Если главные члены предложения - это основа, то второстепенные - это точность, красота и образность. Особенно следует обратить внимание на определения.
Определение относится к слову с предметным значением и характеризует признак, качество, свойство предмета, который называет определяемое слово, отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" и их падежные формы. Существуют согласованное и несогласованное определение в русском языке.
Например, "Я любил наблюдать за большой красивой птицей белого цвета".
Определяемое слово - «птицей». От него ставится вопрос: "какой?"
Птицей (какой?) большой, красивой, белого цвета.
Определения характеризуют в этом предложении предмет по таким признакам: по размеру, по внешнему виду, по цвету.
Определения "большой, красивой" - согласованные, а "белого цвета" - несогласованное. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?
Определения "большой, красивый " - согласованные, они изменяются при изменении определяемого слова, то есть согласуются с ним в роде, числе, падеже:
Определение "белого цвета" - несогласованное. Оно не изменится, если изменить главное слово:
Таким образом, можно сделать вывод, что это несогласованное определение. Итак, мы выяснили, чем отличаются согласованные определения от несогласованных. Первые изменяются при изменении главного слова, а вторые не изменяются.
Несогласованные никогда не бывают выражены прилагательными, причастиями, согласуемыми местоимениями. Они чаще всего выражаются именами существительными с предлогами и без предлогов и имеют различные значения признака предмета. Одно из таких значений - «материал, из которого сделан предмет».
Очень часто нужно бывает указать, для чего существует предмет, тогда используются несогласованные определения, имеющие значение «назначение предмета».
Если говорится о том, что что-то имеется или что-то отсутствует у предмета речи, то обычно используются несогласованные определения со значением «сопутствующий предметный признак».
Широко используются в языке несогласованные определения, выражающие принадлежность предмета или, точнее сказать, отношение предмета к другому предмету.
Так как несогласованные определения бывают выражены именами существительными, то возникает проблема разграничения определений и дополнений. Дополнения также выражаются существительными в и ничем формально не отличаются от несогласованных определений. Различать эти второстепенные члены возможно только с точки зрения синтаксиса. Поэтому необходимо рассмотреть способы разграничения несогласованных определений и дополнений.
В роли несогласованных определений могут выступать В таких случаях ставятся вопросы: "чей?", "чья?", "чьё?", "чьи?" и их падежные формы. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных притяжательными местоимениями.
В её окне зажёгся свет (в чьём окне?).
Его подруга не пришла (чья подруга?).
В их саду были самые вкусные яблоки (в чьём саду?).
Если в предложении присутствует прилагательное в простой то оно является несогласованным определением. Оно обозначает признак предмета, который выражен в большей или меньшей степени, чем в другом каком-то предмете. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных прилагательным в простой сравнительной степени.
Дед построил себе дом получше нашего.
Общество делится на людей умнее меня и на тех, кто мне не интересен.
Каждый хочет отхватить кусок больше , чем у других.
Нередко наречия выступают в качестве несогласованных определений, в таких случаях они имеют значение признака по качеству, направлению, месту, способу действия. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с наречиями.
Послушаем мнение вашего соседа (какого?) слева .
Чуланчик был маленький с дверью (какой?) наружу .
Горница была светлой с окном (каким?) напротив.
Инфинитив может быть несогласованным определением при существительных, имеющих отвлечённые понятия: желание, радость, необходимость и тому подобными. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с инфинитивами.
Каждый бы понял моё желание (какое?) запечатлеть эти волшебные картины.
В сердце неистребимо живёт необходимость (какая?) любить кого-нибудь.
Дивизия выступит с задачей (какой?) занять высоту на правобережье Днепра.
Каждый должен испытывать радость (какую?) чувствовать себя человеком.
У неё была привычка (какая?) беседовать с кем-то невидимым.
Выделение несогласованных определений на письме запятыми зависит от занимаемой позиции и от их распространённости. Не склонны к обособлению несогласованные определения, стоящие непосредственно за определяемым словом - именем нарицательным.
На задворках сада стоял длинный сарай (какой?) из досок .
Старуха подала сметану в плошке (какой?) с отбитым краем .
Девушка (какая?) в голубом платье стояла у входа в парк, ждала кого-то.
В парке (каком?) с чисто выметенными аллеями было пусто и скучно.
Желание (какое?) выжить во что бы то ни стало владело им всё время.
Несогласованные определения, стоящие после главного слова - имени нарицательного, обособляются только в том случае, если необходимо придать ему особую смысловую значимость. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).
В той самой кофте, из серой шерсти, она вышла из комнаты, будто и не было целого года разлуки.
Эту вазу, с отбитым горлышком, я помню с самого детства.
Если несогласованные определения стоят перед определяемым словом, то они чаще всего обособляются. Такие определения приобретают дополнительный обстоятельственный оттенок значения.
В длинном нарядном платье , сестра казалась выше и взрослее.
В длинной юбке и с обнажёнными руками , девочка стоит на сцене и поёт что-то тонким голосом.
Всегда обособляются несогласованные определения, если они относятся к и к имени собственному. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).
Она, с косами до пояса , вышла на середину комнаты и поискала меня глазами.
Марья Ивановна, в белой крахмальной блузке , громко позвала прислугу и велела пришедшей девушке убрать разбросанные вещи.
Оно (солнце), с красно-оранжевым ободком , висело совсем низко от горизонта.
Среди экзаменационных заданий есть такое, для выполнения которого нужны знания о несогласованных определениях. Чтобы выполнить такое задание, требуется найти предложение, в котором есть несогласованное определение. Далее даётся текст с пронумерованными предложениями, среди которых нужно найти нужное.
Пример 1: Найдите предложение с несогласованным распространённым определением.
1) В комнате было тихо, и долгое время ни мальчик, ни мужчина не прерывали молчание.
2) Через некоторое время отец неожиданно сказал:
3) Слушай, Тимур! 4) Хочешь, я куплю тебе собаку? 5) Овчарку с чёрной полосой на спине.
Пример 2: Найдите предложение с несогласованным обособленным определением.
1) Мать встала совсем близко к Надежде.
2) Она вошла с улицы.
3) В плаще и в белом халате, она показалась Наде другой, чем была два месяца назад.
4) И Надежда, ещё не опомнившись, секунды три смотрела на мать, не узнавая.
5) Она увидела несколько новых морщинок, расходившихся от крыльев носа к уголкам губ.
6) Только взгляд матери остался прежним, таким же, как носила Надежда в сердце.
Пример 3: Найдите предложение с несогласованным необособленным определением.
1) Она сияла от радости.
2) Её сегодня назвали матерью.
3) Разве все соседки не слышали, как эта девочка с тёмными волосами кричала:
5) Девочка поняла, чему радуется тётя.
6) Только сама ещё не понимала, её ли она звала.
Ответы: 1(5), 2(3), 3(3).
Определение - второстепенный член предложения. Определение отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения поясняют члены предложения.
Определения бывают 2-х видов
1) Согласованные
2) Несогласованные
Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться:
1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку.
2) Местоимением: Наша дорога.
3) Числительным: Дай мне второй том.
4) Причастием: Зеленеющий лес
Согласованные определения чаще всего стоят перед определяемым словом.
Значения согласованных определений разнообразны. Зависят от значения слов (лексического), которыми они являются.
Определения, которые обозначают качество предмета, выражены качественными прилагательными. Определения, которые обозначают признак предмета по времени и по месту его нахождения, выражены относительными прилагательными. Определения, которые выражены притяжательными прилагательными или притяжательными местоимениями, обозначают принадлежность.
Определения, которые указывают на неопределенность предмета в отношении свойства, качества, принадлежности, выражены неопределенными местоимениями. Определения, которые выражены порядковыми числительными, обозначают порядок при счете. Определения, которые могут обозначать признак, связанный с действием, выражены причастиями.
Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже). И могут выражаться:
1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже: Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика.
2) Инфинитивом: Стремление увидеть. У меня есть желание учиться.
3) Наречием: Мне подали яйца всмятку. Я люблю прогулки пешком.
4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше.
5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира.
6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати.
Несогласованные определения могут обозначать принадлежность, если они выражены именем существительным без предлога в родительном падеже.
Несогласованные определения могут обозначать разные признаки
Несогласованные определения могут означать признак в отношении направления, качества, времени, способа действия, если они выражены наречием. Несогласованные определения, которые выражены инфинитивом, служат для того, чтобы раскрыть содержание предмета
Писать несогласованные предложения – это общая грамматическая ошибка. Несогласованное предложение – это два полных предложения, которые объединены без надлежащей пунктуации или союзов. Если вы делаете записи с конкретной целью и обеспокоены тем, что у вас могут быть несогласованные предложения, сначала вам нужно научиться распознавать распространенные ошибки, которые приводят к несогласованным предложениям.
Различение между независимыми и зависимыми предложениями. Независимое предложение имеет подлежащее и сказуемое. Оно может быть самостоятельным и формирует законченную мысль. Например, «Я ем мороженое». Является полным независимым предложением (законченное предложение), потому что в нем есть подлежащее «Я» и сказуемое «съесть».
Найдите подлежащее в независимом предложении. Когда вы смотрите на набор слов, которые считаете независимым предложением, сначала найдите подлежащее. Подлежащее это то, что исполняет действие. Это существительное, которым является человек, место, вещь или идея.
Найдите сказуемое. Сказуемое это действие в предложении. Оно показывает, что делает подлежащее. В приведенном выше предложении, какое действие? Что собака делает? Она облизывает. «Лизнула» это сказуемое.
Определите, или предложение имеет законченную мысль. Спросите себя, этот набор слов звучит как завершенная мысль? В этом наборе есть такие слова, как «потому что», которые лишают предложения самостоятельного смысла (например, «в то время», «когда», «что» и так далее)? Предложение «Собака лизнула миску» не имеет подобных слов, поэтому считается независимым.
Поймите, что вы должны разделить независимые предложения знаками препинания. Независимые предложения нуждаются в особой пунктуации. Поставьте в конце точку, точку с запятой или запятую и союз, отделяющие их от другого предложения.
Находите несогласованные предложения, когда перечитываете записи. Медленно прочитайте текст. Прочитайте его вслух. Думайте над каждым предложением. Есть ли в нем больше, чем одно независимое предложение? Есть ли в нем два подлежащих и два сказуемых без надлежащих знаков препинания? Если вы нашли несогласованные предложения, исправьте их с помощью следующих разделов.
Следите за соединительными запятыми в письме. Соединительная запятая это когда два независимых предложения разделяются запятой. Посмотрите на два предложения: «Собака лизнула миску, ей понравилось мороженое». Мы уже установили, что «Собака лизнула миску» является независимым предложением.
Исправьте соединительные запятые, добавив точку. У вас есть три основные приемы, которые можно использовать для коррекции соединительных запятых. Первый – просто изменить запятую на точку и первую букву из следующего предложения: «Собака лизнула миску. Ей понравилось мороженое».
Измените запятую на точку с запятой. Еще один вариант для коррекции соединительных запятых это использовать точку с запятой между двумя предложениями. Давайте посмотрим на нашем примере:
Добавьте союз, чтобы превратить часть несогласованного предложения в зависимое предложение. Еще один способ исправить несогласование это добавить союзы, такие как «и», «но», «ни», «тем не менее», «таким образом» или «или», в зависимости от соотношения между двумя предложениями. «И» соединяет дополнительные предложения; «но» соединяет противоречивые предложения. «Ни» показывает, что ни один вариант не подходит. «Или» дает два варианта. «Тем не менее» также противоречивое. «Таким образом» в основном означает «поэтому».
Выбирайте метод коррекции, в зависимости от типов предложений, с которыми имеете дело. Метод, который вы используете для разделения предложений, зависит от того, как они связаны. Скорее всего, точка с запятой, или запятая и союз хорошо подойдут, потому что, если вы уже разделяли предложения запятыми, то предложения, скорее всего, тесно связаны между собой.
Найдите предложения, где есть более двух независимых предложений в одной строчке. Еще один вид несогласованных предложений, когда есть больше чем два независимых предложения в строке, соединенных союзами. Например, посмотрите на следующие предложения:
Исправьте несогласование более чем двумя независимыми предложениями. Чтобы исправить это несогласование, используйте те же методы из предыдущего раздела, по крайней мере, в одном из независимых предложений. Например:
Добавьте разделительные знаки в несогласованные предложения без пунктуации. Другой вид несогласованных предложений это два предложения, которые соединили вместе без знаков препинания. Например:
Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.
Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.
Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.
Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:
Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:
В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:
Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.
Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:
Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.
Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.
Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:
Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:
Обособленное это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.
Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:
Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:
Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.
По своей структуре определения могут состоять:
Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже - тире (например, самая большая удача (какая?) - сорвать куш в лотерею).
Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.
Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:
Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:
Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.
Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.
Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:
Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, "Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).
Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:
В подобных конструкциях несут добавочные сообщения об объекте.
Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.
Редакция обещала знакомить наших читателей с жизнью Интернета, в частности, с уроками русского языка. Сегодня публикуем первый такой урок, подготовленный И.В. Хазановой, сотрудником НИИРО (Научно-исследовательский институт развития образования) и преподавателем лицея № 525.
Пока мы приводим вариант интернет-урока. Понятно, что в Интернете он будет представлен в другом виде, поскольку это интерактивный урок, в котором дальнейший шаг строится исходя из ответов на предшествующие вопросы.
Определения. Обособленными членами предложения называются такие второстепенные члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добавочного сообщения, поэтому логически подчеркнуты и приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены выделяются запятыми или тире.
Согласованные определения выражаются прилагательными, причастиями и другими согласуемыми словами.
ОБОСОБЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Распространенное согласованное определение обособляется в любой позиции по отношению к определяемому слову, если относится к личному местоимению .
Она
, поддержанная коллегами
,
выступила на собрании.
Поддержанная коллегами,
она
выступила на
собрании.
Распространенное согласованное определение, относящееся к существительному , обособляется в позиции после определяемого слова.
Картина
, нарисованная знаменитым
художником
, находилась в музее.
Нарисованная знаменитым художником
картина
находилась в музее.
Согласованные распространенные и одиночные определения, относящиеся к существительным нарицательным и собственным, обособляются, если они оторваны от определяемого слова, т.е. дистантно расположены.
Прямо перед окнами, светлый и
упорный,
каждому прохожему бросал лучи фонарь
.
Узенький и прозрачный
, выступает на небе месяц
.
А. К выделенным словам подберите распространенные согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые.
1. Комментарии к событию... не соответствуют истине. 2. Он... ничего не хотел делать сам. 3. ...мальчик просил прощения у родителей. 4. Стена ... имела странный вид. 5. Остров ... сейчас скрывался в тумане. 6. На охоте хорошо служит ружье ... 7. ...он всегда отвечал за все классные проделки. 8. ...она поспешила сообщить все родственникам.
Распространенный в прессе, обрадованный известием, избалованный прислугой, красный от стыда, первый по списку, крашенный масляной краской, находящийся недалеко от берега, испытанный годами (род, падеж, число можно изменять).
Б. Расставьте знаки препинания. В каком случае определение не выделяется?
1. Уставший от ветреного света (1) он
влюбляется в непосредственную, невинную девушку
любовью брата (П.Вайль, А.Генис)
.
2. Наконец прокуратор услышал и долгожданные
шаги, и шлепанье на лестнице (2) ведущей к верхней
площадке сада (3) перед самым балконом (М.Булгаков)
.
3. Между двух мраморных львов показалась сперва
голова в капюшоне, а затем и совершенно мокрый
человек (4) в облепившем тело (5) плаще (М.Булгаков)
.
4. Потрясенный всем этим (6) бухгалтер дошел до
секретарской комнаты (7) являвшейся преддверием
кабинета председателя комиссии и здесь
окончательно поразился (М.Булгаков)
.
Ответ : (4), (5), (6) .
Одиночные согласованные определения (одно, два и более) обособляются в любой позиции, если относятся к личному местоимению.
Два (или более) согласованных определения обособляются, если они стоят после определяемого существительного, у которого, как правило, уже есть определение.
1. После утомительной
дороги
, каменистой,
разбитой, пыльной
, все с удовольствием пошли
умываться.
2. Возбужденный
, он
пугал нас своими
рассказами.
3. Он
, возбужденный
, пугал нас своими
рассказами.
4. Яркий, живописный
закат
уже догорал.
Два (и более) согласованных определения не обособляются, если они стоят перед определяемым существительным.
К выделенным словам подберите определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, число, падеж можно изменять).
1. Взгляд его глаз ... поразил всех присутствующих. 2. ...оно выделялось среди зеленеющих молодых деревьев. 3. Бабушкин стакан ... привлек наше внимание. 4. Река ... была запечатлена на его пейзаже.
Глубокий, спокойный, величавый; высокий, узкий, узорчатый; старый, прогнивший, трухлявый; веселый, озорной, смеющийся .
Согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочные обстоятельственные значения.
Какое дополнительное значение имеют эти согласованные определения?
1. Прикрепленный к новому жилищу
насильственно
, Иван едва руками не всплеснул
от развязности женщины и молча ткнул пальцем в
пижаму из пунцовой байки (М.Булгаков)
.
2. Жизнерадостный и веселый по своей природе
,
мальчик никогда не общался со своими
сверстниками, а только со старшими товарищами.
3. Уставший от пессимистических наблюдений и
жары
, комиссар вернулся на корабль понурый.
1 – условия, 2 – уступки, 3 – причины.
Выберите среди примеров те, которые соответствуют данному правилу, и поставьте запятые.
1. Она глядит: забытый в зале / Кий на
бильярде отдыхал (А.Пушкин)
.
2. Основанная славным воином шведская династия
есть одна из славных в мире.
3. Я пришел через две недели и был принят какой-то
девицей со скошенными к носу от постоянного
вранья глазами (М.Булгаков)
.
4. Чуждый военному искусству Гринев не
подозревал, что участь похода решалась в ту
минуту.
5. Встревоженные этими слухами гости решили
немедленно уехать.
6. Измученный долгим бездельем за зеркальными
дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю
душу... (М.Булгаков)
.
1, 3, 4, 6;
1, 2, 5;
2, 4, 5, 6
.
В этом уроке рассмотрены случаи
обособления согласованных определений. Они чаще
других встречаются в письменных работах
учеников, и имеет смысл изучать этот материал в
первую очередь. Самостоятельная работа по
анализу предложений и формулировке условий
обособления помогает лучше понять и усвоить
материал. Для закрепления материала
целесообразно предложить ученикам составить
предложения по указанным примерам.
Теорию обособленных членов предложения
разработал А.М. Пешковский. Он же и ввел в научный
обиход сам термин.
Ученый и преподаватель Александр Матвеевич Пешковский (1878–1933) на протяжении всей своей научной деятельности размышлял о взаимодействии науки и школы. Главная книга А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» впервые вышла в 1914 году с подзаголовком «Популярный очерк. Пособие для самообразования и школы». Этот очерк А.М. Пешковский написал после восьмилетней работы учителем в московских гимназиях, стремясь познакомить своих учеников с настоящей научной грамматикой родного языка. Книга выдержала восемь изданий, последнее вышло совсем недавно.
Именно в этой книге ученый посвящает целую главу теории обособленных членов предложения.
Пешковский умел просто, живо и интересно излагать серьезные научные пробемы. Ученый никогда не пытался фальсифицировать языковые факты ради красиво придуманной теории и не упрощал языковую реальность.
Для школы А.М. Пешковский написал книгу в трех частях «Наш язык», где пытается учить детей наблюдать над языком. Например, он приводит текст без пробелов между словами.
Прошлахолоднаязимаднисталидлиннеесолнышкояркосветитворобьивеселочирикают .
К тексту даются вопросы и задания,
например: почему рассказик читается труднее, чем
другие; понятное ли это будет чтение; сколько
перерывов необходимо сделать в рассказе; что
происходит с голосом перед перерывом и т.д.
Автор старается подвести ученика к выводу о роли
интонации в речи.
Таким образом Пешковский вовлекал учеников в
активный процесс исследований и открытий.
1. Лицо его имело выражение довольно
приятное, но плутовское.
2. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и
отменно некрасивым
.
3. Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.
4. Луна в чистом вечернем небе висит полная,
видная сквозь ветви клена
(М.Булгаков)
.
На первый взгляд эти примеры
противоречат правилам. В таких позициях
определения должны обособляться, но если мы
поставим запятые, то разрушатся смысловые
отношения между словами. Что значит лицо имело
выражение
или офицер с лицом
? Слово лицо
в таком контексте обязательно требует
определения – без него получается абсурд,
следовательно, в таких случаях нельзя отделять
определение от определяемого слова.
В 3-м и 4-м примерах определения тесно связаны по
смыслу как с подлежащим, так и со сказуемым,
поэтому мы их не выделяем. Так что любым правилом
надо пользоваться осмысленно, а не механически.
На месте каких цифр должны быть запятые?
Озаренные светом (1) неверно (2) и трепетно горевшим (3) они казались диким сонмищем гномов (4) окруженных тяжелым (5) подземным паром (6) в мраке непробудной ночи (Н.Гоголь) .
1, 2, 5, 6;
1, 3, 4, 5, 6;
1, 3, 4, 6;
3, 4.
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
(1) В начале XX века в городах России
появляется электрический трамвай.
(2) Интересно, что в трамваях тех лет звуковая
сигнализация была не электрическая, а ручная. (3)
При отправке кондуктор прицепного вагона дергал
за веревку, тянувшуюся к звонку, укрепленному на
потолке задней площадки моторного вагона. (4)
Кондуктор моторного вагона, услышав этот сигнал,
дергал свою более короткую веревку, и раздавался
звонок на передней площадке. (5) Услышав его,
вагоновожатый в свою очередь нажимал ногой
звонок, помещенный справа от его сиденья и только
после всех этих перезвонов трамвай трогался с
места. (6) В пути вагоновожатый почти непрерывно
звонил в свой ножной звонок, предостерегая
встречный конный транспорт и прохожих.
(7) Пассажиры, стоявшие в вагоне, держались за
мягкие кожаные петли, укрепленные на специальных
палках по обе стороны вагона (Я.Ривош)
.
Ответ: 5.
Итак, согласованные распространенные
и нераспространенные определения обособляются
всегда, если определяемым словом является личное
местоимение.
Если определяемое слово существительное, то
всегда обособляется распространенное
определение, стоящее после него.
Перед существительным определение обособляется
при условии добавочного обстоятельственного
значения.
Два (или более) согласованных определения
обособляются, если они стоят после определяемого
существительного, у которого, как правило, уже
есть определение.
Пунктуация
Знаки пунктуации
Разделительный пуунктуационный знак
Выделительные пунктуационные знаки
Согласованное определение
Обособленные члены предложения
Пунктуация – это собрание правил употребления знаков препинания.
Знаки пунктуации – это пробел, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки.
Разделительный пунктуационный знак – одиночный, разделяет члены предложения и части сложного предложения.
Выделительные пунктуационные знаки – парные, выделяют члены предложения, которым придается особая синтаксическая значимость. Выделительные пунктуационные знаки могут быть одиночными, если обособленными членами предложение начинается или заканчивается.
Согласованное определение – это определение, стоящее в том же падеже, роде и числе, что и определяемое слово. Согласованное определение может быть выражено полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным.
Обособленные члены предложения – такие, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены выделяются запятыми или тире.
Публикация статьи произведена при поддержке ИП Лесных. Перейдя по ссылке http://posutochno-krasnodar.ru, Вы можете ознакомиться с богатым ассортиментом квартир в Краснодаре, получить полезные советы, касающиеся бронирования жилья посуточно в Краснодаре . Удобная поисковая система поможет найти Вам удобное жилье и подать заявку в считанные минуты. Отправляетесь в командировку в Краснодар, приехали поддержать любимую команду «в гостях» или просто хотите заняться шоппингом? ИП Лесных станет для Вас идеальным вариантом при выборе апартаментов.