Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

"Морские волки" в Гамбурге в 1935г. были в крайнем изумлении, когда из Советской России принимать новый пароход "Чавыча", бывший "Хохенфельз", прибыла женщина - капитан. Мировая пресса гудела.

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна во в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на , где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.

Первый пароход капитана Анны Щетининай "Чавыча"

А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".

Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.

Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила -

Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!

По материалам Тониной Ольги Игоревны:-http://samlib.ru/t/tonina_o_i/ussr_navy_women_002.shtml

В 1935 году в Гамбурге Советскому Союзу передавался приобретённый им пароход «Чавыча». Сам факт такой передачи не был экстраординарным, несмотря на то, что у власти в Германии к тому времени уже два года находились национал-социалисты.

Но бывалых «морских волков», которых в Гамбурге было полным-полно, до глубины души поразила личность русского капитана, прибывшего получать пароход.

Капитан прибыл в Гамбург в сером пальто, светлых туфлях и кокетливой голубой шёлковой шляпке. Было капитану 27 лет, но все, кто видел его, полагали, что он на пять лет моложе. Вернее, она, ибо капитана звали Анна Щетинина .

Через несколько дней об этой девушке написали все газеты мира. Это было невероятное событие — ещё ни разу в мире женщина не становилась капитаном дальнего плавания. За её первым рейсом следили внимательно, но капитан Щетинина уверенно провела «Чавычу» по маршруту Гамбург - Одесса - Сингапур - Петропавловск-Камчатский, развеяв как все сомнения относительно своей профпригодности, так и все суеверия, связанные с пребыванием женщины на корабле.

Порт Гамбурга, 1930-е годы. Фото: www.globallookpress.com

Письмо счастья

Она родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанская под Владивостоком, так что море было рядом с ней с первых дней жизни.

Но по-настоящему она «заболела» им в 16 лет, после путешествия на пароходе в устье Амура, где отец подрабатывал на рыбном промысле.

Намерение девушки стать моряком родные приняли за юношескую блажь, но у Ани всё оказалось серьёзно. Настолько серьёзно, что она написала письмо начальнику Владивостокского мореходного училища с просьбой принять её на учёбу.

Письмо получилось настолько убедительным, что начальник «мореходки» пригласил Аню на личную беседу. Разговор заключался в том, что умудрённый опытом моряк объяснял девушке — морская профессия тяжкая, совершенно не женская, и, несмотря на энтузиазм Ани, ей от своего намерения лучше отказаться.

Но Анну все его аргументы не смутили, наконец начальник махнул рукой — сдавай экзамены и учись, если поступишь.

Так в 1925 году Анна Щетинина стала учащейся судоводительского отделения Владивостокской «мореходки».

Орден за заслуги и порт в нагрузку

Это был тяжёлый, невыносимо тяжёлый труд, в котором никто не делал скидку на то, что она женщина. Наоборот, многие ждали, когда она сдастся, сломается. Но она только сжимала зубы, наравне с другими «гардемаринами» выполняя обязанности палубного матроса.

В 1929 году 21-летнюю выпускницу училища направляют в распоряжение Акционерного Камчатского общества, где в течение шести лет она прошла путь от матроса до старпома.

В 1935 году руководство признало — 27-летняя Анна Щетинина является профессионалом высокого класса и может быть капитаном дальнего плавания. А дальше был тот самый рейс на «Чавыче», когда о ней писали газеты всего мира.

Но она пришла на флот не ради сиюминутной славы, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Она пришла делать тяжёлую работу, которая нравилась ей больше всего на свете.

В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжёлыми льдами Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась — через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.

За образцовую работу во время рейсов в тяжёлых условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году, к своему 30-летию, она получила неожиданный «подарок» — назначение начальником Владивостокского рыбного порта. Собственно говоря, рыбного порта на тот момент во Владивостоке не было — капитан Щетинина и должна была его создать. Похоже, наверху к тому времени поняли, что женщине-капитану можно со спокойной душой поручать самые сложные задачи. Анна не подвела — уже через полгода рыбный порт стал функционировать в полном объёме.

Анна Щетинина читает книгу в своей каюте, 1935 год. Фото: РИА Новости

Дипломатический конфуз

Капитан Щетинина продолжала совершенствоваться, в том же 1938 году поступив в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года закончила 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны женщина-капитан оказалась на Балтике, где под градом немецких бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение армии в Прибалтике, а затем эвакуацию гражданского населения из Таллина. В 1941-м году на Балтике погибло немало советских кораблей и отважных моряков, но капитан Щетинина оказалась гитлеровцам не по зубам.

Осенью 1941-го её возвращают на Дальний Восток. Капитану Щетининой поручаются рейсы по доставке через Тихий океан военных грузов из США и Канады.

Женщина-капитан привлекает повышенное внимание за океаном, и ей для укрепления международных связей приходится бывать на официальных приёмах. Тут к трудной морской науке приходится осваивать не менее трудный дипломатический этикет.

С госпожой Щетининой хотели познакомиться многие влиятельные персоны, «полезные для нашего государства», как говорили опекавшие Анну дипломаты.

Анну представляли официальным лицам, а ей называли их имена. Как-то она, беседуя с одним из новых знакомых в Канаде, простодушно попросила его назваться заново, поскольку забыла его имя.

После приёма советский дипломат устроил Анне «разнос» — с точки зрения дипломатического этикета, это была грубая оплошность.

Как вспоминала потом Анна Ивановна, выслушав замечания, она вернулась на корабль, заперлась в каюте и… разрыдалась.

Но, взяв себя в руки, она принялась усиленно тренировать память — на лица, имена и фамилии. И уже вскоре на флоте заговорили об удивительной памяти капитана Щетининой…

Без скидок и поблажек

В августе 1945 года женщина-капитан приняла участие в войне с Японией — её корабль в составе конвоя ВКМА-3 участвовал в переброске 264-й стрелковой дивизии на занятый японцами Южный Сахалин.

В 1947 году, вернувшись на Балтику, чтобы окончить обучение в Ленинградском институте водного транспорта, она снова участвует в событии, связанном с войной. Судно «Дмитрий Менделеев» под её командованием доставило в Ленинград статуи, похищенные гитлеровцами из Петродворца в период оккупации.

До 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Менделеев». Скидок ей по-прежнему никто не делал — когда в тумане у острова Сенар «Менделеев» под её командованием сел на риф, Анну Щетинину на год понизили в должности.

В 1949 году капитан Щетинина начинает передавать опыт молодым — она становится преподавателем Ленинградского высшего инженерного морского училища. В 1951 году Анна Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета.

В 1960 году доцент Щетинина возвращается на родину, во Владивосток, став доцентом кафедры «Морское дело» Владивостокского высшего инженерного морского училища.

Она много работала с молодёжью, писала книги, возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчинённых знает, что я явилась не из пены морской!»

Щетинина в 1939 году. Фото: РИА Новости / Дмитрий Дебабов

От Брежнева до австралийских капитанов

Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину-капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Наталья Кисса и Валентина Орликова , ставшие капитанами дальнего плавания уже после Анны Щетининой, уже были награждены, а её кандидатуру под разными предлогами отклоняли.

Однажды раздражённый чиновник заявил: «Что вы выставляете вашего капитана? У меня на очереди женщина — директор института и женщина — известный хлопковод! Вы бы ещё первую в мире вагоновожатую представили…»

Справедливость восторжествовала в 1978 году, когда окольными путями наградное дело Анны Щетининой добралось до главы СССР Леонида Брежнева . Стареющий и больной генсек всё-таки ещё не настолько выжил из ума как чиновник, сравнивший первую в мире женщину-капитана с вагоновожатой, и утвердил присвоение Анне Щетининой звания Героя Социалистического Труда.

Знаменитый австралийский клуб капитанов «Ротари клуб», существующий не первое столетие, имел твёрдое правило — никогда не приглашать в свой состав женщин. Эта святая заповедь была изменена ради русской женщины-капитана, которой предоставили слово на форуме капитанов.

Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ей вручили специальное поздравление от имени всех капитанов Европы и Америки.

Честь города, честь капитана…

Когда к ней приходили девушки, которые хотели связать жизнь с морем, и просили её совета, ответ звучал для многих неожиданно — первая в мире женщина-капитан считала, что её пример — скорее исключение, а не образец для подражания, и морская профессия — далеко не самая женственная…

Но тем, кто действительно не может жить без моря, нужно преодолевать все трудности, не жалеть себя, как когда-то поступала юная Аня Щетинина.

Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище Владивостока.

В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.

В 2010 году Владивостоку было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В честь этого события два года спустя в городе была установлена памятная стела. На барельефе стелы запечатлена Анна Щетинина и пароход «Жан Жорес», на котором в годы войны она совершала рейсы в США и Канаду, перевозя грузы, столь необходимые фронту…

Молли Карни, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота

Есть они или нет – женщины на флоте? С одной стороны, на дворе 2016 год, когда женщины есть абсолютно везде, каким бы традиционно мужским не считалось то или иное занятие. С другой стороны, флот чрезвычайно консервативен в этом вопросе, и присказка «женщина на судне – быть беде» до сих пор вселяет суеверный страх в сердца моряков. «Морская профессия – не бабское дело», – презрительно цедят ретрограды. «Сами вы бабы!» – кричат феминистки. Чтобы вы могли сами разобраться, кто прав, предлагаем вам подборку интересных фактов.

– По данным Международной морской организации (IMO) в мире насчитывается 1,25 млн. моряков. Женщин среди них всего 1-2%, но это число растёт. В круизном секторе их количество увеличивается до 17-18%. Вообще, большая часть женщин на флоте работает на пассажирских судах – паромах и лайнерах. На грузовой флот приходится всего 6% морячек.

– В 1562 году король Дании Фредерик ІІ издал указ, в котором, в частности, содержалась следующая формулировка: «Женщинам и свиньям доступ на корабли Его Величества запрещён; если же они будут найдены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт». Его Галантнейшее Величество не был одинок в своём мнении – 150 лет спустя император Пётр I, с нуля создавший русский военный флот, придерживался тех же правил.

– Первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания считается Анна Щетинина. Начав простым матросом, капитаном она стала в 27 лет. На дворе был 1935 год. Анна на весь мир прославилась своим первым рейсом, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Многие годы водила суда Балтийского пароходства, дослужилась до начальника порта и декана судоводительского факультета. Известна высказыванием «Женщине на мостике не место!» – в её случае довольно парадоксальным.

– Не все страны одинаково охотно отправляют женщин работать на флот. 51,2% морячек являются выходцами из Западной Европы и США, 23,6% – из Восточной Европы, 9,8% – из Латинской Америки и Африки, 13,7% – из Восточной Азии, и лишь 1,7% – из Южной Азии и Среднего Востока. Это связано с тем, что в восточных странах отношение к женщине более консервативно, чем в западных. Недалеко ушли от востока испаноязычные страны. «Босая, беременная, на кухне» – очень известная в Латинской Америке пословица.

– В июле 2009 года турецкий балкер Horizon-1 , принадлежащий компании Horizon Maritime Trading, был захвачен сомалийскими пиратами. В состав экипажа балкера входила женщина-штурман – 24-летняя Айсан Акбей. Пираты проявили галантность, достойную флибустьеров XVII века, – разрешили ей звонить родным в Турцию когда и сколько она пожелает. Девушка отказалась, заявив, что ей не нужны привилегии, и домой она будет звонить тогда же, когда это разрешено другим членам экипажа.

– Первая в мире женщина-капитан ледохода – россиянка Людмила Тибряева. Стала капитаном дальнего плавания в 1987 году, когда ей было сорок лет. Одной из первых провела из Европы в Японию Североморским путем ледокольно-транспортное судно «Тикси». В сорок один год вышла замуж и чуть не бросила море по требованию мужа, но поразмыслив, продолжила карьеру. Признаётся, что брак оказался очень счастливым. «Начальник должен уметь щадить самолюбие подчинённых, – уверена Людмила. – Женщины – хорошие капитаны, потому что умеют щадить самолюбие мужчин».

– В декабре 2007 года на борту американского контейнеровоза Horizon Navigator , принадлежащего компании Horizon Lines, были произведены кадровые перестановки. В результате сложилась уникальная ситуация: весь высший командный состав оказался женским. Управление судном приняли капитан Роберта Эспиноза, старший помощник Саманта Пиртл и второй помощник Джули Дучи. В их подчинении оказалось 23 члена экипажа – все мужчины. Все три женщины заняли должности случайно, по итогам конкурса профсоюза. «Я впервые работала в экипаже, где есть женщины кроме меня», – призналась Роберта Эспиноза. Кстати, на момент заступления на должность капитана Horizon Navigator у Роберты была 18-летняя дочь, воспитание которой она успешно совмещала с морской карьерой.

– В 2008 году женщина стала капитаном самого крупного в мире судна для перевозки скота. Судно называется Stella Deneb и принадлежит австралийской компании Siba Ships. Когда Лаура Пинаско заняла капитанский мостик Stella Deneb , ей было всего тридцать лет. Впрочем, диплом капитана она получила на пять лет раньше. «Доставка первой партии скота стала настоящим испытанием, – вспоминает Лаура. – В партии было больше двадцати тысяч голов крупного рогатого скота, плюс две тысячи овец. Погрузка напоминала ад. Мы отвезли их в Малайзию и Индонезию. Ни у кого в мире нет на борту стольких пассажиров, как у меня».

– Наиболее демократично к женщинам-морякам относятся в США, но и там до 1974 года поступать в мореходные учебные заведения разрешалось только мужчинам. Сейчас же среди курсантов американских морских училищ и академий насчитывается 10-12% девушек. «Многие девочки просто не знают, что им тоже можно поступать в мореходку, – говорит американка и экс-капитан Шерри Хикман. – Иначе этот процент был бы гораздо выше».


– В 2014 году случилось невероятное: в США женщина стала настоящим адмиралом, с четырьмя звёздами на каждом плече, да ещё и вице-командующим военно-морскими операциями всего военного флота страны. Речь идёт об афроамериканке Мишель Ховард – сейчас она официально считается женщиной, дослужившейся до самого высокого звания на флоте. У Мишель бурное военное прошлое. Вы смотрели фильм «Капитан Филлипс» с Томом Хэнксом? Так вот, именно Мишель в своё время выручала настоящего Филлипса из рук сомалийских пиратов.

– Первая женщина-флотоводец в истории – царица Артемисия, правительница Геликарнаса. В Саламинском сражении в 480 году до н. э. она воевала на стороне персов и возглавляла целую флотилию. Именно на счёт отважной Артемисии относят знаменитое восклицание царя персов Ксеркса, следившего за ходом сражения: «Сегодня женщины были мужами, а мужи – женщинами!». Однако Артемисия принесла флоту Ксеркса несчастье – он был разбит. Что обернулось огромным счастьем для Европы, где теперь так много морячек: если бы не победа греков при Саламине, её давно бы не было на карте.

– В 2007 году компания Royal Caribbean назначила шведку Карин Стар-Йансон капитаном круизного судна Monarch of the Seas , одного из крупнейших лайнеров мира. До этого женщины не занимали мостик судов такого класса и размера, и уж тем более не брали на себя ответственность за жизни 2400 пассажиров и 850 членов экипажа. Да что там: шведка Паула Уолленберг, соотечественница Карин, командует у себя на родине подводной лодкой!

Непредубеждённому глазу видно, что женщины на флоте скорее есть, чем нет. Лучше или хуже они справляются со своими обязанностями, чем мужчины, судить пока рано. Те, о ком шла речь выше, наверно, справляются лучше, иначе их вообще не допустили бы ни к штурвалу, ни на мостик, ни даже драить палубу. Первопроходцам всегда приходится быть на голову выше окружающих. Когда женщин на флоте станет больше, когда мы увидим обычную , а не легендарную женщину-капитана, когда речь зайдёт о среднестатистической женщине-адмирале, тогда и можно будет сравнить, кто лучше справляется. Впрочем, необходимость в таком сравнении к тому времени отпадёт.


Председатель Приморского филиала Географического общества. Член Союза писателей России.

Анна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской, Приморский край. Отец, Иван Иванович работал стрелочником, лесником, рабочим и служащим на рыбных промыслах. Мать, Мария Философовна из Кемеровской области. Брат Владимир Иванович, родился во Владивостоке, работал мастером цеха авиазавода на станции Варфоломеевка Приморского края.

В 1919 году девочка начала учиться в начальной школе в Садгороде. После вступления Красной Армии во Владивосток школы оказались реорганизованы, и с 1922 года Аня училась в единой трудовой школе на станции Седанка, где в 1925 году окончила восемь классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума.

После окончания техникума работала на Камчатке, где прошла путь от простого матроса до капитана. В возрасте двадцати четырех лет Анна получила штурманский диплом, а в двадцать семь лет стала первой в мире женщиной - капитаном дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 году прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский.

Анна Ивановна 20 марта 1938 года назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну Анна встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.

После войны Щетинина являлась капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Государственной морской академии. Через два года стала старшим преподавателем, а затем и деканом судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Ивановне присвоено звание доцента. В 1960 году переведена в Морской Государственный Университет имени адмирала Геннадия Невельского на должность доцента кафедры «Морское дело».

В 1963 году стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР. Также, в этот период написала книгу «На морях и за морями…».

Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 февраля 1978 года Щербининой присвоено звание Героя Социалистического труда.

Анна Ивановна Щербинина скончалась 25 сентября 1999 года. На Морском кладбище Владивостока ей установлен памятник.

Награды и Признание Анны Щетининой

Герой Социалистического Труда (1978)
Два ордена Ленина
Два ордена Отечественной войны II степени (29.9.1945; 23.12.1985)
Орден Красной Звезды (1942)
Орден Трудового Красного Знамени (1936)
Почетный гражданин Владивостока (1978)
Почетный работник Морского флота
Почетный член Географического общества СССР, Дальневосточной ассоциации морских капитанов (ДВАМК) и Международной федерации ассоциаций капитанов (МЕФАК, англ. IFSMA),
Член Союза писателей России

Память об Анне Щетининой

На Морском кладбище Владивостока ей установлен памятник.

Школа № 16 города Владивостока носит имя А. И. Щетининой с 2008 года.

В Советском Союзе время от времени пропагандировались равные права. В том числе и на море. В кино взрослый дядя говорил девочке, стесняющейся, что она — не мальчик и для моряков не годится: «Девочки тоже могут быть капитанами». Выходили фильмы с девушками-моряками. Но на деле женщин-капитанов дальнего плавания в СССР было совсем немного. Первой и в Союзе, и в мире стала Анна Щетинина.

Редакция ПМ

Имя Щетининой прогремело по всему свету в 1935 году. Газеты взорвались сенсацией: «Молодая советская женщина провела корабль сквозь полярные льды!» Анне Ивановне было только двадцать семь лет, и она прошла на судне под названием «Чавыча» от Гамбурга до Камчатки по арктическим водам. Всё «полярное» тогда публику вообще волновало чрезвычайно, а тут ещё и первая капитан-женщина во льдах и — рекорд по срокам перехода.

Всего годом позже ту же «Чавычу» затёрло льдами, и на капитанском мостике снова была Щетинина. Одиннадцать дней экипаж под её руководством боролся за спасение парохода и своих жизней — и выдрался изо льдов. На почти невредимом пароходе.

На берегу океана

Анна Щетинина родилась на станции, которая называлась Океанская, возле Владивостока. В одну сторону от береговой линии шли сопки, в другую — тяжёлые волны Тихого океана. Тогда и речи идти не могло о женщине на капитанском мостике.

Но в ревущие двадцатые в советские ВУЗы и училища принимали, не глядя на пол. Закончив школу, она рискнула подать документы во Владивостокский морской техникум. И именно на судоводительское отделение: конкурс — пять человек на место. И её приняли! Предупредили, что работа физически трудна и что место есть только в одной комнате с мальчиками из группы. В техникуме практика проходила на кораблях. Анне довелось побыть в шкуре матроса. Давили жёстче, чем на мужчин. Давали самые тяжёлые задания, послаблений не было ни в чём. Аня понимала, что наверняка от неё ожидают провала, слёз, слабости. Оценки за практику, между тем, получала самые лучшие: буквально все на судне проникались уважением перед такой волей и такой гордостью. А вот две сокурсницы не выдержали давления, ушли. Хотя, надо сказать, из тридцати девяти мальчишек тоже только семнадцать дошли до конца обучения.


После окончания техникума путь от матроса до старпома Щетинина прошла за пять лет. Необычайно стремительная карьера для того времени. Ну что же, по крайней мере, начальство всегда было с ней справедливо: требования выдвигались выше, чем к парням, зато и награда за такие сверхнагрузки не заставляла себя ждать. Так к 1935 году Щетинина заработала себе на флоте имя и право стать капитаном. «Чавыча» была её первым кораблём как капитана. И сразу — экстремально трудный маршрут. Всё, как всегда: на каждом новом месте её проверяли на прочность. На этот раз полярными льдами.

Но спустя три года её, однако, сняли с капитанского мостика. Владивостоку требовалось создать рыбный порт. С нуля. Молодость, энергия, ум, авторитет и умение договариваться — всё это вместе требовалось в одном человеке, начальнике порта. Неудивительно, что выбрали Щетинину.

Задержку на берегу Анна Ивановна использовала по полной. Она не только поставила работу порта, но и за два с половиной года закончила четыре курса в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и… Бросила. Не в характере Щетининой, казалось, было бросать, но на сессии в Ленинграде она узнала, что готовится масштабная переброска судов на Дальний Восток. В июне 1941 года Анна Ивановна приняла как капитан в Лиепаи пароход. 21 июня она вошла на нём в Ленинград; дальше путь лежал на Дальний Восток, но… Началась война.

Женщина на борту — к везению

Пароход срочно передали ВМФ. Щетинину поставили на старенький пароход «Сауле» (то есть «Солнце» по‑литовски), которому перевалило уже за полвека. Рядом, на Ладоге, проходил службу и Николай. Всю войну Щетинина на своём «старичке» перевозила солдат, патроны, снаряды, уголь и топливо. Такие кораблики регулярно обстреливались немцами, немало их было спущено на дно. Но Щетининой удавалось выйти живой и с кораблём.28 августа 1941 года Анна Ивановна должна была участвовать в массовой эвакуации из Таллина. Из города вышел караван в 225 кораблей. Они держали путь на Кронштадт, и эти корабли, во многом такие же «старички», как у Щетининой, ожесточённо бомбили немцы. В Кронштадт дошло 163 судна, погибло больше десяти тысяч человек. Гибель людей в Таллинском переходе стала самой крупной морской катастрофой в истории.


Но «Сауле» подбили ещё по пути в Таллин. Щетининой удалось посадить его на мель. На протяжении нескольких суток экипаж отбивался от обстреливающих кораблик самолётов. Половина отбивалась — и половина ремонтировала своё «Солнце». В Таллин было уже не пробиться, и Щетинина вернулась в Кронштадт. Оттуда её тут же перебросили на Дальний Восток. Задание было необычное: надо было отвезти на ремонт её старое судно «Карл Либкнехт».

Странность была в том, что ремонтировать его должны были ни много, ни мало, в Канаде, а дотуда было надо дойти по Тихому океану на протекающем, разваливающемся пароходе. Канадцы при виде «пациента» развели было руками, но женщина-капитан и проделанный ею на таком корыте путь впечатлили их, и они, как говорила потом Щетинина, приделали к старой трубе фактически новый пароход.

До конца войны Анна Ивановна курсировала от Владивостока к Канаде и США и обратно, правда, уже на другом пароходе. Она перевозила военные припасы и снаряжение от союзников. Официально в Тихом океане советским кораблям было безопасно: Япония не объявляла СССР войну. Но на деле подлодки японцев, когда была возможность, советские судна топили так же, как американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американский, длинный, новый, но построенный без учёта необходимости особенной прочности вдоль. Такие пароходы в сильные шторма буквально разламывались пополам. Щетининой довелось снимать с расколовшегося парохода «Валерий Чкалов» экипаж. Пароход Анны Ивановны тоже раз разошёлся посередине — в пятистах милях от берега, но экипажу удалось скрепить расходящиеся половины бортов «на живую нитку». Судно удалось довести до бухты Акутан. После таких приключений любой, кто вспоминал при моряках Щетининой про то, что женщина на борту — к несчастью, был бы осмеян. Анна Ивановна определённо родилась с огромным запасом удачи и щедро делилась им со своими кораблями. Славу первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовали в интересах советской дипломатии. Едва сойдя на берег, Щетинина, толком не отдохнув, должна была привести себя в «светский» вид и посещать приёмы и другие мероприятия. Там она фактически проводила переговоры с важными американскими флотскими чиновниками.


Мирные годы

После войны Щетинина закончила, наконец, институт и ходила по Балтике. Однажды у неё подобрался почти полностью женский экипаж, и шведский лоцман, которому довелось работать с их кораблём, сначала не на шутку испугался. В лицо шведу, конечно, женщины смеяться не стали, но персонажем флотских анекдотов в Советском Союзе он стал надолго.

После сорока на Щетинину посыпались одна за другой тяжёлые проблемы. Анна Ивановна потеряла мать, мужа, была понижена в должности за аварию в тяжёлых метеоусловиях (посадила пароход на мель). Захотелось покоя. И, быть может, передать свой уникальный опыт, чтобы он не пропал зря. Она согласилась на должность преподавателя в том самом ВУЗе, который когда-то закончила сама.

В пятьдесят лет Щетинина перевелась в ВУЗ на Дальнем Востоке: потянуло на родину. Готовила десятками капитанов. Возглавила Приморский филиал Географического общества СССР и стала активной участницей Комитета советских женщин. Несколько раз её, живую легенду, избирали депутатом. Заочно стала членом (единственной женщиной) в австралийском клубе капитанов и почётным членом Международной федерации ассоциаций морских капитанов.

Она прожила долгую жизнь и умерла, не успев увидеть следующий век — в 1999 году. После неё остались множество учебников, пособий и, конечно, несколько автобиографических книг: ей было, что рассказать миру о своей жизни. И капитаны, множество капитанов, воспитавших новых капитанов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные