1.1. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя требования к объему и содержанию процесса обучения религии и религиозного воспитания детей в рамках воскресной школы.
1.2. Содержание обучения религии и религиозного воспитания в воскресной школе для детей – комплекс базовых вероучительных знаний и опыт веры, передача которых направлена на приобщение воспитанников к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви, приобретение личного духовного опыта и на воспитание активной и многогранной личности православного христианина.
1.3. Цель внедрения Стандарта – систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви.
1.4. Функции Стандарта:
1.5. Стандарт реализуется при наличии следующих условий:
1.6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника:
1.7. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе для детей различается для детей четырех возрастных категорий:
а) первая (в возрасте 5–7 лет);
б) вторая (в возрасте 8–10 лет);
в) третья (в возрасте 11–13 лет);
г) четвертая (в возрасте 14–17 лет – подростки).
1.8. Обучение религии и религиозное воспитание детей 5–7 лет направлено на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре, первичного духовного опыта, первичных навыков взаимодействия в рамках приходской общины.
1.9. Обучение религии и религиозное воспитание детей 8–10 лет направлено на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия, духовного опыта, взаимодействия в рамках приходской общины.
1.10. Обучение религии и религиозное воспитание детей 11–13 лет направлено на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в повседневной жизни, осознанно участвовать в таинствах и богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе и иной приходской.
1.11. Содержание и результаты обучения религии и религиозного воспитания детей возрастной категории 14–17 лет (подростки) определяется отдельным документом. До его введения в действие содержание обучения религии и религиозного воспитания для данной категории определяются таким же, как для группы 11–13 лет, а само обучение религии и религиозное воспитание осуществляется с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей с максимально широким использованием неаудиторных форм просвещения.
1.12. Характеристики воскресной группы:
1.13. Характеристики воскресной школы:
1.14. Конкретный порядок организации деятельности воскресной школы в соответствии с настоящим Стандартом устанавливается и изменяется по решению настоятеля прихода (иной религиозной организации), в котором действует воскресная школа, либо уполномоченным настоятелем лицом.
2.1. Учитывая неоднородность воскресных школ в части возможностей по реализации содержания обучения религии и религиозного воспитания, настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:
для детей 5–7 лет:
«Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий;
для детей 8–10 лет:
для детей 11–13 лет:
2.2. Кроме обязательного минимума воскресные школы вправе осуществлять обучение и религиозное воспитание также в рамках дополнительных дисциплин.
2.3. Реестр дополнительных дисциплин обучения религии и религиозного воспитания формирует и ведет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
2.4. Дополнительные дисциплины обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ включаются в реестр после экспертизы Распоряжением Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
2.5. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе организуется с применением сетки расписания, подготовленной в соответствии с возможностями конкретной воскресной школы с учетом норм для каждой возрастной категории, указанной в п 2.1. настоящего Стандарта. Воскресная школа в рамках конкретной возрастной категории самостоятельно определяет темп и порядок прохождения курсов в рамках настоящего Стандарта.
2.6. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе может быть организовано с использованием авторских, творческих методик и подходов на основе принципов, изложенных в настоящем Стандарте.
2.7. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе должно осуществляться в формах, направленных на приобщение и развитие интереса к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся прежде всего в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках.
2.8. Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания, (при бесспорной важности изложения теоретических основ) должны носить практико-ориентированный характер (например, в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).
2.9. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе должно служить содействию в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например, через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).
2.10. При организации процесса обучения религии и религиозного воспитания является важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников в таких формах, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и др.
2.11. Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5–6 и 7–11 лет).
2.12. Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, на нивелирование ценности жизни и грубого игнорирование проблем биоэтики. Эти вопросы должны в полной мере найти свое отражение в деятельности воскресных школ - как на просветительском уровне, так и как возможная форма служения детей, подростков, юношей и девушек (в меру своей доступности в том или ином возрасте).
В данном возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, радости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
Для детей дошкольного возраста 5–7 лет рекомендуются занятия продолжительностью не более 15–20 минут.
Занятия рекомендуется проводить в форме игр, тематических бесед, музыкально-двигательных упражнений. Допустимы урок-беседа, урок-игра, урок-путешествие, урок-квест, урок-«творческая мастерская», урок-видеоэкскурсия, урок-«мини-спектакль» (кукольный или с использованием разрезных карточек героев), комбинированный урок с частой сменой познавательно-развивающих упражнений. Основной упор педагогом (лицом, осуществляющим обучение религии и религиозное воспитание) должен делаться на содействии гармоничному развитию духовно-нравственной, творческой и интеллектуально-познавательной сфер личности ребенка посредствам игровой деятельности.
Усвоение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих задач:
«Часть 1. Введение в Закон Божий»
Бог – Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы Хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.
Молитвы. Понятие о молитве. «Царю Небесный», «Отче наш», «Достойно есть», Ангелу Хранителю (можно в сокращении), тропарь Пасхи.
«Часть 2. Священная библейская история»
Ветхий Завет.
О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).
Новый Завет.
Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).
«Часть 3. Богослужение и таинства»
Храм – дом Божий. Устройство храма (кратко). Благословение священника.
По итогам усвоения «Введения в Закон Божий» воспитанник должен обладать определенными знаниями и умениями:
Усвоение обязательных вероучительных дисциплин детьми в возрасте 8-10 лет направлено на достижение следующих задач:
О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев через Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.
Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.
Что такое Закон Божий? Заповеди. При каких обстоятельствах Бог дал человеку Заповеди? Зачем Бог дает человеку Заповеди? Заповеди Божии как проявление любви Бога к человеку. Что такое грех? «Какая большая заповедь в законе?»
Десять Заповедей в Ветхом Завете:
Заповеди Божии в Новом Завете. Нагорная проповедь: «вы – соль земли», «вы – свет мира», запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление, указание на то, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, и о недопустимости вражды, указание на необходимость чистоты не только телесной, но и в мыслях, указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху, «…да будет слово ваше: да, да; нет, нет», «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного», «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас», «…когда молишься, не будь, как лицемеры», «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», молитва «Отче наш», «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», «Не собирайте себе сокровищ на земле…», «…если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло», «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…», «…вынь прежде бревно из твоего глаза», «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Что такое богослужение и какова его цель? Каким бывает богослужение, где и кем совершается? Храм ─ это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о таинствах Покаяния и Причащения.
Цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание, благоговение). Молитвы:«Отче наш», молитвы до и после трапезы перед и после учения. Достойно есть. Богородице Дево, радуйся. Молитва за живых. Молитва об усопших. Основные песнопения Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона).
По итогам усвоения обязательных вероучительных дисциплин воспитанники 8–10 лет должны обладать определенными знаниями и умениями:
Применение данного курса возможно и в старших возрастных группах, когда есть необходимость освоения базы церковнославянского языка.
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих задач:
Церковнославянский язык и его назначение. Церковнославянская азбука и история ее создания. Жития святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Графическая традиция церковнославянского языка. Церковнославянская азбука, изучение азбуки.
Имена букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Правописание «дублетных» букв: «есть» и «ять»; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и широкого, «омеги» простой и торжественной. Употребление букв «ер» и «ерь». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв «ук», «ижица». Правила употребления букв «кси», «пси». Отличия в употреблении букв «фертъ» и «фита».
Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое.
Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке.
Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1–19, десятков, сотен, тысяч.
Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы.
Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи.
По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ»
«СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: НОВЫЙ ЗАВЕТ». ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов направлено на достижение следующих задач:
«Священное Писание: Ветхий Завет» (28 занятий)
Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.
История Шестоднева. Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены. Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40-летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение. Пророки Иезекииль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.
«Священное Писание: Новый Завет». Четвероевангелие (42 ЗАНЯТИЯ)
Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.
Книга Деяний святых апостолов. Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской общины. Жизнь и служение ап. Петра. Послания апостола Петра. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла – их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский Собор. Послания апостола Павла.
По итогам усвоения Священного Писания Ветхого и Нового Заветов воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:
Изучение «Основ православного вероучения» направлено на достижение следующих задач:
Основы православного вероучения. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении и Промысле Божием о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении Сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о Суде Божием и бесконечном Царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Святость Церкви и нахождение в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения – смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к таинству. Таинство Священства. Понятие о таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.
По итогам усвоения «Основ православного вероучения» воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:
Изучение «Православного богослужения» направлено на достижение задач:
Повторение: что такое богослужение и какова его цель?
Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба занятий. Божественная литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство, Брак.
Повторение: цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание («Душа молитвы – внимание»), благоговение); «Истинная молитва есть голос истинного покаяния».
Молитвы: Трисвятое по Отче наш; Символ веры; молитвы перед Святым Причащением; Спаси, Господи, люди Твоя…; молитвы до и после трапезы, перед и после учения; Достойно есть; Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона); покаянный псалом Давида, 50; молитва святого Симеона Богоприимца. Утренние и вечерние молитвы. Молитва за живых. Молитва об усопших.
По итогам усвоения «Православного богослужения» воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:
Изучение молитвословий не должно носить характер схоластического зазубривания текстов, формирования умения «вычитывать молитвенное правило», а должно быть направлено на помощь в формировании навыка доступной в меру особенностей индивидуального развития каждого отдельно взятого ребенка осознанной личной (домашней, келейной) молитвы.
4.1. В соответствии с настоящим Стандартом и с учетом своих особенностей воскресная школа разрабатывает и принимает программу реализации содержания обучения религии и религиозного воспитания детей.
4.2. Программа наставления в православной вере воскресной школы определяет структуру и содержание обучения религии и религиозного воспитания детей для каждой возрастной категории.
4.3. Программа содержания обучения религии и религиозного воспитания детей воскресной школы включает в себя:
5.1. Синодальный ОРОиК разрабатывает основные документы, обеспечивающие реализацию наставления в православной вере в воскресной школе:
а) Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, его дополнения и изменения;
б) Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации;
в) критерии аттестации воскресных школ;
г) другие нормативные акты, регулирующие деятельность воскресных школ.
5.2. Изменения и дополнения в Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации принимаются Распоряжением Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
5.3. Директор воскресной школы (лицо, осуществляющее руководство воскресной школой) по благословению настоятеля религиозной организации, совместно с педагогами (лицами, осуществляющими обучение религии и религиозное воспитание) разрабатывает программу обучения религии и религиозного воспитания, которая утверждается руководителем (настоятелем) религиозной организации и согласовывается с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.
5.4. Контроль за выполнением настоящего Стандарта возлагается епархиальными архиереями на епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации и настоятелей приходов при общей координации Синодального ОРОиК.
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви.
1.2. Воскресная школа является структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, монастыря, подворья и т.д.) без права юридического лица.
1.3. Целью воскресных школ является:
1.3.1. (в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской Православной Церкви) – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту;
1.3.2. (в контексте системы государственных нормативных актов Российской Федерации) – осуществление обучения религии и религиозное воспитание последователей в целях совместного исповедания и распространения православной веры, что является признаком религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уставом Русской Православной Церкви, Уставом прихода, монастыря Русской Православной Церкви.
1.4. В случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.
1.5. Воскресная школа не реализует в своей деятельности основные и/или дополнительные образовательные программы.
Требования к общему, дошкольному и дополнительному образованию детей, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (требованиями), не применяются к деятельности воскресных школ.
1.6. Деятельность воскресных школ не подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.7. Использование в процессе наставления в вере средств трудового, эстетического, спортивного и иного воспитания и обучения служит достижению общей цели обучения религии и религиозного воспитания и не составляет отдельной (обособленной) программы дополнительного образования, подлежащей лицензированию.
1.8. Наставление в вере в воскресных школах может осуществляться в формах:
2.1. Деятельность воскресных школ регулируется нормативными документами Русской Православной Церкви, действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями епархиального архиерея, приказами настоятеля религиозной организации (прихода, монастыря, подворья и т.д.), иными распоряжениями руководителя религиозной организации.
2.2. Воскресная школа считается созданной с момента издания распоряжения настоятеля (руководителя религиозной организации).
2.3. Воскресная школа действует на основании Положения о воскресной школе, разрабатываемого религиозной организацией на основании настоящего Положения и утверждаемого настоятелем (руководителем религиозной организации).
2.4. Воскресная группа действует на основании настоящего Положения как общего для данного вида воскресных школ, не требует принятия специального локального акта.
2.5. Решение о начале посещения занятий воскресной школы возможно с благословения настоятеля религиозной организации (либо уполномоченного им лица) на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
2.6. До начала занятий директор воскресной школы по благословению настоятеля, обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность воскресной школы.
2.7. Деятельность воскресных школ может быть организована с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в нормативных документах, касающихся деятельности воскресных школ.
3.1. В деятельности воскресной школы принимают участие: настоятель религиозной организации, директор воскресной школы, духовник, педагоги воскресной школы (лица, осуществляющие обучение религии и религиозное воспитание), воспитанники, их родители (законные представители).
3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.
3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.
3.4. Настоятель религиозной организации возлагает на одного из штатных священнослужителей (либо принимает на себя) духовное попечение о воспитанниках воскресной школы.
3.5. Духовник заботится о духовно-нравственном развитии детей и педагогов (лиц, осуществляющих наставление в православной вере), с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
3.6. Воспитанники воскресной школы имеют право на:
3.7. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на:
3.8. Директор воскресной школы по благословению настоятеля непосредственно организует, планирует, развивает и координирует работу воскресной школы.
3.9. Для осуществления деятельности воскресной школы по наставлению в вере привлекаются лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям.
3.10. Отношения с лицами, осуществляющими деятельность в рамках воскресной школы, регулируются трудовым или гражданско-правовым договором с религиозной организацией.
4.1. При организации и деятельности воскресных школ предъявляются требования к:
4.2. Объем и содержание деятельности по наставлению в вере в воскресных школах определяется Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
4.3. Требования к педагогам (лицам, осуществляющим обучение религии и религиозное воспитание) включают:
исповедание православной веры;
4.4. Финансирование деятельности воскресной школы должно обеспечивать возможность достижения целей в соответствии с требованиями Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
4.5. Материально-техническое состояние воскресных школ должно обеспечивать:
а) соблюдение санитарно-гигиенических условий;
б) электро- и пожарную безопасность;
в) требования охраны труда.
4.6. Воскресная школа должна иметь библиотеку, укомплектованную книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, библейскими атласами, исторической православной литературой, справочно-библиографической литературой, фондом дополнительной литературы и иной литературы в печатном и электронном виде, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, сопровождающими деятельность воскресной школы, видео- и аудиоматериалами, электронными книгами, методическими пособиями, имеющими гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации (далее – Синодальный ОРОиК) или Издательского совета Русской Православной Церкви, в том числе с электронными приложениями, являющимися их составной частью, иной литературой и по возможности обеспечить ими учащихся.
4.7. Информационное оснащение должно обеспечивать возможность:
получения информации, необходимой для работы воскресных школ (поиск информации в сети Интернет, библиотеке и др.);
создания и использования медиатек, аудио- и видеоматериалов.
4.8. Информационная среда может включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия.
4.9. Информационная среда должна обеспечивать возможность осуществлять следующие виды деятельности:
9 марта 2017 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о проектах обновленных редакций документов «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (журнал № 16).
Члены Священного Синода постановили принять в новой редакции документы «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».
Было принято решение с момента утверждения Священным Синодом ввести в действие новую редакцию документа «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», за исключением частей, касающихся требований к педагогам и оснащению воскресных школ (пп. 4.3 и 4.6-4.9 Положения), которые следует ввести в действие с 1 сентября 2017 года.
Священный Синод постановил ввести в действие с 1 сентября 2017 года новую редакцию «Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», на которую должен ориентироваться Синодальный отдел религиозного образования и катехизации при подготовке учебных пособий и программ для воскресных школ.
В связи с тем, что ряд положений нормативных документов Священного Синода 2012 года, регламентирующих деятельность воскресных школ, требовал уточнений, а также в связи с выявленными в ходе аккредитации нуждами воскресных школ Синодальным отделом религиозного образования и катехизации на обсуждение Высшего Церковного Совета была представлена новая редакция документов «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».
По итогам дискуссий, имевших место на заседаниях Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года и 29 декабря 2016 года, вышеупомянутые документы переданы на утверждение Священного Синода с учетом замечаний членов Высшего Церковного Совета.