Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Водный налог в 2016 году продолжает существовать и регулируется главой 25.2 Налогового кодекса РФ, он является федеральным платежом. Налогообложения оплачиваются фирмами, которые пользуются водным объектом, что есть на поверхности или под землей. Это два разных вида, на которые необходимо иметь отдельные лицензии.

Водный налог в в РФ

Налог водный является федеральным прямым платежом и действует с 2005 года. Использование объекта возможно через составление договора водопользования или на основе решения о предоставлении поверхностных вод в пользование. За водоснабжение берется индивидуальный сбор, согласно расчета, население отдельно оплачивает пользование водой.

Плательщиками являются такие ветви населения, как организация или физическое лицо (предприниматель), которые пользуются водой, учитывая законодательство РФ. Если составлен договор аренды на поверхностное водопользование, то сбор не уплачивается на основе Водного кодекса РФ, который действует с первого января 2007 года. В соответствие этому кодексу, предусматривается составление договора на водопользование. В результате взимается только одномоментная плата.

Круг плательщиков определяется, исходя из видов водопользования, которые и являются объектами налогообложения:

  • Забор воды из водоемов.
  • Промышленная эксплуатация акваторий.
  • Использование водоемов для целей гидроэнергетики.
  • Осуществление лесосплава в плотах и кошелях.

Составление декларации

Учитывая часть первой статьи 335.15 НК РФ, на сбор предоставлена декларация. Форма отчетности принята приказом Минфина Российской Федерации. В этой форме показатели должны указываться в рублях (полное число). Чтобы легче было ее заполнить, выпустили разъяснения, согласно которых можно осуществлять заполнения декларации на 2016 год.

Важно учитывать, если забор воды сделан сверх лимитов, тогда платеж оплачивается в пять раз больше. Ставка может увеличиваться на коэффициент 1,32 и 5. Также в разделе 2.1, в 2016 году нужно указывать ставку в 93 рубля. Если использован лимит, сбор не оплачивается в пятикратном размере, повышать ставку предпринимателю не будут. Если предприниматель не пользуется измерительным прибором, тогда платежная ставка (российский рубль) умножается на коэффициент 1,32 и 1,1 (экономическое значение).

Как определяется ставка

Ставку по налогообложению, согласно закону, можно устанавливать по бассейнам водоемов в рублях за тысячу куб. воды, которую берут с поверхности или подземелья, индексация составляет 1,5.

Правила заполнения

Чтобы с первого раза правильно заполнить декларацию, необходимо придерживаться правил:
документ можно оформлять на бумаге или в электронном виде;
если проводится заполнение бумажного варианта декларации, то разрешается пользоваться черным и синим чернилами;
сила нажатия должна быть умеренной, чтобы не повредить бумагу;
нельзя пользоваться корректором;
ошибки необходимо исправлять перечеркиванием значения с подтверждающей подписью;
текст пишется печатными буквами;
если строка не заполняется, ставится прочерк;
сшивание и скрепление бумажного варианта декларации запрещено.

Электронная декларация заполняется быстрее и легче, ошибок можно сделать намного меньше, чем в бумажной версии. Как правильно определить тариф на воду, заполнить документ, поможет курс . Бланк декларации можно скачать .

Водный налог в 2016 году – изменения

В 2016 году к ставке сбора применяют новое значение коэффициента. Его исчисление составляет 1,32, на 2015 год – он составлял 1,15. Есть исключения, например, когда налогоплательщик не имеет устройства с функциями для измерения количества забранной жидкости, то платежная ставка формирует следующий порядок исчисления: при начислении сбора, ставка умножается на 1,1.

Сроки сдачи отчетности для юридических лиц

Для юридических лиц, отчетность сдается по кварталам до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, тогда же и должна производиться оплата.

Сегодня наступило такое время, когда все стремительно дорожает. Так, например, одной из статей расходов стало налогообложение воды. Это совсем не значит, что уплачивать такой сбор будет население страны. Но из-за его повышения все же народу придется пострадать – повысятся цены на водоснабжение. Поэтому сегодня многих волнует: каким будет в 2016 году в России.

Такой вид налога прописан в Налоговом кодексе России и заменяет собой оплату, применявшуюся ранее за использование поставщиками самых разнообразных водных объектов страны. В числе тех, кто должен платить такой сбор:

  • разные организации;
  • и независимые физические лица, которые осуществляют водоиспользование специального или особого характера, опираясь при этом на принципы и основы российского законодательства. Также уплачивать такого рода налог следует и иностранным пользователям, которые зарегистрированы со своей деятельностью в России и уплачивают все необходимые сборы вовремя и максимально точно.

Налог на воду 2016 года, как и все остальные действовавшие ранее, подразумевает, что под объектами налогообложения понимают:

  1. забор воды из различных водных объектов;
  2. использование акватории различного рода водных объектов, исключая лесосплавы;
  3. использование водных источников без использования воды для разных целей гидроэнергетики.

Поэтому для многих повышение стоимости работы с разными водными источниками становится достаточно серьезной проблемой. Ведь придется сразу же возмещать свои убытки за счет других.

Какие расценки действуют на воду

Ставка налога на воду 2016 года растет регулярно, но небольшими порциями. Так, например, за два года ставка выросла на 20 рублей. Согласно новым предложениям органов природопользования и прочих представителей правительства ставку предполагается увеличить за 4 года сразу на 700 рублей за тысячу кубов.

Такое резкое увеличение, согласно пояснениям официальных лиц, вызвано жесткой необходимостью. Ведь особых повышений в данной сфере не было уже лет 7. А это значит, что официальные представители власти вложили в данную цифру не только будущую прибыль, но еще и убытки за прошлые годы. Конечно, не особенно честно делать так по отношению к потребителю. Но факт остается фактом – населению останется только принять это как факт.

Что говорят эксперты

Увеличить в России налог на воду в 2016 г., как считается, необходимо для того, чтобы прибыль поставщиков услуг не страдала. Но при это, как могли отметить многие, тарифы на воду росли регулярно и завидно высоко.

Некоторые эксперты подсчитали, что повышение состоялись на уровень около 50%. А это уже серьезно превышает предложенные правительством ограничения в уровень официальной инфляции.

Когда оплачивают такую выплату на воду

Ставки такого сбора применяются в рублях и распределяются по:

  • различным экономическим районам;
  • разным рекам;
  • озерам;
  • морям.

Также размер сбора напрямую зависит от того, каким представляется водный объект – поверхностным или подземным.

Стоит учитывать тот факт, что ставки утверждены на определенный минимум. Если же такой показатель превышен, ставки на весь последующий забор сразу же увеличиваются в 5 раз. Что касается сроков взимания – налог на воду уплачивается раз в квартал.

К чему готовиться населению

В России в 2016 году вырастет налог на воду – и с этим следует смириться, сродниться и привыкнуть к данной мысли. Точнее, к следствию данного действия – повышению тарифов на воду.

Причин, по которым Министерству природопользования приходится так глобально повышать ставки, достаточно много. Одна из основных – развитие достаточно серьезного экономического кризиса. Его причинами стали:

  1. проблемы с основными партнерами из Европы и Америки;
  2. внутренние резкие колебания валютного рынка;
  3. резкий рост инфляции;
  4. санкционная составляющая и применение контрсанкций.

Из-за этого в стоимости увеличилось буквально все. Поэтому многим производителям и поставщикам стало невыгодно заниматься своей деятельностью. И практически единственным выходом из ситуации стало повышение налоговой ставки и базы.

Чего следует ожидать

Сейчас стоит ожидать того, что правительству придется разрабатывать программы, которые позволят сократить разницу между серьезными расходами населения и его доходами. Обычно такие меры называют социальными пособиями. Такие варианты позволят населению, для которого платить за коммунальные услуги все сложнее, не так страдать от того, что все доходы будут уходить на эти цели.

Так что пока паниковать рано. Вполне возможно, что цены расти будут не так быстро, как кажется сейчас. Кроме того, вполне вероятно, что будут разработаны специальные программы помощи населению. А еще есть варианты, что государство вмешается и установит какие- то определенные рамки, выше которых поднимать цены будет нельзя.

Пользователи, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование - плательщиками водного налога не являются. При условии, что документ получен после 1 января 2007 года.

Объект водного налога

Правила и уплата водного налога регулирует с глава 25.2 «Водный налог» НК РФ.

Налогом облагаются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением сплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Необлагаемые водные объекты

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, к ним относится:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор воды для орошения земель полива садоводческих, огороднических, дачных и т. д.

База по водному налогу

Налоговая база при заборе воды - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов. Эти данные отражены в журнале учета использования воды. Если же водосчетчиков нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. Либо исходя из норм водопотребления.

Налоговая база при использовании водных объектов в гидроэнергетике (без забора воды) - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база при использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) - это площадь предоставленного водного пространства.

Налоговую базу по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях , нужно определить путем. Для этого используйте формулу:

Налоговая база по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях = объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (тыс. куб. м) х расстояние сплава (км) : 100

Налоговую базу нужно определить по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ). Например, при заборе воды из нескольких рек базу нужно рассчитывать отдельно по каждой реке.

При этом не играет роли тот факт, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Ставки водного налога

Водный налог формула:

Сумма водного налога = налоговая база х ставка налога

Общая сумма водного налога - это результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Ставки водного налога указаны в статье 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Обратите внимание : с 1 января 2015 года налоговые ставки, указанные в статье 333.12 НК РФ, подлежат индексации. В 2016 году действует коэффициент в размере 1,15.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз с учетом коэффициентов. Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Для всех установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.

Обратите внимание : с 1 января 2015 года увеличены ставки при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Так, с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно ставка равна 81 руб./тыс. куб. м водных ресурсов, забранных из водного объекта.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал. Налог нужно перечислить по месту нахождения объекта (по месту осуществления водопользования). Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Декларация по водному налогу

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом от 3 марта 2005 г. № 29н. Показатели в ней нужно отражать в полных рублях.

Декларация по водному налогу, бланк

В 2016 году ставки водного налога применяются с коэффициентом 1,15. разъяснила, как заполнить декларацию по водному налогу.

Сверхлимитный забор воды . Если компания или ИП забирают воду в больше установленного лимита - водный налог за такой забор нужно платить в пятикратном размере.

Тогда в разделе 2.1 декларации по водному налогу в строке 110 нужно показать величину ставки налога, увеличенной на коэффициент 1,15 и на 5.

Вода для населения . Как мы сказали выше, ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения - 81 руб./тыс.куб.

В разделе 2.1 декларации по строке 100 нужно показать ставку водного налога 81 руб. При этом даже если вода использована сверх лимита, установленного в лицензии, пятикратную ставку применять не нужно.

Водопользование без измерительных приборов . Если у компании (ИП) нет измерительных приборов, нужно уплачивать водный налог с коэффициентом 1,1.

Тогда в разделе 2.1 декларации по водному налогу по строке 100 нужно показать величину налоговой ставки, умноженной на коэффициент 1,15 и на коэффициент 1,1.

Изменения в 2016 году по водному налогу?

Еще одно изменение: при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога сейчас равна 93 руб. за 1000 куб. м В 2015 году ставка составляла 81 руб. за 1000 куб. м забранных (изъятых) водных ресурсов. Полная информация по действующим ставкам приведена в обосновании.

Начиная с представления декларации по водному налогу за I квартал 2016 года, надо использовать новый бланк отчета. Основные изменения, которые произошли в форме декларации, перечислены в обосновании.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  1. В 2016 году к ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента – 1,32. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,15.
  2. от объекта налогообложения;
  3. от бассейнов рек, озер, морей;
  4. от экономических районов.

Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице .

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Ставки водного налога в 2016 году

Забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах лимитов
Экономи-
ческий район
Бассейн реки, озера Налоговая ставка в руб. Налоговая ставка, когда есть специальные приборы учета, чтобы измерить количество воды в руб. с учетом коэффициента на 2016 год (1,32) за 1 тыс. куб. м воды, забранной *** за 1 тыс. куб. м воды, забранной
из поверхностных водных объектов **** из поверхностных водных объектов (гр. 3 х 1,32) из подземных водных объектов**** (гр. 4 х 1,32) из поверхностных водных объектов (гр. 3 х 1,32 х 1,1) из подземных водных объектов**** (гр. 4 х 1,32 х 1,1)
1 2 3 4 5 6 7 8
Северный Волга 300 384 396 507 436 558
Нева 264 348 348 459 383 505
Печора 246 300 325 396 357 436
Северная Двина 258 312 341 412 375 453
Прочие реки и озера 306 378 404 499 444 549
Северо-Западный Волга 294 390 388 515 427 566
Западная Двина 288 366 380 483 418 531
Нева 258 342 341 451 375 497
Прочие реки и озера 282 372 372 491 409 540
Централь-
ный
Волга 288 360 380 475 418 523
Днепр 276 342 364 451 401 497
Дон 294 384 388 507 427 558
Западная Двина 306 354 404 467 444 514
Нева 252 306 333 404 366 444
Прочие реки и озера 264 336 348 444 383 488
Волго-Вятский Волга 282 336 372 444 409 488
Северная Двина 252 312 333 412 366 453
Прочие реки и озера 270 330 356 436 392 479
Центрально-Чернозем-
ный
Днепр 258 318 341 420 375 462
Дон 336 402 444 531 488 584
Волга 282 354 372 467 409 514
Прочие реки и озера 258 318 341 420 375 462
Поволжский Волга 294 348 388 459 427 505
Дон 360 420 475 554 523 610
Прочие реки и озера 264 342 348 451 383 497
Северо-Кавказский Дон 390 486 515 642 566 706
Кубань 480 570 634 752 697 828
Самур 480 576 634 760 697 836
Сулак 456 540 602 713 662 784
Терек 468 558 618 737 680 810
Прочие реки и озера 540 654 713 863 784 950
Уральский Волга 294 444 388 586 427 645
Обь 282 456 372 602 409 662
Урал 354 534 467 705 514 775
Прочие реки и озера 306 390 404 515 444 566
Западно-Сибирский Обь 270 330 356 436 392 479
Прочие реки и озера 276 342 364 451 401 497
Восточно-Сибирский Амур 276 330 364 436 401 479
Енисей 246 306 325 404 357 444
Лена 252 306 333 404 366 444
Обь 264 348 348 459 383 505
Озеро Байкал и его бассейн 576 678 760 895 836 984
Прочие реки и озера 282 342 372 451 409 497
Дальневос-точный Амур 264 336 348 444 383 488
Лена 288 342 380 451 418 497
Прочие реки и озера 252 306 333 404 366 444
Калинин-
градская область
Неман 276 324 364 428 401 470
Прочие реки и озера 288 336 380 444 418 488
Забор воды из территориального моря России и внутренних морских вод в пределах лимитов
Море Налоговая ставка в руб. Налоговая ставка в руб., когда есть приборы учета, чтобы измерить количество воды с учетом коэффициента на 2016 год (1,32) за 1 тыс. куб. м морской воды
(гр. 2 х 1,32)
Налоговая ставка, в руб., когда нет специальных приборов учета *** , чтобы измерить количество воды с учетом коэффициентов 1,32 и 1,1 за 1 тыс. куб. м морской воды
(гр. 2 х 1,32 х 1,1)
1 2 3 4
Балтийское 8,28 11 12
Белое 8,40 11 12
Баренцево 6,36 8 9
Азовское 14,88 20 22
Черное 14,88 20 22
Каспийское 11,52 15 17
Карское 4,80 6 7
Лаптевых 4,68 6 7
Восточно-Сибирское 4,44 6 6
Чукотское 4,32 6 6
Берингово 5,28 7 8
5,64 7 8
Охотское 7,68 10 11
Японское 8,04 11 12
Использование акватории поверхностных водных объектов, кроме сплава древесины в плотах и кошелях
Экономический район (гр. 2 х 1,32)
1 2 3
Северный 32,16 42
Северо-Западный 33,96 45
Центральный 30,84 41
Волго-Вятский 29,04 38
Центрально-Черноземный 30,12 40
Поволжский 30,48 40
Северо-Кавказский 34,44 45
Уральский 32,04 42
Западно-Сибирский 30,24 40
Восточно-Сибирский 28,20 37
Дальневосточный 31,32 41
Калининградская область 30,84 41
Использование акватории территориального моря России и внутренних морских вод
Море Налоговая ставка (тыс. руб. в год) за 1 кв. км используемой акватории Налоговая ставка (тыс. руб. в год) за 1 кв. км используемой акватории с учетом коэффициента на 2016 год – 1,32 (гр. 2 х 1,32)
1 2 3
Балтийское 33,84 45
Белое 27,72 37
Баренцево 30,72 41
Азовское 44,88 59
Черное 49,80 66
Каспийское 42,24 56
Карское 15,72 21
Лаптевых 15,12 20
Восточно-Сибирское 15,00 20
Чукотское 14,04 19
Берингово 26,16 35
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28 39
Охотское 35,28 47
Японское 38,52 51
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики
Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. кВт ч электроэнергии Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. кВт ч электроэнергии с учетом коэффициента на 2016 год – 1,32 (гр. 2 х 1,32)
1 2 3
Нева 8,76 12
Неман 8,76 12
9,00 12
8,88 12
Северная Двина 8,76 12
9,00 12
Реки бассейна Баренцева моря 8,76 12
Амур 9,24 12
Волга 9,84 13
Дон 9,72 13
Енисей 13,70 18
Кубань 8,88 12
Лена 13,50 18
Обь 12,30 16
Сулак 7,20 10
Терек 8,40 11
Урал 8,52 11
Бассейн озера Байкал и река Ангара 13,20 17
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря 8,52 11
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей 10,44 14
Прочие реки и озера 4,80 6
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава Налоговая ставка в руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава с учетом коэффициента на 2016 год – 1,32 (гр. 2 х 1,32)
1 2 3
Нева 1656,0 2186
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень 1705,2 2251
Прочие реки бассейна Балтийского моря 1522,8 2010
Северная Двина 1650,0 2178
Прочие реки бассейна Белого моря 1454,4 1920
Печора 1554,0 2051
Амур 1476,0 1948
Волга 1636,8 2161
Енисей 1585,2 2092
Лена 1646,4 2173
Обь 1576,8 2081
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях 1183,2 1562
Забор воды для водоснабжения населения
Единая ставка - 93 руб. за 1 тыс. куб. м воды, которую изъяли из водного объекта независимо от экономического района и бассейна реки (озера)

За сверхлимитный забор воды ставки увеличивают в пять раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Старая форма утверждена приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 29н Страница 2 титульного листа (заполняют граждане-налогоплательщики, если они не указали ИНН и не являются предпринимателями) В новой форме место рождения гражданина указывать не нужно Предусмотрено поле «Место рождения» Появилось поле, где указывают статус налогоплательщика:
1 – резидент;
2 – нерезидент Подобного поля не было В новой форме место жительства за пределами РФ указывать не нужно Предусмотрено поле «Место жительства за пределами РФ» Раздел 1 В новой форме наименование соглашения о разделе продукции указывать не нужно По строке 010 указывали наименование соглашения о разделе продукции Раздел 2

Состоит из двух подразделов:

  • 2.1 – нужно заполнять при заборе воды из водного объекта;
  • 2.2 – нужно заполнять во всех остальных случаях: если используют акваторию водного объекта, в том числе для гидроэнергетики и лесосплава

Состоит из четырех подразделов, где для каждого объекта налогообложения предусмотрены отдельные страницы:

  • 2.1 – забор воды;
  • 2.2 – использование акватории водного объекта;
  • 2.3 – использование акватории для целей гидроэнергетики;
  • 2.4 – использование акватории для лесосплава
Подраздел 2.1 По строке 070 отражают объем забранной воды, которая не является объектом обложения Подобной строки не было Отдельно отражают ставку по строкам 110–120 и коэффициенты по строкам 130–150 Ставки отражали с учетом коэффициентов по строкам 100–110

Водный налог регулируется главой 25.2 Налогового кодекса и представляет собой федеральный платеж. Вся основная информация об этом налоге, актуальная для 2016 года, собрана в данном материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто должен платить водный налог в 2016 году
  • От чего зависит размер водного налога
  • Какие коэффициенты нужно применять в отдельных случаях

Плательщики водного налога

Водный налог платят организации и граждане, осуществляющие специальное или особое водопользование (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). А именно это две категории лиц:

1) организации и предприниматели, которые используют поверхностные водные объекты на основании лицензий, выданных до 1 января 2007 года (дата введения Водного кодекса). Водный налог в данном случае нужно платить до окончания срока действия лицензий;

2) организации и предприниматели, пользующиеся подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 29.12.2014).

Отметим, что лица, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, плательщиками водного налога не являются при условии, что документ получен после 1 января 2007 года (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).

Объект обложения водным налогом

Водным налогом облагаются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т. д.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

База по водному налогу

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом обложения водным налогом, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Так, налоговая база при заборе воды - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период - квартал. Показатель рассчитывается на основании данных водоизмерительных приборов, отраженных в журнале учета использования воды. Если водосчетчиков нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления.

Налоговая база при использовании водных объектов в гидроэнергетике (без забора воды) - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база при использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) - это площадь предоставленного водного пространства.

Налоговую базу по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях, нужно определить расчетным путем по формуле:

Налоговую базу, повторим, нужно определить по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ). Например, при заборе воды из нескольких рек базу нужно рассчитывать отдельно по каждой реке, даже если налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Ставки по водному налогу

Ставки водного налога указаны в статье 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы. Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того, ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

С 1 января 2015 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 статье 333.12 НК РФ (по всем видам пользования, кроме забора воды из водных объектов для водоснабжения населения), подлежат индексации (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году действует коэффициент в размере 1,32. В 2015 году размер коэффициента - 1,15.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз с учетом коэффициентов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Если у компании (предпринимателя) нет измерительных приборов, нужно уплачивать водный налог с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

Для всех налогоплательщиков установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Так, с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно ставка равна 93 руб./тыс. куб. м водных ресурсов, забранных из водного объекта. В 2015 году тариф составлял 81 руб./тыс. куб. м.

Расчет водного налога

Общая сумма водного налога - это результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Уплата водного налога

Налог нужно перечислить в бюджет по итогам отчетного квартала по месту нахождения объекта (по месту осуществления водопользования). Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.14 НК РФ). То есть в 2016 году сроки следующие: не позднее 20 января (за IV квартал 2015 года), 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Отчетность по водному налогу

По водному налогу представляется налоговая декларация (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Форма отчетности утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. Показатели в ней нужно отражать в полных рублях.

О заполнении декларации по водному налогу ФНС России выпустила разъяснения. Речь в них идет о декларациях за 2015 год. Однако на документ можно ориентироваться и в 2016 году.

Так, при заполнении декларации по водному налогу за отчетные кварталы 2016 года учитывайте следующее.

Если плательщик забирает воду больше установленного лимита, водный налог за такой забор нужно платить в пятикратном размере. Тогда в разделе 2.1 декларации в строке 110 нужно показать величину ставки налога, увеличенной на коэффициент 1,32 и на 5.

При заборе воды для водоснабжения населения в 2016 году в разделе 2.1 декларации по строке 100 нужно показать ставку водного налога 93 руб. При этом даже если вода использована сверх лимита, установленного в лицензии, пятикратную ставку применять не нужно.

Если у плательщика нет измерительных приборов, в разделе 2.1 декларации по строке 100 показывают величину налоговой ставки, умноженной на коэффициент 1,32 и на коэффициент 1,1.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные