Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

20 ноября 2017 года, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день Его Святейшеству исполнился 71 год.

В 2017 году отмечается 170-летие основания официального представительства Русской Православной Церкви в Святой Земле ― Русской духовной миссии во Святом Граде Иерусалиме, а также 200-летие со дня рождения начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина). В торжественном богослужении в Храме Христа Спасителя участвовали Преосвященные архипастыри и священнослужители, ранее занимавшие должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, а также действующий начальник Духовной миссии.

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Суранова) во епископа Мариинско-Посадского, викария Чебоксарской епархии (Чувашская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1963-1965 гг.; митрополит Валентин (Мищук); митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1982-1986 гг.; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1986-1988 гг.; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1993-2002 гг.; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Сурожский Елисей, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2002-2006 гг.; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Звенигородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Подольский Тихон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2006-2009 гг.; епископ Краснослободский и Темниковский Климент; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Волгодонский и Сальский Корнилий; епископ Канашский и Янтиковский Стефан; епископ Балашихинский Николай; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Алатырский и Порецкий Феодор; епископ Шахтинский и Миллеровский Симон; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий; епископ Переславский и Угличский Феодор; епископ Луховицкий Петр; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.

Также Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме; архимандрит Никита (Латушко), настоятель Свято-Троицкого храма в Всеволожске (Санкт-Петербургская митрополия), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1988-1993 гг.; архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) в Санкт-Петербурге, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2009-2013 гг.; игумен Феофан (Лукьянов), заведующий Сектором протокола ОВЦС МП, и.о. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2013-2015 гг.; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство г. Москвы и Чувашской митрополии.

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; президент Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельский; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов; вице-президент Республики Абхазия В.В. Габния; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Абхазия в Российской Федерации И.М. Ахба; Чрезвычайны и Полномочный посол Латвийской Республики в Российской Федерации Марис Риекстиньш; председатель Государственного совета Чувашской Республики В.Н. Филимонов; руководитель Департамента национальной политики межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Н. Гурьев; председатель правления, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев.

За Литургией молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, духовенство, монашествующие и миряне, пришедшие в Храм Христа Спасителя помолиться со Святейшим Патриархом Кириллом в день рождения Его Святейшества.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

В сугубую ектению были включены особые прошения о здравии Святейшего Патриарха Кирилла. После сугубой ектении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочитал молитву о Предстоятеле Русской Православной Церкви.

Затем Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении душ усопших наставников и родственников Его Святейшества, в том числе рабов Божиих митрополита Никодима, протоиерея Михаила, Раисы, иерея Василия, Параскевы.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию по почившим начальникам Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Затем Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Мариинско-Посадского Игнатия, викария Чебоксарской епархии, на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Игнатий!

Днесь всемощная благодать от Отца исходящего и Сыном ниспосылаемого Утешителя Духа освятила твое естество. Окруженный сонмом иерархов, пастырей и мирян, видимых очами телесными, и осененный крылами бесплотных Сил Небесных, зримых очами духовными, ты приял под сводами сего храма дар епископства, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Соделавшись преемником апостольского служения, облекшись во святительские одеяния, ты, как и твои предшественники - собратья-архипастыри, стоишь пред нами в ожидании напутствия Предстоятеля. Внемли же Патриаршему наставлению и запечатлей его в своем сердце. Да поможет тебе оно надлежащим образом проходить епископское поприще, представлять себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).

Архипастырское служение сколь высоко, столь и многотрудно. Высоко потому, что является продолжением на земле великого и славного служения учеников Христовых, тех, чьи очи сподобились видеть, руки - осязать, а уши - слышать воплотившегося нас ради Сына Отчего. Средоточием апостольской миссии стало благовестие о Иисусе Воскресшем. Посланники от имени Христова (2 Кор. 5:20), они шествовали даже до края земли (Деян. 1:8), призывая людей примириться с Богом (2 Кор. 5:20), покаяться, обратить к Нему свои сердца. Отныне и тебе надлежит продолжать их дело на земле, осолять этот мир спасительными евангельскими глаголами, быть ему светом (Мф. 5:13).

Как я уже сказал, епископское служение не только высоко, но и многотрудно. Оно требует самоотверженности и терпения, верности долгу и мужества. Помни, что апостолы без остатка отдали жизнь своему возлюбленному Учителю. Помни, что они не искали покоя, не страшились трудов и испытаний, не боялись ни мучителей, ни мучений, ни самой смерти. Помни и подражай им в служении.

В этом году вместе со 100-летиемвосстановления Поместным Собором Патриаршества мы вспоминаем начало скорбного пути Русской Церкви, явившей великий сонм свидетелей Истины, мучеников и исповедников. По милости Божией сегодня мы не сталкиваемся с открытыми гонениями, не подвергаемся преследованиям за веру. Однако в любую эпоху подлинное исповедание Господа и Спасителя нашего требует стойкости и силы духа, ибо нередко сопровождается различными трудностями и притеснениями. Этому исповеданию могут сопутствовать и беды от лжебратии, и восстающие на душу соблазны и искушения.

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), - говорит Христос Своим ученикам. Ничего не страшись, ибо «князь мира сего осужден» (Ин. 16:11). Дерзай, не бойся, только веруй, и вера твоя спасет тебя (Лк. 8:48-50). Совершая епископские труды, никогда не забывай эти слова Победителя смерти и Подателя жизни. Пусть они ободряют тебя в предстоящем служении. Итак, дерзай и, подобно апостолам, со смелостью не переставай учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42). Дерзай и со тщанием паси Его словесное стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5:2). Дерзай и с горячей верой, с непреложным упованием на Господа совершай возложенное на тебя ответственное послушание.

Пусть примером епископского служения будет для тебя святитель Игнатий, епископ Кавказский, в честь коего ты наречен в монашестве. Сей усердный молитвенник и строгий воздержник явил нам также яркий образ ревностного архипастыря и вдохновенного проповедника, опытного душепопечителя и деятельного храмостроителя. По немощи телесной он недолго был правящим архиереем. Однако за время пребывания на кафедре этот дивный служитель Господень сумел вопреки непростым внешним обстоятельствам взрастить многие плоды на ниве Христовой. Призываю тебя в епископском делании уподобиться своему небесному покровителю, неустанно ревновавшему о славе Божие.

Как же явить себя пастырем добрым - таким, каким был святитель Игнатий? Где обрести силы, разумение, волю? Для этого нужно «быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом» . Эти замечательные слова произнес некогда настоятель Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий при наречении во епископа Кавказского и Черноморского, и этим словам он всегда старался следовать сам. Прежде всего будь епископом своего сердца, благоразумным управителем дома своей души. Тогда ты сможешь стать настоящим епископом человеческих сердец, мудрым управителем вверяемого твоему попечению удела церковного.

Священный Синод определил тебе проходить служение на земле Чувашии, где ты родился и вырос, принял священный сан и нес различные ответственные послушания. Призываю тебя быть ревностным и единомысленным соработником Преосвященного Варнавы, митрополита Чебоксарского и Чувашского, который долгие годы заботится об устроении церковной жизни в регионе. Помогай правящему архиерею в трудах по развитию в епархии просветительской и катехизаторской деятельности, в работе с молодежью, в служении милосердия, а также в иных благих начинаниях на пользу церковную. Яви себя, по слову Писания, добрым домостроителем многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10), который все свои силы и способности полагает к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12).

С таким напутствием вручаю тебе этот епископский жезл - символ архипастырской власти и сопряженной с ней великой ответственности за души человеческие. Теперь же благослови предстоящих людей, молитвенно соучаствовавших ныне в твоей хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

После возглашения многолетия Предстоятелю Русской Церкви митрополит Ювеналий обратился к Святейшему Владыке: «Ваше Святейшество! Только что Вы совершили поминовение тружеников Русской духовной миссии в Иерусалиме. Я хотел бы выразить Вам сердечную признательность за то, что несколько дней тому назад Вы благословили бывшим начальникам и труженикам Русской духовной миссии в Иерусалиме совершить паломничество в Святую Землю и отметить там 170-летие со дня основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. Я имею долг передать Вам любовь и благопожелания Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, который вместе с нашей делегацией совершал молитву и у Гроба Господня, и в нашей Русской духовной миссии в Иерусалиме».

Затем митрополит Ювеналий зачитал членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству дары от Священного Синода ― копию интронизационных куколя и мантии святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, а также букет роз. «В этом году мы отмечаем 100-летие восстановления Патриаршества, и в эти дни мы вспоминаем интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Примите точную копию Патриарших куколя и мантии, в которых Святейший Патриарх Тихон был в тот исторический момент», ― сказал митрополит Ювеналий.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы! Братья и сестры!

Я хотел бы сердечно всех вас поблагодарить за то, что вы в этот будний день собрались в таком множестве, чтобы вместе со мной помолиться. Я не праздную сегодня никакой круглой даты - просто очередная веха жизни. Но если она сопровождается общецерковной молитвой, то становится очень важным духовным моментом лично для меня. Я сознаю, что мои немощные силы укрепляются молитвой многих архипастырей, пастырей, народа Божиего.

В рядовом Евангельском чтении (Лк. 12:42-48), которое мы сегодня слышали, есть замечательные слова: с того, кому много вручено, много и взыщется. Эти слова прямо относятся, в том числе, к служению Патриарха. Патриарху многое вручено Церковью. Избирая Патриарха, Церковь надеется, что он, став во главе епископата, клира, мирян, не будет делать ошибок, которые нанесли бы непоправимый урон церковной жизни; что он будет хранить непоколебимо, неизменно веру православную; что он будет объединять епископат, клир, верующий народ; что он будет прозревать проблемы текущего времени и, опираясь на Церковь, формировать общецерковный ответ на эти проблемы. Сегодня я могу с полной уверенностью сказать: именно благодаря поддержке епископата - Архиерейского Собора, Священного Синода, - благодаря мощной поддержке народа, которую я чувствую и в молитвах, и в ваших письмах, и в ваших добрых взглядах, Церковь наша, проходящая через очень непростые исторические условия, сегодня по милости Божией укрепляется. Открываются новые епархии, храмы, монастыри, много воскресных школ, разного рода учебные заведения. Проводится значительная работа и с молодежью, и с социально незащищенными людьми - нуждающимися, инвалидами. Ведется большая воспитательная и образовательная работа, миссионеры трудятся по всему лицу нашей Церкви. Все это, конечно, наполняет мою душу радостью, но одновременно повышает и уровень ответственности. Когда у Церкви практически не было никаких возможностей, кроме совершения богослужений в храмах и монастырях, тогда и спрос был другой. А сегодня перед нами открыты возможности оказания реального духовного влияния на весь наш народ, и потому спрашивать нас будут, по слову сегодняшнего Евангелия, по максимуму: что в этих новых исторических условиях, условиях свободы для Церкви, несмотря на постоянно препятствующие церковному деланию темные силы, каждый из нас сделал и делает. Планка ответственности сегодня очень высока. И первое, что нужно нам всем, - осознать высоту этой планки и измерять свои труды не только по количеству совершенных богослужений и произнесенных проповедей, не по тому, как откликаются на наши слова верующие люди, собравшиеся в храмах, а по тому, что происходит в нашем народе и с нашим народом.

По мере возрастания возможностей для церковной проповеди многократно возрастают соблазны, которыми искушаются души наших людей. Сегодня грех не просто очевиден, хотя на протяжении всей истории люди пытались грехи скрывать, считая их чем-то непристойным, неправильным. Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом через кинематограф, через театр, через иные формы искусства. Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, поднимать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь. Конечно, я имею в виду не все искусство, но то, которое в последние годы заявляет о своей особой роли и о своем праве нести народу искушение и грех, сбивая людей с толку. К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибельных революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем.

Сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей, потому что и без того на человека оказывается слишком большое негативное воздействие, разрушающее его духовную жизнь. Сегодня время сплочения всех здоровых сил. Церковь, искусство, культура, наши писатели, ученые, все те, кто любит Родину, должны сегодня быть вместе, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации. Это видно невооруженным глазом, и нужно быть слепым, чтобы не видеть приближения грозных мгновений истории, о которых говорил в книге Откровения апостол и евангелист Иоанн Богослов. О времени том никто не знает (Мф. 24:36), но приближение или удаление этого времени зависит от нас - от Церкви Божией и от каждого человека. Тот, кто живет по правде, кто борется с грехом, - он на стороне света и правды, он своей жизнью, своим творчеством, особенно если этот человек публичный и способный влиять на других, может затормозить это сползание всего человечества в бездну окончания истории.

Наша брань действительно не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И поэтому сегодня, когда я слышу добрые слова в мой адрес, я радуюсь вашей доброте, вашей братской поддержке, но одновременно прошу и каждого из вас, братья-архипастыри и духовенство, осознать нашу общую историческую ответственность за наш народ, за нашу страну, если хотите, за род человеческий. Потому что в Русской Церкви, как и в каждой Церкви, как и в каждом приходе отображается вся полнота Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Верим, что Господь будет с нами. Но для того чтобы не поддаваться искушениям, мы должны быть сильны, мы должны быть сплочены как никогда. Единство нашей Церкви, преодоление разделений и расколов, в том числе на Украине, является важной задачей, которая стоит перед всеми нами.

Православная Церковь, терзаемая извне в самое опасное время послереволюционного бытия, претерпевала нестерпимые муки и от внутренних разделений. Но знаем, что Господь, проведя народ наш через многие страдания, Церковь нашу через Голгофу, силой Своей даровал Церкви единство, а в народе возродил веру. Верим, что и сегодня Господь наш, Спаситель и Промыслитель мира, сохранит нас в единстве, восстановит единство там, где оно разрушено, всех нас укрепит в вере, народ наш - в благочестии, и даст возможность проводить мирную жизнь в вере, надежде, любви, своими трудами утверждая Божию правду в истории, а значит, приостанавливая действие темной силы, обращающее человеческую историю в движение к пропасти. И да поможет нам во всем этом Господь. Благодарю вас всех за ваши святые молитвы».

По окончании богослужения в Храме Христа Спасителя состоялся прием в честь дня рождения Его Святейшества. Со словами поздравления выступил президент Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельский, было зачитано приветствие Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

В Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви принял поздравления от епископата, столичного духовенства, монашества и мирян. Поздравить Святейшего Патриарха Кирилла также прибыли председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, заместитель председателя Правительства РФ О.А. Голодец, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, мэр Москвы С.С. Собянин и др.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси сегодня отмечает 70-летний юбилей. в Храм Христа Спасителя приехали главы поместных православных церквей. Вместе с Кириллом они отслужили большую литургию. Поздравления предстоятелю направили и . А днём ранее стало известно о награждении Кирилла орденом "За заслуги перед Отечеством" Первой степени.

Даже в день рождения патриарх Кирилл на работе. Проводит божественную литургию в Храме Христа Спасителя. На ней присутствуют тысячи прихожан и редкий случай — представители всех поместных православных церквей. Гости из Грузии, Сербии, Израиля, Польши, Чехии, США. Большая православная семья едина, несмотря на государственные границы и большие расстояния. Поздравления святейшему Патриарху от Священного Синода зачитывает митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Звучат пожелания здоровья и духовных сил в столь важной и непростой миссии. Патриарх Кирилл произносит слова благодарности, обращенные не только к тем, кто находится в храме. На Патриарха возлагают Орден святого апостола Андрея Первозванного — высшую награду Русской православной церкви. Присутствующие трижды произносят "аксиос" - "достоин". Коллекцию наград юбиляра пополнил Орден за заслуги перед Отечеством 1 степени. В поздравительной телеграмме президент Владимир Путин отметил огромный вклад Патриарха Кирилла "в развитие межрелигиозного и межнационального диалога, укрепление мира и общественного согласия в стране".

Поздравления направил и премьер-министр Дмитрий Медведев. На божественную литургию в Храм Христа Спасителя приехал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. На эту особенную службу прихожане стали собираться задолго до ее начала. Тысячи людей спешили в главный православный храм страны. Кто-то с теплотой вспоминал о встречах с юбиляром.Большинство людей, пришедших в ХХС, с патриархом Кириллом лично не знакомы, но посчитали важным в день его рождения обязательно попасть на божественную литургию.

Для Патриарха Кирилла день рождения — не только повод принимать поздравления, но и возможность обсудить актуальные проблемы. В ближайшие дни предстоятель Русской православной церкви проведет несколько встреч с зарубежными гостями. Среди вероятных тем — гонения на христиан в некоторых странах, разрушение святынь, необходимость сохранения семейных ценностей.

Призвал деятелей культуры «не сбивать людей с толку», чтобы в России не повторились революционные события столетней давности, передает .

Он отметил, что сегодня «грех демонстрируется самым притягательным способом — через кинематограф, через театр». «И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь», — приводит агентство слова из проповеди патриарха после литургии в храме .

Глава Русской православной церкви уточнил, что имеет в виду не все искусство, а то, которое в последние годы заявляет о «некой своей особой роли, об особых правах нести народу искушение и грех».

Патриарх посетовал, что творческая интеллигенции «повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибели — революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем».

По убеждению главы РПЦ, «сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей».

«Это уже видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов», — сказал патриарх. При этом он напомнил, что, согласно христианскому вероучению, приближение и удаление конца света зависит от нас самих, и призвал «затормозить наше сползание в бездну окончания истории».

Эта проповедь была прочитана патриархом в понедельник, 20 ноября, в день его рождения. Патриарху всея Руси, главе Русской православной церкви Кириллу (в миру Владимиру Михайловичу Гундяеву) исполняется 71 год.

Президент России Владимир Путин лично поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения. Путин поблагодарил патриарха за служение и пожелал «всего самого, самого доброго, здоровья». «Поменьше работать», — добавил . Он также подарил патриарху Кириллу картину с изображением Успенского собора в Кремле.

Патриарх в свою очередь поблагодарил президента за поддержку сотрудничества между и государством.

Патриарха поздравил также и президент Белоруссии . Белорусский лидер подарил священнослужителю букет минских роз и картину белорусского художника Антона Вырво с изображением Свято-Никольского гарнизонного собора в Бресте.

Еще один подарок, приготовленный для патриарха — издание книги «Мысли. Высказывания. Суждения», автором которой является сам Кирилл. Презентации книги, подготовленной в печать Русской экспертной школой, запланирована на понедельник сегодня в храме Христа Спасителя.

Выпуская книгу изречений патриарха церковь не забыла сделать скидку на современность и заявила о переводе еще не выпущенного произведения в электронный формат в виде сайта с емким названием «Патриарх говорит».

Патриарх Кирилл родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Будущий патриарх принял постриг и священный сан в 1968 году. Всего через восемь лет он уже получил титул епископа Выборгский, викария Ленинградской епархии, управляющего патриаршими приходами в Финляндии.

В 1984 году Кирилл становится архиепископом Смоленским и Вяземским. В 1991 году, после развала СССР священнослужитель получает статус митрополита Смоленского и Калининградского.

1 февраля 2009 года Кирилл был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.

Формально патриарх не является политиком, однако по своему влиянию одна из крупнейших общественных фигур в стране. Сегодня многие воспринимают его как консерватора, хотя вначале его правления на него возлагали надежды как на модерниста. Патриарх Кирилл умеет находить общий язык с любой аудиторией — ему приходилось выступать и перед студентами, и перед байкерами. Несколько лет он вел на телевидении передачу «Слово пастыря», которую с интересом смотрели не только верующие.

Из воспоминаний будущего Патриарха Кирилла о своей жизни, которыми он поделился в фильме «Митрополит», снятом к его 55-летию. «Сложный жанр» – именно так будущий Патриарх назвал интервью в самом начале фильма.

В атмосфере любви и верности
Родился я в первый послевоенный год в Ленинграде. Отец в то время был инженером на военном заводе, мать – учительницей немецкого языка в средней школе.
Через год после моего рождения в семье произошли очень большие перемены: отец становится священником. В то время это было довольно неожиданным поворотом в судьбе человека. Но у всего этого была своя предыстория. Дед (отец моего отца) был человеком глубокой веры, сильный духом. В послереволюционные годы он оказался на Соловках и был одним из первых соловчан. После этого судьба его сложилась трагически. Дед около 30 лет провел в тюрьмах и ссылках, имея семью в восемь человек детей. И конечно, он очень сильно повлиял на всю семью и на моего отца.
Папа с мамой познакомились в храме Киевского подворья в Ленинграде. Они оба пели в хоре, полюбили друг друга и решили вступить в брак. А за несколько дней до свадьбы отца арестовывают и отправляют на Колыму. Получилось так, что и он прошел путем деда... В 1947 году Владыка Григорий его рукоположил, направив в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, находящемся неподалеку от нашего дома. Мы жили на Васильевском острове.
У папы и мамы было трое детей – старший Николай, я и младшая сестра Елена. Все мы встали на путь служения Церкви. Отец наш был книголюбом. Мы жили очень скромно, в коммунальной квартире, но папа сумел собрать прекрасную библиотеку. Она насчитывала более трех тысяч томов. В юности я прочитал то, что большинству наших сограждан стало доступным только уже в период перестройки и в советское время. И Бердяева, и Булгакова, и Франка, и замечательные творения нашей русской религиозной и философской мысли начала XX века. И даже парижские издания...

«Если Вы согласны с тем, чтобы я в галстуке ходил в церковь, то готов его повязать...»
Я учился – и неплохо – в передовой школе. По всем статьям должен был стать пионером. Но не считал это возможным. Помню, меня пригласила для разговора директор школы. А я сказал ей:
– Если Вы согласны с тем, чтобы я в галстуке ходил в церковь, то готов его повязать.
Она, конечно, ответила:
– Нет.
Можно себе представить ситуацию – тысяча детей в школе, и один мальчик без галстука. Я все время находился в состоянии готовности ответить – почему этого не сделал...
Атмосфера в нашей семье была удивительной. Я почти не помню, чтобы папа с мамой ссорились. Это был очень счастливый брак. Думаю, что и атмосфера, царящая дома, и ситуация в школе, сопровождающаяся некоей конфронтацией, – все это и привело меня к принятию решения стать священником.
Уже в 15 лет у меня были четкие убеждения и представление о будущем. В этом возрасте я ушел из дома и стал жить самостоятельно. Но ушел не потому, что было что-то не так. Я не мог, чтобы родители все время заботились обо мне материально. Испросив у них благословение, я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе. Я оказался в среде глубоко верующих людей. Это была петербургская интеллигенция, давшая мне довольно много. Эти люди приучили меня к серьезной музыке. Мы часто ходили в Мариинский театр, в филармонию. Общение с ними усилило мой интерес к поэзии, к художественной литературе.

Владыка всех нас защитил от этих холодных ветров
Помню, был троллейбус № 1, который шел по всему Невскому проспекту. Никогда не забуду этого момента – я ехал и отсчитывал эти остановки. С трепетом священным вошел я тогда в здание Духовной семинарии на Обводном канале. Здесь тогда размещалась епархия. Владыка Никодим ютился в маленьких комнатках. Войдя в кабинет и увидев его, я поразился. Было впечатление, что он меня уже давно знает. А я как будто с другом встретился. Помню этот пронзительно-проницательный взгляд. Передо мной был очень сильный человек, с невероятной силой воли и ума. Поскольку я хотел вначале пойти учиться в университет, то спросил его:
– Как мне поступить, Владыко?
Он задумался и сказал:
– Знаешь, я бы тебе не рекомендовал. Физиков много в нашей стране, священников мало. Поступай прямо в семинарию.
Никогда я не жалел о том, что послушался.
Семинарию и академию готовили к закрытию. Осуществлялся довольно жесткий отбор студентов. Делалось это при активном вмешательстве властей. И начиная с 1960 года в семинарию брали очень мало слушателей. Причем принимали людей очень низкого интеллектуального уровня, чаще всего – душевнобольных. А те, кто учился в академии и заканчивал ее, – были молодые, здоровые, симпатичные, достаточно развитые люди. И эта граница воспринималась мною видимым образом. Входишь, бывало, на трапезу: за столами «гудят» полные академические курсы: четвертый, третий, второй. Первый – уже поменьше. А за семинарскими столами – мрак и уныние. Мне было очень тяжело.
Неизвестно, чем бы дело закончилось, если бы опять-таки не Владыка Никодим. Пока он был жив, мы не чувствовали давления власти, о котором поговаривали все. Владыка всех нас защитил от этих холодных ветров. Мы были как в оранжерее с очень доброжелательной атмосферой, благоприятствующей нашему росту. Когда он умер, эта атмосфера в мгновение разрушилась. И я почувствовал не просто дуновение, а штормовой удар этих ветров. Только тогда понял, чем же был Владыка Никодим...
Человек жил такой глубокой литургической, подвижнической жизнью. Будучи совсем больным, Владыка Никодим не мог стоять перед престолом. Но молитву не оставлял. И мы принесли престол к нему в келью. Учиненный им иеромонах каждый день совершал Литургию, и Владыка причащался. Он пользовался абсолютной поддержкой и любовью народа. Это особенно проявилось, когда он умер. Это было что-то потрясающее. В моей памяти – десятки тысяч людей в «атеистическом» Ленинграде...

Особенности Петербургской богословской школы
Я пришел в очень трудное время. Практически все профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, столпы наши, сошли. Отблески былой славы, конечно, присутствовали в жизни академии 60-х годов. И по ним мы могли понять, что такое Петербургская богословская школа. Она была более миссионерской, а значит, и более открытой. Если смотреть с точки зрения диалога цивилизаций, Петербург – это интересное место. Здесь Русское Православие лицом к лицу встретилось с западноевропейской культурой, с этим мощным партнером. Что могло произойти? А то, что западная культура, кстати, и инославие, присутствовавшие в Санкт-Петербурге, могли если не раздавить Православие, то оттенить или оттеснить, показать ему его место. А ведь ничего подобного не произошло. Православие соединилось с этой культурой. И оно не изменилось, не перестало быть русским. Стало ясно, что Православие – это вселенское явление, не привязанное к одной культуре или одному народу. Это вселенская вера, Вселенская Церковь, которая может работать, действовать и оплодотворять любую культуру, – вот опыт Петербурга. Подобная нацеленность на диалог с миром подталкивала соответствующее богословское развитие. Надо было сохранить эту связь времен. А с другой стороны – уже дать импульс для нового развития школы. И мы делали это. Сокровенно, но с полным пониманием того, что это необходимо сделать. И результат, думаю, был положительный. Да, было недопонимание. Но не оппозиция, которой вообще в Церкви не было. Достаточно сказать, что в то время председателем Учебного комитета был Святейший Патриарх Алексий. Тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский, Его Святейшество, находясь в Москве, полностью поддерживал все происходящее в академии. Я к нему приезжал с учебными планами, показывал, и он со всем был согласен.

«Только потом мы узнаем, зачем все это нужно было...»
Я был ректором 10 лет. А перевели в Смоленск в один день. Это, конечно, была отставка. Кстати, первый человек, который меня правильно настроил, был Святейший Патриарх Алексий, бывший тогда управделами. Когда я приехал к нему, Святейший сказал слова, которые я до сих пор помню:
– Владыко, никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было быть, но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было.
Сейчас из архивных источников стало известно, что инициаторами моего внезапного перевода из Ленинграда в Смоленск были светские власти.
В Смоленске, в соборе, особенно возле чудотворного образа Одигитрии, я многое понял. Все мое существо охватил тогда какой-то духовный трепет. Я подумал – Господь меня привел сюда совсем не случайно. Я вспомнил, как в детстве стоял перед чудотворным образом Смоленской иконы Божией Матери – на левом клиросе храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде... Тогда у этой иконы я обратил свои первые молитвы к Богу. Рядом стояла мама. Помню отца, совершающего Литургию...
Словом, то, что во всем была рука Божия, я почувствовал буквально с первого дня своего пребывания в Смоленске. Благодарю Бога за то, что Он провел меня через этот опыт архиерейства в бедной епархии. Через все это надо было пройти. Лицом к лицу я столкнулся с разрушенной церковной жизнью нашей провинции... Эти полупустые и пустые деревенские храмы с разбитыми стеклами, проломанной крышей. До них приходилось добираться пешком по колено в грязи или на какой-нибудь телеге. С Божьей помощью к началу перестройки мы восстановили деревенские храмы Смоленщины. Потом начали открывать и новые приходы.
Если есть в народе желание построить храм, он будет построен. Потому как бы в воле народной отображается воля Божия. С каким же энтузиазмом, с каким рвением люди приступили к строительству храма – живого символа, объединяющего всех смолян...

Защитить Церковь перед властью
Отдел внешних церковных сношений был создан в 1945 году, когда перед Россией и Церковью встала задача возродить и вернуть русское православное влияние в мире. Возглавивший отдел митрополит Крутицкий Николай взял на себя труднейший подвиг и нес его не сгибаясь.
А вот когда Владыка Никодим возглавил отдел, начался рост учреждения. Ведь отделу нужно было, в первую очередь, защитить Церковь перед властью. Он оказался в этой пограничной сфере церковно-государственных отношений. В основном оборона на общецерковном уровне осуществлялась именно из этих «окопов». Главной задачей епископов 60-х годов было остановить гонения. Вспомним Владыку Никодима, Святейшего Патриарха Алексия, Владыку Питирима, Владыку Минского Филарета, Владыку Ювеналия, Владыку Гермогена (Орехова). Я мог бы еще называть многие имена. Люди были отчасти разных взглядов и убеждений. Одни – больше традиционалисты, другие более динамичны в своей миссии и в диалоге с миром. Но это была группа единомышленников. И благодаря этому мы выжили.
Если все выразить в военных категориях, то перед тем как пойдут передовые отряды в наступление, должен быть подготовлен театр военных действий. Должны быть данные военной разведки, изучение местности, нужно навести, так сказать, соответствующие орудия, а потом уже пускать передовые отряды. Все то, что предшествует собственно миссии Церкви, – это Отдел внешних церковных сношений.
Мы живем не в эпоху Иоанна Златоуста, а в эпоху секуляризации. Не формальной секуляризации – отделения, так сказать, светского от духовного. Фактической секуляризации сознания, жизни людей. Церковь даже религиозными людьми нередко оттесняется на периферию. Для многих Церковь – это только храм, в который они ходят раз в неделю, в лучшем случае. Некоторые, считая себя верующими людьми, приходят сюда иногда раз в месяц, раз в год, даже раз в жизни... И сейчас обращение к людям должно быть уже иным. Нужно исцелять сознание, человеческие сердца. Церковь должна открыть себя навстречу этим, во многом духовно больным, людям.

Тогда я отдал себя в руки Божьи
Один очень мудрый ленинградский священник, Царствие ему Небесное, отец Евгений Амбарцумов, который преподавал у нас в духовной академии, узнав, что я подал прошение о монашестве, сказал мне:
– Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал?
– Да, но не до конца.
– Ты же решил судьбу не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати, и сорока-, и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего, и семидесятилетнего старика. Ты за всех них сказал «да». А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний будет потом плеваться на тебя?
– Не знаю. На это у меня нет ответа.
Тогда я отдал себя в руки Божьи. Как бы проведя черту, сказал себе: «27 марта 1969 года – это тот день, когда я должен решить. Если к этому времени не женюсь, принимаю монашество». Получилось так, что не женился и принял монашество.
Конечно, человек остается человеком, но все зависит от стиля жизни. Владыка Никодим меня учил:
– Ты никогда не справишься со своими проблемами, если у тебя будет много свободного времени. Сделай так, чтобы у тебя его никогда не было.
У самого Владыки не было, и у меня с тех пор свободного времени нет...
В детстве, а это было во время Причастия, я немного потерял ориентир и случайно прошел через Царские врата. Мама, конечно, ахнула, взяла меня за руку, повела после Литургии к настоятелю и сказала:
– Батюшка, произошло что-то невероятное. Вот сыночек вышел из Царских врат на солею.
Отец на меня так посмотрел, улыбнулся, замахал руками и сказал:
– Архиереем будет…

Свой день рождения отмечает Святейший патриарх Кирилл.

"Господь всегда посылает человеку какие-то и трудности и радости, чтобы человек не забывал Творца. Когда было установление церковного служения, Господь через Моисея и пророков указал, как все должно быть. И ничего не изменилось в Новом Завете. В Ветхом были патриархи, пророки - и в нашей Святой Вселенской Православной Церкви есть первосвятители, которые равны всем по чести, но из числа епископов избирается первый", - отметил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

По его словам, Господь поставляет своих людей в свое время. "Так сталось и с нашим первосвятителем - Святейшим патриархом Кириллом, который пришел в мир 20 ноября 1946 года - в послевоенные годы, годы лишений, голода, холода. Он воспитывался в благочестивой семье, в семье исповедников и мучеников", - рассказал Владыка Павел.

От голодной смерти семью спасла вера

Семья Гундяевых на богомолье в Успенском Пюхтицком монастыре

Для понимания личности патриарха, хотелось бы более детально остановиться на его родных и близких, на той среде, в которой он вырос. Его дед - Василий Степанович - работал машинистом-механиком в железнодорожном депо в городе Лукоянов. Он женился на уроженке села Лада Параскеве Ивановне, они вырастили восьмерых детей - семь родных и одну приемную дочь.

Василий Степанович был глубоко верующим человеком и почти весь свой заработок отсылал на Святую Гору Афон, где его род записан на вечное поминовение в монастырях.

У них в семье была огромная библиотека, которой могли пользоваться все односельчане. Детям с детства прививали набожность и любовь к молитве.

Когда к власти пришли большевики, Василий Степанович стал активным борцом против обновленчества, за что и был арестован в 1921 году. За более чем двадцать лет, с перерывами, он прошел 47 тюрем и 7 ссылок.

В 30-х годах, когда свирепствовал голод, по воспоминаниям Параскевы Ивановны, она поняла, что с оставшейся горсточкой муки жить им осталось недолго. Но помнила слова мужа, что пока он несет свой крест во имя Христово, они будут живы. Той ночью раздался стук в окно, и голос за окном: "Хозяйка, принимай груз". Она выходит, а на пороге мешок муки, который и спас многодетную семью от голода.

В 1950-х годах Василий Степанович был рукоположен в сан священника и несколько лет служил в Башкирии, на приходе. Упокоился отец Василий в 1969, в возрасте 90 лет, а отпевание совершали его сын, протоиерей Михаил, и два внука - иерей Николай и иеромонах Кирилл, студент духовной семинарии, ныне Святейший патриарх.

Арест отца и "покушение" на Сталина

"Надо сказать, что первым священником в их семействе стал Михаил - отец будущего Патриарха. После окончания средней школы Михаил проходит послушание у местного архиерея в Лукоянове, а затем поступает учиться на Высшие богословские курсы в Ленинграде, где преподавали прекрасные специалисты, профессора, которые лишились работы в светских вузах по причине неприятия новой власти", - рассказал настоятель лавры.

Дети семьи Гундяевых

Учась на курсах, он еще пел в хоре на подворье Киево-Печерской лавры в Ленинграде. Так он попал в поле зрения органов НКВД, у него провели обыск, нашли конспекты лекций. "И даже само упоминание о Боге уже давало повод для обвинения в политической нелояльности", - с сожалением добавил митрополит Павел.

Арестовали его в 1934 году за активную деятельность на приходе. Причем арест произошел за несколько дней до свадьбы Михаила с Раисой Владимировной Кучиной, с которой он познакомился на Киевском подворье в церковном хоре, она была студенткой Института иностранных языков.

"Была даже попытка обвинить его в подготовке покушения на Сталина, - рассказал Владыка Павел. - Но категорический отказ оговаривать себя и других привел к тому, что он получил три года лагерей на Колыме".

Выйдя на свободу, Михаил трудился на предприятиях Ленинграда, пройдя путь от токаря до начальника цеха. В дни блокады сооружал оборонные укрепления вокруг города.

В 1947 году было подано прошение о рукоположении к митрополиту Ленинградскому. Его рукоположили, вначале во диакона, затем в иерея, а служил он в храме Смоленской иконы Божьей Матери на Васильевском острове.

Государство налагало на священнослужителей непосильные налоги, а в 1949 году начал четко вырисовываться антирелигиозный курс. С огромным трудом выплачивая такие суммы, семья жила весьма скромно, иногда даже претерпевала нужду.

Популярность среди населения у отца Михаила была велика, что весьма не нравилось светскому начальству. В 1951 году он был переведен в Спасо-Преображенский собор, в 1957 году - возведен в сан протоиерея. Затем были 10 лет служения настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского в Красном селе, после чего отца Михаил снова вернулся в Ленинград, где был настоятелем Серафимовского храма.

Его очень любили прихожане и отзывались, как о скромном и отзывчивом батюшке, прекрасном проповеднике. Упокоился протоиерей Михаил в 1974 году. И как при жизни его окружало множество людей, так и в последний путь его пришли проводить большое количество народа.

Выбор жизненного пути

"Та духовная атмосфера, которая была в их доме, семье, отложила отпечаток и таким образом определила выбор жизненного пути сыновей протоиерея Михаила - Николая и Владимира (будущий патриарх Кирилл). В то время каждый человек, поступающий в семинарию, подписывал себе приговор. Безбожная мясорубка - советская власть, да и сегодняшний безбожный мир всегда чинили людям какие-то преграды и препятствия. Но Господь ведет своих людей", - уверен Владыка Павел.

Будущий патриарх в студенческие годы с наставником - митрополитом Никодимом

Владимир окончил школу, встретив на своем жизненном пути человека, который очень много сделал для Церкви - уже ныне покойного митрополита Никодима (Ротова), который сказал: "Ты должен быть в Церкви".

"Иметь послушание в этом мире своему наставнику - это велико и славно. Будущий святитель патриарх Кирилл последовал воле владыки Никодима и руководствуется до сегодняшнего дня его заветами и наставлениями", - поведал митрополит Павел.

Поэтому самое главное - не что скажут люди, но что о тебе скажет Бог.

Святейший патриарх Кирилл прошел от самой низшей ступени, иподьякона, чтеца и дошел, по волеизьявлению Господнему и по избранию епископата, мирян, монашествующих, до Первосвятителя РПЦ. Патриарха самой большой Церкви в мире".

"Мы часто думаем, по своей греховности, что подкупили, сагитировали, кто-то другой был бы лучше… Запомните, друзья мои, если Небо не захочет - земля никогда не принесет плода. Человек - лишь орудие в руках Божьих, который претворяет в жизнь волю Господню. Поэтому мы благодарим сегодня Бога за достойный выбор патриарха Кирилла - человека, который сделал очень много для Церкви и народа. И как человек тоже имеет немощи, но мы должны помочь ему на жизненном пути. Чем? Своими молитвами, своей любовью, своим послушанием", - прихвал настоятель лавры.

В 2013 году Святейший патриарх Кирилл поклонился . Его сопровождал наместник лавры, митрополит Павел.

"Ваше Святейшество! В первую очередь, благодарим Бога за то, что он дал Вашим родителям Вас. Благодарим Бога, что поставил Вас пасти стадо Русской Православной Церкви. А патриарх любой Поместной Церкви несет послушание не только народу Божьему, он несет послушание Богу, он проповедует и живет своей жизнью, укрепляя те истины, которые нам необходимы. Давайте мы посмотрим историю Вселенских Соборов. При принятии решений были "за" и "против", но епископат, предстоятели поместных Церквей, они утвердили и написали, ведомые Духом Святым, нам истину непреложную. И без воли Божьей ничего не было бы. Потому, Ваше Святейшество, наш святитель и отец, я вместе с братией Киево-Печерской лавры и многая паства сердечно благодарим Вас за ревность по Бозе, за верность Церкви, за послушание Церкви, за служение нам и Богу. Пускай Господь укрепит Ваши силы, дарует Вам мудрость, без страха перед миром, свидетельствовать о любви Божьей", - отметил в заключение Владыка Павел.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные