Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

«Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы»

Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения.

Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает умудренным опытом человеком, является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы», написанное в декабре 1883 года. К этому моменту поэт уже разменял седьмой десяток, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считая, что это занятие наиболее полно соответствует его романтической натуре. К этому времени в русской поэзии уже сформировались различные течения, однако Фет не причислял себя ни к одному из них, считая, что творчество не должно быть регламентировано какими-либо условностями. Его стихи – это состояние души, а в последние годы жизни и плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия, стержнем которого автор считал веру . Причем, не обязательно в религиозном контексте. По его мнению, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил свое стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы».

Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой . Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. Не последнюю роль в этом сыграли и личные переживания поэта, которому довелось быть отвергнутым собственным отцом, но при этом найти надежного друга в лице отчима, обрести любовь всей своей жизни, однако лишиться возможности испытать чувство отцовства.

Во второй строфе стихотворения Фет умышленно сгущает краски, пытаясь через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый». Строчки, наполненные отчаяньем, совершенно не свойственны этому оптимистичному поэту. Однако он осознанно прибегает к подобным сравнениям для того, чтобы создать максимально полный контраст между светлыми и темными сторонами человеческой жизни . Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Более того, Фет убежден, что душевные страдания очищают человека, обнажая его истинную суть. Но только в том случае, если он не утрачивает веру в самого себя. «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», — на такой оптимистичной ноте поэт завершает свое стихотворение, подчеркивая после зимы всегда наступает весна. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить ее светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ведь весна в понимании Фета – это возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобиться каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» Фета

На протяжении всей жизни Фет подчеркивал тесную связь человека с природным миром. В позднем периоде творчества в пейзажной лирике поэта все чаще появляются философские мотивы. Фет уже многого добился в жизни, он вышел в отставку, чтобы полностью отдаться поэтической деятельности. Он по праву может подводить итоги своего жизненного пути. Произведения поэта становятся глубокими размышлениями о старости, которая аллегорически изображается через природные явления. Один из характерных примеров таких стихотворений — «Учись у них – у дуба, у березы» (1883 г.).

Фет призывает читателей учиться у деревьев спокойно воспринимать житейские трудности и неудачи, которые он сравнивает с зимней «жестокой порой». Деревья ничем не защищены от свирепых морозов и метелей, которые заставляют трескаться кору. Последние листья, являющиеся единственным напоминанием о счастливых летних днях, обрывают порывы сильного ветра. Эти одинокие листочки подобны человеческим надеждам, которые неумолимо тают в трудной ситуации. Деревья никак не выражают своих страданий и стойко переносят лютый холод. Фет ставит в пример их безграничное терпение и заявляет: «Молчи и ты!».

Деревья знают, что зима не может продолжаться вечно. В любом случае нельзя терять веры и надежды, потому что все равно настанет весна. Она принесет с собой тепло и новые надежды, пробудит спящие жизненные силы. На простом примере неизбежной смены времен года Фет показывает, что никогда нельзя сдаваться под напором жизненных обстоятельств. Поэт многое повидал в жизни, ему было хорошо известно, что вслед за неудачами обязательно придет счастье. Как бы не были велики беды и страдания, они подчинятся вечному циклическому закону жизни. Нельзя падать духом под ударами судьбы. Бессмысленные мольбы и причитания не дадут никакого результата. Человек может перенести неприятные минуты только с гордо поднятой головой.

Старость Фета не стала причиной его уныния. Он прекрасно понимал, что жизнь подходит к концу, но, посвятив себя служению природы, научился подражать ей. Даже в преклонном возрасте поэт находит яркие и счастливые моменты. Финальная строчка («переболит скорбящая душа») подчеркивает несгибаемый оптимизм автора и его огромный запас жизненных сил.

Фет видел основной составляющей жизни страдание, его идеи были во многом созвучны шопенгауэровским, да и в целом поэт не питал каких-то радостных надежд касательно этого мира, а в добавок ко всему имел немало личных трагедий. Конечно, Афанасий Афанасьевич не писал повсюду о страдании, но стихотворение Учись у них - у дуба, у березы выражает именно такое его отношение к миру.

Оно не полностью пессимистично, в нем описывается жизненный цикл, естественный ход времени, когда тревоги и волнения сменяются радостями. Поэтому, в целом, его даже следует назвать позитивным, в заключительной части дается надежда. При этом, конечно, строка «переболит скорбящая душа» не дает чрезмерной надежды, поэт просто вторит соломоновой мудрости не более чем.

Наверное, одним из наиболее существенных посылов этого стихотворения является стоицизм. Фет призывает себя и читателя, хотя, вероятно, в большей степени именно себя, учиться у стойких деревьев, которые сносят любые жизненные невзгоды молча. Деревья просто не могут говорит по физиологическим причинам, но мы вполне можем видеть в них пример стойкости, пусть и вынужденной.

Человек в этом смысле действительно может многому учиться и будучи подвергаем различным негативным душевным порывам, он может наблюдать за этим отстраненно, не вовлекаться в этот процесс. Поэт говорит «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути, представляет читательскому вниманию образец стойкости и смирения перед жизненными невзгодами.

На мой взгляд, довольно существенной является фраза «но верь весне». Конечно, если учитывать заключительную строчку, то возможно предположить будто Фет просто говорит мол нужно немного подождать и любые невзгоды и волнения пройдут со временем. Тем не менее, кажется, тут есть нечто еще, речь идет также и о метафизической вере в вечное преобразование мира к чему-то противоположному зиме.

Весна – символ возрождения и пробуждения, тогда как зима является символом гибели, застоя и в какой-то степени злого начала. Поэтому особенно ценно сохранять внутреннюю «веру в весну». Может быть деревья и молчат благодаря этому и могут так стойко сносить любые невзгоды, ведь они знают о приходе весны и эта внутренняя вера сохраняет их посреди зимы, они знают, настанет пора «ясных дней, для новых откровений».

Вариант 2

А.А. Фета принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы.

Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь.

В стихотворении изображаются два дерева, которые изувечил мороз («треснула… кора», «последние листы»), но они молча переносят страдания. К такой же стойкости перед лицом тяжелых жизненных обстоятельств поэт призывает и читателя.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но деревья ждут прихода весны, которая придет и ее гений все наполнит жизнью и теплом. Так и человек, по мнению поэта, должен знать, что все неприятности рано или поздно закончатся и пройдут: «для ясных дней..., переболит скорбящая душа».

Для изображения зимы и холода А. Фет использует олицетворение «за сердце хватает», эпитеты «злей метель», «жестокая пора». Эти художественные приемы использованы для того, чтобы ярче изобразить суровость зимы и сопоставить ее с жизненными неприятностями, которые влияют на душевное состояние человека.

В концовке стихотворения звучит призыв поэта к читателю верить, потому что, как в природе суровую зиму сменяет теплая весна, так и в жизни человека неприятности не вечны, вслед за ними обязательно будут «ясные дни». И душа будет вновь открыта новому.

Таким образом, в стихотворении поэта весна - это не только время года, но гармонизирующее начало.

Особую поэтику стихотворения и ритмического рисунка создают перекрестные женские и мужские рифмы.

Анализ стихотворения Учись у дуба у березы Фета

Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы. Фетом были созданы циклы поэзий про различные времена года, а также «Вечера и ночи» и «Море», главной темой которой стало объединение человеческой личности и окружающего мира. К этой теме можно отнести и произведение «Учись у них у дуба, у березы».

Казалось бы обычная картина природы показана в работе, но автор преподносит её по своему. Таких поэтов можно сравнить с художниками, то те, рисуют красками, а эти описывают словами то, что видят.

Идею произведения можно определить с первых строчек, когда Фет показывает нам одних из главных деревьев. Дуб и береза, являются примером олицетворения соответственно мужской силы, и нежности женщины. Автор описывает жестокую зимнюю пору и состояние деревьев, словами "Они стоят, молчат; молчи и ты!" Фет наделяет деревья некой человеческой силой и выдержкой, призывая читателя учиться справляться с любыми невзгодами и проблемами. Эти побудительными строки задают настроение стихотворению и динамику.

Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой погоды, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», разогревают интерес читателя к дальнейшему развитию сюжета, но в конце мы видим уже некоторое просветление и надежду на весну, это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса". Автор использует много олицетворений, которые описывают суровость зимы:

«все злей», «сердито рвет». Эпитеты также выполняют роль описания-«холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы».

Стихотворение Афанасия Фета подчеркивает отношение автора к природе, стараясь тем самым прививать любовь и читателя.

Учись у дуба у березы - анализ стихотворения Фета

А.А.Фет нашел свое вдохновение в живой природе. Его талант уникален и неповторим. В своем стихотворении он поэтично описал красоту природы. Он словно художник расписывает все мелочи. Это у него получается живописно и красочно. Вместо кисти и красок у него слово. А. А. Фет любит то о чем пишет. Это его самая большая слабость и страсть.

Природу он воспринимает как источник позитивных эмоций, жизни, силы и философии. Особенно ярко эта любовь выражается в лирическом произведении «Учись у них – у дуба, у березы». В этом стихотворении А.А. Фет открывает для нас свою душу.

Стих очень особенный. Прочитав его один раз можно сказать, что в нем автор описал природу, растения. Но на самом деле все не совсем так. Если задуматься и внимательно изучить произведение можно заметить глубокую метафору, благодаря которой появляется новый смысл. В стихотворении А. А. Фета дуб олицетворяет собой силу и непоколебимую стойкость. Береза немного слабее дуба, но у нее имеется огромное стремление жить. Ее не могут напугать и сломить ветра и грозы.

Автор великолепного стихотворения хотел донести до своих читателей одну главную мысль, она состоит в том, что всегда необходимо бороться, не обращать внимания на преграды и никогда не сдаваться. Внимательно изучив произведение можно сказать, что оно наполнено оптимизмом. Оно учит нас не опускать руки и верить в хорошее и светлое будущее.

А.А. Фет считает, что людям необходимо многому научиться у природы. Он видит мир гармоничным и идеальным. Он предлагает нам воссоединиться с окружающим миром, уважать и почитать его.

В произведении «Учись у них – у дуба, у березы» в роли невзгод и неурядиц выступает «зима». Но не следует сильно расстраиваться, если произошло, что-то плохое потому, что за «зимой» всегда наступает «весна». Она считается символом счастья и радости.

Фет считает, что нет ни кого мудрее, чем природа. Она может выступать в качестве наставника и умного советника. Если человек настроится на одну волну с природой, тогда она обязательно подскажет ему, как следует поступать в той или иной ситуации. Автор призывает всех черпать вдохновение из этого натурального источника.

А. А. Фет в своем стихотворении сумел поэтично и в красках описать природу и наполнить его глубочайшим смыслом. Автора можно заслуженно считать поэтом-символистом ведь он умело отразил человеческие чувства и поступки в матушке природе.

Вариант 5

Лирику Фета принято считать многогранное и разнообразной, с ее помощью можно с легкостью прослеживать этапы становления автора как личности, его духовный рост, а также то, что с годами и зрелостью он не утрачивает свое отношение к жизни, романтичность натуры и желание понять все с философской точки зрения. Он воспринимает все с собственной позиции, которая становится понятна читателю, если перечитать большую часть произведений автора.

Одним из самых ярких произведений становится стихотворение, получившее название «Учусь у них – у дуба, у березы», в котором автор уже предстает перед читателем умудренным опытом и жизнью человеком, способным бороться за собственное счастье и делать осознанные выводы. Он пишет данное стихотворение в декабре 1883 года. В этот момент автору уже давно пошел седьмой десяток, он старается сохранить свой ум достаточно здравым, так как ему приходится бороться.

На этот момент на территории России и в русской культуры сформировались различные литературные течения, но при этом Афанасий Фет не причислял себя ни к одному из них. Он уверен, что его творчество не должно регламентироваться никакими рамками и условностями. Он уверяет читателя, что его произведения полностью отражают состояние его души и внутреннего мира. Последние годы жизни он глубоко задумывается над смыслом жизни и существования, он понимает, что променял нечто ценное на неважные мелочи. Автор уверен, что на смену упадка, рано или поздно придет духовное возрождение, именно эта тема поднимается в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы».

Человек старается уединиться с природой и найти ответы на поставленные ранее вопросы. Фет убежден, что у окружающего мира можно научиться многому, лирический герой наблюдает за заснеженными деревьями, которые радует его взгляд. Автор проводит параллель между деревьями и человеческим обществом. Отпечаток на происходящее накладывают также и личные воспоминания поэта, он борется с чувствами ненужности, в детстве он был отвергнут собственным отцом. При этом он не может найти поддержки в лице отчима, который занимается его воспитанием.

При этом автор сгущает драматизм начиная со второй строчки, что совершенно не свойственно оптимистично настроенному поэту. Он совершенно отчаян и обречен, не может найти смысла и выхода из сложившейся ситуации. Его отчаяние фактически доходит до грани, он старается отыскать ответы в общении с природой, старается отдохнуть и перевести дыхание. В конце автор так и не дает ответа, сможет ли он справится с возникшими проблемами и трудностями? Или же ему придется жить с внутренними трудностями и переживаниями?

Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина - Буря. Здесь тоже все в природе живое - все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает

  • Анализ стихотворения Блока Фабрика

    Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

  • Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

    Сергей Есенин написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его вечным движением накладывает свой отпечаток на автора

  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные