Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Антропология как наука.

Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

· скрещивание инопланетян с предками людей;

· порождение человека разумного методами генной инженерии;

· создание первых людей гомункулярным способом;

· управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

· эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумном.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

В большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчеркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причем уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.

Эволюционная теория.

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Теория Ч. Дарвина.

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Доказательства эволюции.

· морфологические;

· эмбриологические;

· биогеографические;

· палеонтологические;

· молекулярно-генетические и биохимические.

Морфологические доказательства.

В ходе эволюции каждый новый организм не проектируется с нуля, а получается из старого за счет последовательности небольших изменений. У образовавшихся таким образом структур есть ряд характерных особенностей, указывающих на их эволюционное происхождение.

· сходство общего плана строения (например, у позвоночных);

· гомологичные и аналогичные органы;

· рудименты и атавизмы;

· переходные формы (ехидна, эвглена, утконос).

Геологические эры Земли.

Кайнозойская эра (70 млн. лет.)
Антропоген, или четвертичный (2 млн лет) Появление человека Торф Золото Алмазы Драгоценные камни
Неогеновый (25 млн. лет) Господство и широкое распространение цветковых растений и млекопитающих животных, птиц. Бурый уголь Нефть Янтарь
Палеогеновый (41 млн. лет) Развитие птиц и млекопитающих животных. Появление цветковых. Бокситы, Фосфориты, Бурый уголь, Каменный уголь
Мезозойская эра (165 млн. лет)
Меловой (70 млн. лет) Вымирание рептилий. Развитие птиц и млекопитающих. Нефть, Горючие сланцы, Мел, Каменный уголь, Фосфориты, Руды цветных металлов, Золото
Юрский (50 млн. лет) Господство голосеменных и рептилий. Появление примитивных птиц. Нефть, Газ, Фосфориты, Каменный уголь
Триасовый (40 млн. лет) Начало расцвета голосеменных и гигантских растений. Появление млекопитающих. Каменные соли
Палеозойская эра (330 млн. лет)
Пермский (45 млн. лет) Возникновение голосеменных растений Каменные соли, Калийные соли
Каменноугольный, или карбон (65 млн лет) Господство древовидных папоротников, хвощей, плаунов Появление первых рептилий, расцвет земноводных. Обилие углей и нефти, Рудные полезные ископаемые
Девонский (60 млн. лет) Появление земноводных и рыб Соли, Нефть
Силурийский (30 млн. лет) Появление первых наземных растений Руды цветных металлов
Ордовикский (60 млн. лет) Появление первых беспозвоночных животных Осадочные породы
Кембрийский (70 млн. лет) Растительный и животный мир выходят на поверхность. Расцвет морских беспозвоночных. Осадочные горные породы
Протерозойская эра (2000 млн. лет)
Время бактерий и водорослей Появление первых многоклеточных. Железные руды (КМА) Слюда Графит Руды цветных металлов Драгоценные камни и металлы
Архейская эра (1800 млн. лет)
Время примитивных бактерий и водорослей Железные руды

Происхождение приматов.

По представлению, сформировавшемуся на основании молекулярных исследований 1999 года, оказалось, что ближайшие родственники приматов не тупайи, а шерстокрылы. Приматы, шерстокрылы и тупайеобразные (вместе с грызунами и зайцеобразными) относятся к одной из четырёх ветвей плацентарных - надотряду Euarchontoglires , а рукокрылые - к надотряду Laurasiatheria . Ранее приматов, шерстокрылов и тупайеобразных группировали вместе с рукокрылыми в надотряд Archonta .

Приматы возникли от общего с шерстокрылами предка в верхнемеловое время. Оценки времени появления приматов разнятся от консервативных 65-75 млн л.н. до 79-116 млн л.н.

Теории прямохождения.

Теория саванн

В середине и конце миоцена в результате глобального похолодания климата произошло значительное сокращение площадей тропических лесов и увеличение площади саванн. Территории, занятые лесами, сократились в несколько раз. В таких условиях у многочисленных живших тогда в тропических лесах человекообразных обезьян наметились три варианта дальнейшей судьбы. Первый вариант – самый печальный, но самый распространённый – вымирание: в это время вымерло подавляющее большинство гоминоидов. Второй – сохранение в более-менее неизменном виде в оставшихся лесах: потомками этих немногочисленных приматов стали современные гиббоны, орангутаны, гориллы и шимпанзе; впрочем, часть даже тех гоминоидов, что пережили миоценовое похолодание, вымерла уже в более поздние времена, примером чего могут служить гигантопитеки. Третий вариант – переход части гоминоидов к наземному образу жизни в расширяющихся саваннах.

Минусом гипотезы возникновения прямохождения в результате миоценового похолодания является факт, что некоторые из древнейших известных прямоходящих приматов жили в тропических лесах, а из современных приматов живущие в дождевых тропических лесах бонобо очень часто прибегают к прямохождению. Впрочем, новейшие палеоэкологические реконструкции для местообитаний Ardipithecus ramidus показывают существование этих ранних австралопитеков в разреженных и довольно сухих лесах или лесостепях, что вполне соответствует ожидаемому варианту.

Аква-теория

Согласно так называемой "гипотезе водной обезьяны", очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительно адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, неэкономное расходование воды организмом, что крайне нетипично для животных саванны, небольшие перепонки между пальцами, небоязнь воды. "Гипотеза водной обезьяны" в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

Теория Болька

Известный антрополог Болька сделал в свое время примечательно, но почти забытое до последнего времени наблюдения. Он обнаружил большое сходство между внешностью человека и эмбрионом обезьяны, в связи с чем усомнился в том, что человек произошел от обезьяны и не было все наоборот. Теория Болька может объяснить такие явления, как слабость скелета человека, отсутствие густых волос на теле и т.д. Классическая антропология неспособна объяснить неожиданное исчезновение у человека того, что уже явно помогало бы ей выжить в ледниковый период, в жестокой межвидовой борьбе. Секрет, по мнению Болька, заключается в неотении - задержке развития или полном отсутствии проявлений взрослых признаков в эмбриональном состоянии. Благодаря неотении эволюция имеет возможность вернуться сразу в другое русло, не затрагивая взрослые, довольно консервативные признаки. Более лежащее формирования всех органов человека, по сравнению с обезьяной, помогает им меняться - в зависимости от внешних условий - еще на эмбриональном уровне, не дожидаясь взросления. Следовательно, эволюция благодаря такому явлению резко возрастает. Именно «детскость» человеческого мозга, растянутая на многие годы, и обеспечила ему высокие способности к обучению (почти при всей жизни), запоминание, формирование мышления. Адаптивные возможности мозга человека многократно возросли. А увеличение массы мозга человека стало лишь следствием его более растянутого во времени развития. Доказательством этого (а одновременно и причиной) является то, что мы не используем всех возможностей своего мозга. Более 90% мозга (на сегодня уже 97%) бы дремлет (по выражению современных ученых, - «находится в режиме ожидания», как компьютер). Нам и сейчас, как утверждает наука, не нужен такой большой мозг, а лишь особенности его физиологии. Кстати, если бы Ламарк был прав, и изменения в организме, действительно, определялись бы упражнениями или не-упражнениями органа, такой орган давно уже был бы обречен на исчезновение.

Предшественники человека.

Дриопитеки

Они жили в Верхнем миоцене, в период с 12 до 9 миллионов лет назад, и, вероятно, имели предков из человекообразных обезьян.

Следы были найдены в Восточной Африке, Западной Европе, Южной Азии.

Эти человекообразные обезьяны передвигались на четвереньках, подобно мартышкообразным обезьянам. У них был сравнительно крупный головной мозг (150 см 3), их руки были отлично приспособлены для раскачивания на ветвях деревьев.

Питались растительной пищей, например плодами. Большую часть жизни проводили на деревьях.

Первый вид был обнаружен во Франции, в 1856 году. Пять-пик – это схема его молярных зубов, известная как Y-5, является типичной для дриопитеков и гоминоидов в целом. Другие представители данного вида были обнаружены в Венгрии, Испании и Китае.

Ископаемые животные составляли около 60 сантиметров в длине тела, а также более всего напоминали обезьян, чем современные человекообразные. Их конечности и кисти рук свидетельствуют о том, что они ходили по аналогии с современными шимпанзе, но передвигались по деревьям подобно обезьянам.

Их зубы имели сравнительно мало эмали, и питались они мягкими листьями и плодами - это идеальное питание для животных, живущих на деревьях.

Имели зубную формулу 2:1:2:3 на верхней и нижней челюсти. Резцы этого вида были относительно узкие. Они имели массу тела в среднем около 35,0 килограммов.

Первые люди.

Австралопитеки

Австралопитеки - группа ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Австралопитеками принято считать всех двуногоходящих обезьян, с объёмом мозга до 880 см³.

Австралопитеки жили в плиоцене примерно с 4 млн. лет назад, до менее миллиона лет назад. На временной шкале хорошо прослеживаются 3 длинных эпохи основных видов, примерно по миллиону лет на вид. Большинство видов Австралопитеков были всеядны, однако были подвиды, специализировавшиеся на растительной пище. Возможно, под конец они умели пользоваться подручными камнями для раскалывания, к примеру, орехов. Несмотря на это, большинство австралопитеков входило в пищевую цепочку более прогрессивных людей обогнавших их в развитии по другим веткам эволюции, и с которыми они пересекались по времени, хотя продолжительность совместного существования указывает, что были и периоды мирного совместного существования.

Вопрос о том, были ли какие-либо австралопитеки предками людей, или они представляют собой «сестринскую» по отношению к людям группу, не выяснен до конца.

С человеком австралопитеков сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа и строение таза, приспособленное для прямохождения. Головной мозг относительно крупный (530 см³), но по строению мало отличающийся от мозга современных человекообразных обезьян.

Размеры тела также были невелики, не более 120-140 см в высоту, телосложение стройное. Предполагается, что самцы были существенно крупнее самок, чем у современных гоминид.

Австралопитек африканский

Австралопитек африканский - вымерший вид австралопитека, семейство гоминид, живший около 3,5-2,4 миллиона лет назад. В отличие от афарского австралопитека имел более обезьяноподобный скелет, но более объёмный череп. Основные местонахождения останков этого вида - известняковые пещеры Южной Африки: Таунг (1924), Стеркфонтейн (1935), Макапансгат (1948), Глэдисвэйл (1992).

Бэби из Таунга

Первая археологическая находка австралопитека была совершена в 1924 году в Южной Африке, в карьерах каменоломни Таунг в Трансваале. Обнаруженный здесь необыкновенный череп и другие окаменелости были направлены профессору анатомии Йоханнесбургского университета Раймонду Дарту. Учёный определил, что череп принадлежал ребёнку примерно 6 лет. Он дал название этой находке «Бэби из Таунга».

Большое затылочное отверстие, служащее для выхода спинного мозга, располагалось на нижней стороне черепа, что свидетельствовало о выпрямлении положения тела и двуногой походке. Объём мозга составлял 520 кубических сантиметров. Надглазничные валики, характерные для обезьян, отсутствовали, клыки не выступали за пределы соседнего ряда, как у обезьян. Развитие затылочных, теменных и височных долей говорило о наличии ассоциативных зон в мозгу и сложном поведении организма. Дарт окрестил находку «недостающим звеном» в эволюции человека и оценил её возраст в 1 миллион лет.

Австралопитек афарский

Австралопитек афарский - самый маленький вид австралопитеков. Он, вероятно, имел тёмную кожу и был покрыт волосами. Самцы были больших размеров, чем самки. Рост - 1-1,3 м, масса тела - около 30 кг. Мозг австралопитека афарского не отличается большими объёмами (~380-430 см³). Поэтому, скорее всего, он не мог ещё управлять речью.

Некоторые антропологи предполагают, что австралопитеки афарские были исключительно двуногими существами, ведущий наземный образ жизни. Однако есть предположения, что эти австралопитеки вели преимущественно древесный образ жизни (подтверждение этому - анатомическое строение рук (они более длинные, чем у человека), ног и плеч, которое позволяло им с лёгкостью хвататься за ветви и лазать по деревьям).

Размеры черепа сравнительно невелики, мозговая коробка мала, лоб низкий. Имеется надглазничный валик, нос плоский, челюсти с массивными коренными зубами выступают вперёд, подбородочный выступ отсутствует.

Афарские австралопитеки в основном занимались сбором растительной пищи, и, возможно, изготовляли орудия из дерева и камня, чтобы отделить мясо от костей животных, убитых хищниками. Скорее всего, они жили семьями, состоящими из главного самца, которому подчинялись несколько самок.

Люси - скелет женской особи австралопитека афарского, найденный французско-американской экспедицией во главе с Дональдом Джохансоном 24 ноября 1974 года в долине реки Аваш в Эфиопии. Люси, которая по оценкам жила 3,2 млн лет назад, - первый известный науке представитель своего вида.

Homo habilis

Обнаружен археологами Лики (Мэри и Джонатаном) в 1960 году и описан в 1964 году по сенсационной находке из ущелья Олдувай в Танзании. В Олдувайском ущелье они вместе с костями вымершего саблезубого тигра смилодона нашли стопу, пяточную кость, ключицу и обломки черепа нового гоминида. Возможно, он пал жертвой грозного хищника. Череп, как установили потом, принадлежал ребёнку 11-12 лет. Судя по строению стопы, новый гоминид был прямоходящим.

Размер мозга Человека умелого - 650-1100 см³. Рост составлял 1,0-1,5 м, вес - около 30-50 кг. Его лицо имело архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперёд челюстями.

Homo erectus

Ископаемые остатки Homo erectus были найдены как в Европе, так и в Восточной Азии (одна из находок на Яве представляла собой череп годовалого ребенка), а также в Северной и Юго-Восточной Африке.

В Южной Африке были найдены кости Homo erectus непосредственно среди костей австралопитека. Это означает, что эти две группы жили в этом районе одновременно приблизительно 1-1,5 миллиона лет назад. Homo erectus были немного выше австралопитеков, в среднем их рост составлял полтора метра. Но черепа их указывают на увеличение объема мозга приблизительно до 900 см 3 , то есть вдвое по сравнению с австралопитеком. Мозг у человека увеличивался быстрее, чем рост. Скелет Homo erectus был сходен со скелетом современного человека, но его череп был меньше, толще и ниже, брови сильно выступали над глазными впадинами.

Древесный уголь и обугленные кости среди отходов и даже прослои угля, позволяющие предположить наличие очага, который постоянно использовался для приготовления пищи, указывают на то, что эти люди готовили пищу. Это самое древнее свидетельство об использовании огня человеком. Homo erectus пользовался огнем и при охоте, а также, весьма вероятно, во время различных ритуалов.

Хотя точных доказательств по ископаемым черепам получить не удается, считается возможным, что Homo erect us обладал способностью к речи, хотя бы примитивной. Без этого было бы нелегко организовать сложную охоту.

Homo sapiens

Еще до того, как вымер Homo erectus, появился новый вид Homo. Это был Homo sapiens («человек разумный») - вид, к которому принадлежим и мы. Время, когда появились древнейшие известные нам представители этого вида, возможно, датируется 400 000 лет назад или несколько ранее. Наиболее широко известны неандерталец и кроманьонец. Они характеризовались более шарообразным черепом, со значительными колебаниями объема мозга, в среднем составлявшим около 1400 см3.

Может быть, именно эти люди, ранние Homo sapiens, построили первые жилища, которые были уже постройками, а не просто пещерами.

Кроманьонцы

Кроманьонцы - ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жившие 40-12 тысяч лет назад (период верхнего палеолита). Объём головного мозга равен 1200-1500 см³. Рост около 180 см.

Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита.

Обладал развитой членораздельной речью, строил жилища, одевался в одежды из шкур, было развито гончарное дело. Жили родовым обществом, начали приручать животных и заниматься земледелием.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя. Кроманьонец умел не только гравировать и рисовать на плоскости, но научился передавать и объёмные изображения.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (колени касались подбородка).

Неандертальцы.

Неандерталец- ископаемый вид человека, обитавший 140-24 тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, частично является предком современного человека (ассимиляция с кроманьонцами).

Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата (Западная Германия). Ущелье получило название в честь Иоахима Неандера, немецкого теолога и композитора.

Рост неандертальца составлял в среднем 165 сантиметров. Неандертальцы были хорошо адаптированы к холоду, были более мускулистыми, чем современные тяжелоатлеты и обладали объёмом мозга на 10 % больше среднего современного человека (1600 см 3). Нет никаких сведений о цвете их кожи или волос.

Как выяснилось в 1983 году, они умели говорить, их речь была более высокой и медленной, чем у современных людей. Самый ранний известный музыкальный инструмент - костяная флейта с 4 отверстиями - принадлежит неандертальцам. Неандертальцы умели использовать самодельные инструменты и оружие, но, по-видимому, у них не было никакого метательного оружия.

Неандертальцы занимались собирательством и охотой. Жили в небольших родовых общинах, величиной в 2-4 семьи, в которых существовал чёткий раздел работы по возрастному и половому признаку. Неандертальцы хоронили своих умерших. В гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в эмбриональной позиции, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что свидетельствует о вере в загробную жизнь и существовании религиозно-магической практики.

География человеческих рас.

Раса Цвет кожи и глаз Тип лица, носа и губ Характер волосяного покрова География преимущественного распространения
Европеоидная Светлая или смуглая кожа, большое разнообразие цвета глаз (от карих до голубых) Нос узкий, выступающий, с широким переносьем, губы тонкие или средней толщины Прямые или волнистые волосы, мягкие, разных оттенков Европа, СНГ, Северная и Латинская Америка, Австралия, Индия, Ближний Восток, Северная Африка
Негроидная Темно-коричневый цвет кожи, карие глаза Выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос, толстые губы Курчавые жесткие черные волосы Африка, Северная и Латинская Америка, Австралия
Австралоидная Темный цвет кожи и глаз Широкий нос, толстые губы Волнистые или курчавые черные волосы Австралия и Океания
Монголоидная Желтоватая кожа, карие глаза, особая складка верхнего века (эпикантус), делающая глаза узкими Утолщенное лицо с сильно выпадающими скулами, средней ширины нос, узкие губы Прямые черные жесткие волосы Юго-Восточная и Средняя Азия, Океания
Американоидная Желто-коричневая кожа, темные глаза без эпикантуса Сильно выступающие скулы, орлиные носы, тонкие или средней толщины губы Жесткие прямые черные волосы Северная и Латинская Америка

Антропология как наука.

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.

Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

В середине XVIII века К.Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей "Системе природы" (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Жорж-Луи Бюффона об орангутанге. Голландский анатом Петрус Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII - первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40-50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей "Философии зоологии" он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: "Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения".

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой, по сути, единый процесс антропосоциогенеза.

Теории происхождения человека.

- предмет изучения как наук о природе (естествознания), так и наук о духе (гуманитарного и социального познания). Между естественными и гуманитарными науками ведется непрерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Следует учитывать также, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в изучении человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Таким образом, можно определенно утверждать, что проблема человека имеет междисциплинарный характер, а современный естественнонаучный взгляд на человека представляет собой комплексное знание, получаемое в рамках различных дисциплин. Целостный взгляд на человека, его сущность и природу невозможен также без привлечения данных гуманитарного и социального познания и философии.

Возникновение научной антропологии. Теория происхождения человека от антропоидных обезьян

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальное представление о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях. Позднее появились различные версии религиозного взгляда на происхождение человека.

Так, например, в христианстве считается, что первый человек Адам был создан Богом из праха, а первая женщина Ева — из ребра Адама. Независимо от конкретной версии сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные вопросы, сопровождающие и составляющие творческий, божественный акт, есть тайна.

Однако уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. Но античные представления о происхождении человека имели умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции.

Немецкий биолог Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек). Он же высказал предположение, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к прямохождению. Их останки найдены в Индии.

В 1960 г. английский археолог Л. Лики нашел в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн лет. Объем мозга составлял 670 см 3 . В этих же слоях были найдены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Позднее в Кении были обнаружены останки существ того же типа возрастом 5,5 млн лет.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразной обезьяны. Именно тогда разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки — 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой — 385. Далее идет шимпанзе — 369, орангутанг — 359 и гиббон — 117.

Человекообразные обезьяны более сходны с человеком, чем с низшими обезьянами, однако, поскольку предки у низших и высших обезьян были общие, между ними все же обнаруживается сходство, тогда как при сравнении низших обезьян с человеком сходство отсутствует.

Что было причиной появления человека в конкретном месте? В Восточной Африке отмечены выходы урановых пород и зафиксирована повышенная радиация, что, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами.

Возникший вид, физически более слабый, чем окружающие, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни. Все это способствовало возникновению разума — мощного инструмента слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» («южная обезьяна») относят к австралопитекам, останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но, по-видимому, этого было достаточно для создания орудий труда.

В 1891 г. на острове Ява были обнаружены останки питекантропа, предсказанного Геккелем. Существа, жившие 0,5 млн лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см 3 . Они уже применяли ножи, сверла, ручные рубила.

В 1920-е годы в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не обладал речью.

В 1856 г. в Германии обнаружены останки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, сравнимый с мозгом современного человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку. Неандерталец жил в пещерах, охотился на мамонтов. Умерших сородичей неандертальцы хоронили, что было отмечено впервые.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа (названного кроманьонец), близкого по облику и объему черепа (до 1600 см ") к современному человеку, имеющему рост 180 см. Возраст его определен — от 40 до 15 тыс. лет. Это — человек разумный. В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки — светлая кожа у белых и т.п.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (австралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец).

После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

Антропологи начала XXI в. утверждают, что человек современного типа возник более 100 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иофета.

В соответствии с этой версией, питекантроп, синантроп и неандерталец — не предки современного человека, а различные группы гоминид (человекообразных существ), вытесненных «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу этой гипотезы свидетельствуют генетические исследования, однако они признаются ненадежными некоторыми антропологами и палеонтологами.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человека утверждает, что только архаичные люди возникли в Восточной Африке, а современные — возникли там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн лет назад. Эта гипотеза основывается на пачеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, жившими в тех же местах.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна, и промежуточные виды до сих пор в полном объеме не известны. Невозможно обнаружить ту точку, в которой биогенез сменился антропогенезом, долгое время биологические и социальные факторы действовали параллельно. Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза остается все еше неполной, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не имел линейного характера.

Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постепенного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия приводит, в конце концов, к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.

Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

Гипотеза происхождения людей от проточеловека (Homo pre-Sapiens)

Десять вопросов без ответа

Теория происхождения людей от человекообразных обезьян в естествознании в целом считается установленной. Однако например, осмотрительный Ч. Дарвин не употреблял формулировки «человек произошел от обезьяны». В его книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) этой формулировки нет. Даже спустя 12 лет в специальной работе «Происхождение человека и половой отбор » он пишет лишь об эволюции вообще, совершенно не касаясь «промежуточного звена».

О происхождении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гексли и Геккель. Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», названного Геккелем «обезьяночеловек, лишенный речи».

Вместе с тем такой подход к истории возникновения человека вызывал и продолжает вызывать множество вопросов, остающихся и до настоящего времени без ответа. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, и слабые руки явно не приспособлены для быстрого лазания и скачков по деревьям.

Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн лет назад, доказывают, что выпрямленное двуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к совершенствованию прямохождения, но прямохождение — предпосылка для освобождения передних конечностей для труда. Почему обезьяньи предки, спустившись с деревьев, выбрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и используется всеми нынешними обезьянами?

Почему так укоротились и ослабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают явные преимущества в охоте и труде, особенно с примитивными орудиями?

Почему не перешли к труду живущие шимпанзе или вымершие австралопитековые, хотя они миллионы лет были полу прямоходящими, употребляли мясо и часто использовали палки и кости? Следовательно, не труд создал человека (как полагал Энгельс), а труд и речь.

Если предки человека были охотниками (известная картина «Охота древних "людей" на мамонта») и питались мясом, то почему их челюсти и зубы были слабы для сырого мяса, а кишечник относительно тела почти вдвое длиннее, чем у плотоядных животных? Причем челюсти уменьшены у самых ранних прямоходящих животных (пре- зинджантропов), хотя они не знали огня и размягчать на нем пищу не могли. Чем же тогда питались предки человека?

Почему у человека исчез шерстный покров на теле? Хотя ночи в Юго-Восточной Африке весьма прохладные и все, живущие там обезьяны, сохраняют шерсть.

Как животные, предки людей, при медлительности передвижения и отсутствия орудий, кроме жалких палок и камней, спасались от хищников?

Почему разумные люди в массовом порядке (войны) убивают друг друга?

Почему человек расселился по всей Земле?

Столь многочисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в современной теории антропогенеза есть какой-то крупный пробел.

На все перечисленные и многие другие вопросы о происхождении человека дала убедительные ответы гипотеза, выдвинутая в 1970-е годы советским исследователем, профессором Б.Ф. Поршневым.

Кто мы?

Тридцать пять миллионов лет назад от древних насекомоядных млекопитающих обособилась группа первичных животных (рис. 4.1), от которой между десятью и семью миллионами лет назад образовался предковый ствол африканских человекообразных обезьян (гиббон, горилла).

Между семью и шестью миллионами лет назад общий с африканскими человекообразными обезьянами предковый ствол разделился на две части: гоминоидную линию (семейство троглодитидов) и понгидную линию (высшие древние антропоидные обезьяны: бонобо, шимпанзе).

Прямоходящие, двуногие, двурукие, но бессловесные троглодитиды были еще не люди, но уже и не обезьяны.

Если непредвзято поставить вопрос об отличительных признаках человека, данных опытом истории, и которые не могут быть распространены на животных, то таких признаков оказывается только два.

  • Люди — единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление.
  • Люди — единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление — его деабсурдизация.

Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенноправильно — дает картину нервного срыва, сконструировать абсурд его нервная система не способна.

Рис. 4.1. Вариант схемы процесса антропогенеза: А — гоминидная линия; Б — гоминоидная линия; В — понгидная линия; Г — предковый ствол африканских обезьян; 1 — ископаемый гиббон; 2 — древняя горилла

В семействе троглодитидов отчетливо выделяются три рода: австралопитеки, археоантропы и палеоантропы (см. рис. 4.1). Низшая форма, австралопитеки, по объему и строению мозга, по морфологии головы, — весьма похожа на антропных обезьян, но радикально отличается от них прямохождением.

Высшая форма прямоходящих палеоантропов, по строению тела, черепа, мозга — в высшей степени похожа на человека.

Троглодитиды, начиная с австралопитековых и кончая палеоантроповыми, умели лишь находить и осваивать кости и трупы умерших и убитых хищниками животных. Но и это было для них весьма сложной задачей. Ни зубы, ни ногти, как жевательные мышцы и пищеварительный аппарат, не были приспособлены к подобному «трудовому занятию». Овладеть же костным и головным мозгом и пробить толстые кожные покровы помог им лишь навык, восходящий к инстинкту разбивания камнями орехов, моллюсков, рептилий, проявляющийся повсеместно в филогенезе обезьян. Это была чисто биологическая адаптация к принципиально новому способу питания — некрофагии.

Троглодитиды не только не убивали крупных животных, но и имели жесткий инстинкт ни в коем случае не убивать, иначе разрушилась бы их хрупкая биологическая ниша в биоценозе.

Прямоходящие высшие приматы-разбиватели одновременно должны были оказаться и носильщиками, поскольку им приходилось или нести камни к местонахождению мясной пиши, или нести пишу к камням. Поэтому троглодитиды и были прямоходящими: верхние конечности должны были быть освобождены от функции раскачивания (на деревьях) для выполнения функции ношения. Так что «орудия труда» в нижнем и среднем палеолите были средствами разделки останков крупных животных и абсолютно ничем более. В этом процессе выделяются три больших этапа.

Первый этап — на уровне австралопитеков. Время богатейшей фауны хищников-убийц. И австралопитеки, видимо, использовали тогда даже не обильные запасы мяса, оставляемые могучими хищниками, а только костный и головной мозг, для чего только требовалось лишь расчленить и разбить кости. Для этого достаточно было использовать обычные камни, поэтому-то ископаемые австралопитеки и не оставили «орудий своего труда», им этого умения пока еще не требовалось.

Костный мозг травоядных составляет величину порядка 5% их массы, так что у того же умершего древнего слона этого высокопитательного вещества было 200-300 кг, плюс столько же весил головной мозг. Претендентов на эту богатую протеином пищу практически не было, за исключением грызунов и насекомых.

Во втором этапе проявился глубокий кризис хищной фауны, отмеченный полным вымиранием хищников-убийц. Следовательно, и австралопитеки то же были обречены на вымирание. Лишь одна ветвь триглодитид пережила кризис и дала совершенно обновленную картину экологии и морфологии — археоантропы. Роль собирателей и аккумуляторов относительно свежих трупов сыграли широко разветвленные течения рек. Все достоверно локализованные нижнепалеолитические стоянки расположены у изгибов рек, у древних отмелей и перекатов и т.п., — природных ловушек для плывущих и волочащихся по дну туш. Задачей археоантропов было пробивать их шкуры и рассекать связки камнями в форме рубил (рис. 4.2).

Рис. 4.2. «Орудия труда» археоантропов

Таким образом, на этом этапе развилось поедание не только мозга, но уже и мяса, вероятно, в соперничестве с пернатыми хищниками-стервятниками.

Третий этап характеризуется наступлением кризиса в связи с разрастанием фауны так называемых пещерных хищников (пещерные львы, медведи). На долю рек стала приходиться малая часть общей массы умирающих травоядных животных. Род археоантропов был обречен тем самым на затухание. И снова лишь одна ветвь вышла из кризиса морфологически и экологически обновленной — палеоантропы (троглодиты). Их источники мясной пищи уже нельзя описать однозначно. Их камни все более приспособлены для резания и разделки мяса животных и рыб, поврежденных хищниками, хотя их по- прежнему привлекает извлечение мозга. Этот род уже способен расселяться в поисках пищи, но они по-прежнему ни на кого не охотились.

Однако и этому третьему этапу приходит конец вместе со следующим зигзагом флуктуации фауны и флоры в позднем плейстоцене.

В четвертичном периоде кайнозойской эры (плейстоцене) наступило похолодание (рис. 4.3), что привело к оледенению большойчасти Земли. Наступил ледниковый период с распространением льдов на значительной части даже Южного полушария. Погибли многие виды древесных растений. Шла интенсивная эволюция млекопитающих со сменой фауны и вымиранием видов. Новые формирующиеся в конце среднего плейстоцена биогеоценозы вытеснили прямоходящих плотоядных высших приматов, несмотря на всю их изощренную приспособляемость

Рис. 4.3. Ландшафт плейстоцена

Этим удивительным животным, так быстро развившимся и теперь обреченным на вымирание, природа оставляла лишь очень узкий выход. Он заключался в том, чтобы нарушить тот самый, до этого спасительный, принцип «не убей», который составлял глубочайшую основу, сокровенный секрет их пребывания в разнообразных формах симбиоза с животными. Первое условие их беспрепятственного доступа к остаткам мертвого мяса состояло в том, чтобы живое и даже умирающее животное их не боялось.

Решение биологического парадокса состояло в том, что инстинкт не запрещал им убивать представителей своего собственного вида, т.е. можно было использовать часть своей популяции (поедание собратьев) как самовоспроизводящийся источник корма.

Все признаки каннибализма у троглодитов, какие известны антропологии, прямо говорят о посмертном поедании черепного и костного мозга, вероятно, и всего трупа подобных себе существ. Такая тенденция все же не могла решить проблему пищи: вид, питающийся самим собой, бесперспективен. Поэтому возникло совершенно новое явление — зачаточное расщепление самого вида на почве специализации особой пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, с тем, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством.

Таким образом, от прежнего вида сравнительно быстро и бурно откололся новый, становящийся ему экологической противоположностью.

Если палеоантропы (троглодиты) не убивали никого, кроме себе подобных, то эти другие (новый видHomopre - Sapiens - человек формирующийся (см. рис. 4.1) представляли собой инверсию: по мере превращения в охотников, они не убивали именно палеоантропов. Они сначала отличались от других троглодитов только тем, что не убивали этих прочих троглодитов. Однако много позже, отделившись от троглодитов, они уже не только убивали последних, как и всяких иных животных, как «нелюдей», но и убивали подобных себе, т.е. другихHomo pre - Sapiens .

Об открытии огня вообще не приходится говорить — он появился (при ударе камней) помимо воли и сознания троглодитов и причинял им большие неудобства (тление подстилки логова троглодитов). От них потребовалось «открытие» иного рода: как сделать так, чтобы огонь вообше не возникал.

В ходе борьбы с огнем обнаружились и его полезные свойства: от кострищ, огня в угольной яме, до ямы — печи и светильника.

Кроме того, пользование огнем способствовало потере троглоди- тидами волосяного покрова, этому столь загадочному явлению. Подобный способ терморегуляции практически уникален среди млекопитающих. Однако сочетание таких экологических факторов, как сбор костей в полуденный зной (во время отдыха настоящих хищников) и воздействие тепла кострищ (угольных ям), и привело к этому способу теплообмена, эффективному лишь в условиях солнцепека да постоянного контакта с жаром огня. Волосяной же покров на голове сохранился, вероятно, в качестве зашиты от воздействия солнечных лучей в полуденный зной (см. выше).

Куда мы идем?

Пора отбросить все те несуразицы, которыми замусорена проблема становления Homo sapiens. Научной несообразностью является взгляд, будто все особи предкового вида превратились в людей. Еше бессмысленнее думать, что они перестали рождаться на свет с тех пор, как некоторые путем эволюции стали людьми.

Что касается человека (Homo sapiens ), то он появился (см. рис. 4.1) всего лишь 35-40 тысяч лет тому назад. История людей — взрыв! Толчком к взрыву послужила бурная дивергенция двух видов -Trog - lodites иHomo pre - Sapiens , стремительно отодвигавшихся друг от друга до различных уровней организации материи — биологической и социальной. Только крайне напряженные экологические отношения между обоими дивергирующими видами могут объяснить столь необычную быстроту отпочкования нового, прогрессивного вида. Следовательно, перед нами продукт действия некоего особого механизма отбора, противоположного дарвиновскому, «естественному».

«Загадка человека» полностью включена в неисчерпаемо сложную тему дивергенции палеоантропов иHomo pre - Sapiens . В переводе на хронологию длина этого интервала всего лишь 15-25 тыс. лет, на нем- то и укладывается все таинство дивергенции, породившей людей.

Совершив патологический переход к хищному поведению по отношению к своему же виду, палеоантроп — агрессор — привнес в мир гоминид страх перед «ближним своим». Закрепляясь генетически, этот страх стал врожденным (и сейчас ребенок 5-7 месяцев испытывает страх при приближении незнакомого человека).

Лишь очень немногие, отбираемые палеоантропами (троглодитами) по «большелобости», могли уцелеть и попасть в число тех взрослых, потомки которых потом отпочковались от палеоантропов, образовав изолированные популяции данников этих палеоантропов. Однако в итоге они все же были уничтожены, но это сделал ужеHomo pre - Sapiens . Этот ароморфоз был достаточно локальным феноменом: по данным современных генетических исследований человеческого гемоглобина выяснилось, все человечество является потомками всего лишь 600-1000 предковых мужских особей.

Есть и еще один совершенно специфический факт: расселение ранних Homo Sapiens чуть ли не по всей пригодной к обитанию территории Земли, включая Америку, Австралию, Океанию. Им не стало «тесно» в хозяйственном смысле, им, несомненно, стало тесно в смысле трудности существования с себе подобными. Они бежали и от соседства с теми популяциямиHomo pre - Sapiens , которые сами не боролись с указанными факторами, а перекладывали их тяготы на часть своей и окрестных популяций.

Наконец земной шар перестал быть открытым для свободных перемещений, и его поверхность покрылась системой взаимно обособленных ячеек, пользующихся своим собственным языком (помощь непонимания) как средством защиты от чужого поведения и агрессивных устремлений. И все же это взаимное избегание было слишком запоздалым средством для того, чтобы таким образом защититься от скрещивания с троглодитами - адельфофагами (братоубийцами). Следовательно, «уйти честно» из животного мира, «не замаравшись», «человеку разумному» не удалось.

Именно видовая неоднородность делает жизнь человечества (часть которого составляют внедрившиеся троглодиты) столь нестабильной и чреватой самыми ужасными последствиями.

Хищные гоминоиды сегодня — так называемые «сильные мира сего». И их неразумное владычество привело все живое на Земле на грань гибели. Однако путь к спасению — в руках самого Человека.

К концу XVII века ученым уже были известны тысячи видов животных. Изучение такого огромного количества организмов требовало, чтобы они были, прежде всего, приведены в какой-то порядок, или, как говорят ученые, чтобы они были классифицированы. Но по какому признаку объединять животных в группы? Над этим вопросом очень . Нашлись такие наивные натуралисты, которые располагали названия животных в алфавитном порядке. Но подобный «порядок» ничуть не лучше любого беспорядка, так как при этом в одну группу могли попасть животные, ничего общего между собой не имеющие, например бык и блоха, воробей и верблюд, кабан и карась и т.д. В этой статье попытаемся рассмотреть основные положения научной теории происхождения человека . Лишь двести с лишним лет назад известный шведский ученый Карл Линней (1707–1778) создал классификацию животных , которая могла удовлетворить стоявшим перед тогдашними исследователями задачам. Весь животный мир Линней разделил на шесть классов: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, млекопитающие. В основу своей классификации; он положил сходство телесного строения животных. Хотя Линней был одним из выдающихся ученых ХVIII века, тем не менее он не был свободен от . Как и большинство людей его времени, он верил, что видов растений и животных существует столько, сколько их было создано «в начале времен» богом. Линней считал также, что человек, в отличие от всех животных, создан по образу и подобию божьему, что в нем заложен «божественный разум». Однако, распределяя животных по классам, Линней на основе сходства телесного строения человека и высших животных объединил их в один класс млекопитающих, то есть животных, самки которых рождают живых детенышей и вскармливают их собственным молоком. Из классов млекопитающих Линней выделил наиболее высокоорганизованных животных (приматов), куда включил полуобезьян, обезьян и людей. Тем самым Линней, сам того не желая, доказал, что человек – животное млекопитающее , наиболее близко стоящее к обезьянам. В то время как Линней еще цеплялся за религиозные сказки о сотворении богом всего живого, наш великий соотечественник – Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), живший одновременно с Линнеем, открыто выступил против религиозного мировоззрения. «...Напрасно думают , – писал Ломоносов в своем сочинении «О земных слоях», – что всё, как видим, с начала творцом создано ». Ломоносов высмеивал ученых, придерживавшихся религиозного взгляда на природу. «Оным умникам, – говорил о них Ломоносов, – и легко быть философами, выуча три слова: бог так создал ». Надо также упомянуть знаменитого естествоиспытателя Петра-Симона Палласа (1741–1811), члена Российской академии наук. Еще, будучи начинающим исследователем, Паллас опубликовал труд, в котором указывал на связь, существующую между растениями и животными, которых он рассматривал как два ствола дерева, выросшие на одном корне. У самого начала расхождения двух стволов – растительного и животного – Паллас поместил зоофитов , то есть простейшие организмы, имеющие много общего и с животными и с растениями. Правда, о зоофитах писали еще древние ученые за две тысячи лет до Палласа. Но их учение было забыто. Паллас же не только возродил мысль о зоофитах как о родоначальниках животных и растений, но и развил ее дальше. Паллас считал, что зоофиты представляют начальную форму жизни. Первую же ступень в ряду животных составляют низшие беспозвоночные организмы, которых Паллас объединил в одну группу малюсков (мягкотелых). Вторая ступень – рыбы , за которыми следуют амфибии, или земноводные (в эту группу Паллас включил также пресмыкающихся). Наиболее организованными высшими животными являются четвероногие (так в прошлом называли млекопитающих). Перечисленные животные – моллюски, рыбы, амфибии, четвероногие – составляют один общий ствол. Насекомые же и птицы являются боковыми ветвями этого ствола. Рисунок 1 - Классификация животного мира по Палласу. Мы видим, таким образом, что Паллас, как и Линней, разделил животный мир на шесть однородных групп (классов), хотя некоторые из них у обоих авторов имеют разные наименования, например черви и гады – у Линнея, моллюски и амфибии – у Палласа. И все же между системами (классификациями) Линнея и Палласа лежит огромная пропасть. В то время как между выделенными Линнеем классами отсутствует какая-либо связь, выделенные Палласом группы связаны между собой родством, причем этот ученый уже различал прямое родство от бокового. Паллас сделал огромный шаг вперед, оставив далеко позади себя Линнея, который смотрел на природу глазами религиозного человека. Еще дальше Палласа ушел вперед русский ученый Афанасий Каверзнев (1750–1778). Несмотря на свою молодость, Каверзнев успел внести большой вклад в науку. Им была написана небольшая по размеру, но, полная глубокого смысла книжка «Философическое рассуждение о перерождении животных ». Из самого названия книжки видно, что Каверзнев защищал идею «перерождения» животных, то есть происхождения одних видов от других. Помимо того, в то время как Паллас ничего не говорил о родстве человека с обезьянами, Каверзнев утверждал, что человека и обезьян надо причислить к одной семье. Так медленно, но все шире распространялась и укреплялась идея, что между животными имеется родственная связь, что животные «перерождаются», то есть развиваются (эволюционируют) от низших к высшим. В развернутом виде учение об эволюции животного мира было изложено впервые известным французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) в книге «Философия зоологии » в начале XIX века, в 1809 году. В этой книге Ламарк уже уверенно писал, что высшие животные произошли от низших и что человек произошел от человекообразных обезьян. Рисунок 2 - Жан Батист Ламарк (слепой). Это правильное в своей основе учение Ламарк, однако, не смог подкрепить достаточно убедительными фактами, которых в его время еще не было. Некоторые же объяснения причин эволюции, которые Ламарк черпал не из явлений природы, а из головы, оказались неверными и неубедительными. Этим воспользовались реакционные ученые, противники эволюционного учения, которые объявили эволюционный принцип ложным, – и учение Ламарка было забыто. Забыт был и сам Ламарк, окончивший жизнь слепым, в нужде и одиночестве. Верной ему осталась лишь его дочь Корнелия, которая, утешая любимого отца, говаривала: «Потомство будет восхищаться тобой, оно отомстит за тебя, отец! ». Эти слова высечены на камне памятника, который был воздвигнут ученому в 1909 году в Париже, спустя сто лет после выхода в свет его книги «Философия зоологии».

Чарльз Дарвин о происхождении человека

Первым, кто вновь извлек на свет учение Ламарка, был величайший натуралист XIX века . Заметим, что в молодости Дарвин был очень далек от эволюционной идеи, являясь почитателем библии, которую он носил с собой и часто перечитывал. Рисунок 2 - Чарльз Дарвин. Но по мере того как во время длительного кругосветного путешествия у Дарвина накоплялся все больший и больший научный материал, говоривший в пользу изменчивости и развития растительного и животного мира, он начал отходить от религии и в конце концов полностью порвал с ней. В 1359 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора ». В ней на основе собственных и собранных его предшественниками материалов Дарвин сумел доказать, что растения и животные развились от простейших до высокоорганизованных. Величайшей заслугой Дарвина является также и то, что он первый из ученых убедительно и не опровержимо объяснил, почему организмы не остаются неизменными, а развиваются и усложняются. Своим учением Дарвин сделал огромный вклад в науку о жизни (биологию) и нанес жестокое поражение религиозным сказкам о сотворении богом растений, животных и человека неизменными.

ВСЯКАЯ ИСТИНА ПРОХОДИТ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ УМЕ ЧЕРЕЗ ТРИ СТАДИИ : СНАЧАЛА - «КАКАЯ ЧУШЬ!», ЗАТЕМ - «В ЭТОМ ЧТО-ТО ЕСТЬ» И, НАКОНЕЦ - «КТО ЖЕ ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ!»

АЛЕКСАНДР ГУМБОЛЬДТ

Одной из загадок и является теория зарождения жизни на Земле вообще, и происхождение человека в частности. На сегодняшний день известно несколько гипотез, пытающихся объяснить появление на Земле человека - существа разумного (лат. Homo sapiens). Назовём лишь три из них, основные.

Основные концепции происхождения людей на земле

Первая (концепция креационизм) - самая древняя и классическая: бог создал Землю, всё живое на ней из неживой материи, в том числе и человека. Первые люди - Адам и Ева дали жизнь последующему поколению людей.

И было это, по утверждению библии, примерно семь с половиной тысяч лет назад. Может это и так, и вопросов быть не должно, но важно, что вообще понимать под понятием Бог, Всевышний или Создатель, абстрагируясь от религиозной терминологии. Помимо того научно установлено и существуют доказательства того, что люди появились значительно раньше, примерно 40-45 тысяч лет назад.

Вторая (концепция панспермии ) - жизнь на Землю занесена с иных более развитых планет. Эта версия совсем новая, насчитывает всего лишь несколько десятков лет. Она предполагает существование жизни во Вселенной всегда, со времени появления самой Вселенной. Жизнь по мере формирования планет и появления условий для существования жизни заносилась на них из Космоса, путём рассеивания.

Третья – научная концепция в её основе лежит эволюционный путь развития всего живого на Земле, в том числе человека. Основатель этой теории Дарвин дал чёткую строго выверенную схему происхождения видов живых организмов в ходе естественного отбора и их изменений в результате эволюции и мутации клеток. Ещё раньше Дарвина аналогичные взгляды высказал французский учёный Жорж-Луи Бюффон, утверждавший единство происхождения растительного и животного мира.

Каждому школьнику известно, что предком человека по данной теории объявлены приматы – шимпанзе - представители гоминид (самый первый и древний из них Сахелантроп (Sahelanthropus).

Так что, как бы хотелось нам или нет иметь своим собратом данный вид животных, никуда от этого не деться. Пока никуда... Вот только что-то в этой теории немного не сходится.

Процесс выделения человека из мира животных получил название «антропогенез». Научное утверждение, что человек - прямой потомок обезьяны сегодня претерпело корректировку. Возможно, что предок человека, как и предок современной обезьяны имели общие корни происхождения, но в ходе эволюции пути их разошлись.

Полному становлению человека на Земле, согласно современной теории, предшествовало эволюционное появление неандертальцев и непонятно откуда появившихся кроманьонцев .

Неандертальцы были людьми невысокого роста, коренастыми, сутулыми, с большими надбровными дугами и почти полным отсутствием подбородка. Объём их головного мозга не уступал человеческому, хотя устроен был более примитивно. Они могли охотиться, обеспечивать себя едой, изготовить себе укрытие и даже хоронили своих умерших родственников, украшая их могилы У них были зачатки зарождения религии. Но, как предполагают учёные, по каким-то причинам эта ветвь цивилизации перестала развиваться. Доказано, что ранние неандертальцы были более развиты, чем их потомки.

С наступлением материкового оледенения неандертальцы, не сумев приспособиться к новым условиям, просто погибли - такова версия их исчезновения с лица Земли. Ветвь развития неандертальцев признана боковой, тупиковой ветвью цивилизации.

Археологи находят останки подобных нам людей, возраст которых установлен радиологическим методом и составляет примерно 40-50 тысяч лет . Этих наших прямых предков и называют кроманьонцами.

Что особенно интересно, по исследованиям археологов видно, что вот ещё живут неандертальцы, а рядом с ними уже появились первые кроманьонцы. А порой просто в пещерах неандертальцев вдруг находят останки кроманьонцев, пути появление которых так и не выявлены.

Кроманьонцы образуют единственный род и вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению со своими соседями-неандертальцами.

Интересно то, что между кроманьонцами и неандертальцами генетически нет ни малейшего сходства. Но такое абсолютное сходство найдено между человеком и кроманьонцем. А также есть некоторые генетические сходства между человеком и неандертальцами. И это наводит на мысль, что пути развития предков человека и неандертальцев разошлись примерно 600 тысяч лет назад, а может быть и раньше. Значит, надо искать связующее звено между человекоподобными обезьянами и кроманьонцами. А вот это звено как раз и отсутствует. Откуда взялись красавцы - кроманьонцы неизвестно…, пока неизвестно…

Присутствием на Земле в наше время никого не удивишь. Но есть факты того, что первых пришельцев видели ещё древние люди и упоминали об этом в своих пиктограммах, манускриптах, летописях. Древние греки и римляне и даже шумеры (предположительно самая древняя цивилизация) оставили свои впечатления о спускающихся с небес «бочках огненных», «сияющих лунах» или «зависших брёвнах» и выходящих из них «сынах Божьих» и бравших в жёны «дочерей человеческих». Сообщения об встречаются и в средневековых летописях, причём и русских. Есть о них упоминания и в библии - источнике, который нельзя подвергать сомнению.

Всё это наталкивает на мысль о влиянии на цивилизацию человечества нечто извне. Вопрос только в том, что это за сила, и каков общий замысел этого влияния. Может быть, генетический код первых кроманьонцев заимствован у представителей иных миров? А наша голубая планета Земля с её бесконечно множившимися проблемами уже давно, с того самого момента, как появились первые кроманьонцы, а может, и раньше с момента своего зарождения находится под неусыпным оком более развитых цивилизаций или Разума вообще. Как знать…Или помня наставление из библии:

«Сокрытое принадлежит Господу, а открытое сынам человеческим» ,

подождём, когда приоткроется и эта завеса….

Российские учёные из Палеонтологического института им. Борисяка смогли доказать, что первые живые организмы появились на Земле в результате так называемой панспермии (гипотеза о появлении жизни на планете в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни»). Случилось это примерно 3,8 млрд. лет назад, во время падения метеорита, который и занес на Землю древнейшие микроорганизмы, из которых впоследствии и развились все современные формы жизни.

Учёные исследовали древние метеориты, найденные в Монголии. Анализ показал, что в них присутствовали бактерии, которые существовали ещё до того, как сформировалась Земля.

Происхождение человека объясняют представители естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология, философия) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. Большинство наук рассматривает человека как систему, соединяющую в себя биологические и социальные компоненты. Существует четыре основные концепции о происхождении человека: креационистическая (идеалистическая), биологическая, трудовая и мутационная.

Идеалистическая теория.

В зависимости от развития религии, можно выделить несколько вариантов происхождения человека. В мифах бесписьменных народов повествуется о том, что тотемный предок (обычно это животное) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, австралийцы считают своим предком ящерицу.

В языческих религиях, которые верили во множество богов, человека считают творением этих богов . Например, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины , чтобы те им служили. Древние греки считали себя потомками богов. В монотеистических религиях, таких как христианство и ислам существует единый Бог , который считается творцом мира и человека. В Библии отмечается, что Бог создал мир и человека за шесть дней . Он создал Адама из праха земного и дал ему жизнь, затем из ребра Адама он создал Еву. Из всех религий выходит, что человек есть творение Бога. Однако есть множество научных доказательств, показывающих безосновательность религиозных доводов .

Биологическая теория.

Карл Линней , в книге «Системы природы» (1735 г.) отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Ламарк , в книге «Философия зоологии» (1809 г.) излагает гипотезу о происхождении человека от обезьян, возможно, человек произошел от шимпанзе. Дарвин , в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал естественное происхождение человека от узконосых человекообразных обезьян без вмешательства Бога. Во второй половине XVIII века Ж. Бюффон показал сходство основных органов человека и животных.

В 1840 - 1850 годах, французский археолог Буше де Перт собрал каменные орудия труда и показал, что их возраст значительно больше (более 2 млн. лет), чем время появления человека согласно Библии (200 тыс. лет назад). В середине XIX века, эти находки были признаны мировыми научными сообществами. Современные научные данные показывают, что человек и антропоиды произошли от общего предка - ископаемого африканского обезьяноподобного существа, похожего на долгопятов. Палеонтологи нашли промежуточные формы между человеком и высшими обезьянами - это питекантропы, синантропы, неандертальцы и, наконец, людей современного типа - кроманьонцы. В конце ХХ века, с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить доказательства родства человека с животным миром. Из современных антропоидов, т.е. человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон) ближе всего человеку является шимпанзе .


Эволюционная теория антропогенеза Дарвина и Тейяра де Шардена согласуетсястеорией самоорганизации материи. По мнению де Шардена, появление «гомо сапиенс» - это скачок в антропогенезе. В рамках эволюционной концепции, он обосновал единство биологической и социальной природы человека.История гомо сапиенса показала, что человеческий разум не имеет предела совершенствования и развития.

Трудовая теория.

Энгельс, в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» объяснил, что труд превратил обезьяноподобных предков в людей. Начало изготовления орудия труда совпадает с возникновением речи и мышления. Около 5 млн. лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг. Прямохождение перестроило организм, освободив передние конечности, тем самым было создано условие для совершения труда, изменения положения головы и глаз. Это привело к возрастанию зрительной информации. Труд привел к зарождению и развитию социальных отношений, сознания, мышления, языка, и тем самым превратил обезьяну в человека .

Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению, из-за чего существующие инстинкты (генетически заложенные программы поведения в определенных условиях) постепенно отмирали. Поэтому возникла необходимость в небиологическом способе хранения и передачи информации. Так появилась символическая деятельность - применение символов в качестве образов объектов при хранении и передаче информации и при речи. Все это развивало мозг, и привело к возникновению абстрактного мышления.

С появлением труда, человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции, т.е. триадам Дарвина. В дальнейшем эволюция человека начала зависеть от социальных факторов : трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления. Социальные факторы начали влиять на человека современного вида (кроманьонца) около 40 тысяч лет назад.

Мутационная теория.

В начале ХХ века, появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза . Согласно этой теории, новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме.

Ученые считают, что биологическая основа появления человека - это полезные мутации . Причины возникновения полезных мутаций могут быть разными. Еще в 30 годы ХХ века, ученый А. А. Чижевский доказал, что периодические колебания интенсивности излучения Солнца влияют на биосферу Земли.

Причиной мутаций могла стать геологическая активность Земли. Например, в Восточной Африке около 20 млн. лет назад в земной коре образовались трещины. Благодаря этим трещинам, на поверхности Земли возникли залежи урановых руд. Урановые руды значительно повышают естественную радиацию в Восточной Африке. Вероятно, радиация положительно влияла на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи урановых руд, вызывая мутации разного рода.

Следующей причиной возникновения мутаций ученые считают нервные запредельные нагрузки, т.е. стресс. Стресс - это острая гормональная реакция организма на внешние раздражения. При этом возникают резко отрицательные эмоции, вспышки страха, гнева и т. д.

Согласно мутационной теории, человек - это обезьяний мутант . Однако мутанта в природных условиях ждала неминуемая гибель. Но мутант сумел выжить, используя орудия труда, живя в обществе, творя культуру, и стал человеком.

Вопросы для самоконтроля

1. Сколько существует, в основном теории о происхождении человека?

2. Как объясняет происхождение человека идеалистическая теория?

3. Как объясняет происхождение человека мусульманская религия?

4. Как объясняет происхождение человека христианская религия?

5. За сколько дней, бог сотворил мир и человека?

6. Кто и когда написал книгу «Система мира»?

7. Кто и когда написал книгу «Философия зоологии»?

8. Кто и когда написал книгу «Происхождения человека и полевой отбор»?

9. Когда и на основании чего, французский археолог Буше де Перт доказал, что возраст появления человека значительно больше, чем по Библии?

10. Как объясняет происхождение человека биологическая теория?

11. Какие промежуточные формы нашли палеонтологи между человеком и высшими обезьянами?

12. Какие обезьяны относятся к числу современных человекообразных обезьян?

13. Какая из человекообразных обезьян самая близкая к человеку?

14. Кто написал книгу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»?

15. Как объясняет происхождения человека трудовая теория?

16. Сколько миллионов лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг?

17. Что привело к зарождению сознания, мышления, языка, и тем самым превратило обезьяну в человека ?

18. С появлением чего, человек перестал подчиняться триадам Дарвина?

19. Сколько тысяч лет назад, начали влиять на человека социальные факторы ?

20. Как объясняет происхождения человека мутационная теория Хуго де Фриза?

21. Сколько миллионов лет назад, в Восточной Африке в земной коре образовались трещины?

22. Какая теория считает, человека обезьяним мутантом?

23. Благодаря чему, обезьяний мутант сумел выжить и стал человеком?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные