Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В данном параграфе представлены результаты библиомегрического исследования по базе данных «Потенциал человека», обзор определений «потенциала» и анализ его разновидностей.

Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia» - «потенция, которое определяется как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявится при известных условиях . В ненаучном контексте этот термин чаще всего используется в переносном значении и трактуется как «степень возможности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для осуществления чего-либо» .

В справочной литературе «потенциал» рассматривается как:

  • ? источник, возможность, средство, запас, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи ;
  • ? возможности отдельного лица, государства в определенной области (военной, научно-технической и других) ;
  • ? физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке; разность потенциалов между двумя точками поля определяет работу, которое совершит пробное тело при движении из одной точки в другую .

В настоящее время термин «потенциал» весьма широко используется в различных отраслях научного знания. Анализ литературы позволил выделить следующие аспекты применения термина «потенциал»:

  • ? экономический (человеческий потенциал, трудовой потенциал),
  • ? социально-организационный (кадровый потенциал, научный потенциал и др.),
  • ? социально-экологический (жизненный потенциал, военный потенциал),
  • ? социально-психологический (адаптационный потенциал, личностный потенциал и др.).

Этот термин встречается также в словосочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «са- моактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и т.д.

В силу того, что успешность человека в новых, нестандартных условиях и вообще разных видах жизнедеятельности зависит от его возможностей, ученые выявили следующие разновидности потенциала: адаптационный, художественный, нравственный, коммуникативный и др.

Известно, что одно и то же понятие может одновременно «работать» в целом ряде научных дисциплин, в каждой из которых складывается своя традиция его определения. Но даже в рамках одной научной дисциплины, например, психологии, понятие «потенциал» используется в разном значении и для различных целей. Например, J.B. Rotter использует этот термин относительно поведенческого потенциала, E.D. Berlyne - как «потенциал активации» или «потенциал побуждения» для описания зависимости мотивационных особенностей стимуляции от активации; С. Hull [С. Hull , 1943] - как «потенциал реакции», объединяющий силы привычки и влечения. К. Lewin [К. Lewin , 1938] с помощью потенции описывал психологическую силу, действующую на субъекта по направлению к целевой области. Б.Г. Ананьев"’ под потенциалом понимал свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности, интегрируемые в человеке как в субъекте деятельности, отдавая предпочтение изучению интеллектуального потенциала. Ученики Б.Г. Ананьева изучают «потенциалы возрастного развития» и «потенциал индивидуального развития» [В.А. Ганзен , Л.А. Головей и др.].

Существующие представления о социально-психологических особенностях потенциала человека как многоуровневого и многокомпонентного образования показывают, что независимо от структурного содержания они определяются через категории:

  • ? «внутреннего содержания личностного в индивиде» (С.Л. Рубинштейн),
  • ? «совокупность свойств индивида и личности, определяющие способность и готовность к выполнению деятельности» (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г.М. Зараковский, Г.Б. Степанова),
  • ? «сложную систему человеческих качеств или личностных характеристик, которые отражают «опережающий» образ человека и связаны с движущими силами его развития, мотивацией и самооценкой» (О.И. Ге- нисаретский, Г.Н. Солнцева, Г.Л. Смолян и др.).

Можно было бы привести еще ряд подобных примеров, но подведем итог. Во-первых, в литературе нет однозначного толкования термина «потенциал». Во-вторых, понятие «потенциал» приобретает и меняет свое значение в зависимости от контекста употребления. За этим контекстом стоят правила, нормы, традиции определенной научной дисциплины, научного коллектива.

В этой связи следует заметить, что достижение единообразия в понимании значения рассматриваемого понятия не одномоментное событие, а некий растянутый во времени процесс, в ходе которого сталкиваются и пересекаются нормы, традиции, образцы [Волков А.В. *, 2009]. В итоге достигнутый результат получает форму консенсуса, который в дальнейшем может быть пересмотрен. В-третьих, семантика понятия включает в себя не только момент определенности и однозначности, но и неопределенности, открытости. С нашей точки зрения, этот вывод применим и к «потенциалу». В- четвертых, установлен близкий к «потенциалу» синонимический ряд: «потенция», «ресурс», «резерв». В качестве смысловых составляющих во всех определениях «потенциала» выделены - «возможности», «запас», «источник». Например, Парыгин Б.Д. (1999) дает противоречивую оценку возможностям и потенциалу, говоря, что потенциал состоит из эмоциональных, интеллектуальных, энергетических и волевых возможностей, а также что психологические возможности личности складываются из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов. То есть фактически автор приравнивает понятия потенциал и возможность. Однако потенциал выражает не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности и его субъекта. Чаще других «потенциал» употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда «капитал»), при этом имеются в виду внутренние ресурсы человека - интеллектуальные, личностные, нравственные и другие. Несмотря на многообразие аспектов рассмотрения этого термина и теоретических расхождений, для нас, прежде всего, важно, что в исследованиях современных ученых, имеет место объективное представление о наличии «потенциальных возможностей человека» [Пфейфер Н.Э. , 1996].

На основе анализа разновидностей «потенциала» проведено библио- метрическое исследование по базе данных «Потенциал человека». Первоначально установлено, что база данных «Потенциал человека» электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки содержит 247 библиографических записей. Графически выход изданий с данной тематикой представлен на рис. 1.

Первые диссертации по проблеме «потенциал человека» зафиксированы в 1984 г., затем следует почти целое десятилетие (1986 - 1994 гг.) с нулевыми показателями. В течение 1990-1995 гг. было опубликовано 20 диссертаций по проблеме «потенциал человека». Основная масса таких работ приходится на период 2000-2010 гг. (в 2004 г. - 28 изданий, в 2006 г. - 33 издания, в 2009 г - 26 изданий), причем, как показывает статистика, интерес к данной проблеме растает.

Рис. 1.

В соответствии с методологической стратегией и спецификой предмета данного исследования особый интерес представил анализ работ по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала.

Библиометрическое исследование по четырем ключевым понятиям - «интеллектуальный потенциал», «адаптационный потенциал», «коммуникативный потенциал» и «личностный потенциал», проводилось с использованием электронных баз данных двух крупных российских библиотек: Российской государственной библиотеки 1 и научной электронной библиотеки еЫ- BRARY * . Первая отвечает за документы (монографии, сборники статей, учебные пособия), вторая - за продукцию периодических изданий (статьи и тезисы). Всего было получено и проанализировано 751 библиографических записей (243 принадлежит РГБ, 508 - Электронной библиотеке).

На диаграмме (рис.2) показано, что безусловным «лидером» в научных исследованиях является «интеллектуальный потенциал», именно на это понятие приходится около 58% поисковых результатов. Далее следует «личностный потенциал», собравший 138 библиографических записей (18%), затем «коммуникативный потенциал» - 119 (16%) и далее - «адаптационный потенциал» - 56 (7,5%). Прокомментируем полученные результаты.


Рис. 2.

«Интеллектуальный потенциал» как объект изучения рассматривается в 438 найденных источниках. На нижеприведенной диаграмме (рис. 3) показано, что 60% библиографических записей получено через Электронную научную библиотеку. Этот факт свидетельствует, что термин «интеллектуальный потенциал» широко представлен в периодической научной литературе, выносится как в названия работ, так и помещается в область ключевых понятий научных статей.

Первое упоминание термина «интеллектуальный потенциал» зафиксировано электронным каталогом Российской государственной библиотеки в 1976 г. Издание посвящалось «интеллектуальному потенциалу коммунизма». В электронном каталоге РГБ найдено 177 библиографических записей, из которых 18 - авторефераты кандидатских диссертаций. Динамика выхода изданий с термином «интеллектуальный потенциал» отражена на рис. 4.

На диаграмме (рис. 4) показано, что из представленных трех десятилетий наиболее продуктивно прошедшее - с 2000 по 2010 гг. Именно за этот период было опубликовано 113 источников по данной тематике.

Наиболее «урожайным» в этом отношении является 2010 год - 21 издание. Конечно, нельзя говорить, что данный период отмечен равномерно возрастающим интересом к проблеме: наблюдается и рост (например, 2003, 2006, 2008, 2010 гг.) и спады такого интереса. Следует отметить, что в 1980-х гг. за 6 лет было опубликовано 13 изданий, в 1990-е гг. - 19.


Рис. 3.

Существенно, что за этот период зафиксирован всего один год с нулевым показателем - 1997. В остальное время издания по данной тематике выходили в небольшом количестве, тем не менее, заинтересованность проблемой изучения интеллектуального потенциала очевидна.

В Электронной библиотеке на подобный поисковый запрос получен 261 источник. Очевидно, что проблема изучения «интеллектуального потенциала» активно обсуждается в периодической научной литературе. График выхода изданий представлен на рис. 5.

С 2001 г. наблюдалось устойчивое увеличение статей по данной тематике. А с 2003 г. количество публикаций за год увеличивается в 10 раз. Однако 2011 г., по сравнению с прошедшим (2010 г.), фиксировал некоторое снижение результативности: 29 статей по сравнению с 52-мя (за 2010 год). Содержательной стороне каждого из видов потенциала, как показывает статистика даже за последние 20 лет, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Не претендуя на полноту раскрытия всех определений, подходов и концепций для каждого из видов потенциала приведем лишь отдельные примеры.


Рис. 4.


Рис. 5.

Итак, обратимся к этимологии изучаемого словосочетания «интеллектуальный потенциал». В настоящее время существует более 90 определений интеллекта [Холодная М.А. , 2002], и термин «интеллектуальный потенциал» не имеет однозначного толкования.

Например, понятие «потенциал» занимает важное место в контексте структурно-динамической теории интеллекта, предложенной Д.В. Ушаковым. Введение понятия «интеллектуальный потенциал» представляет собой необходимое следствие представления о когнитивной системе как организованной на основе прижизненно сформированных структур, «ментального опыта» (М.А. Холодная). Понятие «интеллектуальный потенциала» Д.В. Ушаков определяет как «индивидуально выраженную способность к формированию функциональных систем, ответственных за интеллектуальное поведение» [Ушаков Д.В. , 2004, С. 77]. В соответствии с требованиями структурнодинамического подхода психологи предлагают обращать внимание на то, как происходит формирование функциональных систем, и чем определяются индивидуальные различия в их формировании.

Еще одна концепция интеллектуального потенциала предложена А.С. Седуновой, которая определяет интеллектуальный потенциал как «целостную интегрированную систему интеллектуальных ресурсов личности, осознанно реализуемых в деятельности» [Седунова А.С. , 2004, С. 16]. В рамках этой концепции интеллектуальный потенциал, по мнению автора, возникает и формируется на основе наследственно закрепленных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы (задатков) под воздействием нейрофизиологических, социокультурных, личностных, профессионально-деятельностных факторов. А.С. Седуновой выделены структурно-функциональные компоненты интеллектуального потенциала: структурно-содержательный компонент (включает интеллектуальные способности личности); операционально-результативный компонент (включает особенности проявления интеллектуальной активности личности); регуляционнооценочный компонент (включает саморегуляционные и мотивационные характеристики личности).

Как показал наш анализ психологической литературы, понятие «интеллектуальный потенциал» преимущественно используется в связи с необходимостью раскрыть механизмы интеллектуального развития. По Б.Г. Ананьеву, интеллектуальный потенциал формируется и накапливается в процессе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности [Ананьев Б.Г. , 1977]. Б.Г. Ананьев выдвинувший гипотезу о тройном составе (функциональном, операционном и мотивационном) всех психических процессов и интеллекта в целом, считал, что сложное, противоречивое взаимодействие этих составляющих формирует движущие силы развития интеллекта, его потенциалы.

Таким образом, интеллектуальный потенциал - это:

  • ? многоуровневое образование, которое включает в себя как реальные интеллектуальные возможности человека, так и нереализованные интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы, «цену» (и силу) интеллектуального напряжения;
  • ? своеобразное «опережающее отражение действительности», это качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования .

Понятие «интеллектуальный потенциал» отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

Понятие «личностный потенциал» зафиксировано в 138 библиографических записях: 21 принадлежит каталогам РГБ и 117 - электронной библиотеке. Можно сказать, что в обеих базах данных первые упоминания термина датированы 1990 годом, причем в 1990 г. «полноценных изданий» (монографии, учебные пособия) было два и всего одна статья. В начале второго десятилетия 21 века ситуация выглядит противоположным образом: безусловный перевес статей в изданиях периодического характера по данной проблематике (рис.6).

График на рис. 7 отражает динамику выхода периодических изданий, отражающих проблематику изучения «личностного потенциала». Из рисунка видно, что первое десятилетие 2000-х гг. оказалось весьма продуктивным, хотя за последние два года наблюдается тенденция уменьшения количества таких публикаций.

В анализируемой нами литературе представлены различные подходы к классификации потенциалов личности, связанные со структурой личности, с направленностью ее развития, с основными видами деятельности и другие.

Например, связывая личностный потенциал с индивидуальнопсихическим развитием личности, Б.Г. Ананьев выделяет следующие факторы: одаренность, специальные способности, работоспособность, статусный потенциал. Им отмечено, что ценностные ориентации выступают как духовный центр развития личности, обеспечивающий ее сознательное отношение к обществу, к труду, к самому себе. В рамках Ленинградской психологической школы сложилось понимание, что личностный потенциал определяется выносливостью по отношению к фрустраторам (толерантность); он зависит от чувства защищенности и поддержки со стороны своей группы, повышающих жизнеспособность личности.


Рис.

Особенно для нас важен результат исследования И.В. Клещевой, которая не столько определяет исследовательский потенциал учащихся как некое личностное новообразование, сколько уточняет его функции, предназначение, которое она видит в расширении возможности познания и качественном изменении характера самого познания. С точки зрения

И.В. Клещевой, исследовательский потенциал является методическим инструментом развития познавательных возможностей учащихся. Теоретически исследовательский потенциал рассматривается как комплекс мотивационной, операционной и рефлексивной составляющих. Охарактеризовать исследовательский потенциал учащегося на практике позволили выделенные автором его критерии и уровни. Выявление исследовательского потенциала учащегося осуществлялось посредством решения им специальным образом подобранных учебно-исследовательских задач.


Рис. 11.

библиотеке

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала, позволил сделать следующие акценты, важные для изучения психологических особенностей исследовательской деятельности и его субъекта:

  • ? Интеллектуальный потенциал будем понимать как запас саморегулирующейся системы когнитивных процессов, обеспечивающий успешность решения исследовательских проблем и задач. Именно он отражает направленность мышления и особенности сознательно контролируемой (интеллектуальной) регуляции исследовательских процедур и системы исследовательских действий по достижению цели исследования, а также их динамику и разницу при решении исследовательских задач, отличающихся по сложности предметно-научного содержания и требуемых способов.
  • ? Так как личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию, то именно его развитие помогает преодолевать разнообразные трудности в условиях исследовательской деятельности средствами самоорганизации.
  • ? Развитый творческий потенциал задает импульс для развития исследовательского потенциала человека посредством развитого чувства нового, гибкости, оригинальности, открытости всему новому, благодаря способности быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями исследовательской деятельности; возможности для творческой самореализации и саморазвития в исследовательской деятельности.
  • ? Адаптационный потенциал снижает внутренний конфликт, который может служить источником как развития личности (активная адаптация), гак и ее дезинтеграции (дезадаптация) в ходе проведения исследования; способствует реализации как приспособительной (адаптация), так и субъектно-развивающей (личностный потенциал) функции исследовательского потенциала.
  • ? Коммуникативный потенциал выступает одним из важнейших условий повышения эффективности совместных исследований и способствует раскрытию коммуникативно-исследовательской функции: установлению продуктивных взаимоотношений с другими исследователями в самых различных ситуациях общения по проблемам исследования в научной и образовательной среде.

ПОТЕНЦИАЛ (источники, возможности)

ПОТЕНЦИА́Л (от лат. potentia - сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПОТЕНЦИАЛ (источники, возможности)" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (от лат. potentia сила) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Потенциал - (от латинского potentia сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - [тэ], а; м. [от лат. potentia сила] 1. Спец. Физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке. Электростатический п. 2. Книжн. Степень мощности в каком л. отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего л … Энциклопедический словарь

    Потенциал - (от лат. potentia сила) 1) в широком смысле источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких либо задач, достижения определенной цели; 2) (в физике) понятие, характеризующее поля каких либо физических… … Начала современного естествознания

    Потенциал - средства, запасы, источники, возможности, которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определённых целен, решения каких либо задач. В военной теории П. определяется как совокупность материальных и духовных возможностей… … Словарь военных терминов

    Потенциал (от лат. potentia сила), в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой либо задачи; …

    I Потенциал (от лат. potentia сила) в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой… … Большая советская энциклопедия

    Потенциал - в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой либо задачи; возможности отдельного лица,… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    - (англ. Creative potential) совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Творческий потенциал Артиста – это генетические и физиологические вокальные данные, сценические навыки,… … Википедия

У искусственного интеллекта (ИИ) есть ключи от будущего, в котором компьютеры будут работать от нашего имени, но не по нашим командам. В новой эре инноваций технологии станут более интуитивными, разговорчивыми, умными. Они позволят компаниям лучше понимать и обслуживать клиентов и будут способствовать решению самых серьезных проблем современности.

Microsoft участвует в глобальном обсуждении будущего искусственного интеллекта. Не так давно Гарри Шум, исполнительный вице-президент группы исследований и искусственного интеллекта компании Microsoft, выступил на Future Forum в Пекине. А на прошлой неделе во время Digital Life Design в Мюнхене и на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава Microsoft Сатья Наделла рассказал о том, как компания старается сделать искусственный интеллект доступным для каждого.

Новая эра искусственного интеллекта определяется почти безграничной силой облаков, распространением цифровых технологий, а также способностью компьютеров использовать информацию для того, чтобы учиться и "соображать" почти как люди. То, что некоторые называют Четвертой промышленной революцией, происходит благодаря достижениям в области искусственного интеллекта. Это значит, что скоро все компании станут цифровыми.

Пока мы только вступаем в эпоху ренессанса технологий ИИ. Мы находимся на стадии становления того, что когда-то станет распространенной и мощной технологией. Мы должны развиваться от мейнфремов к персональным компьютерам и мобильным устройствам, а в конечнои итоге сделать ИИ с его огромным потенциалом доступным для всех, для использования и разработки.

Потенциал ИИ превосходит компьютеры, которые могут играть и выигрывать в игры. Эта технология изменит промышленность: автомобилестроение, производство, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, сферу научных исследований и государственный сектор.

Города становятся умнее, машины могут принимать решения и распознавать объекты вокруг себя. Бот службы поддержки способен поддержать разговор с человеком и успешно решить его проблемы. Производственная система может проанализировать большое количество исторических данных и предсказать будущее. Система медицинской визуализации помогает врачу более точно обнаружить опухоль.

И все это благодаря искусственному интеллекту.

Многие сейчас озабочены ролью технологий в жизни человека, Microsoft же считает, что ИИ не заменяет, но дополняет человеческий потенциал и, в конечном счете, высвобождает самый ценный ресурс в нашей жизни - время.

Компания Microsoft сосредоточена на демократизации искусственного интеллекта. Это значит, что мы даем технологичные инструменты в руки бизнесу, государственному сектору и разработчикам, чтобы они смогли использовать новый интеллектуальный потенциал. Мы считаем, что каждый человек может извлечь пользу из этой технологии.

Искусственный интеллект для каждого человека и каждой компании

Мы намерены сделать технологии искусственного интеллекта доступными для всех клиентов, благодаря внедрению ИИ в наши продукты (Office 365, Dynamics 365), а также создать платформу интеллектуальных сервисов в облаке, использовать агентов или ботов, чтобы помочь людям достигать своих целей.

Land O"Lakes, например, применяет MyAnalytics - инструмент Office 365, который изучает, как и с кем сотрудники проводят свое время на работе. Информация о встречах, работе с почтой, часах активностей и перерывах помогает составить картину того, на что уходит время сотрудников компании. Это своеобразный "фитнес-трекер" рабочего дня.

Такие клиенты, как Volvo, Nissan, BMW, Harman Kardon, уже делают замечательные вещи с помощью технологии. Используя платформу Cortana, они создают решения для автомобилей, домов и управления устройствами.

Искусственный интеллект позволяет делать удивительные вещи в области коммуникаций, мгновенно трансформируя устную речь в письменную на разных языках.

Microsoft Translator - это бесплатное кросс-платформенное решение для синхронного перевода между группами, говорящими на разных языках в режиме реального времени. Оно помогает объединить людей и стереть барьеры. Программа способна связать 100 человек, говорящих на 9 разных языках. Детское общество Лондона использует Microsoft Translator в работе с беженцами, помогая преодолеть языковой барьер.

Поскольку мы привносим технологии во все, чем вы пользуетесь, будь то клавиатура, камера, бизнес-приложения, мы учим компьютеры видеть, слышать, предсказывать, учиться и действовать.

В Skype, например, - это возможности общения с ботами, которые открывают новую главу во взаимодействии с клиентами.

Такие агенты, как Cortana, будут обладать эмоциональными качествами: не только IQ, но и EQ. Следующая ступень этой эволюции - Zo.

Построенная на стыке технологий Xiaocle и Rinna - успешных чат-ботов Microsoft в Японии и Китае, Zo учится отвечать на запросы эмоционально и интеллектуально, беря за основу общение с человеком. В будущем Zo будет доступна на других платформах, таких как Skype и Facebook Messenger.

Мы стремимся к демократизации искусственного интеллекта, мы хотим использовать эти возможности и сделать их доступными для каждого разработчика в виде пакета API, построить платформу для других, чтобы они могли развивать свои продукты и сервисы.

Целиком мы называем эти сервисы Cortana Intelligence Suite - набор инструментов, который предоставляет доступ по запросу к возможностям искусственного интеллекта. Эти инструменты используются в различных отраслях промышленности, включая здравоохранение, персонализированную медицину и сельское хозяйство, и такими клиентами, как UBER, McDonald"s.

Некоторые, как производитель лифтов ThyssenKrupp, используют предсказательную аналитику для фундаментальных изменений своего бизнеса. Rolls-Royse прибегает к Cortana Intelligence Suite для анализа данных, которые позволяют производителю увеличить доступность воздушных судов при одновременном снижении затрат на техническое обслуживание двигателя.

Тем временем, более 77 тысяч разработчиков зарегистрировали ботов, разработанных с применением Bot Framework от Microsoft. А также к нему обратилось большое число клиентов и организаций, среди них Bank of Kochi, Rockwell Automation и Австралийский департамент социальных служб. Они трансформируют свой бизнес через платформы Slack, Facebook Messenger, Office 365, Skype и Kik.

Чтобы заложить фундамент для развития этой революционной технологии, Microsoft размещает необходимые инструменты в облаке. Мы строим в облаке Azure первый в мире ИИ суперкомпьютер.

Сильная линия

У Microsoft богатая история в области искусственного интеллекта. Компания помогала развитию технологий на протяжении 25 лет. Все началось в девяностых годах с создания Microsoft Research и инвестиций в изучение речи, которая станет следующим элементом, способным создать более интуитивные компьютерные системы.

Почти три десятилетия мы развивали технологии, которые могут распознавать слова и картинки более точно, чем люди. Эта технология подстегнула развитие переводов в реальном времени, способность машин отличить искусственно созданный элемент от ручной работы или найти разницу между прыгающим мячом и покачивающимся ребенком.

Мы продолжаем наращивать нашу компетентность. Осенью прошлого года компания объявила о создании группы по изучению искусственного интеллекта Microsoft Artificial and Research Group, объединившей более 5000 сотрудников по всему миру, занимающихся исследованиями и инжинирингом. Недавно мы вступили в партнерство с OpenAI, создали венчурный фонд, сосредоточенный на искусственном интеллекте. Один из ведущих мировых экспертов в области технологий глубокого обучения Йошуа Бенджио присоединится к Microsoft в составе приобретенной канадской компании Maluuba. Это одна из самых дорогих исследовательских лабораторий, изучающая восприятие естественного языка. Microsoft также анонсировала свое намерение способствовать росту Maluuba и дополнительно инвестировать семь миллионов долларов в исследования ИИ в Канаде.

Будущее с искусственным интеллектом

Мы столкнулись с беспокойством по поводу того, что искусственный интеллект лишит людей рабочих мест. Как и в прошлом, мы рискуем оставить людей за бортом технологического корабля. Нам нужен план по возобновлению роста производительности труда с фокусом на образование, инновации и поощрение использования технологий для создания рабочих мест.

Вопрос, который мы должны задать вместе - каким принципам проектирования мы должны следовать, чтобы увеличить человеческий потенциал и стимулировать развитие? Мы верим, что этика и дизайн идут рука об руку. Мы опубликовали свои мысли о принципах создания искусственного интеллекта, чтобы гарантировать, что технология созданная с умом, прозрачна и безопасна, устанавливает самую высокую планку для защиты неприкосновенности частной жизни, является доступной и уважительной ко всем.

Мы технологические оптимисты. Мы также верим в силу людей, потому что именно человеческая изобретательность и страсть будут использовать новую технологию, чтобы изменить мир так, как мы не могли себе и представить.

В современной экономической литературе существуют достаточно разнообразные определения понятия «потенциал», которые относятся к разным сферам деятельности, явлениям и процессам. Во многих работах обосновывается необходимость изучения потенциала и выделяются проблемы его оценки, а также отмечается существование значительных разногласий в определении самого понятия, его сущности, структуры и соотношения с другими потенциалами.

Уточнение определения и раскрытие сущности исследуемого понятия предлагается осуществлять в несколько этапов.

1. Историческое развитие идей потенциала в России. Трактовка исследуемого понятия в различных сферах деятельности

Одной из причин развития идей потенциала в России, по мнению Анчишкина А. И., выступала необходимость создания теоретической базы для разработки наиболее эффективного подхода к управлению советской экономикой. Русинов Ф. М. и Шевченко Д. К. утверждали, что исследование эффективности развития экономики должно основываться не только на достигнутом уровне использования ресурсов, но и исходить из потенциальных возможностей производства, что позволит всесторонне учитывать его неиспользованные резервы и обеспечить планирование темпов, направлений наращивания и использования потенциала. Важно отметить, что в этот период рассматриваемые в теории потенциала вопросы не являлись принципиально новыми - новизна заключалась лишь в подходе к решению известных задач .

Разнообразные определения понятия «потенциал» позволяют применить его к различным отраслям науки и сферам деятельности человека в зависимости от того, о какой силе, средствах, запасах, источниках идет речь: экономический потенциал; оборонный потенциал; конкурентоспособный потенциал; инновационный потенциал; кадровый потенциал; маркетинговый потенциал; производственный потенциал и другие.

В физике потенциал связан с потенциальной и кинетической энергиями, которые составляют в совокупности общую энергию системы. Энергия определяется как способность системы тел совершить при данных условиях определенное количество работы, или как общая мера движения и взаимодействия всех видов материи. Существует проявляющаяся в движении кинетическая энергия и скрытая в теле потенциальная энергия. В соответствии с законом сохранения, энергия замкнутой системы при всех процессах, происходящих в ней, остается постоянной. Закон превращения энергии утверждает, что энергия может только превращаться из одной формы в другую и перераспределяться между частями системы, то есть превращаться из потенциальной энергии в кинетическую .

2. Этимология понятия «потенциал». Его отличие от следующих понятий: «потенция», «ресурсы» и «резервы»

Этимологическое происхождение понятия «потенциал» представлено на рис. 1.1.

Впервые данное понятие в научном смысле употребил Аристотель, который рассматривал в качестве основы онтологического развития акт и потенцию. В его философии бытие подразделялось на «потенциальное» и «актуальное», а развитие рассматривалось как переход от первого ко второму. Философ представлял потенциал как способность вещи быть не тем, что она есть в категории субстанции качества, количества и места, что позволяло соотнести актуализацию и движение. В то же время, согласно Аристотелю, действительность всегда предшествует возможности и лежит в основе ее реализации .

Рис. 1.1. Этимология происхождения понятия «потенциал»

В целях дальнейшего исследования представляется необходимым отметить, что понятия «потенция» и «потенциал» существенно различаются между собой (табл. 1.1).

При определении перспективных или возможных параметров развития корректно использовать производные от понятия «потенция», например, потенциальные возможности, а при описании достигнутых параметров, сложившихся ситуаций корректно использовать понятие «потенциал».

Таблица 1.1

Отличительные черты понятий «потенциал» и «потенция»

Понятие «потенциал»

Понятие «потенция»

Потенциал определяется возможностями реальными, конкретными, фиксированными, сформированными в процессе какой-либо деятельности и в настоящее время нереализованными по каким-либо причинам, но находящимися в готовом и реальном виде.

Характеризуется невыявленными, нераскрывшимися, несформированными и неовеществленными возможностями. Превратиться в реальные возможности, то есть в потенциал, они могут только в процессе какой-либо деятельности.

Содержит ресурсы, которые обладают действенными, конкретными, изученными возможностями и могут уже в настоящее время использоваться в общественном производстве.

Содержит ресурсы, которые создают скрытые возможности.

Данное понятие отражает реальные способности к использованию имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели.

Данное понятие отражает теоретическую, не учитывающую реальные воспроизводящие условия, способность отдельного работника, предприятия, общества к использованию ресурсов и созданию материальных благ и услуг.

Для уточнения исследуемого понятия необходимо отметить его различие с понятием «резервы», которое заключается в том, что потенциал содержит как сущее, так и потенциальное, а резервы - только потенциальное, неиспользованное. В связи с этим по степени реализации потенциала выделяют:

Достигнутый (фактический) потенциал;

Перспективный (прогнозируемый) потенциал.

Понятие «потенциал» характеризует максимальные (потенциальные) возможности предприятия, которые реально существуют и которых можно достичь в перспективе. В данном случае потенциал характеризует перспективы развития предприятия и принимает форму перспективного потенциала. По мнению Шевченко Д. К., перспективного потенциала можно достичь при идеальных или близких к ним условиях развития производства и научно-технического прогресса. Перспективный потенциал состоит из двух частей: использованные (фактически достигнутый уровень потенциала) и неиспользованные (неиспользованные возможности или резервы, которые реально существуют, но фактически не востребованы по каким-либо причинам) возможности. Знание перспективного потенциала и скрытых резервов позволяет определить направления его развития и наращивания.

Принципиальным отличием между понятиями «ресурсы» и «потенциал» является то, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономической деятельности, а потенциал неотделим от субъектов деятельности. Иными словами, понятие «потенциал», кроме материальных и нематериальных ресурсов, включает способности работника, коллектива, предприятия, общества в целом к эффективному использованию имеющихся ресурсов в соответствии с заданной целью.

3. Определение и раскрытие сущности понятия «потенциал» в сфере экономики

В современной экономической литературе до сих пор не сложилось единого мнения относительно определения и сущности понятия «потенциал». В самом широком смысле «потенциал - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованными, приведенными в действие, использованными для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи».

В табл. 1.2 представлены некоторые определения исследуемого понятия, которые необходимо подвергнуть анализу с целью выявления их особенностей и недостатков для последующего уточнения определения понятия «потенциал».

В приведенных определениях можно отметить незначительные различия в трактовке понятия «потенциал», который понимается как «сила», «возможность», «совокупность средств» в какой-либо сфере.

Большая часть исследователей в качестве основных элементов рассматриваемого понятия выделяет наличие ресурсов. На наш взгляд, потенциал нельзя представить просто как совокупность каких-либо ресурсов, ведь сущность потенциала заключается во взаимодействии его элементов. Таким образом, потенциал представляет собой не простую сумму, а систему элементов. Определяя понятие «потенциал», следует учитывать, что в его состав входят не только ресурсы, используемые в данный момент времени, но и их резервные запасы. Следовательно, потенциал определяет потенциальную, а не только реальную, способность использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Таблица 1.2

Определение понятия «потенциал»

Определение понятия

Введенский Б. А.,

Потенциал - это средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованными, приведенными в действие, использованными для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Ефремов Т. Ф.,

Потенциал - совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере.

Мельничук О. С.,

Потенциал от латинского potentia - «сила»: возможность, силы, запасы, способы, которые могут быть использованы.

Миско К. М.,

Потенциал - предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностей результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и, в конечном счете, реализованы при идеальных условиях практической деятельности.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.,

Потенциал - степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей.

Петров Ф. Н.,

Приводится толкование данного понятия как «мощь», «сила».

Ушаков Д. Н.,

Потенциал - совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь.

Шанский Н. М.,

Указывается на происхождение слова «потенциальный» как заимствованного в XIX веке из французского языка, где potentiel от латинского potentialis - производное от potens - «могущий», буквально «могущий быть».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные