Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Развитие нашего общества побуждает к интенсивным поискам новых форм общественно-политической жизни, предполагающих возрождение духовных основ общения в духе гражданственности. В связи с этим одной из актуальных проблем в современной системе образования остается нравственное воспитание студентов.

В нынешних условиях изменения политической ситуации в стране, сознание молодежи подвержено противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев, растет молодежная преступность, наблюдается рост пристрастия учащихся к спиртному, употреблению наркотиков, следовательно, претерпевает изменения содержание сложившихся нравственных ценностей. В этих условиях возрастает роль образования в воспитании личности.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший нравственный рост. Например, А.С. Макаренко был сторонником активного и действенного воспитания, направленного на формирование человека с высоконравственными качествами и чертами характера, поэтому он не мыслил успеха в педагогической работе без ясного представления об идеале той личности, которую следует воспитать.

Гуманизм - то система воззрений, которая признает особую ценность каждого человека как личности, уважение его права на свободный выбор, развитие и проявление всех своих потенциальных способностей. При таком подходе человек должен рассматриваться как высшая цель развития любого типа общества, и в процессе которого должны обеспечиваться создание условий для полной реализации талантов всех его членов, достижение гармонии в социальной и духовной сфере жизни. Именно такое общество может добиться наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Высшая цель человечества видится философами-гуманистами в достижении осуществления тех общественных принципов, которые ведут к торжеству человеческого духа .

Что представляет; собой «качество воспитания»? Профессор И.А. Зимняя дает формулирование данного определения следующим образом: во-первых, под этим словочетанием может пониматься набор определенных «факторов или условий образовательной среды, которые реализуются в ней, для достижения основного результата воспитательного воздействия образовательной среды, а именно - воспитания обучающегося как культурного человека.» Во-вторых, под качеством воспитания может подразумеваться результат воспитательной деятельности образовательного учреждения как набор определенных характеристик личности выпускника вуза. Такие характеристики взрослого человека (студента) были выделены И.А. Зимней .

Сложившиеся к настоящему времени уровень организации обучения и воспитания в высшей школе ориентированы больше на вооружение студентов знаниями. В этой связи хочется напомнить слова великого педагога К.Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями...» .

Одна из основных задач образования состоит в подготовке не только профессионала, но и богатой духовно-нравственной личности, патриота и гражданина своей страны, способного к самореализации, самообразованию, самообучению. Именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую для него сферу профессиональной деятельности.

Воспитание, по сути, «вплетено в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обучения и формы учебной работы в вузе». Воспитание студентов осуществляется в значительной степени во время учебного процесса. В ходе обучения у будущих специалистов закладываются не только теоретические и практические основы знания, но и формируется определенное отношение к избранной профессии. Ученый И.В. Банова утверждает, что практически все направления воспитательного воздействия осуществляются через содержательные и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин. Блоки дисциплин, по их мнению, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения:

Нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);

Умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин):

Трудового - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Следовательно, именно в вузе происходит формирование направленности личности на большие жизненные цели, студенты включаются в процесс активного поиска мировоззренческих, нравственных, педагогических и психологических решений. И в связи с этим, основными путями повышения эффективного процесса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов в ходе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла должны стать:

Оптимизация содержания и структуры дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в интересах совершенствования такого воспитания;

Усиление государственно-патриотической направленности в преподавании этих дисциплин; совершенствование технологий формирования нравственных, патриотических и гражданских качеств студен-
тов вузов.

Важную роль в воспитании нравственной культуры студентов играет личность преподавателя. Ученый А.А. Калюжный отмечает, что учитель играет решающую роль в осуществлении нравственного воспитания школьников. Ведущими для этого компонентами должны стать личностные качества самого учителя-предметника, его взаимоотношения с учащимися, а также умения использовать организацию и руководство взаимоотношениями и взаимодействиями между учащимися . Ученики любого возраста ценят в учителе высокие нравственные качества (любовь к профессии, знание своего предмета, умение доступно и в интересной форме преподнести даже самый сложный учебный материал), выбирают его в качестве нравственного идеала. И что, учитель должен выражать личное отношение к излагаемым им фактам и событиям, проявлять убежденность, симпатию и искренность в оценке этих событий. Тогда и будет достигнуто единство взглядов, мыслей, чувств, переживаний и идеалов учителя и учащихся, что и считал главной задачей воспитывающегося обучения выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

В формировании нравственного воспитания студентов в вузе играет немаловажную роль и внеучебные мероприятия, такие как: конкурсы, студенческие ток-шоу, встречи с ветеранами, КВН и др. Во многих вузах РС(Я), в том числе и в Якутской государственной сельскохозяйственной академии существует сегодня такая система воспитательной деятельности, которая вводит студента в мир культуры высоких нравственных отношений. Не случайно девиз концепции воспитательной работы нашей академии - «Воспитай культурой!» Одним из приоритетных направлений работы - это духовно-нравственное, патриотическое воспитание, направленная на формирование у студентов любви и уважения к своей академии, к своей Родине, чувства причастности к ее истории, судьбе, гордости за историческое прошлое, а также готовности и способности к социально ответственной деятельности. В качестве примера можно отметить дебаты на темы: «Развитие государственного языка среди молодежи», «Молодежь и выборы», круглые столы по гражданско-патриотическому воспитанию, акции «Мой президент» проводимые в вузе.

Таким образом, создается особый духовно-нравственный климат в академии, обеспечивающий социальную защищенность студентов.

Нравственное воспитание - не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними .

Представленная работа раскрывает ряд актуальных вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием студентов и определением роли преподавателя в процессе формирования и развития нравственных ценностей. В работе обращается внимание на качества нравственной личности. Автор делает выводы, что духовно-нравственное воспитание играет большую роль в современном обществе и профессиональном самоопределении студента; что нравственный человек способен подняться до интересов всего общества, сможет не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счёт освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

Духовно-нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Нравственное воспитание в юношеском коллективе проводится не только фронтально, в отношении всех воспитанников, но принимает также и индивидуальные формы. Ориентируясь в основном на коллектив студентов, на организацию коллективной деятельности, педагоги и воспитатели учитывают особенности характера каждого студента и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными, нарушающими правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами. В процессе нравственного воспитания широко применяются поощрения и наказания. Они служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов. При умелом использовании они стимулируют положительные действия студентов и помогают предупреждать и искоренять отрицательные привычки поведения.

В нравственном воспитании применяются различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относятся: требование, просьба, напоминание, поручение, распоряжение, переключение с одного вида деятельности на другой, постановка перед воспитанниками увлекательных перспектив и др.

В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели, содержание, методы. Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако в сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных причин не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов, преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.

Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Когда вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе, влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение которой требует использования особых
психолого-педагогических мер и создания специальных условий их реализации. Таким образом, все взаимоотношения студентов со взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми студенты должны овладевать: гражданственность, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, идейность, взаимопомощь и т.д.

В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям, способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков.

Наибольшее значение для всего нравственного развития приобретают в подростковом возрасте идеалы. Их формирование в этом возрастном периоде непосредственно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом, что особенно характерно для данного возраста. Наличие положительных нравственных идеалов является необходимым, даже решающим условием его осуществления.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств: самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих идеалов. Если ему удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок, соответствующий его требованиям к себе, то у него и возникает переживание самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства. Кроме того, очень важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека - это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива.

В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик. Гуманитарные дисциплины: «Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная история», «Социология», «Философия», «Культурология», обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ССУЗа. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть: наличие у молодого человека научного мировоззрения; наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом; стремление к самореализации; успешность ведущей образовательной деятельности; адекватность самооценки; сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования
на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. «Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность» - пишет Бердяев. Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним. Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семью, право и др.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно, Вуз не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности. Учреждения ВО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.

Гражданин - это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Что есть духовность?

Синтез совершенства, стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души,

Политик - совесть, физик - убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.

О. Рубежов

В сегодняшней сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость пересмотра педагогических позиций в вопросах воспитания. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент деятельности общества и фактор социального развития, а с другой - в условиях социального кризиса воспитание лишено социальных опор и достойного содержания. Воспитателем духовно-творческого человека в РС(Я) сегодня призвана стать профессиональная школа. Вспомним, что воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова - это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего педагогического коллектива должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным профессиональным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т.д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития
человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Очевидно, что это общая цель, которую ставит на современном этапе государство, общество перед отечественным образованием.

Особое место в разработке концептуальных основ воспитательной системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе воспитанников, национальным и региональным культурным традициям. Практикой воспитательной деятельности в колледже определены следующие направления воспитательной деятельности:

1. Патриотическое - задачей профессиональной школы становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера - эти и другие активные формы классных и внеурочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента.

2. Гражданско-правовое - степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.

3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:

Осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;

Развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;

Выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;

Формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.

4. Валеологическое - приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.

5. Работа по адаптации студентов к требованиям, условиям образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

6. Социальная защита. Студенты, как наиболее чувствительная к переменам группа населения, чутко реагирует на изменения в жизни общества. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. Особое положение занимают студенты из малообеспеченных и других социально-незащищенных категорий, число которых ежегодно растет. Вследствие этого повышаются темпы социального расслоения в студенческой среде. Опыт показывает, что в решении социальных студенческих проблем отсутствует комплексный подход. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической программой, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению социальных проблем студентов, в поиске новых методов работы со студенческими проблемами.

7. Работа с родительским коллективом. Роль семьи в формировании личности является определяющей. Семья физически развивает ребенка, обеспечивает первичную специализацию, помогает стать компетентным человеком, нравственно развивает. В условиях демократизации образования семья выступает как социальный заказчик, как источник целеполагания в программах развития образования в целом и деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое, психологическое, социальное обследование семьи для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в воспитательном процессе.

8. Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий - столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.

Воспитание студенческой молодежи - сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. В свою очередь, хорошо отлажена система управления воспитательным процессом, центром которой является студент академической группы, создает благоприятные предпосылки для осуществления работы по развитию личностных качеств студентов в соответствии с поставленными целями и задачами.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.

Евграфова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Ртищево Саратовская область

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности.

« Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира . Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и , наконец , постепенное образование твёрдой свободной воли ».

Н . И . Пирогов .

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. К сожалению, долгое время формирование основ духовно – нравственной культуры школьников было ущербным. А ведь сфера духовности, нравственности – это сфера различения добра и зла, долга, справедливости, совести. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей. На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации из самых разных источников. А при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Поэтому

в настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальной становится проблема нравственного воспитания школьника, ведь наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно на современном этапе развития образования и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим система духовно – нравственного воспитания должна стать стержнем воспитательного процесса в школе, где удовлетворяются насущные потребности учащихся в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Целью работы кружка являются:

  1. Оказание помощи ребёнку в его мировоззренческом гражданском самоопределении.
  2. Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности.
  3. Постановка ребёнка в ситуацию нравственного выбора, усвоение им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Мною используются такие формы работы с детьми, как

Факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

Творческая художественная деятельность детей;

Проведение праздников и мероприятий;

Исследовательская деятельность учащихся;

Поездки по святым местам.

Я считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи - это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой и подшефным детским садом «Золотой петушок». Для них на праздник Великой Пасхи кружковцы подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь» и провели небольшую викторину. Члены кружка и учащиеся начальной школы совместно готовили рисунки и поделки, посвящённые празднику, для оформления зала. Духовными руководителями в этой работе выступали настоятель храма Александра Невского отец Алексей Субботин и семья священнослужителей Старковых. В этом году также спланирована работа по подготовке театральных постановок и православных бесед для дошкольных учреждений. Народные сказки и православные беседы воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.

Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Сергий Радонежский, Александр Невский, князь Владимир Красное Солнышко, Святая княгиня Ольга, и др. деятели истории это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить. Я считаю, что нестандартные формы проведения занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам. Часто на заседания нашего кружка приходят духовные наставники – отец Виктор и матушка Ольга. Общение с ними предоставляет учащимся возможность наглядно увидеть образец грамотной русской речи и канонов поведения в обществе. С кружковцами мы посетили храм Святого благоверного Александра Невского, храм Святого Николая Чудотворца в г. Ртищево; пустынь в г. Сердобске;… что позволило напрямую прикоснуться к духовно-культурному наследию русского народа

Ребятам нравится такая деятельность: они с желанием идут на занятия, активно участвуют в творческих конкурсах и научно практических конференциях, с удовольствием готовят к занятиям презентации на заданные темы, подбирают интересный материал. В результате всей этой работы у нас с ребятами появилась идея выпуска ежегодного школьного журнала «Крохотки», на страницах которого публикуются наиболее интересные детские работы (рисунки, сочинения, отзывы, сценарии праздников, викторины, ребусы и т.д.)

Вся эта работа позволяет:

Повысить духовный и общекультурный уровень учащихся;

Развить их активную гражданскую позицию;

Использовать их творческие способности в конкретной деятельности;

Выработать у них высоко ценностное отношение к историческому наследию народа.

Новые социально-политические и экономические отношения, развивающиеся в нашем обществе, актуализируют проблему воспитания личности современного человека. В центре этой проблемы духовно-нравственное воспитание, которое невозможно без освоения знаний о человеке, об особенностях поведения и становления личности, нравственных ценностях.

Ценность с позиции нравственного воспитания молодежи можно определить как субъективную или объективную характеристику пиродного и бщественного явления, поведения и деятельности, которые конкретный человек выбирает, так как считает полезными прежде всего для себя. Придерживаясь той или иной ценности, то есть положительно к ней относясь, человек стремится к ее реализации.

Нравственные ценности оказывают болльшое влияние на изменение сознания и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте чаще всго с помощью методов убеждения: жизненного или литературного примера, беседы, поощрения и т.д.

В студенческом возрасте успех положительного влияния ценности на нравственное развитие личности не всегда зависит от личных предпочтений. Преподаватель-мастер может успешно изменить неправильно сформированное убеждение, доказав важность ценности, как категории нравственного воспитания, не только для себя, но и для других людей, используя те же методы убеждения, приводя необходимые практико-ориентированные доводы, опираясь на моральные принципы, что безусловно помогает их дифференциации.

Чтобы ценности дифференцировать, нужно решить вопрос: субъективны или объективны ценностные суждения, эмоциональны они или рациональны. Многие научные понятия в педагогической науке отражают ценностные ориентации, включая духовно-нравственные ценности.

Так например, цель и идеал воспитания с точки зрения научной объективности вызывает сомнения в их совпадении, так как цель реалистична, объективна, а идеал субъективен и идеалистичен. Средства достижения цели и реализации идеала также во многом отличаются. Вместе с тем при достижении цели и идеала духовно-нравственные ценности взаимодействуют и не могут быть полностью изолированы друг от друга.

Нравственное воспитание как основа ценностных ориентаций оперирует понятиями терпимость и толерантность, рациональность и свобода мысли, сотрудничество, порядочность и верность истине, долг, честь и совесть.

К наивысшим нравственным ценностям можно отнести и чувство коллективизма. Ценности становятся общечеловеческими, если основываются на доброте и любви к ближнему, если эти качества становятся потребостью для каждого человека. Люди стремятся реализовывать свои ценности по-разному.

Например, психолог Эбрахам Маслоу предложил упорядочить ценности в иерархию человеческих потребностей. Он выделил пять уровней потребностей: .1) выживание (физиологические потребности): пища, кров, здоровье: 2) защищенность (потребности безопасности): защита от опасности и угрозы; 3) общность (социальные потребности): дружба, любовь; 4) самооценка (потребности эго): самоуважение, признание, статус; 5) самоактуализация (потребности в самоосуществлении): творчество, реализация потенциала личности. (Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.,1999г.)

По А.Маслоу эти уровни потребностей иерархические: человек, удовлетворив более низкие потребности, сможет уделять внимание более высоким. По его мнению, если выживанию и безопасности людей что-то угрожает, они полностью поглощены заботой об удовлетворении этих потребностей. Низшие уровни имеют фундаментальное значение, поэтому человек стремится их удовлетворять, осознавая, что они создают мотивацию для возникновения интереса к более высоким уровням потребностей. Как только та или иная потребность удовлетворена, ее роль в мотивации снижается. Однако часто на поведение человека оказывает влияние самый низкий уровень неудовлетворенной потребности.

Вполне очевидно, что иерархия потребностей, выдвинутая А.Маслоу, имеет отношение к формированию ценностей в жизни каждого человека. Так, например, по вполне понятным причинам, люди отдают приоритет потребностям выживания. Однако это не отрицает у них потребности более высокого уровня. Голод и телесные страдания отшельника не мешает ему молиться и просить Бога о здоровье и благополучии других людей и желать мира всему человечеству. Многие талантливые художники были очень бедны, но это не помешало им оставить миру свои талантливые произведения.

Следовательно, у человека, имеющего цель, к которой он стремится, сильна мотивация, и трудности быта только закаляют его волю к победе над самим собой. В связи с этим, можно предполагать, что здесь действуют нравственные принципы, сформированные под влиянием биологических

(наследственность) и социальных (среда и воспитание) факторов, которые и оказывают влияние на нравственное поведение.

Учитывая, что в основе любого мотива, позволяющего выбирать ту или иную ценность, лежит либо генетическая программа, либо психофизиологические процессы, либо окружающая человека социальная среда и воспитание в отдельности, но чаще всего – это порождение всех факторов в комплексе. Поэтому можно экстраполировать данное общее утверждение на мотив выбора молодым человеком цели деятельности. Данное утверждение особенно ясно дает представить всю стратегическую линию: от мотива выбора профессиональной деятельности, к интересу к ней, от него - к потребности овладеть ею и, далее, к глубокому чувству любви как высшей ценности.

Система ценностей, сформированная обществом, является основой воспитания личности. Основными компонентами этой системы являются материальные и духовные ценности. Отношение к ним, а точнее формирование ценностных ориентаций личности, достаточно избирательно. Эта избирательность является результатом воспитания.

Мотивы поведения и деятельность профессионала, как носителя и хранителя духовных ценностей, также формируются под воздействием воспитания, полученного в семье, социальных институтах воспитания, в учебных заведениях различного уровня. Специалист ориентируется на те или иные ценности в зависимости от уровня воспитанности и духовно-нравственной зрелости, уровня культуры и нравственно-этических качеств личности.

В связи с этим, можно утверждать, что важнейшим компонентом педагогического мастерства являются культура и педагогическая этика специалиста, что тесно связано с педагогическим тактом.

Немецкий мыслитель, видный деятель немецкого просвещения Г.-В. Ф.Гегель заметил, что "педагогика - есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую духовную природу, так что духовное становится в нем привычкой" (Гегель. Собр. соч. в 14т.- Т.7. - С. 187).

Педагогическая этика и культура - это важнейшее направление в науке о морали. Следует отметить, что мораль библиотечного работника можно также рассматривать в трех аспектах: философском, педагогическом и психологическом.

Исходя из этого основные категории и принципы педагогической этики специалиста можно назвать интегративными этическими образованиями.

Например, принцип гуманизма в педагогической этике регулирует отношения его с людьми и коллегами по работе. Гуманное отношение к людям - важнейшее условие успешной работы в социально-культурной сфере.

Как видим, педагогическая этика тесно связана с психологией, общими здесь будут и субъект, и объект исследования - человеческая личность, мотивы ее поведения, нравственность, духовность.

Достаточно трудно, почти невозможно дифференцировать общее, профессиональное и педагогическое в этике. Студенты университета неоднократно (т.е. не одно поколение их) выполняли эту задачу по нашей просьбе, но почти всегда приходили к мысли, что это есть единое образование, не поддающееся дифференциации.

Такие этические образования, как долг, добро, совесть, справедливость, ответственность, смысл жизни - интегративны, так как имеют отношение к этике профессиональной и педагогической и имеют непосредствен­ный выход на мораль, нравственность специалиста. Гражданственность и человечность, любовь к людям и свобода в действиях и мыслях, чувство профессионального долга являются не просто словами, они регулируют поступки специалиста и действия по отношению к основным требованиям, которые предъявляет к ним профессия.

Педагогическая этика и культура - это неотъемлемая часть профессиональной деятельности специалиста, имеющего дело с людьми, особенно в работе с молодежью.

Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный отечественными учеными (И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным) показал, что культура - это прежде всего совокупность материальной и духовной деятельности человечества, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей.

Опираясь на идеи, развиваемые уже упомянутыми учеными, рассмотрим содержание культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития они считают возможным выделение четырех общих ее элементов:

а) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности,

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт,

в) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед личностью проблем,

г) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Знания (первый элемент) служат инструментом всякой деятельности. Второй элемент - умения и навыки – позволяет реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее. Третий элемент - обеспечивает дальнейшее развитие культуры, а это невозможно осуществить без творческой деятельности. Четвертый элемент культуры - предполагает разносторонние отношения личности к деятельности, ее продуктам (книге), к людям. Все это обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, мотивы деятельности, психофизиологическую направленность личности и т.д.

Каждый элемент выполняет свою специфическую функцию. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить, но при разном отношении к этой деятельности.

Исходя из сказанного для воспроизведения культуры в содержание образования студентов должны быть включены все перечисленные элементы культуры, а не только система знаний. Тогда под содержанием образования действительно следует понимать:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, человеке, позволяющую подходить к познавательной и практической деятельности на научной основе;

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий, составляющих любую деятельность;

3) опыт творческой деятельности, ее особенности, специфические черты, которые, тем не менее, сложились в результате общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей, реализованы же в ходе развития практической деятельности библиотекаря;

4) систему разносторонних отношений личности к миру, к людям, к самой себе, на основе чего и формируется мировоззрение личности и будущего специалиста.

Здесь следует сказать более подробно о культуре. Само понятие культура трактуется в такой логике: COLO - чту, возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту.

Есть различные толкования этого понятия. По мнению Ю.П. Азарова, культура - это развернутый во времени мир человека.

В.В. Розанов считал, что культура начинается там, где начинается любовь, там, где возникает привязанность. Культура, по его мнению, есть "синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входит религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной.

Все это, насколько оно зиждется, возрастает, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю". (Розанов В.В. Сумерки просвещения. - С. 30-31).

По мнению Д.С. Лихачева, культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знаний. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура - это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность. (Лихачев Д. Книга беспокойств. - М: Новости, 1991.- С. 479).

Если отталкиваться от этих определений, то можно прийти к мысли: культура выпускника - это не только культура речи или культура человеческих отношений. Это явление более глубокое.

Оно вбирает в себя огромный исторический пласт, национальное и общечеловеческое в развитии всех сторон человеческого существования, способствующее достойной жизни сегодня.

Отношение к людям, к своему делу чаще всего является отражением личностной позиции специалиста, его ценностных установок, интересов, убеждений.

Такие духовно-нравственные ценности как совесть, долг, любовь, добро, свобода при условии их принятия личностью или точнее присвоения являются основанием для высоко нравственного поведения как человека профессионала. Отрицание их - показатель духовно-нравственного несовершенства личности, которое так или иначе ведет ее к конфликту с окружающим миром, культурой и, нередко, с самим собой. Рассматривая понятия "духовность" и "духовная культура", можно отметить, что эти понятия становятся интегративными категориями. Нет, пожалуй, ни одной науки о человеке и учебного предмета в гуманитарном вузе, где бы они не рассматривались как одно из оснований в ориентации будущих специалистов на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями мировой и отечественной культуры. Учитывая, что в определении данных понятий нет единодушия, можно констатировать наличие проблемы.

В истории отечественной религиозной философии духовность чаще всего была связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что "вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере." К.Д.Ушинский, дифференцирцуя явления душевные и духовные, выделял четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, чувство художественное или эстетическое, чувство нравственное и чувство религиозное.

Анализ различных взглядов на решение проблемы духовности, духовного развития человека, который будет стоять в центре внимания выпускников вуза, позволяет предположить, что "духовность" - явление более широкое, чем просто религиозное чувство веры. Его следует рассматривать не как иррациональное, трансцендентное начало и тем более некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

"Духовность" - можно понимать и как глубинное проявление духа, который многие люди ощущают внутри себя. Это проявление и национального духа есть в каждом россиянине или представителе другой страны, ибо дух - это часть человека, может быть даже основная часть. Следовательно, в духовности внутреннее ощущение духа и внешнее его проявление тесно связаны между собой. Дух пронизывает все сферы жизни людей, все - общечеловеческие и национальные, материальные и моральные ценности, но может и покидать их.

"Духовная культура" - понятие органично включающее в себя две составляющие категории - "духовность" и "культуру". При под культурой принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества.

Представляют интерес подходы к определению понятий "духовность" и "духовная культура" студентов Московского государственного университета к4ультуры и искусств как альтернатива имеющимся в науке. Рассмотрим некоторые из них в обобщенном виде.

Часть студентов понимает "духовность" как внутренний мир человека, его содержание. Чем богаче этот мир, чем насыщеннее его содержание, тем духовнее человек, тем интереснее с ним общаться. Некоторые студенты "духовность" понимают как Возвышенное, Небесное, Неограниченное, Обширное, как Чистоту душевную. Это Высокая Нравственность личности, стремление к Благородству и Справедливости. Начитанность и Образованность, стремление к Самосовершенствованию. Ощущение Возвышенного. Другие рассматривают "духовность" и как религиозное отношение к действительности. Человек, верующий в БОГА и соблюдающий религиозные заповеди, более терпим к другим и требователен к себе, у него вырабатывается особая модель поведения. Оказывая благодеяние, он не ждет благодарности, повышает свою творческую активность, много читает, старается приблизить других к духовному образованию.

Будущие специалисты под духовностью, с одной стороны, понимают мировоззрение человека, его мораль, красоту души, помогающие человеку творить, совершать благодеяния, любить, с другой - сочетание душевных качеств человека и его интеллектуального развития, душевной организации. При этом высказывают свое убеждение в том, что духовная пища (классическая музыка, живопись, религиозная и любая литература, другие виды искусства) требует оценки умом и сердцем.

Часть студентов видят корни "духовности" в "запредельном мире", в мистике. Что же касается "духовной культуры", то ее студенты вуза объясняют как явление обогащающее человека, вселяющее в него чувство Прекрасного, заставляющее его стремиться к лучшему. К ней относится все, что приносит радость людям, возвышает каждого человека, делает его добрым и отзывчивым к чужим проблемам. Она помогает понимать, что жизнь не сводится только к физическому выживанию, что есть вещи, приносящие радость, счастье, покой и не всегда относящиеся к материальному миру.

Духовная культура многими из опрошенных студентов считается объемным понятием, в него вводится: жажда знаний, образованность, интеллигентность, трудолюбие, воспитанность. Она всегда будет находиться в развитии.

Как внешнее проявление внутренней духовности человека, духовная культура, в отличие от духовности, по мнению будущих культурологов, может выражаться и материальными средствами: это и природа, и окружающий мир, и традиции, страны, семьи, в которой живет человек. Это все нравственные, эстетические, физические стороны жизни человека: спорт, одежда, искусство - все, что доставляет человеку удовольствие и делает его лучше.

Итак, "духовной культурой" студенты называют то, что позволяет людям воспринимать данное им, созданное ранее и современниками, оценивать его и использовать на благо себя и других. "Духовность" и "духовная культура" - это те ценности, которые создавал человек и его дух, рукотворно и нерукотворно, стремясь к прекрасному и возвышенному.

Высказывания студентов университета очень тесно перекликаются с теоретическими положениями и высказываниями известных в науке людей, упоминаемых выше, показывают высокий уровень их духовно-творческого развития и культурологической образованности, что может рассматриваться как результат профессиональной подготовки.

Осознание накопленного духовно-нравственного опыта, знаний и умений поведения и отношений в семье, в образовательных учреждениях, общественных местах;

Отношение к окружающему миру, людям, культуре, религии, к себе как части общества;

Развитие духовно-нравственных качеств личности: толерантности и уважения к другим религиям и вероисповеданиям, любви к людям, тактичности, ответственности, национальной гордости за достижения в культуре, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению исторической преемственности поколений, развитию чувства долга, чести, человеческого достоинства.

Духовность является ядром общей культуры будущего специалиста - это высшая ступень нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Духовность является источником развития гуманистической позиции человека. Духовная культура может быть представлена системой духовных ценностей, регулирующих отношения человека с окружающим миром. В профессиональной деятельности выбор решения этих проблем имеет принципиальное значение.

В системе духовных ориентиров специалиста культуры центральное место занимают нравственные ценности. Они составляют внутренний импульс духовной мотивации и проявляются в отношениях человека с окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание – достаточно сложная задача. Ее решение предполагает не только ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития, но и формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей, как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социально-культурной функции.

Обучаясь в вузе, студент должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества. С этой целью он должен уметь реализовывать на практике такие понятия, как: этика и эстетика межличностного общения, правила поведения в общественных местах, нормы поведения в студенческом коллективе и особенности взаимоотношений «студент – преподаватель».

Духовно-нравственное воспитание также, являясь важной задачей становления личности, выступает одним из условий ее успешной адаптации в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

В качестве критериев духовно-нравственного воспитания в системе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, толерантность, уважение культур других народов, уважение других вероисповеданий и соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В университете создан Центр толерантности и межкультурных коммуникаций, цель которого состоит в формировании установок толерантного сознания и толерантных межличностных отношений педагогов, студентов и аспирантов в поликультурной среде Университета. В задачи Центра входит создание основ межэкономической и межконфессиональной толерантности и сделать эту практику массовой; формирование этнокультурной компетентности, навыков межкультурного взаимопонимания; международное сотрудничество в области совершенствования воспитательной работы со студентами и преподавателями; выполнение совместных проектов с учеными вузов и культурно-досуговых учреждений иностранных государств.

В целом это можно определить как путь повышения уровня духовно-нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности будущего специалиста социально-культурной деятельности.

Теория воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию студентов, как правило, основана на принципах: разумного сочетания материальной и духовной реальности; уважения культуры, национальных традиций и вероисповедания представителей других национальностей; проявления терпимости, толерантности к мнению другого человека, его самовыражению, что непременно ведет к миру и согласию; опоры на общечеловеческие ценности, то есть те, которые являются основными для всех культур; стимулирования саморазвития и самовоспитания, ведущих к духовно-нравственному совершенствованию человека.

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

ДОКЛАД НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

На тему: «Духовно – нравственное воспитание студентов »

Подготовила:

Преподаватель

Игнатенко О.Ю.

р.п. Красные Баки

2014

Доклад

Слайд 1 .

На тему: « Духовно - нравственное воспитание студентов »

Слайд 2.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла

и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций-знаний и умений, но и общих – понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами, бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика работника

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Слайд 3.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 4.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что в ажнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Слайд 5.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-

исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Слайд 6.

В Концепции выделены базовые национальные ценности:

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный

мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие, этическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 7.

Перед педагогами колледжа стоят задачи духовно - нравственного воспитания как процесса содействия духовно-нравственному становлению студентов, формированию у них:

нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надежность, правдивость);

нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).

Для реализации данных задач воспитательной работы в колледже систематически проводятся следующие мероприятия:

тематические мероприятия и классные часы, беседы, конкурсы, дискуссии, акции, соревнования, викторины, выставки, субботники,встречи, экскурсии и т.д. Вот некоторые из них:

Слайд 8.

Воспитание гражданственности, прав и законов -встреча с правоохранительными органами;

Слайд 9.

Воспитание патриотизма, изучение истории Отечества;

Слайд 10

Экологическое воспитание, прививать любовь к природе родного края;

Слайд 11-12.

Воспитание здоровой, физически-развитой молодежи;

Слайд 13.

Изучение истории колледжа, района, родного края;

Слайд14 - 15

Воспитание патриотизма, любови к России, служение Отечеству;

Слайд 16.

Прививать любовь и заботу о младших;

Слайд 17.

Воспитание трудолюбия;

Слайд 18

Уважение старшего поколения-оказание шефской помощи ветеранам труда.

Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире.

Но любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой.

Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.

Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.

Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. К личностным качествам, необходимым для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, относят

Слайд 19:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества : чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

мировоззренческие качества: любовь к студентам, патриотизм, гуманизм.

Воспитывать в наших студентах духовно-нравственные ценности мы стараемся на уроках, на практических занятиях и во внеклассной деятельности. Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в нашем колледже направлена на воспитание нравственных качеств личности, формирование профессиональных компетенций, и развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика будущего специалиста. Слайд 20

Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни.

Слайд 21

« В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли …» А.П.Чехов

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования

средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - с. 49 - 53.

2. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. с. 14 - 19.

3. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - с. 221 - 226.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные