Сделать автомобильный холодильник своими руками лучше всего на элементах Пельтье. Устройство такого холодильника значительно проще, чем привычного для нас агрегата с компрессором и фреоном в качестве хладагента. Несмотря на то что компрессорный холодильник имеет более высокий КПД, чем работающий на основе эффекта Пельтье, последний предпочтительней использовать в автомобилях. Так как он обладает другими немаловажными преимуществами: меньшими габаритами и бесшумной работой.
Компрессорная климатическая техника все же используется в автомобилях, например, кондиционер. Объясняется это тем, что кондиционер охлаждает большой объем и его не удастся сделать на основе эффекта Пельтье. К тому же кондиционер должен отводить тепло из салона автомобиля дальше, чем позволяет конструкция элемента Пельтье. Если вам достался старый домашний кондиционер, не спешите радоваться, так как вряд ли вам удастся сделать из него автомобильный холодильник.
Эффект Пельтье заключается в том, что при протекании электрического тока через контакт двух полупроводников с различными типами проводимости (p-n переход) в зависимости от направления тока происходит либо его охлаждение, либо нагревание. Объясняется это взаимодействием электронов с тепловым колебанием атомов кристаллической решетки. А при прохождении тока через последовательно соединенные переходы тепловая энергия, поглощенная одним p-n переходом, выделяется на другом.
Если расположить элемент Пельтье так, чтобы один p-n переход был внутри контейнера с хорошей теплоизоляцией, а другой снаружи, то получится небольшой холодильник, которому достаточно питания от автомобильного прикуривателя. Еще один холодильник, работающий без компрессора, – абсорбционный. Сделать холодильник в машину можно и из такого старого агрегата. Но в этом случае конструкция будет зависеть, от того, что вам досталось, поэтому непременно нужно будет поменять нагреватели и терморегуляторы на 12 вольтовые.
Для изготовления корпуса вам понадобятся материалы:
Один элемент Пельтье не сможет значительно охладить большой объем, поэтому для одного термоэлектрического элемента не делайте корпус больше чем 40×40×30 см.
Для распила оргалита используйте электрический лобзик или дисковую пилу, если же их нет в вашем арсенале, подойдет и обычная ножовка с мелким зубом. Из листов МДФ при помощи уголков и вытяжных заклепок соберите коробку, которая будет корпусом вашего мини-холодильника. Уголки располагайте изнутри, чтобы заклепки удерживались надежней. Все полости в стыках между деталями конструкции заполните герметиком. После высыхания герметика оклейте внутреннюю поверхность получившегося ящика утеплителем. Используйте для этого «жидкие гвозди».
На верхние торцы стенок наклейте поролоновый уплотнитель. МДФ очень гигроскопичен, поэтому перед оклейкой корпуса его необходимо загрунтовать. Вместо грунтовки разведите водой немного ПВА (в 1 часть клея добавьте 2 части жидкости). Загрунтуйте корпус, дайте ему просохнуть и оклейте его клеенкой. Не оклеивайте дверцу, так как она является радиатором, а оклейка ухудшит ее теплоотдачу.
Для этого понадобится:
Сначала нужно изготовить из алюминия два радиатора, смонтировать между ними охлаждающий элемент и отделить их друг от друга листом теплоизоляции. Эта конструкция будет по совместительству дверкой холодильника. При наружных размерах корпуса 40×40×30 см верхний радиатор должен быть 40×40 см, так как он будет закрывать бокс, а нижний 38×38 см, потому что он должен входить внутрь. Отрежьте от листа утеплителя квадрат 38×38 см, в его центре прорежьте отверстие по размеру охлаждающего элемента и приклейте его к меньшему радиатору на «жидкие гвозди». Припаяйте провода питания к выводам элемента (на вывод красного цвета нужно подавать «+», а на черный «землю»).
Положите большой радиатор вниз, а на него, теплоизоляцией вверх, маленький так, чтобы их центры совпадали. В сантиметре от каждого угла выреза в теплоизоляции просверлите по отверстию Ø 3 мм одновременно в двух радиаторах. Смажьте охлаждающий элемент с обеих сторон теплопроводящей пастой и положите на свободный от утеплителя участок меньшего радиатора охлаждающей стороной к металлу. Накройте его большим радиатором так, чтобы ранее сделанные отверстия совпали, и стяните получившийся сэндвич винтами с гайками до сжатия теплоизоляции и касания радиаторами охладителя. Контролируйте сжатие с помощью штангенциркуля измеряя расстояние между радиаторами. Толщина элемента равна 3,8 мм. После уменьшения зазора до этой величины стягивание пластин радиаторов следует прекратить.
Прикрепите получившуюся дверку к шарнирам, а их к корпусу таким образом, чтобы при ее закрывании меньший радиатор входил внутрь корпуса. Для вывода проводов из корпуса наденьте на них подходящий по диаметру отрезок резиновой трубки. В верхней пластине рядом с контактами подключения питания охладителя просверлите отверстие размером немного меньше наружного диаметра трубки. Выведите через него провода, оставив трубочку в отверстии, чтобы провод не терся о его края. Прикрепите вентилятор к дверце так, чтобы он был направлен на нее, и подключите его к той же паре проводов. Осталось прикрепить защелку и какую-нибудь ручку для переноски устройства и генератор холода готов.
Чтобы узнать ток, который потребляет построенный кондиционер, сложите номинальный ток вентилятора с аналогичным параметром охлаждающего элемента. После этого остается только выбрать из справочника соответствующие этому току сечение провода. Фрагмент справочника достаточный для принятия решения в этом случае мы приводим ниже. При длине подключения до 2 м:
При длине подключения 3 м:
Если ваш кондиционер потребляет больший ток, чем тот, на который рассчитан предохранитель прикуривателя, придется подключить его к клеммам аккумулятора через собственную плавкую вставку. Зато вы сэкономите на разъеме для подключения к гнезду прикуривателя.
Сечение одножильного провода S после измерения его диаметра d можно посчитать по формуле – S=π * (d/2) 2 . Для определения сечения многожильного провода нужно посчитать количество жилок под изоляцией, вычислить сечение одной и умножить на их количество.
Если у вас нет штангенциркуля, диаметр одножильного провода вы можете определить с помощью обычной линейки. Для этого намотайте на отвертку 10 витков провода виток к витку и измерьте линейкой длину получившейся намотки. Поделите результат на 10, и получите диаметр провода.
Питание устройства должно быть постоянным током напряжение не более 15 В. Небольшие пульсации не мешают работе. Значит, в особых условиях самодельный кондиционер не нуждается и его можно просто подключать к бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым электрооборудованием. Для владельцев автомобилей с напряжением бортовой сети 24 В можно порекомендовать соединять два охлаждающих элемента последовательно.
Термоэлектрический охлаждающий кондиционер на основе эффекта Пельтье обладают следующими преимуществами:
Недостатки кулеров Пельтье:
Сделанный своими руками холодильник, разумеется, не заметит кондиционер либо климат-контроль, но в любом случае облегчит поездки в жаркую погоду.
Можно считать роскошью. А ведь это довольно полезная вещь. Сюда можно положить мороженое, газированную воду, перевозить любые замороженные продукты и много чего другого. В магазине за подобный девайс потребуют немалую сумму, поэтому есть смысл собрать автомобильный холодильник своими руками . К тому же это интересно, просто и в несколько раз дешевле. Еще можно сделать холодильник любой формы и размеров, чтобы он удобно вмещался на подготовленном в авто месте. По словам автора, стоимость подобной самоделки находится в пределах 1000 рублей.
В качестве охлаждающего элемента используется элемент Пельтье (это такая пластина, которая при подаче на нее напряжения с одной стороны нагревается, а с другой остывает). Также понадобится один или несколько (в зависимости от размеров холодильника) компьютерных кулеров с радиаторами. Их можно достать и бесплатно, если есть не нужные компьютеры.
Материалы и инструменты для самоделки:
- экструзионный пенополистирол;
- линейка;
- ручка, фломастер или другой пишущий инструмент;
- канцелярский нож;
- элементы Пельтье (можно купить, стоят не дорого);
- компьютерные кулеры с радиаторами;
- монтажная пена;
- провод с разъемом для прикуривателя;
- плата терморегулятора;
- паяльник, ножницы и другое.
Процесс изготовления холодильника:
Шаг первый. Изготовление контейнера
Вообще автор изначально хотел сделать термос-контейнер, который бы удерживал внутри холод. То есть для перевозки на небольшие расстояния охлажденных продуктов. Но далее контейнер превратился в полноценный холодильник.
Собирается контейнер из пенополистирола, в качестве клея используется монтажная пена. Это хорошо тем, что пена герметично заделывает все щели. Самое важно при конструировании - хорошая теплоизоляция, чем лучше будет сохраняться холод, тем эффективнее и экономнее будет работать холодильник.
Размеры можно выбирать любые, под свои потребности, автору для сборки хватило листа пенополистирола размерами 1200х600 мм и толщиной 50 мм. Лист просто разрезается по шаблону, а затем склеивается в заветную коробку с помощью монтажной пены.
Для склеивания пену наносят и ждут 1 минуту, затем нужно прижать части на 5 минут и следить при этом за тем, чтобы они не сместились. В итоге лишним будет только маленький кусочек пенополистирола, он отмечен серым цветом на схеме.
Шаг второй. Установка охлаждающего элемента
Чтобы сделать полноценный холодильник, необходим охлаждающий элемент, здесь он электрический - это элемент Пельтье. Особенность этого устройства в том, что когда на него подается напряжение, то одна его сторона становится очень холодной, а другая нагревается. Так вот, чтобы элемент Пельтье не перегорел, от его горячей стороны нужно отводить тепло. Отлично с этой задачей справляется кулер от компьютера с радиатором, который охлаждает процессор.
Максимально мощный элемент Пельтье обойдется порядка 130-150 рублей (мощность 60 Вт).
Теперь степень холода в холодильнике будет контролировать электроника , это также снизит потери электроэнергии.
Шаг третий. Сборка конструкции
В крышке холодильника необходимо проделать отверстие для установки охладителя. По форме отверстие должно быть таким как на фото. Затем швы промазываются герметиком и устанавливается конструкция из радиаторов. Важно тут не перепутать, где холодная сторона, а где горячая. Крышку предварительно можно покрасить, при этом возрастает жесткость пенополистирола.
Предлагаем статью о том, как изготовить холодильник своими руками, разобравшись в принципе его работы.
Способ выработки холода напрямую зависит от габаритов будущего устройства. При больших размерах выбирают схему с фреоном, при маленьких – электрические элементы Пельтье.
Важно! При самостоятельном изготовлении обратите внимание на второй вариант, реализуемый в домашних условиях.
Далее рассмотрим, как самому сделать холодильник для дачи и машины, работающий от USB на 12 вольт. Что можно взять от компьютера или кулера для воды? Как собрать корпус из листового материала? Как делают холодильники на аммиаке и для прицепа?
Во время работы преобразователя Пельтье две его части имеют различную температуру. При прохождении электрического тока через охладитель, на верхней половине вырабатывается тепло, а на нижней – холодный поток.
Внимание! Приобрести охлаждающее устройство можно в магазине, реализующем компьютерные комплектующие либо радиотехнические детали.
К преимуществам такого холодильника стоит причислить отсутствие:
Чтобы изготовить холодильник на элементах Пельтье своими руками, ознакомьтесь с пошаговой инструкцией. В ней подробно расписаны этапы и даны полезные рекомендации.
Для работы потребуется:
Чтобы обеспечить геометрическую точность корпуса холодильника, изготавливается шаблон. Его размеры должны соотноситься с необходимым объемом будущего устройства. Винный должен иметь высоту, достаточную для размещения бутылок.
Внимание! В качестве шаблона используют чертеж ящика или коробки подходящего размера.
Вычерченные элементы:
Собранный короб окрашивается в выбранный цвет несколькими слоями.
К внутренней поверхности холодильного устройства приклеивают утеплитель с алюминиевой фольгой, используя жидкие гвозди.
При отсутствии листов экструдированного пенополистирола можно использовать:
Для обеспечения эффективного протекания физических процессов внутри переносного мини-холодильника, монтаж выполняют в следующей последовательности:
Чтобы автомобильный холодильник обеспечил необходимый температурный режим, для охлаждения емкости используют три элемента. В качестве источника питания используют блок от компьютера. Если холодильник будет подключаться к автомобильному аккумулятору, потребуется удлинитель с разъемом для прикуривателя. Для регулирования температуры к холодильнику подключается терморегулятор.
Монтаж элемента Пельтье должен выполняться с соблюдением ряда правил. Необходимо:
Если вам нужна морозилка, стоит попытаться собрать компрессорный агрегат. Для него характерна быстрая и надежная заморозка. Самостоятельно изготовить такое устройство сложно. Надо обладать определенными знаниями и иметь в наличии компрессор, испаритель и конденсатор. Такой агрегат можно установить в прицеп машины, отправляясь на природу.
Существуют устройства абсорбционного типа. В их состав входят:
Таким образом, самый простой вариант холодильника для автомобиля – устройство на элементах Пельтье. Это оптимальное решение в ситуации, когда туристическая сумка-термос не устраивает. Походный, на 12 вольт, станет подходящим вариантом для дачи, если предусмотреть специальный переходник на 220 В.
Приступим к изготовлению!
2. Итак, начнём с контейнера-термоса. Нам потребуется один лист пенополистирола с размерами 1200х600 мм, толщиной 50 мм, канцелярский нож и рулетка. Стоимость такого листа в любом строительном магазине - 160 рублей. Разрезаем лист по шаблону, берем монтажную пену и склеиваем вот такой контейнер.
3. Вот схема разделки листа. У листа имеются бортики толщиной 20 мм, их нужно срезать со всех сторон, кроме нижней. Между собой листы склеиваются монтажной пеной. Технология проста. Наносите немного пены на место склеивания, ждете 1 минуту, плотно прижимаете листы друг к другу и далее в течение 5 минут вручную контролируете, чтобы они не сдвинулись из-за расширения пены. Главное не оставлять без присмотра. Лишним останется только небольшой кусочек пенополистирола, отмеченным серым цветом на схеме.
4. Обратите внимание на конструкцию крышки, один из больших листов со схемы сверху я разрезал на 3 части по месту при склейке, чтобы обеспечить плотную фиксацию. После этого ящик снаружи можно покрасить. Краска немного разъедает пенополистирол, поэтому лучше красить в два этапа. Получившаяся емкость весит 820 грамм и имеет невероятные показатели по теплопотерям. В такой ящик можно положить несколько килограмм замороженных продуктов и без проблем перевозить их в течение нескольких часов. Главное не смешивать замороженные и охлажденные продукты. Можно дополнить конструкцию аккумулятором холода.
5. А можно и доработать конструкцию, чтобы получить полноценный холодильник. Для этих целей мы будем использовать элемент Пельтье - термоэлектрический преобразователь, принцип действия которого основан на возникновении разности температур при протекании электрического тока. Именно такие элементы используют в серийных автомобильных холодильниках, а также автомобильных сиденьях с вентиляцией.
Стоимость одного элемента Пельте максимальной мощностью 60 вт на aliexpress - 130-150 рублей. Модель TEC1-12706. В процессе работы одна сторона элемента нагревается, другая - охлаждается. чтобы элемент не сгорел требуется интенсивно отводить тепло с горячей стороны. Для этого нам потребуется процессорный кулер с радиатором из компьютерого магазина, стоимостью 250 рублей. Для улучшения циркуляции воздуха внутри холодильной камеры и исключения обмерзания радиатора я решил установить вентиляторы с обеих сторон. Также нам пригодится терморегулятор с внешним термодатчиком и реле, стоимостью 170 рублей, которое позволит контролировать заданную температуру внутри контейнера. Ну и провод удлинитель с разъемом для автомобильного прикуривавтеля за 100 рублей.
Итак, приступаем к сборке.
6. Элемент Пельтье с использованием термопасты (идет в комплекте с кулером) устанавливаем между двумя алюминиевыми радиаторами. Здесь стоит отметить, что можно повысить температурный градиент установки, если сделать сборку последовательно установленных 2 или 3 элементов Пельтье. Таким образом, чтобы один элемент Пельтье охлаждал другой. В таком варианте в контейнере реально получить отрицательную температуру до -18 градусов по Цельсию. По периметру между элементом прокладываем кусочек вспененной теплоизоляции.
7. Между собой радиаторы соединяем штатными пластинами крепления к материнской плате, соединив их с помощью пластиковых хомутов. Это позволяет также термически изолировать друг от друга холодную и горячую сторону. Пробный запуск установки. Чем интенсивнее мы будем охлаждать горячую сторону, тем ниже будет температура на холодной стороне. Здесь вентиляторы направлены на приток воздуха на радиаторы, это менее эффективно, чем если их перевернуть на выдув. В импровизированной коробке удалось добиться температуры -3 градуса, при температуре окружающей среды +26. На фото хорошо видна модель кулеров, их преимущество в большой площади опорной площадки радиаторов. А в качестве теплоизоляционной прокладки я использовал кусочек от теплоизоляции для круглых труб.
8. Теперь займемся интеграцией термоэлектрического преобразователя в новую крышку для контейнера. Для удобства размещения всей конструкции увеличим толщину крышки до 100 мм (2 листа пенополистирола). На этой фото хорошо видно прокладку по периметру между двумя радиаторами.
9. Художественная резка по пенополистиролу и обработка наждачной бумагой. Снова красим. После покраски внешняя оболочка пенополистирола становится прочнее.
10. Швы промазываем герметиком, оба вентилятора переворачиваем на выдув. Из потенциальных доработок - возможно стоит снизить скорость вентилятора на холодной стороне (сейчас оба вентилятора работают с максимальной скоростью).
11. Рядом на корпусе устанавливаем плату терморегулятора и фиксируем провод питания таким незатейливым способом. Сначала прижимаем пластиной с помощью саморезов, затем фиксируем герметиком.
12. Контейнер в сборе. Вес контейнера без крышки - 800 грамм, столько же весит крышка с термоэлектрическим преобразователем в сборе. Общие расходы - 1000 рублей и пара часов времени. Испытания с охлвжденными продуктами в багажнике автомобиля показали способность системы поддерживать температуру на дне (!) контейнера в пределах +5 градусов Цельсия, при температуре окружающей среды +29 градусов (да, в багажнике гораздо теплеее, даже при работе кондиционера) и потреблении тока - 3 Ампера. Мне кажется, это отличный результат.
Следующий контейнер планирую сделать из 3 последовательно установленных элементов Пельтье, чтобы получить полноценную морозильную камеру.
В категории товаров для туризма, активного отдыха и оборудования для дачного домика стабильной популярностью пользуются компактные портативные холодильники. Большинство предлагаемых промышленностью изделий являются пассивными охладителями – это разного рода контейнеры с теплоизолированными стенками, удлиняющие процесс нагревания упакованной в них пищи. В отличие от них, приборы активного типа генерируют холод внутри камеры, питаясь от внешнего источника электрического тока. Чтобы сэкономить бюджет на покупке дорогостоящего аксессуара для путешествий, можно сделать автомобильный холодильник на элементах Пельтье своими руками.
Чтобы удачно поставить элемент Пельтье себе на службу, необходимо ознакомиться с теоретической частью задачи:
В основе работы элемента Пельтье лежит одноименный эффект, при котором, в зависимости от направления и силы тока, протекающего через точку контакта двух полупроводников различного состава, происходит либо выделение, либо поглощение тепла. Это явление стали использовать в радиоэлектронике для локального охлаждения интегральных матриц, диодов и т. д. Позже компактную, нешумную, недорогую и надежную деталь стали использовать как кустарную замену воздушному охлаждению процессоров ПК. Чаще всего в качестве рабочего модуля рассматривается элемент Пельтье 12703 для холодильника полезным объемом до 0,5 куб. м.
Одного элемента Пельтье 12703, работающего от 12 V, потребляющего около 3А и 28 Вт; размерами 40х40х10 мм; хватает для создания в закрытом объеме 0,5-0,7 куб. м. разницы температур в 20 градусов с окружающей средой. Деталь будет корректно функционировать только при работающем теплоотводном устройстве (металлическом радиаторе) и вентиляторе, обеспечивающем отток воздуха от него. Если запитать элемент 12703 без обеспечения оттока тепла, равно как и его аналоги, охлаждавшие мощные диоды, он может сгореть в течение минуты.
Чтобы сконструировать автомобильный холодильник своими руками, потребуется теплоизолированный бокс с твердой неметаллической стенкой. Это может быть серийно выпущенный термобокс для путешествий (пассивно сохраняющий прохладную температуру) или подходящий по размерам пластиковый, фанерный, сделанный из МДФ или подобного теплоизолирующего материала, ящик с плотно закрывающейся крышкой.
Самодельный автомобильный холодильник с элементом Пельтье потребует таких деталей, как:
Для подключения к автомобильному аккумулятору понадобятся длинные провода и разъемы (крокодилы). Не рекомендуется организовывать подключение через разъем прикуривателя, поскольку во время работы контакт сильно нагревается и может вывести из строя проводку авто. Чтобы обеспечить работу морозильного агрегата от сети на даче, следует приобрести компьютерный или другой подходящий блок питания на 12-15 V с проводами и штепселем.
Перед тем как поставить элемент Пельтье на холодильник, сделанный своими руками, следует проверить работоспособность конструкции, смонтировав ее в готовом виде на плоской дощечке соответствующего размера.
Схема компоновки деталей следующая:
Чтобы понять, какой стороной лучше поставить модуль, следует обратиться к практике обозначений «плюса» красным проводом, а «минуса» – черным. При подаче тока с плюсовой клеммы аккумулятора на красный провод модуля, будет нагреваться та его сторона, на которой расположена маркировка. При обратном подключении – противоположная.
Во время эксплуатации самодельного автомобильного холодильника следует принимать во внимание, что продукты, загружаемые в него, должны быть по возможности охлажденными, иначе аппарату придется затратить большое количество энергии и времени на то, чтобы сначала охладить их, а уже затем – поддерживать заданную температуру внутри камеры.