Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа, создающее в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений последних невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией его болезненного гения.

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер» Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека. В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

Философия Ницше отличается и необычностью изложения - в ней нет стремления к систематизации в виде строгих категорий и понятий. Она метафорична и образна, в ней нет «сухости»; ирония, сарказм и афористичность придают ей особую притягательность. По утверждению Ф. Ницше, все предыдущие философы, начиная с Сократа и Платона, вся предшествующая философия, по крайней мере, европейская, «трудились напрасно». Причину неудач он видит в том, что все философы строили свои здания, находясь под обольщением морали, … они обещали искать «правду», а на самом деле заботились только о том, чтобы построить «величественные нравственные здания». Ф. Ницше объявляет свою философию новейшей философией, вскрывающей и обнажающей глубинные основания бытия мира. Свою философию он считал доступной «для совсем немногих. Возможно, ни одного из них еще нет на свете. Мой день - послезавтрашний», - замечал Ф. Ницше.

Что же лежит в основании мира и что является движущей причиной изменения мира? Этим вопросам задавались философы и до Ницше. Он считает, что до него были ошибочные ответы на этот вопрос. Ф. Ницше выдвигает основополагающий постулат своей философии, который определил его взгляд и оценки различных сторон бытия мира, человеческой истории, общества. Таким основополагающим постулатом является утверждение Ф. Ницше о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Его позиция напоминает позицию Артура Шопенгауэра, которого он в определенной мере считал своим учителем.

От внимания Ф. Ницше не ускользает и такая фундаментальная философская проблема, как проблема свободы, свободы воли. По убеждению Ф. Ницше свобода воли к власти состоит в одном: в устранении любых препятствий, стесняющих, ограничивающих проявление «мощи воли к власти» как требования самой жизни. Таким препятствием он считает границы добра и зла. И в границах добра, и в границах зла «воле к власти», как атрибута жизни и бытия человека, тесно. Она должна выйти за их границы, чтобы проявить свою природу, свою мощь и свою силу. Такой сферой свободы воли, по Ф. Ницше, может быть только сфера по ту сторону добра и зла. Где нет ни требования добра, ни требования зла, а есть требование инстинкта воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Эта идея Ф. Ницше, часто не совсем адекватно понятая, вызывала, и до сих пор вызывает негативную реакцию философов и мыслителей. Нередко его идеи называют предтечей идей фашизма, что, на мой взгляд, совершенно несправедливо. Ведь мыслитель не может отвечать за те выводы, которые делают другие из его философии.

Христианство, по Ф. Ницше, уничтожило в человеке естественный инстинкт жажды власти и силы, которые составляют «признак прогрессивного хода развития». Христианская религия, христианская мораль и вся современная ему (Ницше) культура приучила человека к смирению, а не борьбе, она превратила его из героя, не боящегося жизни, в труса, страдальца. Посредством идеи «первородного греха» христианская мораль привила человечеству чувство вечной вины, необходимости вечного покаяния и искупления. Оно посеяло ложное представление о низости земной жизни перед жизнью потусторонней. Христианская мораль проповедует ложные ценности стыда, совести, сострадания, честности и т.д., поскольку они сдерживают, ограничивают проявления инстинкта жажды власти, господства сильных над слабыми.

Ницше выступает против принципа: «Возлюби ближнего своего». «Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе...

Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я советую вам бежать от ближнего и любить дальнего». Христианская любовь - результат страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно, чувствую. Ницше призывает к замене морального закона произволом. «Послушание» и «закон» - это звучит из всех моральных чувств. Но «произвол» и «свобода» могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали». Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «жизненных сил» и «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. Под высшими людьми Ницше понимает человека такого типа, который обладает хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, человека, в котором энергично пульсирует воля к власти. Это аристократы, наподобие японских самураев, викингов и средневековых рыцарей. К высшим людям Ницше причисляет также лиц свободных профессий, которые отвергают традиционную мораль и духовно подготавливают господство высших людей. «Высшие люди», «господа земли» отличаются жестокостью, воинственностью по отношению к другим людям, но они нежны, горды и снисходительны по отношению друг к другу. Ницше говорит, что господство этих людей принесет с собой бедствия. «Следует обрести громадную энергию величия, чтобы путем отбора, а также путем уничтожения миллионов уродов сформировать человека будущего и не погибнуть от страдания, которое творит новое и равного которому никогда еще не было». «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом». «Жить - это значит: быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас, и не только в нас». «Я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть».

В целом мировоззрение Ф. Ницше определяют как аристократический анархизм. В его философия можно выделить две основные идеи: 1) идею - «сверхчеловека»; 2) идею «переоценки всех ценностей.

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком».

Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить жертвовать собой. Это как бы соединение в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Великого.

Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно. «Самый ничтожный человек последний, т.е. современный человек, потому что он не может презирать самого себя. Он самодоволен и жалок, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо то и другое слишком хлопотно. Все считают себя умными, считают, что знают все. У них есть свое удовольствие для дня и свое удовольствие для ночи, но здоровье выше всего. «Счастье найдено нами», говорят последние люди. Они не могут понять слова о сверхчеловеке, обращенные к ним».

Ницше своей идеей сверхчеловека стремится придать новый импульс развитию человека и общества. Он говорит: да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже всего то, что он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Hо наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, говорит Ницше. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек соль земли. Человек это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель.

Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе. Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

«Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных. Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым - вот что мило и в то же время трогательно». Вас называют бессердечными но ваше сердце неподдельно, и я люблю стыдливость вашей сердечности. Вы стыдитесь прилива ваших чувств, а другие стыдятся их отлива». Это - мораль сверхчеловека.

Необходимо развенчать все прежние ценности, поскольку они противоречат самой жизни. Новая мораль не знает, что такое сострадание и «любовь к ближнему». Человек должен стать сильным или умереть. Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сильного тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.

Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.

О новой морали, о человеке и сверхчеловеке Ницше пишет в своем произведении «Так говорил Заратустра». «Заратустра» происходит от «Зороастр», имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э. Это необычное для европейской философия произведение. Философия, говорившая на языке абстракций, создававшая теоретические конструкции из логических категорий, начинает говорить на языке художественных образов.

"Книга для всех и ни для кого" - так звучит подзаголовок "Заратустры" Ницше. Таков круг подлинных читателей Ницше и всего о нем.

В основе произведения "Так говорил Заратустра" лежат две основные идеи философии Ницше - идея сверхчеловека и идея вечного возвращения. В первой и второй частях произведения "Так говорил Заратустра" мысль о вечном возвращении еще не оговаривается. Здесь Ницше ярко выражает образ сверхчеловека, которого проповедует главный герой произведения - Заратустра.

Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. "Человек есть нечто, что должно превзойти". На этом пути Ницше выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу Ницше видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение духа верблюда, с которым ассоциирует Ницше христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в больного, стадного домашнего и слабого.

Преодолеть это можно, по мнению Ницше лишь тогда, когда человек начнет осознавать, что все его формирование как человека протекало ранее без его понимания и участия.

С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю - волю к власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается дух и сила льва.

Провозглашенный Заратустрой тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:

  • 1 Этот тип человека принадлежит аристократии. Для Ницше человек толпы никогда не станет сверхчеловеком.
  • 2 Его ценностями выступает то "благородное", которое, оказывается, по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).
  • 3 Для такого человека жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны.
  • 4 В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему.
  • 5 Смысл деятельности не в бесконечном и бесцельном труде, а в труде творческом - созидании. При этом созидание невозможно без разрушения старых ценностей и добродетелей. Чтобы стать созидающим придется подвергнуться страданиям и многим превращениям.
  • 6 В противовес состраданию утверждение эгоизма. Необходимо прислушиваться к собственной самости, чтобы именно она реализовалась в созидании. Добродетели должны проистекать только из нее самой и ни в коей мере не могут быть внешними, заданными извне только тогда в них проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма есть отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе.
  • 7 Высший тип человека признает такие добродетели, которые несут страдания и смерть. "Ты должен любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь". "Умри вовремя". "Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей". Стремящийся к сверхчеловеку не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно волочить ее.

В третьей части своего произведения Ницше водит значение вечного возвращения. В этой идеи он видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных. "Что падает, то следует подтолкнуть". Колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения пока человек окончательно не падет.

Для сильного человека идея вечного возвращения благотворна: преодолевая себя, человек все ближе и ближе будет приближаться к сверхчеловеку.

В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. философский ницше сверхчеловек анархизм

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость.

Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет нас думать, сравнивать, размышлять.

«Сверхчеловек», идея которого является одной из самых характерных для творчества Ницше, характеризуется следующими чертами.

Во-первых, его отличает парадоксальное отношение к человеческому обществу. С одной стороны, сверхчеловек есть некий продукт предшествующей истории человечества, усваивает и преломляет ее достижения. С другой стороны, он – гениальный одиночка, ломающий ограничения наличной культуры, в которой ему довелось жить. Человек сам себя должен сделать «сверхчеловеком» на путях творческой деятельности и напряжения всех своих сил. Потенциально каждый человек может стать сверхчеловеком, но не каждый способен использовать эту возможность, подняться над заданным имеющимися условиями и общественными нравами уровнем. Человек – это посредствующее звено между обезьяной и сверхчеловеком. ЦЕЛЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА – СТАТЬ «СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ».

Во-вторых, сверхчеловек – не отдаленная цель эволюции. СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ ЧЕЛОВЕК ПРИЗВАН СТАТЬ УЖЕ В ЭТОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ, не откладывая «на потом». «Топливом» становления сверхчеловеком являются биологические инстинкты и вообще страсти. Поэтому сверхчеловек есть «бестия». Именно через инстинкты и страсти происходит всестороннее развитие человеческого существа. Для этого их нужно контролировать, но не подавлять. Ограничения, накладываемые общественной моралью, мешают становлению сверхчеловеком, а потому должны быть отвергнуты.

В-третьих, человек становится сверхчеловеком, опираясь на свои внутренние силы. Процесс становления сверхчеловеком идентичен ПРОЦЕССУ САМООСВОБОЖДЕНИЯ. Сверхчеловек опирается лишь на свой собственный разум, в самом себе, а не в навязанной извне морали, обретает критерии «добра и зла». С этим связана еще одна известная идея Ницше – «ВОЛЯ К ВЛАСТИ». Сверхчеловек обладает победоносной «волей к власти», позволяющей ему преодолевать самого себя, обстоятельства, навязываемые правила и предрассудки. Суть «воли к власти» та же, что и суть «сверхчеловека» – подняться над своим собственным актуальным уровнем.

В-четвертых, СВЕРХЧЕЛОВЕКУ ПРОТИВОПОКАЗАН АСКЕТИЗМ. Аскетизм, по Ницше, есть деградация, опускающая человека на низшую ступень в иерархии бытия. Аскет предпочитает смирение гениальности, не использует своих врожденных талантов, он закован в навязанные моралью ограничения, находится как бы в кандалах. Освобождение человека невозможно без решительного ниспровержения морали. Сама мораль – выдумка слабых посредственностей с их врожденной завистью ко всему выдающемуся, сильному и благородному. Именно это обвинение Ницше адресует Сократу, христианству и демократии.

В-пятых, идея сверхчеловека и критика морали не означает, тем не менее, простого произвола и освобождения от каких бы то ни было обязательств. Напротив, на человека НАКЛАДЫВАЮТСЯ ЕЩЕ БОЛЬШИЕ ТРЕБОВАНИЯ: ведь человек имеет ОБЯЗАННОСТЬ стать «сверхчеловеком», он призван ответить на брошенный ему вызов, стать «более амбициозным», не удовлетворяясь уже достигнутым уровнем.

К этому еще нужно добавить, что сам Ницше в своей реальной жизни на «сверхчеловека» походил мало. «Сверхчеловек» – это, скорее, некая взятая им на вооружение «модель», иллюстрирующая, каким он хотел бы видеть себя самого и каким он видел себя в мечтах.
И все же, несмотря на всю ненависть Ницше ко Христу (в сущности, ко Христу моралистической проповеди, характерной для лютеранства XIX века), его идея «сверхчеловека» вовсе не чужда неогностическому христианству (по крайней мере, как я его понимаю). Ее можно истолковать и как некий светский эквивалент «Божественного Человека».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

РГПУ им. А. И. Герцена

Концепция теории о сверхчеловеке Ницше

Меленный Виталий Петрович

Туризм. 1 курс

Введение

1.Фридрих Ницше

2. Концепция сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

2.2 «Путь» к сверхчеловеку

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Заключение

Введение

Идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше. На самом деле, несложно догадаться почему, ведь актуальность до сегодняшнего дня не покидается эту тематику. «Сверхчеловек» по сей день интересен. В действительности, Ницше был не первым, кто затронул эту тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была забыта. Часто, очень часто люди непроизвольно, возможно, вспоминают Его, т.е. все мифологические герои или же выдуманные герои типа Монте Кристо или Шерлока Холмса являются современным выражением человека Свыше обычного, превосходящего простого человека в силе или в хитрости, или в храбрости.

1. Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше - это наиболее яркий представитель философского направления под названием «философия жизни».

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г в семье потомков польских дворян. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. В 12 дней написал историю своего детства. Он покинул свою семью в 1858 г. Будучи сыном простого пастора, он получил образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявлял такие таланты, что ему пророчили карьеру профессора. Так оно и произошло, и уже в 1868году (в 24 года) он становится профессором в Безельском университете.

Все шло замечательно, но в 1876 году Ницше начинает страдать страшными головными болями и переезжает жить в Италию, путешествует по Швейцарии и Франции. В это время происходит коренной перелом в его мировоззрении и творчестве. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но, по мнению экспертов, это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Ницше бросает преподавательскую карьеру и начинает писать свои главные произведения. К ним относятся: « Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки» и др. В 1889 году безумие прерывает его творческую деятельность. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г, не осознавая того успеха, который к тому времени уже имели его произведения. Ницше задал новое направление культурно - философской ориентации получившей название «философия жизни», т.к. все рассматриваемые проблемы касались непосредственно человеческой жизни и общества.

2. Концепция Сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

Идея сверхчеловека в философии впервые была высказана Фридрихом Ницше. Для него человек выступает следующим эволюционным звеном типа «гомо сапиенс». Ценность человека здесь промежуточная. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью», - так говорил Ницше. Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение - это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть». Т.к. опасно прохождение, опасно остаться в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка - в этом заключается смысл выражения «…человек - это переход…».

Можно говорить, что идея Ницше о сверхчеловеке явилась следствием эволюционной теории Дарвина: Если человек произошел от неких звероподобных предков, то можно предположить, что теперешнее его состояние (Человек) - это может быть промежуточное состояние, которое может стать основой для более высокого.

Другими словами, Человек станет для Сверхчеловека тем, чем для человека является обезьяна. «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или позор. И тем самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором…Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от червя. Некогда вы были обезьяною, и даже теперь человек еще большая обезьяна, чем иная из обезьян.» Здесь Ницше говорит о развитии ВОЛИ К ВЛАСТИ, которая постепенно приобретает формы биологического и социального доминирования. Именно эти черты Сверхчеловека Ницше пытались воплотить в своем бытии вожди тоталитарных государств XX века.

Идея сверхчеловека древняя. Это доказывают слова П.Д.Успенского Пётр Демьямнович Успемнский (4 марта 1878, Москва -- 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) -- русский философ, теософ, эзотерик и писатель, математик по образованию. Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеям четвёртого измерения, «Народная мудрость всех веков и племен понимала, что человек, каков он есть, не способен сам устроить свою жизнь; народная мудрость никогда не считала человека достижением, венчающим творение. Она правильно оценивала место человека, принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа, которые, хотя тоже являются людьми, все же стоят гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его, сложнее, «чудеснее» »

Идеи сверхчеловека была забыта в период Нового и Новейшего Времени, когда центральное место занимала экспериментальная наука. «Лишь тупая мысль последних столетий европейской культуры утратила соприкосновение с идеей сверхчеловека и поставила своей целью человека, каков он есть, каким он был и будет всегда. За этот сравнительно короткий период европейская мысль так основательно забыла идею сверхчеловека, что когда ее Ницше предоставил западу, она показалась ему новой, оригинальной и неожиданной. В действительности она существовала с самого начала известного нам человеческого мышления ».

«В конце концов, сверхчеловек никогда полностью не исчезал и в современной западной мысли. Например, что такое "наполеоновская легенда" и все сходные с ней легенды, как не попытки создать новый миф о сверхчеловеке? Массы по-своему все еще живут с идеей сверхчеловека; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека. В самом деле, что представляют собой граф Монте Кристо, или Рокамболь, или Шерлок Холмс, как не современное выражение все той же идеи сильного, могучего существа, с которым не в состоянии бороться обычные люди, которое превосходит их в силе, храбрости и хитрости? Его сила всегда заключает в себе нечто таинственное, магическое, чудесное»

Вместе с тем Успенский показывает, что идея сверхчеловека постоянно всплывает в любом времени. Она спит, готовая пробудиться и овладеть умами. «…Массы по-своему еще живут с идеей о сверхчеловеке; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека».

«Подходить к идее сверхчеловека интеллектуальным путем возможно только после длительной и настойчивой тренировки ума. Способность думать есть та первая необходимая стадия посвящения, которая гарантирует безопасность приближения к этой идее. Что значит уметь думать? Это значит уметь думать по-другому, не так, как мы привыкли, представлять себе мир в каких-то новых категориях. Мы слишком упростили наше представление о мире, привыкли рисовать его себе чересчур однообразным; теперь нам предстоит заново учиться понимать его сложность. Для этого нужно вновь и вновь воспринимать его по-иному; понять, что нам совершенно не известно, что такое человек; понять, что человек, возможно, совсем не то, что мы о нем думаем.

В сердце своем мы очень хорошо знаем, знаем нечто; но никак не можем на нем сосредоточиться. Мы понимаем некоторый круг идей, но живем в другом круге. Жизнь кружится вокруг нас, и мы кружимся вместе с ней, а вокруг нас кружатся наши тени.

"Нет ничего вне нас. Но мы забываем это при первом звуке", - говорит Заратустра у Ницше.»

2.2 «Путь» к Сверхчеловеку

Ницше описывает путь к сверхчеловеку аллегорически. На пути к достижению совершенства, необходима трехкратная трансформация сущности человеческого существа в сверхчеловеческое начало. В речи «О трех превращениях» Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа, соответствующие трем этапам восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.

Так вначале дух становится верблюдом , т.е. тем, кто упорно и без сомнений несет свою тяжесть. Тяжесть поклажи - это тяжесть наших предрассудков. Поклажа не верблюда - ее на него нагружают.

Затем дух превращается во льва, цель которого - стремление добыть себе свободу в борьбе с Великим драконом, на чешуе которого написано «ты должен» (дракон здесь - это тот, кто нагружает поклажу на верблюда).

Заключительная метаморфоза - превращение льва в ребенка - представляет собой положительный этап появления сверхчеловеческого типа. Младенчество символизирует утверждение жизни. Ребенок - это символ забвения тяжести и борьбы, это рождение новых ценностей, это сила нового властного и безошибочного утверждения.

Трудный путь к сверхчеловеку уничтожает последовательно все то, что можно назвать тяжестью, т.е. это то, что ориентирует нас на прежние ценности, а также то, что подчиняется диктату толпы

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Сверхчеловек - это высший биологический тип. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», полубога, а то даже и Бога. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Именно это имеет в виду Ницше, сравнивая человека с канатом над пропастью.

По Ницше в сверхчеловекесоединяются два начала АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ -- философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя просто дионисийского" - дионисийское, с его радостным разгульным, размашистым, инстинктивным и пьянящим образом жизни, и аполлоновское, которое придает этому бьющему через край образу жизни уравновешеннсть, стройность, целостность ИДЕАЛА. При этом Ницше подчеркивал значительное преобладание в человеке дионисийского над аполлоновским, т.к дионисийское - это человеческие инстинкты. Другими словами он говорил о преобладании в человеке биологического над духовным, отводя интеллекту второстепенную роль, необходимую для осуществления инстинктов. В отличие от содержания человека, о содержании сверхчеловекаНицше говорил так: «Душное сердце, холодная голова» и минус все « человеческое, слишком человеческое». Другими словами сверхчеловекНицше - это герой, который умеет обуздать (а не подавить!!!) свои инстинктивные побуждения, т.е. он способен творить себя сам. В образе Сверхчеловека объединяется то могущество, по отношению к природе и Миру, которым не обладает сегодняшний Человек. Это - ступень, на которой доминирует не биологическое, а духовное, а это есть подъем на новый уровень отношения с миром и преодоление его противоречий.

Ницше утверждал, что действия сверхчеловека безошибочны, т.е. он говорит о сверхрациональности (сверхразумности). По Ницше, сверхрациональность, свойственная сверхчеловеку, - это инстинкт, которым стал разум. Безошибочность инстинкта, утраченная человеком, может быть восстановлена в сверхчеловеке. Сверхчеловек, обладая сверхрциональностью и отвергнув прежние ценности, - это тот, кто создает новые ценности. Ценности сверхчеловека - это ценности, обеспечивающие движение вперед, которые делают его способным к росту «воли к власти», а не сковывают его действия, как, например, мораль.

Мораль и сверхчеловек.

Ницше считал, что вера в Бога парализует, следовательно, Ницше не отрицал Бога. А образ сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, которая сковывает подлинную природу человека. Ницше рьяно критиковал христианскую мораль, сравнивая ее с клеткой, в которой сидят животные в зверинце, подобно людям, «закованным церковью в клетку». Предпосылка такой морали то, что «железные прутья могут быть полезнее, чем свобода, и что существуют укротители зверей, которые не останавливаются перед самыми ужасными средствами - которые умеют пользоваться раскаленным железом…» Ф. Ницше. Воля к власти Ницше идею Бога и заменяет идеей Сверхчеловека. Сверхчеловек - это Человек, мыслящий и действующий, проявляющий неверие во всех его видах. Потому он и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания.

Образ сверхчеловекау Ницше представляет собой критику морали. Ницше стремился создать основы новой морали Сверхчеловека, направленной на совершенствование культуры человека, улучшение типа личности. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. В тоже время Ницше считал, что мораль не определяет поведение человека, а только маскирует «волю к власти» в поведении людей. Также Ницше утверждал, что жизнь «стремится к максимуму чувства власти». Он порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою - мораль сверхчеловека.

Высшим смыслом бытия сверхчеловека Ницше видит преодоление страха смерти как обретение полной свободы, осуществив несколько волевых актов вне морали, т.е. создав свою собственную мораль и отвергнув прежнюю, человек выполнит свое предназначение, получит за это свободу от страха смерти.

Видимо здесь находится одно из противоречий его творчества: в то время, как он говорил о создании морали сверхчеловека, он говорил и о бессмысленности морали, основываясь на утверждении об изменяемости мира, его хаотичности, т.е. мораль не нужна, т.к. мир изменившись, будет должен отвергнуть ее и создать новую.

Сверхчеловек и «воля к власти».

Сверхчеловек - наиболее совершенное воплощение воли к власти, ибо исторические события все начинаются с творческих усилий великих личностей, способных преодолеть преграды событий.

Ницше к людям, подобным образу сверхчеловека относил Александра Невского, Юлия Цезаря, Гете, Микеланджело, Борджиа, Наполеона. В то же время Ницше утверждал, что в нашей истории «еще никогда не было сверхчеловека! Поистине даже самого великого из них находил он - слишком человеческим!» То есть герои мифов, обожествляемые лидеры античности, персонажи с «размытыми гранями между богом и человеком», Иисус Христос, апостолы, идеал эпохи Возрождения - «Хозяин» Природы и др. служили подобием сверхчеловекаНицше.

Волю к власти Ницше понимал как прорыв, волю к расширению своего Я.

«Воля к власти», по Ницше - это не только основной, но и единственный принцип всего совершающегося, это то, что лежит в основе всего существующего. Так, все процессы физические и моральные, представляют собой различные проявления воли к власти.

Воля к власти непосредственно выражена в инстинкте, именно поэтому физическое начало в человеке выше духовного. В образе Сверхчеловека должна быть ведущей воля к властинад собой, которая, развиваясь во вдохновении творить себя самого, является гениальностью. И. Ефремов об этом выразился так: «Люди обычно повинуются тысячелетним законам, выросшим из здравого опыта поколений. Они связаны необходимостью жизни, верой и службой богам и власти. Великий человек ставит себя превыше всего общечеловеческого, разрушая устои бытия... ».

Образ «сверхчеловека» Ницше - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Ницше считал «волю к власти» определяющей стимул поступков человека. У слабых людей она проявляется, как воля к «свободе», у более сильных - в стремлении к большей власти, а у самых сильных - к стремлению подавить чужую волю. Жизнь, по словам Ницше, «стремится к максимуму чувства власти». Таким образом «воля к власти» становится критерием любого типа поведения, любого явления. «Что хорошо? - Всё, что повышает «волю к власти» и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости» - так выражает он эту мысль в «Антихристе».

По Ницше, человек стремится найти свое «жизненное предназначение», которое и проявляется в воле к власти. Можно сказать, что воля к власти здесь выражается в виде воли к познанию, т.е. в виде инстинкта изменения того, что окружает и последующего господства над ним. Сверхчеловек - это воплощение воли к становлению, к творчеству. В тоже время Ницше считает, что воплощение такой воли приводит к нарушению гармонии человека со средой его обитания. Во избежании этого необходимо внутреннее могущество, могущество собственного духа, собственного Я, в таком могуществе происходит превращение воли к власти во вдохновение самосотворения. В этом заключается конструктивный смысл сверхчеловека (героизм + гениальность).

Воля к власти по Ницше - это:

1) Воля, устанавливающая сама себя, создающая сама себя, учреждающая сама себя, т.е. Это самосозидающая сила, движение которой измеряет достоинство и ценность.

2) Преодолевающая воля, т.к. воля к власти преодолевает другую волю. Воля к власти имеет огромное значение в образе сверхчеловека, поскольку она преодолевает сопротивление другой воли, воли инстинктов.

Заключение

ницше философия сверхчеловек

Сверхчеловек у Ницше - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловек, потому и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания. Конструктивный смысл Сверхчеловека состоит в том, что это Личность, соединяющая в себе гениальность и героизм. Сверхчеловек - это суть, проективная, но пока не раскрывшаяся сущность человека: «...канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью» Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сверхчеловек Ницше - это человек, отвергающий общепринятые моральные ценности и создающий свои собственные. Сверхчеловек - это человек, который определит вектор развития истории и человечества. Сверхчеловек - это образ сильной личности, одержимой жаждой власти. Сверхчеловек - это человек, который может творить себя самого, т.е может преодолевать свои инстинкты, а не подавлять их, это человек, который сверхразумен.

Приблизительно так можно охарактеризовать образ сверхчеловека, созданного немецким философом Фридрихом Ницше. Творчество Ф.Ницше имело множество сложностей, даже жестоких и отрицательных моментов, но его труды свидетельствуют об искреннем стремлении усовершенствовать культуру человека, улучшить тип человеческой личности. А совершенствование несовершенной человеческой природы - всегда желательно. Это, несомненно, - благородная цель. Произведения Ницше очень часто и многое критикуют, даже ругают, но они до сих пор очень популярны, люди читают их. Какими бы они не были, они питают наш интеллект, обогащают наш духовный мир.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность Фридриха Ницше как одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Учение Ницше о сверхчеловеке, Заратустра - его предзнаменование. Сверхчеловек - идеал человека. Опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Философия Ницше как философия конфликта, агрессии, воинственности. Представление о вере, воле к власти, иллюзии, религиозных ценностях, христианстве и сверхчеловеке в работах философа. Периодизация творчества Ницше, концепции нигилизма в его теории.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни. Идеи Ницше в западноевропейской рационалистической классике. Старт развития философии жизни. Разработка идеи вечного возвращения. Развитие культуры как результат адаптации человека к условиям.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Жизнеописание немецкого мыслителя и создателя самобытного философского учения Фридриха Ницше. Характеристика творчества Ницше: ранние произведения, развитие философских идей, ложная идея прогресса и концепция сверхчеловека. Анализ нового мировоззрения.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Краткая биография Ф. Ницше. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни. Сущность спора между Ницше и Сократом. Отношение Ницше к социализму. "Три кита" философии Ницше: идея Сверхчеловека, Вечное Возвращение, Воля к власти, Удовольствие и Страдание.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Личность Фридриха Ницше, его краткая биография. Влияние Шопенгауэра на развитие мировоззрения философа. Волюнтаризм Ницше и его смысл. "Воля к власти"- как основной мотив общественной жизни. Сущность концепции сверхчеловека и его миссии на земле.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Трагедия Фридриха Ницше. Характеристика основных периодов творчества известного философа. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше. Человеческая личность как единственная адекватная форма жизни. Главные идеи Ф. Ницше о личности человека.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Краткое описание жизни Фридриха Ницше - одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Концепция сверхчеловека и критика христианства в произведении "Так говорил Заратустра". Анализ подходов Ницше к перерождению в сверхчеловека.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Смысловая интерпретация понятия ""иррационализм". Зарождение и развитие иррационалистической теории. Метафизический анализ воли Шопенгауэра. Его взгляды на человеческую мотивацию, проблемы свободы и нравственности человека. Философия жизни Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Описания годов учебы и работы в университете. Знакомство с Рихардом Вагнером и его влияние на Фридриха Ницше. Тяжелая болезнь и выздоровление. Лу Саломе - роковая женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. Изучение произведений философа.

Мораль должна быть направлена на культивирование сильного человека, который сам решает, что такое добро, а что зло. «Слабые и неудачники должны погибнуть - первая заповедь нашего человеколюбия. И нужно еще помогать им в этом», - провозглашал Ницше. По его мнению, сильный человек сам решает, что такое добро, а что зло, не перекладывая это на Бога.

Из «права сильного» следует понимать и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, «аристократов», «господ», над другими - «рабами», «низших». Натолкнувшись на настоящее проявление своей морали - противоположность классов - Ницше открыто встал на позицию защиты господствующего класса. Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. Издавна рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы. Начало этому положила нагорная проповедь Христа в «Ветхом завете». По словам Ницше, «Аристократическое уравнение ценностей (хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = любимый Богом) евреи сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами бездонной ненависти бессилия. Именно только одни несчастные, бедные, низкие - хорошие, блаженны, благочестивые…. Зато, знатные и могущественные, - злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и они навеки будут несчастными, проклятыми и отверженными». Почти цитатой нагорную проповедь, Ницше пытается осудить христианскую мораль. Философ не пытается увидеть то, что в изначальном христианстве немаловажное место занимали другие мотивы, мотивы подчинения рабов господам (в земной жизни) и то, что христианство было поставлено на службу господам. Лицемерную форму христианской морали, обещающей людям блаженство в загробном мире ценой примирения с эксплуатацией в этом, он воспринял как определяющую ее сущность бунтарский гнев. Поэтому нужно сделать «переоценку ценностей»: восстановить «мораль господ» и отменить результаты «восстания рабов в морали».

Определяющие понятия «морали господ» - это:

Ценность жизни есть безусловная ценность и она совпадает с уровнем «воли к власти».

Существует естественное неравенство людей, обусловленное различием их «жизненных сил» и «воли к власти».

Сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально - правовыми нормами.

Субъектом этой морали, соответствующий этим требованиям, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет его следующим образом: это люди, «которые проявляют себя по отношению друг к другу настолько снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру… они немногим лучше необузданных хищных зверей…. Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием… уверены, что поэты теперь надолго будут иметь тему искусства и прославление». Примечательная особенность этих «белокурых бестий» - это их врожденное благородство, аристократичность, которой так не хватает нынешним «господам», «фабрикантам» и «торговым деятелям», чтобы автоматически обеспечить себе господство. Ведь только внешность дает ему право господства над массами. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку так, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещает приход нового «вождя», «фюрера», полубога, а то даже и Бога. Заратустра - это не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый «культ личности», что далеко выходит за рамки «культа личности» обычных людей, который лег в основу мифологии Ницше, приведенный более полно в «Заратустре».

Наивысшим достижением Ницше при жизни, как он считал, было сочинение «Так говорил Заратустра». Сам автор считал ее «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». Образ Заратустры - человека, идущего по пути становления сверхчеловека. По сути, этот путь намечен автором еще в «Человеческом…», но здесь он детально проработанный и облаченный в форму притчи, написанный потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о том, что происходит с ним и его учениками. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла на этих страницах, хотя весьма вероятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе он видел последователя для своего Заратустры, ибо «кто пишет кровью и притчами - тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть».

Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: «как дух становится верблюдом, верблюд львом и, наконец, лев становится ребенком». Прежде на пути достижения свободы духа необходимо познать трудное, чтобы преодолеть свою слабость. «Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду… спешит и он в свою пустыню». Так, «взяв на себя все самое трудное», адепт пути находит одиночество. Последним «драконом», «господином» и «богом», которого он обязан победить, является моральный императив «ты должен». В битве с ним он становится львом: «дух льва говорит «я хочу». Таким образом, он завоевывает себе право переоценки существующих ценностей и создания новых». Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, нужно стать львом».

Но само по себе это право и эта сила сказать «нет» любой из предусмотренных истин не является еще способностью к созданию новых ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание…». Стать ребенком - значит стать новым, отвергнув, все прежние установки. Играть с миром и с самим собой, как ребенок-то есть, возвращаясь к прежней терминологии Ницше, возродить в себе дионистическое начало. «Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший». Таков путь к сверхчеловеку. «Сверхчеловек - смысл земли». «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором». «Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым… сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение».

Высокое, что может пережить человек, учит Ницше - это «час великого презрения». Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к «жалкому довольству собою», которое названо добродетелью. «Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он это безумие!».

Фридрих Ницше попытался проложить путь к сверхчеловеку. Итогом было безумие. Хотя по нашему мнению, он сошел не с ума, а с дистанции, чтобы не толкаться с современниками, не суетиться, ни в их обыденных заморочках, ни в упрощающей все заданности. Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. «Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя». Разрушение традиционных ценностей вернулось саморазрушением. На долгие годы на память о Ницше и его наследии легла печать «фашизма». Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и приобрел черты «белокурой бестии», не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающий мир и его ценности.

Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и больше всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установки, духовной свободы, лишающие его внутренней, и радостной творческой жизни. «В человеке тварь и творец соединены воедино». Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всю жизнь осуществляемый эксперимент по разрушению внутри себя «животного» и выращивания «творца», прозванного «сверхчеловеком».

Философ видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах. Идеалом, близким к сверхчеловеку, были Цезарь, Макиавелли, Наполеон. Но возникновение сверхчеловека не предусматривалось быть связанным с какой-либо из существующих рас того времени. Кроме того, он является членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому самой природой. Таким образом, антибуржуазная философия Ницше находилась в противоречии с идеологией нацизма. Ницше был против любых форм проявления массового сознания, которые хозяйничали в Германии, его сверхчеловек - гармоничный человек, который совмещает в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные