Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

История, культура, религия и традиции жителей Поднебесной империи на протяжении веков вызывали неподдельный интерес в граждан европейских стран, ведь самобытная и богатая культура этого восточного государства так сильно отличалась от традиций и правил, принятых в западном обществе. Самобытность и отличие цивилизации и мировоззрения китайцев от мировоззрения европейцев особенно ярко просматривается в сравнении верований древних китайцев и религий племен, чьи потомки сейчас населяют европейскую часть Евразии - , скандинавов, рымлян, кимерийцев, скифов и др. Религия древнего Китая - это в первую очередь, философия, поиск жизненного пути, отсутствие сложных культов и жестких правил и ориентированность на .

Китайская цивилизация имеет многотысячелетнюю историю, в которой упадок не единоразово сменялся расцветом. Прекрасная природа, которая как будто создана для того, чтобы созерцать ее красоту, классовое деление общества, традиция уважения к старшим, кровопролитные войны, борьба династий, великие открытия, развитие торговли, необходимость в тяжком ежедневном труде - все эти, на первый взгляд, никак не связанные между собой факторы повлияли на формирование и становление философии и религии древнего Китая.

Религия древних китайцев в период ранее второго тысячелетия до нашей эры

Древние китайцы, жившие более 4 тысяч лет назад, имели верования, несколько похожие на верования других античных племен. Первые верования китайцев, из которых позже и , основывались на тотемизме, и практически все племена китайцев имели свой тотем. Обожествление драконов в китайской мифологии и верования в силу и покровительство этих мифических животных, которые китайцы сохранили до сих пор, берут корни именно из тех древних времен, когда многие китайские племена считали своим тотемом змею. Со временем змей-покровитель в сознании народа трансформировался в летающего змея - дракона. Схожее происхождение имеет и популярная китайская легенда о волшебной птице фэнхуан - трансформированном тотеме ласточки. Дракон и фэнхуан в религии древних китайцев были чем-то вроде верховных божеств: дракон отождествлял землю и мужское начало, а фэнхуан - небо и женское начало.

Согласно верованию китайцев, все вокруг - хаос, в котором есть частицы живой энергии ЦЫ. ЦЫ бывает двух видов - ИНЬ и ЯН, ИНЬ - темные, вязкие и тяжелые частицы, они также являются женским началом и воплощением земли и воды, а ЯН - светлые и легкие частицы, отождествляющие свет, небо и мужское начало. Небо древние китайцы считали прародителем всего живого на Земле, однако молиться Небу, по их мнению, было бессмысленно - оно безразлично к человеческим делам. Также китайцы верили, что для жизнедеятельности человека необходима гармония ИНЬ и ЯН, а все несчастья, катаклизмы и - следствия дисгармонии этих основополагающих энергий.

Пантеон богов древних китайцев

Религии древних китайцев присуще такое явление, как эвгемеризация (очеловечивание) божеств. Сейчас уже никто не может наверняка сказать, были ли у китайских божеств реальные прототипы - императоры, воины, сановники и правители, или вера в то, что боги когда-то жили на земле, появилась у китайцев уже после того, как они уверовали в божества. Наиболее известными и почитаемыми в религии древних китайцев были такие божества:

- Гуаньди - бог войны и богатства, покровитель чиновников;

Жу Шоу - божество осени и металлов;

Лэйгун - бог грома;

Паньгу - первый человек, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян;

Фуси - правитель неба;

Нюйва - правительница земли;

Шэньнун - бог земледелия;

Юйди - бог-император Вселенной.

Этим богам древние китайцы возводили храмы и молились о покровительстве, однако в отличии от предков европейцев, древним китайцам не был присущ фанатизм в вере - в истории не сохранилось свидетельств о том, что китайцы приносили жертвы своим божествам или имели какие-либо сложные культы поклонения. Так как в основе религии древних китайцев лежит философия, боги в их представлении были кем-то вроде помощников, покровителей, которые, как и люди, подчиняются законам мироздания.

Три религии древнего Китая

Во втором тысячелетии до нашей эры началось формирование религиозно-философских течений, и до начала нашей эры в древних китайцев было : буддизм, конфуцианство и даосизм. В трех этих религиях очень много общего - отсутствие божества, которое требует поклонения, философская оценка мира, и главное - ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование человека.

Второй религией древнего Китая, которая сформировалась примерно в третьем веке до нашей эры и широко распространена по сей день, является даосизм - религиозно-философское учение о духовном пути человека. Основоположником даосизма считается Лао-дзы, который и сформировал учение о Дао - начале всего живого и великом пути, который должен пройти каждый человек, чтобы слиться со Вселенной и самому стать частью Дао. Согласно учению, этой цели можно достигнуть, не делая зла, придерживаясь строгих моральных норм и умеренности в собственных желаниях и регулярно занимаясь медитацией.

Последним верованием, входящим в триаду религий древнего Китая, является учение Кун Фу-цзы - конфуцианство . Приверженцы этой религии, зародившейся в пятом веке до нашей эры, уверены, что целью жизни каждого человека является творение добра для других людей; гуманизм, человеколюбие, справедливость, уважение к старшим - это черты, которыми должен обладать каждый, называющий себя последователем Конфуция. Вероятно, Конфуций при составлении догм своего учения опирался на древние традиции и веру предков, ведь основанному им религиозно-философскому течению присущи некоторые черты культа предков, культа земли и почитание Неба как создателя всего живого на земле.

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Мировосприятие и религиозные верования Древнего Китая

    Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политических, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд особенностей.

    Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек–мир» и тем более «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек–общество» занимала их.

    Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди – верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов.

    Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций. В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю – Поднебесной.

    Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный.

    Подобная религиозная система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

    Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

    Даосизм, конфуцианство, так же как и другие идейные течения (например, легизм), представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей. Эти идеи, наверное, еще нельзя назвать философией в античном понимании. Точнее будет охарактеризовать их как мудрость.

    Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического единства человека и Неба». В соответствии с традиционными китайскими представлениями в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей.

    Следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Основателем учения о дао, даосизма, считается Лао-цзы, живший в VI–V вв. до н.э.

    Человек, как весь окружающий его мир, является закономерным порождением дао, он – часть природы и его предназначение – следовать по пути добродетели (дэ), жить в соответствии с природой. Источник зла, всех неисчислимых бедствий – это отступление от предписанных природой законов.

    Поэтому основной моральный принцип даосизма – недеяние (у вэй). «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – деяние»,– учил Лао-цзы. Однако недеяние не означает пассивность, это деяние без борьбы, соответствующее природе, дао.

    Таким образом, даосизм был своеобразным основанием этических и эстетических норм социальной организации общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая, сохранивших свою актуальность до настоящего времени, так как указывал путь достижения гармонии природы общества, человека.

    Наиболее популярным и влиятельным учением было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций (Кун-цзы) принадлежал к среде так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.

    Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.

    Для осуществления своих идей Конфуций основал школу и готовил в ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты.

    Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».

    В борьбе различных направлений конфуцианство сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской триаде «даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например культ предков.

    Примат этики над религией, преобладание рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций в древнекитайском обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых – изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха.

    Блестящих успехов достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал инь и ян (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов жизненной энергии – ци.

    Лечение болезни заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма. Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики, лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание), прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика, водные и солнечные ванны.

    Однако, несмотря на выдающиеся достижения китайцев в области точных и естественных наук, научно-технические знания признавались конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования.

    Для человека гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики. Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку стать человеком и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.

    Основными религиями верующих китайцев принято считать буддизм, даосизм и конфуцианство. На более ранних этапах можно отметить культ Шан-ди и культ Неба.

    Рассмотрим их в порядке возникновения. Культ Шан-Ди – типичная рання политеистическая форма религии. Шан-ди – верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, предок-тотем, который должен был заботиться о благосостоянии своего народа (из-за этого все последующие религии основывались на культе предков и опирались на традицию). С его помощью обеспечивались единство и преемственность рода, усиливалось рациональное начало (не раствориться в абсолюте, а научиться достойно жить в соответствии с принятой нормой, ценя саму жизнь, а не ради грядущего спасения, обретения блаженства в другом мире). В эпоху династии Чжоу культ Шан-ди слился с культом Неба, где китайский правитель стал сыном неба, а его страна – Поднебесной. Китайцы считали, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

    Добродетель при этом – это следование законам Неба. Человек не должен вмешиваться в гармонию природы, нарушать естественный установленный порядок.

    Даосизм – возник во 2-ом веке нашей эры. Основное каноническое произведение – трактат “Лао-Цзы”. В начале 5-ого века разработана теология и ритуал, до 10-го века пользаволся особым покровительством государственной власти. Сохранился в основном как синкретическая народная религия, впитавшая элементы конфуцианства и буддизма. Основная цель даосистов – достижение долголетия с помощью ряда методов (диета, физ.упражнения и пр.), то есть познание дао, сливание с ним. Основное понятие – дао , и как первопричина вселенной, ее закономерность, и как целостность жизни, и как недоступный человеку, укорененный в вечности путь. Нравственный идеал – отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, которое позволяет ему погрузиться в общение с божественным Дао.

    Конфуцианство – этико-политическое и религиозное учение (философия морали, облеченная в религиозную форму). Основы заложены в 6-ом веке до н.э. Конфуцием. Объявило власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низких (“благородных людей” и “маленьких людишек”) – всеобщим законом справедливости. Основное содержание учения составляют пять великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка и совместной жизни людей:

    • 1) мудрость;
    • 2) гуманность;
    • 3) верность;
    • 4) почитание страших;
    • 5) мужество.

    Личность не для себя, а для общества! Конфуций был убежден, что человек по природе своей более склонен к добру, чем ко злу и надеялся на эффективность нравственной проповеди.

    Со 2-го в. до н.э. по 1913 год являлось официальной государственной идеологией

    Религии Древнего Китая

    Религиозная структура Китая, мировоззренческие ориентиры китайцев значительно отличаются от индийских, несмотря на географическую близость этих стран.

    Для религиозного китайцев характерны следующие черты:

    • на первом месте у китайцев — не мистические абстракции и поиски спасения, а социальная этика и административная практика;
    • китайцы больше стремились подражать эталонам высшей добродетели , чем постигать тайны бытия;
    • больше всего китайцы ценили не свою бессмертную душу, а ее материальную оболочку, т.е. свою жизнь;
    • высшее божество в Китае — Небо, высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, безразличная к ;
    • роль духовенства была незначительна и социально несущественна; очень часто роль жрецов выполняли чиновники.

    Эпоха Шан-Инь

    Эти особенности китайской формировались начиная с эпохи Шан-Инь. Иньская цивилизация городского типа появилась в бассейне Хуанхэ в середине II тыс. до н.э. Уиньцев был немалый пантеон богов, но постепенно на первое место выходит Шанди - родоначальник иньцев, их предок-тотем. На основе этого культа формируется гипертрофированный культ предков, ставший основой религиозной системы Китая. Для получения помощи предков в Китае была развита мантика — практика гаданий. Сначала гадали на бараньей лопатке или черепашьем панцире. Впоследствии на основе этой гадательной практики была составлена «Книга перемен » — одна из священных книг даосизма.

    Эпоха Чжоу

    Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н.э. племя чжоусцев разгромило иньцев и установило власть династии Чжоу. Чжоусцы заимствовали культ Шанди, культ предков и практику гаданий, но у них был и свой культ Неба, который постепенно вытеснил Шанди как главное божество. Император почитался как сын Неба, а страну стали называть Поднебесной. Небо почиталось не столько как верховное божество, сколько как олицетворение высшего разума, справедливости и добродетели. Отправление культа Неба стало прерогативой императора.

    С давних времен в Китае появляются различные символы, сохранившие значение до наших дней. Символом Земли считался квадрат , символом Неба - круг. Сочетание этих символов воспринималось как взаимодействие мужского и женского начал. Деление на мужское и женское начала было древнейшим этапом философского размышления в Китае. Оно выражалось различными способами: переливающиеся капельки - инь и ян, непрерывные и прерывистые линии в гадании и др. С древних времен появилось понятие Дао, впоследствии занявшее важнейшее место в религиях Китая.

    В VIII в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд мелких обособленных царств, которые соперничали между собой в борьбе за власть, влияние и богатство. Этот период войн и раздробленности получил название чжань-го (борющиеся царства) и продолжался до II в. до н.э. Многие мудрецы пытались найти выход из этого состояния хаоса. Особенно активно поиски велись в VI-V вв. до н.э. Этот время было наиболее демократичным в истории Китая и получило название «Время 100 школ » (философских). Именно тогда возникли наиболее влиятельные идеологические направления, сохранившие свое влияние в Китае до настоящего времени, —

    Человек всегда пытается найти объяснение происходящим вокруг метаморфозам. Желание верить и приписывать непонятные для нас процессы на сверхъестественные силы присуще человеку. Так и зарождались основы религии и учений. В Китае к религии относятся по-особому. Тонкая восточная натура китайцев внесла в нее свои коррективы. Она отличается своим многообразием и принципами. Все существующие на сегодняшний день религии мирно соседствуют между собой, не создавая каких-либо конфликтов на этой основе.

    Философия и главные особенности религии в Китае.

    Китайская философия влияет на все стороны политической и экономической и духовной жизни Китая. Велико ее действие и на традиционную медицину, и на политику, и на религию. Главной особенностью китайской религии является многообразие ее видов, религиозный плюрализм. Защита вероисповедания закреплена в конституции Китая. В Китае широко распространены два основных философских направления:

    Конфуцианство

    Философско-этическое направление конфуцианство зародилось в 6 веке до нашей эры. Официально основателем является великий мыслитель Конфуций, но не стоит забывать о двух других философах, внесших вклад в развитие этого учения: Мен-цзы, Сунь-цзы. Их философские труды также легли в основание конфуцианства.

    Основными источниками являются: 4-книжие; 5-книжие; 13-книжие; сборник цитат Конфуция «Луньуй».

    Конфуцианство закладывает в себя основу взаимоотношений:

    1. Родитель-ребенок

    2. Правитель-подданый

    3. Брат-брат

    4. Друг-друг

    5. Муж-жена

    Издревле изучение конфуцианства считалось признаком аристократичности. Это философское течение пользовалось активной поддержкой императорского дворца. Все взаимоотношения были построены на основе данного учения. Основной мыслью является гуманизация социума, где каждому члену общества присуще свое место в общественном строе. Стремление стать благородным мужем «Цзюнь-цзы» развивало в человеке: доброту, честность, гуманность, верность, ответственность. Конфуцианство актуально и в современном мире. Это учение получило широкую огласку во всех уголках Земли.

    Даосизм

    Ровесник конфуцианства. Согласно историческим данным, появился на территории северного Китая. Основоположником является древнекитайский философ Лао-цзы. В состав этого учения входит около 1500 книг и трактатов. В разных провинциях может разъясняться по-разному.

    Основной идеей является следование пути Дао, соблюдение ее устоев канонов. Он представляет собой путь, по которому происходят все события в мире. Они подчиняются его воле и эта материя преобладает во всех сферах жизни человека, вселенной.

    Дао - материя, его невозможно представить и ощутить. Он вездесущ и все в мире следует его пути. В систему этого философского направления входят:

    Фэн-шуй - Отдельные ее элементы широко распространены во всем мире. Так, например идеи фэн-шуя используются дизайнерами для создания оптимальной и благоприятной обстановки в доме.

    Астрология - Развивалась одновременно с западной.

    Фитотерапия - Используется в современном мире как эффективное средство профилактики заболеваний и поддержания общего тонуса организма.

    Алхимия - Была «болезнью» европейских ученых средних веков, искавших рецепт бессмертия и превращения любого материала в золото.

    Дыхательные упражнения - Используются при медитировании. Сейчас это уже становиться постепенно мировым трендом. Эти методики используются фитнес тренерами, профессиональными инструкторами.

    Боевые искусства - Китай славится своими боевыми единоборствами. Одни только шаолиньские монастыри чего стоят! А про шаолиньских монахов ходят легенды! Только вот трудно определить, являются ли они последователями буддизма, либо даосизма.

    Последователи этого учения верят в бессмертие души. Постоянные поиски его и является истинным путем Дао. Вселенная представляет собой макромир, а человек микромир. После смерти душа человека присоединяется в общий поток макромира. Главный принцип даосизма - не вмешиваться в процесс, а попробовать слиться с вселенной, почувствовать ее ритм. Постулаты этого учения резко противоречат идее конфуцианства. Идеалом человека, согласно даосизму, является отшельник, практикующий медитацию и способы вхождения в контакт с окружающим миром. В конфуцианстве сохраняется идея о служении правителю.

    Главный принцип - невмешательство. Все идет своим чередом и не следует нарушать течение событий своими действиями. Этот путь истинен и не должен встречать усилий со стороны человека. Человек должен быть инертен и обособлен от других, пассивен в действиях.

    Подразделяется на 2 школы: северная и южная.

    Взаимодействие религии в Китае с государством

    В Китае существует свобода вероисповедания. Все учения сохранились и на сегодняшний момент имеют своих последователей.

    Политика всегда тесно взаимосвязана с религией. Она является удобным инструментом управления обществом. В годы существования Империи активно пропагандировались идеи конфуцианства, основные принципы которой заключались в служении государству и поддержке традиционного строя. Даосизм напротив, получил распространение у обычных крестьян и рабочих слоев населения.

    Китайская империя раньше во многих аспектах опиралась именно на философские и религиозные учения, многие политические решения принимались в соответствии с ними. Сам государственный строй не противоречил традиционным устоям.

    Религия активно использовалась как инструмент политической борьбы за влияние. Европейские миссионеры и оппозиционеры использовали эти противоречия в своих целях.

    Сейчас религия рассматривается как самостоятельный субъект общественной, духовной и культурной жизни государства. Китай многонациональная страна и влияние религии на государственную политику нецелесообразно.

    Причины распространения религии в Китае

    Существуют учения и религиозные культы, которые зародились внутри самой Поднебесной. Ими являются: даосизм, конфуцианство.

    Религии, которые пришли на территорию Китая извне:

    Христианство

    Первые представители Христа на территории Китая были в 7 веке в лице иезуитских миссионеров. Они были представителями несторианского течения. Сейчас в Китае официально существуют: православие, католицизм, протестантство. При назначении главного духовного наставника, китайцы всегда прислушиваются мнения международных центов христианства.

    Представителей христианства в Китае около 80 миллионов человек.

    Ислам

    Появился с помощью представителей арабских духовных проповедников и торговцев. Миграция некоторых народностей(казахи, уйгуры) также заложила фундамент исламской религии. Существует Китайская Исламская организация, целью которой является сохранение ислама как традиционной мировой религии, контактирование с международными исламскими религиозными центрами. По всему Китаю насчитывается около 26 миллионов мусульман. В основном центрами исламской культуры являются Западные и Юго-Западные провинции Китая.

    Буддизм

    Пришел из Индокитайского полуострова намного раньше других. Она более адаптирована и распространена среди китайского населения. В Китае приобрел свои черты, отличающиеся от традиционного индийского буддизма. Основными последователями являются ханьцы (самый многочисленный этнос Китая). Основой его является достижение состояния нирваны, получаемой путем длительного соблюдения канонов буддизма и духовных практик. Послушание и самопожертвование во имя искупления своих грехов, вот основная идея буддизма. Здесь внимание верующего направлено на очищение сознания от искажающих ум состояний, таких как: злость, страх невежество. Наличие кармы у человека обязывает его искать правильный путь на протяжении всей жизни. Основные постулаты буддизма противоречат как канонам конфуцианства, так и даосизму. География паломников велика, и охватывает почти все провинции Китая. Самая многочисленная армия последователей именно у буддизма.

    Основные причины прихода иностранных религиозных культов в Китай:

    • Великий Шелковый путь

    Великий Шелковый путь берет свое начало с двух великих китайских рек: Хуанхэ и Янцзы. Это был самый масштабный в истории человечества торговый путь. С помощью него вели свою торговлю государства и целые цивилизации. С помощью него люди могли не только осуществлять торговлю, а также передавать мысли и идеи. Так от приезжих торговцев китайцы постепенно узнавали о других религиях, обрядах, традициях.

    • Миграция

    Ученые синологи предполагают, что китайская нация согласно одной из теорий возникла в результате больших миграционных потоков извне. Соответственно народы переселявшиеся на территорию Китая. Образовывали здесь поселения и населенные пункты. Совместно с этим приносили элементы духовной культуры: религия, вероисповедание, традиции, обычаи, язык, праздники, обряды. Происходила непрерывная ассимиляция, в результате которой иностранные верования плотно укрепились в Китае.

    • Политические и исторические процессы

    Китай, ранее представлял для зарубежных стран большой интерес. Сейчас Китай является одной из самых сильных и прогрессивных стран в мире, а раньше был лакомым кусочком для чужеземцев. Китай продолжительное время придерживался политики «закрытых дверей» и почти не имел связей с внешним миром. Это привело государство к постепенному ослаблению.

    Еще в начале 12 века монголы, претендовавшие на территории Китая, пытались ввести несторианство. Племена кереитов, входивших в состав монгольского войска, являлись последователями несторианства, и активно занимались ее проповедованием.

    • Целенаправленное агитирование

    Рассмотрим на примере христианства. Путешествующие проповедники были в Поднебесной не раз. Пришлые миссионеры пытались внедрить различные религиозные учения. Например, в 7 веке в Китае побывали представители христианства несторианского толка, прибывшие из Персии, первая попытка оказалась неудачной, и не принесла ожидаемого эффекта. Сюда приезжали и представители ордена иезуитов, проспонсировавшие активную деятельность христианских волонтеров. Их работа принесла значительный эффект, в Китае начали строить церкви, появились представители духовенства.

    Центры паломничества в Китае.

    • Буддизм

    Шанхайский храм нефритового Будды

    Пекинский храм Юнхэ

    Сианьский Большой дикий гусь

    Чунцинские наскальные рельефы Дацзу

    Тибетский Дворец Потала

    Сычуаньская гора Эмей

    • Христианство

    Шанхайский Собор святого Игнатия

    Харбинская церковь Святой Софии

    Гонконский Собор святого Джона

    • Даосизм

    Шаньдунская гора Тай

    Аньхойские Желтые горы

    Шанхайский храм богини-хранительницы

    • Ислам

    Сианьская мечеть

    Кашгарская мечеть Идгар

    Кучанская великая мечеть

    Сининская мечеть Дуньгуань

    • Конфуцианство

    Шаньдунский мемориальный комплекс

    Нанкинский квартал «Храм Учителя»

    Китай всячески способствует строению религиозных учреждений, позволяя гражданам быть ближе к богам. Наличие религиозных достопримечательностей является несомненным плюсом в развитие туристической инфраструктуры и развитию паломничества.

    Китайская религия.

    Интересно, что всем приходит на ум, когда речь идет о Китае. Ведь у них существует культ поклонения драконам, а в данной статье о них даже речи и не шло? Почему?

    Этот вопрос было решено оставить напоследок.

    Помимо всех вышеизложенных существующих религий есть еще одна религия, которая существовала еще до появления философских учений. Соответственно можно смело назвать ее самой древней религией. Она называется Шэнизм.

    Шэнизм подразумевает собой поклонение предкам и духам. Много схожего у нее с традиционным шаманизмом и политеизмом в Древней Греции. Смысл заключается в поклонении божествам, коих велико множество. В состав этой религии вошли элементы китайской мифологии и философии.

    Наиболее почитаемыми божествами являются: Мацзу и Хуанди.

    Также в Шэнизме проповедуется культ поклонения мифическим созданиям - драконам. Принято считать что драконы являются национальным символам Китая. Не одно торжество не проходят без его участия. В среде драконов существуют как герои, так и антигерой.

    Герой обитают в чудесных замках на дне рек, морей, озер. Питаются жемчугом, и оберегают мирных жителей от несчастий и напастей. Дракон является повелителем воды. Он покровительствует крестьянам при посеве, а также при сборке урожая. Он дает людям воду и возможность использовать ее дары (рыба, водоросли, жемчуг).

    Антигерои обитают в массивах гор. Всячески пытаются помешать мирному существованию китайцев. Поэтому нужно было всячески задобрять его жертвоприношениями.

    В Китае хороших людей принято называть драконами, это является высшим комплиментом.

    Последователями традиционной китайской религии является около 500 миллионов человек по всему Китаю.

    Дракон действительно является частью культуры Китая. Праздничные народные костюмы всегда имеют рисунок величественного дракона. Он является символом удачи и благополучия китайского народа.

    Дракон является главным героем многих мифов и легенд. Он является поистине культурным феноменом Китая!

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные