Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В этом году исполнилось семьдесят пять лет с того дня, когда в Мурманск начали поступать военные грузы, поставлявшиеся Америкой и Великобританией для борьбы с общим врагом - фашистской Германией. Их доставка являлась необыкновенно сложной задачей, но была крайне необходима фронту, и начало ей положил первый арктический конвой, вошедший в историю под названием «Дервиш».

Вновь востребованный опыт минувших веков

Арктические конвои Второй мировой войны явились продолжением традиции, начало которой было положено испанцами ещё в XVI веке. В те, давно прошедшие времена, они конвоировали галеоны, перевозившие через Атлантику тонны золота и серебра, награбленного в Южной Америке. Поскольку следовать с таким грузом было весьма опасно, корабли собирались на рейде Гаваны, и уже под прикрытием испанских пушек, шли через просторы, кишевшие английскими пиратами.

И вот, когда в июле 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение о взаимных действиях в борьбе с Германией, и Черчилль обещал Сталину помочь, во всём, что будет в его силах, британцы вспомнили, тот метод, которым четыреста лет назад морские перевозчики оборонялись от их агрессивных соотечественников.

Это оказалось весьма кстати, поскольку буквально через две недели Советский Союз заключил с Америкой соглашение о военных поставках, конгрессом которой была принята государственная программа снабжения союзных войск боеприпасами, техникой, продовольствием и медикаментами, вошедшая в историю под названием ленд-лиз. В связи с этим в полной мере встал вопрос - как доставить грузы союзников в советские порты.

Пути решения проблемы

Существовало три варианта решения этой проблемы. Один маршрут пролегал через Тихий океан, но из всех советских дальневосточных портов, лишь Владивосток был соединён железной дорогой с прифронтовыми районами. У его причалов регулярно швартовались суда союзников, и, несмотря на то что имела сравнительно невысокую пропускную способность, за годы войны именно по ней было доставлено 47% военных грузов. Но, проблема состояла в том, что этот маршрут занимал очень много времени.

Второй, и наиболее безопасный путь пролегал через персидский залив и Иран. Однако, ввиду технических сложностей, им удалось воспользоваться лишь в середине 1942 года, тогда как помощь фронту требовалась незамедлительно. Поэтому северные арктические конвои, являвшиеся третьим вариантом доставки грузов, рассматриваемым союзным командованием, имели ряд преимуществ перед двумя другими.

Во-первых, он требовал сравнительно немного времени. Арктический конвой мог доставить груз всего за десять - двенадцать суток, а во-вторых, Архангельск и Мурманск, где производилась разгрузка, находились достаточно близко к району военных действий и к центру страны.

Однако, этот путь был чреват опасностями, проистекавшими из того, что корабли были вынуждены двигаться вдоль берегов Норвегии, оккупированной немцами. Значительную часть пути им приходилось преодолевать в непосредственной близости аэродромов и военно-морских баз противника. Однако, несмотря ни на что, этот путь был незаменим, и арктические союзные конвои 1941-1945 года внесли существенный вклад в разгром врага. Особенно велика их роль была в первый военный год.

Метод проводки транспортных судов

Для отражения возможных атак противника, союзным командованием была разработана тактика, благодаря которой арктический конвой мог максимально обезопасить перевозимый груз. Транспорты выстраивались не единым караваном, а короткими кильватерными колоннами, двигающимися фронтом на значительном удалении друг от друга, и часто меняющими курс. Это не только позволяло более эффективно управлять ими, но создавало дополнительные сложности немецким субмаринам.

Для борьбы с подлодками предназначался малый корабельный эскорт, состоявший из тральщиков, фрегатов и эсминцев. Они находились на некотором расстоянии от конвоируемых ими судов. Кроме них, боевую задачу выполняли более крупные корабли, следовавшие ближе к берегу, и предназначенные для отражения надводных сил противника и его авиации.

На всём протяжении пути вплоть до находящегося в западной части Баренцева моря, северные арктические конвои находились под защитой британского флота и авиации. На заключительном этапе эта обязанность ложилась на советских моряков и лётчиков.

Арктические союзные конвои 1941-1945 г. формировались, и брали в свои трюмы груз в шотландском порту, расположенном в бухте Лох-Ю. Далее их путь лежал в Рейкьявик, где суда заправляли баки горючим, после чего следовали к пункту назначения. С учётом ледяной обстановки, курс следования прокладывался как можно севернее. Это делалось для максимального удаления от берегов, занятых противником.

Две различные точки зрения

Любопытно отметить одну деталь, являвшуюся в те годы причиной определённых трений между советским командованием и их британскими коллегами. Согласно инструкции, изданной адмиралтейством Её Величества, и распространявшейся на все военные корабли, а не только те, что входили в арктические морские конвои, с транспортов, повреждённых или потерявших в боевых условиях управление, экипажи переходили на другие суда, а сами они добивались торпедами и отправлялись на дно.

Это делалось, потому что жизнь моряков ставилась несравненно выше материальных ценностей, а всякая попытка спасти гибнущий корабль подвергала их смертельному риску. Даже с практической стороны, англичане считали, что подготовить первоклассный экипаж, гораздо сложнее, чем построить судно. Такой подход был абсолютно не понятен советской стороне, и нередко давал повод обвинить союзников в стремлении доставить в порт назначения как можно меньше грузов.

Удача, сопутствовавшая «Дервишу»

Первый арктический конвой, получивший кодовое название «Дервиш», покинул порт Рейкьявика 21 августа 1941 года. В его состав входили шесть британских транспортных судов и одно советское. Их безопасность обеспечивали семь тральщиков и два эсминца. Благополучно достигнув Архангельска, 31 августа транспорты выгрузили на берег пятнадцать истребителей «Харрикейн», около четырёх тысяч глубинных бомб, несколько десятков грузовиков, а также тонны каучука, шерсти и всевозможного обмундирования.

Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. в сводках командования носили кодовое название, начинавшееся литерами PQ. Это были первые буквы имени офицера британского адмиралтейства Питера Квилина (Peter Quelyn), отвечавшего за организацию охраны транспортных судов. Следом за литерами шёл порядковый номер очередного конвоя. Караваны, следовавшие в обратном направлении, обозначались QP, и также имели порядковый номер.

Первый Арктический конвой, вошедший в историю, как PQ-0, достиг Архангельска без особых трудностей главным образом потому, что немецкое командование, ориентированное на «блицкриг» - молниеносную войну, рассчитывало закончить Восточную кампанию ещё до наступления зимы, и не обращало должного внимания на то, что происходило в Заполярье. Однако, когда стало очевидно, что война будет долгой, борьба с арктическими конвоями приобрела особое значение.

Концентрация сил врага на борьбу с конвоями союзников

Стоит отметить, что после того, как в мае 1941 года британцами был потоплен флагман немецкого флота линкор «Бисмарк», Гитлер вообще запретил экипажам своих надводных судов вступать в открытые бои с англичанами. Причина была самая простая - он опасался лишний раз дать врагу повод для торжества. Теперь же картина изменилась.

В начале зимы 1942 года в район возможного появления британских конвоев были срочно переброшены три тяжёлых крейсера и один лёгкий. Кроме того, их должны были поддерживать пять эсминцев и пятнадцать субмарин. Параллельно с этим, численность самолётов, базировавшихся на аэродромах Норвегии, была увеличена до пятисот единиц, что позволило в апреле того же года приступить к регулярным авианалётам на Мурманск.

Подобные меры возымели действие, и относительное спокойствие, в обстановке которого совершали свой переход первые конвои, сменилось по настоящему боевой обстановкой. Первую потерю союзники понесли в январе 1942 года, когда немцами было потоплено британское транспортное судно «Вазиристан», входившее в состав конвоя PQ-7.

Потери союзников и их ответные меры

Развивая успех, германское командование организовало настоящую охоту, за следующим конвоем PQ-8. На его перехват вышли линкор «Тирпиц», являвшейся точной копией потопленного прежде «Бисмарка», а также три эсминца и несколько подлодок. Однако, несмотря на все старания, своевременно обнаружить арктический конвой им не удалось, и их единственной, но весьма прискорбной для нас жертвой, стало советское транспортное судно «Ижора», по техническим причинам отставшее от основной группы.

К сожалению, в дальнейшем потери союзников значительно увеличились. Согласно сводкам тех дней, в марте 1942 года немцам удалось потопить пять британских транспортов, а в следующем месяце, к ним присоединились ещё девять судов входивших в состав четырёх конвоев, направлявшихся в Мурманск.

Главная же военная неудача постигла англичан 30 апреля, когда торпедой, выпущенной из немецкой субмарины, был потоплен крейсер «Эдинбург», возвращавшийся к берегам Британии. Вместе с ним отправились на дно, находившиеся в его артиллерийских погребах пять с половиной тонн золота, полученные от советского правительства в уплату за военные поставки, которые были для нас отнюдь не дармовыми.

Впоследствии это золото было поднято в ходе спасательных операций, проходивших в период с 1961 по 1968 год. В соответствии с заключённым ранее договором, всё оно было поделено между Советским Союзом, Британией, а также фирмами, осуществлявшими подводные работы.

Тогда же в 1942 году ввиду осложнившейся обстановки, союзниками были предприняты экстренные меры. Американский флот направил для охраны конвоев достаточно внушительную эскадру, состоявшую из двух линкоров, двух крейсеров и шести эсминцев. Не осталось в стороне и советское командование. Если прежде осуществлял проводку транспортных судов лишь специально выделенными для этой цели кораблями, то теперь им навстречу высылались все без исключения наличные силы.

Подвиг экипажа «Старого большевика»

Даже в условиях, когда участие в каждом рейсе требовало от экипажей мужества и героизма, возникали ситуации, при которых эти качества становились особенно необходимы. Примером тому может служить спасение советскими моряками транспортного судна «Старый большевик», вышедшего из Рейкьявика вместе с конвоем PQ-16. 27 мая 1942 года оно было атаковано немецкими самолётами, и в результате попадания авиабомбы, на борту начался пожар.

Несмотря на то что на борту находились десятки тонн взрывчатых веществ, моряки отказались от предложения своих английских коллег перейти на борт одного из их кораблей, и всем экипажем боролись с огнём. Через восемь часов пожар, постоянно грозивший взрывом, был потушен, и «Старый большевик» благополучно догнал остальные суда, с которыми продолжил свой путь в Мурманск.

Катастрофа арктического конвоя PQ-17

Судьба этого конвоя, вышедшего из Хваль-Фьорда 27 июня 1942 года, стала самой большой трагедией за весь период доставки союзнических грузов по арктическому пути. Произошла она, как впоследствии было единодушно отмечено военными экспертами, исключительно по вине главы британского адмиралтейства адмирала Паунда.

Всё началось с того, что уже через четыре дня, конвой был обнаружен немецкими самолётами, осуществлявшими контроль за акваторией Норвежского моря. Ему наперехват незамедлительно были высланы значительные морские и военно-воздушные силы, атаки которых британцы отражали в течение трёх суток, потеряв при этом три транспортных судна. Возможно, что оставшиеся суда и достигли бы пункта назначения, но 4 июля стало известно, что от причала отошёл и приближается к ним самый крупный на тот момент корабль немецкого флота - линкор «Тирпиц».

Этот гигант, оснащённый восемью пятнадцатидюймовыми орудиями, был способен один уничтожить не только все транспортные суда союзников, но вместе с ними и корабли охраны. Узнав об этом, адмирал Паунд принял роковое, решение. Он приказал кораблям охраны не вступать в бой с линкором, а отойти на значительное расстояние. Транспортные же суда должны были рассредоточиться, и поодиночке следовать в Мурманск.

В результате «Тирпиц», не обнаружив скопления противника, возвратился на базу, а транспорты, рассыпавшиеся согласно адмиральскому приказу по морю, стали лёгкой добычей для вражеской авиации и подводных лодок. Статистика этой трагедии ужасна. Из тридцати шести транспортных судов союзников, двадцать три были потоплены, и вместе с ними на дно ушли, перевозимые в их трюмах, три с половиной тысячи автомашин, четыреста сорок танков, двести самолётов и около ста тысяч тонн иных грузов. Два судна повернули назад, и только одиннадцать достигли порта назначения. Сто пятьдесят три человека погибли, а тремстам жизнь была спасена лишь вовремя подоспевшими советскими моряками.

Последствия трагедии

Эта трагедия едва не стала причиной прекращения поставок в Советский Союз военных грузов, и лишь под давлением Москвы, британцы были вынуждены продолжить выполнение ранее взятых на себя обязательств. Однако, после того как следующий конвой потерял три судна, торпедированных немецкими субмаринами, дальнейшие отправки были отложены до начала полярной ночи.

После трагически погибшего конвоя британское командование сменила несчастливое, по их мнению, кодовое название PQ на YW и RA. Была предпринята также попытка провозить грузы одиночными транспортными судами, но и она не принесла желаемого результата также закончившись их потерей и гибелью людей.

Лишь в декабре 1942 года военная удача улыбнулась британцам. В течение месяца два их конвоя сумели без потерь достичь Мурманска. Есть сведения, что это привело Гитлера в неописуемую ярость, и стоило поста главнокомандующему военно-морского флота гросс адмиралу Редеру.

Удача, отвернувшаяся от нацистов

Однако, к тому времени в ходе войны наступил явный перелом. Большинство надводных немецких кораблей были переброшены в другие районы, и за период 1943-1945 год против союзнических конвоев действовали почти исключительно субмарины. Их число уменьшалось ввиду боевых потерь, а к тому времени была уже неспособна их восполнять.

В конце декабря 1943 года немецкий флот лишился одного из своих лучших военных кораблей - крейсера «Шарнхорст», потопленного британцами при попытке атаковать арктический конвой, носивший название YP-55. Столь же печальную участь разделил и флагман военно-морских сил Германии - линкор «Тирпиц». Так и не вступив в бой, он был уничтожен британской авиацией прямо у причала.

Вклад моряков союзных держав в общую победу

За годы войны арктические конвои, фото которых представлены в статье, доставили в нашу страну четыре с половиной миллиона тонн различных военных грузов и продовольствия, что составило около тридцати процентов от размеров всей союзной помощи. Что же касается непосредственно оружия, то его северным путём было доставлено не менее половины от общего количества, предоставленного Советскому Союзу Англией и Америкой. Всего арктическими конвоями было проведено в непосредственной близи от оккупированных немцами берегов 1398 транспортных судна.

В этом году общественность нашей страны, а также США и Великобритании отмечала юбилей первого арктического конвоя. Это была весьма знаменательная дата. Бывшие союзники отмечали его 75-летие. Арктическим конвоям довелось сыграть столь важную роль в ходе разгрома фашистской Германии, что её значение трудно переоценить, и поэтому торжества, организованные по этому случаю в Поморье, приняли надлежащий размах. В них участвовали делегации девяти стран.

Кроме Северодвинска и Архангельска, мероприятия, приуроченные к этому торжеству, проводились также в Мурманске и Санкт-Петербурге, где два года назад появился памятник арктическим конвоям. Ранее, монумент в память об участниках тех героических событий был установлен в Мурманске.

В дни торжеств по российскому телевидению демонстрировался, снятый американскими кинематографистами в 2001 году документальный фильм «Арктические союзные конвои 1941-1945 гг.». Благодаря этой киноленте наши соотечественники смогли узнать много нового о событиях, развернувшихся в годы войны на морских просторах северных широт.

Роль ленд-лиза и северных конвоев в борьбе с общим врагом в истории военно-технического сотрудничества СССР и стран антигитлеровской коалиции достаточно велика. Они послужили совместным вкладом в Победу над фашизмом. Прошли годы, сегодня самым юным участникам конвоев уже под девяносто. Тем ценнее документальные свидетельства событий тех лет…

В суровые военные годы страны антигитлеровской коалиции объединились перед грозной перспективой утраты человеческих отношений, краха цивилизации.

На следующий день после нападения Германии на СССР, 23 июня 1941 года, Уэллес, исполняющий обязанности государственного секретаря, озвучил в печати позицию президента Ф. Д. Рузвельта: «В настоящее время гитлеровские армии являются главной опасностью для американского континента». О какой-либо помощи России в ней не говорилось. Однако 8 июля 1941 года У.Черчилль обратился к И. В. Сталину с личным посланием: «Мы сделаем все, чтобы помочь Вам, поскольку позволяет время, географические условия и наши растущие ресурсы». Эти слова не остались пустым звуком. Помощь Великобритании и США началась. Было намечено несколько путей доставки военных грузов от союзников в СССР. Одним из них был северный путь.

Первый конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Но опасность встреч с подводными рейдерами противника, которые могли в одиночку сражаться с целым конвоем, была не единственной проблемой. Вмешались политики и, хотя помощь союзников была нам весьма кстати, уже 4 сентября 1941 года У.Черчилль заявил:

«До зимы мы не можем оказать никакой серьезной помощи - ни путем устройства второго фронта, ни путем обеспечения широкого снабжения нужными вам видами оружия». С приближением зимы 1941 года появилась дополнительная проблема - необходимость преодоления паковых льдов Белого моря. Судовладельцы союзных стран не хотели дополнительного ледового риска.

И тогда вспомнили о незамерзающем порте Мурманск в Кольском заливе. Эта идея понравилась всем заинтересованным сторонам. Почти 23% поставок было осуществлено северным маршрутом.

По существу, ленд-лиз (от английских слов «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) был формой экономического сотрудничества США со странами Атлантической коалиции и Советским Союзом. Основу договоров лизинга составляли сроки, возвратность при условии соблюдения их оплаты. Имела место и бескорыстная безвозмездная помощь. Громадное значение этой формы сотрудничества заключалось в том, что страны с разными общественно-политическими системами в экстремальных условиях войны достигли взаимопонимания в борьбе с общим врагом - фашизмом. Помощь нам оказывалась большая, но это была помощь материальная. Кровь же лилась - наших солдат и моряков, спасавших свою Родину и народы мира от порабощения.

Союзники приняли на себя обязательство поставить с 1 октября 1941 года до июля 1942 года: 400 самолетов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, артиллерийские орудия и снаряды, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий. По ленд-лизу СССР получал оборудование для восстановления разрушенных предприятий и стратегические материалы (алюминий, броневые листы, свинец, олово, молибден, толуол).

Поставлялись также транспортные средства, средства связи, продукты питания, одежда, обувь и ткани. Россия за это обещала поставлять на Запад и исправно это выполняла: платину, золото, лес, пушнину, зерно и стратегическое сырье - марганец, хром, асбест и др. Широко известен случай с «Эдинбургом», перевозившим 5,5 тонн золота в счет оплаты СССР за поставки по ленд-лизу. Он был потоплен немецкой подводной лодкой.

Наши союзники не были альтруистами, но без них победа далась бы нам еще тяжелее. Вместе с тем они не были и педантичными партнерами. Уже к концу декабря 1941 года союзники не выполнили обещаний по доставке нам военной техники: англичане недопоставили 150 самолетов, свыше 500 танков; американцы из 900 бомбардировщиков прислали только 267, не прибыло свыше 600 истребителей, почти 1500 танков, из 85 тысяч автомобилей «Студебеккер» прислали только 16,5 тысяч. Кроме того, часть военной техники была устаревшей: вместо истребителей «Спитфайер» - снятые с производства «Харрикейны», вместо модернизированных гидросамолетов «Каталина» мы получили старые модели машин. Ветераны, сопровождавшие караваны, с болью вспоминали, как им в те годы было досадно и непонятно, когда танки или самолеты, их запчасти и боеприпасы часто размещались некомплектно на разных судах. Если погибал один из транспортов, то использовать дошедшее было невозможно. Приходилось ждать следующего конвоя, на котором, если повезет, доставлялось утраченное снаряжение. И это было в то время, когда немцы бросали на Восточный фронт технику, наиболее передовую по тем временам. Основными участниками конвоев были английские, американские и советские транспортные суда. Другие страны также не оставались в стороне от противостояния фашизму. Прибывали транспорты под флагами Либерии, Панамы, Польши, Гондураса. Караваны приходили регулярно, несмотря на то, что в Северной Норвегии активно действовали гитлеровские подводные лодки и авиация, а в Алтенфьорде затаился «Тирпиц». Союзники в ответ на это усилили охрану конвоев кораблями, число которых приближалось к количеству судов, ими охраняемых (до 30 кораблей одновременно). В эскорт входили «авианосцы эскорта» (меньшие по размерам, чем полномасштабные «авианосцы флота») и, как правило, крейсер.

Летом 2003 года, разбирая архив отца, Роберта Львовича Диамента - участника нескольких конвоев, при подготовке фотовыставок на Арбате и в «Медиа-центре» газеты «Известия», посвященных 70-летию Краснознаменного Северного флота, я обнаружил целую серию фотографий, не публиковавшихся ранее, которые неожиданно оказались иллюстрациями воспоминаний участников тех конвоев и отрядов их охранения. Некоторые воспоминания эксклюзивные, другие опубликованы в печати, но через них красной нитью проходит мысль, что нет плохих или хороших народов - есть разные люди, с разной степенью добросовестности выполняющие свою работу и свои обязанности.

По договоренности с союзниками защиту внешней морской коммуникации в Северной Атлантике осуществляли британские ВМС. Формированием конвоев, организацией их проводки занималось британское адмиралтейство, не всегда сообщая советской стороне детали планов. Ни командующий Северным флотом А. Г. Головко, ни его начальник штаба, ни член Военного Совета флота не знали многих подробностей, хотя за безопасность конвоев к востоку от двадцатого меридиана отвечал Северный флот. Это был очень тяжелый участок, который находился в непосредственной близости от аэродромов и баз противника, расположенных в оккупированной северной Норвегии.

Успех союзных конвоев доставался ценой потерь кораблей, подводных лодок охранения, самолетов, а главное, ценой жизней многих североморцев и их товарищей по оружию - английских и американских моряков. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко дал высокую оценку самоотверженности и самопожертвованию моряков союзных транспортов, которые, рискуя собственными жизнями, выполняли свой интернациональный долг, доставляя помощь своему союзнику по борьбе с фашизмом.

Разгружая суда, советские грузчики, как мужчины, так и женщины, работали и днем и ночью для того, чтобы дать им уйти за новым грузом как можно скорее. На ремонтных заводах Молотовска тогда в основном работали женщины и дети. Большинство мужчин сражались на фронтах.

Капитаны иностранных судов, находясь в своих портах далеко от военных действий, знали, но не всегда до конца понимали важность безотлагательности доставки грузов в Россию. Один из характерных случаев произошел в конце декабря 1941 года в Исландии, когда решался вопрос о дате выхода конвоя «PQ-7» - до или после Нового года. Морякам хотелось встретить праздник дома. Это желание естественно и вполне понятно, но после эмоционального выступления 30летнего капитана транспорта «Эмпайр Говард» шотландца Генри Джона М. Дональда Доувайн (Dowine), призвавшего капитанов к немедленному выходу в море на помощь воюющей России, конвой вышел из Хвальфьорда в канун Нового года - 31 декабря. Более того, хотя это и не входило в обязанности капитана судна, он, по прибытии в Мурманск, вместе со своим экипажем непосредственно участвовал в разгрузке доставленной техники. Использовав судовые стрелы, учил наших грузчиков стропить и выгружать танки, предложил сделать наклонный пандус для погрузки на железнодорожные платформы танков, отправляемых на фронт. Такая рационализация пришлась русским по душе. Конечно, мы понимаем, что это - проявление личностных качеств капитана, но он был не одинок, хотя многое зависело от человеческого фактора.

В печально известном конвое «PQ-17» советский танкер «Донбасс» капитана М. И. Павлова спас 51 человека из экипажа торпедированного американского судна «Даниель Морган». Американские моряки, как и в предыдущем эпизоде, не захотели быть только пассажирами. Весь путь они несли вахту наравне с нашими моряками. Корабль был спасен. В те дни такое поведение «побратимов морем» считалось нормой. Однако память ветеранов сохранила и обстоятельства другого рода.

Об одном таком эпизоде рассказал его участник, бывший рулевой катера МО-113 В. М. Нечаев. Этот катер обнаружил спасательный бот с потопленного английского транспорта «Боултон Касль», принадлежащего «Лайбор компани», шедшего в составе конвоя «PQ-17». Стараясь уловить волну, с неимоверным трудом, рискуя самим быть искалеченными, наши парни по точной команде боцмана успевали выхватывать из бота одного за другим моряков, измученных долгим дрейфом, и передавали их с рук на руки на палубу катера. Среди спасавшихся в боте оказались моряки с разных судов. Волею случая там собрались малайцы, арабы, англичане, голландец, индусы, русские, американцы - настоящий «Ноев ковчег». В первую очередь наши катерники разместили всех в тепле, в кубрике, и поделились с ними своим сухим бельем, потом напоили горячим чаем. Спасенные наперебой рассказывали о том аде, из которого они вырвались.

Казалось, все неприятности остались позади. Но вдруг на мостик поднялся встревоженный сигнальщик с докладом капитану: «В кубрике ЧП». Как выяснилось, кому-то из белых не понравилось, что соседом был, возможно, индус, араб или малазиец. Особенный грязный оттенок этой истории придавал тот факт, что именно этих белых сняли с плотика арабы, спасавшиеся в боте, а затем те же белые пытались еще в боте выбросить своих спасителей за борт. Теперь, оказавшись в безопасности, они решили расправиться с «цветными». Узнав о происходящем, капитан катера старший лейтенант М. М. Миронов направил на усмирение бунта главстаршину Ивана Ильина, чья могучая фигура и спокойный, но твердый голос сразу внушили уважение и отрезвили зачинщиков. Ильин прошел школу боев во франкистской Испании, знал испанский и быстро смог внушить «гостям» правила поведения на кораблях страны Советов: «Запомните! Вы на советском военном корабле. Здесь наши законы. Этот мой приказ - для вас закон! Сейчас все вы - пассажиры. А будь-то черный, белый, желтый - нам безразлично.

Никому никаких привилегий. Кричать, скандалить, драться, курить, плевать на палубу запрещаю! Виноватого - в канатный ящик! Это приказ! Все!». Краткая, энергичная речь Ильина произвела впечатление. Все стихло. Индусы благодарно сложили ладони у груди. В кубрике установилась тишина. - «Порядок наведен!

Дипломатично!» - улыбаясь, кратко докладывает Ильин командиру катера и уходит вниз, к своим моторам. Летом 1944 года из США Советскому Союзу передавались по ленд-лизу большие охотники за подводными лодками водоизмещением до 150 тонн с дефицитными у нас радиолокационными станциями и тральщики типа «АМ» («Амики»). Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов вспоминал: «Американский представитель генерал Дин выдвинул условие: корабли мы должны принимать в США и своими силами доставлять в свои порты. Мотивировал он это тем, что американцы на таких малых кораблях далеко от берега не ходят, но нам оставалось одно - перегонять их своим ходом. Это шесть тысяч миль по океану, да еще осенью, в пору штормов!». Наши моряки, мужество которых было сильнее всех невзгод, сделали это.

За совместную с союзниками борьбу против общего врага группа североморцев была награждена английскими и американскими орденами и медалями. В начале марта 1942 года глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании - «Большой серебряный крест» летчикамсевероморцам капитанам А. А. Коваленко и А. Н. Кухаренко.

Награды короля Великобритании Георга VI в конце 1942 года были вручены бойцам и командирам Северного флота. Орденом «За боевые заслуги» награждены ряд офицеров, в том числе капитан П. Г. Сгибнев. Медалью «За летные боевые заслуги» награждены гвардии младший лейтенант П. Д. Климов, гвардии младший лейтенант Н. А. Бокий.

Американский контр-адмирал Дональд Б. Дункан в 1943 году вручил американский орден «Navy Cross» («Военный крест») группе моряков-североморцев.

Моряки и летчики союзников, отличившиеся в боях в совместной борьбе с общим врагом, также были награждены орденами и медалями Советского Союза. Так, в 1942 году орденом Ленина были награждены английские пилоты: полковник Н.Шервуд, майоры Э.Рук и Э.Миллер, сержант Ч.Хоу.

Л. Р. Диамент

Фото Роберта Диамента.

О помощи союзников СССР в годы Второй мировой войны говорить много не принято. Однако она была, и была немалая. И не только в рамках ленд-лиза. Советским войскам доставлялось питание, медикаменты, военная техника.

Как известно, от любви до ненависти всего один шаг. Особенно в политике, где вполне позволительно улыбаться тем, кого вчера поносил как исчадий ада. Вот и мы, если откроем газету «Правда» за 1941 год (до 22 июня) то сразу же узнаем, какие американцы и англичане были плохие. Морили голодом собственное население и развязали войну в Европе, тогда как канцлер германского народа Адольф Гитлер всего лишь защищается…

Ну, а еще раньше в «Правде» можно было найти даже слова о том, что «фашизм помогает росту классового самосознания рабочего класса»...

А потом стали резко хорошие…

Но вот наступило 22 июня 1941 года и уже буквально на следующий день «Правда» вышла с сообщениями о том, что Уинстон Черчилль обещал СССР военную помощь, а президент США разморозил советские вклады в американских банках, замороженные после войны с Финляндией. И все! Статьи о голоде среди британских рабочих исчезли в один миг, а Гитлер из «канцлера германского народа» превратился в людоеда.

Конвой «Дервиш» и другие

Конечно, мы не знаем о всех тех закулисных переговорах, имевших место в то время; даже рассекреченная переписка Сталина с Черчиллем всех нюансов этого сложного периода нашей общей истории не открывает. Но есть факты, показывающие, что помощь англо-американские союзники СССР начали оказывать если и не сразу, то в достаточной степени своевременно. Уже 12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел караван судов «Дервиш».

На первых транспортах конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск было доставлено десять тысяч тонн каучука, около четырех тысяч глубинных бомб и магнитных мин, пятнадцать истребителей типа «Харрикейн», также 524 военных летчиков из 151-го авиакрыла двух эскадрилий королевских военно-воздушных сил Великобритании.

Позднее на территорию СССР прибыли летчики даже из Австралии. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР.

85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. И это только лишь северный маршрут, потому, что грузовой поток шел также через Иран, через Владивосток, а самолеты из США напрямую перегонялись в Сибирь с Аляски. Ну, а потом все та же «Правда» сообщала, что в честь побед Красной Армии и заключении соглашений между СССР и Великобританией британцы разворачивают народные гуляния.

Не только и не столько конвои!

Советский Союз получал помощь от союзников не только по ленд-лизу. В США был организован «Комитет помощи русским в войне» (Russia War Relief).

«На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь на сумму более полутора миллиардов долларов». Аналогичный комитет под руководством жены Черчилля действовал в Англии, и он тоже закупал для помощи СССР медикаменты и продовольствие.

Когда «Правда» писала правду!

11 июня 1944 года газета «Правда» поместила знаменательный материал на всю полосу: «О поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой», причем его тут же перепечатали все советские газеты вплоть до местных и даже газет отдельных танковых армий.

В нем подробно сообщалось, сколько всего нам было послано и сколько грузов в тоннах плывет морем на момент выхода газеты! Перечислялись не только танки, пушки и самолеты, но и каучук, медь, цинк, рельсы, мука, электромоторы и прессы, портальные краны и технические алмазы!

Армейской обуви – 15 млн. пар, 6491 металлорежущий станок и много чего еще. Интересно, что в сообщении делалось точное разделение, сколько куплено за наличный расчет, то есть до принятия программы ленд-лиза, и сколько прислано уже после. Кстати, именно то, что в начале войны многое закупалось за деньги и породило бытующее до сих пор мнение о том, что весь ленд-лиз к нам шел за деньги, причем за золото. Нет, многое оплачивалось «обратным ленд-лизом» – сырьем, однако расчет был отложен до конца войны, поскольку все, что уничтожалось в ходе военных действий, оплате не подлежало!
Ну, а зачем такая информация была нужна именно в это время – понятно. Хороший PR – всегда полезная вещь! С одной стороны граждане СССР узнали, как много нам всего поставляют, с другой – то же самое узнали ведь и немцы, и тех ну просто не могло не охватить уныние.

Насколько этим цифрам можно доверять? Очевидно, что можно. Ведь если бы они содержали неверные данные, то едва лишь германская разведка это бы выяснила, хотя по некоторым показателям, как она могла бы объявить пропагандой и все остальное и, разумеется, Сталин, давая разрешение на публикацию этих сведений, не мог этого не понимать!

И количество и качество!

В советское время технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, было принято ругать. Но… стоит почитать ту же «Правду» и в частности статьи знаменитого летчика Громова про американские и английские самолеты, статьи про те же английские танки «Матильда», чтобы убедиться – в годы войны все это оценивалось совсем не так, как после ее окончания!

А как можно оценить мощные прессы, на которых штамповали башни для танков Т-34, американские сверла с корундовыми наконечниками или технические алмазы, которых советская промышленность не производила вообще?! Так что количество и качество поставок, равно как и участие зарубежных технических специалистов, военных моряков и летчиков было очень даже заметным. Ну, а потом в это дело вмешалась политика, послевоенная конъюнктура, и все, что было в годы войны хорошо, одним лишь росчерком руководящего пера сразу стало плохо!

Евгений Касевин, специально для Russia Beyond The Headlines, май 2015

В год, когда мир отмечает 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны, мы вспоминаем героическую историю Полярных конвоев, когда в период сотрудничества между Россией и Великобританией, сквозь коварные штормы ледяных морей, в Россию были доставлены более четырёх миллионов тонн жизненно важных грузов.

За четыре года конвоев, на дно арктических вод ушли 87 торговых судна и 18 военных кораблей. Более 3000 моряков-союзников погибли. Это их история.

ОПЕРАЦИЯ «БАРБАРОССА»

Когда Адольф Гитлер запустил свой Блицкриг на Советский Союз в 22 июня 1941 года под кодовым названием «Барбаросса», Великобритания больше не стояла в одиночестве против фашистской угрозы. Отложив свою пожизненную антипатию к большевизму, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль организовал срочные морские поставки материалов в Россию. По самому опасному пути арктических морей, между 1941 и 1945 годами, Полярные конвои доставляли танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырьё и продовольствия в северные порты Советского Союза.

В тот-же день, с искренностью, пусть и прагматично, Черчилль выступил по радио со следующими словами:

Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.

Известные как “Полярные” , “Арктические” , “Русские” , или по-матросски “Мурманский Рейс” , эти конвои были частью программы «Ленд-Лиз», по которой Соединенные Штаты Америки снабжали Францию, Великобританию, Китай, СССР и другие союзные страны. Программа началась в марте 1941 года и завершилась в сентябре 1945 года. Поставки в Советский Союз также шли по суше через Персидский коридор и Дальний Восток России через Тихий Океан.


Карта пути Полярных конвоев из Клайд (Шотландия) в Мурманск.

Кратчайший путь в Россию лежал по направлению к северным портам Мурманска и Архангельска, из Исландии и (с сентября 1942) Лох-Ю в Шотландии, мимо оккупированной фашистами Норвегии. Торговые корабли осуществляли поставки в сопровождении крейсеров и эсминцев Королевского военно-морского флота Великобритании, США и других союзников.

ДЕБЮТ КОНВОЯ «ДЕРВИШ»

Первый Полярный конвой, под кодовым названием Операция «Дервиш», отправился из Хвалфьорда в Исландии 21 августа 1941 года, и прибыл в порт Архангельска 31 августа.

Конвой состоял из шести торговых судов, загруженных сырьём и 15-ю истребителями «Хоукер Харрикейн». Его сопровождали британские эсминцы «Электра», «Активный» и «Импульсивный»; три минных тральщика «Альцион», «Саламандра» и «Гончий»; три противолодочных траулера «Гамлет», «Макбет» и «Офелия», с дополнительно отдаленной защитой тяжёлого крейсера «Шропшир» и эсминцев «Матабеле», «Пенджаби» и «Сомали». Тогда же, авианосец «Аргус» доставил 24 истребителя «Хоукер Харрикейн» 151-го авиаполка ВВС Великобритании на аэродром Ваенга на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска. Некоторые из 39-и доставленных «Дервишем» истребителей, пилотируемые советсткими лётчиками, участвовали в обороне Москвы в период с октября 1941 года по январь 1942.

Торговые корабли выстраиваются для выхода в Россию из Хваль-фьорд, Исландия.

Всем, кто ходил с «Дервишем» очень повезло. Первый конвой не понёс потерь т.к. нацисты не знали о его существовании.

В последствии, каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> на пути в СССР и QP <номер> на обратном пути. Эта аббревиатура произошла от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), организующего конвои.

С декабря 1942 года, после PQ18 (сентябрь 1942) и QP15 (ноябрь 1942), конвои кодировались как JW <начиная с 51> в СССР и РА <номер> обратно.

СУРОВЫЕ МОРЯ

Помимо немецко-фашистских военных кораблей, подводных лодок и самолетов Люфтваффе, конвоям препятствовал ещё один жестокий противник: стихия. Для начала, это были резкие и непредсказуемые арктические штормы. Температура воздуха достигала настолько низких градусов, что волны попадающие на борт корабля быстро замерзали, увеличивая общий вес. Морякам приходилось бороться с постоянным обледенением палуб с такими орудиями, как топор и паровые шланги. Иначе, корабль не выдерживал тяжести льда и опрокидывался.

Билл Смит - участник конвоев на сторожевом «Сорока» (HMS Magpie).

Море было жестоким, с волнами 30 футов (9 метров) и выше. Когда мы встречали шторм в Атлантике, мы просто проходили его насквозь. Но в Арктике, к востоку от острова Медвежий, проход был очень узким, и мы должны были идти прямо на восток, без изменений маршрута. Это означало, что нас раскачивало влево и вправо под 30 градусов.

Подступ к орудиям и глубинным бомбам лежал через палубу, покрытую льдом и снегом. Мы привязывали себя верёвками к кораблю, с одним концом на спасательный круг, постепенно передвигаясь по кормовой, когда корабль был устойчивым. Когда же шла волна, наши ноги покидали палубу, и мы подвисали над морем на 30 градусов. Корабль замирал на несколько секунд, и затем возвращался на своё место. Или опрокидывался, что тоже бывало.

Температура воздуха достигала до 20 градусов ниже нуля. Наши брови и ресницы замерзали, и глаза болели от ветра. Когда мы возвращались с палубы вниз, с нас стекало около трёх дюймов (7.62 см) конденсированной воды. У тех постарше, с торчащими волосами из носа, волосы замерзали и торчали, как иглы. У многих возвращающихся с вахты, лица были в крови после того, как они не думая потирали себе носы в надежде разогреться.

Главным тогда было расчищать верхнюю палубу ото льда и снега, чтобы корабль не перевернулся.

Два из 78-и конвоев обернулись в лучшую и худшую из героических миссий.

Фатальная ошибка

Уинстон Черчилль предсказал Полярные конвои, как “самое ужасное путешествие в мире” . В военно-морской истории, невероятная беда постигла конвой PQ17.

Конвой вышел из Исландии 27 июня 1942 года направлением на Архангельск. Состоял из 36 торговых судов, везущих 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовых автомобилей и прицепов, и 150 тысяч тонн военного и общего груза. Это был самый крупный конвой, когда-либо шедший в Россию.

Его сопровождали шесть эсминцев, четыре сторожевых, три тральщика, четыре траулера, два зенитных корабля, и две подводные лодки.

Самой большой угрозой для Королевского военно-морского флота в то время был немецкий линкор «Тирпиц», с основной батареей из восьми 15-дюймовых (38 см) орудий, по два на четырёх башнях. В январе 1942 года, «Тирпиц» был размещён в Норвегии с целью подготовки к атакам на конвои.

В марте 1942 года, «Тирпиц» запустил свою первую атаку на конвой PQ12, но плохая погода помешала и атака не удалась. Позже, германский флот, Кригсмарине, задумал операцию Rösselsprung (ход конём) - план приведения в действие «Тирпиц» против следующего конвоя PQ17.

4 июля, из Норвегии поступило сообщение в Адмиралтейство Лондона, о том, что «Тирпиц» сдвинулся с места предыдущим днём. Опасаясь нападения на конвой, главнокомандующий Королевскими ВМФ сэр Дадли Паунд , отозвал назад сопровождающие конвой военные корабли, а конвою отдал приказ рассеяться и продолжить свой курс в Россию.

Это была ошибка исторических пропорций, с фатальными последствиями. «Тирпиц» был просто перемещён севернее, без каких-либо планов атаки конвоя.

Полностью открытый фашистским бомбардировщикам, истребителям и подводным лодкам, без всякого сопровождения, PQ17 постепенно разрушался. К 22 июля, только 11 из 36 торговых судов конвоя достигли Архангельска, доставив 70 тысяч тонн - менее половины ожидаемого груза.

В своей военной летописи «Вторая мировая война», Черчилль упоминает конвой PQ17, как “один из самых печальных военно-морских эпизодов за всю войну.” Американский адмирал Дэн Галлери , в своих мемуарах, был более прямолинеен, назвав бедствие “позорной страницей военно-морской истории.”

Анатолий Лифшиц - ветеран конвоев, капитан 1-го ранга. Санкт-Петербург.

Однажды, это было 13 июля 1942 года, наш корабль находился во внешнем дозоре на подступах к Кольскому заливу – главной базе Северного флота. Погода была на редкость хорошая: штиль, солнце.

Внезапно на мостике появился шифровальщик с телеграммой. Командир корабля капитан 3 ранга В.Кондратьев прочитал телеграмму, передал её мне и приказал – «Штурман – проложите курс». Телеграмма гласила «Командиру «СКР-32». Наша ПЛ К-22 при выходе на позицию обнаружила в точке Ш 70015’; Д 34050’ спасательный бот с большим количеством моряков, терпящих бедствие. Найти бот, спасти людей. Командующий флотом».

Точка с координатами, упомянутыми в телеграмме, отстояла от места СКР-32 примерно на 30 миль к северу, немногим более трёх часов хода для мобилизованного рыболовного траулера, весьма тихоходного. Корабль лёг на рассчитанный курс и, действительно, через три с небольшим часа обнаружил в указанном районе довольно большой спасательный бот, полный замерзающих людей, всего около 50 человек, которые, как оказалось, провели в Баренцевом море несколько суток. Некоторые были в бессознательном состоянии. Всех их подняли на борт, напоили спиртом, переодели, отогрели. Корабль взял курс на Полярное.

Спасённые оказались моряками с торпедированного ещё 5 июля транспорта «Болтон Кастл» (Bolton Castle), который входил в состав конвоя PQ17.

Отогревшись, спасённые заговорили и рассказали свою тяжёлую историю. К нашей радости оказалось, что среди них было и 6 русских моряков, которые пережили трагедию гибели дважды.

За месяц до этого они шли на русском транспорте из Архангельска в Англию. Корабль был атакован немецкой авиацией и потоплен. Часть команды, примерно 18-20 человек, спаслась и была доставлена в Исландию в Рейкьявик, где их поместили в госпиталь.

Затем их отправили обратно в Россию на борту «Болтон Кастл». И снова гибель корабля, после которой их осталось всего шестеро. Вдобавок находясь в полусознательном состоянии, они сразу не смогли правильно сориентироваться, боялись, что попали в руки противника. И лишь спустя 5-6 часов, опознав русскую речь, рассказали свою историю.

«СКР-32» пришёл в Полярное и все спасенные были помещены в Военно-Морской госпиталь, где получили необходимый уход и лечение, после чего все возвратились в строй. Иностранные моряки ушли на запад с очередным конвоем. Русские вошли в строй моряков торгового флота. Команда «СКР-32» была удовлетворена тем, что участвовала в спасении хотя бы части из большого числа моряков, причастных к трагедии конвоя PQ17.

Морская слава

Моряки крейсера «Белфаст» передразнивают нацистов на палубе корабля, перед выходом на битву у мыса Нордкап.

Конвой JW55B стал полным успехом для Королевского ВМФ. Известный, как Битва на мысе Нордкап, конвой был также разработан в качестве отвлекающего манёвра против германского крейсер «Шарнхорст», вооруженного девятью 11-дюймовыми (28 см) пушками на трёх башнях.

Конвой состоял из 19 торговых судов, и вышел из Лох-Ю 22 декабря 1943 года в сопровождении близкого эскорта двух сторожевых «Бурачник» и «Лакфиоль» и двух тральщиков «Гончий» и «Гидра». Также были задействованы миноносцы «Уайтхолл» и «Борец», тральщик «Глинер» и сторожевые «Жимолость» и «Примула».

Позже, дополнительная поддержка была предоставлена Вице-адмиралом Робертом Барнеттом , сопровождающим возвращающийся из России РА55A, с крейсерами «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». В то же время, ожидая и надеясь, что «Шарнхорст» попытается напасть на JW55B, Адмирал Брюс Фрейзер был на пути к острову Медвежий из Исландии, с линкором «Герцог Йоркский» и крейсером «Ямайка».

«Шарнхорст», под командованием контр-адмирала Эриха Бей , и пять эсминцев вышел из северной Норвегии в канун Рождества.

На следующее утро, 26 декабря, когда вражеский флот направился на перехват, JW55B был примерно в 50-ти милях к югу от острова Медвежий.

В 9 часов утра, «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» на расстоянии около 30 миль к востоку от конвоя. «Норфолк» подоспел и ударил по «Шарнхорсту», когда тот двинулся на север, поближе к конвою. Ожидая этого момента, вице-адмирал Барнетт продолжил вести свою эскадру ближе к конвою, и когда «Белфаст» приблизился к «Шарнхорсту», все три крейсера открыли огонь. «Шарнхорст» был подбит, а «Норфолк» повреждён 11-дюймовым снарядом «Шарнхорста». К этому времени, немецкий линейный крейсер направлялся на юг от конвоя, и адмирал Фрейзер был в состоянии перехватить его отступление.

Вскоре после 16:00, три крейсера окружили немецкий линкор, и в 16:50 «Белфаст» осветил «Шарнхорст» парашютными осветительными снарядами. Крейсера Барнетта заняли позицию с одной стороны, а «Герцог Йоркский» и «Ямайка» с другой. «Шарнхорст» был серьёзно повреждён атакой «Ямайки» и «Герцога Йоркского». Массивный торпедный удар остальных крейсеров и эсминцев, 11 из которых достигли своей цели, добили германский линкор.

«Шарнхорст» ушёл ко дну вскоре после 19:30, 26 декабря 1942 года. Из 1932 человек экипажа, были спасены только 36.

Тед Кордери - служил на крейсере «Белфаст». Участник битвы у мыса Нордкап.

Два дня мы следили за «Шарнхорстом». В конечном итоге, мы утопили его.

Я выстрелил три торпеды в «Шарнхорст». Было так темно, я не видел попал или нет. Но, он пошёл на дно вскоре после этого.

И, когда он пошёл на дно, я заплакал. На нём было две тысячи человек. Все с матерями, братьями, сёстрами, жёнами… И я подумал, - какая бессмыслица!

Но, учитывая обстоятельства, это могли бы быть мы.

Немногие из моряков, участвующих в этом сражении знали, что до войны, вице-адмирал Роберт Барнетт «Белфаста» и контр-адмирал Эрих Бей «Шарнхорста» дружили семьями, и навещали друг к друга в отпусках.

ЭПИЛОГ

Всего, 78 входящих и исходящих конвоев совершили «Мурманский Рейс» с августа 1941-го года по май 1945-го. Они доставили более 4 млн тонн груза в Россию, включая: 7000 самолётов, 5000 танков, грузовики, шины, топливо, продовольствие, медикаменты, одежду, металлы и другие сырьевые материалы.

В Полярных конвоях, как в битве за Британию летом 1940 года, участвовало сравнительно мало военнослужащих. Но, как и в этой вышеуказанной битве за небо Англии, наша задолженность тем нескольким тысячам мужчин, кто служили в конвоях - огромна. Их дружба с Россией, скованная мужеством и самопожертвованием живёт и по сей день.

Для России и Великобритании, Полярные конвои должны служить прочным символом героической сплочённости в совместной борьбе против общего врага - фашизма.

Редакция: Илья Кроль, Ник Холдсуорт, Евгений Касевин . Фотографии: Имперский военный музей (Лондон), Александр Зубков (Санкт-Петербург), waralbum.ru .
© 2015 Russia Beyond The Headlines. Все права защищены.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные