Основано в 1695 году отставными солдатами как солдатский поселок однодворцев, названный Пахотный Угол.
В документах первой ревизской сказки 1719 года в Пахотном Углу числилось 59 солдат-однодворцев.
Территория правобережья реки Цны на территории нынешней Тамбовской области в XVII веке была покрыта дремучими лесами. Сплошным лесом была покрыта и местность, на которой находится сейчас село Пахотный Угол. Только на берегах рек Керши и Ломовис были поляны, которые издавна обрабатывались и поэтому назывались пахотными. От этого и вся местность, ещё до заселения её людьми, называлась урочищем Пахотный Угол, а при образовании села это название перешло на него.
До 1695 года урочище Пахотный Угол не имело определенных межей и граней, эти места никому не принадлежали. Как село, Пахотный Угол было основано в 1695 году отставными солдатами молодой России. Солдат Московского полка Ерофей Дрожжин и 55 его товарищей по своей челобитной получили разрешение на свободные земли в междуречье Керши и Большого Ломовиса, куда вошла земля урочища Пахотный Угол.
Основанное солдатами село стало называться Солдатчиной. В переписной книге 1719 года первой переписи в Пахотном Углу числилось 59 домов. С женами и детьми население составляло 190 человек.
В трудах краеведа Н. В. Муравьёва «По истории сёл Бондарского района» значится:
Прежде село имело два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
В 1706 году в Пахотном Углу уже была построена часовня. А само село называлось тогда просто - Пахотный. Вот отрывок из документа, опубликованного в 39 номере "Известий Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК):
В 1721 году в Пахотном Углу построили церковь, очевидно взамен часовни. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876 год»:
В 1893 году вместо старой деревянной церкви тщанием прихожан была построена новая каменная церковь. Об этом говорится в «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год»
Село Пахотный удостоилось упоминания в «Большом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона «Солдатчина - село Тамбовской губернии и уезда, при речке Керше. Жителей - 4988, дворов - 795. 2 школы, 4 лавки, 2 кожевенных завода».
В 1863 году в Пахотном Углу насчитывается 400 домов и проживает 3317 человек.
В 1911 году - дворов уже 878, а население 5559 человек.
Были мужская и женская школы, училище учителей, ветлечебница
По количеству дворов Пахотный Угол намного превосходил окружающие населенные пункты, а подавляющее большинство крестьян относилось к категории «зажиточных».
Много пахотноугловцев полегло на поле брани в годы Первой мировой войны.
С 1917 года жителям села пришлось пережить и революционные события, и становление советской власти, и борьбу с кулаками и эсерами, и раскулачивание. На пахотноугловской земле действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села были свидетелями и непосредственными участниками яростных схваток во время восстания. В составе Антоновской армии был 8-й Пахотно-Угловский полк. До 700 пахоноугловцев воевали с большевиками на стороне Антонова. С. П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России. 1918-1923» пишет: «…в Тамбовском уезде многие села почти уничтожены пожаром и орудийными снарядами. Масса расстрелянных. Особенно пострадали села: Пахотный Угол, Знаменка, Кариан, Бондари, Лаврове, Покровское-Марфино и другие.»
Вот что пишет Александр Солженицын в своем рассказе «На краях»:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из-под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах - это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!). Ещё в запасе у нас - химические газы, и если будет надо - применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт.»
По данным Тамбовского регионального историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» в селе Пахотный Угол имеется массовое захоронение в лесном массиве мирных граждан, отравленных газом.
События тех лет оставили неизгладимый след в истории села и сельчан. О этой трагической странице истории села напоминает памятник, расположившийся около храма, надпись на котором гласит, что здесь погребены люди, погибшие в борьбе с врагами советской власти и некие неизвестные красноармейцы. До сих пор в селе есть предания о том, как сам Антонов скрывался в селе, и о том, что в подвале храма антоновцы хранили оружие, а войска Котовского из Казывани вели огонь из пушек по храму. Свидетельство тому - выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда.
Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила Великая Отечественная война. Без малого 600 человек погибли.
Основано в 1695 году отставными солдатами как солдатский поселок однодворцев, названный Пахотный Угол.
В документах первой ревизской сказки 1719 года в Пахотном Углу числилось 59 солдат-однодворцев. Территория правобережья реки Цны на территории нынешней Тамбовской области в 17 веке была покрыта дремучими лесами. Сплошным лесом была покрыта и местность, на которой находится сейчас село Пахотный Угол. Только на берегах рек Керши и Ломовис были поляны, которые издавна обрабатывались и поэтому назывались пахотными. От этого и вся местность, еще до заселения ее людьми, называлась урочищем Пахотный Угол, а при образовании села это название перешло на него. До 1695 года урочище Пахотный Угол не имело определенных межей и граней, эти места никому не принадлежали. Как село, Пахотный Угол было основано в 1695 году отставными солдатами молодой России. Солдат Московского полка Ерофей Дрожжин и 55 его товарищей по своей челобитной получили разрешение на свободные земли в междуречье Керши и Большого Ломовиса, куда вошла земля урочища Пахотный Угол. Основанное солдатами село стало называться Солдатчиной. В переписной книге 1719 года первой переписи в Пахотном Углу числилось 59 домов. С женами и детьми население составляло 190 человек. В трудах краеведа Н. В. Муравьёва «По истории сёл Бондарского района» значится:
Прежде село имело два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
В 1706 году в Пахотном Углу уже была построена часовня. А само село называлось тогда просто - Пахотный. Вот отрывок из документа, опубликованного в 39 номере "Известий Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК) :
В 1721 году в Пахотном Углу построили церковь, очевидно взамен часовни. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876 год»:
В 1893 году вместо старой деревянной церкви тщанием прихожан была построена новая каменная церковь. Об этом говорится в «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год» Село Пахотный удостоилось упоминания в «Большом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона «Солдатчина - село Тамбовской губернии и уезда, при речке Керше. Жителей - 4988, дворов - 795. 2 школы, 4 лавки, 2 кожевенных завода».
В 1863 году в Пахотном Углу насчитывается 400 домов и проживает 3317 человек.
В 1911 году - дворов уже 878, а население 5559 человек.
Были мужская и женская школы, училище учителей, ветлечебница
По количеству дворов Пахотный Угол намного превосходил окружающие населенные пункты, а подавляющее большинство крестьян относилось к категории «зажиточных».
Много пахотноугловцев полегло на поле брани в годы Первой мировой войны.
С 1917 года жителям села пришлось пережить и революционные события, и становление советской власти, и борьбу с кулаками и эсерами, и раскулачивание. На пахотноугловской земле действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села были свидетелями и непосредственными участниками яростных схваток во время восстания. В составе Антоновской армии был 8-й Пахотно-Угловский полк. До 700 пахоноугловцев воевали с большевиками на стороне Антонова. С. П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России. 1918-1923» пишет: «…в Тамбовском уезде многие села почти уничтожены пожаром и орудийными снарядами. Масса расстрелянных. Особенно пострадали села: Пахотный Угол, Знаменка, Кариан, Бондари, Лаврове, Покровское-Марфино и другие.»
Вот что пишет Александр Солженицын в своем рассказе «На краях»:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из-под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах - это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!). Ещё в запасе у нас - химические газы, и если будет надо - применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт.»
По данным Тамбовского регионального историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» в селе Пахотный Угол имеется массовое захоронение в лесном массиве мирных граждан, отравленных газом.
События тех лет оставили неизгладимый след в истории села и сельчан. О этой трагической странице истории села напоминает памятник, расположившийся около храма, надпись на котором гласит, что здесь погребены люди, погибшие в борьбе с врагами советской власти и некие неизвестные красноармейцы. До сих пор в селе есть предания о том, как сам Антонов скрывался в селе, и о том, что в подвале храма антоновцы хранили оружие, а войска Котовского из Казывани вели огонь из пушек по храму. Свидетельство тому - выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда.
Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила Великая Отечественная война. Без малого 600 человек погибли.
Богоявленский храм. Построен в 1893 году.
Официальные названия улиц Пахотного Угла в обиходе практически не используются, у каждой улицы есть свое народное (старое) название.
Ул. Пролетарская - Говяжка
Ул. Бориса Котова - Задовка
Ул. Коммунальная - Новая Улица.
Другие народные названия улиц: Хомутовка, Барок, Выгон, Бугор, Серединка, Поповщина и др.
Грунтовые дороги между огородами называют Хопёрками.
Помимо названия улиц, в Пахотном Угле так же редко используют и официальные фамилии. У каждой семьи есть своя подворня и чаще всего членов семьи называют по подворне, а не по фамилии.
Подворня закрепляется за двором, отсюда и название. Наиболее вероятно, что данное явление появилось из-за большого числа однофамильцев, и чтобы не путать, о какой семье идёт речь, начали придумывать подворни.
Наиболее распространённые фамилии в селе: Мамонтовы, Милосердовы, Саблины, Поповы и др.
Ещё одну особенность подворни получили во второй половине XX века, когда молодёжь стала массово уезжать в города. У выходцев из сельской местности по всей России появилась традиция отправлять детей на лето в деревню к бабушке с дедушкой, и дети на время пребывания в Пахотном Угле получали подворню бабушки с дедушкой. Например, Вася Петров и его двоюродный брат Петя Иванов, чьи мамы родом из Пахотного угла, приезжая в Пахотный становятся "Карытиными", и их называют Вася Карытин и Петя Карытин, возвращаясь в город они вновь становятся Петровым и Ивановым. В тех случаях, когда у внуков разные фамилии, использование подворни серьёзно упрощает жизнь.
Мне всегда казалось, что в своих рассказах про огроменный пятиглавый Храм бабушка с дедом несколько преувеличивают. Но то, что мы увидели, превзошло все мои ожидания. Это даже много больше того, что я могла себе вообразить. То, что в той местности это, похоже, типичная архитектура, в голову пришло значительно позже. Вначале же были только одни эмоции...
Upd: вот, сегодня уточнила - Храм все же закрывался. И даже был достаточно сильно разграблен, так что то, что сейчас - это уже результат некоторого восстановления. Так что то, что внутри, и что мы не посмотрели - уже остатки былого величия.
Так что обшарпанность все же во внешнем виде просматривалась, что имеет право на быть, хотя вокруг Храма все было ухожено: посажены цветочки, выкошена трава, хорошо сделаны дорожки. Хотя дверы его были наглухо закрыты, ровно как и большой замок на домике священника не позволил усомнится в том, что внутрь мы не попадем. Кто-то из местных предложил нам прийти на следующий день, ибо это будет праздник (Петр и Павел), но... возможности задержаться не было, так что пришлось довольствоваться только внешним видом.
Чуть в стороне нашли небольшой Святой источник. Был открыт, но... ведра привязано там не было, так что водички попробовать была не судьба.
На домике священника очень заинтересовал крест на крыльце. В таком исполнении я его никогда не видела. Что значит - просто ли украшение или какая-то символика - не знаю. Если кто подскажет - буду очень признательна.
Недалеко от Храма видели памятник с интересной формулировкой текста. Я бы даже сказала - несколько нетипичной. "Здесь похоронены жертвы Гражданской войны (2 фамилии) и два красноармейца (без фамилий)". Заинтриговало. Снимать не стала. Памятник обычный, но вот вокруг него, мягко говоря, была помойка. Хотя, возможно, и стоило бы снять...
А вообще очень хотелось поговорить со священником или с кем-то, кто служит в церкви. У местных про то узнать не удалось, поскольку всех, с кем разговарили, на мои вопросы делали круглые глаза и говорили, что тут уже никто ничего не помнит... может, они и правы, кстати... Но... Во времена Гражданской войны на площали перед Храмом был расстрелян Белогвардейский офицер. Расстрелян без суда и следствия, на глазах у своей жены и двух малолетних детей. Жена (Надежда) от стресса потеряла дар речи и несколько лет молчала. А спустя несколько лет одна из ее дочерей, придя домой из церкви на Пасху, сказала маме "Христос Воскресе". На это женщина ответила ("Во истину воскресе"), и начала говорить. И не просто говорить... Она стала активно помогать в церкви, проводила там очень много времени, даже в то время, когда повсеместно были гонения на церковь, а когда в селе кто болел, она приходила в дом и молилась. Говорили - помогало. Предполагали, что в церкви должны были знать, где она похоронена (было даже предположение, что недалеко от церкви), и что стало с ее двумя дочерьми (Серафима и, кажется, Маня(?)) Лет 20 назад кто-то из них был еще жив. Сейчас, правда, скорее всего уже нет...
(долго думала, стоит ли писать тут про эту историю, но потом вдруг подумалось, а вдруг кто из читающих увидит что знакомое в тексте...)
В общем, к сожалению, узнать там ничего не удалось. Возможно, будь побольше времени, что-то и выяснилось бы...
И я все же жалею немного, что мы не зашли к той женщине, тете Любе, про которую нам сказали... Возможно, это повод заехать туда опять при случае...
И в качестве комментария... Подумалось, а свались кто ко мне с подобными вопросами, какова бы была моя реакция? И где-то для себя поняла, что даже одного любопытсва хватило бы на то, чтобы вне зависимости от того, на сколько я в тот момент занята и какие у меня свои планы и дела, обязательно бы узнала поподробнее, кто интересуется и по какому вдруг поводу. Чтобы просто так притащиться в такую даль... Просто так бы не отпустила, хотя бы рюмку чая, не говоря про разговор, но предложила бы.
Страна | Россия |
Субъект федерации | Тамбовская область |
Муниципальный район | Бондарский |
Сельское поселение | Пахотноугловский сельсовет |
Автомобильный код | 68 |
Код ОКАТО | 68 202 850 001 |
Население | ▼ 1307 человек (2008) |
Прежние названия | Солдатчино |
Основан | 1695 |
Почтовый индекс | 393233 |
Часовой пояс | UTC+4 |
Координаты | Координаты: 52°58′39″ с. ш. 41°54′10″ в. д. / 52.9775° с. ш. 41.902778° в. д. (G) (O) (Я)52°58′39″ с. ш. 41°54′10″ в. д. / 52.9775° с. ш. 41.902778° в. д. (G) (O) (Я) |
Пахотный Угол - село в Бондарском районе Тамбовской области, центр Пахотноугловского сельсовета.
Основано в 1695 году отставными солдатами как солдатский поселок однодворцев, названный Пахотный Угол.
В документах первой ревизской сказки 1719 года в Пахотном Углу числилось 59 солдат-однодворцев. Территория правобережья реки Цны на территории нынешней Тамбовской области в 17 веке была покрыта дремучими лесами. Сплошным лесом была покрыта и местность, на которой находится сейчас село Пахотный Угол. Только на берегах рек Керши и Ломовис были поляны, которые издавна обрабатывались и поэтому назывались пахотными. От этого и вся местность, еще до заселения ее людьми, называлась урочищем Пахотный Угол, а при образовании села это название перешло на него. До 1695 года урочище Пахотный Угол не имело определенных межей и граней, эти места никому не принадлежали. Как село, Пахотный Угол было основано в 1695 году отставными солдатами молодой России. Солдат Московского полка Ерофей Дрожжин и 55 его товарищей по своей челобитной получили разрешение на свободные земли в междуречье Керши и Большого Ломовиса, куда вошла земля урочища Пахотный Угол. Основанное солдатами село стало называться Солдатчиной. В переписной книге 1719 года первой переписи в Пахотном Углу числилось 59 домов. С женами и детьми население составляло 190 человек. В трудах краеведа Н. В. Муравьёва «По истории сёл Бондарского района» значится:
Прежде село имело два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
В 1706 году в Пахотном Углу уже была построена часовня. А само село называлось тогда просто - Пахотный. Вот отрывок из документа, опубликованного в 39 номере "Известий Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК) :
В 1721 году в Пахотном Углу построили церковь, очевидно взамен часовни. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876 год»:
В 1893 году вместо старой деревянной церкви тщанием прихожан была построена новая каменная церковь. Об этом говорится в «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год» Село Пахотный удостоилось упоминания в «Большом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона «Солдатчина - село Тамбовской губернии и уезда, при речке Керше. Жителей - 4988, дворов - 795. 2 школы, 4 лавки, 2 кожевенных завода».
В 1863 году в Пахотном Углу насчитывается 400 домов и проживает 3317 человек.
В 1911 году - дворов уже 878, а население 5559 человек.
Были школы, м и ж, училище учителей. Ветлечебница
По количеству дворов Пахотный Угол намного превосходил окружающие населенные пункты, а подавляющее большинство крестьян относилось к категории «зажиточных».
Много пахотноугловцев полегло на поле брани в годы первой мировой войны.
С 1917 года жителям села пришлось пережить и революционные события, и становление советской власти, и борьбу с кулаками и эсерами и раскулачивание. На пахотноугловской земле действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села были свидетелями и непосредственными участниками яростных схваток во время восстания. В составе Антоновской армии был 8-й Пахотно-Угловский полк.До 700 пахоноугловцев воевали с большевиками на стороне Антонова. С. П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России. 1918-1923» пишет: «…в Тамбовском уезде многие села почти уничтожены пожаром и орудийными снарядами. Масса расстрелянных. Особенно пострадали села: Пахотный Угол, Знаменка, Кариан, Бондари, Лаврове, Покровское-Марфино и другие.»
По количеству дворов Пахотный Угол намного превосходил окружающие населенные пункты, а подавляющее большинство крестьян относилось к категории «зажиточных».
С началом Первой мировой войны много пахотноугловцев ушли на фронт, много их полегло на поле брани. О масштабах демографической ямы можно судить по данным о количестве родившихся и умерших в селе за 1912 – 1917 годы.
годы | 1912 | 1913 | 1914 | 1915 | 1916 | 1917 |
родилось | 347 | 349 | 340 | 281 | 168 | 176 |
умерло | 211 | 205 | 143 | 123 | 169 | 151 |
разница | 136 | 144 | 197 | 158 | -1 | 25 |
А с 1917 года жителям села пришлось пережить еще и революционные события, и становление советской власти,и борьбу с кулаками и эсерами и раскулачивание. На пахотноугловской земле действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села были свидетелями и непосредственными участниками яростных схваток во время восстания. В составе Антоновской армии был 8-й Пахотно-Угловский полк. До 700 пахоноугловцев воевали с большевиками на стороне Антонова. С.П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России. 1918-1923» пишет: «…в Тамбовском уезде многие села почти уничтожены пожаром и орудийными снарядами. Масса расстрелянных. Особенно пострадали села: Пахотный Угол, Знаменка, Кариан, Бондари, Лаврове, Покровское-Марфино и другие.»
Вот, что пишет Александр Солженицын в своем рассказе «На краях»:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из-под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах – это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!) Ещё в запасе у нас – химические газы, и если будет надо – применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт.»
По данным Тамбовского регионального историко-просветительского, правозащитного и
благотворительного общества "Мемориал” в селе Пахотный Угол имеется массовое
захоронение в лесном массиве мирных граждан, отравленных газом.
События тех лет оставили неизгладимый след в истории села и сельчан. О
этой трагической странице
истории села напоминает памятник, расположившийся около
храма,
надпись на котором гласит,
что здесь погребены люди, погибшие в борьбе с врагами советской власти и некие
неизвестные красноармейцы.
До сих пор в селе есть
предания о том, как сам Антонов скрывался в селе, и о том, что в подвале храма
антоновцы хранили оружие, а войска Котовского из Казывани вели огонь из пушек по храму. Свидетельство тому - выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда.
Из
воспоминаний старожила села Гладышева Ивана Васильевича: «Село обосновалось на стыке трёх дорог, ведущих к Тамбову, Моршанску и
Кирсанову. До первого города по тогдашним меркам считалось 50 вёрст, двух других
– 60 вёрст. Река Кёрша, по которой расположилось село, была глубокой и
рыбоводной. С правой и с левой стороны села в неё впадали небольшие ручейки
Гнилой и Рудный. С увеличением поселенцев лес стал вырубаться, тем самым
увеличивались площади для полей и заливных лугов. Хорошие по урожайности земли
с её луговыми угодьями, узловое место по отношению к трём городам, всё это
способствовало развитию Пахотного Угла. Местность привлекала многих приезжих
купцов, промышленников и отхожих вольных крестьян. Сюда тянулись поселенцы, в
результате чего Пахотный Угол стал самым крупным населённым пунктом в
Бондарском районе.
В селе проживают люди около 70 разных фамилий. Эта разнофамильность свидетельствует ещё раз о том, что народ в Пахотный Угол шёл, «приживался здесь».
Население занималось в основном хлебопашеством и лесопилением (разделка леса на тёс и доски). Но, помимо этих профессий много было и других. Здесь можно было найти сапожников, вальщиков, печников, кузнецов, столяров, плотников.
Ещё на моей памяти в Пахотном Углу были избы, которые топились по черному, а вместо ламп свет давали лучины. Основной обувью служили лапти. Штаны, пиджаки, бельё нижнее, как у мужчин, так и у женщин шились из домотканой суровой холстины».
Неизгладимый след в сердцах и памяти Пахотноугловцев оставила Великая Отечественная война. Без малого 600 человек - жителей села не вернулись с этой страшной войны. Вот этот скорбный . Среди них и Мамонтов Степан Андреевич 1903 года рождения, пропавший без вести весной 1942 года. Это муж моей крестной матери - сестры моей бабушки - Мамонтовой (Скосаревой) Варвары Николаевны.
Это село дало много ветвей для моего родословного древа и фамилии Мамонтовых, Поповых, Ярыгиных, Плетневых, Кобзевых.
На данной странице использованы материалы:
- сайта пахотноугловской школы http://pax-ygol.narod.ru
- Олега Левина с сайта http://www.kraeved.ru