Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Исправьте ошибки в предложениях. Определите характер лексических ошибок


Сборка корпуса машины лимитируется из-за отсутствия некоторых деталей.
Важным фактором успешной сдачи экзаменов является систематическое выполнение домашних заданий.
Необходимо форсировать строительство коровника.
В книге затрагиваются кардинальные политические вопросы.
Важным фактором хорошего обжига является правильное определение периода первого колебания и его высоты.
Михайлов попросил фотографа снять себя в анфас.
- Поставьте, пожалуйста, свою роспись.
В газете публикуется некролог на смерть (кончину) писателя.
Партия официально декларировала свои политические взгляды.
Таким образом, внедрение на латвийский рынок новых технологий не будет играть большого значения.
В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на премьера.
Войска противника нанесли значительные потери.
Правительство в это непростое время должно представлять единый монолит.
Направление развития экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
Действия компании оказали значительный вред производству.
Генеральному директору предстояло решить не одну дилемму.
Главная суть этой научной статьи заключается в следующем.
Помощник губернатора отметил, что существовала опасность личной безопасности избирателей.
Его не выпускали на телевидение аж до 1985 года.
Он прошел терновый путь от лейтенанта до генерала.
По закону никакой трудовой коллектив не может быть силком зачислен во вновь создаваемые структуры.
Для современных критиков характерна примитивность в оценке произведений искусств.
Кто-то познакомил меня с Виктором Петровичем, владетелем маленького продуктового магазина.
В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.
За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители.

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления.

1. Произведения Твардовского – это признак жизнеутверждающего оптимизма. 2. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в нее народные слова. 3. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. 4. Горький показывает в Актере человека, который не может найти удел своему таланту. 5. В «Толковом словаре» Даля слова даются квадратно-гнездовым способом. 6. Не только Павел Власов, но и его мать Пелагея Ниловна явились прототипами сормовского рабочего Петра Заломова и его матери. 7. Несмотря на то что мы с большой оказией добрались до театра, настроение было приподнятое. 8. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 9. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктиде. 10. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа.

1. Найдите сложное предложение

(1) Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других сбрасывая с себя пустые заботы.
(2) Прозрачных облаков спокойное движенье то бледным золотом то мягкой синей тенью окрашивает даль
(3) Осень наступила высохли цветы и глядят уныло голые кусты
(4) Всю ночь мы лежали у костра дремали и слушали шум моря
2. Найдите сложное предложение
(1) Нам любо упрямых в исканьях и споре людей узнать по широким делам
(2) Рванул ветер взвихривая песок остро жалящий в лицо
(3) Еще десять шагов и я увидел толсту сухую сосну
(4) У него выступил пот и обильно потек по лбу
3. В каком примере части сложносочинительного предложения связывает противительный саюз
(1) Тяжело складывать слова, да еще волнение мешало говорить
(2) Послали его с донисением, да время очень тревожное
(3) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь даже не взлянула в мою сторону
4.В каком предложении запятая перед и не ставится?
(1) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами теперь звучали мягче.
(2) Цвела черёмуха и было холодно
(3) Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей
(4) Вечерем похолодало и пошел снег
5. В каком предложении запятая перед и не ставится?
(1) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом
(2) Все лица пахмурилось и в тишине слышалось сердитое покашливание Кутузова
(3) И калина не растет меж ними и трава не зеленеет
(4) Прошел короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов

1. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. (1) Вы идете в парк, чтобы отдохнуть без сопротивления

отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов или трав. (2) Парк окружает нас со всех сторон. (3) Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам все новые и новые виду – поляны, аллеи, перспективы. (4) И вы, гуляя, только облегчаете парку показ самого себя. (5) Вас окружает тишина. (6) И в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали, или шуршание опавших листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора.

Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

(1) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались… (2) Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.

Найдите простое односоставное назывное предложение.

(1) Термин “милосердие” для большинства старомодный, непопулярный сегодня, даже как будто отвергнутый нашей жизнью.

(2) Нечто свойственное лишь прежним временам.

(3) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” – даже словарь их дает как “устар.”, то есть устаревшие понятия.

(4) Слова стареют не случайно.

(5) Милосердие.

(6) Что оно – не модно.

(7) Не нужно?

(8) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

многочисленных гастролей и работы в студии Андрей заметно устал и поэтому собирается в отпуск на 2 недели, чтобы подлечить иммунитет. 3. Есть возмож-ность тяжелых осложнений. 4. Специалисты оказывали экономи-ческие консультации правительству страны. 5. В ночь на 24 де-кабря последовала ответная контратака боевиков. 6. Господа ко-мандировочные, получите командировочные удостоверения. 7. Председатель собрания представил слово докладчику. 8. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

Помогите, пожалуйста. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их. 1. Я дал сообщение в газету о свободных вакансиях. 2. Подростки и

тинейджеры – это главные посетители чатовых сайтов.

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири - в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири - в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Мастер-класс по теме:

Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».

Учитель:

О.П.Ивушкина

Г. Волоколамск

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях

и о лексической сочетаемости…»

Тип урока: урок-практикум.

Цели

Урока: 1. вспомнить понятие о лексической сочетаемости,

  1. реализовать понимание лексической сочетаемости и несочетаемости через практическое применение,
  2. совершенствовать умение использовать наиболее точные лексические соответствия,
  3. совершенствовать умение видеть и исправлять речевые ошибки, возникшие вследствие нарушения лексической сочетаемости,
  4. видеть и объяснять тропы и стилистические фигуры, созданные на основе нарушения лексической сочетаемости.

План – конспект урока.

  1. Оргмомент.
  2. Психологическая подготовка к восприятию темы.

Слово учителя.

Сегодня у нас урок практической стилистики. Мы стремимся, чтобы речь наша точно выражала наши мысли и чувства, была правильной, лингвистически грамотной. Порой, чтобы этого добиться, мало знать значения слов…

Посмотрите на следующие словосочетания. Правильно ли они построены?

Запись на доске: Табун коров

Стая лошадей

Стадо волков

Отара сорок

Стая овец

Что вам не нравится? Посмотрите, ведь первые слова обозначают «сообщество животных» ? Как следует сказать?

(Табун лошадей, стая волков, стадо коров, отара овец, стая сорок.)

Значит, чтобы быть грамотными часто недостаточно знать значения используемых слов, нужно обязательно учитывать их способность соединяться друг с другом, т.е. , как говорят лингвисты, лексическую сочетаемость.

3. Практикум по теме.

Итак, вспоминайте, мы говорили о лексической сочетаемости на уроках стилистики в 9 классе.

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Розенталь называл это притяжением слов друг к другу.

Чем же определяется лексическая сочетаемость? Конечно же, прежде всего лексическим значением слов. Вам приходилось видеть фиолетовый апельсин? Может быть, вы наблюдали, как спят бегом? Нет?

Тогда вы без труда справитесь с «путаницей», которую я для вас приготовила.

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

Потерпеть победу

Одержать поражение

Отъявленные специалисты

Выдающиеся недостатки

Вопиющие достижения

Хорошие преступники

Безвыходное горе

Безысходное положение

Придавать внимание

Уделить значение

Повысить качество

Улучшить уровень

Оказать вред

Нанести влияние

Упражнение № 2.

А) занять звание чемпиона;

Б) одержать успехи;

В) пользоваться спросом;

Г) поставить концерт. (Ответ - В)

А) Выдать требования;

Б) Обратить внимание;

Г) Иметь опасения. (Ответ - А)

А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах..

Г) Два единственных вопроса тревожили жителей. (Ответ - Б)

А) Три единственные дочери;

Б) Живой труп;

В) Облокотиться спиной;

Г) Страшная красавица. (Ответ - Б)

Почему вы считаете, что сочетание «живой труп» не является речевой ошибкой?

(Это один из видов тропов – оксюморон.)

Упражнение № 3.

Совершенно очевидно, что нередко лексическую сочетаемость нарушают поэты

В поисках неожиданных образов, яркой экспрессии,

Оригинальных метафор.

Вот примеры очень талантливого переосмысления привычного употребления слов.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор созданных поэтами.

Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий.) (- плакать навзрыд)

Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.) (- плакать навзрыд)

(- умереть мучительной смертью, верная смерть)

И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий.) (- босые пятки)

4. Подведение итогов урока.

Мы сегодня говорили о лексической сочетаемости слов. К сожалению, время наше очень ограничено. Можно было бы поговорить, например, о том, как замечательно используют юмористы нарушение сочетаемости слов, о том, как «гениев признают заживо» или как «трудно нам прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства». Следовало бы сказать о том, что правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость. Это важно знать, что допускается, например, соединение существительных с прилагательным, но запрещено сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами. Нельзя же сказать: «большое сто» или «моя твоя не понимает».

Но обо всем этом разговор еще у нас будет, в другой раз. Спасибо за урок.

До свидания.

Использованная литература.

  1. Т.В.Потемкина, С.В. Сабурова «Русский язык. 10-11 классы. Культура устной и письменной речи».
  2. Д.Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
  3. Д. Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Занимательная стилистика».
  4. С.И.Львова «Уроки словесности».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ» Мастер-класс Опыт преподавания стилистики «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости» О.П.Ивушкина

Найдите словосочетание, которое образовано верно: А) занять звание чемпиона; Б) одержать успехи; В) пользоваться спросом; Г) поставить концерт.

2. Укажите неправильный вариант сочетания: А) Выдать требования; Б) Обратить внимание; В) Договор на поставку продуктов; Г) Иметь опасения.

3. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости: А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах. Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. В) Большая половина игры уже прошла. Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

4. Н айдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой: А) Три единственные дочери; Б) Живой труп; В) Облокотиться спиной; Г) Страшная красавица.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал. Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал, Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

3. Мы не умрем мучительною жизнью, Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий)

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г . ВОЛОКОЛАМСКА»

Телефон: 8(496-36)2-15-18 Адрес: 143600 Московская область,

Web-сайт: www.myfirstschool.ru г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12

E-mail: [email protected]

[email protected]

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ

«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ»

Мастер-класс

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»

О.П.Ивушкина

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

Потерпеть победу

Одержать поражение

Отъявленные специалисты

Выдающиеся недостатки

Вопиющие достижения

Хорошие преступники

Безвыходное горе

Безысходное положение

Придавать внимание

Уделить значение

Повысить качество

Улучшить уровень

Оказать вред

Нанести влияние

Упражнение № 2.

Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие:

  1. Найдите словосочетание, которое образовано верно:

А) занять звание чемпиона;

Б) одержать успехи;

В) пользоваться спросом;

Г) поставить концерт.

  1. Укажите неправильный вариант сочетания:

А) Выдать требования;

Б) Обратить внимание;

В) Договор на поставку продуктов;

Г) Иметь опасения.

  1. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:

А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах.

Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.

В) Большая половина игры уже прошла.

Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

  1. Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:

А) Три единственные дочери;

Б) Живой труп;

В) Облокотиться спиной;

Г) Страшная красавица.

Упражнение № 3.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор, созданных поэтами. Словосочетания подчеркните.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.

Меня, должно быть, ловко разыграли:

Крючки носов и до ушей оскал,

Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.)

3. Мы не умрем мучительною жизнью,

Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)


При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду . Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая , но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор ).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост . В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту .

Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их компонентов):

  • удовлетворять требования – отвечать потребностям ;
  • возместить ущерб – взыскать деньги, штраф ;
  • принять меры – предпринять шаги ;
  • приобрести известность – заслужить уважение ;
  • постоянная помощь – неослабное внимание ;
  • играть роль – иметь значение .

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем ) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо . В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон .

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.


Упражнения

1.Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

2.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

3.Найдите в предложениях ошибки, вызванные неправильным сочетанием слов.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

4. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.


Ответы к упражнениям

Упражнение 2

  • Античная мифология; классические языки.
  • Врождённый талант, прирождённый ум.
  • Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.
  • Губительное действие, пагубное влияние.
  • Единый миг, один момент.
  • Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.
  • Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.
  • Найти опору, обрести поддержку.
  • Обнаружить закономерность, открыть закон.
  • Доказать теорему, обосновать теорию.
  • Предвещать поражение, предсказать успех.
  • Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

Упражнение 3

1. ...имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. ...уделяем особое внимание. 4. ...стартуют спортсмены... 5. Большое внимание было уделено ... 6. ...почтили присутствием ... 7. Ведущую роль ... играет... 8. ...бурное развитие кинематографии. 9. ...обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве ... 11. Большую роль...сыграли ...

Упражнение 4

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась ... 3. ...выгул собак. 4. ...в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется ... 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. ...грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. ...он подарил книги школьной библиотеке. 14. ...которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. ...и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта... 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. ...кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев... 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные