Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain, Link

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work , CC BY 3.0 , Link

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0 , Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Автор: Gryffindor — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.


Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. .

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. — собственная работа , transferred from el.wikipedia ; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper ., Attribution, Ссылка

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

Автор: Dimkoa — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Храм Святой Екатерины. Автор: Macedon-40 — собственная работа , CC BY-SA 4.0 , Ссылка

Большую часть времени она действовала, как мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках».

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века.

Бани перед реставрацией. Оригинальная архитектура соответствует типичным правилам римских бань. By Marijan — Own work , Public Domain, Link

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Фасад Владимирского собора в Киеве. Автор: Petar Milošević — собственная работа , CC BY-SA 4.0 , Ссылка

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

Архитектура Византии носила культовый характер. Новая религия в корне изменила назначение храма, его архитектурные формы и убранство, создала предпосылки для создания нового типа христианского храма. Такой храм объединял поминальное святилище, молитвенный зал, быть и торжественной постройкой - памятником, и вмещать большое количество верующих. Архитекторы этого периода за основу взяли два типа римских построек: мавзолей и базилику .

Мавзолей - поминальное святилище над могилой - представлял собой центрическое сооружение, увенчанное куполом. Такая форма в виде круга (ротонда) или 8-угольника (октагон) производила впечатление покоя и подходила для церковных таинств. Поэтому она использовалась для построек баптистерий (крещален) и капелл . Позже этот тип лег в основу крестово-купольного храма, получивший распространение в Восточной Римской империи.

С принятием христианства в Западной Римской империи распространение получили простые по форме и вместительные по размеру церкви, план которых позже приобрёл вид латинского креста. Образцом для них служили переосмысленные в соответствии с новыми требованиями римские базилики (от греч. - "царский дом").Это прямоугольное в плане здание, разделено на три (позже на 5 или 7) продольных отсека - нефа : более высокий центральный неф и два боковых, отделённых от центрального рядом колонн. Высокий центральный неф освещался окнами, расположенными на верхнем ярусе над нижними боковыми нефами. В христианском храме базиликального типа были добавлены "райский двор" - атриум - обнесённый колоннадой четырёхугольный двор с колодцем для омовения в центре. Алтарная часть находилась на востоке, заканчивалась одной (или тремя) - апсидой - (от греч. - свод) - с закруглённым выступом, перекрытым полукуполом. Первые базилики имели Т-образную форму, а затем - крестообразную, так как появился поперечный неф - трансепт , который предавал вид латинского креста.

С течением времени в Византийской архитектуре появляются первые храмы характерные только для византийской культуры, а не заимствованных у предыдущих цивилизаций. Таким храмом является "Собор Святой Софии" в Константинополе, построенный по крестово - купольному плану. Для него характерно: в плане присутствует форма равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над средокрестием. Пространство крестово -купольного храма увеличивается счет столпов, поддерживающих свод. Храм "премудрости Божьей" воздвигли два архитектора - Анфимий и Исидор. Храм расположен на высоком холме, поэтому его видно далеко с Босфора. Центральный купол Софии (31,5 м в диаметре) - самое замечательное достижение зодчих. Очень богато и внутреннее убранство храма: зелёная и розовая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмичного движения.

2. Византийская базилика. Её конструкция и система освещения.

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главное архитектурное сооружение - это храм построенный по типу БАЗИЛИКИ. Базилика (от греч. яз. "царский дом"),

Если египетский храм предназначен для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребывания божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, - НЕФЫ, число которых достигло 3 или 5. Все храмы ориентированы на Восток, т.к. там, по представлению христиан, находился Иерусалим - центр Земли. С восточной части к храму примыкает полукруглая ниша - АПСИДА с расположенным в ней АЛТАРЁМ - священной частью храма. Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу здания на западе обычно примыкал двор - АТРИУМ, окруженный крытой колоннадой.

Особенностью оформления византийских храмов был контраст между внешним и внутренним обликом. Внешний облик базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела богато оформленный ИНТЕРЬЕР. Он украшен облицовками на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.

Церкви с центральным алтарем. - В Византийской империи план с центральным алтарем, по-видимому, является в известной мере общим для первых веков христианского искусства.

Евсевий оставил нам описание Константиновской церкви в Антиохии ; это было восьмиугольное здание. Отец св. Григория Назианзина построил церковь в своем родном городе также по плану восьмиугольника.

Примечание: Сочинения епископа Евсевия из Цезареи (ум. в 338 г.) являются источником наших сведений о постройках императора Константина.

Описания и зарисовки паломников позволяют нам отнести к этому общему типу и церковь Гефсиманского холма , а также и храм, построенный на месте разрушенной в X в. константиновской базилики св. Гроба . Сохранилось воспоминание о древней деревянной крыше, возвышающейся в форме усеченного конуса над круглым барабаном и оставлявшей открытой центральную часть ротонды.

Примечание: Для реконструкции ротонды базилики св. Гроба много было сделано Айналовым; см. еще раннюю его работу «Мозаики IV и V веков», СПБ. 1885. См. также: Протасов, Материалы для иконографии Воскресения, Сергиево 1913; Wulff, упом. соч.

В примере, изображенном на рис. 33 , ротонда заменена квадратным залом, обнесенным двухэтажной галереей; это - план одной из церквей в Адрианополе, относящейся, по всем признакам, к первым векам христианской архитектуры и переделанной приблизительно к XII в. в купольную церковь.

Базилики с деревянным перекрытием. - Перейдем к восточным церквам, относящимся к типу базилик. Большинство церквей, воздвигнутых Константином в его новой столице, имеет план с удлиненными нефами; преждевременное разрушение этих церквей указывает на непрочность их конструкции; на месте, занимаемом ныне св. Софией, долгое время стояла обыкновенная базилика. По типу базилики были построены также константиновская церковь св. Гроба , церковь в Вифлееме , базилика в Пергаме ; затем, уже в более позднее время, церковь св. Иоанна в Константинополе , юстиниановская церковь Богородицы - теперь мечеть Эль-Акса в Иерусалиме , церковь св. Димитрия в Салониках и Эски-Джюма там же. Рис. 28 показывает рядом с двумя западными базиликами план базилики в Вифлееме (С), вероятно - эпохи Константина; ее отличительную особенность составляют три абсиды.

В Карее (Афон) план базилики осуществлен не при помощи ряда аркад, отделяющих нефы, а посредством единой аркады (рис. 34 ).

Примечание: Собор Протатского монастыря в Карее, на Афоне, замечателен своими росписями. См. Кондаков, Памятники христианского искусства на Афоне.

Первые церкви со сводами; памятники, промежуточные между архитектурой Римской империи и византийской архитектурой

Перейдем к комбинациям, в которых появляется свод. Лишь один Восток, благодаря остаткам благосостояния, которыми он был обязан своей отдаленности от нашествий варваров, мог приступить к возведению долговечных сооружений. Мы постараемся проследить развитие его сводчатой архитектуры от самого ее возникновения до эпохи расцвета, отмеченной царствованием Юстиниана и созданием такого шедевра, как св. София .

Для сводчатых церквей колебания относительно общего их характера еще осложнялись необходимостью выбора системы сводов. Делались попытки приспособить римский свод к византийскому плану. В Малой Азии Иераполис представляет собою пример христианской базилики первых времен, своды здесь цилиндрические из тесаных камней; в Сардах (рис. 35, А ) - базилика с крестовыми сводами, которые могут считаться одним из последних случаев применения бетонной кладки горизонтальными слоями.

Церковь Троицы в Эфесе (В), сооруженная со всей пышностью античных памятников, по-видимому, имела коробовый свод, прорезанный в центре куполом.

Примечание: Шуази дает план церкви св. Марии в Эфесе эпохи Юстиниана (VI в.).

В церкви св. Георгия в Сардах (С) решительно применен сферический купол; неф перекрыт тремя полуциркульными куполами на парусах, массивными, как римские своды, выложенными из кирпича и облицованными бутовым камнем. Полусферический купол перекрывает также и алтарь.

Такие же общие данные мы находим и в базилике Ала-Шер в древней Филадельфии (рис. 36 ). Архитектура Римской империи как бы оживает в этих поистине римских конструкциях.

Небезынтересно отметить, что памятники этой архитектуры, занимающей промежуточное место между римским искусством и византийским, находятся в Малой Азии - стране, сохранившей греческий дух и подвергавшейся благодаря своему географическому положению как римским влияниям с Запада, так и азиатским воздействиям из Ирана. Пергам,

Сарды, Эфес - вот пункты, в которых сталкиваются влияния Рима и Ирана. Нет ничего удивительного в том, что мы находим здесь следы обоих перекрещивающихся течений. Мы дошли до эпохи, когда византийская архитектура окончательно освобождается от влияния искусства Римской империи.

Эпоха Юстиниана и законченный тип византийских сводчатых церквей

Сводчатые здания византийской архитектурной школы, в собственном смысле слова, могут быть разделены на три группы, в зависимости от того, перекрывает ли купол круглый, восьмиугольный или квадратный план.

Купольная церковь с круглым основанием. - Эта группа, как и группа купольных базилик, в хронологическом отношении занимает место на границе между византийским и римским искусством. Все здания, относящиеся к этой группе, явно родственны римскому Пантеону: все они имеют, подобно ему, круглый барабан, облегченный большими нишами. Можно ли их связывать с восточным искусством? Или, наоборот, следует отказать римскому Пантеону в азиатских влияниях? Последняя гипотеза, которая усматривает предков Пантеона в тех областях, где находятся и его прямые потомки, кажется наиболее вероятной.

Примечание: Упоминаемые далее постройки в Спалато, в частности гробница Диоклетиана, относятся к восточным воздействиям. См. Strzygovski, Spalato, Studien aus Kunst und Geschichte, Freiburg i. Br. 1906. Церковь Георгия в Солуни в своей основе является античным зданием восточного происхождения, приспособленным в IV в. к христианскому культу. Ближайшей восточной параллелью является церковь Дранды на Кавказе, XI в., также еще античная в своей основе, как это было установлено исследованиями Башкирова.

Купол гробницы Диоклетиана в Спалато возвышается над круглым барабаном, так же как и в церкви св. Георгия в Салониках (рис. 37, А ). В Пергаме обе ротонды, примыкающие к базилике, перекрыты куполами; к тому же типу принадлежат обе ротонды, некогда примыкавшие к церкви св. Петра, а также гробницы св. Елены и св. Констанции.

Примечание: Оставаясь в пределах типологической классификации, Шуази не отмечает различий и эволюции стиля в центрических зданиях, употребляющих внутри венец колонны, как мавзолей Констанции и др., и представляющих пространственный блок, как Пантеон и пр.

Купол с восьмиугольным основанием. - После ротонды, которая обходится без парусов, наиболее легким для выполнения является многоугольный зал, так как он требует только незначительных парусов. Купол на восьмиугольном основании возникает, по-видимому, из конструкции юстиниановской церкви на горе Гаризиме (рис. 37, В ); такие же купола дошли до нас в двух зданиях, воздвигнутых, как это достоверно известно, Юстинианом: в церкви св. Сергия в Константинополе и церкви св. Виталия в Равенне .

В церкви св. Сергия (рис. 38, А ) восьмиугольный барабан купола поддерживается с четырех сторон опорными нишами, а с остальных четырех - подпружными арками. Ребристое строение купола позволило, как видно на рисунке, установить его без посредства парусов на верхнем ряду кладки барабана. Подкупольное помещение окружено двухэтажной галереей, вписанной в квадратный план.

Примечание: Не анализируя стиля, Шуази называет нишами экседры.

В церкви св. Виталия (рис. 38, В ) купол сложен из трубок, вставленных концами одна в другую. Купол - гладкий и связывается с поддерживающим его восьмиугольным барабаном переходами в виде парусов. К барабану пристроены 8 ниш, служащих ему опорами. Боковые нефы двухэтажные, как и в церкви св. Сергия, но вписаны в восьмиугольник. Церковь св. Виталия - одно из тех редких византийских зданий, своды которых защищены крышей; это отклонение от правила объясняется легкостью сооружения.

Купол с квадратным основанием. - Мы подошли к решению, которое начинает преобладать с VI в. и держится до наших дней, - это купол с квадратным основанием. Купол, являющийся центром здания, вносит в композицию единство, которое византийцы остерегаются нарушить удлинением главного нефа: они лишь едва-едва его увеличивают. Они принимают план в виде греческого креста, обусловленный системой опор. Этот план применяется ими с одинаковым успехом как к колоссальным сооружениям, так и к миниатюрным церквам, вроде собора в Афинах, купол которого едва достигает 3 м в диаметре.

На рис. 39 мы приводим блестящий пример такого приема в большой церкви св. Софии в Салониках , которая восходит, вероятно, к VI в. Купол ее покоится на четырех больших парусах, имеющих вид сферических треугольников; вся композиция подчинена куполу.

Примечание: Клейма кирпичей указывают на эпоху Юстиниана; но построена ли София Солунская до или после Софии Константинопольской, остается спорным. О генезисе стиля Софии Солунской см. Wulff, Koimesiskirche in Nikaa, Strassbourg 1903.

Четыре массива по углам основания образуют опоры и воспринимают распор, передаваемый парусами, по диагонали. Цилиндрические своды связывают попарно эти массивы и перекрывают четыре конца крестового плана.

Вся система равновесия сосредоточена внутри здания; все конструктивные приемы направлены к поддержке купола и согласованы с ним: ансамбль, где все части подчинены этому главному мотиву, производит впечатление поразительной четкости.

Св. София в Константинополе , памятник по преимуществу византийский, отвечает этим требованиям ансамбля или, точнее, его разновидности, показанной на рис. 11, N. Рис. 40 объясняет расположение храма, которое в общем сводится к следующему.

Купол - на парусах колоссальных размеров (более 30 м в диаметре); две стороны его поддерживаются сводами в форме абсид; две другие поддерживаются мощными подпружными арками и подпираются контрфорсами.

Две большие опорные абсиды расположены: одна - у входа, другая - у святилища; две подпружные арки соответствуют боковым фасадам. Направо и налево развертываются двухэтажные боковые нефы. Как своды боковых нефов, так и своды центральной части и опорные массивы имеют точки опоры внутри самого здания.

Св. София была воздвигнута при Юстиниане, около 530 г. (532-537 гг.), архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Траллеса. Композиция ее, замечательная по смелости, не лишена была известного риска; аварии, последовавшие по окончании работ, очень скоро выявили слабые места сооружения.

Контрфорсы были слишком слабы, опоры купола по боковым сторонам - недостаточны. Нужно было усилить массивы контрфорсов, а для этого понадобилось частично заполнить облегчавшие их декоративные ниши и сузить или даже уничтожить лестницы, которые там были устроены; пришлось дублировать и укрепить основания аркад боковых нефов, пересекающих контрфорсы, и загрузить пазухи купола.

Впоследствии землетрясения заставили неоднократно реконструировать самый купол. Вначале он был выложен с чересчур низкой стрелой подъема, но и новый, повышенный купол хранит следы еще других частичных переделок. Здание дошло до нас уже укрепленным, в переделанном и исправленном виде. В общем, оно простояло 12 веков; хотя оно и подвергалось реставрациям, все же подобная долговечность свидетельствует о жизненности основательно продуманной композиции этого сооружения.

Примечание: Купол рухнул в 558 г. и был к 562 г. вновь воздвигнут Исидором Младшим. Тогда-то появилась загрузка пазух купола, т. е. контрфорсы между его окнами, производящие в общем впечатление барабана, хотя последнего в действительности нет. Основательный анализ храма с точки зрения строительной см. у Salzenberg, Altchristiiche Baudenkmaler von Konstantinopel, Berlin 1854.

Как архитектурный замысел, св. София - шедевр: понимание архитектурных эффектов, использование контрастов, декоративная мощь доведены здесь до пределов возможного. На переднем плане - двойной затемненный портик подчеркивает своим контрастом лучезарный блеск необъятного нефа. От самого входа благодаря расположению конхи (полукупол), находящейся перед большим куполом, взор охватывает его целиком, и поверхность сводов центрального нефа развертывается непрерывно и беспрепятственно.

Вдоль всего нефа мы повсюду видим разнообразнейшие детали; главные линии производят впечатление простоты; в меру многочисленные детали подчеркивают величие. Уберите боковые колоннады - и ничто не будет указывать на необычайную величину пролета подпружных арок купола. Они нужны для понимания масштаба и для того, чтобы оградить св. Софию от своеобразной похвалы, полученной собором св. Петра: что ничто в нем не указывает на его грандиозность.

Украшения собора дают представление о безграничности византийской роскоши. Стены украшены панно из наборов редчайших мраморов, своды сплошь покрыты мозаикой; нет ни одного участка стены, который не был бы облицован мрамором. Все своды отсвечивают мерцающими и прозрачными бликами золота и эмали. Большой купол, освещенный по всей своей окружности венцом из окон, кажется изолированным и как бы висящим в пространстве.

Примечание: Впервые это наблюдение высказал историк Прокопий, византийский писатель эпохи Юстиниана, современник построения храма св. Софии.

Пилоны, которые поддерживают четыре паруса купола, скрываются за боковыми галереями; видны только углы их, но этого достаточно, чтобы почувствовать наличие опорной массы и успокоить глаз; здание поражает, но оно целиком понято с первого взгляда. Никогда еще устойчивость и смелость, блеск красок и чистота линий, гений Рима и гений Востока не объединялись в более поразительном и гармоничном ансамбле.

Примечание: Лучшие работы о Софии, представляющие историко-художественный анализ, - Andreades, Die Sophienkathedrale von Konstantinopel («Kunstwissenschaftliche Forschungen», I, Berlin 1931) и Sedlmayr, Das erste mittelalterliche Architektursistem (ibid., II, 1933).

Крестовая церковь с пятью куполами. - В то же самое время, когда в св. Софии осуществлялся идеал сооружения с единым куполом, архитекторы Юстиниана воздвигали на крестовом плане пятикупольную церковь св. Апостолов в Константинополе.

Церковь св. Апостолов не сохранилась и известна нам только по описаниям Прокопия. Но существуют две копии ее, сооруженные около XII в.: св. Марк в Венеции, дошедший до нас во всем блеске своей азиатской роскоши, и св. Фронт в Перигё, более величественный в своей строгой наготе, чем св. Марк под сверкающей оболочкой из мозаики и мраморов.

Примечание: Собор св. Марка в Венеции выстроен в 1063-1095 гг.; подвергся внешней обработке в XIII-XIV вв.; претерпел изменения в эпоху ренессанса. Храм св. Фронта в Перигё сооружен около 1120 г.

На рис. 41 показан общий вид св. Марка; для сопоставления даем вид св. Фронта (рис. 42 ). В том и другом зданиях купола покоятся на облегченных устоях, и часть их распора воспринимается подпружными арками.


Рис. 41

Рис. 42

Св. Марк, построенный в городе, который находился в непрерывных сношениях с Востоком, явился непосредственной копией византийского образца; св. Фронт связан с Востоком лишь через посредство св. Марка.

Примечание: В действительности храм св. Фронта выстроен вне зависимости от св. Марка, непосредственно восходя к византийским прототипам и являясь одним из памятников византинизирующей школы французского зодчества в Перигоре. См. Diehl, Manuel d"art byzantin; там же литература по данному вопросу.

Быть может, в Венеции полному подражанию модели препятствовала необходимость сохранить стены древней базилики, которые показаны на плане штриховкой; но, несомненно, основной план прототипа был соблюден.

Надо отметить наличие аркад, не имеющих практического значения; они идут вдоль нефа и, по-видимому, повторяют образец, в котором боковые нефы были двухэтажными, как и в св. Софии; в св. Фронте намек на двухэтажность боковых нефов остался только в аркатурах, идущих вдоль самых стен.

Примечание: Следует иметь в виду храм св. Ирины в Константинополе 532 г., эпохи Юстиниана, имеющий колоннады лишь в первом ярусе; над хорами же непосредственно возвышаются коробовые своды, выдерживающие распор купола.

Пятикупольный план подходил только для очень больших зданий, а церкви, строившиеся в последний период византийского искусства, отличались чрезвычайно малыми размерами. Чувствовалась необходимость в более простом типе, и этот тип, по-видимому, выработался окончательно в монастырях Афона.

Примечание: Шуази дает здесь определение плана иное, чем дано им же самим выше; собственно пятикупольные храмы нередко были небольших размеров.

Афонские церкви имеют особые источники своего стиля, идущие с востока. В общем, это тот же план, что и св. София в Салониках , но без боковых нефов, - крестовый план с очень короткими концами и центральным куполом. Перед входом возвышается нартекс, или притвор. Все концы креста перекрыты цилиндрическими сводами, главный распор воспринимается на четырех углах парусами, и в этих местах должны находиться опоры.

Казалось бы, что для поддержания купола в каждом углу плана необходим массив, но византийцы понимали, что в действительности достаточно полого столба, если он правильно нагружен; таким образом, угловые массивы были облегчены.

Пример, изображенный на рис. 43 , взят из Ватопеди (Афон); пример, показанный на рис. 44 , - из одной из афинских церквей. Тот же прием применен в Католиконе и в Капникарее в Афинах, на Афоне в Лаврской церкви, в Константинополе в церквах Богородицы, Пантократора, Коры. Поскольку можно судить по описаниям Фотия, по этому же плану была построена большая дворцовая церковь, сооруженная в IX в. императором Василием. Это был, можно сказать, нормальный тип.

Рис. 43
Рис. 44

В IX в. возникает обычай возводить повышенные купола на цилиндрических барабанах (рис. 43 и 44). Причиной этого было, очевидно, желание прорезать у основания купола большие окна для освещения; однако это повышенное очертание постепенно распространяется и на слепые барабаны (церковь св. Богородицы и т. д.).

Примечание: Дело идет о позднее (в турецкую эпоху) заложенных барабанах.

Начиная с X в. не только вводится все более повышенное очертание куполов, но и самое число их увеличивается: четыре малых сферических купола, расположенные кругом центрального, вырастают в заметные купола и выявляют вовне внутреннее расположение здания.

Один из наиболее древних примеров куполов подобного рода представляет собою церковь св. Вардия в Салониках ; церковь св. Апостолов в том же городе служит одним из наиболее выразительных примеров применения этой формы.

Примечание: церковь св. Вардия в Салониках выстроена в 1028 г.; в действительности была посвящена Богоматери; ныне называется Казанджиляр-Джами.

Все купола этой эпохи покоились на парусах, имеющих вид сферического треугольника. К XI в. вводится тромп. Это нововведение влечет за собой изменение в плане, показанное на рис. 45 . Под каждой пятой тромпа появляются устои. Купол, таким образом, фактически покоится на восьмиугольной в плане базе.

Примечание: По существу, здесь не тромп, а экседра, но лишь с тремя вертикалями и непосредственно примыкающая к стене. Конечно, не план зависит от подобного тромпа, а последний - от введения обширного зала, охватывающего ширину трех кораблей. Мы имеем дело с реминисценцией одного из моментов эллинизма, сочетавшегося с воздействием Востока. См. примечания 12 и 13; Некрасов, Кривые покрытия... В части характеристики зрелого византийского зодчества работа Шуази устарела. Во времена Шуази и не подозревали о том богатстве типологии, которое установлено наукой после него и отчасти уже в наши дни. Особенно см. работы Wulff, Koimesiskirche и др., и Брунова: Die funfschiffige Kreuzkuppelkirche («Byzant. Zeitschrift», XXVII, 1927) и L"eglise a Croix inscrite a cinq nefs dans l"architecture byzantine («Echos d"Orient», 1927).

Этот вариант, менее смелый, конечно, чем нормальный тип, осуществлен в Дафни (рис. 45 ), в церкви св. Никодима в Афинах , св. Луки на Парнасе и св. Николая в Мистре .


Рис. 45

Церкви с кровлей из плит; церкви с деревянным перекрытием на арках. - На общем фоне византийской архитектуры выделяются две сирийские строительные школы, с которыми нас познакомили работы Рея и Вогюэ. Одна из них существовала в долине Оронты, другая в Гауране - области, лежащей южнее Дамаска.

Примечание: Сюда необходимо присоединить особенно имена Кондакова, Бутлера и Стржиговского.

Леса - большая редкость во всей стране; южнее Дамаска их нет совершенно, и к тому же не хватает камня, пригодного для изготовления извести, - нет ничего, кроме базальтов.

Необходимо было экономно расходовать лесной материал, а в некоторых местах избегать не только деревянных конструкций, но даже и каменной кладки на растворе, и строить почти все здания из базальтовых плит, уложенных насухо.

Мы уже рассматривали в первом томе методы, вытекавшие из этих исключительных условий. На рис. 46 мы приводим два примера сооружений: один из них типичен для равнин к югу от Дамаска, другой - для долины Оронта: базилика А (в Тафке), которая показана на рисунке в разрезе, покрыта плитами; другая, В (в Руэйхе), имеет деревянную крышу, которая покоится на фермах, чередующихся с каменными арками.

Купольные церкви. - Архитектура Сирии, не отказываясь никогда от базилики с перекрытием из плит на аркадах, к V в. допускает купола, но редко строит их на квадратном плане.

Мы уже говорили о сводах на парусах в Хараме; они являются исключением. В купольных постройках трансиорданской Сирии паруса почти повсюду заменяются комбинацией напусков, показанной на рис. 14 ; путем же применения многоугольного плана стремятся уменьшить выносы этих напусков до пределов возможного.

Церковь св. Георгия в Эзре - тип сирийской купольной церкви; купол покоится на восьмиугольном основании и поддерживается угловыми камнями; его профиль еще более повышен, чем у иранского купола, - это очень острый стрельчатый профиль, едва закругляющийся к вершине.

Бывает даже, что сирийцы оставляют неперекрытым пересечение двух нефов, чтобы избежать необходимости увязывать их с куполом. Подлинные тексты позволили Вогюэ установить, что в большой церкви св. Симеона Столпника в Калат-Семане пересечение нефов было совершенно лишено перекрытия.

Если бы в лесном материале не было острого недостатка, можно было бы избежать трудности, прибегнув к деревянному куполу. В церкви в Босре барабан не в состоянии выдержать тяжесть купола вследствие того, что в нем прорезаны окна; наличие же окон доказывает, что, по замыслу архитектора, барабан не должен был оставаться без перекрытия, как это было в Калат-Семане, - существование деревянного купола ясно из руин. В некоторых зданиях допускалось смешанное решение: деревянный усеченный конус, открытый на вершине; мы уже указывали на этот прием, говоря о ротонде храма св. Гроба.

Постройки мусульманской Палестины, впрочем, помогут нам восстановить конструкции деревянных куполов в христианской Палестине. В своем месте мы опишем яйцевидные купола с двойным деревянным перекрытием мечети Эль-Акса-и-Сакра в Иерусалиме; безусловно, эти купола, как и купола храма св. Гроба, принадлежат к той же группе, что и собор в Босре, а может быть, даже и восьмиугольная церковь в Гаризиме. По-видимому, в Сирии каменный купол часто заменялся легким деревянным покрытием.

Глава «Церкви Византийской империи» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.
Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство - ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".

Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды. (Если интересуетесь, посмотрите описание приема у Византийского императора в разделе Золотой век Византии)
Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты.

Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.
До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.
Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии полна таких примеров).
В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:

  1. Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии"

и так называемые Византийские "ренессансы":

  1. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс".
  2. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс".
  3. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом).
В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках. С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования.

От античной архитектуры - к византийскому храму

В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов. Приемы античного зодчества дополнялись и творчески перерабатывались, что привело со временем к выработке собственных византийских архитектурных канонов. От античности были унаследованы два типа построек - центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям).

Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. Пример - крестообразная в плане церковь - мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все в Равенне).

Базилики, как привило, были крупнее, внутри делились на нефы. Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей. Окна в верхней высокой части среднего нефа обеспечивали равномерную освещенность внутреннего пространства. Пример - трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна).

Широко использовались достижения римских архитекторов - арочное и сводчатое перекрытие и купол. Однако, храмовые и общественные постройки древнего мира не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к христианскому храму ни функционально, ни символически. Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Античный храм - пример типично наружной архитектуры. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Все богатство фантазии - метопы и фризы, капители колонн и фронтонные группы - античный архитектор концентрирует снаружи и вписывает в окружающий пейзаж. Внутренняя часть храма - целла - примитивно проста по форме и убранству и просторна ровно настолько, чтобы вместить культовую статую.

Христианский храм - пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он должен быть просторен и по возможности богато украшен внутри. Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение:

Свод - небесный свод, купол - "небо небес", амвон - гора, с которой проповедовал Христос, престол - место Гроба Господня, четыре угла которого - четыре стороны света.

Кроме того, церковь - образ распятия Христова, поэтому представляется желательным, чтобы в самой структуре храма был запечатлен символ христианства - крест.

Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима, где ожидается второе Пришествие Христа.

Долгие архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее соответствие между символическими и функциональными требованиями, предъявляемыми к храму, завершились идеальным решением. Новый тип храмового здания - крестово-купольный храм - стал образцом для всего православного мира (начиная с IX столетия).

Крестово-купольный храм

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.

В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).

Вход в храм, обрамленный порталом, располагался с западной стороны. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

С восточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами - абсидами (апсидами), крытыми полукуполами - конхами.

Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь - Церковь земную. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд.

Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность.

Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом.

Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу.

1. Александр Мень – История религии (электронный вариант)

Раннехристианские и византийские храмы Салоник

1. БАЗИЛИКА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ

На одноимённой с наименованием храма улице, севернее римской агоры, поверх римских бань, где был заключён под стражу и казнён в 303 году офицер римской армии Димитрий, после 313 года было построено небольшое святилище, как место поклонения мученику.
В начале V века префект Иллирии Леонтий чудесным образом исцелился у мощей святого великомученика Димитрия. По его приказу в благодарность за исцеление была построена большая базилика, которая сгорела в пожаре 620 года.
Иждивением префекта Леонтия и епископа Салоники церковь была заново отстроена в форме пятинефной базилики и покрыта ломаной крышей из дерева.

Этот храм сгорел в пожаре 1917 года. Восстановление продлилось с 1918 по 1948 годы. Часть колонн и элементов конструкции сгоревшего строения удалось восстановить благодаря усилиям архитектора Аристотелиса Захоса. После разрушительного пожара уцелело 11 мозаичных сцен V-го, VII-го и IX-го веков.
Рака с мощами Святого Димитрия находится в северо-западной части церкви, в месте, где, как считается она находилась в раннехристианскую эпоху.
Базилика посвящена защитнику и покровителю города Салоники святому великомученику Димитрию.

2. БАЗИЛИКА ПАНАГИИ АХИРОПИИТОС

В центре города, на улице святой Софии находится большой храм Богородицы. Построен он был в V веке на фундаменте римских бань по типу трёхнефной базилики с нартексом.


Небольшая постройка с южной стороны служила для нужд храма. Правый придел (с южной стороны от алтаря) был сооружён в византийские времена и посвящён святой Ирине. Внутреннее пространство храма разделяют два ряда колонн на три нефа. Изумляет идеальное состояние капителей и колонн. Арочные своды между колоннами и в нартексе декорированы мозаикой V века.

3. ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ

Церковь посвящена Христу и премудрости Божией. Строительство велось в конце VII --— начале VIII века на месте разрушенной раннехристианской базилики V века. Представляет собой яркий пример переходной архитектуры от базилики к крестово-купольной церкви с куполом, базирующимся на арках и перистилем.


Мозаичное украшение церкви принадлежит к трём различным периодам и свидетельствует о высоком уровне мастерства зодчих.
Первый этап украшения храма (780 — 788) тесно связан с периодом иконоборчества. Сцена Вознесения в куполе - работа мастеров эпохи ренессанса Македонской династии конца IX века, в то время как, в конхе изображена сидящая на троне Богородица с младенцем Христом - произведение зодчих XI — XII веков, выполненное поверх креста (иконоборческого периода).

4. ХРАМ ПАНАГИИ ХАЛКЕОН

Южнее римской агоры, по соседству с мастерскими по обработке меди, находится храм Богородицы (Богоматери медников). Церковь возведена в 1028 году Христофором Лангобардинским, его супругой Марией, и детьми: Никифор, Анна, Катакали. Могила основателя располагается в левом приделе (северная стена).


Крестово-купольный храм с нартексом по элегантности и изящности кладки плиток в арках, нишах и апсиде сильно напоминает влияние Константинопольской школы мастеров.
Фрески храма, несмотря на плохую сохранность, представляют огромную ценность для исследователей, поскольку датируются временем постройки церкви.

5. ХРАМ ПРОРОКА ИЛЬИ

На пересечении улиц Олимпаиады и Пророка Ильи, на довольно крутой возвышенности воздвигнут величественный храм Пророка Ильи.


Занимательна архитектура храма, идентичная афонским монастырям: крестово-купольная, с дополнительным пространством по четырём сторонам, просторным нартексом и перистилем. Церковь Пророка Ильи отождествляется с собором монастыря Акапниу.
Фрески частично уцелели только в притворе. Среди всех выделяется сцена убийства младенцев реалистичностью образов поздней эпохи Палеологовского возрождения.

6. ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

В западной стороне нижнего города, у крепостной стены, в начале улицы Олимпа, находится храм Святых Апостолов - собор некогда существовавшего монастыря в честь Богородицы.




Основатели монастыря - вселенский патриарх Нифон (1310-1314) и его сподвижник игумен Павел. Крестово-купольный храм с пятью куполами, двумя нартексами и двумя боковыми приделами. Особый интерес представляет структура фасада церкви, декорированная керамической плиткой в различные мотивы. Внутри церкви сохранилось мозаичное украшение (без золотых пластин), характерное для периода Палеологовского возрождения.

7. ХРАМ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

Недалеко от северо-западной оконечности крепости, немного выше улицы Олимпиады, на пересечении улиц Тсамаду и Идипода, находится церковь святой Екатерины - собор византийского монастыря.
Построенный в начале XIV века храм, в плане крестово-купольный, с двумя боковыми приделами и пятью куполами.




Элегантные пропорции, украшение фасада, подчёркнутые линии арок, колонны и своды, выложенные керамической плиткой - исключительный пример архитектуры эпохи Палеологов.
Внутренняя роспись храма, хотя и сохранилась лишь частично, но живость красок и динамичность образов позволяет сделать смелый вывод о том, что это истинный шедевр Палеологовского возрождения.

8. МОНАСТЫРЬ ВЛАТАДОН

В Верхнем городе, на улице Акрополя расположен Патриархальный ставропигиальный монастырь Влатадон, один из немногих, действующих с момента своего основания.
Построен в период 1351-1371 учеником Григория Паламы Дорофеем Влатадон, ставшего впоследствии митрополитом Салоник и его братом Марком.
От первоначального монастырского комплекса сохранился лишь собор крестово-купольного типа с перистилем и боковыми приделами.


Церковь расписали в период 1360-1380 и изначально освятили Христу Вседержителю. На одной из фресок запечатлён архиепископ Григорий Палама. В настоящее время церковь посвящена Преображению Спасителя.

9. ХРАМ НИКОЛАЯ ОРФАНОСА

В Верхнем городе, у восточной крепостной стены, вдали от городской суеты и шума, между улицами Геродота и Апостола Павла находится храм Николая Орфано (Сироты) - собор Византийского монастыря. Просторный двор монастыря украшает ряд пирамидальных кипарисов.




В архитектурном плане это базилика с апсидой и двумя боковыми приделами. Фрески внутри церкви чудесно сохранились и их внимательный осмотр позволяет ценителям средневекового искусства насладиться, созерцая наиболее цельную и сохранившуюся роспись Палеологовского периода возрождения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные