Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Колокольня Ивана Великого входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля вместе с церковью Святого Иоанна Лествичника, расположенной в основании, образуя собой единую церковь-колокольню. Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором. После надстройки в 1600 г., колокольня являлась самым высоким зданием России вплоть до начала XVIII века. Высота колокольни 81 м.

История.

В 1329г. Иван Калита заложил здесь церковь Иоанна Лествичника «под колоколы» в честь рождения у него сына, Иоанна.

Иоанн Лествичник - религиозный византийский писатель VII в. Главным делом его жизни стал знаменитый труд "Лествица райская, Скрижали духовные" (оригинальное название др.греч. «Κλῖμαξ» .), где был образно представлен путь человека к Богу,

по ступеням той духовной Лествицы, по которой человек шаг за шагом, подвигами и усердием, совершает свое трудное и долгое восхождение к небесам.

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству:

  • Ступени 1-4. Борьба с мирской суетой : беспристрастность, странничество
  • Ступени 5-7. Скорби на пути к истинному блаженству : покаяние, память о смерти
  • Ступени 8-17. Борьба с пороками : молчание, правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие
  • Ступени 18-26. Преодоление преград в аскетической жизни: отсутствие гордыни, кротость, простота и незлобие, смиренномудрие
  • Ступени 27-29. Душевный мир : молитва, бесстрастие
  • Ступень 30. Вершина пути - союз трёх главных добродетелей: вера, надежда и любовь.

Кремлевская колокольня, устроенная в самом сердце Москвы, стала архитектурно-символическим образом Лествицы, символизируя восхождение к небесам.

Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов - как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и . Церковь задумывалась как одна общая звонница для кремлевских соборов.

В 1505 году во время общей перестройки Кремля приглашенными итальянскими мастерами колокольня с церковью были разобраны, на этом месте итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин, выстроил новую колокольню высотой в два яруса, также с церковью в основании столпа. Строительство было приурочено памяти об умершем в тот год Иване III и закончено в 1508 году.

Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря колокольне Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы и приводились в исполнение приговоры. Высокая каменная колокольня казалась чудом, ничего подобного на Руси не было.

В 1532 году другой итальянский архитектор Петрок Малый, ученик и подмастерье знаменитого Аристотеля Фиораванти, пристроил к этой колокольне Успенскую звонницу с колоколами - среднюю часть современного ансамбля Ивана Великого. В Успенской звоннице тоже была устроена церковь.

В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить на колокольне еще один ярус, и ее высота достигла 81 метра.

В 1620-х годах по инициативе патриарха Филарета была построена третья, крайняя часть кремлевской звонницы - так называемая Филаретова звонница, с зеленым черепичным шатром. Есть историческое предположение, что она была сооружена просто как красивая лестница для подъема на Успенскую звонницу, взамен прежней, стоявшей отдельно. В ее возведении участвовал знаменитый русский зодчий Бажен Огурцов - автор зеленых черепичных шатров над кремлевскими башнями и установления кремлевских курантов.

Главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением до возведения в городе запрещалось строить здания выше Ивана Великого.

В праздники по удару колокола Ивана Великого начинали звон колокола во всех московских церквях. Колокольный звон на Руси сопровождал все великие торжества, знаменовал печальные и радостные события, созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм - побуждал к внутренней молитве. В середине XIX века мастер А.Завьялов отлил Большой Успенский колокол - самый большой из всех кремлевских колоколов, и ныне находящийся на звоннице.

В 1734-35 гг. московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы был отлит , но так и не был установлен, т.к. треснул во время пожара.

В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в.

После революции церковь св. Иоанна Лествичника в кремлевской колокольне была закрыта, и ее помещение использовалось под различные хозяйственные и административные нужды. После смерти Сталина Кремль открыли для посещения, а в первом этаже звонницы стали проводить выставки. В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы так же действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

На колокольне Ивана Великого и звоннице установлен 21 колокол.

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 59-63

Церковь Иоанна Лествичника "что под колоколами в Кремле, в нижнем этаже колокольни, которая по этой церкви называется Иваном Великим"

Соборная и Ивановская (Царская) площади

"Колокольня принадлежит вместе к Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам, своих отдельных звонниц не имущим".

"Все сложное здание этой колокольни состоит из трех частей. Ивановская часть - вверху круглый, внизу восьмиугольный столп". Это южная и самая высокая часть комплекса.

"В 1329 г. на месте современного столпа Ивана Великого был сооружен Калитой второй кремлевский белокаменный храм Иоанна Лествичника", "освященный 1 октября 1329 г.".

"В 1329 г. построена каменная церковь Иоанна Лествичника "что под колоколами" - первая колокольня в Москве, а может быть и на Руси".

"Церковь была каменная, над нею сделана была колокольня, служившая и ранее для Успенского собора, при котором особой колокольни никогда не было, и потому церковь была известна под названием "Ивана Святого под колоколами" для отличия от Ивановской церкви на Бору и считалась придельною Успенского собора до конца XVIII в.

По прошествии 176 лет обветшавшая церковь была разобрана и на ее месте была заложена новая одновременно с Архангельским собором". "Церковь 1329 г. была разобрана в 1505".

"Новая церковь построена в 1505-1508 гг. Боном Фрязином; первоначально это был двухъярусный столп с церковию Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. В 1600 г. по велению Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами по черному фону у основания колокольни".

"Надпись эта гласит: "Изволением Святыя Троицы, повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого Государя Царевича и Великого Князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето Государства их 108 года" - т. е. 7108 г. от сотворения мира, 1600 по Рождестве Христовом.

По смерти Годунова надпись эта была залеплена, но вновь открыта по повелению Петра I". Последний раз надпись реставрировалась в конце 1970-х гг.

"Нижний восьмерик разделен внутри на два этажа. Внизу была церковь, наверху - парадные помещения, назначение которых неизвестно. Интерьер церкви отличает наличие полукруглых ниш для размещения алтаря, дьяконника и жертвенника, а также сходные ниши на южной и северной гранях. Реставрацией здесь раскрыт первоначальный ("в ёлочку") пол".

"Колокольня построена, чтобы дать работу стекавшемуся в Москву во время голода люду".

"Есть предположение, что годуновская надстройка осуществлена зодчим Ф. Конём. Высота столпа Ивана Великого стала равна 81 м". "Зодчий, построивший верх столпа, неизвестен; впрочем, указывают на некоего зодчего Ивана Вилье" .

"В течение трех с половиной веков, до середины 20 столетия, Иван Великий был самым большим сооружением Москвы. Он использовался и для наблюдения за приближением к Москве неприятельских войск, за возникавшими пожарами. В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. По его сигналу начинали трезвон колокола во всех московских церквах, число которых доходило до 260. Этот большой колокол издавал не звон, а своеобразный мощный глуховатый гул. Один из поэтов писал о нем: "...гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий звон!".

"Рядом с Иваном Великим стоят две его звонницы. Непосредственно примыкающая к нему с севера воздвигнута в 1532-1543 гг. обрусевшим итальянским зодчим Петроком Малым, почему и называется Петроковской. Другое ее название - Успенская. Вторая, завершающаяся небольшим восьмигранным шатром с башенками по углам, пристроена в 20-х гг. XVII в. по распоряжению Патриарха Филарета. Отсюда и ее название Филаретовская". "Филаретовская часть построена в 1624 г. Б. Огурцовым".

В Успенской (Петроковской) части в древности начали устраивать церковь Воскресения, которая после завершения, однако, была освящена при Иване Грозном во имя Рождества Христова. Позже она была упразднена. Но с 1817 г. во второй ярус Успенской части Ивана Великого перенесли церковь Николы Гостунского, действовавшую до 1918 г.

"В старину около Ивана Великого была площадь, на которой читались царские указы громогласно, "во всю ивановскую", как тогда говорили".

"Между нижним и вторым ярусом Ивана Великого - а всех ярусов в нем пять - есть высокая цилиндрическая пустота шириною более 4 сажен, около которой идет винтом лестница выше. Тут, по преданию, первый самозванец, сделавшись царем, хотел устроить римско-католический костел".

Существовал царский указ, долгое время воспрещавший строительство в России зданий, превышающих высотою Ивана Великого. Первым нарушила его церковь Архангела Гавриила - "Меншикова башня", возведенная в 1707 г., - но уже в 1723 г. верх ее был сожжен ударом молнии. И даже в 1913 г. при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы высота ее была одним метром меньше кремлевской звонницы.

При нашествии французов колокольня сильно пострадала.

"2 сентября 1812 г., когда колокол Ивановской колокольни благовестил к вечерне, неприятельские войска входили в Москву.

При выезде из Москвы французы сделали в разных местах Кремля подкопы для взрыва.

В ночь на 11 октября последовали взрывы: Арсенала, Никольской башни и Ивановской колокольни (Филаретовской башни). Грудами каменьев завалило Кремлевскую, Казанскую площади и их окрестности. Остальные подкопы не удались, огонь до пороха не дошел. Из неудавшихся подкопов было вынуто 60 бочек пороха.

Одна часть Ивановской колокольни (Филаретовская с Рождественской церковию при ней) была подорвана и пала в развалинах; другая часть (Годуновская) треснула сверху донизу.

В 1813 г. 3 мая архитекторы Еготов, Соколов и Бакарев осмотрели колокольню и решили, что большой опасности не будет, если оставшуюся колокольню не ломать, а исправить. На восстановление колокольни составили смету в 391,8 тыс. руб.

Государь для осмотра колокольни прислал из Петербурга архитектора Луиса Руско. 7 дек. 1813 г. Руско собрал всех архитекторов Москвы для осмотра колокольни, и решили также не разбирать оставшуюся часть. Смета составлена на 253,8 тыс. руб.

Руско объяснял:

1. Самое большое повреждение в колокольне (Годуновской) под третьим ярусом колоколов; верхняя часть, круглая, ничем не повреждена кроме купола, у которого сорвало часть медных листов да крест. От этого повреждения донизу есть малые трещины, ничего не значащие. Если сломать колокольню до третьего яруса или всю, а потом построить, то и тогда не будет прочнее, чем существующая после ремонта.

2. Под разрушенную пристройку (Филаретовскую) положено было мало пороху, отчего башня села и материал остался на месте, далеко не разбросан.

Руско, француз, оставаться в Москве не мог. На восстановление колокольни назначил архитекторов Жилярди и Бове, тоже из французов".

"Нельзя пройти молчанием и того, что, по народному преданию, четвероконечный крест, находящийся на средней, возвышенной над прочими главе Благовещенского собора, - весь золотой. Рассказывают, что Наполеон, слышавший об этом, снял с Ивана Великого железный крест, покрытый позолоченными медными листами, полагая, что это есть именно золотой крест. Есть предание, что крест этот не могли снять ни наполеоновские техники, ни инженеры. Но нашелся русский мужичок, который, взобравшись на верх колокольни, по веревке снял крест. Наполеон тут же приказал расстрелять предателя" .

"В 1812 г. сооружение было взорвано по приказу Наполеона. Но в 1814-1815 гг. были восстановлены, с введением ряда классицистических деталей, две из трех частей Ивана Великого - Филаретовская и Успенская. Восстановление провел И. Жилярди по проекту И. В. Еготова и Л. Руска. Столп Ивана Великого устоял".

"От французских взрывов в 1812 г. наиболее пострадала Филаретовская пристройка, которая поэтому перестроена почти заново. В Успенской части пострадал верх, где висят большие колокола; при возобновлении допущены некоторые отступления от старины, например, в форме окон. Ивановская часть почти не пострадала".

"Теперь (в 1910 г. - П. П.) в нижней части Ивановской колокольни по-прежнему находится церковь св. Иоанна Лествичника, возобновленная проф. Мудровым и освященная в 1822 г. Возобновлена также еще в 1874 г. московскими хоругвеносцами.

Глава на колокольне вызолочена. Крест составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами. Он сделан вновь после 1812 г., а старый снят Наполеоном.

Неизлишне будет заметить, что от входа в колокольню до нижнего круга находится на крутой винтообразной лестнице 151 ступень, от нижнего до среднего 157, а от среднего до верхнего 121, итого всех ступеней 429.

Под нижним ярусом колокольни живут в настоящее время пономари и сторожа соборов.

Вид с колокольни Ивана Великого на Москву и ее окрестности, особенно в ясную погоду, очарователен необыкновенно: видны даже села и строения, находящиеся в 30 и 40 верстах от Москвы".

"В 1917 г. повреждены снарядами восточная и юго-восточная стороны Ивана Великого, по стенам много выбоин и пулевых ран".

В помещениях колокольни находилась часть Патриаршей ризницы.

В середине 1950-х гг. колокольня реставрировалась. Новый внешний ремонт прошел в конце 1970-х гг. Внутрь, а тем более наверх, доступа посетителям нет. Помещение бывшей церкви Иоанна Лествичника занято под хозяйственные нужды. Время от времени в нижнем этаже Филаретовской части устраиваются выставки.

К Олимпиаде 1980 г. был выпущен интересный панорамный альбом. С одной его стороны были нарочито нерезко воспроизведены снимки панорамы Москвы с храма Христа Спасителя середины прошлого века, выпущенной Н. А. Найденовым. С другой - цветные фотографии примерно в такой же последовательности, сделанные в наше время - за отсутствием разрушенного храма Христа - с Ивановской колокольни.

Отдельно следует сказать о колоколах Ивана Великого.

"Всех колоколов на Иване Великом, с пристройками, ныне (в 1910 г. - П. П.) 34, общий вес их 16 000 пудов. Некоторые, висящие на самом Ивановском столпе, имеют любопытные надписи, но самых старых колоколов немного. Между ними находится Новгородский XV в., перелитый, как полагают, из знаменитого Вечевого.

Вот колокола, находящиеся в Филаретовской пристройке.

1. Успенский, называвшийся в старину царь-колокол. Он был отлит в первой половине XVI в., вероятно, иностранцем, весом в 1000 пудов и висел на брусяном срубе между Ивановской колокольней и соборами. В него звонили только в чрезвычайных случаях. как-то: по кончине царя, или кого-либо из царской фамилии, или митрополита, а впоследствии Патриарха. Потом колокол помещался уже на самой Филаретовской колокольне и, быв перелит в 1760 г. мастером Елизовым, имел весу 3551 пуд. При взрыве в 1812 г. он совершенно разбился, и сделан в 1819 г. новым, мастером Богдановым, с лишком в 4000 пудов.

2. Реут. Вылит в 1689 г. по повелению Патриарха Иоакима пушечным мастером Андреем Чоховым. Он назван Полиелейным и весу в нем до 2000 пудов. Этот колокол замечателен тем, что при взрыве в 1812 г. у него отбило уши, которые, однако ж, искусно приделаны, и колокол не изменил своего тона.

3. Семисотенный, или Воскресный, имеющий весу 798 пудов. Надпись на колоколе свидетельствует, что он отлит в 1704 г. мастером Иваном Маториным.

4. Вседневный. Первоначально отлит был в 1652 г. мастером Емельяном Даниловым и имел весу 998 пудов 30 фунтов. Потом, при Екатерине И, в 1782 г. перелит мастером Яковом Завьяловым с весом в 1017 пудов и 14 фунтов. Все это изъяснено надписью на колоколе. Вседневным он назван Патриархом Иоакимом.

Звон всех этих колоколов вместе, что бывает только в самые большие праздники и особенно торжественные дни, производит чарующее впечатление".

"На Ивановской колокольне всех колоколов 34. Самый большой - Успенский, весом 4000 пудов; Реут, или Ревун, или Полиелейный 2000 пудов. Древнейший колокол Медведь, 1501 г., 450 пудов; Татарин - 40 пудов. Другие колокола: Лебедь, Баран, Полиелейный, или Голодарь, Корсунский, Ясачный и проч.".

В начале 1920-х гг. звонарь-виртуоз К. К. Сараджев, различавший тончайшие оттенки колокольных звонов, говорил: "Звон Ивана Великого ничего, совершенно ничего не представляет собой, только темный, оглушительный, совсем бессмысленный гром, но колокола сами по себе там - превосходные; всего их 36, и в смысле подбора дело обстоит великолепно".

В настоящее время число колоколов на Иване Великом уменьшилось почти вполовину: "На колокольне Ивана Великого 18 колоколов. Самый большой колокол - Успенский, весит 4000 пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым)".

С востока от Ивана Великого установлен и расколовшийся знаменитый Царь-колокол, голос которого, в недавнее время искусственно синтезированный и воспроизведенный, должен был бы быть еще более низким и "незвонким", чем звучание Успенского.

Александровский, № 38.

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 102-105, 61.

Рукопись Александровского, № 10.

Путеводитель Машкова. С. CLIV-CLV.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 428-429.

Настольный энциклопедический словарь Гранат 1903 г.

Сытин. С. 46-50.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.

Отечественные записки. 1821. № 18.

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 19.

Цветаева А. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 143.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 176.

Александровский М. И. Иван Великий (рукопись) 1936 г. // ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.

Рзянин М. И. Иван Великий. М., 1946.

Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.

Платонов. Путеводитель: Москва и окрестности. М., 1896.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.

Материалы. С. 194.

Истомин Г. Ивановская колокольня и церкви при ней. М., 1893. 40 с.

Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963. 80 с.: ил.

Маршкова Т. Хранитель Московского звона // Там же.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 18-19

Церковь Иоанна Списателя Лествицы. Находится в нижнем этаже соборной колокольни, которая по этой церкви называется "Иваном Великим" или "колокольнею Ивана Великого". Построена первоначально в 1329 году. Над церковью были помещены соборные колокола, и все здание было первою на Руси колокольнею башенного типа. В 1505 году ее заменил новый храм-колокольня, построенный фрязином Боном. В 1532-1542 годах была пристроена доныне существующая широкая звонница для больших колоколов; зодчим был фрязин Петрок Малый, строитель стены Китай-города. В этой звоннице предполагалось устроить церковь Воскресения Христова, но с 1555 года здесь уже находилась церковь другого имени, Рождества Христова. В 1600 году Боновская колокольня была заменена нынешним Ивановским столпом, который в Москве по высоте теперь уступает Храму Спасителя; внизу по-прежнему устроена церковь Иоанна Лествичника. Неизвестно, кто был архитектором итого столпа, но некоторые наружные украшения чисто русские. В 1624 году патриарх Филарет пристроил с севера третью часть соборной колокольни, уже не с золоченой главой, а с шатровым верхом, крытым зеленою черепицей. В 1812 году от французских взрывов особенно пострадала эта филаретовская пристройка, так что ее перестроили почти заново. У Петроковской звонницы пострадал весь верх и висевшие там большие колокола; при восстановлении допущены некоторые отступления от старины, напр. в форме окон; церковь Рождества Христова заменена церковью Николы Гостунского. Ивановский столп остался почти неповрежденным. Самые большие колокола весят 4000 п., 2000 п., 1017 п. и 798 пудов. Внизу находится на особом фундаменте "Царь-колокол", вылитый в 1735 году мастером Михаилом Моториным и пострадавший от пожара 1737 года; в этом колоколе весу 12327 п. 19 ф. Кроме колоколов и двух церквей, на Иване Великом с 1898 года помещается Патриаршая ризница. Это - весьма богатое собрание предметов церковного употребления и домашнего обихода Всероссийских митрополитов и патриархов, драгоценное не только по стоимости, но еще более по историческому и художественному значению.

Возвышается колокольня Святого Иоанна Лествичника, известная также как колокольня Ивана Великого. Кремль и все его постройки соединяются в единое целое в самом центре столицы. В 2008 году этому памятнику архитектуры исполнилось 500 лет.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля насчитывает несколько веков истории, и начинается ее отсчет с 1329 года. Именно в этом году была заложена церковь святого Иоанна Лествичника при правлении Ивана Калиты. Храм создавался как колокольня, поэтому помещения позволяли гармонично звучать нескольким колоколам, размещенным на верхних ярусах церкви. Раскопки, которые были проведены в XIX-XX веках, указывали на то, что архитектура строения напоминает храмы древних армян. Снаружи церковь имела восемь граней, а внутренний разрез храма имел крестообразную форму. По восточной стороне располагалась апсида в форме полукруга, а на втором этаже размещались арки колоколов. Храм просуществовал до начала XVI века.

Боновская колокольня

В 1505 году при правлении Великого князя Василия III старый храм разобрали. На прежнем месте был заложен новый храм по проекту мастера из Италии по прозвищу Бон Фрязин. Храм был построен в память царя Ивана III. Строительство велось в течение трех лет. В 1508 году двухъярусная колокольня была готова. Традиции зодчества, характерные для Италии того времени, значительно повлияли на архитектуру храма. Именно поэтому постройка имела несколько колоколен, которые располагались отдельно друг от друга. Церковь также получила и другое название - «Боновская колокольня». Внушительная колонна соединила разнокалиберные храмы Кремля в единый ансамбль. Это была вторая каменная церковь в Москве. Трон Святого Иоанна Лествичника был спущен на первый этаж строения.

В 1532 году на северной стороне колокольни построили звонницу с храмом по проекту еще одного зодчего из Италии - Петрока Малого. Она предназначалась для солидного колокола весом в 1000 пудов, получившего название «Благовестник». Окончание строительства звонницы в 1543 году осуществляли местные умельцы. Непосредственно храм размещался на третьем этаже, к которому вела специальная лестница. На звоннице величественно располагался барабан с куполом.

Успенская колокольня

В урожай по всей территории страны был мизерным, жители голодали. Борис Годунов, чтобы спасти своих подданных, решил осуществить крупную перестройку Боновской колокольни, которую выполняли прибывшие со всех окраин люди. Он планировал достроить к ней один ярус и опять создать церковь Святого Иоанна Великого на нижнем этаже. Поэтому все сооружение стало носить другое название - колокольня Ивана Великого. Пристроенный этаж был цилиндрической формы, и высота колокольни увеличилась до 82 метров. Она стала самым масштабным строением той эпохи. Чтобы добраться до верхнего уровня, потребовалось бы пройти через 329 ступеней. Под была высечена надпись золотыми буквами, в которой указывалась дата его возведения и имена царей, правивших в то время (Борис Годунов и его сын). На площади около колокольни, носившей название Ивановской, зачитывались все указы царя. С тех пор появилось выражение «кричать во всю Ивановскую».

Во второй половине XVII века звонница была полностью перестроена. Во время правления Михаила Романова и патриаршества его отца Филарета, в 1624 году, на северной стороне была возведена Филаретова постройка по проекту Бажена Огурцова. Строение имело белокаменные пирамиды и шатер, покрытый черепицей. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля получила новое название - Успенская колокольня.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война 1812 года губительно сказалась на памятнике архитектуры. Солдаты французской армии сняли позолоченный крест с колокольни и пытались взорвать ее. Но пострадали только Филаретова пристройка и звонница, расположенные с севера. Когда закончилась война, мастер Д. Жилярди полностью восстановил взорванные элементы колокольни, поменяв некоторые пропорции и общий стиль постройки. И в 1895-1897 годах колокольня Ивана Великого в Москве была реставрирована С. Родионовым.

Особенности строения

В высоту колокольня Ивана Великого возвышается на 82 метра. С самой верхней точки строения можно рассмотреть окрестности столицы на 30 верст вокруг. Несмотря на достаточно простую архитектуру колокольни, постройка отличается величественностью и красотой. Пропорции всех ее элементов подобраны таким образом, что создается очень гармоничный Благодаря опытным мастерам, приложившим свою руку к ее созданию, колокольня Ивана Великого является ярким историческим памятником Москвы.

Колокола на колокольне

В общей сложности в постройке располагается 34 колокола, причем на Филаретовой пристройке и звоннице осталось только 3 из них. В давние времена колокола вешались на балки из дерева, но в XIX-XX веках они были заменены железными. Все колокола были изготовлены мастерами литейных дел различных эпох.

Самый старый из них - «Медведь», весивший более 7 тонн, был отлит в 1501 году. Самым тяжелым и заметным колоколом является «Успенский» («Царь-колокол») с весом 65 тонн, который был отлит в 1819 году мастерами Завьяловым и Русиновым из старого материала. Вторым по значимости колоколом является «Ревун» весом в 32 тонны, созданный А. Чеховым в 1622 году. Именно с ним связан один трагический эпизод, когда в 1855 году крепления колокола не выдержали и, пролетев 5 этажей, он упал на землю, лишив жизни не одного человека. Третьим по значимости колоколом является «Воскресный» («Семисотенный») весом в 13 тонн. Он был создан в 1704 году И. Моториным и располагался на Филаретовой пристройке.

Колокольня содержит всего 18 колоколов. На нижнем этаже находятся 6 из них, среди которых и древнейший, на среднем - 9. Верхний ярус содержит 3 колокола, история которых неизвестна.

Музеи колокольни

На первом уровне Успенской звонницы располагается музейный зал, где представлены предметы искусства.

В колокольне размещен музей истории Кремля в Москве, где выставлены макеты старинных белокаменных построек XIV века, представлена панорама Москвы и другие оригинальные предметы. Стены колокольни украшены проекциями различных памятников. Смотровая площадка открывает прекрасный вид на Кремль и прилегающую к нему территорию. Для гостей имеется специальный аудиогид, который помогает туристам из разных стран узнать исторические факты такого памятника архитектуры, как колокольня Ивана Великого, описание и интересные подробности.

Памятник архитектуры в наши дни

Сегодня колокольня Ивана Великого - это действующий музей, который принимает тысячи туристов из разных уголков планеты каждый день. В музее экспонируются старинные предметы искусства. Благодаря использованию современных технологий есть возможность воссоздать внешний вид не сохранившихся до наших времен памятников архитектуры.

На протяжении всего существования Советского Союза колокольня была закрыта для посетителей. Вновь в храме колокола зазвонили в 1992 году, в день Светлой Пасхи. И с того времени все церковные службы в кремлевских соборах проводятся под колокольный звон.

Колокольня Ивана Великого в Кремле - это ценнейший памятник архитектуры, который имеет богатую и интересную историю. Каждый, кто приехал в Москву, может насладиться видом этого уникального сооружения.

Колокольня, получившая название «Иван Великий», была возведена в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным вместо разобранной белокаменной церкви типа «иже под колоколы», возведенной при Иване Калите на Соборной площади.

Согласно летописным данным, в мае 1329 года на Соборной площади Кремля была заложена, а в сентябре уже освящена, церковь св. Иоанна Лествичника, византийского богослова, жившего в VI-VII веках, автора трактата «Лествица» (от старославянского «лестница»). Самые ранние сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола св. Иоанна Лествичника относятся ко времени княжения Ивана Калиты, с 1325 по 1340 гг.

Хотя колокольня «Иван Великий» является одним из ключевых памятников средневековой русской архитектуры, причины посвящения престола главной церкви-колокольни Москвы, как и церкви 1329 года, святому Иоанну Лествичнику по‑прежнему неизвестны. По одной из версий престол был посвящён патрональному святому одного из членов великокняжеской семьи, возможно — сына Калиты, Ивана Ивановича Красного. По другой — оба князя, сын и отец, имели покровителем одного святого — Иоанна Лествичника. Однако на печатях, привешенных к духовным грамотам этих князей, изображены другие святые. Поэтому исследователь Иван Егорович Забелин предположил, что выбор посвящения и замысел строительства имели политическую мотивацию: храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович. Многие разделяют позицию И.Е. Забелина и в наши дни, однако и его мнение является гипотезой. (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013).

Об истории церкви известно немного. По мнению исследователей, возведенный за три месяца храм был, скорее всего, малых размеров. В 1346 году при великом князе Симеоне Гордом церковь Иоанна Лествичника была расписана; в том же году некий мастер «Бориско», судя по прозвищу, данному в одном из летописных сводов, — Римлянин — итальянского происхождения, отлил для неё колокола — три больших благовестника и два малых, зазвонных. В 1475 году в летописи упоминаются саркофаги с мощами московских святителей, перенесенные под своды церкви из Успенского собора на время строительства нового храма.

Храм 1329 года был разобран, вероятно, в конце весны 1505 года. Вопреки устоявшейся традиции строительство новой каменной церкви Иоанна Лествичника, судя по некоторым сообщениям летописи и мнению исследователей, велось уже на другом месте, намного дальше к востоку. В 1913 году возможные остатки первой церкви XIV века были выявлены при земляных работах на Соборной площади: фрагменты основания небольшого восьмигранного белокаменного сооружения, найденные к западу от современной нам церкви-колокольни. Однако находку сочли часовней XVIII в., частично срыли, частично опять засыпали. (Кавельмахер В.В., Панова В.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995 г.)

Описание:

Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» состоит из столпа колокольни, Филаретовой пристройки, возведенной в 1635-36 гг. мастером Баженом Огурцовым, и Успенской звонницы начала XIX века (архитекторы Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготов).

Первоначально на месте колокольни стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная при Иване Калите в конце первой трети XIV в. Это был храм архитектурного типа «иже под колоколы». В 1505 г. старая церковь была разобрана, и к востоку от нее приглашенным итальянским зодчим Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 г.

При царе Борисе Годунове предположительно государевым мастером Федором Савельевичем Конем к двум ярусам колокольни был пристроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид и стала самым высоким зданием Москвы того времени.

В 1812 г. французские оккупанты пытались взорвать ансамбль колокольни Ивана Великого при отступлении из Москвы. При этом здание было лишь слегка повреждено и в 1814-15 гг. восстановлено.

В ХХ в. колокольня неоднократно реставрировалась. В 1918 г. колокольня и храм Иоанна Лествичника были закрыты. Сегодня на колокольне находятся колокола XVI- XIX вв., самые известные из них: Успенский (весом более 65 тонн, отлит в 1819 г.), Реут (Ревун, более 32 тонн, 1622 г.), Медведь (1501 г.), Лебедь (1775 г.), Корсунский (1554 г.), Голодарь и др.

В 1992 г. в праздник Пасхи впервые после закрытия зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого.

В настоящее время колокольня используется по прямому назначению в дни больших церковных праздников, когда совершаются богослужения в кремлевских соборах, и по особым случаям. Храм в честь прп. Иоанна Лествичника не действует, в здании располагается музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные