимо сырьевой функции, Сибирь несет в себе мощнейший интеллектуальный потенциал, именно здесь функционируют такие крупнейшие научные, культурные и производственные центры, как Новосибирск, Владивосток, Благовещенск, Якутск, разработками которых пользуется вся Россия.

В силу малонаселенности Сибирь, если можно так выразиться, будущий генетический фонд России, ведь самой природой заложены в сибиряках стойкость, здоровье, неприхотливость. Однако тяжелые климатические условия снижают среднюю продолжительность жизни, а здравоохранение в Сибири практически рухнуло из-за скудности бюджетного финансирования.

Сейчас разработкой стратегии развития Сибири в рамках экономического развития России занимается Байкальский форум, его назначение - продемонстрировать интеллектуальные, ресурсные и производственные возможности Сибири и Дальнего Востока и выработать практические методы рационального природопользования, развития энергетики, транспорта, информационной инфраструктуры и человеческого потенциала России во взаимосвязи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важно осознать, что Россия без Сибири - не Россия. И только внимательный и комплексный подход ко всем социально-экономическим проблемам Сибири и Дальнего Востока позволит сделать край, в котором нам посчастливилось родиться, живительным источником для многих поколений.
Литература.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.

2. Землепроходцы. Исторические повести о выдающихся землепроходцах и мореплавателях Дальнего Востока XVII-XVIII веков. Хабаровское книжное издательство, 1976.

3. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.). - Учеб.пособие. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998-2000.

4. Иконникова Т.Я. Очерки истории родного края: учебно-методическое пособие. - Хабаровск, 1993 г.

5. История Сибири. Учебное пособие. - Томск, 1987.

6. Круглый стол. «РФ Сегодня». Журнал. №20, 2000.

7. Сибирь: Проекты XX века. Сборник научных статей. - Новосибирск, 1996.

Введение

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых - остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города - заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18-20 веков. В годы первой мировой войны и особенно - второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII-XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой - государственно-западнической и старой - «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла - все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа - «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам - крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы - горный округ - представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII - первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Потребность в товарах и полезных ископаемых. Продвижение русских на восток стало закономерным результатом экономического возвышения России во второй трети XVII в. Определяющим в этом процессе стало развитие товарно-денежных отношений. Пушнина, которой был богат Дальний Восток, требовалась не только царской казне, она способствовала росту доходов купцов и промысловиков-добытчиков. Якутскую администрацию интересовало наличие хлеба.

Хлеб. Земледелием население Восточной Сибири не занималось, и хлеб приходилось завозить из Западной Сибири и даже из-за Урала. Проблема была вполне серьёзной. Хлеб был дороже золота, поэтому участники походов в Приамурье обязаны были проводить «опыты» по определению урожайности, сообщая результаты в Якутск и Москву, что земля годна для хлебопашества.

Русские землепроходцы неоднократно пытались заниматься хлебопашеством на вновь открытых дальневосточных землях. Однако в большинстве случаев они терпели неудачу: северные почвы оказались малопригодными для выращивания хлеба. Только самые южные районы, расположенные в верхнем и среднем течении Амура, были удобны для ведения сельского хозяйства.

Соболь. Потребность в драгоценной пушнине определялась не только развитием товаро-денежных отношений в стране (складывался единый всероссийский рынок), но и необходимостью укрепления её экономики, подорванной интервенцией польско-литовских и шведских феодалов, султанской Турции и Крымского ханства. Разорительным было и страшное Смутное время. Государство только начало возрождаться, набирая силу, и ему нужны были денежные средства. Соболь соперничал с золотом. Его пушнина была основной валютой при заморской торговле. Русь поставляла меха почти для всего мира.

Соболь вёл промышленников (промысловиков), казаков, охочих людей на север и восток, заставляя открывать и осваивать новые земли. Следовательно не слепое бескорыстие и не простое любопытство двигало этими людьми. Каждый стремился поправить своё материальное положение, добыть здесь пушнину или, как её тогда называли, «мягкое золото», «мягкую рухлядь». Получение в казну ясака (дани) «мягкой рухлядью» с коренных жителей, а также десятой части добычи звероловов было главное заботой властей. Доходы государства от соболиного промысла были достаточно велики. Не на эти ли «соболиные» деньги содержалась армия, заслонявшая западные и южные рубежи государства?

Рыба. Богатые рыбой реки, озёра и прибрежные морские воды способствовали развитию рыбного промысла. Долгое время для служилых и «охочих» людей рыба оставалась едва ли не основным продуктом питания, особенно зимой. Е. Хабаров писал об этом в 1652 г.: «И жили холопы государевы служивые и вольные охочие казаки в том городе зиму, а кормились мы казаки во всю зиму в Ачанском городе рыбою».

В своих отчётах о разведанных местах землепроходцы обязательно указывали, какая река какой рыбой богата. Они были по-настоящему потрясены рыбным изобилием дальневосточных рек, особенно в период хода лососёвых. «А рыба большая, в Сибири такой нет, - сообщал казак Н.И. Колобов, - по их языку кумжа, голец, кета, горбуня, столько де её множество, только неводь запустить и с рыбою никак не выволочь. А река быстрая и ту рыбу в той реке быстредью убивает и вымётывает на берег, и по берегу её лежит много, что дров, и ту лежачую рыбу ест зверь».

Испытывая серьёзные трудности при освоении земель, тем не менее, русские переселенцы уже в первые годы жизни здесь достигли немалых успехов, осваивая земли, пригодные для хлебопашества, скотоводства и промыслов. Важную роль играли торговые люди в хлеботорговле. Помимо доставки хлеба, они сами заводили пашню. К 1680-м годам в Приамурье била ключом новая жизнь.

Полезные ископаемые. Велись поиски рудных ископаемых. В начале 70х годов началась опытная эксплуатация свинцовых и серебряных месторождений.

Деньги того времени были серебряными, а открытых месторождений в стране ещё не было и приходилось приобретать серебро за рубежом. Отсюда рос интерес царской администрации к рассказам о серебряных рудах и соболях далёкой восточной окраины.

Важное значение придавалось поиску соли.

Землепроходцы не только продвигали к океану и к Амуру восточную границу России, но и материально помогали удерживать и западный её рубеж.

Гнёт крепостного права. Значительную роль в освоении Дальнего Востока сыграло русское крестьянство, составлявшее основную массу переселенцев, жаждавших получить избавление от крепостного гнёта землю, свободную от помещика. Миграционные потоки направлялись на не освоенную ранее землю. Именно крестьяне - земледельцы сделали Приамурье, как и всю Сибирь, российской землёй с вольнолюбивыми традициями служилых людей и крестьян.

Среди прибывших на Дальний Восток переселенцев преобладали крестьяне - 69,1 %, казаков было 30,2 %. В этом движении на восток участвовали крестьяне из 20 губерний и областей Европейской и Азиатской России. Так, население Амурской области увеличилось за счет крестьян из Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пермской, Полтавской, Самарской, Томской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Приморская область пополнялась переселенцами из Астраханской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Тобольской и других губерний, а также за счет Амурской и Забайкальской областей. Крестьянская колонизация принесла в Приамурье более передовые способы ведения хозяйства.

Большинство вновь обретенных владений России, в том числе на востоке, обладало огромным фондом земель для колонизации и одновременно имело весьма редкое население. Ограниченность людских ресурсов и технических возможностей, а также утвердившееся с середины XVII века крепостное право препятствовали достаточно широкому и свободному расселению жителей, искусственно задерживая их в старинных областях государства. В то же время потребности хозяйственного освоения и обороны присоединенных земель заставляли правительство несколько ослаблять крепостнический курс и в конечном счете признавать перемещения населения, даже самовольные («бегства»). Эти противоречия феодального общества стимулировали миграцию: эксплуатируемые стремились изменить к лучшему условия своего существования путем переселения на новые земли. Этим объясняется вольно-народный характер колонизации восточных окраин.

Отмена крепостного права в России открыла эпоху массовых переселений из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток, где имелись большие площади для разработки земель и не было помещичьего землевладения. 26 марта 1861 г. решением российского правительства Амурская и Приморская области были объявлены открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет». Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. За плату 3 рубля за десятину поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность. С небольшими изменениями эти Правила действовали до начала ХХ века. Именно в это сорокалетие, с 1861 по 1900 гг., образовался самый зажиточный слой сельского населения Дальнего Востока России - крестьяне-старожилы.

Таким образом, хотя эта территория и оказалась под властью царя его наместников, она так и не узнала крепостного ига. Крестьяне - труженики предопределили и принципиально иные отношения коренных народов с русскими, чем те, что имели место в колониальной политике европейских держав.

Внешние причины колонизации. Активное освоение Дальнего Востока Россией началось при Петре I практически сразу после Полтавской победы и окончания Северной войны с заключением мира со Швецией в 1721 году. Петр I интересовался морскими путями в Индию и Китай, распространением влияния России на восточную часть Тихого океана, достижением “незнаемой части” Северной Америки, куда еще не успели добраться французы и англичане.

Великое движение русского народа к побережью Тихого океана и на Амур поощрялось правительством России. Путь в Европу для неё был закрыт - на Балтике и Чёрном море хозяйничали недруги. Надо было искать дорогу на восток.

После открытия Сибири русскими землепроходцами встал вопрос об установлении государственной границы. Граница была необходима для защиты от набегов кочевников, а также от колонизации другими государствами, от бесконтрольной эксплуатации во вновь открытых землях.

Число иностранных китобоев в Охотском и Японском морях увеличивалось. Не могли не вызывать тревогу попытки всё более активного проникновения в дальневосточные моря Англии, Франции и США.

Правительство России в пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос об разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения приступить к переговорам.

Двадцать восьмого мая 1858 года был заключён Айгуньский договор по которому происходило деление дальневосточных областей. Это был очень важный этап в освоении Дальнего востока в целом. Так как теперь любая экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать принадлежность той или иной территории.

В итоге Россия получила дополнительные богатства и поселения с которых можно собирать подати. Исследования же территорий теперь приобретали и аспект разведки полезных ископаемых.

Тенденции мировой колонизации. Осваивая Дальний Восток, Россия тем самым принимала участие в мировой колонизации. Взор таких крупных держав, как Англии и Франции, был обращён к южным территориям, где природные условия были более благоприятны, нежели на севере.

К началу русской колонизации южные страны в большинстве своём были захвачены Европейскими странами, поэтому России оставалось двигаться только на восток и север.

Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства. Мощь государства заметно увеличилась. «Изумленная Европа, в начале княжения Ивана Третьего, едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах».

Главное отличие многонациональной России от империй Запада заключалось в том, что своим возникновением она обязана не только и даже, быть может, не столько завоеванию, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению к ней нерусских народов. Основные черты крестьянской колонизации сохранялись и в XVI, и в XVII-XIX веках. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье и Средней Азии, землю не отобрали..

Нигде русские переселенцы не ущемили жизненно важных интересов и кочевого населения. Нигде русская община не напоминает английскую колонию, нигде не держится обособленно - высокомерно по отношению к «туземцам». Повсеместно она органично врастает в окружающую иноплеменную среду, завязывает с ней хозяйственные, дружеские и родственные связи, повсеместно срастаясь с ней, служит связующим звеном между нерусскими и Россией. Не было комплекса «народа-господина», с одной стороны; не было и реакции на него - с другой, а потому вместо стены отчужденности выковывалось звено связи.

Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Дальнего Востока. Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который иногородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах дань была ничтожна, в то время, попав в списки «ясашных» иногородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного» иногородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала.

За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя.

Таким образом, колонизация Дальнего Востока русскими не была похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих «деяний» и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей «цивилизованностью».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные