Татьяна Трифонова
План-конспект в подготовительной группе по обучению грамоте на тему «Гласный звук Ы. Буква Ы»
Тема : Гласный звук Ы , буква Ы . Место звука в двух позициях - в середине слова и в конце.
Цель : изучение гласной буквы Ы , формировать работу по трем единицам речи : звуку , слогу, предложению, упражнять детей в составлении и чтение слогов.
Оборудование : картинка с изображением парохода и лодки, плывущих по реке, разрезные азбуки, буквы большого размера , рисунок с изображением берега моря.
1. Воспитатель : - Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пороходе. прежде чем отплыть, пароход дает сигнал : «ы-ы-ы» Как загудел пароход?
Дети произносят : «ы-ы-ы.»
Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал : «ы-ы-ы» Как пароход дает сигнал?
Дети произносят : «ы-ы-ы»
Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку.
2. Воспитатель : Вышел дым из трубы,
Встал над крышей на дыбы.
Вырос выше облаков -
И упал, и был таков.
Ребята, звук Ы имеет место в двух позициях - в середине слова и в конце. Звук гласный , произносится длительно. Рот широко не раскрывается, губы в улыбку не растягиваются. Запомните : в русском языке нет слов, которые начинались бы с буквы Ы .
Пожалуйста, вспомните в каких словах этот звук слышится в середине слова? (Ответы детей : лыжи, мыши, рыба, дым, сын, мыло и др.)
В каких словах это звук слышится в конце слова? (Ответы детей : часы, сады, диваны, квартиры и др.)
3. Воспитатель : Рассмотрим элементы буквы и пропишем его в воздухе. (Дети прописывают букву в воздухе ) .
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!
Вот топор, Полено рядом.
Получилось то, что надо.
А на какой инструмент похожа эта буква ? (Ответы детей)
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
И знайте : большая была бы беда,
Когда бы не я да вода :
На грязной, немытой шее
У нас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
И в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое - скорей догадайтесь. (Мыло)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне :
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
4. Воспитатель : Отгадали загадки, молодцы. Буква Ы у нас в слове «мыло» встречается в середине слова. Слово «мыло» состоит из четырех букв : две согласные буквы - это М и Л , и две гласные буквы - это Ы и О . Если у нас в слове две гласные буквы , значит слово у нас состоит из двух слогов. Составим небольшое предложение со словом мыло. (Дети составляют предложения) .
физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон
И два- наклон,
Зашумел листвою клен.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз- сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз -присели, два привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
5. Воспитатель : Отдохнули? Теперь мы с вами поработаем с разрезной азбукой. Из букв разрезной азбуки составим слова : ОСА - ОСЫ, СОМ - СОМЫ. (Дети работают с разрезной азбукой)
6. Воспитатель : Сейчас проведем с вами игру «Капитаны» , по упражняемся в составлении слогов. На «Берегу моря» устанавливаются гласные буквы - порты . Дети-капитаны, держа в руках кораблики с прикрепленными согласными буквами (начальными буквами названий кораблей , подводят кораблики, каждый к своему порту - гласной букве , и читают получившийся прямой слог. Например : МА., МЫ. и тд.
7. Воспитатель : Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Узнали еще один звук и букву - это Ы . Знаете теперь, что она у нас гласная , произносится длительно, встречается в середине и в конце слова. Так же мы составляли с этой буквой слоги и слова .
Разработала учитель-логопед
Гимадиева Людмила Павловна
МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.
Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.
Коррекционно - образовательные:
Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.
Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.
Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.
Оборудование:
Ход:
1. Орг.момент
Дети входят в игровую зону.
Игра «Билетики»
Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ - ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.
Дети, получают билеты, отвечают.
Повторение пройденного.
Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?
Логопед: Как называются эти звуки?
Логопед: Почему они гласные?
2. «Вспоминай-ка!»
После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка" ) Мы определяли место звука в слове.
Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды ).
Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?
Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом
Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.
Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих - выставляют на доске .
А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом - символом гласных звуков. Взаимопроверка.
3. Сообщение темы занятия
Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.
В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.
Ребята, скажите как обозначаем звук на письме - буквой.
Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.
Правило : Буква - это графический знак, обозначающий звуки на письме.
4. Игра «Иностранные буквы».
«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»
К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.
Вот они!
Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!
Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.
Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)
(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)
5. Игра «Заколдованные картинки»
Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку, милый мой дружок!
Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.
6. Игра «Подарочки»
Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.
Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.
Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.
Почему картинок меньше чем букв?
(В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)
7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").
Мы старались звуки определить по порядку.
Я вас приглашаю на веселую зарядку.
У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.
Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.
Кто будет кидать первым?
Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.
Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.
Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.
Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,
ИВОЛГА - птица
Выполняют упражнение - «тело-буква».
8. Игра« Прочитай-ка»
С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.
__, а
_
__. Конфеты сладкие, а лимон кислый.
__ ___ у-у-у!
_______ _________ Уа,уа!
У
и
,
а у
и
.
У
..
_____
О
.
(Зайчик мечтает, или думает о капусте)
9. Итог занятия. Рефлексия
Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.
В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?
В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.
Дерево - дети украшают дерево листочками.
Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.
Если вы испытывали затруднения - оранжевого.
Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).
Какое дерево получилось?
Осеннее, разноцветное.
Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.
О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина
«В багрец и золото одетые леса», - что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото - желто - оранжевое.
Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)
Ещё по данной теме:
Подготовила Шематонова Л.В.
Тема: Звук [Ы]
Цели: 1. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях;
2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; познакомить с буквой Ы.
3. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти;
4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Ход занятия:
1. Под тихую музыку дети проходят на ковер.
Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много.
Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы.
Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас пройдите на свои места.
2. Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
3. Ой, опять в нашем телевизоре сломался звук. Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой это звук. И поднимите карточку с этим звуком. Денис, какой сейчас был звук? Саша? Инна?
Ребята, а звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
– Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.
Какой новый звук вы услышали?
Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. А буква Ы будет жить у нас в этой квартире нашего многоэтажного дома.
– Давайте вместе пропоем звук Ы
– Громко, тихо, кратко, длинно.
– А сейчас хотите поиграть? Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Девочки ставят карточки Нюше, а мальчики – Крошу. Проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.
Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.
– Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
– Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Очень любит поесть. Варит суп и солит его, картошку варит, солит, салат делает – солит. Что еще можно приготовить и посолить?
Ребята, что сегодня делали на занятии? Познакомились со звуком и буквой Ы, учились ее произносить. Молодцы, хорошо поработали!
Можете отдыхать.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Нравится |
Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.
Звук - невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка -
Дедушке в усы.
Догадались, какой это звук? Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…
Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.
Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.
Произнесите звук и дайте характеристику…
Звук [ы] - гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…
1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы] .
Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….
2. И г р а «Кто больше?»
Назовите как можно больше слов со звуком [ы ] в середине.
О т в е т: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.
4. Игра «Один – много»
Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода -…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..
5. Игра Рифма»
(придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).
6. И г р а «Слоговой аукцион»
1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р: лы (-жи ), мы (-ло ), сы (-рок ), тык (-ва ), малы (-ши ).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы ] .
Ум (-ный ), ост (-рый ), аккурат (-ный ), че (-ты -) ре, во-пер (-вых ), во-вто (-рых ), цве (-ты ), фрук (-ты ), тра (-вы ).
Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.
1 . Найди спрятанные буквы ы . Обведи их.
2. Допиши недостающую часть.
3. Соедини линиями одинаковые буквы
4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.
5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком [ы].
6. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.
7. И г р а «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву. С – р, м – ло, кур – .
8. И г р а «Сквозная буква»
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
О т в е т: дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи; выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.
9. И г р а «Дополните слово»
Сыт (досыта ), вдох (выдох ), зов (вызов ), рыло (крыло ), вина, рыба (рыбак ).
10. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»
Подберите слова, содержащие букву ы . Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.
Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло; т ыл – лыко – обыск – корыто.
11. Кроссворд
1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.
3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.
5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.
О т в е т: цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква, пыльца, дымоход, сыроежка.
12 .
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы
.
Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву ы .
Обучение грамоте
Подготовительная группа
Тема: «Звук Ы, буква Ы»
Задачи:
Познакомить с гласным звуком (Ы) и его условным обозначением- буквой Ы красным квадратом (или красным кругом).
Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность.
Материалы и оборудование:
раздаточный материал: фишка, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, простые карандаши, фломастер красного цвета, емкости с фасолью.
Демонстрационный материал: изображение буквы, магниты, изображение гномика Пыха, картинки дубов и кленов, звуковые домики. Предметы: мыло, часы, мяч.
Ход деятельности:
I . Организационный момент.
II . Основная часть:
1.Релаксация:
Педагог превращает детей в деревья «Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь!»
Представьте, что вы превратились в дубы: крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в клены. Даже легкий ветерок раскачивает клены. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Клены поют высоким голосом «ы-ы-ы».
2.Выделение звука (Ы) из слов: ДУБЫ, КЛЕНЫ. Сообщение темы занятия.
Как стонали дубы, клены? Какой последний звук?
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа со звуковым замком.
4.Игра «Поймай звук». Дети хлопают в ладоши, когда слышат слова со звуком «Ы»: рыба, сыр, пылесос, шторы, столы, часы.
5.Работа со звуковой линейкой (индивидуально). Определение места звука (Ы) в словах в трех позициях: начале, середине, конце слова. /слова: рыбак, мыло, крыса, шумы, шары/.
6.Дети слышат звук (П),(Ы)- кто- то пыхтит (х-х-х). Это звук (х) скучает. Добавьте к слогу (ПЫ) звук (Х). какое слово получилось? (ПЫХ).
Чтение стихотворения детям:
«На самом темном чердаке
Живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине
Картинки смотрит при Луне.
Глазенки у него горят,
Как угольки в кострах.
На воробьев и на мышат- он нагоняет страх.
Но нам с тобой не страшен он-
Всего ведь навсего, он- ГНОМ!»- вывешивается на ковролин картинка ПЫХА. Педагог предлагает Пыху остаться с ребятами и посмотреть чему они научились. Звковой анализ слова «ПЫХ».
6.Проблемная ситуация: -есть ли слова, начинающиеся со звука (Ы)?
«Мы услыхали от совы, что нету слов со звука (Ы)».
7.Физкультминутка «Часы»:
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день и ночь,
Стучим, стучим.
Тик- так, тик- так- все часы идут вот так6
Тик- так,
Налево – раз!,
Направо- раз.
Мы можем так,
Тик- так, тик- так!»
8.Игра на словообразование: «Придумай слово»:
Часы на руке- наручные
На стене- настенные
На столе- настольные
На башне- башенные
Машины для стирки- стиральные
Для уборки улиц- уборочные
Для перевозки грузов- грузовые
Для перевозки людей- легковые
9.Работа над предложением. Выставляются предметы: мяч, мыло, часы.
Название какого предмета не содержит звук (Ы)?. –Составьте с оставшимися словами предложения. Например: Мама купила мыло. Тихо тикают часы.
10.Знакомство с буквой (Ы):
«Вот бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы».
Какие элементы есть в букве?
Выкладывание буквы из фасоли, графическое изображение буквы (в форме графического диктанта).
III . Итог.