Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Алёна Питченко
Конспект урока обучения грамоте «Звуки [ф]-[ф’], буква Ф»

Конспект урока обучения грамоте .

Тема : Звуки [ф - ф’] , буква Ф .

Цели : создать условия для :

Ознакомления со звуками [ф"] ,[ф"] и их обозначением буквой ф , обучения чтению слогов , слов с буквой ф ; совершенствования звуко- буквенного анализа .

Формирования чувств товарищества, взаимопомощи,

Развития речи детей, логического мышления, навыка фонематического анализа слов, внимания, памяти, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование : учебник, касса букв .

Планируемые результаты образования :

Предметные : научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие, различать печатный и письменный заглавный и строчной вариант написания букв ; читать слова, предложения с изученными буквами ; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные : общеучебные –усвоение понятий звук и буква , овладение умением бегло и осмысленно читать, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов ; классификация звуков звукового состава слова , использование алгоритма работы.

Регулятивные : корректировать собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учётом возникших трудностей и ошибок,осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные : строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий, обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Постановка учебной задачи. Найдите потерявшуюся букву

иалка, конета, онарик.

Что общего в этих словах?

Какая же буква потерялась ?

Произнесите звуки , которые она обозначает в этих словах.

Какая же тема нашего урока ?

Чему мы должны научиться на этом уроке ? При ответе опираемся на слова-помощники :

* познакомимся…

Также нам поможет наш учебник, откройте страницу 71 и посмотрите, на какие вопросы нам надо найти ответы?

Обозначают предметы, 3 слога, 2слог ударный

Звуки[ф] ,[ф"], буква ф

Познакомимся с буквой ф

Учимся отличать её от других букв .

Звук Ф согласный или гласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.

2. Планирование учебной деятельности. Вспомните, по какому плану мы с вами изучаем буквы ? Как вы думаете, что нужно сделать сначала?

1) (посмотрим зрительно)

2) (исследуем звук )

3) (конструирую букву )

4) (прочитаю слоги)

5) (читаю слова)

6) Читаю текст

7) (проверяю и оцениваю себя)

Отвечают. строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы - К

3. Решение учебной задачи.

1) Работа над образом буквы .

2) Выделение и анализ звука .

3) Фонетические упражнения.

4) Чтение слогов

5) Чтение слов

6) Работа с текстом

Итак, начнём с первого пункта нашего плана. Какую задачу будем решать? Где мы можем найти букву ? Смотрите на неё внимательно и подумайте, на что она может быть похожа?

1. Всем известно, без подсказки,

Буква ф как ключ из сказки

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

(показывает Золотой ключик)

2. Федя ходит руки вбоки,

Видно, выучил уроки .

(показывает походку Феди)

3. Филин – два огромных глаза

Букву ф напомнит сразу .

Лупоглазый целит взгляд

Словно фотоаппарат.

(показывает картинку филина и фотоаппарат)

Итак, на что может быть похожа буква ф ?

Переходим ко 2 этапу. Отгадайте загадку :

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

Итак, давайте посмотрим схему этого слова в учебнике и проверим, верна ли она, а то вдруг авторы учебника могли ошибиться.

Как мы можем охарактеризовать звук ф в этом слове ?

А сейчас давайте поиграем в хоккей. Поставьте на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду произносить слова. Если в них есть звук Ф , то вы должны пропустить его через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить шайбу. Шайбой у нас будет слово, в котором нет звука ф . Как только я попробую забросить шайбу, т о захлопывайте ворота.

Итак, приготовились, начинаем :

Фонарь, шапка, шарфик, фонарик, цветок, бантик, гольфы, розы, конфеты.

На стр 71 посмотрите на слоги. Какие слоги будем читать мягко? Почему?

Прочитаем слоги. Какие слова вы можете подобрать с этими слогами?

Обратимся снова к нашему плану. Что будем делать далее? Как вы думаете, где мы можем читать слова?

Итак, сколько слогов в первом слове? Как узнали? Прочитайте первый слог. Второй слог, третий слог. Прочитайте слово целиком. (аналогичная работа проводится со словами телеграф, ферма, асфальт, фотография, фабрика, флаг, флот; если детям непонятно значение слова, то объясняю)

Прочитайте слово, в котором звуков больше , чем букв . Почему?

Прочитайте слово, где букв больше , чем звуков . Почему?

Прочитайте слова с ударным 1 слогом.

Прочитайте односложные слова.

Прочитайте оставшиеся слова.

Посмотрите текст на стр 71. Как вы думаете. что это? Почему так решили?

Найдите зрительно букву ф . В каком слове она встретилась? Прочитайте его.

Что значит флаги? Как нам может помочь рисунок при ответе на данный вопрос?

Прочитаем

Посмотреть букву зрительно .

Отвечают.

На ключик, на человека, который сделал рукм вбоки, на филина.

Проверяют.

Согласный, глузой. Твёрдый.

Фе. Фи, Фё, потому что после ф стоят буквы и , е, ё.

В учебнике.

3, по чёрточкам.

Те, ле, фон.

Читают, обводят букву ф в кружок .

Фотография, я после гласной дает 2 звука

Асфальт, ь звука не обозначает

Ферма, фабрика

Флаг, флот

Отрывок из стихотворения.

Флаги на кораблях.

овладение умением бегло и осмысленно читать, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов ; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова , использование алгоритма работы- П.

научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие); читать слова, предложения с изученными буквами – Пр .

4. Рефлексия по уроку (самооценка) А теперь возьмите листочек.

а п л т н г ф д а ц у е в д ы ф и т х н к

п б ф н е в ы д э ф ж т е к у м и с я ф

1. Там, где звездочка, напишите букву , с которой мы познакомились на этом уроке .

2. У вас написаны буквы . Зачеркните только ту букву , которую мы сегодня изучили.

3. Я вам продиктую слова. Если в слове мягкий звук [ф"] , то кружок закрасьте зеленым, если твердый звук [ф ]– синим .

Флажок, шофёр, светофор, буфет, кофта.

А теперь проверьте, у вас должна быть написана буква ф . Поставьте +, если у вас такая же.

Сосчитайте, сколько букв вы зачеркнули . Если вы зачеркнули 5 букв , то поставьте +.

Посмотрите на доску. Кто раскрасил кружки так же, поставьте +. (O O O O O)

Что нового узнали на уроке ?

Где можно применить полученные знания?

Вернёмся к нашему плану. Посмотрим, выполнили ли мы его.

Всё ли вам удалось?

В чём испытали трудность?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы. применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий, обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют – Л.

« Согласные звуки [ ф], [ ф"]. Буквы Ф, ф »

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;

научить ребят различать звуки [ ф], [ ф"];

Развивающие:

развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные задачи:

прививать любовь к чтению, к книге;

формировать познавательный интерес;

воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

учить работать в парах, группами, сообща;

воспитывать чувство гордости за Родину.

Тип урока: знакомство с новой буквой

Оборудование:

Аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино»;

Рисунки с предметами, кота Матроскина, смайлики;

рисунки букв;

карточки 2 цветов;

Индивидуальные карточки;

Ход урока

    Организационный момент.

    Психологическая установка на работу (Слайд 2).

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Мы - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся!

Всё у нас получится!

С каким настроением вы пришли сегодня на урок? А с какой целью?

    Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

Буквы е, ё, ю, я в начале слова …(обозначают 2 звука).

    Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд 3).

Посмотрите на слайд. Перечислите, что изображено?

Телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.

Все ли звуки вам знакомы в этих словах?

Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

Сформулируйте тему нашего урока: «Звуки [ф], [ф"]. Буква «Ф, ф».

Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 4).

Познакомимся с …..

Научимся ….

(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Вы узнали этого героя?

Из какого он мультфильма?

Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?
Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то Матроскин поможет узнать что-то новое.

V . Знакомство с новыми звуками

Прежде чем отправиться в путешествие Матроскин приглашает нас…, вы узнаете, прочитав слово по первым звукам названий предметов, изображённых на картинках (Слайд)

[в,] [э] [р] [ф,]

- Что такое верфь?

Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова? (толковый словарь русского языка)

- Верфь - место постройки и ремонта кораблей. (слайд)

(Если дети не отвечают самостоятельно, учитель сам объясняет значение слова, подкрепляя объяснение иллюстративным материалом).

Каким звуком заканчивается это слово? ([ф,])

Выясним каким цветом обозначим на схеме.

Дайте ему характеристику.

Кот Матроскин отправляется в путешествие на российском корабле? (Слайд)

Но как можно догадаться, что корабль - российский?(Слайд)

- Изображение флага. Рассмотрите его.

Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

Составим схему. Из чего состоит слово?

Произнесите первый звук в слове флаг.

Дайте характеристику звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

Какие звуки выделили? ([ф, ф,])

VI. Знакомство с новой буквой

Звуки на письме обозначаются буквой.

Подскажите, кто знаком и знает какой буквой обозначаются звуки?

Знакомство с буквой. (показ буквы)

Для чего нужна заглавная буква?

Заселим букву в « Город букв». В какой домик заселим? Обоснуйте свой ответ.

На что похожа буква Ф? (Слайд)

Чтение стихов о букве ф.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Физминутка.

Встаньте, изобразите букву Ф.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише-тише

Деревцо всё выше-выше.

Вывод: Какие новые знания положите в свою копилку? Буква…

Упражнения в слышании звуков.

а) придумайте слова, в которых встретятся звуки [ф] или [ф,];

б) хлопните в ладоши, если услышите [ф,] : фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна,флаг, февраль, Фёкла.

в) индивидуальная работа

Найди и подчеркни буквы Ф,ф

АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиРеУЙфЫвяфычхгеуыфАФэ (8)

2 ) Дифференцированное задание

Перед вами карточки двух цветов, на красном задание более сложное, на синем менее сложное. Выберите карточку и выполните задание. Если задание сложное выполнить не сможете, карточку можно заменить.

На синем- найти одно слово (прочитайте только буквы русского алфавита)

На красном спрятались несколько слов.

Синий - R Ф Z О W Н S А Р Ь

красный

Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.

фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

жизньыждплроаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

Проверка.

С буквой Ф познакомились.

VII. Чтение слогов с новой буквой

Стр. 71 чтение слогов.

На какие две группы можно разделить слоги?

Назовите слоги с мягким звуком. С твёрдым звуком.

VIII . Беседа по иллюстрации

Рассматривание иллюстрации на стр. 70

– Рассмотрите рисунки.

Что вы видите на рисунке?

Назовите средства передвижения по воде.

– Для каких целей они служат?

На какие группы можно распределить? (Одни современные, другие старинные .)

ХI. Назвать виды кораблей

Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

Как можно назвать одним словом корабли, пароходы.? Нужно выполнить задание – отгадать загадки.

Всю ночь летает, Хвост пушистый,

Мышей добывает. Мех золотистый.

А станет светло, В лесу живёт,

Спать летит в дупло. (Филин) В деревне кур крадёт. (лиса)

На скале он строит дом. Я – усатый, полосатый

Не боится жить он в нём. Не люблю весёлых игр.

Два могучие крыла Отгадайте. Кто я? (тигр )

У хозяина (орла )

Какое слово получилось? (флот ) (совокупность всех видов судов)

Выявление смысла слова флот.

На каждом корабле есть свой флаг. Все корабли ходят под российским флагом. Русский военный флот ходит под Андреевским флагом». (Слайд)

Х. Физминутка. Зрительная гимнастика

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на пассажирском лайнере.

Закройте глаза(1-2-3).

Представьте себя на палубе лайнера. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к следующему заданию.

Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?

Чтение слов с пометами.

Назовите односложные слова, двусложные, самое большое слово. Сколько в нём слогов? Докажите.

Какие слова можно, отнести к морской тематике?
(Телеграф, фотография, флаг, флот.)

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

Чтение отрывка с 70.

Выставка книг.

Чтение отрывка учителем.

Работа в парах.

Хоровое чтение .

ХI. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Путешествие кота Матроскина закончилось. Давайте расскажем коту Матроскину, что узнали на уроке сегодня: Вспомним какие цели ставили в начале урока? (вернуться к памятке: познакомимся, научимся)

Я – Вспомнил..

Научился…

- С каким настроением заканчивается наш урок? (смайлики)

Кадр 19. Я благодарю вас за работу. Кто желает выполнить домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 1)

Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».

Новикова Анна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Амурск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой Ф."
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: начальное образование

Тема урока: «Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой

I-Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу и узнаем много нового и интересного. И так внимание мы отправляемся. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит. - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. (Филин.) Филин, ребята – это птица мудрая, много всего знает. А ещё он стражник волшебного леса. Хотим ли мы пройти в волшебный лес? Будем отгадывать его задания? Филин закрыл ворота на замки. И мы с вами должны все ключики заработать, выполняя задания Филина.
II-Актуализация знаний и фиксирование затруднения в учебном

действии.

Лужайка-повторяй-ка
Филин, хочет посмотреть, какие мы умные и как мы справимся с его заданиями. Посмотрите на доску. На доске картинки: фонарь, факел, фиалка, -Назовите предметы, которые изображены на картинках. -С помощью чего мы назвали данные предметы? (с помощью слов) -Что такое слово? (Слово- это сочетание звуков, которое имеет значение.). Справились с заданием?
Что вспомнили? Филин даёт ключ от первого замка.
Филин доволен.
А нам надо идти дальше.
3. Построение проекта выхода из затруднения. (цель, тема, план).

Лужайку фонетической разминки
Филин предлагает ещё задание. -Произнесём хором эти слова ещё раз. -Что общего между этими словами? (они все начинаются с одной и той же буквы.) -Разделите эти слова на группы: I-группа- новый звук твёрдый II-группа- новый звук мягкий (проверка сигнальными карточками.) А как вы думаете, какая у нас с вами тема урока сегодня? («Согласные звуки [ф]и[ф’], буква-Ф.). Чему мы должны сегодня научиться? -Отличать новые звуки; -Знакомство с буквой-Ф; -Научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. (т. е. это план) Молодцы ребята, филин, посмотрел, какие вы умные. И мы получили второй ключ. Открываем ключом ворота на
«»
1. Характеристика звука. -
Фонетическая разминка.
Ребята, а как фыркает ёж? (фр-фр-фр) А как поёт песенку синичка? (фью-фью-фью) А как пыхтит каша? (пф-пф-пф) Вспомните, какой звук издаёт кот в момент опасности? («ф-ф-ф-ф-ф). Какой новый звук мы слышим? [ф].
Охарактеризуйте звук [ф] подробнее. -Произнесите его. Дети его произнося и говорят. (При произношении звука [ф] воздух встречает преграду. Значит звук [ф]- согласный. А теперь, ребята закройте ушки и произнесите звук [ф]- при его произношении слышится только шум. Значит звук [ф]- глухой. При произношении произносится твёрдо. Значит звук [ф] – твёрдый. А теперь ребята давайте с вами вернёмся к словам, которые мы распределяли на две группы и обратим внимание на вторую группу. Какое первое слово. (Фиалка) -Какой вы слышите первый звук? (согласный, глухой, гласный звук «и» даёт мягкость согласному звуку. Значит звук [ф’]- мягкий. А как вы думаете ребята у этого звука есть пара? (да) И он ещё парный, ребята его пара [в]и [в’]. Кто сможет дать полностью характеристику звуку?
2.Индивидуальная работа
- раскрасьте звуковичка.
3.Задание в парах
–звуко-буквенный анализ. Соотнесите схему со словами. (Работа в парах, один ученик у доски.) На доске 4 схемы и 4 слова. (фонарь, фиалка, Какое задание выполняли? (Различать новые звуки) [ф] и [ф’]. ФИЗМИНУТКА (суперфизминутка) Какие вы молодцы, ребята. Вы справились, с этим заданием и Филин открывает нам ворота, и мы попадаем на «Полянку букв». (третий ключ).
4. Знакомство с буквой.
На доске изображены буквы и среди них есть новая буква. - Найдите её. Как она называется? (эф) -На что она похожа? Всем известно без подсказки Буква- эф Как ключ от сказки
Никогда его у нас не отнимет Карабас. Назовите слова с буквой эф (в начале, середине в конце слова.) -филин, кофта, шкаф.
5.Индивидуальная работа:
Напечатайте букву эф на звуковичке. Теперь я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком [ф] и [ф’].
Чему учились? Какую работу мы с вами выполняли? (познакомились с

новой буквой и звуками)
ФИЗМИНУТКА
Изобразите букву-Ф. наклонитесь вправо, влево, вперёд, назад.
Умницы! Филин очень доволен вами вы и умные и спортивные. Стражник вручает нам четвёртый ключик от ворот. А нам надо идти дальше. Филин зорко следит, не пускает нас. Он приготовил для нас очень сложное задание.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
И мы попали с вами на
«Слоговую полянку».

Чтение слогов. Работа с учебником. Стр. 140
Посмотрите в учебник на верхнюю строчку и скажите, что нам поможет научиться читать? (чтение слогов) -Чему будем учиться дальше? 1вариант-читает на ушко слоги своему соседу, а потом наоборот (работа в парах) -Читают по строчки -Читают столбиком
Чистоговорка
Фы-фы-фы-тут стоят шкафы, Фу-фу-фу приберу я в шкафу, Фет-фет-фет-я куплю конфет, Арф-арф-арф- я надену шарф. Прибежал весёлый А, прочитали дети …-(фа).
Прибежал задорный О, прочитали дети …-(фо). Прибежал упрямый У, прочитали дети …-(фу). Прибежал ворчливый Ы, прочитали дети …-(фы). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети …-(фе). Прибежал малютка И, прочитали дети …-(фи). Прибежал тихоня Ё, прочитали дети …-(фё). -Какую работу выполняли? Филин очень доволен вами. Он вручает нам ключ от пятого замка. - Мы в дремучем лесу. - А нам же надо попасть на полянку
«Прочитай-ка».
Молодцы, филин зорко следит за нами. Теперь, ребята, для того, чтобы выполнить его задание, мы будем работать в группах.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой.

Iгруппа
- найдите слова с твёрдым звуком-[ф]
Фауна
- животный мир,
Фонарик-
род коробки со стеклами для держанья огня, света
,

фуфайка
- преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки.
Телефон-
аппарат для передачи и приёма звука,
Факел
- вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде.
Флот
-. большое число кораблей в сборе с общею целью; обычно разумеют военный флот, но может быть и купеческий.
фрак
- мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами.
фронт
- воинский строй шеренгами.
IIгруппа
- найдите слова с мягким звуком- [ф’]
Фиалки
-цветок,
фикус
-это цветок, финиш, кафе, кофе, конфеты,
конфетти
- мелкие кружочки из разноцветной бумаги, которыми осыпают друг друга на балах, карнавалах и т.п. , фигура. -Какие слова вам непонятны? -Найдите среди этих слов названия цветов. (фиалка, фикус)
-Обратите внимание на 2 столбик чем отличаются эти слова? Что лишнее и почему? (заглавная буква, офицер- это военнослужащий человек.)
IIIгруппа
- прочитайте предложение. (проверка предложения) -читаем предложения - Что мы сейчас делали? (учились читать слоги, слова с новой буквой) Мы прошли испытания, нам пора в класс, а для этого выполним задание.
7.Повторение.
Филину вы очень понравились. Он даёт нам ключ, открываем замок, мы на полянке
«Закрепляй-ка»

7.Задание в парах:
Какие звуки обозначает буква-Ф? Выберите подходящие признаки и подчеркните Согласный- гласный Твёрдый- мягкий Звонкий- глухой Парный- непарный проверка Какой звук ф? Проверяем сигналами. Согласным - гласным? (согласным) В слове «фамилия» - твёрдым- мягким? В слове «профессия» - твёрдым- мягким? Глухой- звонкий? (глухой) Парный- непарный (парный ([в][в’]). Молодцы ребята! Дайте характеристику звуку ф.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог.
Вот мы и закончили с вами путешествие по волшебному лесу. Глазки закрыли, считаем до 5. Открыли глазки. Мы в классе. Филин, очень доволен вами и у него отличное настроение. Он спрашивает: «А какое у вас настроение было во время путешествия?» Возьмите смайлик и покажите. Урок закончен. Всем спасибо!!!

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

ЦЕЛИ:

  • формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • развивать орфографическую зоркость при чтении текстов фонематический слух, речь, мышление, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • В. Г. Горецкий, “Русская азбука”, индивидуальные слоговые таблицы, карточки со словами, плакат с предложениями,
  • книжка-малышка со стихами о подснежнике и фиалке, рисунок подснежника и фиалки, картина “Весенний лес”, шапочки “Подснежник”, “Скворец”, “Март”,
  • аудиозапись П. И. Чайковский “Времена года. Март”, модели для составления схемы слова, карточки с буквами: ф, л, к, а, а, и,
  • карточки с надписями “Молодец” с недостающими элементами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня рано утром ко мне в окошко вдруг кто-то постучал. Это была маленькая синичка. Она стала звонко щебетать. Птичка пригласила нас в лес, сказав, что там будут происходить весенние чудеса.

Вы хотите отправиться в путешествие?

Прочтите девиз нашей работы, который записан на доске.

ДЕВИЗ РАБОТЫ: Мы любим друг друга, понимаем и помогаем.

Не зря именно эти слова стали девизом нашего урока. Дорогу осилят только дружные ребята, готовые прийти на помощь друг другу.

2. Постановка цели урока.

С какой новой буквой мы познакомились вчера на уроке? (С буквой “ф”)

Какие звуки обозначает буква “ф”?

Охарактеризуйте эти звуки.

Дети: [ф] – согласный, твёрдый, глухой, парный (пара [в] – [ф]

[ф] – согласный, мягкий, глухой, парный (пара [в] – [ф])

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно и красиво читать. Вспомним то, что мы учили о звуках и буквах. Будем учиться составлять предложения и рассказы.

3. Актуализация знаний.

Я хочу пополнить ваши знания о букве “ф”.

В русском языке наряду с “активными” буквами, которые встречаются в книгах очень часто, имеются и “пассивные”, которые употребляются редко. Такова буква “ф”. Случайно ли это? Почему это так? Дело в том, что в русском языке слова с буквой “ф” главным образом заимствованы из других языков, недаром, в кубанском говоре до сих пор буква “ф” заменяется двумя русскими буквами “хв” или просто “х”: вместо Фёдор, например, говорят Хвёдор, фартук – хвартук, туфли – тухли.

Повторив то, что мы учили, отправляемся в путешествие. Но как же мы попадём в лес?

Кажется, я знаю, кто нам может помочь. Вы это тоже узнаете, если прочтёте стихотворение в “Азбуке” (стр. 196).

Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?

Какие слова в этом стихотворении называют одушевлённые предметы? (Кто?) фокусник; (кто?) фея.

Какой звук обозначает буква “ф” в каждом слове? (В словах: фокусник, фрак, факел, фокус буква “ф” обозначает звук [ф] в слове фея буква “ф” обозначает звук[ф, ]

Фея и её друг – фокусник готовы нам помочь. Но сначала они хотят убедиться, что вы умеете работать дружно.

Работа над техникой чтения.

а) работа над скороговоркой:

Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем.

В огороде Фёкла ахала да охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.

Затем дети говорят начало ранее выученных скороговорок, весь класс хором продолжает (скороговорки учатся на каждом уроке).

б) работа по слоговой таблице:

А О У Ы И Е Я Ё Ю Э
Н н а но ну ны ни не ня нё ню
С са со су сы си се ся сё сю
К ка ко ку кы ки ке кя кё кю
Т та то ту ты ти те тя тё тю
Л ла ло лу лы ли ле ля лё лю
Р ра ро ру ры ри ре ря рё рю
В ва во ву вы ви ве вя вё вю
П па по пу пы пи пе пя пё пю
М ма мо му мы ми ме мя мё мю
З за зо зу зы зи зе зя зё зю
Б ба бо бу бы би бе бя бё бю
Д да до ду ды ди де дя дё дю
Г га гго гу гы ги ге гя гё гю
Ч ча чо чу - чи че - чё -
Ш ш а шо шу - ши ше - шё -
Ж жа жо жу - жи же - жё -
Х х а хо ху - хи хе - - -
Ц ц а цо цу цы ци це - - -
Щ щ а що щу - щи ще - щё -
Ф фа фо фу фы фи фе фя фё фю
Й
Ь

Разминку продолжаем
Слоги весело читаем.

Дети работают в парах по вариантам: один вариант читает, другой проверяет правильность выполняемой работы. Готовность показывают светофорами.

Игра “Я начну, а ты продолжи”

Оборудование: карточка со стрелкой.

Описание: Учитель называет исходный слог (или условия для нахождения исходного слога) и стрелкой указывает направление: вверх, вниз, влево или вправо. Дети в парах читают, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

Найти слоги, расположенные в слоговой таблице между слогами и прочитать фрагмент слоговой таблицы по стрелке:

в) составить слова по слоговой таблице: (учитель называет слово, ученики должны составить его по слоговой таблице. Например: ф-ла-г, фе-в- ра –л- ь, ко-н-фе-та)

4. Физическая разминка.

Я думаю, что мы можем отправляться в путь.

Я иду, и ты идёшь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поёшь –
Раз, два, три.
Мы идём, и мы поём –
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём.
Раз, два, три.

5. Развитие речи.

Но дорогу нам преградил сугроб. Это зима не хочет нас пускать в лес. Что же нам делать? Но фея подсказала, что нужно сделать.

Проведём игру “Угадай слово”

Учитель “набирает” по таблице слово, последовательно показывая указкой слоги. Дети

внимательно следят зa движениями указки, молча читают слово и по вызову учителя называют его.

(На наборном полотне после ответов детей выставляются карточки со словами).

С каждым из этих слов составим предложение так, чтобы получился рассказ.

После ответов детей на доске появляется плакат, на котором записаны предложения

Пришла тёплая весна. На небе ярко светит солнышко. В лесу звонко поют птицы.

Определить “опасное” место в словах весна, (в) лесу, поют.

Почему в слове птицы после буквы “ц” пишем букву “ы”?

Найти основу в последнем предложении.

Вот так чудо из чудес!
Мы попали с вами в лес!

На магнитной доске появляется картина весеннего леса, но без цветов.

6. Чтение стихотворения.

Сейчас, дети, мы увидим чудо. Это появление первого весеннего цветка.

А какой цветок весну открывает, вы узнаете, прочитав стихотворение.

Подснежник

Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеёк.
И, себя увидев,
Крикнул: “Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна”. (Л. Кудрявская)

Какой же цветок первым прибежал в мартовский лес?

Кто из вас догадался, почему этот цветок так называют?

Не успеет солнышко растопить снег, а из-под снега уже выглядывает голубая головка подснежника.

Рисунок подснежника прикрепляется к весенней картине.

Подберите родственные слова к слову подснежник.

Подснежник, снежный, снежок, снежинка.

7. Инсценировка стихотворения кубанского поэта И. Вараввы.

А сейчас посмотрите инсценировку стихотворения кубанского поэта Ивана Вараввы, которую подготовили ребята.

Ты зачем, подснежник, вышел?
- Пел скворец, а я услышал.
- А зачем, скворец, ты пел?
- К нам в станицу март поспел!
- Что ты, март, принёс с собою?
- Солнце, небо голубое!

8. Упражнение на релаксацию (выполняется под музыку).

Кроме солнца и голубого неба март принёс с собой мягкую зелёную травку.

Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!

9. Игра “Слово рассыпалось”.

Растаял снег. Побежали ручейки, и появляется ещё один весенний цветок.

Угадайте его название. (У детей на партах буквы)

КИЛАФА – ФИАЛКА

Составьте схему этого слова (работа с индивидуальными разборными схемами)

Рисунок фиалки прикрепляется на весеннюю картину.

Вам нравятся превращения, которые происходят в лесу весной? А ведь они происходят с вашей помощью.

10. Чтение стихотворения.

На солнечной опушке
Фиалка расцвела.
Фиолетовые ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт. (Е. Серова)

Где можно увидеть фиалку? Докажите это чтением строк из стихотворения.

Как вы понимаете, выражение “в лесу она хоронится”?

Фью, фью! – птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.

11. Работа с деформированным предложением.

Фиалку можно встретить не только в лесу. Есть ещё комнатные фиалки.

Если вы справитесь со следующим заданием, то вас ждёт сюрприз.

На магнитной доске расположены карточки со словами: красивая, Фаины, на, расцвела, у, фиалка, окне

Это отдельные слова или предложение?

Что такое предложение? (Это одно или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Составить из данных слов предложение. У Фаины на окне расцвела красивая фиалка.

Назовите две основные орфограммы предложения. (Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставим точку).

Какое ещё слово написано с большой буквы? Почему? (Это слово Фаина. Это имя собственное, имя девочки. Имена людей пишутся с большой буквы).

12. Итог урока

В класс входит фея (учащаяся 4 класса).

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада
Вас увидеть я.

Понравилось вам сегодняшнее путешествие?

Какую интересную работу вы выполняли сегодня на уроке?

Мой друг фокусник передал для вас карточку. Допишите буквы и вы угадаете слово.

На карточке дана запись слова с недостающими элементами. Дети проговаривают написание этих элементов и читают слово: Молодцы!

Учитель благодарит детей за урок.

Обучение чтению.

Тема. «Повторение и обобщение. Буква Ф, ф. Путешествие в Африку».

Планируемые результаты. Формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умения ориентироваться в тексте, пользоваться дополнительной литературой; укреплять дыхательные мышцы, вырабатывать точную артикуляцию звуков «ф» и «в», расширять словарный запас; воспитывать интерес к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Материально-техническое обеспечение урока.

1) Азбука.1 класс. Часть 2./ В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

2) Как хорошо уметь читать. Книга для чтения в период обучения грамоте./ Л.А.Обухова, О.Е.Жиренко и др.

3) Презентация в программе Power Point /

4) Касса букв, слогов.

5) Тексты о природе Африки. Фотографии животных по теме.

6) Карта Восточного полушария.

7) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

8) Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель . Готовы вы к уроку?

Дети. Да.

Учитель . На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный …

Дети. Класс!

Учитель . Все получится у нас!

II. Актуализация знаний

Дыхательная гимнастика

Учитель. - На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками.

Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! …

Чередуйте звуки «ф» и «в» по 2 раза.

Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! В! В! …

Речевая разминка

Учитель . - Научитесь быстро и чисто проговаривать скороговорку .

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Учитель . Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на большом корабле. Прочитайте! Что это за корабль?

Ой, посмотрите. Потерялась первая буква! Что же делать? Вот вам подсказка. С этой буквой вы познакомились на прошлом уроке.

Стихи про букву Ф.

Дети. Это буква Ф.

Учитель . Какие звуки обозначает эта буква?

Дети. Согласные звуки [ф], [ф, ]

Учитель . Давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [ф] – согласный, твердый, глухой.

Звук [ф, ] – согласный, мягкий, глухой.

Учитель . Спасибо. Вернем букву Ф на место. Прочитаем хором название.

ФРЕГАТ «УДАЧА»

III . Работа по теме урока.

Учитель . Корабль к плаванию готов! А готова ли команда 1 класса «Б».

Обратите внимание на экран. Прочитаем слоги-слияния (чтение за диктором).

Проверим, как вы выполнили домашнее задание?

1. Работа по учебнику.

Учитель. Откройте Азбуку с. 70-71.

Чтение по учебнику по алгоритму:

1. Чтение слов с буквой Ф (чтение в парах).

2. Чтение отрывков из стихотворений.

Учитель. Команда готова! Выберем маршрут. Проведем зарядку.

IV . Физминутка.

Стихотворение Эммы Мошковской читает 1 ученица, все ученики показывают движения.

Круглый, круглый глобус школьный,

Словно мячик волейбольный.

Вот он, шар земной каков!

Я толкнул его рукой:

Поехали материки,

Поплыли две Америки,

Африка, Австралия,

Закружилась вся земля:

И леса, и поля,

И деревни, и мосты,

И собака у ворот,

И дом, и комната моя,

И шкаф, и стол, и стул, и Я!

V . Чтение слов и предложений с буквами Ф и В.

1. Учитель. Прочитаем слова - названия материков. Задание 2 (техн.карта)

Северная Америка, Южная Америка

Евразия, Африка, Австралия, Антарктида

Учитель. Цель нашего путешествия материк, в названии которого встречается буква Ф.

Дети. Африка. АФРИКА

Дети. Ученик у доски собирает слово из букв, составляет схему слова.

Учитель . Дети, напечатайте на Маршрутном листе слово Африка, нарисуйте схему слова АФРИКА.

2. Учитель. Пока мы в пути, у нас есть немного времени. Давайте не будем его терять. А что значит «терять время»?

Дети. Бездельничать

Учитель. Помашите рукой, кто бездельник? Таких нет? Тогда за дело!

фе

фо

фи

фа

фы

фё

ве

во

ви

ва

вы

вё

Чем похожи слоги в столбиках?

Дети. Одинаковые гласные, а произношение согласных звуков очень похоже, можно спутать.

Учитель. А чем отличаются звуки [в] - [ф] ? [в, ] - [ф, ] ?

Дети. Один звук звонкий, другой - глухой. Они образуют пары по звонкости-глухости.

3. Учитель. А вот и берега Африки. Нас встречает её житель. А кто?

Вы узнаете, если прочитаете чистоговорку. Посмотрите на экран.

Аф – аф – аф – живет в Африке жираф.

Учитель. Правильно, это жираф. Жираф Ральф

Фотография жирафа на экране и текст о нём.

ЖИРАФ встречается почти по всей Африке к югу от пустыни Сахара. Жирафа не спутаешь ни с каким другим животным: небольшая голова на длинной шее, длинные ноги. Жираф - самое высокое из ныне живущих млекопитающих: высота его от земли до лба достигает 4- 6 метров.

Учитель . Дети, напечатайте на Маршрутном листе слова жираф Фарид, нарисуйте схемы слов.

VI . Физминутка

Припев из песни «В Африке реки вот такой ширины…»

VII . Игра –тест «Найди солнышко».

1. Учитель. В Африке у жирафа есть друзья. Это животные, в названиях которых есть буква Ф.

Африка – самый жаркий материк. Там очень горячее солнце.

Добавим букву Ф в слова, и у нас засияет солнышко.

Азан лисица - . енёк . орель

Илин змея э. а . ламинго

Учитель. Солнышко ярко светит нам. Посмотрим на фотографии представителей животного мира Африки.

2. Учитель. Давайте подарим им вкусные съедобные подарки. Прочитаем слова.

Финики кофе фисташки

Фейхоа фикус шалфей

Учитель. Прочитайте слова, в которых звуки [ф], [ф, ] слышатся в начале слова, слышатся в середине слова, в конце слова. (Таких нет)!!!

VIII . Работа с толковым словариком.

Учитель. Пришло время возвращаться домой. Пока наш фрегат мчится по волнам, мы снова не будем терять время и почитаем в Толковом словарике.

Технологическая карта.

Твой толковый словарик.

Фауна – животный мир. Флора – растительный мир. Фламинго – южная водяная птица с нежно-розовым оперением. У фламинго длинная шея и длинные ноги.

Учитель. Какие новые слова встретили в тексте? (флора, фауна)

Что обозначает слово фауна. Прочитайте.

Что обозначает слово флора. Прочитайте.

IX . Итог урока.

Учитель. Подведем итоги нашего путешествия.

На какой материк мы совершали путешествие? (Африка)

Какая буква помогала нам в путешествии? (буква Ф)

Каких животных Африки мы встретили?

Учитель. Расскажите дома своим родным о нашем путешествии. Напечатайте слова - названия животных. Нарисуйте животное, которое вам понравилось.

X . Рефлексия. Давайте угостимся все фисташками и финиками.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные