Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

1. Предпосылки реформ

1.1. Экономические. К середине 80-х гг. развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х гг.). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.

Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

1.2. Политическая обстановка. В 1965 -1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

Ю.В. Андропов , занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова, в феврале 1984г., и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У.Черненко , скончавшийся в марте 1985 г.

Тем не менее необходимость перемен осознавалась руководством страны. Ю.В.Андропов и, в некоторой степени, К.У.Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки заканчивались безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 г. к власти молодые партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К.Лигачев и др. сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.

1.3. Социальные . Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.

Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

1.4. Внешнеполитические. Холодная война нанесла удар по идее естественных союзников, выдвинув в США на первый план концепцию империи зла, в СССР - тезис о кровавом империализме. Холодная война, сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в соперничество двух стран и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80-х гг. экономическая несостоятельность великодержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства третьего мира.

Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Реформа политической системы

2.1. Задачи перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы .

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

2.2. Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом .

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества .

2.3. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

2.3.1. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность , критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

2.3.2. Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма . В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.).

В 1989-1991 гг. были сформированы основные партийно-политические партии и блоки . Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А.Андреева ), Российской коммунистической рабочей партии (В.А.Тюлькин ), движения Трудовая Россия (В.И.Анпилов ), Коммунистической партии РСФСР (И.Полозков, затем Г.А.Зюганов) и др. Социал-демократические партии : Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В.Шейнис ), Социалистическая партия трудящихся (Л.С.Вартазарова ), Народная партия свободной России (А.В.Руцкой ) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением Демократическая Россия (Е.Т.Гайдар) , Демократической партией России (Н.И.Травкин ), Республиканской партией РФ (В.Н.Лысенко ) и др. Праворадикальные и консервативные : Христианско-демократическая партия России (А.Чуев ), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н.Стерлигов ), Российский общенародный союз (С.Н.Бабурин ), Либерально-демократическая партия (В.В.Жириновский ) и др. Радикал-националистические : Национально-патриотический фронт Память (Д.Д .Васильев ), Всероссийское общественное патриотическое движение Русское национальное единство (А.П.Баркашов ), Национально-республиканская партия (Н.Н.Лысенко ) и др.

2.4. Изменения в системе государственного устройства . Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого состоялся в мае-июне 1989 г. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев . Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин .

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

2.5. Результаты демократизации. В результатов политических преобразований и неоднозначности оценок их результатов в обществе, развернулась борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшаяся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер- Е.Т.Гайдар ). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

3. Экономические реформы

3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления . Ключевым понятием в стратегии реформ М.С.Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

3.2. Экономическая реформа 1987 г. Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма .

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

3.3. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

3.3.1. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике . В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

3.3.2. Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

3.3.3. Реформирование сельского хозяйства. Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

3.3.4. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

3.4. Программа 500 дней. Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа 500 дней), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

4. Заключительный этап перестройки

распад ссср и коммунистической системы

4.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР . 4.1.1. Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989 - 1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.

4.1.2. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался кризис коммунистической идеологии , за чем последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего союз нерушимый республик свободных. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

4.1.3. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

В течение 1988-1990 гг. были приняты партийные резолюции О межнациональных отношениях, Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик, а также О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов СССР принял постановление Об общей концепции Союзного договора, который в апреле 1991 г. был подписан в Ново-Огарево (известен как соглашение 9+1). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

4.2. Августовский политический кризис 1991 г. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР - Г.И.Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр, сменивший Н.И. Рыжкова), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К.Пуго (министр внутренних дел) и др. объявили о создании Государственного комитеа по чрезвычайному положению (ГКЧП ) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 г.).

Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражениюпутчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.

4.3. Конец коммунистической системы. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров, а в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 г. был введен запрет компартии на территории РСФСР.

4.4. Распад СССР.

4.4.1. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР . Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.

4.4.2. Беловежское соглашение. Образование СНГ. 8 декабря 1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцина), Украины (Л.Н.Кравчука ) и Белоруссии (С.Шушкевича ), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.

4.4.3. Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Среди первой группы предпосылок

Накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

Неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

Кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

Движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор : ошибки М.С. Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

4.4.4. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.

Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.

Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

5. Выводы

5.1. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система . Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность , начало зарождаться гражданское общество , осуществляться принцип разделения властей .

5.2. При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности , направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.

5.3. Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы , не совместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

5.4. В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы .

5.5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

1. Перестройка - период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева - профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале - марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу - только за 15 лет (1986 - 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху - всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 - 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин - «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 - 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 - 1990 гг. - реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 - 1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 - 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей - например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности - открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. - краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» - смещение с должности и травля в 1987 - 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть - советам!»;

— превращении советов из номинальных органов - в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа - Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях - больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру - из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину - будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально - «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели - А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР - зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством.

Причины начала перестройки

Свои полномочия он делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.

Основными причинами являются:

  • - Централизация власти в руках Партии;
  • - Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;
  • - Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;
  • - Дефицит товаров на рынке.

В середине 80- х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.

Начало перестройки

В 1985 году новый лидер Советского государства огласил курс своей политики, который был направлен на полное обновление общества. Проведение реформ требовало поддержки населения, для этого Горбачев существенно смягчил цензуру, контроль над средствами массовой информации, разрешил критиковать действия власти.

Первым шагом к реформации государственной жизни была попытка переустройства экономики с плановой на рыночную. Непоследовательность проведения экономической реформы повлекла за собой тяжелый кризис: дефицит, инфляция, отсутствие рабочих мест стали неотъемлемым атрибутом жизни советского народа.

Изменения коснулись и политического устройства советского государства. Впервые в истории страны состоялась фактическая передача власти от государственных исполнительных органов выборному парламенту Верховному Совету СССР.

В период перестройки правительство СССР полностью поменяло приоритеты внешней политики. М. Горбачев и его ближайшие соратники понимали, что без заимствования опыта европейских капиталистических стран, обновить и осовременить государственный социализм им не удастся.

С официальным визитом М. Горбачев посетил ряд стран Западной Европы и США. В результате восстановления диалога с демократическими государствами, закончился период геополитической конфронтации социалистического СССР и капиталистического Западного мира, начавшийся по окончанию Второй Мировой войны.

В 1989 году М. Горбачев инициировал вывод советских войск из республики Афганистан, что можно расценивать как компромиссный шаг для сближения с Западом. По окончанию холодной войны произошло соединение ФРГ и ГДР, которые долгие десятилетия враждовали между собой.

Историческое значение и итоги периода перестройки

М. Горбачев, инициировав коренные изменения в системе государственной власти, проигнорировал историческую закономерность: существование любой империи возможно только в условиях жесткого деспотического режима.

Период перестройки, который начался с лозунгов социально политического обновления, закончился предоставлением союзным республикам права собственных политических решений, что неизбежно вело к распаду Советского Союза и краху коммунистических идей.

В середине 80-х гг. в СССР произошли радикальные изменения в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации, начались глубинные изменения в отношениях собственности и социальной структуре. Крушение коммунистического режима и КПСС, распад Советского Союза, образование на его месте новых независимых государств, в том числе и самой России, становление идеологического и политического плюрализма, зарождение гражданского общества, новых классов (среди них и капиталистического) — вот только некоторые из новых реалий современной российской истории, начало которой можно датировать мартом — апрелем 1985 г.

Стратегия “ускорения”

В апреле 1985 г. , на Пленуме ЦК КПСС, М.С. Горбачев

М.С.Горбачев

изложил стратегический курс реформ. Речь шла о необходимости качественного преобразования советского общества, его “обновлении”, о глубоких переменах во всех сферах жизни.

Ключевым словом реформаторской стратегии стало “ускорение ”. Предполагалось ускорять развитие средств производства, научно-технический прогресс, социальную сферу и даже деятельность партийных органов.

Термины “перестройка ” и “гласност ь” появились позднее. Постепенно акцент был перенесен с “ускорения” на “перестройку” и именно это слово стало символом курса, производимого М.С. Горбачевым во второй половине 80-х гг.

Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей “сверху донизу”. А перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.

Для обеспечения реализации новых задач была проведена смена части партийных и советских руководителей. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, председателем Президиума Верховного Совета СССР — Э. А. Шеварднадзе, бывший до этого первым секретарем ЦК Компартии Грузии. В декабре 1985 г. секретарем Московского городского комитета партии стал Б. Н. Ельцин. В высшую партийную иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов.

В центр экономических преобразований в 1985 г. была поставлена задача технического перевооружения, модернизации предприятий. Для этого было необходимо ускоренное развитие машиностроения . Так формулировалась главная цель в народном хозяйстве. Программа “ускорения” предполагала опережающее (в 1,7 раза) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня к началу 90-х гг. Успех ускорения связывался с активным использованием достижений науки и техники, расширением прав предприятий, улучшением кадровой работы, укреплением порядка дисциплины на предприятиях.

Встреча М.С.Горбачева с трудящимися Пролетарского района Москвы. Апрель 1985 г.

Курс, провозглашенный в 1985 г. на апрельском пленуме, был подкреплен в феврале 1986 г . на XXVII съезде КПСС .

В зале заседаний XXVII съезда КПСС. Кремлевский Дворец съездов. 1986 г.

Нововведений на съезде было немного, но главным была поддержка Закона о трудовых коллективах . Закон провозглашал создание на всех предприятиях советов трудовых коллективов с широкими полномочиями, включавшими выбор руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации уравниловки и соблюдения социальной справедливости в оплате труда и даже определении цены выпускаемой продукции.

На XXVII съезде КПСС советскому народу, были даны обещания: удвоить к 2000 г. экономический потенциал СССР, в 2,5 раза повысить производительность труда и обеспечить каждой советской семье отдельную квартиру.

Большинство советских людей поверило новому Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву и с энтузиазмом его поддержало.

Курс на демократизацию

В 1987 г . начались серьезные корректировки реформаторского курса.

Перестройка

В политическом словаре руководства страны произошли изменения. Слово “ускорение” постепенно вышло из употребления. Появились новые понятия, такие как “демократизация ”, “командно-административная система ”, “механизм торможения ”, “деформация социализма ”. Если прежде предполагалось, что советский социализм в основе своей здоров, и нужно только “ускорять” его развитие, то теперь “презумпция невиновности” с советской социалистической модели была снята, и у нее обнаружены серьезные внутренние недостатки, которые нужно было устранить и создать новую модель социализма.

В январе 1987 г . Горбачев признал неудачу реформаторских усилий предшествующих лет, а причину этих неудач увидел в деформациях, произошедших в СССР к 30-м гг.

Поскольку был сделан вывод о “деформации социализма ”, то предполагалось эти деформации ликвидировать и вернуться к тому социализму, который был задуман В.И. Лениным. Так появился лозунг “Назад к Ленину ”.

Генеральный секретарь ЦК КПСС в своих выступлениях доказывал, что в “деформации социализма” были отступления от идей ленинизма. Особую популярность приобрела ленинская концепция НЭПа. Публицисты заговорили о НЭПе как о “золотом веке” советской истории, проводя аналогии с современным периодом истории. Экономические статьи по проблемам товарно-денежных отношений, аренды, кооперации публиковали П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелев, Л. Абалкин. Согласно их концепции, на смену административному социализму должен был прийти хозяйственный социализм, который бы основывался на хозрасчете, самофинансировании, самоокупаемости, самоуправлении предприятий.

Но главной , центральной темой перестроечного времени в средствах массовой информации стала критика Сталина и командно-административной системы в целом.

Эта критика велась гораздо более полно и более беспощадно, чем во второй половине 50-х гг. На страницах газет, журналов, на телевидении начались разоблачения сталинской политики, раскрывалось непосредственное личное участие Сталина в массовых репрессиях, воссоздавалась картина преступлений Берии, Ежова, Ягоды. Разоблачения сталинщины сопровождались выявлением и реабилитацией все новых и новых десятков тысяч безвинных жертв режима.

Наибольшую известность в это время получили такие произведения как “Белые одежды” В. Дудинцева, “Зубр” Д. Гранина, “Дети Арбата” А. Рыбакова. Вся страна читала журналы “Новый Мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Дружба народов”, “Огонек”, где печатались ранее запрещенные произведения М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Набокова, В. Гроссмана, А. Солженицына, Л. Замятина.

XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)

В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Новая доктрина политической демократии получила практическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции , где впервые провозглашалась цель создания в СССР гражданского общества и исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и передача этих функций Советам.

На конференции развернулась острая борьба сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство депутатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о необходимости экономической реформы и преобразования политической системы страны.

Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства . Были одобрены и конкретные реформы политической системы, подлежащие реализации в ближайшее время. Предполагалось избрать Съезд народных депутатов СССР , высший законодательный орган страны из 2 250 человек. При этом две трети Съезда должны были избираться населением на альтернативной основе, т.е. не менее чем из двух кандидатов, а еще одна треть депутатов, также на альтернативной основе, избиралась общественными организациями. Съезд, созываемый периодически для определения законодательной политики и принятия высших законов, формировал из своей среды Верховный Совет , который должен был работать на постоянной основе и представлять собой советский парламент.

Расстановка политических сил в стране стала резко меняться с осени 1988 г. Главная политическая перемена заключалась в том, что прежде единый лагерь сторонников перестройки стал раскалываться: в нем выделилось радикальное крыло , быстро набиравшее силу, превратившееся в 1989 г. уже в мощное движение, а в 1990 г. начавшее решительно оспаривать у Горбачева власть. Борьба между Горбачевым и радикалами за лидерство в реформаторском процессе составила главный стержень следующего этапа перестройки, который продолжался с осени 1988 г. до июля 1990 г.

В середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, экономических основ, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации.

В марте 1985 г. (после смерти К.У. Черненко) на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства - М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском Пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации «человеческого фактора». Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции осуществлялся его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования - совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников , партократов-обновленцев и реформаторов.

Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи классовой борьбы, он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений.

Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса. Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами.

Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали диссидентские настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области.

Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике гласности смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках. Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А.Д. Сахаров.

Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности.

Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и со стороны либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик.

К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию денег, появилось огромное количество некачественных товаров.

Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка, развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти был утвержден Съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. Председателем Верховного Совета СССР стал М.С. Горбачев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные