Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Воздвижение Креста Господня - икона, которая имеет несколько изображений. Это связано с тем, что каждый иконописец описывал нахождение Креста Иисуса по-разному, стараясь указать главные детали. Для христиан того времени это огромное событие, поэтому в его честь было построено несколько храмов, церквей, сочинены молитвы, песнь, тропарь, священные тексты, установлена дата одноименного праздника.

Воздвижение Креста Господня: история

Исторические факты гласят, что возвращение Животворящего Древа произошло благодаря императору Константину Великому и его матери Елене. Константин был по роду римлянином, по вере, как и его отец, язычником, а мать была христианкой. После смерти отца императрица Елена активно занялась распространением христианства. Сын пришел к этой вере не сразу. Этому способствовало знамение перед одной важной битвой. Долгие сомнения, истязания, обращения, мольбы к Богу способствовали знамению - появлению креста на вечернем небе. Это видел император со своим войском. Ночью ему тоже приснился Иисус, который известил его о грядущей победе над противником, если на одежде, оружии, знаменах воинов будет изображен Его символ.

Константин, исполнив божью волю, выиграл битву. Посреди побежденного города воздвигли статую, держащую крест. Но этот случай не привел к появлению нового религиозного праздника - "Воздвижение Креста Господня". Значение его было осознано людьми позже. А пока сын Константин просит мать найти Животворящее Древо.

Поиски императрицы

Она поехала на родину Христа (Иерусалим), узнала у старого еврея точное расположение гробницы. Крест находился под языческим храмом (язычники на христианских святынях строили свои храмы, алтари жертвоприношения, пытаясь запомниться человечеству, но тем самым делали метки для христиан).

Когда землю раскопали, то увидели три креста. Согласно легенде, императрица Елена с патриархом Макарием определили Крест Иисуса по его чудесной силе. Каждую найденную дощечку по очереди прикладывали к больной женщине, а затем к покойнику. Результат был мгновенный: женщина выздоровела, а покойник воскрес. Все присутствующие еще больше уверовали в Бога, захотели приложиться к кресту. Но так как народу было много, то епископ с возвышенного места стал воздвигать Животворящее Древо над всеми собравшимися со словами «Господи, помилуй». Отсюда пошло название - Воздвижение Креста Господня. Молитва была составлена позже. В ней христиане кланяются Кресту и прославляют имя Господа.

Император Константин с матерью Еленой сделали многое для христианства. При их правлении гонения на христиан прекратились, строились храмы, монастыри, соборы, церкви. Только после найденного Креста Иисуса было основано восемьдесят храмов на палестинской земле, где ступала нога сына Господа. Императрица Елена привезла сыну часть Животворящего Креста с гвоздями. Константин повелел воздвигнуть храм в честь этого события, который и был построен и освящен спустя десять лет. День его открытия (четырнадцатое сентября 335 года) становится датой празднования Воздвижения.

Мать не дожила до этого события, а сам Константин стал христианином незадолго перед смертью, считая невозможным принять таинство ранее. За их заслуги церковь отнесла сына с матерью к святым, присвоила статус равноапостольных. Их лики отображает икона "Воздвижение Креста Господня".

Значение этого церковного праздника

Существует еще одна легенда о Животворящем Древе. При нападении персов под предводительством Хозроя Второго был украден Крест Господа вместе с патриархом Захарием. Спустя четырнадцать лет император Ираклий одолел персов, освободил патриарха, возвратил христианам их святыню. Когда же он нес крест в храм Воздвижения Креста Господня, то на горе Голгофа не смог сделать ни шага. Патриарх Захарий объяснил причину этого явления, поэтому император снял свои царские одежды и занес Животворящее Древо внутрь здания. Какова из двух легенд является основанием празднования Воздвижения? Никто до сих пор не определился, а историки не могут дать точное объяснение. Потому православные христиане чествуют заслуги Елены с Константином, а католики рассказывают про императора Ираклия.

Церковный праздник Воздвижение отмечается католиками и православными христианами в разные дни с триста двадцать шестого года, когда нашли У католиков это четырнадцатое сентября, а у православных - двадцать седьмое сентября (подразумевается исчисление по Григорианскому календарю).

Торжество имеет определенную последовательность, главную роль играет икона "Воздвижение Креста Господня". Значение праздника отображает его другое название - Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, то есть слава имени Господа через воздвижение креста. Торжество входит в число двенадцати важных праздников, идущих после Пасхи (потому другое его название - двунадесятый). Как Пасха, он имеет предпраздничный (сутки) и постпраздничный (неделя) периоды.

Отличие католического и православного праздника

Ранее православные христиане накануне Воздвижения с заката до рассвета совершали всенощное бдение с малой вечерней. К определенному времени Животворящее древо переносят на престол с жертвенника. Ныне этот обряд встречается редко, потому Крест заранее кладут на престол. В алтаре на утрене читается Евангелие, потом происходит песнопение. Воздвижение проходит без целования Евангелия и помазания после его чтения.

Как только священник полностью облачается, начинается Великое славословие. Настоятель совершает определенные действия с Крестом, читает тропарь Воздвижению Креста Господня. Далее тропарь воспевается троекратно с земными поклонами, затем все переходят к стихирам с помазанием елеем. Заканчивается богослужение ектенией, освобождая место литургии.

Католики праздник отмечают с вечера или утром (все зависит от того, на будничный или воскресный день приходится 14 сентября). Вечернее богослужение начинается с латинского обряда, а утреня состоит из трех ноктюрнов, посвященных истории возвращения Креста Господня, проповеди папы римского. Последовательность этапов католического праздника прописана в миссале (богослужебной книге). Так что никаких изменений не произойдет, да и проповедь на Воздвижение Креста Господня аналогична текстам Страстной недели.

Иконы Воздвижения

Так как праздник отмечается католиками и православными по-разному, то иконы имеют разные сюжеты. С пятнадцатого века иконописцы изображают много людей у храма, центр занимают диаконы с патриархом, который воздвигает Крест, украшенный растениями, а с противоположной стороны изображены император Константин с матерью Еленой.

До этого периода икона претерпела разные изменения и приобрела различный вид:

Главное отличие католических икон от православных - это изображение исторического факта возвращения Креста. Православные изображают Елену с Константином, а католики - императора Ираклия. Таким образом, вроде и разная у христиан икона Воздвижения Креста Господня, значение же у всех одинаковое - вера в Бога, принятие факта Воскресения Сына Божьего, почитание Креста как спасение всего рода человеческого. Этот церковный праздник посвящен не плачу о страданиях Христа, а радости после перенесенных испытаний. Крест рассматривается как орудие искупления, возвышая его, христиане прославляют имя Христа.

История возникновения распятия

Со временем Животворящее Древо растащили по кусочкам в разные церкви, теперь христиане лишь образно прославляют имя Господа. При этом Евангелие нигде не упоминает о происхождении креста в отличие от апокрифических сказаний. По богомильской легенде, дерево Добра и Зла из райского сада образовало три ствола, знаменующих Адама, Господа и Еву. После изгнания людей из рая остался только ствол Бога, а две остальные части дерева попали на землю. Именно из них будет сделано распятие для Христа (имеется в виду Воздвижение Креста Господня). Фото апокрифов можно найти в музеях и летописях (самые популярные работы Пьеро делла Франчески).

По "золотой" легенде, после смерти Адама проросла сухая ветвь дерева Добра и Зла, которую принес его сын от архангела Михаила, чтобы продлить дни отца. Дерево это росло до появления царя Соломона, который срубил его для строительства храма. Однако из бруса построили мост, по которому отказалась идти царица Савская, открыв всем значение этого дерева. Соломон закопал этот брус, но через какое-то время его нашли. Дерево омывала вода, которая имела лечебные свойства, потому здесь была основана Силоамская купель. После захвата Иисуса брус этот всплыл на поверхность, а иудеи использовали его для основы распятия. Поперечные доски были взяты из деревьев других пород.

Церкви Воздвижения

Первая церковь, построенная в честь Животворящего Древа, была возведена на палестинской земле в четвертом веке, при императрице Елене. Затем со временем возникли Антиохийская, Константинопольская, Александрийская, Римская церкви. Сразу находятся писатели канонов и стихир. Наиболее известными являются творцы Косма, Феофан, которые хотели связать сюжеты Нового и Ветхого Завета. Так, упоминаются прообразы патриарха Иакова, Моисея, Богородицы и связываются с Иисусом, Животворящим Древом. Со временем были составлены молитвы, тропарь, кондак, каноны и акафист Воздвижению Креста Господня.

На сегодняшний день создана тысяча церквей, храмов, монастырей, соборов в честь Животворящего Древа по всей России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермский край, Свердловская область, Калининград, Красноярск, Омск, Петрозаводск, Тутаево, Санкт-Петербург, Республика Коми, Кизляр, Севск, Тверь, Белгород, Воронеж, Ижевск, Иркутск, Карелия, Калмыкия, Уфа, Калуга).

На территории других стран христиане также отстроили религиозные объекты в честь Воздвижения. На Украине эти церкви находятся в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской области, Полтаве, Каменец-Подольске, Ужгороде. В Молдове под Тирасполем располагается Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь с многочисленными постройками. Там же находится музейная библиотека с редкими книгами и святынями, описывающими Воздвижение Креста Господня (икона, молитва, песнь и прочая христианская атрибутика религиозного праздника описаны в церковных изданиях).

Как видите, по всему миру можно найти монастыри, церкви, соборы, храмы, построенные в честь Животворящего Древа. Во многих из них сохранены христианские святыни, проводятся религиозные богослужения. Другие же используются как культурные туристические объекты. Подробнее остановимся на московских церквях.

Недействующие московские храмы Воздвижения


Действующие московские храмы Воздвижения


Снесенные московские церкви Воздвижения


Воздвижение Креста Господня является важным праздником у христиан. Торжество у католиков и православных имеет отличия, но смысл у них единый. Важно сохранить веру и любовь к Богу, прославить имя его за перенесенные страдания.

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из господских (от славянского «дванадесять » - двенадцать), то есть самых больших , установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена , мать императора Константина , нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября . Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина , равноапостольная Елена , отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский » и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал ») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй! » Обретение Креста совершилось около , поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое , персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие , Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи →

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения . После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже » выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости ». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя ». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост - пища поставляется только с растительным маслом . В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений - Феофан , Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:

П роњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори2…

Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:

П ріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. П ріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Д нeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Д нeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.

В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни » для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.

————————

Библиотека Русской веры

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах - через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст.

В ознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие - лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже ». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй ». В начале пения «Господи, помилуй » епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли ». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй » епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье - к югу, четвертое - к северу, пятое - вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй !». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX - началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены - по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день . Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем - словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу », или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась ».

Праздник Воздвижения был постным . Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится ». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца » или «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло », - говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

Храмы Воздвижения Креста Господня на Руси. Романов-Борисоглебск

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы ».

По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее - склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм был заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове .

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней.

В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых . В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в . храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Тарбагатай

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин , организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.

В начале XIX века община разделилась на две части - мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится. Более подробно об архитектуре и убранстве поповских и безпоповских старообрядческих храмов можно прочитать в статье «Отличия старообрядческого храма от новообрядческого ».

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

Воздвижение Креста Господня икона

Воздвижение Креста Господня. Икона. Молитвы.

Воздвижение Креста Господня отмечается Православной Церковью 27 сентября. Праздник Воздвижение креста господня напоминает верующим об обретении в 326 году в Иерусалиме Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Полное название — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Православные в этот день вспоминают о двух событиях. Как говорили выше, возле горы Голгофы, на которой был распят Иисус, обрели в 326 году Крест. Второе событие так же очень важное, возвращение из Персии (из плена) Животворящего Креста, греческим императором Ираклием в седьмом столетии.

Эти два события объединены тем, что перед народом Крест поднимали (воздвигали), обращая по очереди во все стороны света, чтоб все люди смогли ему поклониться и порадоваться за обретение святыни.

Праздник Воздвижение Креста Господня относится к двунадесятым праздникам, которые связаны событиями земной жизни Спасителя и Богородицы. Они делятся на Господские, которые посвящены Господу Иисусу Христу, и на Богородичные, которые посвящены Богородице. Крестовоздвижение относится к Господским праздникам.

Праздник Воздвижение Креста Господня имеет день предпразднства, когда в богослужения входят молитвословия к наступающему большому празднику, а так же сем дней попразднства, т.е. после праздника так же отмечаются.

4 октября отдание праздника, т.е. последний день важного праздника, когда проводится особое более торжественное богослужение, чем в другие дни попразднства.

В праздник Воздвижения Креста Господня у православных верующих строгий пост, когда нельзя есть рыбу, мясо, яйца, молочные продукты, пища приправляется растительным маслом.

В день Воздвижения Животворящего Креста Господня совершается Всенощное бдение и Литургия. Во время Утрени Евангелие читается в алтаре, а не на середине храма. В кульминационный момент, одетый в фиолетовое облачение первенствующий священник, выносит Крест. Все молящиеся целуют святыню, а предстоятель помазывает в этот момент святым елеем. При поклонении Кресту в храме поется тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». До дня отдания, т.е. до 4 октября Крест лежит на аналое, после чего его уносят в алтарь.

Православные господские праздники являют собой историческую память Церкви о евангельских событиях, которые непосредственным образом связаны с жизнью и проповедью Иисуса Христа и имеют важное значение в деле спасения человека и достижения духовного совершенствования. Кроме этого, в православной Церкви существуют великие праздники, установленные в память важнейших исторических событий из жизни христиан постевангельского времени. К таковым торжествам относят Воздвижение Креста Господня - праздник, установленный в память обретения Креста в 326 в Иерусалиме святой царицей Еленой и епископом Макарием.


В православной традиции крест, на котором был распят Христос, является не символом пыток и орудием казни Спасителя. Прежде всего, крест - символ спасения человечества, совершенного Господом Иисусом Христом посредством страданий и крестной смерти. Через крестный подвиг Христа человечеству было даровано примирение с Богом, возможность вновь быть в раю после смерти. Именно поэтому крест Христов является одной из главных святынь христианского мира.


После евангельских событий распятия Христа крест был утрачен. Со временем утверждения христианства господствующей религией в Римской империи (начало IV века) правителем Константином Великим появилась необходимость отыскать одну из величайших святынь христинства. Поисками Креста Господня занялась мама императора Константина - святая царица Елена, также именуемая Церковью равноапостольной.


Из истории известно, что царица Елена вместе с епископом Иерусалимским Макарием отправилась на поиски святыни в Палестину - а именно в те места, которые были ознаменованы последними днями земной жизни Спасителя. В результате путешествия были найдены Голгофа (место распятия Христа) и Гроб Господень (пещера, в которой было погребено тело Спасителя после распятия). Недалеко от гроба Господня были обретены и три креста. Из евангельского повествования известно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Царице Елене и епископу Макарию предстояло выбрать тот самый подлинный Крест, на котором был распят Сам Христос.


Подлинность Креста Господня засвидетельствовало чудо. Так, история рассказывает, что после поочередного возложения крестов на тяжелоболящую женщину последняя тотчас получила исцеление от соприкосновения с одним распятием. Чудесное исцеление стало свидетельством подлинности Креста Христова. В предании сохраняются сведения и о другом чудесном событии. Так, кресты возлагали на умершего человека. От соприкосновения Христа усопший воскрес.


На месте Голгофы и пещеры Гроба Господня императором Константином было решено воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. В 335 году храм был возведен, а 14-го сентября (по старому стилю) Животворящий Крест Христов был воздвигнут (поднят) в храме при огромном стечении народа. Эта дата и стала первым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.


В настоящее время в православных храмах в этот день совершается особый чин воздвижения креста Господня. Архиереи и духовенство возвышают крест над четырьмя сторонами света в храме, а хор в это время стократно поет "Господи помилуй". Этот чин являет собой историческую память Церкви о событии воздвижения Креста Господня в Иерусалиме, символизируя собой непосредственную связь древнехристианской Церкви и современных православных Церквей.


Несмотря на то, что Воздвижение Креста Господня один из величайших праздников, церковный устав приписывает в этот день строгий пост. Эти указания обусловлены воззванием к умственному и сердечному осмыслению той цены, которой человечеству было даровано спасение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные