Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Сначала экспедиция Кольдевея раскопала два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лондон того времени насчитывал более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне?

В начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали еще и третий пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12-15 раз...



Вторая стена была из обожженного кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича. Каково же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?

Памятники Древнего Вавилона

Древний Вавилон - стены с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашел почти тысячу больших и малых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий... И все 19 лет раскопок находки продолжались!

На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами и башнями - еще более великолепные и высокие здания.

В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона.

«Дорога смерти»

Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных асфальтом. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – «Дорога смерти », или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука».

Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму древнего Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука.



Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью:

Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопа-ласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!

Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон ее обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни.

Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников со стен, с ворот богини Иштар, скалили пасти драконы, рогатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап так же хищно бросали свой взор. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.



Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь религия древнего Вавилона , хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить.

Воины Древнего Вавилона

Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире.

Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора?

Сначала ему бы пришлось преодолеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось... Для таких случаев в Месопотамии использовали не лодки, а надутые воздухом овечьи бурдюки, на которых воины плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.)

Допустим, что враг преодолел и первую, и вторую, и третью линии стен древнего Вавилона. И вот он оказывается у главных ворот, а преодолев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскаленных асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства.

Кроме того, враг оказался бы между стен, наводящих ужас, - львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.



И все-таки древний Вавилон пал... Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел... Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привилегии. И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука.

Искусство Ассирии, Вавилона и Персии

Ассирия. Раннее ассирийское искусство – изображение царей. Крылатые быки – небесные покровители царей, сочетающие в себе птицу, человека и быка. Твердые сорта камня – символ вечности царской власти.

Рельефы. Львиная охота – один из главный мотивов позднего ассирийского искусства. Изображения натуралистичны и анатомичны. Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве значительно усиливаются черты реализма. Все композиции очень динамичны.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом.

В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты.

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) - это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок. В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.

Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 - 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).

Персидское искусство. Города построены на платформе. Торец платформы украшается рельефом, изображающим воинов. Монотонность, одинаковость фигур признак дисциплины воинов. И конечно их огромного количества. Персидское искусство доводит идею тотальной организации до предела. Заимствует вавилонскую технику – мозаику.

Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

Где находится Вавилон

Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта Вавилонского царства.

История Вавилона

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя , величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение Вавилона

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

Искусство Вавилона

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.



А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Вавилон, видео

И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».


Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.

Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника - вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.

Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами шестидесятеричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были составлены различные вычислительные таблицы: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др.. Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» и располагали методами нахождения всевозможных «пифагоровых» чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе.

Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.

Попыткой обобщения географических представлений является «карта мира», где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с северных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным «плотиной небес», на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя («Великая гора»). Но географический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораздо шире (к 1-му тыс. - от Испании до Индии).

Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.

Из записей астрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тыс. до н. э.) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались «биббу», «козлами». Каждая планета получила своё специальное название (кроме Меркурия, названного «биббу», то есть планета): Венера - «Дильбат», Юпитер - «Мулубаббар» («звезда-солнце»), Марс - «Залбатану» и Сатурн - «Кайману». Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодический месяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т.п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие сароса - промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.

С основами вавилонской науки были знакомы и соседние народы - эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Вклад в неё Ассирии был незначителен, однако большая часть вавилонских научных сочинений дошла до нас из ассирийских библиотек 12-7 вв. до н. э. Древнегреческая наука восприняла некоторые достижения вавилонской науки (видимо, не непосредственно, а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия, по-видимому, оказала и прямое влияние на древнегреческую.

Шумеро-вавилонская система мер и весов легла в основу ряда метрологических систем древней Передней Азии, а шестидесятеричная позиционная система счисления дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют градусами (или часами), минутами и секундами.

Примером своего рода исторической концепции, зачатком истории как науки может служить изложение исторических событий в виде «Списка царей», начинающегося с момента, когда «царственность спустилась с неба», и тянущегося непрерывно от древнейших к позднейшим царям. Этот список был составлен около 2100 до н. э. для обоснования идеи абсолютности царской власти.

К первым сочинениям научного характера в древнем Двуречье можно отнести списки знаков письма - сначала рисуночных, а затем развившихся из них - клинописных - и перечни терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни были впервые составлены около 3000 до н. э. Позже, в связи с практической потребностью, были накоплены определенные знания в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского как языка религии и школы - списки слов и специальных терминов разного рода, в том числе ботанических, зоологических, минералогических и т.п.; в начале 2-го тыс. появились шумеро-аккадские общие и терминологические словари, были даже попытки составления этимологических словарей; ещё позднее, частично за пределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, например шумеро-аккадо-западносемитско-хурритский, шумеро-аккадо-хеттский и т.п. Составлялись пособия по грамматике.

В 1-ой половине 3-го тыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной. Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпических песен, дошедших до нас в записях 19-18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г. Урука - Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др. - содержит некоторые реалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью отличается культовая эпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более поздним временам относятся, очевидно, этиологические эпические песни, посвященные золотому веку, происхождению культурных изобретений.

Из Ассирии почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские анналы. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Набушаллимшуну к богу о походе Саргона II в 714 дон. э. против Урарту. После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературы переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и т.п., вся литература народов древнего Двуречья - стихотворная.

В художественной культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох.

Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс. до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане «Белый храм» в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В период Джемдет-Наср (конец 4-го - начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения).

В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают черты условности и каноничности. В эпоху возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. - 22 в. до н. э.). К раннединастическому храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с «жилищем бога» наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н. э.) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета.

Мелкая пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи - в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума - правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура - орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.

Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада (24-22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты - все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художественной обработки бронзы - литья, чеканки, гравировки. Традиции искусства Аккада сохраняются в портретном искусстве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).5

В объединённом государстве III династии Ура (конец 22-21 вв. до н. э.), в условиях жреческого бюрократического режима, в художественных мастерских создавались главным образом рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э.) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитвенной позе перед богом Шамашем (Лувр, Париж); росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др.

Новый этап в развитии искусства Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта, 13 в. до н. э.). Расцвет искусства Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества и военной экспансии ассирийского государства (9-7 вв. до н. э.). Его основными темами становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, современный Хорсабад, 712-707 до н. э.). В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное искусство - выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.

После падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э.) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7-6 вв. до н. э., так называемый ново вавилонский период). Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккуратом Этеменанки.

В результате завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э.) и его вхождения в государство Селевкидов (конец 4в. до н. э.) в вавилонской культуре проявляется влияние персидского, а позже эллинистического искусства. В свою очередь вавилонское искусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии.

В реальность существования древнего Вавилона ученые поверили с трудом и далеко не сразу. Свидетельства и мнения античных ученых и философов, таких, как Геродот или Страбон, не воспринимались всерьез еще в пятидесятых годах девятнадцатого века, поскольку было принято считать, что они, подобно детям, очень уж любят преувеличивать.


Действительно, согласно утверждениям Геродота, окружность стены, опоясывающей Вавилон, равнялась почти девяноста километрам! И хотя такие античные философы, как Диодор или Страбон были значительно менее “щедрыми” (они писали о том, что вавилонские стены имеют длину только 70 километров), не верили и им. Ведь даже столица Великобритании, Лондон, с ее двухмиллионным населением в середине девятнадцатого века имела окружность меньше 40 километров!


Стены древнего Вавилона


Если история и бывает справедлива, то далеко не всегда,. Потому что “стены вавилонские” не числятся (да и не числились никогда) по ведомству “семи чудес света”. А, собственно, почему? Ведь эти стены — одна из величайших загадок древнего мира.


Мы уже упоминали, что “стены вавилонские” имели длину около 70 километров. Ну хорошо, а что можно сказать об их высоте и толщине? Судите сами: по самым скромным оценкам высота “стен вавилонских” составляла не менее 22 метров!

Почти такую же высоту имеет 9-этажный дом современной постройки! Под стать высоте стен была и их толщина. В начале двадцатого столетия археолог Роберт Кольдвей, который всерьез взялся за раскопки древнего Вавилона, смог оценить этот параметр.

Реконструкция их дала следующий результат: первый пояс стен имел толщину семь метров, второй — около восьми метров, и, наконец, третий — три с половиной метра. Кроме того, через каждые 45 метров возвышались могучие башни, имевшие основания размером 9?9 метров. Трудно сейчас сказать, какой они были высоты… Но ведь не ниже стен?
Вот тут-то и начинаются загадки и тайны… В самом деле, а сколько же понадобилось кирпича на строительство сооружения, общий объем которого определяется в 12 миллионов кубометров?

Было установлено, что первый ряд стен был построен из необожженного кирпича, которого для этой грандиозной цели потребовалось, как полагают, немногим более миллиарда штук! Но второй и третий ряды стен, для возведения которых использовался обожженный кирпич, потребовали уже 2,5 миллиарда кирпичей! Этот факт в настоящий момент установлен точно.

В связи с этим возникает следующий вопрос- где брали древние вавилоняне необходимое для обжига такого количества кирпичей количество дров?

Неужто в безлесном Междуречье?.. Исследователи полагают, что возведение “стен вавилонских” было бы совершенно нереальным делом без участия жреческой коллегии Вавилона. Она ведь не зря считалась старейшей среди Посвященных Востока!..

Может быть, они использовали для обжига кирпичей некие устройства, в основу действия которых были положены аналоги солнечных концентраторов?..

Но реально ли это?

Сейчас уже официально признано, что двояковыпуклые линзы из стекла были известны в Месопотамии не позднее восьмого века до нашей эры! С их помощью добывали огонь, собирая солнечные лучи в одной точке. Известно также, что уже в пятом столетии до нашей эры в Элладе применялись медные зеркала, изготовленные в виде параболоида. Подобные устройства и по сей день являются одним из наиболее эффективных концентраторов солнечной энергии.
Примем во внимание и тот факт, что в 1973 году группа греческих физиков под руководством Ионнаса Саккаса провела своего рода “следственный эксперимент”. 70 человек вышли в ясный день на берег моря, держа по отполированному медному щиту размером 1?1,5 метра. Они одновременно направили солнечные зайчики от щитов на макет древнеримского корабля. Через несколько секунд тот вспыхнул!

Таким образом, для жрецов Вавилона проблема обжига кирпичей без сжигания умопомрачительного количества дров, которых к тому же и взять-то было неоткуда, вряд ли являлась неразрешимой задачей. Жрецы древнего Вавилона справлялись с проблемами и более трудными. Обжигу подвергались не только кирпичи. Как оказалось, вся колоссальная площадь внешней поверхности вавилонских стен была покрыта… глазурированными плитками голубого и зеленого оттенков, содержащими изображения львов и удивительных драконов, которые вот уже несколько десятков лет вызывают споры у археологов и историков!

Конечно, нельзя отрицать, что мог быть применен и какой-то иной, совершенно неведомый нам способ обжига! В любом случае, на сегодня эта тайна осталась нераскрытой. Упоминаний на этот счет нет в клинописном наследии древних.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные